Научная статья на тему 'Финансовое обеспечение нотариальных палат, государственных и частнопрактикующих нотариусов в РФ'

Финансовое обеспечение нотариальных палат, государственных и частнопрактикующих нотариусов в РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2411
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НОТАРИАТ / ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / САМОФИНАНСИРОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гончаров А. И., Щербинин А. А.

В статье исследуются вопросы финансового обеспечения за рубежом нотариальной деятельности, исходя из применяемых романо-германской и англосаксонской моделей её организации. Тарифы в странах латинского нотариата устанавливаются на законодательном уровне. В англосаксонской модели плата за нотариальные действия формируется на договорной основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовое обеспечение нотариальных палат, государственных и частнопрактикующих нотариусов в РФ»

Финансовая деятельность

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НОТАРИАЛЬНЫХ ПАЛАТ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ЧАСТНОПРАКТИКУЮЩИХ НОТАРИУСОВ В РФ

А. И. ГОНЧАРОВ, доктор экономических наук, доктор юридических наук, профессор кафедры налогообложения и аудита

А. А. ЩЕРБИНИН, ассистент кафедры налогообложения и аудита Волгоградская академия государственной службы

Колоссальное значение нотариальной деятельности для нормального функционирования правового государства аксиоматично и не требует дополнительной аргументации. Деятельность любого института гражданского общества, в том числе и нотариата, выполняющего публичную функцию по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц, обеспечивается наличием определенных материальных ресурсов. Этим обстоятельством и обусловлена актуальность поиска ответов на вопросы финансового обеспечения нотариальной деятельности.

Особенности финансирования всех субъектов нотариата связаны с неоднородностью правового статуса нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах и занимающихся частной практикой, а также наличием таких саморегулируемых профессиональных объединений нотариусов, как нотариальные палаты.

В настоящее время основным нормативным актом в области нотариата являются Основы законодательства Российской Федерации о нотариате. Финансовому обеспечению деятельности нотариусов посвящена одноименная глава данного акта (гл. 5)1.

1 «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» от 11.02.1993. №4462-1 (в ред. от 13.12.2008) // Рос. газ. 1993. 13.03. №49.

Финансовое обеспечение деятельности

частнопрактикующих нотариусов

Некоммерческий характер нотариальной деятельности, с одной стороны, предполагает необходимость соблюдения нотариусами определенных ограничений по видам источников доходов, с другой стороны, налагает на государство обязанность по обеспечению правовых условий для реального соблюдения этих ограничений путем создания продуманной финансовой основы частнопрактикующего нотариата на законодательном уровне.

Как известно, Российская Федерация с 25 мая 1995 г. является членом Международного союза Латинского нотариата (сейчас переименован в Международный союз нотариата) [1]. Вся система латинского нотариата, за редким исключением, построена на самостоятельном и ответственном ведении нотариусом дел нотариальной конторы. для нотариусов, работающих в рамках системы континентального права, характерны следующие экономические особенности осуществления деятельности:

1. Полное самофинансирование. То есть, все расходы по ведению дел и функционированию нотариальной конторы нотариус несет самостоятельно ввиду отсутствия каких-либо дотаций со стороны бюджета.

2. Помимо бремени ответственности за работу нотариальной конторы, нотариус также несет иму-

щественную ответственность перед лицами, в отношении которых были совершены нотариальные действия, а также права и интересы которых были затронуты их осуществлением. Соответственно, предполагается наличие у нотариуса финансовых ресурсов для возмещения возможных убытков, причиненных его действиями.

3. Размеры нотариальных тарифов, взимаемых нотариусом при совершении нотариальных действий, определяются нотариусом не по своему усмотрению и не по договоренности с клиентом, а устанавливаются законодательно на государственном уровне [2]. Нотариус жестко ограничен рамками тарифной сетки. Оплата нотариального действия, а соответственно, и сумма взысканных тарифов отражается одновременно в реестре нотариальных действий и посредством удостоверитель-ной надписи нотариуса в документе.

4. Величина тарифов определяется в соответствии с принципом «социального равновесия», при котором нотариальные действия, требующие больших затрат времени, но с низкой стоимостью либо вообще освобожденные от уплаты тарифов государством, как бы субсидируются за счет иных действий, с высокой стоимостью [3].

