Научная статья на тему 'Развитие регионального механизма финансового обеспечения нотариата (на примере Волгоградской области)'

Развитие регионального механизма финансового обеспечения нотариата (на примере Волгоградской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НОТАРИАТА / ЧАСТНОПРАКТИКУЮЩИЙ НОТАРИУС / НОТАРИАЛЬНЫЙ ТАРИФ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА / БЮДЖЕТ / СУБСИДИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гончарова М. В., Щербинин A. A.

Статья посвящена вопросам развития регионального механизма финансового обеспечения нотариата. Проведенный анализ позволил определить ключевые проблемы характерные для финансирования нотариата на уровне субъекта Российской Федерации. К числу последних авторы относят: неравномерность распределения доходов нотариусов по территории региона, несоответствие законодательно установленных размеров нотариального тарифа потребностям нотариусов в денежных ресурсах, а также отсутствие механизма компенсации льгот за совершение нотариальных действий. Предложены варианты решения обозначенных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие регионального механизма финансового обеспечения нотариата (на примере Волгоградской области)»

Финансы региона

РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО МЕХАНИЗМА ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НОТАРИАТА

(на примере Волгоградской области)

М.В. ГОНЧАРОВА, доктор экономических наук, профессор кафедры корпоративных финансов и банковской деятельности Волгоградский государственный университет

А.А. ЩЕРБИНИН, ассистент кафедры налогообложения и аудита Волгоградская академия государственной службы

Статья посвящена вопросам развития регионального механизма финансового обеспечения нотариата. Проведенный анализ позволил определить ключевые проблемы, характерные для финансирования нотариата на уровне субъекта Российской Федерации. К числу последних авторы относят: неравномерность распределения доходов нотариусов по территории региона, несоответствие законодательно установленныхразмеров нотариального тарифа потребностям нотариусов в денежных ресурсах, а также отсутствие механизма компенсации льгот за совершение нотариальных действий. Предложены варианты решения обозначенных проблем.

Ключевые слова: финансовое обеспечение, частнопрактикующий нотариус, нотариальный тариф, государственная пошлина, бюджетная субсидия.

Наряду с общими проблемами, возникающими в процессе финансового обеспечения нотариальной деятельности, характерными для всех нотариусов, занимающихся частной практикой в Российской Федерации, нотариусы Волгоградской области испытывают ряд трудностей, обусловленных региональной спецификой. К последним можно отнести неравномерность распределения доходов частнопрактикующих нотариусов, предоставляющих нотариальные услуги в г. Волгограде и в остальных районах области, несоответствие ставок государственной пошлины за совершение нотариальных действий, установленных федеральным законодательством, экономическим реалиям, а именно отсутствие возможности покрывать рас-

ходы, связанные с осуществлением нотариальной деятельности, исключительно за счет поступлений денежных средств из этого источника финансирования, нет финансового механизма компенсации сумм, недополученных нотариусами в связи с предоставлением отдельным категориям лиц льгот по оплате совершенных нотариальных действий.

В настоящее время на территории Волгоградской области осуществляют свою деятельность исключительно частнопрактикующие нотариусы. По состоянию на 1 января 2009 г. в регионе было предусмотрено 111 должностей нотариусов. Рассмотрим далее обозначенные проблемы финансового обеспечения нотариальной деятельности в регионе, опираясь на эмпирический материал и результаты, которые были получены в рамках исследования, проведенного Волгоградской академией государственной службы.

Неравномерность распределения доходов нотариусов. Проблема неравномерности распределения доходов имеет глубокие исторические корни. Причем поиском ответа на вопрос о наиболее рациональном распределении финансовых ресурсов заняты не только отечественные исследователи, но и зарубежные авторы, так как с такого рода трудностями сталкиваются все хозяйствующие субъекты безотносительно к их национальной принадлежности. Эта проблема была характерна для финансовых отношений метрополий и колоний и имеет место в настоящее время при распределении национального дохода между

РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика

39

Таблица 1

Валовой доход нотариусов Волгоградской области за 2004—2008 гг., тыс. руб.

Территория Количество нотариусов, чел. 2004 2005 2006 2007 2008

г. Волгоград 48 78 022,4 81 549,6 96 723,8 122 927,5 135 842,5

г. Волжский 11 8 597,3 12 834,3 16 970,0 20 994,3 23 294,6

Районы области 52 41 158,0 51 557,9 65 859,7 81 028,9 107 771,8

Волгоградская область 111 127 777,7 145 941,8 179 553,5 224 950,7 266 908,9

столицами и регионами, областными центрами и районами, отраслями экономики, а также между отдельно взятыми хозяйствующими субъектами. С похожими трудностями сталкиваются и субъекты нотариата в Волгоградской области. В обоснование факта неравномерности распределения доходов нотариусов, занимающихся частной практикой на территории Волгоградской области, авторами была произведена группировка нотариальных контор по территориальному признаку. В ходе анализа были использованы данные, предоставленные Комитетом по статистике Волгоградской области и Нотариальной палатой Волгоградской области (табл. 1).

Как видим, наблюдаются две тенденции в отношении доходов частнопрактикующих нотариусов Волгоградской области — стабильный рост денежных поступлений из года в год и превышение выручки нотариусов, осуществляющих свою деятельность в административном центре области, над аналогичным показателем их коллег из других районов области.

