РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
М.Г. Селюч
Развитие региональной системы образования
в Амурской области
В основу развития образовательной политики области положено представление о том, что образование не только ведущий фактор человека и человеческих ресурсов, но и решающий фактор развития и обновления всех сфер общественной жизни региона. Поэтому сегодня областная система образования выступает звеном, интегрирующим все прочие региональные социально-экономические системы, создает региональную культурно-образовательную среду, основываясь на комплексном исследовании ситуации и реализации регионального образовательного заказа в самом широком смысле.
Адаптировать образовательную систему к новым социально-экономическим условиям и сформировать механизмы ее управления возможно через процесс ее обновления, который должен носить опережающий характер, поскольку опережающее развитие образования это не только закономерность, но и необходимое условие нормального общественного развития. Именно образование ставит пределы этому развитию и открывает новые возможности, обеспечивающие смену менталитета общества, разрушение старых, изживших себя стереотипов, открывает дорогу новому общественному сознанию, новой политической культуре, способствует обществу стать открытым и многомерным.
В итоге основными задачами, содержанием и результатами управления региональной системой образования стали провозглашение приоритета личности ребенка как высшей ценности («детоцентризм»); вариативность образования; децентрализация управления, выражающаяся прежде всего в потенциальной самостоятельности каждого уровня управления в отборе содержания образования и решения экономических проблем; поддержка и развитие творческого потенциала педагогов; раскрепощение школы и включение главного ее ресурса - свободы.
Проблемы управления образованием осложняются тем, что система образования с присущими ей качествами (целостность, прогностичность, преемственность, адаптивность, вариативность, динамичность и стабильность), не только детерминирована внешними экономическими, политическими, социокультурными обстоятельствами, но и сама обусловливает эти обстоятельства.
Очевидны проблемы и противоречия управления такой системой. С одной стороны, система образования должна гибко и динамично адаптироваться к социально -экономическим изменениям (любые изменения должны происходить с учетом существующей ситуации, вырастая из исторически складывающихся и постепенно меняющихся психолого-педагогических парадигм и технологий), с другой - являясь исходно консервативной, она должна быть прогностической и опережающей, нацеливающей учащихся на будущие (порой сложно прогнозируемые) ценности. Таким образом, идет два основных разнонаправленных и противостоящих друг другу процесса: один - внешний, сдерживающий ее развитие (снижение уровня финансирования, резкое ухудшение материально-технического и ресурсного обеспечения); другой - внутренний (самодвижение, саморазвитие, рост внутреннего потенциала, интенсивное расширение сферы образовательных услуг). Во многом процесс саморазвития стимулируется внешними факторами - потребностями рынка, новыми запросами общества и т. д. При этом наиболее сильны две тенденции - вариативность и регионализация.
Регионализация управления образованием обеспечивает социальную обусловленность образовательных программ на уровне региона, инициирует поиск важнейших со-
держательных компонентов образования на основе экологических, экономических, этно-демографических и социокультурных оснований развития региона. Географическое положение Амурской области, ее доля в общем ресурсном потенциале Дальнего Востока, создание на российско-китайской границе «северного пояса открытости», включающего несколько зон, имеющих льготный режим инвестирования, создают необходимость более глубокого изучения вопросов экологии, географии Приамурья, сопредельных государств, социально-экономического развития особенностей стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Смещение политических, экономических интересов государства от центра на восток России создает особые условия в реализации национально-регионального компонента базисного учебного плана, в сохранении единого образовательного пространства. При этом единое образовательное пространство нами рассматривается через знания: а) универсальные (знания законов наук), они всегда интернациональны и всеобщи; б) национальные знания, включающие знания об особенности культуры, языка, этноса конкретной нации, народа или народности. Таким образом, главная задача органов управления образованием всех уровней в создании единого образовательного процесса заключается в поиске путей диалектического сочетания знаний интернациональных (универсальных) с национальными, культурно-историческими. Эти тенденции побуждают образовательные учреждения области осуществлять исследовательские и прогностические проекты, стремиться к адекватности содержания и направленности образовательных процессов социально-экономическим реалиям. Анализ реальных проблем жизнедеятельности региона используется не столько для передачи учащимся предметных знаний, информации, сколько для формирования деятельностных методов мышления (рефлексии, самоопределения, целепо-лагания и др.), обеспечивающих проектирование нестандартных управленческих решений.
Принципиально важным является решение проблемы централизации и децентрализации в управлении с позиций определенных разумных границ, пределов управляемости, проявления управленческого реализма, осознания позитивной роли нестабильности и случайности в развитии системы образования.
Исходя из сказанного основными, принципами управленческого воздействия являются организация нормативно-правового обеспечения; отбор содержания образования и новых технологий; кадровое обеспечение; мониторинг системы образования; управление процессом демократизации системы образования.
В чем же заключается приоритетная роль выделенных направлений?
Первое. Организация нормативно-правового обеспечения является основополагающей, поскольку определяет региональную специфику федеральных, региональных и муниципальных органов власти и управления по функционированию и развитию образования в области.