5. Публично-правовой характер деятельности обязывает нотариуса соблюдать положения законодательства в части предоставления льгот либо полного освобождения определенных категорий лиц от уплаты нотариальных тарифов. Бесплатное либо льготное для заявителя совершение нотариального действия покрывается за счет доходов нотариуса, поступающих от взимания тарифов по иным нотариальным действиям.

6. Помимо требования, по которому на нотариуса возложена обязанность иметь нотариальную контору, он также должен содержать нотариальный архив, не являющийся собственностью нотариуса, в силу своего публичного характера, содержание его достаточно затратно. нотариус обязан обеспечить его безопасность, обработку, хранение, выдачу документов из него всем обратившимся лицам, что покрывается за счет поступлений нотариуса от совершения нотариальных действий.

7. Расходы на обязательное страхование нотариальной деятельности подлежат оплате также за счет средств самих нотариусов.

8. Выступая в качестве плательщиков различных налогов (в Российской Федерации — налог на доходы физических лиц и единый социальный налог), нотариусы являются важным источником поступления средств в бюджеты и внебюджетные фонды. От-

сюда следует, что значительную часть нотариального тарифа составляют обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Из оставшихся после уплаты обязательных платежей средств нотариус должен возместить свои производственные и иные расходы, о которых уже шла речь ранее [4].

9. Полноценное выполнение нотариальных функций предполагает наличие персонала нотариальной конторы: помощника нотариуса, секретарей, архивариуса, бухгалтера, охраны, специалиста по обслуживанию вычислительной техники и т. д.

10. Валовая выручка и чистый доход нотариуса существенно различаются.

Поэтому нотариус должен обладать достаточным объемом средств для покрытия расходов по содержанию, а в некоторых случаях приобретению помещений, содержанию и обработке нотариального архива, приобретению оргтехники, иного оборудования, выплате заработной платы персоналу конторы, возмещению расходов по приобретению необходимой литературы, информационных правовых программ, повышению квалификации, уплате взносов на содержание нотариальной палаты, страхованию своей деятельности, уплате налогов за себя и своих сотрудников и т. д. Доход нотариуса полностью зависит от количества совершенных нотариальных действий. Поэтому любой частнопрактикующий нотариус заинтересован в качестве и эффективности своей работы, культурном обслуживании, в отсутствии очередей или их сокращении [5].

В соответствии с положениями ст. 23 Основ законодательства РФ о нотариате источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству РФ. денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов, других обязательных платежей поступают в собственность нотариуса. Нотариус, занимающийся частной практикой, вправе открыть расчетный и другие счета, в том числе валютный, в любом банке. Необходимость иметь валютный счет обусловливается тем, что к нотариусу могут обратиться и иностранные граждане, которые вправе производить оплату за совершение нотариальных действий в любой валюте.

денежные средства, находящиеся на депозитных счетах, не являются доходом нотариуса, занимающегося частной практикой [6].

Динамика изменения структуры нотариального корпуса в период с 1999 по 2006 гг.2

Нотариусы, работающие в государственных Нотариусы, занимающиеся

нотариальных конторах частной практикой Количество субъектов

Год Количество нотариальных контор Количество нотариусов от общей числен- количество нотариальных контор Количество нотариусов от общей РФ, в которых отсутствует государственный

ности нотариального численности нотари- нотариат

корпуса, % ального корпуса, %

1999 967 14,63 5644 85,37 27

2000 853 13,12 5650 86,88 27

2001 701 10,59 5919 89,41 27

2002 614 9,04 6177 90,96 27

2003 421 6,20 6371 93,80 35

2004 308 4,44 6628 95,56 49

2005 150 2,13 6890 97,87 64

2006 169 2,33 7074 97,67 66

Однако на практике складывается ситуация, при которой практически единственным источником поступления средств для финансирования деятельности частнопрактикующих нотариусов является взысканный тариф по совершенным нотариальным действиям [7].

Необходимо отметить парадоксальность ситуации с финансовым обеспечением деятельности частнопрактикующих нотариусов, выражающуюся в том, что они выступают в роли субъектов, чьи доходы формируются по государственным ценам (порой заниженным), а расходы осуществляются по рыночным [8].