Факты неравномерности распределения доходов от нотариальной деятельности наглядно иллюстрирует диаграмма (рис. 1).

Диаграмма отражает процесс постепенного выравнивания доходов частнопрактикующих нотариусов г. Волгограда и нотариусов, осуществляющих свою деятельность в Волгоградской области. Эту

2004 2005 2006 2007 2008

Рис. 1. Распределение доходов от нотариальных услуг по региону, %

тенденцию можно охарактеризовать как положительную, поскольку при наличии достаточно большого разрыва между величиной дохода «городских» и «сельских» нотариусов последние теряют стимул к продолжению профессиональной деятельности, что в свою очередь может привести к ситуации, при которой в ряде районов области может не оказаться столь важного на современном этапе развития общества института, как частнопрактикующий нотариат.

При сопоставлении доходности отдельно взятых нотариальных действий были получены следующие данные (табл. 2). Эти данные позволяют сделать вывод о том, что на начало рассматриваемого периода выручка от совершения одного нотариального действия, поступавшая в распоряжение нотариусов областного центра, на 41 % превышала аналогичный показатель районных нотариусов.

Однако так же, как и в случае с валовой доходностью, наблюдался больший темп роста этого показателя у областных нотариусов, нежели у городских, что к концу 2007 г. привело к выравниванию ситуации. А в 2008 г имело место уже превышение доходности одного нотариального действия, совершенного районными нотариусами, над величиной средней выручки за одно нотариальное действие в г. Волгограде.

Следовательно, можно утверждать, что дифференциация валовых доходов нотариусов по территориальному признаку складывается главным образом не за счет качественной разнородности нотариальных действий или существенной разницы в их стоимости, а благодаря большему объему оказанных услуг в г. Волгограде по сравнению с районами области (табл. 3). Такое положение связано как с превышением численности населения в г Волгограде над численностью населения в районах области, так и с большей экономической активностью граждан и юридических лиц областного центра, что обусловливает большую потребность в нота-

■ Г. Волгоград

■ Районы области □ Г. Волжский

1 Год

Таблица 2

Средняя доходность одного нотариального действия для нотариусов Волгоградской области в 2004—2008 гг., руб.

Территория Количество нотариусов, чел. 2004 2005 2006 2007 2008

г. Волгоград 48 127 134 146 178 193

г. Волжский 11 95 128 136 161 194

Районы области 52 90 118 136 164 212

Волгоградская область 111 104 127 139 168 200

Таблица 3

Количество нотариальных действий, совершенных нотариусами Волгоградской области в 2004—2008 гг.

Территория Количество нотариусов, чел. 2004 2005 2006 2007 2008

г. Волгоград 48 615 874 607 285 663 812 689 873 702 494

г. Волжский 11 90 253 99 921 124 621 130 112 120 322

Районы области 52 455 821 438272 484 331 492 903 508 546

Волгоградская область 111 1 161948 1 145 478 1 272 764 1 312 888 1 331 362

риальных услугах. Перечисленные факторы не могут быть существенно изменены действиями представителей нотариального сообщества или благодаря принятию каких-либо нормативно-правовых актов, поэтому авторы считают, что возможность дальнейшей корректировки доходов частнопрактикующих нотариусов по территориальному признаку отсутствует

К тому же разница в доходах несколько нивелируется тем, что у нотариусов, занимающихся частной практикой в районах области, расходы

по осуществлению деятельности при сохранении пропорций по отношению к доходам, характерным для всей Волгоградской области, на порядок ниже, чем у их городских коллег. Данные о расходах частнопрактикующих нотариусов на территории Волгоградской области представлены в табл. 4.

По данным из табл. 4 можно прийти к заключению, что расходная часть бюджетов городских нотариусов выше, чем у районных, на 76 %. Соотнесение сведений о затратах нотариусов, зани-

Таблица 4

Сведения о расходах нотариусов Волгоградской области за 2007 г.

Расходная статья бюджета нотариусов Среднестатистическая доля вида расходов в общей сумме дохода, % Среднестатистическая величина вида расходов за месяц, руб.

город район

1. Расходы на приобретение материалов, используемых при осуществлении нотариальной деятельности; приспособлений, инвентаря; топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, отопление помещений нотариальных контор; на приобретение связанных с осуществлением нотариальной деятельности работ и услуг, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями 3,5 6 904 6 422

2. Расходы на оплату труда работников нотариальной конторы 10,8 27 065 13 078

3. Амортизационные отчисления за отчетный период по имуществу, используемому для осуществления нотариальной деятельности 0,6 1 683 673

4. Расходы на страхование деятельности нотариуса 0,2 439 237

5. Уплата взносов в нотариальную палату 10,0 2 0990 12 565

6. Налоги и сборы 5,8 11 414 9 488

7. Прочие расходы (в том числе, на повышение уровня профессионального образования и квалификации, оплату информационных правовых систем, приобретение специальной литературы и периодических изданий по правовым вопросам; расходы на почтовые, телефонные, телеграфные услуги, услуги факсимильной связи, электронной почты, интернета; содержание и хранение нотариального архива, арендные платежи за помещение нотариальной конторы; ремонт основных средств и содержание нотариальной конторы, за исключением расходов, предусмотренных пунктом 1) 21,1 49 349 24 649

8. Все расходы 52,0 117 844 67 122

региональная экономикА: теория и практика

41

мающихся частной практикой, со статистикой их доходов позволяют сделать положительный вывод о возможности самофинансирования нотариальной деятельности в каждом отдельном нотариальном округе Волгоградской области.

