Научная статья на тему 'Социально-экономические факторы движения и профессионального развития персонала в муниципальной системе физической культуры и спорта'

Социально-экономические факторы движения и профессионального развития персонала в муниципальной системе физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
193
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические факторы движения и профессионального развития персонала в муниципальной системе физической культуры и спорта»

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ДВИЖЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

А.П. Лопатин

Управление по физической культуре и спорту муниципального образования, г. Южно-Сахалинск

Развитие местных сообществ, делегирование им не только прав и ответственности, но и ресурсов, в том числе и материально финансовых - одна из важнейших концепций современного развития российского общества, его возрождения и выхода из кризиса. Богатые традиции местных сообществ, выступающих в качестве активной преобразующей силы социальной жизни в городах и сельских населенных пунктах, в последнее время все чаще становятся предметом исследования, в том числе в связи с проблемой кадрового обеспечения инновационных процессов в сфере физической культуры и спорта.

Муниципальная система физической культуры и спорта - открытая система, поэтому ее персонал находится в постоянном движении. Факторы, вызывающие движение персонала, разнообразны. Сила их влияния изменчива и зачастую трудно поддается количественной оценке. По степени управляемости выделяются факторы трех групп:

- факторы, возникающие в самой организации (производственные) - величина заработной платы, условия труда, уровень информатизации педагогического процесса, перспективы профессионального роста;

- личностные факторы - возраст работников, уровень их образования, опыт работы, состояние здоровья и т.п.

- факторы, внешние по отношению к организации - экономическая ситуация в регионе, семейные обстоятельства, появление новых организационных форм физкультурно-оздоровительной работы, в т.ч. в сфере частного предпринимательства и т.д.

В целях оценки факторов профессионального развития в сфере физической культуры и спорта и формирования и реализации целенаправленной кадровой политики в муниципальном образовании г. Южно-Сахалинска, нами было проведено анкетирование тренеров-преподавателей и руководителей муниципальных учреждений дополнительного образования спортивной направленности, общественных физкультурно-спортивных организаций и объединений, осуществляющих свою деятельность на территории областного центра.

Всего в педагогическим исследовании приняли участие 76 человек: тренеров-преподавателей -

62 (мужчин - 42, женщин - 20), руководителей и их заместителей - 14 (мужчин - 10, женщин - 4).

На первом месте стоит факторы недостаточного финансирования сферы физической культуры и спорта (тренеры-преподаватели - 80,6 %, руководители - 71,2 %), обеспеченности спортивными сооружениями, инвентарем (71 % и 71,2 %), отдаленности от ведущих спортивных, образовательных и культурных центров (74,2 % и 71,2 %), что создает немалые трудности в реализации задач подготовки квалифицированных спортсменов, размера заработка (67,7 % и 50,0 %), жилищных условий (тренеры - преподаватели - 48,3 %, руководители - 43,2 %).

Среднемесячный заработок (по основному месту работы) составляет в исследуемой совокупности 5500—6000 рублей у тренеров-преподавателей и 8000-8300 рублей у руководителей (специалистов) при величине прожиточного минимума, утвержденной администрацией Сахалинской области на III квартал 2005 в 5084 руб. (для трудоспособного населения - 5436 руб., пенсионеров - 3895 руб., детей-4741 руб.).

Вместе с тем, несмотря на низкий уровень заработной платы в сфере физической культуры и спорта, материальная заинтересованность не рассматривается респондентами в числе основополагающих факторов, определяющих привлекательность педагогического (управленческого труда) в исследуемой области.

Так большинство респондентов согласились с формулировкой «нельзя забывать о заработке, но основное - смысл работы, ее общественная полезность» (тренеры-преподаватели - 61,4%, руководители - 64,2 %). 22,5 % педагогов и 35,7 % руководителей считают, что «хороша та работа, где ты приносишь больше пользы, где ты необходим». 16 % респондентов из числа тренеров-преподавателей считают что «заработок главное, но надо думать и о смысле работы». Лишь 3,2 % респондентов отметили, что «хороша любая работа, если она хорошо оплачивается».