Особенности финансирования государственных нотариальных контор

В настоящее время в Российской Федерации наблюдается тенденция к переходу нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, на частнопрактикующую деятельность [9]. Так, если в 1999 г. статус государственных имели 967 нотариальных контор, то к концу 2006 г. их численность сократилась почти в 6 раз и составила 169 контор (см. таблицу). Это обстоятельство вызвано различными причинами, в том числе и экономическими.

Деятельность государственных нотариальных контор целесообразна только в малонаселенных и труднодоступных районах Российской Федерации, в которых отсутствуют необходимые условия для функционирования внебюджетного нотариата 3.

2 Таблица составлена по источникам: доклад президента Федеральной нотариальной палаты Клячина Е. Н. // Нотариальный вестник. 2007. №3. С. 13 — 17.

3 Письмо ФРС «О некоторых вопросах, возникающих в

практике деятельности территориальных органов Федеральной

регистрационной службы» от 22.03.2005. №11/1-48-СМ. URL:

http://www.bestpravo.ru.

Но, тем не менее, институт государственного нотариата продолжает существовать и говорить о его отмирании или полной трансформации во внебюджетный в ближайшей перспективе не представляется разумным. Поэтому, ведя речь о финансировании нотариата в целом, необходимо упомянуть также и об экономических основах деятельности государственных нотариальных контор, тем более, они имеют кардинально иную природу, нежели у нотариусов, занимающихся частной практикой.

Согласно п. 13 ст. 156 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, гл. 5 ст. 23 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, на основании которой финансирование государственных нотариальных контор осуществлялось из федерального бюджета, признана утратившей силу4.

В соответствии с подп. 28 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится определение численности нотариусов и

4 Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ (ред. от 09.02.2009) «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. 30.08. №35. Ст. 3607.

границ нотариальных округов в пределах территории субъекта Российской Федерации5.

Руководствуясь указанными нормами, Министерство финансов Российской Федерации разъяснило, что средства на содержание государственных нотариальных контор должны предусматриваться в бюджетах субъектов Российской Федерации6. В связи с этим вышеупомянутый закон был дополнен положением, по которому бремя материально-технического и финансового обеспечения государственных нотариальных контор легло на бюджеты субъектов Федерации.

Нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе, являются государственными служащими. Их зарплата включает в себя должностной оклад, устанавливаемый в зависимости от разряда Единой тарифной сетки, присваиваемый руководителем органа юстиции, надбавки за классный чин, за руководство нотариальной конторой, руководство стажерами и другие надбавки. несмотря на то, что в регионах нотариусам присваивают, как правило, максимальный разряд ЕТС, заработная плата государственного нотариуса значительно отличается от дохода, что получает практикующий юрист в других сферах (прокуратура, суд, адвокатура, частная юридическая практика и т. д.). Естественно, подобное положение негативно сказывается на развитии государственного нотариата.

До принятия Основ законодательства РФ о нотариате низкая заработная плата (максимум — 105 руб.) также приводила к тому, что органы нотариата пополнялись не самыми лучшими по профессиональным характеристикам кадрами. Работать именно в государственные нотариальные конторы многие устраиваются лишь потому, что имеется возможность перейти на частную нотариальную практику [10].

Подобная обстановка приводит к тому, что региональные органы юстиции стремятся какими-то неординарными способами заинтересовать государственных нотариусов в сохранении своего статуса. Это могут быть жесткие административные меры: навязывание подписания контракта на продолжительный срок, закрепление статуса государственных нотариусов законодательным путем, прове-

5 Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.1999 №184-ФЗ (ред. от 09.02.2009) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1999.18.10. №42. Ст. 5005.

6 Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 24.12.2004 №06-06-09. URL: http://just.siberia.net.

дение различных систем отбора в государственный и частный нотариат. Ряд мер носит стимулирующий характер, когда государственному нотариусу просто невыгодно менять место работы. С этой целью органы юстиции вводят систему дополнительных выплат в зависимости от суммы государственной пошлины, поступившей в соответствующий бюджет от нотариальной деятельности7.

К тому же, учитывая, что большинство государственных нотариусов осуществляют свою деятельность в малонаселенных территориях, на их должностной оклад, ежемесячные и иные дополнительные выплаты (кроме материальной помощи, выплачиваемой из экономии фонда оплаты труда) начисляется районный коэффициент (30 %) и процентная надбавка к заработной плате за непрерывный стаж работы лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятии, Республике Хакасия — 30 %8.

