Научная статья на тему 'О применении программно-целевого принципа управле ния развитием персонала в региональной (муниципальной) системе физической культуры и спорта'

О применении программно-целевого принципа управле ния развитием персонала в региональной (муниципальной) системе физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пасюков П. Н., Лопатин А. П.

В статье рассмотрена система подготовки физкультурных кадров в Дальневосточном регионе. Главным направлением развития региональной системы профессионального образования на Дальнем Востоке является реализация программно-целевого принципа управления развития персонала в муниципальной системе физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пасюков П. Н., Лопатин А. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О применении программно-целевого принципа управле ния развитием персонала в региональной (муниципальной) системе физической культуры и спорта»

О ПРИМЕНЕНИИ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПРИНЦИПА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА В РЕГИОНАЛЬНОЙ (МУНИЦИПАЛЬНОЙ) СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

П.Н. Пасюков, А.П. Лопатин

Сахалинский государственный университет,

институт естественных наук, г. Южно-Сахалинск

В статье рассмотрена система подготовки физкультурных кадров в Дальневосточном регионе. Главным направлением развития региональной системы профессионального образования на Дальнем Востоке является реализация программно-целевого принципа управления развития персонала в муниципальной системе физической культуры и спорта.

Управление - это целенаправленная деятельность субъектов управления различного уровня, обеспечивающая оптимальное функционирование и развитие управляемой системы (субъекта), перевод ее на новый, качественно более высокий уровень по фактическому достижению цели с помощью необходимых оптимальных условий, способов, средств и воздействий. Эффективность управления достигается оптимальным соотношением различных форм, уровней и органов управления от федерального до местного.

С точки зрения кадровых аспектов физической культуры и спорта управленческий процесс можно разделить на две части. Первая часть связана с принятием решения носителем управленческой деятельности. Она включает в себя планирование (проектирование), выработку концепции развития физической куль туры и спорта, выработку вариантов (гипотез) и применение решения вплоть до подведения итогов. Вторая часть связана с выполнением решения. Ее специфическим содержанием является работа с персоналом, поскольку эта деятельность осуществляется людьми и через людей. Она включает в себя руководство, координацию, мотивацию и контроль персонала в рамках принятого краткосрочного или долгосрочного решения.

Характер работы с персоналом в организации непосредственно определяется концепцией развития физической культуры и спорта. Она определяет общие принципы, долговременные критерии и конкретные методы профессионального развития персонала и находит свое конкретное выражение в региональных (муниципальных) программах физкультурно-педагогического образования [4].

Большой потенциал в развитии персонала заложен в реализации региональной образовательной политики, которая по своей структуре и содержанию сочетает в себе общегосударственные начала и региональные (местные) особенности [1,2, 3 и др.].

К образовательным (учебно-воспитательным) программам, обеспечивающим процессы управления

развитием персонала на региональном (местном) уровне относятся те из них, которые реализуются внутри образовательных учреждений, рассредоточенных в границах региональной (муниципальной) системы образования. Это государственные и муниципальные школы, лицеи, колледжи, вузы, институты повышения квалификации и т.п. Образовательные процессы считаются основными, поскольку задают общую специфику и выделяют систему образования в ряду других системных объектов региона (муниципального образования), таких как экономическая система, финансовая система и др. В свою очередь образовательный процесс представляет собой систему педагогической деятельности, а его результаты определяются изменениями в знаниях, способностях, отношениях, ценностных ориентациях учащихся, студентов, слушателей.

Важная роль в осуществлении региональной (муниципальной) образовательной политики отводится высшей школе. В современных условиях высшая школа выдвигается на первое место в обеспечении подготовки, переподготовки и повышения квалификации региональных кадров. Одним из значимых путей решения данной проблемы является формирование гибких образовательных структур, включающих в себя вуз (в особенности университет) в качестве головного учебнометодического центра и систему местных общеобразовательных и профессиональных учебных заведений с различными уровнями и ступенями обучения.

Особо остро в последнее время стоит вопрос о рынке труда в сфере физической культуры и спорта в Дальневосточном федеральном округе, на который влияет множество экономических и социальных факторов.

По территориям Дальнего Востока он выглядит следующим образом: Корякский автономный округ - 100 % (т.е. отсутствуют штатные работники, не имеющие физкультурного образования); Хабаровский край - 90,4 % (рост 1,3 %); Амурская область - 88,6 % (рост 1,6 %); Камчатская область -

82,1 % (спад 0,8 %); Р.Саха (Якутия) - 81 % (спад

0,8 %); Приморский край - 78,5 % (спад 0,2 %); ЕАО - 78,3 % (спад 8,6 %); Чукотский автономный округ - 75,9 % (рост 2,8 %); Магаданская область -

56.5 % (спад 3,2 %); Сахалинская область - 55,8 % (спад 21,3 %).

