Научная статья на тему 'Финансовое обеспечение нотариата в Российской Федерации'

Финансовое обеспечение нотариата в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
936
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / НОТАРИАТ / ПАЛАТА / НАЛОГИ / ЛЬГОТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щербинин А.А.

Статья посвящена вопросам финансового обеспечения нотариальной деятельности в Российской Федерации. В ней приводится определение понятия «финансовое обеспечение нотариальной деятельности», рассматриваются этапы и формы его реализации. Определены основные источники финансирования деятельности нотариусов. Особое внимание уделено вопросам налогового льготирования нотариальной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовое обеспечение нотариата в Российской Федерации»

Нотариальная деятельность

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НОТАРИАТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. А. ЩЕРБИНИН, ассистент кафедры налогообложения и аудита Е-mail: goncharova.sofia@gmail.com Волгоградская академия государственной службы

Статья посвящена вопросам финансового обеспечения нотариальной деятельности в Российской Федерации. В ней приводится определение понятия «финансовое обеспечение нотариальной деятельности», рассматриваются этапы и формы его реализации. Определены основные источники финансирования деятельности нотариусов. Особое внимание уделено вопросам налогового льготирования нотариальной деятельности.

Ключевые слова: финансы, обеспечение, нотариат, палата, налоги, льготы.

Политические и социально-экономические преобразования, произошедшие в Российской Федерации на рубеже веков, к числу которых можно отнести зарождение и развитие рыночных отношений, закрепление равенства частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на уровне Конституции РФ, привели к пересмотру значения и роли нотариата в жизни формирующегося гражданского общества. Несмотря на наличие глубоких исторических традиций, у этого публично-правового института как в России, так и за рубежом множество проблем, связанных с финансовым обеспечением нотариальной деятельности, которые до сих пор не решены. Трансформация советского нотариата и появление наряду с государственными нотариальными конторами частнопрактикующих нотариусов привели к постепенному расширению внебюджетного нотариата, кардинально отличающегося по формам своего финансового обеспечения от государственного.

Однако в последние годы нотариат на законодательном уровне искусственно отстранялся от целого ряда нотариальных действий (обязательное удостоверение сделок с недвижимым имущест-

вом, учинение исполнительной надписи, участие нотариуса в исполнительном производстве). Это обстоятельство привело к уменьшению доходов субъектов нотариата, демотивировало представителей профессии.

Обострение интереса к финансовым проблемам нотариата на теоретическом и прикладном уровнях не случайно. На современном этапе развития России такой интерес обусловлен в первую очередь тем, что при утрате экономической самостоятельности этим институтом возникает опасность снижения правовой защищенности хозяйствующих субъектов. Это в свою очередь может привести к снижению экономической активности физических и юридических лиц и колоссальным финансовым потерям для всего общества.

По мнению автора, совершенствование механизмов финансового обеспечения нотариата в Российской Федерации в целях сохранения и дальнейшего развития этого публично-правового института актуализирует поиск ответов на научно-практические вопросы, связанные с совершенствованием и развитием финансово-экономических отношений, участниками которых выступают представители нотариального сообщества.

Понятие финансового обеспечения нотариальной деятельности, этапы и формы его реализации. Понятие «финансовое обеспечение нотариальной деятельности» определяется как процесс двустороннего движения финансовых потоков, включающий образование доходных источников и расходование денежных средств, а также контроль за их целевым и наиболее эффективным использованием при выполнении субъектами нотариата конкретных функций.

Источник: составлено автором.

Рис. 1. Этапы процесса финансового обеспечения нотариата

Основными методами ценообразования в сфере предоставления платных услуг как источника самофинансирования публичных институтов являются:

1) полная (рыночная) оплата услуги. Применяется, если имеются альтернативные производители услуги, так что у производителя услуги возникают стимулы снижать издержки и/или повышать качество;

2) цена, покрывающая издержки. Вводится в том случае, если производитель услуги является монополистом по оказанию соответствующей услуги, причем услуга не является социально значимым благом;

3) частичная платность. Используется для предотвращения чрезмерного потребления услуги, а также для создания стимулов государственным служащим к качественному ее оказанию.