Отдельной квартирой располагают 67,8 % тре-неров-преподавателей и 93,1 % руководителей. 12,8% тренеров-преподавателей проживают в общежитии или снимают комнату (квартиру), 6,4% проживают в квартире многосемейного заселения.

Психолого-педагогические аспекты физической культуры и спорта

Таблица

Социально-экономические факторы, вызывающие движение и профессиональное развитие персонала в муниципальной системе физической культуры и спорта

Факторы Тренеры-преподаватели, в % от числа респондентов (п=62) Руководители, в % от числа респондентов (п=14)

В значительной степени В определенной степени Не влияют В значительной степени В определенной степени Не влияют

1. Развитие общественного транспорта 32,3 29,0 38,7 28,8 21,6 42,4

2. Медицинское обслуживание 32,3 35,4 32,3 57,1 14,4 28,5

3. Бытовое обслуживание 19,4 19,4 61,2 36,0 14,4 49,6

4. Снабжение промышленными товарами 9,7 16,1 74,2 28,8 21,6 49,6

5. Снабжение спортивными товарами 64,5 16,1 19,4 36,0 21,6 42,4

6. Снабжение качественными продуктами питания 41,9 16,1 41,9 28,8 28,8 42,4

7. Условия дм проведения досуга 16,1 38,7 45,2 43,2 14,4 42,4

8. Жилищные условия 48,3 19,4 32,3 43,2 21,6 35,2

9. Материальное положение семьи 58,1 19,4 22,5 50,0 21,6 28,4

10. Размер заработка 67,7 22,6 9,7 50,0 43,2 6,8

11. Условия труда в клубе (школе) 45,2 22,6 32,2 71,2 - 28,8

12. Обеспеченность спортивными сооружениями, инвентарем 71,0 16,1 12,9 71,2 14,4 14,4

13. Неблагоприятная экологическая ситуация 41,9 22,6 35,5 36,0 21,6 7,2

14. Социально-экономическая ситуация в городе (области) в целом 45,2 16,1 38,7 28,8 64,0 7,2

15. Состояние здоровья 58,1 9,7 32,2 43,2 56,8 -

16. Финансирование физической культуры и спорта 80,6 3,2 16,2 71,2 28,8 -

17. Монетизация льгот, дискуссии о возможной отмене «северных» льгот 54,8 16,1 29,1 43,2 36,0 20,8

18. Близость границ, высокая интенсивность международных контактов 19,4 19,4 61,2 28,8 21,6 49,6

19. Отдаленность от ведущих спортивных, образовательных и культурных центров 74,2 6,5 19,3 71,2 7,2 11,6

20. Другие факторы - - - 7,2 - -

Имеют собственный дом 12,8 % педагогов и 7,1 % руководителей. Среди тренеров-преподавателей жилплощадью 4,5-6 кв .м. на одного члена семьи располагают 12,8 %, 6-7,5 кв. м. - 9,6 %, 7,5-9 кв. м. - 6,4 %, 9-12 кв. м. - 12,8 %, более 12 кв. м. - 32,2 % педагогов. Среди руководителей на одного члена семьи приходится: 7,5-9 кв.м, жилплощади - 7,1 %, 9-12 кв.м. - 28,5 %, более 12 кв.м. -64,2 %, что на порядок выше, чем в группе педагогов. Считают необходимым улучшить жилищные условия каждый второй из числа респондентов.

Как тех, так и других респондентов беспокоит возникающая время от времени в средствах массовой информации дискуссия об отмене «северных» льгот, что, в случае реализации может негативно сказаться на доходах респондентов и эффективности труда.

На вопрос «Сколько раз Вы меняли место ра-

боты» тренеры ответили следующим образом: «ни разу» - 58,2 % , 1-2 раза - 16,0 % 2-3 раза -12,8 %, 5 раз и более - 9,6 %. Среди руководителей картина несколько иная. Число тех, кто ни разу не менял места работы - 35,7 % , меняли место работы 1-2 раза - 35,7 %, 2-3 раза - 14,2 %, 5 раз и более -14,2 %.