Распоряжением Правительства РФ от 3.07.96 г. № 1063-Р установлен норматив численности тренерско-преподавательского состава, который составляет 26 специалистов на 10 тас. человек населения. Анализ обеспеченности кадрами территорий ДФО РФ в 2002 году дает следующие показатели: Р.Саха (Якутия) -117,9% (рост 1,6%); Чукотский автономный округ -

92.5 % (рост 5,2 %); Сахалинская область - 79,6 % (рост 6,6 %); Корякский автономный округ - 73,6 % (14,4 %); Магаданская область - 69 % (рост 0,2 %); Амурская область - 64 % (рост 5,3 %); Хабаровский край - 61,2 % (рост 2,4 %); Камчатская область - 58,2 % (0); Приморский край - 55,6% (рост 2,1 %); ЕАО - 51,2 % (спад

13.5 %). В целом этот показатель по ДФО РФ составляет 69,8 % (рост 0,8 %).

Подготовку физкультурно-педагогических кадров в Дальневосточном регионе осуществляют десять вузов Министерства образования России: институт физической культуры Якутского государственного университета, Чурапчинский институт физической культуры, факультеты физической культуры и спорта Дальневосточного (г. Владивосток) и Сахалинского государственных университетов, факультеты физической культуры и спорта Хабаровского, Благовещенского и Комсомольско-го-на-Амуре государственных педагогических университетов, Уссурийского государственного педагогического института.

Специалистов со средним физкультурным образованием в системе Министерства образования готовят Александровск-Сахалинский и Комсо-мольский-на-Амуре педагогический колледжи, Анадырское педагогическое училище народов Крайнего Севера (Чукотка), Владивостокское, Спасское, Камчатское и Якутское педагогические училища.

Кроме того, на Дальнем Востоке России специалистов физкультурного профиля готовят учебные заведения Федерального агентства по физической культуре и спорту РФ - Дальневосточная академия физической культуры (г. Хабаровск), а также два средних профессиональных учебных заведения - Благовещенский техникум физической культуры и Приморское училище олимпийского резерва. Образовательные учреждения являются научными и учебно-методическими центрами по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для сферы физической культуры и спорта, комплексами физкультурно-оздоровительной работы среди населения и проведения спортивных мероприятий различного уровня.

Главным направлением в развитии региональных систем профессионального образования на Дальнем Востоке России в сфере физической

культуры и спорта, является реализация программно-целевого принципа управления развитием персонала в региональной (муниципальной) системе физической культуры и спорта, ориентация подготовки физкультурных кадров на потребности региональной (муниципальной) практики, развитие межрегионального и международного сотрудничества в этой сфере [3, Прокопенко и др.].

Большее внимание в реализации программноцелевого принципа управления развитием персонала в сфере физической культуры и спорта уделяется вопросам повышения квалификации и профессиональной переподготовки физкультурных кадров. Сложившиеся в последнее время системы физкультурно-педагогического образования включают в себя различные формы: краткосрочные курсы, стажировки, подготовка и профессиональная переподготовка, аспирантура и докторантура. Организация работы факультетов повышения квалификации в области физической культуры и спорта строится в соответствии с региональными особенностями физкультурно-оздоровительной деятельности. Комплексный подход, осуществляемый на основе разработанных программ, позволяет решать задачи повышения квалификации специалистов с учетом региональных условий [1, 3 и др.].

В Сахалинской области региональной системы непрерывного физкультурно-педагогического образования представлена в настоящее время следующими образовательными программами и уровнями подготовки [3]:

1. Допрофессиональная подготовка в спортивно-педагогических классах общеобразовательных школ, колледжей (гг. Александровск-Сахалинский, Холмск, Долинск, Южно-Сахалинск). Основная цель - профориентация учащихся на специальность «Физическая культура и спорт» и их начальная профессиональная подготовка в соответствии с критериями профессиональноориентированной личности.

2. Подготовка по программе среднего профессионального образования по специальности 0307 «Физическая культура» на базе Александровск-Сахалинского педагогического колледжа, затем их дальнейшее обучение по программе высшего образования в Сахалинском государственном университете, как по основной, так и по дополнительной специальности «Туризм». Зачисление осуществляется на основании итогов государственных экзаменов, собеседования.

3. Обучение с первого по пятый курс по специальности 033100 «Физическая культура и спорт» на отделении физической культуры и спорта Сахалинского государственного университета по дневной и заочной формам обучения. Студенты готовятся к педагогической, организационно-методической, культурно-просветительской, научно-исследовательской, управленческой деятельности в сфере физической культуры и спорта с учетом региональных и местных условий.

Психолого-педагогические аспекты физической культуры и спорта

4. Послевузовский этап совершенствования педагогического мастерства специалистов по физической культуре и спорту представляет собой обучение в системе повышения квалификации кадров и самостоятельное развитие творческого потенциала путем самообразования, участия в деятельности методических объединений, конкурсах профессионального мастерства.

Повышение квалификации физкультурных кадров осуществляется Сахалинским государственным университетом, Сахалинским областным институтом усовершенствования учителей, Сахалинским областным физкультурным диспансером, федерациями по видам спорта. Большую популярность у учителей физкультуры приобретают выездные курсы повышения квалификации, т.е. с выездом профессорско-преподавательского состава в города и районы области, позволяющие без отрыва от основной педагогической деятельности целенаправленно повышать профессиональную компетентность. Эффективны оздоровительнообразовательные программы, для различных категорий учителей, в том числе физкультурного профиля на основе природно-оздоровительных комплексов региона, когда повышение квалификации осуществляется параллельно с лечением и оздоровлением педагога.