Анализ соответствия законодательно установленных размеров нотариального тарифа финансовым потребностям нотариусов. Практическое применение теоретического вывода о возможности самофинансирования нотариальной деятельности осложняется неадекватностью установленных размеров государственной пошлины за совершение нотариальных действий, а соответственно, и размеров нотариального тарифа. Данная проблема была отмечена научным сообществом еще на стадии разработки гл. 25.3. Налогового кодекса Российской Федерации [2].

В литературе неоднократно отмечалось, что установление нормативов оплаты нотариальных услуг на законодательном уровне было произведено конъюнктурно, без проведения экономического анализа о достаточности данного источника формирования доходов частнопрактикующих нотариусов для осуществления профессиональной деятельности [9].

Исследуем данное утверждение на примере такого вида нотариальных действий, как наследственные дела. Для того чтобы разработать рекомендации о необходимости изменения тарифной политики при оказании нотариальных услуг в области наследственных дел либо отсутствии такой необходимости, а также сформулировать предложения по оптимизации деятельности нотариусов, необходимо решить следующие задачи:

• определить затраты, необходимые для оказания нотариальных услуг в отношении наследственных дел;

• произвести калькулирование себестоимости одного наследственного дела для отдельных административно-территориальных образований, для групп районов (1-я группа — районы Волгоградской области с численностью населения до 50 000 чел.; 2-я группа — районы Волгоградской области — от 50 000 до 75 000 чел.; 3-я группа — районы Волгоградской области — свыше 75 000 чел.; 4-я группа — г. Волгоград и Волжский) и в среднем по Волгоградской области.

На первом этапе калькулирования себестоимости услуг по нотариальному оформлению наследства была поставлена задача — определить перечень затрат, необходимых для оказания но-

тариальных услуг в отношении наследственных дел. При анализе использовались данные, предоставленные Нотариальной палатой Волгоградской области. Для расчета себестоимости были отобраны три вида расходов:

1) расходы по оплате труда;

2) материальные затраты;

3) прочие расходы.

Под себестоимостью услуги понимается совокупность затрат, осуществленных хозяйствующим субъектом и связанных с ее оказанием.

В себестоимости услуги как синтетическом показателе отражаются все стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта. От уровня себестоимости услуги зависят объем прибыли и уровень рентабельности: чем экономнее используются трудовые, материальные и финансовые ресурсы при оказании услуг, тем выше эффективность деятельности и больше прибыль хозяйствующего субъекта.

Следует отметить, что в организациях, занимающихся производством какой-либо продукции, значительный удельный вес в составе себестоимости, как правило, имеют материальные расходы. Для организаций, оказывающих услуги, удельный вес материальных расходов в составе себестоимости зависит от вида оказываемых услуг. Для некоторых видов услуг, например услуги по ремонту бытовой техники, услуги автосервиса и т. п., материальные расходы в составе себестоимости могут иметь довольно высокие показатели. Для таких услуг, как аудиторские, юридические, информационные или нотариальные услуги — себестоимость будет складываться в основном из заработной платы сотрудников и прочих расходов с низкой долей материальных издержек в структуре затрат.

Все коммерческие организации при определении себестоимости продукции (работ, услуг) руководствуются Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н (далее — ПБУ 10/99) [6]. Указанный бухгалтерский стандарт является нормативным документом, не учитывающим специфики и отраслевой направленности той или иной организации. Себестоимость услуги в значительной степени зависит именно от отраслевых особенностей.

Пунктом 10 ПБУ 10/99 указано, что правила учета затрат на оказание услуг в разрезе элементов и статей, исчисления себестоимости услуг могут устанавливаться отдельными нормативными актами и методическими указаниями по бухгалтерскому учету.

Необходимо отметить, что в настоящее времы «новые» отраслевые рекомендации по вопросам организации учета затрат приняты лишь немногими министерствами и ведомствами (в частности разработаны и приняты рекомендации по учету доходов и расходов на автомобильном транспорте) [5], очевидно, в перспективе такие документы появятся и для других отраслей экономики. Объектами анализа себестоимости услуги являются:

• себестоимость оказанных услуг в целом и по элементам затрат;

• уровень затрат на рубль оказанных услуг;

• себестоимость отдельной услуги.

Исходя из вышеизложенного, возникает потребность в разработке индивидуальной методики для расчета себестоимости нотариальных услуг, в том числе и для расчета себестоимости услуг, связанных с нотариальным оформлением наследства.

При разработке методики был учтен основополагающий принцип формирования себестоимости — принцип соразмерности объемов оказанных услуг и величины издержек, связанных с их оказанием, который означает, что они детерминированы таким образом, что имеется прямопропорциональная зависимость между их величиной. При этом объемы оказанных услуг являются производной величиной от суммы издержек, связанных с их оказанием. Соразмерность в рамках прямопропорциональной зависимости охватывает не только прямые издержки, но проявляется и при рассмотрении косвенно распределяемых издержек. С экономических позиций соразмерность всегда выражает зависимость, которая предусмотрена плановыми нормами и ценами на потребляемые при оказании услуг ресурсы.