Для государственного нотариата характерен третий вариант ценообразования, что приводит к убыточности государственных нотариальных контор. Внебюджетный (частный) нотариат использует все вышеперечисленные методы.

Частный нотариат—монополист в тех регионах, где не предусмотрена деятельность государственных нотариусов, и для него более выгоден второй метод. Но следует учитывать, что нотариальные услуги являются социально значимыми. Соответственно частным нотариусам надлежит руководствоваться первым методом установления тарифов. Наконец, для отдельных категорий услуг и целого ряда лиц предусмотрены существенные льготы по оплате нотариальных тарифов, т. е. используется третий вариант ценообразования. Все это, на взгляд автора, порождает массу проблем, является причиной существенной дифференциации доходов нотариусов и приводит к неприятию представителями профессионального сообщества существующих размеров тарифов за оказание нотариальных услуг.

Целесообразно в случае добровольного обращения за нотариальной услугой для целей потребления или производительного использования применять рыночные цены (если только соответствующее благо не признается государством социально значимым — в этом случае цена должна быть льготной либо вообще отсутствовать). При вынуж-

денном обращения услуга должна оказываться на бесплатной основе либо считаться компонентом себестоимости продукции, и соответствующие затраты необходимо вычитать из налогооблагаемой базы [5].

Детальное изучение вопросов финансового обеспечения нотариальной деятельности позволяет выделить четыре основных этапа этого процесса (рис. 1).

Кроме этого процесс финансового обеспечения включает в себя меры предварительного, текущего и последующего контроля на каждом этапе.

В зависимости от того, в какой форме субъекты нотариата выполняют свои публично-правовые функции, можно говорить либо о преобладании бюджетного финансирования (применительно к государственным нотариусам), либо о самофинансировании нотариальной деятельности (применительно к частнопрактикующим нотариусам и их профессиональным объединениям — нотариальным палатам).

Бюджетное финансирование представляет собой урегулированное правовыми нормами предоставление в безвозвратном порядке юридическим лицам из бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов денежных средств для полного или частичного покрытия расходов по осуществлению их задач и функций [3]. Источниками финансирования государственных расходов выступают средства:

— государственных бюджетов (на основании специально принятых решений они могут быть выделены на срочной, возвратной, платной основе);

— государственных внебюджетных фондов;

— централизованных фондов министерств, ведомств, собственных финансовых ресурсов предприятий.

Большинство исследователей выделяют следующие действующие независимо от источников финансирования общие принципы финансирования государственных расходов:

— платность. Согласно этому принципу расходы должны планироваться на основе государственных программ;

— соответствие планируемых расходов объему государственных доходов;

— целевое направление средств, т. е. определение конкретных мероприятий и целей;

— соответствие финансируемых расходов охраняемым законом правам и интересам граждан;

— соответствие финансируемых расходов требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других, установленных законом и в соответствии с ним, норм;

— безвозвратность и безвозмездность выделения средств;

— контроль исполнения расходования государственных средств и ответственность за правонарушения в этой области [4].

Самофинансирование подразумевает, что все расходы по ведению дел и функционированию нотариальной конторы или нотариальной палаты каждый из означенных субъектов нотариата несет самостоятельно, при отсутствии каких бы то ни было финансовых потоков со стороны бюджета.

Мониторинг источников финансового обеспечения нотариата. В целях определения приоритетов финансового обеспечения нотариальной деятельности в Российской Федерации, а также для выработки практических рекомендаций по решению проблем, возникающих в процессе финансирования нотариальных палат, государственных и частнопрактикующих нотариусов полезно обратиться к зарубежному опыту ввиду его возможной рецепции для адаптации к нашей действительности. Господствующими системами построения нотариата в современном мире являются романо-германская (которая в свою очередь подразделяется на французскую и на немецкую модели) и англосаксонская. Последняя распространена в англоязычных странах (США, Великобритания, Австралия, Канада и пр.), а также в ряде других стран (например, в

Индии). Романо-германская — более чем в _

70 странах мира на четырех континентах, в том числе и в России.