Между тем законодательная основа, изложенная в федеральных документах (Закон РФ «Об образовании», типовые положения), дает необходимую, но все же недостаточную нормативно-правовую базу. Поэтому концепция модернизации российского образования являет собой, по сути, технологический этап в дальнейшем создании нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов, чтобы в полной мере мог быть реализован Закон РФ «Об образовании». Основные направления региональной образовательной политики осуществляются на основе постановлений главы администрации Амурской области и областной Программы развития общего, начального профессионального и среднего педагогического образования. Разработаны и утверждены законы Амурской области «О социальных гарантиях учителям общеобразовательных учреждений», «О ликвидации неграмотности среди детей и подростков», «Об оказании материальной помощи выпускникам, окончившим сельскую школу с золотой медалью», «Об обеспечении учащихся общеобразовательных школ учебной литературой», «Об утверждении Программы "Социальная защита детства" на территории Амурской области», целевые подпрограммы: «Одаренные дети», «Сельская школа», «Педагогические кадры», «Информатизация образования».
Принципиально новыми для образовательных учреждений являются процедуры разработки и регистрации уставов, оформления договоров на землю и имущество, открытие собственных расчетных счетов.
Для регламентации инновационной деятельности принято Положение об экспертном совете, предусматривающее экспертизу учебных программ, пособий и дидактических материалов, новых технологий в образовании и любой научно-методической продукции. Эта экспериментальная деятельность образовательных учреждений области осуществляется в соответствии с Положением о региональной экспериментальной площадке.
Изменение функций управления на областном уровне влечет за собой и новый функционал муниципального органа управления образованием, рекомендованный главам местного самоуправления.
Второе. Отбор содержания образования и новых технологий осуществляется через достижение нового качества образования, его соответствие современным жизненным потребностям развития общества. В педагогическом плане - это ориентация образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей через формирование новой системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, современных ключевых компетенций, что и определяет современное качество содержания общего образования.
Соответственно в образовательном процессе формирование компетентности идет одновременно с интеллектуальным воспитанием учащихся (предполагающим обогащение ментального опыта каждого ребенка в направлении роста его интеллектуальной продуктивности и роста индивидуального своеобразия склада ума), воспитанием терпимости к чужому мнению и иному стилю поведения (умению понимать и ценить мнения, которые не похожи на собственные позиции). Таким образом, общая направленность процесса обновления содержания образования определена следующими целями:
- приведением содержания образования в соответствие с изменившимися условиями общественной жизни и экономики, новой интерпретацией понятий современной функциональной грамотности и общей образованности;
- резким уменьшением негативных влияний образования на здоровье школьника;
- модернизацией образовательных технологий как неотъемлемого и крайне значимого компонента содержания образования.
Отмеченные тенденции нашли выражение в попытках определения целей образования на основе использования понятий «уровень образованности», «ключевые компетенции», «функциональная грамотность». Изменена логика формирования региональных образовательных стандартов, которые формируются от желаемых результатов, а затем уже решается задача отбора содержания, обеспечивающего возможность реализации поставленных целей. При этом желаемые результаты определяются через описание возможностей личности.
Третье. Противоречивые изменения произошли в области кадровых ресурсов -выросла доля педагогов, вовлеченных в инновационную деятельность. Кадровое обеспечение решается следующими подходами:
- аналитическим прогнозом перспектив кадрового потенциала региона, учитывающим демографическую ситуацию, перспективы развития образовательных учреждений и возможности педагогических учебных заведений области;
- созданием дифференцированной подготовки учителей в педагогических учреждениях с целью получения ими дополнительных педагогических специальностей;
- построением системы непрерывного педагогического образования, обеспечивающей организационную и содержательную преемственность подготовки педагогических кадров;
- переходом на новые формы и содержание переподготовки и повышением квалификации по педагогическим профессиям;
- аттестацией педагогических и руководящих кадров.
Особое внимание в программе переподготовки работников образования уделяется вопросам реализации психологических ресурсов людей через полную ясность относительно ожиданий, которые на них возлагаются, и самостоятельность в управлении.
Для эффективного управления учебными заведениями и образовательными программами в области реализуется проект «Современной школе - современного руководителя». Участники данного проекта - руководители образовательных учреждений и их заместители (резерв на выдвижение). Содержание программы данного проекта ориентировано на обновление психолого-педагогических знаний руководителей, на получение новых знаний в области социального управления, современных информационных технологий в образовании и формирование необходимых умений для реализации профессиональной управленческой деятельности. Проект реализуется на принципиально новой основе. Комплектование участников осуществляется по командному принципу из одного образовательного учреждения: руководители и все его заместители. Такой подход предпочтительнее в плане устойчивости результатов учебы, повышения эффективности последующей совместной работы участников и внедрения инновационных технологий в образовательном процессе. Если руководитель, участвующий в переподготовке только как один представитель от организации, искренне стремится реализовать свой потенциал, а изменения, происшедшие в нем, не согласуются с нормами, ценностями и ролевыми ожиданиями, присущими его управленческой команде, то осуществить новые подходы в управлении в таких условиях чрезвычайно трудно.