Обобщая действующую теорию и практику управленческого калькуляционного учета, можно выделить следующие основные виды отчетных калькуляций, а также методы их составления, т. е. калькулирование себестоимости вида услуги:

1) простая или прямая калькуляция составляется методом деления совокупных издержек, связанных с оказанием услуги, на фактический объем оказанных услуг определенного вида. Простая калькуляция широко применяется при оказании однородных массовых услуг;

2) дополнительная калькуляция — методом дополнения величины прямых издержек долей распределяемых косвенно расходов по объектам калькулирования. Дополнительная калькуляция составляется расчетно-распределительным методом, который применяется в организациях с многоассортиментными и однородными ви-

дами услуг, существенно различающимися по

уровню материало- и трудоемкости.

Данный метод составления отчетных калькуляций используется тогда, когда практически невозможно и экономически нецелесообразно организовать калькулирование себестоимости услуги методом прямого счета. Поэтому для составления косвенных калькуляций ведется учет времени работы отдельных работников по соответствующему ассортименту в условных приведенных человеко-часах. При определении себестоимости одного приведенного человеко-часа работы издержки распределяются между объемами отдельных видов услуг продукции путем умножения фактической себестоимости приведенного человеко-часа на общее количество фактически отработанных человеко-часов по данному ассортименту услуг.

В рамках исследования Волгоградской академии государственной службы использовались данные о работе нотариусов Волгоградской области за первое полугодие 2007 г. Из всей генеральной совокупности было отобрано 11 нотариальных контор (Ленинского, Кумылженского, Суровикинского, Ольховского, Городищенского районов, г. Волгограда, Михайловка, Калач-на-Дону, Камышин). Полученные в результате анализа выводы можно экстраполировать на деятельность всех частнопрактикующих нотариусов Волгоградской области. Далее были определены расходы по оплате труда применительно к 1 чел.-ч. Результаты расчета представлены в табл. 5.

Итак, минимальные расходы по оплате труда в Кумылженском районе, которые составляют 9,96 руб. за 1 чел.-ч. Максимальные расходы по оплате труда применительно к 1 чел.-ч в г. Волгограде у нотариуса Г. Они составляют 123,36руб. В среднем же по Волгоградской области стоимость 1 чел.-ч работы в нотариальной конторе равна 58 руб.

На следующем этапе работы была изучена структура нотариальных услуг и вычислена доля услуг по нотариальному оформлению наследства в общей совокупности услуг, оказываемых нотариусами. Наименьшая доля наследственных дел в структуре нотариальных действий у нотариуса Б. г. Волгограда. Она составляет 16,11 %. Наибольшая доля — у нотариуса Кумылженского района. Она равна 99,87 %. В среднем же по Волгоградской области доля наследственных дел в структуре нотариальных услуг составляет около 40 %.

Затем были использованы две методики расчета себестоимости услуг. Первая основывается на прямой калькуляции (методом деления совокупных

Таблица 5

Расходы по оплате труда применительно к 1 чел. -ч нотариальных услуг

Район Всего чел.-ч, ч Фактическая величина расходов по оплате труда за первое полугодие 2007 г., руб. Стоимость 1 чел.-ч, руб.

1-я группа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ленинский район 2 072 134 530 64,93

Ольховский район 2 448 54 000 22,06

Кумылженский район 2 097 20 880 9,96

2-я группа

Городищенский район 3 304 216 958 65,67

Суровикинский район 2 016 24 724 12,26

3-я группа

Камышинский район 3 159 98 993 31,34

Калачевский район 4 368 294 903 67,51

Михайловский район 3 928 152 000 38,70

4-я группа

Нотариус Г (Волгоград) 6 176 761 855 123,36

Нотариус Б (Волгоград) 8 420 565 669,42 67,18

Нотариус К (Волгоград) 3 600 87 688,7 24,36

В среднем по Волгоградской области 58,00

издержек, связанных с оказанием услуги, на фактический объем оказанных услуг), а вторая — на дополнительной калькуляции (методом дополнения величины прямых издержек долей распределяемых косвенно расходов по объектам калькулирования). При разработке второй методики учитывались Нормы времени на совершение нотариальных действий от 24.11.1988. Так, согласно указанному акту, норматив на предоставление услуги по нотариальному оформлению наследства составляет 1,66 ч, на вы-

дачу свидетельства — 0,33 ч. К тому же 5 % рабочего времени (или не менее 20 мин в день) сотрудников нотариальных контор отводится на отдых.

В соответствии с этим был проведен расчет себестоимости одного наследственного дела для отдельных нотариусов, для групп районов и в среднем по Волгоградской области. А также исследовано отношение стоимости одного наследственного дела к затратам по его ведению. В обобщенном виде результаты расчетов представлены в табл. 6 и 7.