Нотариальные тарифы в странах латинского нотариата по общему правилу устанавливаются на законодательном уровне и не могут быть изменены по решению местных органов власти или по согласованию между нотариусом и его клиентом. В государствах с нотариатом англосаксонского типа плата за совершение нотариально значимых действий фор-

мируется посредством переговоров между нотариусом и обратившимися к нему лицами. В целом же построение нотариата по первому принципу требует на порядок меньше затрат финансовых ресурсов, а значит — более рационально и предпочтительно для нашего государства [1].

Источником финансового обеспечения деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Государственные нотариальные конторы содержатся за счет средств бюджетов субъектов РФ. По данным Минюста России, численность государственных нотариусов в Российской Федерации с 1999 по 2007 г. сократилась с 967 до 109 (или с 14,63 % от всего нотариального корпуса в 1999 г. до 1,5 % в 2007 г.). Это обстоятельство обусловлено убыточностью государственного нотариата и неспособностью выдержать конкуренцию с внебюджетным нотариатом ввиду лучшей организации работы в конторах частнопрактикующих нотариусов.

Структура финансового обеспечения всех субъектов нотариата в Российской Федерации представлена на рис. 2.

Варианты решения проблемы убыточности государственных нотариальных контор видятся в следующем: упразднение института государственного нотариата с передачей функций нотариусов органам местного самоуправления либо вменение в обязанность профессиональным общественным объединениям нотариусов в лице нотариальных палат оказание финансовой помощи частнопрак-

Лицо, обратившееся за совершением нотариального действия

Иные доходы

& э

СО о

3 с

Частнопрактикующий нотариус

Государственная нотариальная контора

рш

Иные доходы

Бюджет субъекта РФ

Рис. 2. Структура финансового обеспечения субъектов нотариата в РФ

тикующим нотариусам, осуществляющим свою деятельность в малонаселенных районах.

Первый вариант менее предпочтителен, так как чиновники органов местного самоуправления не смогут в полной мере заменить нотариусов и оказывать столь же квалифицированную юридическую помощь населению. Второй вариант предполагает увеличение расходов частнопрактикующих нотариусов ввиду необходимости покрытия убытков коллег в депрессивных регионах за счет собственных средств. Следовательно, он нереализуем без предоставления каких-либо преференций со стороны государства, компенсирующих эти дополнительные затраты. В качестве варианта косвенного финансирования можно предложить снижение налоговой нагрузки путем предоставления льгот по уплате тех или иных налогов, а также расширение категории действий, требующих обязательного нотариального удостоверения.

Источниками формирования имущества нотариальных палат являются членские взносы, добровольные имущественные взносы и пожертвования, доходы от издательской и иной уставной деятельности палаты, дивиденды и доходы по ценным бумагам, принадлежащим палате, другие, не запрещенные законом поступления [2].

Налоговое льготирование нотариальной деятельности и адресное бюджетное субсидирование лиц, оформляющих юридически значимые действия.

Валовой доход нотариуса за налоговый (отчетный) период

X

I

Л

I

Стандартные вычеты

Социальные вычеты

Имущественные вычеты

Чистый доход нотариуса за предшествующий период

Страховые взносы

/" л Г л Г Л

20% - 1% - 2% -

в Пенси- в Феде- в террито-

онный ральный риальный

фонд Рос- фонд обя- фонд обя-

сийской зательного зательного

Федерации медицин- медицин-

ского ского

страхова- страхова-

ния ния

V У V V У

70% -

в бюджет субъекта РФ

1

Денежные средства, остающиеся в собственности нотариуса

Рис. 3. Схема обязательных платежей для субъектов нотариата в РФ

Одной из значимых статей расходов для всех хозяйствующих субъектов является уплата налогов и сборов, а также иных платежей, имеющих обязательный характер. В то же время механизм налогообложения является важнейшим регулирующим инструментом, сочетающим элементы принуждения к определенным публично значимым действиям или стимулирования экономических субъектов к их совершению.