На вопрос «Хотели бы перейти на другую работу, не связанную с физической культурой и спортом? утвердительно ответили 9,6 % тренеров-преподавателей и 14,2 % руководителей (специалистов), отрицательно - 67,8 % тренеров-преподавателей и 71,4% руководителей (специалистов). Затруднились с ответом 22,5 % тренеров-препода-вателей и 21,4 % руководителей (специалистов).

На вопрос «Если бы сложились обстоятельства так, чтобы вам снова пришлось выбирать специальность, то выбрали бы вы нынешнюю специ-

112

Вестник ЮУрГУ, № 3,2006

Лопатин А.П.

Социально-экономические факторы движения и профессионального развития персонала в муниципальной системе физической культуры и спорта...

альность?» утвердительно ответили 55,0 % трене-ров-преподавателей и 93,1 % руководителей, «нет» -16% тренеров-преподавателей и 7,1 % руководителей. Затруднились с ответом 29 % тренеров-преподавателей.

Социально-экономические факторы влияют на миграционные планы в исследуемой совокупности. По данным областного комитета статистики демографическая ситуация на Сахалине и Курилах продолжает осложняться. Численность населения Сахалина и Курил на 1 сентября 2005 года составила 5243 тысячи человек. По итогам же Всероссийской переписи населения (2002 г.), в области на островах проживали 546,7 тысячи человек. Любопытно, что 1959 г. население области составляло 649.4 тысячи островитян. За 30 лет (с 1959 по 1989 г.) оно возросло на 60,8 тысячи человек. За последующие 12 лет (1990-2002 гг.) по разным причинам число жителей островного края сократилось на 163,5 тысячи человек.

Демографические изменения, прежде всего изменение структуры населения, влекут за собой изменение представлений и системы ценностей в обществе, появление новых целевых групп, новой структуры потребностей, не только ограничения, но и новые возможности развития персонала в муниципальной системе физической культуры и спорта. Демографическое развитие следует отнести к числу факторов, определяющих структуру, содержание, направления и объемы физкультурного движения, необходимость реализации новых подходов к управлению развитием персонала.

Среди тренеров - преподавателей учреждений дополнительного образования предполагают жить и работать на прежнем месте 45,2 % респондентов, не имеют определенных миграционных планов («все зависит от обстоятельств) - 45,2 %. Предполагают выехать в другие регионы Российской Федерации, как только представиться такая возможность - 9,6 % респондентов. В свою очередь, среди руководителей (специалистов) предполагают жить и работать на прежнем месте 78,4 % респондентов,

не имеют определенных миграционных планов («все зависит от обстоятельств») - 21,6 %.

Среди руководителей значительно больше тех, кто не склонен менять место жительства и меньше тех, кто не имеет определенных миграционных планов. В определенной мере это объясняется более высоким уровнем заработной платы руководителей по сравнению с тренерами преподавателями, позволяющими компенсировать текущие расходы, характерные для территорий Крайнего Севера и приравненных к ним территорий, более высоким социальным статусом в целом, который может оказаться недостижимым при переезде в другие регионы России.

Таким образом, исследования выявили большое разнообразие социально-экономических факторов, определяющих движение персонала в муниципальной системе физической культуре и спорта, существенно отличающиеся по силе и характеру их влияния на работников. При решении задач развития персонала, прежде всего, следует иметь в виду, что интенсивность и направленность этого движения определяются в основном текучестью работников как наименее предсказуемой и трудно регулируемой частью общего потока перемещений персонала.

Литература

1. Каргаполов В.П. Профессиональное становление преподавателя физической культуры: Дис. ... докт. пед. наук. — Омск, 1999.- 326 с.

2. Манжелей И.В. Актуализация педагогического потенциала физкультурно-спортивной среды: Дис. ... докт. пед. наук. — Тюмень, 2005. - 442 с.

3. Пасюков П.Н. К здоровью через образование: проект региональной системы валеологиче-ского образования: науч.-метод, рекомендации. -Южно-Сахалинск: Сах. обл. ИУУ, 1998. - 29 с.

4. Севрук А.И. Информационное обеспечение управления качеством общего среднего образования: Дис. ... докт. пед. наук. - Тюмень, 2004- 415 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.