Таблица 6

Себестоимость одного наследственного дела, рассчитанная по доле наследственных дел в структуре нотариальных услуг

Район Себестоимость 1 наследственного дела, руб. Стоимость 1 наследственного дела, руб. Разница между стоимостью и себестоимостью ниже

Ленинский район 829,08 327,77 в 2,53 раза

Ольховский район 208,21 136,23 на 53 %

Кумылженский район 585,70 114,94 в 5,01 раза

Итого по районам 1-й группы 521,76 159,43 в 3,27 раза

Городищенский район 1443,32 179,26 в 8,05 раза

Суровикинский район 468,72 134,66 в 3,48 раза

Итого по районам 2-й группы 1082,69 162,76 в 6,65 раза

Камышинский район 524,06 194,04 в 2,7 раза

Калачевский район 1265,97 159,51 в 7,94 раза

Михайловский район 391,99 112,36 в 3,49 раза

Итого по районам 3-й группы 801,74 147,51 в 5,44 раза

Нотариус Г г. Волгограда 2464,92 165,24 в 14,91 раза

Нотариус Б г. Волгограда 1203,89 149,10 в 8,07 раза

Нотариус К г. Волгограда 318,18 94,48 в 3,37 раза

Итого по районам 4-й группы 986,22 121,60 в 8,11 раза

Итого по Волгоградской области 839,88 145,74 в 5,76 раза

Таблица 7

Себестоимость одного наследственного дела, рассчитанная по установленным нормативам времени

Район Себестоимость 1 наследственного дела, руб. Стоимость 1 наследственного дела, руб. Разница между стоимостью и себестоимостью

Ленинский район 298,29 327,77 выше на 9,89 %

Ольховский район 90,93 136,23 выше на 49,81 %

Кумылженский район 507,26 114,94 ниже в 4,41 раза

Итого по районам 1-й группы 350,60 159,43 ниже в 2,2 раза

Городищенский район 988,43 179,26 ниже в 5,51 раза

Суровикинский район 390,94 134,66 ниже в 2,90 раза

Итого по районам 2-й группы 767,34 162,76 ниже в 4,71 раза

Камышинский район 432,85 194,04 ниже в 2,23 раза

Калачевский район 863,86 159,51 ниже в 5,42 раза

Михайловский район 301,34 112,36 ниже в 2,68 раза

Итого по районам 3-й группы 573,20 147,51 ниже в 3,89 раза

Нотариус Г г. Волгограда 1463,71 165,24 ниже в 8,86 раза

Нотариус Б г. Волгограда 455,06 149,10 ниже в 3,05 раза

Нотариус К г. Волгограда 194,41 94,48 ниже в 2,06 раза

Итого по районам 4-й группы 536,59 121,60 ниже в 4,41 раза

Итого по Волгоградской области 550,52 145,74 ниже в 3,78 раза

При расчете отношения стоимости одного наследственного дела к затратам по его ведению не учитывался тариф, взыскиваемый нотариусами за свидетельствование копий документов и подлинности подписей на заявлениях, помещенных в наследственные дела, так как действующее законодательство не предусматривает обязательности свидетельствования копий документов и подлинности подписей на заявлениях, связанных с формированием наследственных дел, предоставляя нотариусам возможность свидетельствования указанных фактов в рабочем порядке без взыскания нотариального тарифа.

Также следует отметить, что каждая из предложенных методик имеет определенные недостатки. Если при расчете себестоимости одного наследственного дела по первому методу невозможно с полной уверенностью утверждать, что доля расходов по оплате труда в отношении услуг по нотариальному оформлению наследства в точности соответствует доле наследственных дел в общей массе нотариальных услуг, то вторая методика представляет собой идеальную абстракцию, отражающую не непосредственное состояние дел, а «то, как должно быть», так как в ней используются нормативы времени по оказанию нотариальной услуги и нет возможности учесть фактические отклонения от этих нормативов (простои и т. п.).

Поэтому, для того чтобы нивелировать случайные погрешности, предлагается агрегированный

показатель, равный среднему арифметическому от результатов, полученных при использовании обоих методов. Показатели, рассчитанные таким образом, представлены в табл. 8.

Минимальная себестоимость наследственного дела в Ольховском районе составляет 149,57 руб. Максимальная же себестоимость у нотариуса Г г. Волгограда — 1 964,32 руб. В среднем же по Волгоградской области себестоимость услуги по нотариальному оформлению наследства составляет 695,20 руб.

В отношении тарифа, взысканного за нотариальное оформление наследства, разброс не так велик, как в случае с себестоимостью. Для нотариуса К. г. Волгограда характерна минимальная доходность одного наследственного дела — 94,48 руб. Максимальная сумма взысканного тарифа применительно к одному наследственному делу в Ленинском районе — 327,77 руб.

По итогам анализа приходим к очевидному выводу, что ни в одном из районов сумма взысканного нотариального тарифа за нотариальное оформление наследства не превышает себестоимости. Лучшая ситуация в Ленинском районе: там себестоимость выше тарифа на 10 %. Худшее положение дел в г. Волгограде у нотариуса Г.: себестоимость выше взысканного тарифа в 11,89 раза. В среднем по Волгоградской области сумма взысканного тарифа за совершение нотариальных действий по оформлению наследства ниже себестоимости в 4,77 раза.