Профессиональное развитие оказывает положительное влияние на самих работников. Повышая квалификацию и приобретая новые навыки и знания, они становятся более конкурентоспособными на рынке труда и получают дополнительные возможности для роста как внутри своей организации, так и вне нее. Получение в процессе профессиональной подготовки новых знаний способствует общему интеллектуальному развитию работника, расширяет его эрудицию и круг общения, укрепляет его уверенность в себе. Возможность профессионального развития в собственной организации высоко оценивается персоналом и оказывает большое влияние на принятие им решение работать в той или иной организации, а инвестиции в профессиональное развитие создают благоприятный климат, повышают мотивацию сотрудников и их преданность организации.

Одним из важных компонентов региональной модели непрерывного физкультурного педагогического образования в Сахалинской области является научно-исследовательская, консультативная, информационная, внедренческая деятельность Лаборатории региональных образовательных систем и педагогических технологий на базе Сахалинского государственного университета.

Лаборатория развивает интеграционные связи с муниципальными государственными и общественными физкультурно-спортивными организациями, вузами физкультурного профиля Дальнего Востока, Сибири и Урала, а также стран Азиатско-Тихоокеанского региона (Китая, Японии, Кореи и др.). Последовательное оснащение лаборатории

современной научной аппаратурой, финансирование научных проектов, позволят усилить позиции физической культуры и спорта в регионе, создаст необходимые предпосылки для развития межрегиональных и международных научных исследований.

Примерами эффективного сотрудничества Лаборатории региональных образовательных систем и педагогических технологий Сахалинского государственного университета с управлением по физической культуре и спорту г. Южно-Сахалинска в последние годы стали: проведение социологических исследований среди 2087 школьников 27 общеобразовательных учреждений г. Южно-Сахалинска по оценке мотивов и интересов, учащихся в сфере спорта; разработка «Концепции развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании "г. Южно-Сахалинск" на период 2004-2007 гг.», «Программы подготовки и повышения квалификации кадров в сфере физической культуры и спорта в муниципальном образовании "г. Южно-Сахалинск" на 2005-2007 гг.», проведение общественных слушаний по разработке рекомендаций и их внесению в стратегический план развития муниципального образования «г. Южно-Сахалинск» по направлению «физическая культура и спорт» на период до 2010 года и др. мероприятия.

Важным достижением островной системы непрерывного физкультурно-педагогического образования стало открытие в 2003 году аспирантуры по специальности 13.00.04 — «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры». Исследования аспирантов и соискателей направлены на решение многих важных вопросов теории и практики профессионального образования в специфических условиях региона (муниципального образования), развитие сахалинского спорта, оздоровительной и адаптивной физической культуры, физического воспитания в системе общего и профессионального образования, с представлением результатов в научных, учебнометодических изданиях на региональном, федеральном и международном уровнях.

Ступенчатое построение способствует эффективному решению задач профессиональной подготовки, позволяет личности получить образование на разных ступенях, дает возможность учитывать разные способности обучаемых в учебно-воспи-тательном процессе, обеспечивает горизонтальную мобильность студентов, право каждого после достижения одного из уровней образования выбрать и поступить на следующий уровень не только в своем, но и в других вузах, способствует формированию готовности личности к непрерывному образованию в течение всей жизни.

Включение в процесс регионализации высшей школы местных органов управления и самоуправления имеет принципиальное значение в развитии

современной государственной муниципальной политики в сфере физической культуры и спорта. Прежде всего, это касается органов управления образованием, которые прямо заинтересованы в координации деятельности вузов по усилению их роли в развитии образовательного потенциала региона (муниципального образования). Кроме этого, необходимо подключение к работе по регионализации высшей школы местных органов службы занятости, на которую возложена функция прогнозирования спроса на кадры на основе изучения возможных сдвигов в производстве, учета демографической ситуации и других факторов. Этот прогноз является исходной базой для последовательной ориентации муниципальных (региональных) органов управления по физической культуре и спорту в проведении ими кадровой политики.

Исследования указывают на общность проблем применения программно-целевого принципа управления развитием персонала в различных регионах Российской Федерации, определяют необходимость дальнейшего взаимодействия регио-

нальных (муниципальных) администраций и научных школ в научном обеспечении и формировании современной территориальной кадровой политики в сфере физической культуры и спорта.

Литература

1. Куликов Л.М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье. -М.: ФОН, 1995.-395 с.

2. Каргаполов В.П. Профессиональное становление преподавателя физической культуры: Дис. ... докт. пед. наук. - Омск, 1999. - 326 с

3. Пасюков П.Н. Структура и содержание

многоуровневой подготовки специалистов по физической культуре и спорту// Проблемы физического воспитания и здоровья: Материалы регион.науч.-метод.конф. - Благовещенск: БГМИ,

1994. - С. 31-33.

4. Севрук А.И.Информационное обеспечение управления качеством общего среднего образования: Дис. ... докт. пед. наук, - Тюмень, 2004. -415 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.