Напротив, если команда управленцев одного учреждения участвует в профессиональной переподготовке, то она уже может стать в своем учреждении своеобразным ядром, инициирующим нововведения, ориентированным на работу по-новому, способным кардинально изменить психологическую обстановку в организации. Одной из задач проекта является создание мотивации руководителей на принятие новых форм психологической работы с персоналом их учреждений.
В содержании профессиональной подготовки руководителей значительное место отводится тренингам личностно-профессионального самосознания - когнитивной, аффективной и поведенческой - и позволяет в конкретных ситуациях взаимодействия и общения отработать навыки коммуникативной саморегуляции, составить собственную программу роста как личности, так и профессионала-руководителя.
Четвертое. Для оценки качества школьного образования важно ответить на вопрос о том, к решению каких проблем готовит учащихся общеобразовательная школа. Безусловно, современная школа обеспечивает подготовку к профессиональному образованию, формирует способность решать образовательные проблемы. Но это не означает, что школа обеспечивает достаточную подготовку учащихся к самостоятельному решению широкого круга познавательных проблем. Как показывают сравнительные международные исследования, учащиеся нередко испытывают трудности при интерпретации различных видов текстов, решении прикладных задач, сравнении различных позиций.
С изменением идеологической ситуации возникли мировоззренческие и другие цен-ностно-ориентационные проблемы, к самостоятельному решению которых школа готовит не вполне успешно. В условиях перехода к демократическому обществу с рыночной экономикой возникла необходимость самостоятельного решения каждым человеком таких проблем, которые ранее за него решало государство. Наряду с традиционными для молодых людей проблемами самопознания и самоопределения появились проблемы самостоятельного выбора образовательного маршрута, самоиндентификации с неформальными молодежными организациями, определения своего отношения к ценностям взрослых. Ряд новых проблем обусловлен общемировыми тенденциями - ускорением темпов развития общества, переходом к информационному обществу, расширением масштабов межкультурного взаимодействия и др.
Резко повысились требования к формированию инструментальных навыков коммуникации. Сегодня это знание других языков, умение использовать интеллектуальные системы поиска и обмена информацией (компьютерная культура, Интернет-культура). Человек должен владеть искусством донести до окружающих свои мысли и чувства.
В современной ситуации возникает необходимость не улучшения традиционных образовательных результатов, а достижения новых результатов, которые заключались бы в возможности выпускников школы решать новый класс проблем. Поэтому мониторинг системы образования реализуется как комплексное, динамичное и аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения:
- образовательной среды (кадры, материально-техническое обеспечение);
- образовательных технологий;
- результатов образовательного процесса;
- эффективности и оптимальности оперативного и стратегического управления системой образования.
Основная задача мониторинга - выявление полноты и эффективности представляемых каждым муниципальным органом управления образованием образовательных услуг с целью формирования прогноза структурной оптимизации системы образования области и перестройки управления ею. Показатели эффективности работы для школы и муниципальной системы образования существенно различаются, но группы характеристик обязательно включают следующие показатели: качество образования, равенства доступа к образованию, эффективность использования ресурсов.
Пятое. Сущность процесса демократизации системы образования заключается в смене базовых отношений в сфере образования, в переходе от идеологии долга к идеологии права. Такой подход означает: расширение права детей на образование, создание системы гарантий реализации этого права; создание системы защиты прав обучающихся в образовательных учреждениях; отказ от педагогического и административного произвола на основе договорных отношений в системе образования; расширение возможностей для родителей, местного социума, заинтересованных социальных структур влиять на управленческие решения по вопросам образования; рост самостоятельных образовательных учреждений и их реальной ответственности за результаты своей деятельности.
Широкое вовлечение общественности в управление учреждениями образования приводит к тому, что содержание образования и бюджеты образовательных учреждений стали предметом рассмотрения и заботы не только и не столько органов управления образованием, сколько профессионального и местного сообществ.
Развитие государственно-общественных форм управления образованием обеспечивается городскими и районными общественными советами по образованию, попечительскими советами во всех школах области. Важную роль при этом сыграют и обязательные публикации ежегодных отчетов образовательных учреждений и органов управления образованием о своей деятельности, в том числе и об использовании бюджетных и внебюджетных средств, и т. п. Создать отсутствующую до настоящего времени единую региональную образовательную статистику возможно, так как к концу года предусмотрена компьютеризация отделов образования городов и районов области в рамках федеральной программы, проводимой Национальным фондом подготовки кадров.
Становление государственно-общественного управления - длительный процесс, развитие которого зависит от многих факторов. При определении возможностей управления этим процессом необходимо выделить имеющиеся организационно-педагогические средства управления: изменения в структуре органов управления, которые заключаются в создании подразделений (отделов, групп), непосредственно отвечающих за внедрение договорной практики, работу со средствами массовой информации, работу с депутатами, родительской общественностью. В этом случае организационная структура органов управления будет ориентировать на решение проблем демократизации управления системой образования.
© Селюч М.Г., 2003