Таблица 8

Себестоимость нотариального оформления одного наследственного дела

Район Себестоимость 1 наследственного дела, руб. Стоимость 1 наследственного дела, руб. Разница между стоимостью и себестоимостью ниже

Ленинский район 563,69 327,77 на 72 %

Ольховский район 149,57 136,23 на 10 %

Кумылженский район 546,48 114,94 в 4,75 раза

Итого по районам 1-й группы 436,18 159,43 в 2,74 раза

Городищенский район 1215,88 179,26 в 6,78 раза

Суровикинский район 429,83 134,66 в 3,19 раза

Итого по районам 2-й группы 925,02 162,76 в 5,68 раза

Камышинский район 478,46 194,04 в 2,47 раза

Калачевский район 1064,92 159,51 в 6,68 раза

Михайловский район 346,67 112,36 в 3,09 раза

Итого по районам 3-й группы 687,47 147,51 в 4,66 раза

Нотариус Г г. Волгограда 1964,32 165,24 в 11,89 раза

Нотариус Б г. Волгограда 829,48 149,10 в 5,56 раза

Нотариус К г. Волгограда 256,30 94,48 в 2,71 раза

Итого по районам 4-й группы 761,41 121,60 в 6,26 раза

Итого по Волгоградской области 695,20 145,74 в 4,77 раза

Затем была определена структура расходов нотариусов при оказании услуг по нотариальному оформлению наследства. Расчеты также проводились по двум методикам с последующим усреднением полученных данных. Итоговая структура представлена в табл. 9. И наибольшая, и наименьшая доли заработной платы в структуре расходов наблюдаются в районах, отнесенных к 1-й группе. Максимальное значение — 77,08 % в Ленинском районе, минимальное — 10,28 % в Кумылженском районе. В среднем же по Волгоградской области на оплату труда сотрудников приходится около трети всех расходов нотариальных контор.

Исходя из вышеизложенного, можно предложить ряд рекомендаций по снижению себестоимости наследственных дел и по увеличению рентабельности соответствующих услуг:

Снизить себестоимость услуги по нотариальному оформлению наследства можно благодаря снижению расходов по оплате труда либо путем уменьшения прочих издержек (или снизив все расходы одновременно). Ввиду низкой материалоемкости услуги экономия на материальных расходах не приведет к значительному снижению себестоимости. Для уменьшения косвенных расходов необходимо проанализировать их структуру и выявить статьи, по которым возможно сокращение финансирования (необоснованно высокие расходы по аренде помещений и т. д.). Уменьшить расходы по оплате труда сотрудников нотариаль-

ных контор можно благодаря более рациональному использованию рабочего времени (снизив количество простоев), либо путем сокращения фонда заработной платы. Вторая мера является менее предпочтительной, поскольку любое изменение заработной платы в сторону ее уменьшения может привести к снижению мотивации работников, и как следствие, к падению качества предоставляемых услуг.

Рентабельность услуги зависит от двух факторов: расходов по ее оказанию и доходов, полученных от потребителей данной услуги. Соответственно, чем ниже расходы и больше доходы, тем выше рентабельность, и наоборот. Пути снижения расходов рассмотрены выше. Остановимся на способах увеличения дохода от предоставления услуги по нотариальному оформлению наследства.

Принимая во внимание, что из-за специфики нотариальной деятельности не представляется возможным существенно увеличить доходы нотариальных контор стимулированием спроса на оказываемые услуги, выход из сложившейся ситуации видится в пересмотре существующей тарифной политики в области нотариального оформления наследства с последующим увеличением тарифов для приведения их в соответствие с себестоимостью. По мнению автора, платеж за совершение нотариальных действий должен превышать себестоимость на 10—15 %, чтобы конторы обладали необходимыми для их развития финансовыми ресурсами.

Таблица 9

Структура расходов контор при оказании услуг по нотариальному оформлению наследства, %

Доля расходов на оплату труда в расходах Доля прочих расходов в расходах нота-

Район нотариусов при оказании услуг по нотари- риусов при оказании услуг по нотариаль-

альному оформлению наследства (средн.) ному оформлению наследства (средн.)

1-я группа

Ленинский район 77,08 22,92

Ольховский район 65,52 34,48

Кумылженский район 10,28 89,72

Итого по районам 38,73 61,27

1-й группы

2-я группа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Городищенский район 26,73 73,27

Суровикинский район 14,60 85,40

Итого по районам 24,60 75,40

2-й группы

3-я группа

Камышинский район 25,09 74,91

Калачевский район 31,03 68,97

Михайловский район 34,75 65,25

Итого по районам 30,38 69,62

3-й группы

4-я группа

Нотариус г. Волгограда Г. 34,44 65,56

Нотариус г. Волгограда Б. 53,00 47,00

Нотариус г. Волгограда К. 38,68 61,32

Итого по районам 39,99 60,01

4-й группы

Итого по 34,42 65,58

Волгоградской области

Также можно использовать перекрестное субсидирование, когда убытки от одного вида деятельности компенсируются за счет оказания других, более рентабельных, услуг.

Следующим резервом для покрытия убытков, возникающих при оказании услуг по нотариальному оформлению наследства, является взимание платы за услуги правового и технического характера. На сегодняшний день именно эти услуги и позволяют частнопрактикующим нотариусам Волгоградской области продолжать функционировать. По отдельным категориям нотариальных действий тарифы на указанные услуги значительно превышают законодательно установленные суммы государственной пошлины. Так, например, за удостоверение соглашения об изменении или о расторжении нотариально удостоверенного договора — в 6 раз, за принятие мер по охране наследства — в 8,33 раза, а за хранение документов — в 10 раз.