Налогообложение частнопрактикующих нотариусов существенным образом отличается от налогообложения нотариальных палат. Для первых Налоговый кодекс РФ предусматривает уплату НДФЛ, действующее законодательство предусматривает также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. Палаты, являясь самостоятельными плательщиками страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и налога на прибыль, несут обязанность по уплате НДФЛ за своих работников, выступая в качестве налоговых агентов.

Законодатели в рамках действующего налогового законодательства учли исключительную важность нотариата, обусловленную выполняемыми им публично-правовыми функциями, предусмотрев ряд налоговых послаблений для субъектов нотариата. Например, нотариусы не исчисляют и не уплачивают страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации. Нотариальные палаты также имеют определенные преференции по уплате налогов. К примеру, они не поименованы плательщиками налога на имущество юридических лиц и имеют возможность применять специальный налоговый режим — упрощенную систему налогообложения.

Схема обязательных платежей субъектов нотариальной деятельности в Российской Федерации представлена на рис. 3.

Наиболее острым вопросом налогового льготирования субъектов нотариата, требующим скорейшего решения, является реализация нотариусами льгот, предоставляемых лицам, обратившимся за совершением нотариальных действий.

Ц_

Профессиональные вычеты

Налог на доходы физических лиц

30% -в местные бюджеты

Доля нотариальных действий, совершенных с применением льготного тарифа, в 2007 г. составляла от 1 до 4 % от общего количества нотариальных действий в зависимости от региона. Общая плата за нотариальные действия, совершенные с применением льготного тарифа, в РФ в 2007 г. составила 1 014 546 руб.

Компенсация сумм, недополученных нотариусами при предоставлении законодательно установленных льгот, путем адресного субсидирования лиц льготных категорий. Механизм компенсации сумм, недополученных нотариусами в результате предоставления льгот лицам, имеющим на то основания, действующим налоговым законодательством не предусмотрен. На взгляд автора, такой механизм должен состоять из следующих последовательных этапов.

1. Обращение гражданина, имеющего основания на получение льгот, в орган социальной защиты и получение документа, подтверждающего его право на льготу при оказании ему нотариальных услуг.

2. Письменное заявление льготника и получение документа из нотариальной палаты о стоимости конкретного нотариального действия и сумме, которая субсидируется из бюджета.

3. Получение субсидии в Сбербанке России на имеющуюся у гражданина пластиковую карту либо оформление такой пластиковой карты и зачисление на нее бюджетной субсидии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Оформление и оплата нотариального действия в безналичной форме с использованием имеющихся возможностей платежных терминалов, POS-терминалов, установленных непосредственно в нотариальных конторах.

Законодательство, регулирующее вопросы финансового обеспечения нотариата (главным образом — Налоговый и Бюджетный кодексы РФ), находится в постоянной динамике. Принятие поправок в указанные нормативные акты решает одни проблемы в этой сфере, но зачастую порождает новые. Несовершенство системы финансового обеспечения нотариата в Российской Федерации вызывает противостояние представителей профессионального нотариального сообщества и фискальных органов. Поэтому поиски путей преодоления конфликта интересов и оптимального финансового обеспечения нотариата должны продолжаться.

Список литературы

1. Гончаров А. И., Щербинин А. А. Финансовое обеспечение нотариата за рубежом // Финансы и кредит. 2009. № 24. С. 7-15.

2. Гончаров А. И., Щербинин А. А. Финансовое обеспечение нотариальных палат, государственных и частнопрактикующих нотариусов в РФ // Финансы и кредит. 2009. № 23. С. 40-46.

3. Годин А. М., Горегляд В. П., Подпорина И. В. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. М.: Дашков и К. 2009. С. 628.

4. Килясханов И. Ш, Эриашвили Н. Д. Финансовое право: учеб. пособие для вузов. М.: Юнити-Дана. 2007. С. 479.

5. Шастико А Е. Публичные услуги и функции государственного управления. М.: ТЕИС. 2002. С. 36-61.

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ

Издательским дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

занимается выпуском специализированных финансово-экономических и бухгалтерских журналов, а также

монографий, деловой и учебной литературы Минимальный тираж - 500 экз.

По вопросам, связанным с изданием книг, обращайтесь в отдел монографий

(495) 721-85-75 Dost@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.