Согласно п. 2 ст. 56 Бюджетного кодекса РФ суммы взысканных пошлин за совершение нотариальных действий подлежат зачислению в соответствующий бюджет субъекта Федерации9.

Если же рассматривать систему государственного нотариата в целом, то она является убыточной. Так, например, на содержание государственных нотариальных контор Республики Тыва в 2007 г республиканским бюджетом было израсходовано 4 млн 524тыс. руб., в том числе на заработную плату—3 млн 456тыс. руб., тогда как поступившая госпошлина за этот период составляет всего 2 млн 377тыс. руб. [11].

7 Постановление Правительства Хабаровского края от 14.11.2008. №259-пр «Об утверждении Положения о комитете Правительства края по обеспечению деятельности мировых судей, государственных нотариусов и административных комиссий». URL:http:// www. garant. ru.

8 Постановление Правительства Республики Бурятия «О материально-техническом и финансовом обеспечении государственных нотариальных контор на территории Республики Бурятия» от 21.10.2008. № 482. URL:http:// www.russianpeople. ru.; постановление Правительства Республики Хакасия «О денежном содержании нотариусов государственных нотариальных контор Республики Хакасия» от 15.06.2007. №177. URL: http://www.garant.ru.; постановление Правительства PC (Я) «О финансировании государственных нотариальных контор Республики Саха (Якутия)» от 09.06.2005. № 337. // URL:http:// www.consultant.ru.; постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа «О материально-техническом и финансовом обеспечении государственных нотариальных контор в Ямало-Ненецком автономном округе» от 15.02.2007. № 64-А. URL:http://www.garant.ru

9 Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998. № 145-ФЗ (ред. от 30.12.2008) // Собрание законодательства РФ. 1998.03.08. № 31. ст. 3823.

Основы финансово-хозяйственной

деятельности нотариальных палат

Нотариальная палата по принципу своего финансирования является небюджетным институтом, действует на принципе самообеспечения. Из этого следует, что создание продуманных финансовых основ деятельности института нотариата, позволяющих ему существовать и нормально развиваться, должно быть не только одним из основных направлений деятельности самой нотариальной палаты, но одной из действующих функций государства.

Собственность палаты составляют отраженные в установленном законодательством порядке на ее бухгалтерском балансе все виды недвижимого и движимого имущества, в том числе земельные участки, здания, строения, сооружения, помещения, основные средства, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество.

Источниками формирования имущества палаты являются членские взносы, добровольные имущественные взносы и пожертвования, доходы от издательской и иной уставной деятельности палаты, дивиденды и доходы по ценным бумагам, принадлежащим палате, другие, не запрещенные законом поступления [12].

В соответствии со ст. 27 Основ законодательства РФ о нотариате члены нотариальной палаты обязаны уплачивать членские взносы и другие платежи, необходимые для выполнения нотариальной палатой своих функций.

Ранее по вопросу о членских взносах в нотариальную палату высказывались неоднозначные мнения. Так, В. Н. Аргунов полагал, что лица, желающие стать членами нотариальной палаты, обязаны были уплатить вступительный взнос. Размер вступительного взноса и иных платежей, по его мнению, определялся правлением нотариальной палаты и должен был уплачиваться одновременно с подачей заявления о вступлении в нотариальную палату [13]. Однако, на наш взгляд, данная позиция является ошибочной, поскольку она не основана на законе.

Размер членских взносов и других платежей членов нотариальной палаты, необходимых для выполнения ее функций, определяет общее собрание членов нотариальной палаты.

На ежегодно проводимых собраниях нотариальной палаты правлением нотариальной палаты делается отчет о финансово-хозяйственной деятельности палаты, обосновываются произведенные правлением траты и докладывается смета доходов и расходов на очередной год. О выполнении и соблюдении сметы расходов предыдущего года

докладывает ревизионная комиссия. С учетом мнений собрание нотариусов принимает решение об уплате членских взносов на текущий год. Членские взносы могут устанавливаться как в процентном отношении к получаемому нотариусом доходу, так и быть фиксированной суммой или исчисляться в минимальном размере заработной платы.

При определении суммы членских взносов собрание исходит из затрат, произведенных палатой: аренда помещения, коммунальные платежи, приобретение и содержание оргтехники, заработная плата сотрудников аппарата палаты, накопления на непредвиденные расходы с учетом процента инфляции.