Тем не менее считаем, что подход нотариальной палаты области компенсировать убытки частнопрактикующих нотариусов по отдельным категориям действий путем установления на ре-

гиональном уровне довольно высоких размеров платежей по услугам правового и технического характера не является верным ввиду различий в структуре нотариальных услуг от района к району. Ведь, как уже было отмечено, в ряде районов низкодоходные наследственные дела составляют более 90 % всех нотариальных действий. Поэтому считаем целесообразным принятие на федеральном уровне нормативно-правового акта, изменяющего размеры государственной пошлины за совершение нотариальных действий в сторону их увеличения, с одновременным снижением величины платы за дополнительные услуги на уровне региона.

Концепция механизма финансирования нотариальных действий для льготных категорий граждан. Публично-правовой статус нотариуса обязывает его оказывать физическим и юридическим лицам в установленных законом случаях нотариальную помощь на льготной или бесплатной основе. Несмотря на позицию нотариального сообщества России в отношении возможности применения нотариусом, занимающимся частной практикой, льгот по уплате нотариального тарифа, поддержанную и волгоград-

скими нотариусами, они все же применяются, а вопрос компенсации льгот по оказанию нотариальных услуг до сих пор никак не регламентирован. В этой связи отметим основные правовые коллизии, присущие данному положению дел.

1. Льготы по уплате нотариального тарифа не могут быть предоставлены частнопрактикующим нотариусом без предварительного и равноценного ему возмещения, поскольку такое предоставление льгот с учетом ст. 23 Основ законодательства РФ о нотариате противоречит Конституции РФ (ч. 3 ст. 35 и 37, ст. 132). Так, в соответствии с Основами и постановлением Конституционного Суда РФ от 19.05.1998 №15-П «осуществление нотариальных функций от имени государства предопределяет публично-правовой статус нотариуса» [3]. Такой вывод содержится в абзаце втором п. 2 мотивировочной части указанного постановления Конституционного Суда РФ. Как указано в постановлении Конституционного Суда РФ от 23.12.1999 №18-П (абзац третий п. 4 мотивировочной части) «выполнение публично значимых для общества и государства задач обусловливает необходимость предоставления соответствующих гарантий со стороны государства» [4].

То есть наделение нотариуса отдельными нотариальными полномочиями может осуществляться при условии передачи необходимых для этого материальных и финансовых средств (ст. 132 Конституции РФ).

2. Статья 35 (ч. 1 и 3) Конституции РФ гарантирует, что право частной собственности охраняется законом, и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, а принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Основы законодательства РФ о нотариате (ч. 2 ст. 23) предусматривают, что денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов и других обязательных платежей поступают в собственность нотариуса. Согласно ст. 37 ч. 3 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Однако Федеральный закон от 02.11.2004 №127-ФЗ не предусматривает какого-либо размера оплаты труда нотариуса за выполнение возложенной этим Федеральным законом на него как на частнопрактикующего нотариуса обязанности

по предоставлению физическим и юридическим лицам льгот по уплате нотариального тарифа за совершение нотариальных действий, для которых законодательством РФ предусмотрена обязательная нотариальная форма [8].

3. Следует также принять во внимание имеющееся в тексте ст. 8 Федерального закона от 02.11.2004 № 127-ФЗ терминологическое несоответствие формулировок правовых норм, буквальное толкование которых также не позволяет сделать вывода о возможности применения частнопрактикующим нотариусом льгот при совершении нотариальных действий.

Часть 4 ст. 22 Основ устанавливает, что «льготы по уплате государственной пошлины для физических и юридических лиц, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, распространяются на этих лиц при совершении нотариальных действий как нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, так и нотариусом, занимающимся частной практикой».

Приведенное правило содержит указание на применение нотариусом, занимающимся частной практикой, при совершении нотариальных действий льгот, установленных законодательством РФ о налогах и сборах. Налоговым кодексом РФ в свою очередь определены категории физических лиц и организаций, освобождающихся от уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий. Следует подчеркнуть, что закрепленные Налоговым кодексом РФ льготы применяются при уплате за совершение нотариальных действий именно государственной пошлины.

В соответствии с новой редакцией ст. 22 Основ государственная пошлина взимается нотариусами, работающими в государственной нотариальной конторе. Частнопрактикующие же нотариусы согласно той же статье Основ за совершение нотариальных действий взимают нотариальный тариф. Понятие нотариального тарифа и государственной пошлины, исходя из системной связи норм ч. 1, 2 и 3 ст. 22 Основ, аналогичны (но не тождественны) лишь в случае, предусмотренном ч. 2 данной статьи, когда частнопрактикующим нотариусом совершается нотариальное действие, для которого законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма. Только тогда нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф, соответствующий размеру государственной пошлины, однако все же не являющейся государственной пошлиной по существу.

6 5

4

3

2

1

В Волгоградской области применяются льготы по оплате нотариальных действий и потери отдельных частнопрактикующих нотариусов исчисляются в размере 12 % дохода в Чернышковском районе, 3,5 % — в Котовском районе, 3,3 % — во Фроловском районе, 8,7 и 4,3 % для нотариусов Ш. и С., соответственно, г. Волгограда. В целом же динамика размеров недополученного тарифа в связи с применением законно установленных льгот для нотариусов Волгоградской области представлена на рис. 2.