Другие платежи членов нотариальной палаты в основной своей массе носят разовый характер и связаны с решением конкретных задач. В частности, это может быть проведение капитального ремонта в арендуемых палатой помещениях, приобретение помещений, приобретение путевок в пансионаты и дома отдыха для членов палаты и др.

Контроль за своевременным и полным перечислением членских взносов в нотариальную палату осуществляют аппарат палаты и правление.

К членам нотариальной палаты, нарушающим порядок и сроки уплаты членских взносов, правление палаты вправе принять соответствующие меры, вплоть до направления в суд ходатайства о лишении полномочий, поскольку уплата членских взносов — одна из основных обязанностей нотариуса — как финансовой основы осуществления им своих функций, установленных законом.

Членские взносы палаты составляют основной источник формирования имущества палаты и являются ее собственностью [14].

В соответствии со ст. 24 Основ законодательства РФ о нотариате, нотариальная палата, являясь некоммерческой организацией, тем не менее имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность, если это необходимо для выполнения ее уставных задач, например издательскую, учебную и т. п. Полученная палатой прибыль не подлежит распределению между членами палаты.

Как юридическое лицо нотариальная палата имеет банковский счет, в том числе валютный, печать, юридический адрес, бланки, штампы и другую атрибутику юридического лица. Налогообложение палаты производится в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации как некоммерческой организации10.

10 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)

от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 26.11.2008) // Собрание законодательства РФ. 1998.03.08. №31. Ст. 3824.

Нотариальная палата отвечает по своим обязательствам принадлежащим ей имуществом, на которое, по законодательству РФ, может быть обращено взыскание. Она не отвечает по обязательствам своих членов, равно как и члены нотариальной палаты не отвечают по обязательствам палаты.

Палата ведет бухгалтерский учет и предоставляет финансовую отчетность в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации11.

Правильность, обоснованность и законность расходования палатой средств, соблюдение сметы расходов контролирует ревизионная комиссия палаты, избираемая общим собранием палаты и ему подотчетная. Члены ревизионной комиссии имеют доступ ко всем документам палаты.

Экономическое обеспечение деятельности Федеральной нотариальной палаты во многом схоже с финансированием нотариальных палат субъектов Российской Федерации. Статья 29 Основ законодательства РФ о нотариате наделяет Федеральную нотариальную палату правами юридического лица с полной финансово-хозяйственной самостоятельностью.

Средства Федеральной нотариальной палаты образуются за счет членских взносов, предусмотренных ст. 32 Основ законодательства РФ о нотариате, доходов от издательской и хозяйственной деятельности ее предприятий и организаций, дивидендов созданных ею акционерных обществ, процентных начислений на выданные кредиты, вклады и ценные бумаги, полученной арендной платы, благотворительных и социальных ассигнований и пожертвований, иных не противоречащих законодательству Российской Федерации поступлений.

При возникновении необходимости выполнения уставных задач Федеральная нотариальная палата имеет право вести предпринимательскую деятельность, создавать с этой целью различные предприятия и приобретать необходимое оборудование, при этом ее имущество не будет являться объектом налогообложения по налогу на имущество предприятий.

Собственность палаты составляют отраженные в установленном законодательством порядке на ее бухгалтерском балансе все виды недвижимого и движимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения, основ-

11 Федеральный закон от 21.11.1996. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 03.11.2006) // Собрание законодательства РФ. 1996.25.11. № 48. Ст. 5369.

ные средства, нематериальные активы, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное имущество.

Полученная палатой прибыль не подлежит распределению между ее членами12.

Членские взносы членов палаты составляют основной источник формирования имущества палаты и являются ее собственностью.

Члены палаты обязаны уплачивать членские взносы в размере, порядке и сроки, установленные решением собрания представителей нотариальных палат. Собрание представителей нотариальных палат также определяет порядок индексации размеров членских взносов в зависимости от срока их уплаты. Уплата взносов путем зачета требований к палате производится только по решению правления.

Члены палаты, не исполняющие либо не должным образом исполняющие требования по уплате членских взносов, несут ответственность дополнительно к ответственности палаты (субсидиарная ответственность) в размере не уплаченных ими членских взносов, в случае если требования кредиторов палаты возникли при реализации палатой своих уставных задач, решений собрания представителей нотариальных палат и правления палаты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Финансирование частнопрактикующих нотариусов, государственных нотариальных контор и нотариальных палат осуществляется различными способами.

2. Источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству РФ.

3. Государственные нотариальные конторы содержатся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Варианты решения проблемы убыточности государственных нотариальных контор видятся в следующем: упразднение института государственного нотариата с передачей функций нотариусов органам местного самоуправления, либо вменение в обязанность профессиональным общественным объединениям нотариусов в лице нотариальных палат оказание материальной помощи частнопрактикующим нотариусам, осуществляющим свою деятельность

12 Устав Федеральной нотариальной палаты от 04.04.1997. URL: http:// www.notariat.ru.

Лицо, обратившееся за совершенней нотариального

иный доходы.

Частнопрактикующий нотариус Государственная нотариальная

П

иный доходы.

Я б

Нотариальные палаты субъектов РФ Федеральная нотариальная палата ^ННЫЁ доходы

Я .л

в в

а а

й- р.

i_i=i

Бюджет

Суб-ьекта рф

Финансирование системы нотариата в Российской Федерации (составлено автором)

в малонаселенных территориях. Первый вариант менее предпочтителен, так как чиновники органов местного самоуправления не смогут в полной мере заменить нотариусов и оказывать столь же квалифицированную юридическую помощь населению. Второй вариант предполагает увеличение расходов частнопрактикующих нотариусов ввиду необходимости покрытия убытков коллег в депрессивных регионах за счет собственных средств, а, следовательно, нецелесообразен без предоставления каких-либо преференций со стороны государства, компенсирующих эти дополнительные затраты. В качестве примера можно предложить снижение налоговой нагрузки путем предоставления льгот по уплате тех или иных налогов, а также расширение категории действий, требующих обязательного нотариального удостоверения.

4. Источниками формирования имущества нотариальных палат являются членские взносы, добровольные имущественные взносы и пожертвования, доходы от издательской и иной уставной деятельности палаты, дивиденды и доходы по ценным бумагам, принадлежащим палате, другие не запрещенные законом поступления.

5. Схематично финансирование нотариата в Российской Федерации представлено на рисунке.

Список литературы

1. Дударев А. В. Хамидуллина А А О природе и функциях нотариуса // Гражданин и право. 2009. № 1.

2. Усович Л. В. О влиянии изменений налогового законодательства на финансовое обеспечение нотариальной деятельности // Налоговая политика и практика. 2006. № 6.

3. Бенгель М. Проект положения о пошлинах с пояснениями. Современный нотариат. Структуры и задачи. Кельн, 1993. С. 205.

4. Черемных Г. Г., Черемных И. Г. Нотариальное право РФ: учеб., М., 2004. С. 282 - 283.

5. Царьков А. Публичность и законность // Тверские ведомости. 11.06.2008.

6. Романовская О. В. Налоговая политика и финансовое обеспечение деятельности нотариуса // Правовая политика и правовая жизнь. 2008. № 4. С. 52 — 60.

7. Яркое В. В. Финансовое обеспечение деятельности нотариуса // Нотариус. 2001. №_1. С. 25 — 39.

8. Алеев Р. Нотариат и государство // URL: http://mirnot.narod.ru. 2004.

9. Азнаев А. М. Правовое регулирование перехода нотариусов государственных нотариальных контор на частнопрактикующую деятельность и еще раз о необходимости существования единого нотариата // Нотариус. 2007. № 6. С. 11 — 16.

10. Романовская О. В., Романовский О. В. Организация нотариата в России. М.: Изд-во ПРИОР, 2001. 256 с.

11. Доржу Э. Нотариус: защита прав граждан // Центр Азии. 2008. № 15.

12. Захожий А. В. О целевом расходовании средств нотариальной палаты и о размере членских взносов некоммерческих организаций, учитываемых при налогообложении: комментарии к письмам Министерства финансов РФ от 14.11.2008 №03-03-06/4/79 и от 19.11.2008 №03-03-06/4/81 // Нормативные акты для бухгалтера. 2009. № 1.

13. Аргунов В. Н. Постатейный комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате. М.: СПАРК, 1996. С. 35.

14. Попова Л. В., Маслова И. А., Шелобанова Л. Н. О бухгалтерском учете, налогообложении и отчетности нотариальных палат // Некоммерческие организации в России. 2004. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.