Учитывая изложенное выше, необходимо предложить концепцию механизма возмещения нотариусам сумм недополученного нотариального тарифа ввиду применения законодательно закрепленных льгот для отдельных категорий лиц. Принимая во внимание справедливую тенденцию к монетизации и денежному финансированию льгот, в качестве базового элемента этого механизма предлагаем перевод льготников на уплату всей суммы тарифа по совершенному нотариальному действию с предварительной адресной субсидией непосредственному получателю конкретной услуги.

На взгляд автора, механизм должен состоять из следующих последовательных этапов.

1. Обращение гражданина, имеющего основания на получение льгот, в орган социальной защиты и получение документа, подтверждающего его право на льготу при оказании ему нотариальных услуг.

2. Письменное заявление льготника и получение документа из нотариальной палаты о стоимости конкретного нотариального действия и сумме, которая субсидируется из бюджета.

3. Получение субсидии в Сбербанке на имеющуюся у гражданина пластиковую карту либо оформление такой пластиковой карты и зачисление на нее бюджетной субсидии.

4. Оформление и оплата нотариального действия в безналичной форме с использованием имеющихся возможностей платежных терминалов, POS-терминалов, установленных непосредственно в нотариальных конторах. Предложенный механизм может быть довольно

быстро реализован после принятия законопроекта «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» [7].

Рис. 2. Суммы недополученного нотариального тарифа в связи с применением льгот на территории Волгоградской области в 2006—2008 гг.

Указанный документ легализует существующую схему оплаты услуг Интернета, мобильной связи, госпошлин, налогов, штрафов, услуг ЖКХ и погашения кредитов через платежные терминалы [1].

Таким образом, изучив региональный опыт финансового обеспечения нотариальной деятельности в Волгоградской области, можно сформулировать следующие выводы.

1. Выявлены две тенденции в отношении доходов частнопрактикующих нотариусов Волгоградской области — стабильный рост денежных поступлений из года в год и превышение выручки нотариусов, осуществляющих свою деятельность в административном центре области, над аналогичным показателем их коллег из глубинки региона. Однако доходность отдельно взятого нотариального действия городских и районных нотариусов находится примерно на одном уровне при незначительных колебаниях в динамике. Разница в доходах нивелируется тем, что у нотариусов, занимающихся частной практикой в районах области, расходы по осуществлению деятельности на порядок ниже, чем у их городских коллег.

2. Отдельные разновидности нотариальных действий (например, по нотариальному удостоверению наследства) убыточны. Резервами по снижению убытков от данных услуг являются: уменьшение издержек нотариусов, пересмотр существующей тарифной политики посредством принятия нормативного акта по этому вопросу на федеральном уровне, перекрестное финансирование, при котором убытки по отдельным категориям нотариальных действий будут покрываться за счет более рентабельной деятельности, взимание

РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика 49

дополнительной платы за услуги правового и технического характера.

3. Одним из наиболее актуальных вопросов финансового обеспечения нотариальной деятельности в Волгоградской области является внедрение механизма возмещения сумм недополученных нотариальных тарифов в связи с предоставлением нотариальных услуг отдельным категориям граждан по льготным основаниям. В качестве базового элемента этого механизма предлагается перевод льготников на уплату всей суммы тарифа по совершенному нотариальному действию с предварительной адресной бюджетной субсидией непосредственному получателю конкретной услуги. Также следует разворачивать работу по переводу платежей за нотариальные услуги в безналичную форму, в частности путем установки в нотариальных конторах POS-терминалов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алешкина Т., Пашутинская Е. Сбербанк останавливает терминалы // Коммерсантъ. 2009. 9 апреля.

2. Ейсков А. Дума покусилась на доходы нотариусов. - 2003.03.2006. URL: http//www.gazeta. га.

3. Постановление Конституционного Суда РФ «О проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» от 19.05.1998 № 15-П // Российская газета. 28.05.1998 № 101.

4. Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1, 2, 4 и 6 Федерального закона от 4 января 1999 года «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации,

Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год» и статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год» в связи с жалобами граждан, общественных организаций инвалидов и запросами судов» от 23.12.1999 № 18-П // Российская газета. 19.01.2000 № 13.

5. Приказ Минтранса России «Об утверждении инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте» от 24.06.2003 № 153 // Российская газета. 02.10.2003 № 196.

6. Приказ Минфина России «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» от 06.05.1999 № 33н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 28.06.1999 № 26.

7. Проект Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» от 25.03.2009 № 68783-5. URL: http//www.consultant.ra.

8. Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» от 02.11.2004 № 127-ФЗ // Российская газета. 05.11. 2004 № 246.

9. Шикин С. Нотариусам грозят... пошлиной // Российская газета. 2003. № 23.

ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ!

Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.

Стоимость одной публикации - 2950 руб. (в том числе НДС 18 %) за две журнальные страницы формата А4. При единовременной оплате публикации годовой отчетности за 2008 год, 1, 2 и 3-й кварталы 2009 года редакция гарантирует неизменность выставленных цен в течение 2009 года. Общая стоимость четырех публикаций составляет 11 800 руб. (в том числе НДС 18%).

Тел. /факс: (495) 721-85-75

http:\\www.fin-izdat.ru E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.