УДК 346.61: 338.465.4
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСОБОГО ВИДА ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ
Д.С. Волостнова, С. М. Волостнов
Ивановский государственный химико-технологический университет
Нотариальные действия представляют собой вид государственных услуг, оказываемых населению частнопрактикующими нотариусами. В условиях рыночной экономики частнопрактикующие лица оказывают услуги с целью получения личной выгоды. Вследствие чего становиться актуальным вопрос государственного регулирования стоимости услуг, имеющих социальный характер.
Ключевые слова: нотариальная деятельность, государственные услуги, нотариус, нотариат, стоимость услуг.
Рыночные отношения изменяют коренным образом целевые установки производителей товаров и услуг. Интересы собственников бизнеса и потребителей уравновешиваются спросом и предложением. Исследования в области экономической теории позволяют выявить закономерности и определить тенденции развития в системе «производство - потребление». В данном случае под производством понимается не только изготовление материальных ценностей, но и оказание услуг, например, банковских, образовательных, услуг связи, медицинские и т.п.
К особому виду услуг, оказываемых как физическим, так и юридическим лицам, относятся нотариальные услуги. С одной стороны, это услуги, предоставление которых гарантируется государством, с другой - само государство, являясь субъектом рыночных отношений, должно строить свои отношения с потребителями этих услуг на рыночных принципах.
В связи с этим возникает вопрос, что же представляет собой нотариальная услуга: обязательство государства или специфический рыночный продукт?
В первом случае, оказание такой услуги должно четко регламентироваться законодательством, включая перечень услуг, тарифов, государственных пошлин, документооборота, финансовую
отчетность, т.е. должен быть законодательно прописан и проработан весь механизм предоставления данной услуги: финансово-экономический, правовой, технический, учетный и другие аспекты работы.
Во втором случае, государство регулирует правовые отношения между нотариусом и потребителем услуги, предоставляя право свободного хозяйствования с полной его ответственностью за финансовые результаты его деятельности в статусе частного предпринимателя, без образования юридического лица, т.е. в качестве коммерческой структуры. Это дает право нотариусу расширять номенклатуру услуг, в зависимости от спроса, и формировать собственную экономическую политику, основанную на собственной конкурентоспособности.
В рамках обоснованного формирования ценовой политики на предоставление нотариальных услуг представляется целесообразным определить следующие категории и процедуры:
- что понимается под нотари-
альной услугой;
- порядок совершения нотари-
альных действий;
- функции нотариата в рыноч-
ных условиях.
Специфика работы нотариусов, в отличие от представителей других юридических профессий, заключается в совершении нотариальных действий. При этом понятие нотариального действия многозначно и одновременно обозначает: во-первых, содержание процедуры нотариальной деятельности, выражающейся в последовательном совершении целой системы юридических фактов (динамическое понятие нотариального действия), и, во-вторых, результат нотариального производства как юридический факт (статическое понятие нотариального действия).
Нотариальные действия по своей юридической характеристике носят производный характер, поскольку объективируют и соединяют в себе результат установления достаточно большого фактического состава. Таким образом, нотариальное действие как юридический факт надстраивается над первичными юридическими фактами, представляя их обобщенное, систематизированное выражение.
Независимо от понятия нотариального действия как статического, либо динамического, ему присущи определенные юридические признаки, которые определяют его качественные характеристики среди различных юридических актов, включая действия участников гражданского оборота, судебные акты и акты органов исполнительной власти. При этом указанные признаки должны быть в единстве, что определяет условия признания нотариального действия совершенным и действительным. Отсутствие хотя бы одного из признаков приведет к недействительности нотариального действия в случае его оспаривания в судебном порядке.
Основные юридические признаки нотариального действия заключаются в следующем.
1. Нотариальные действия совершаются только определенным, установленным федеральным законом, кру-
гом лиц: нотариусами, должностными лицами органов исполнительной власти и консульских учреждений. При этом определяется компетенция каждого лица, уполномоченного на совершение нотариального действия;
2. Нотариальные действия совершаются от имени Российской Федерации (ст. 1 «Основ законодательства РФ о нотариате»), что подчеркивает официальный и публичный статус данного юридического действия. Поэтому нотариус, согласно Указу Президента России [6] и ст. 11 «Основ законодательства РФ о нотариате», имеет печать с изображением Государственного герба РФ. Правомерным является также наличие непосредственно на нотариальных документах изображения Государственного герба РФ;
3. Нотариальное действие должно быть предусмотрено федеральным законом. В ст. 35 - 38 «Основ законодательства РФ о нотариате» перечислен круг нотариальных действий, которые могут совершаться нотариусами и иными уполномоченными законом должностными лицами. Вместе с тем, данный перечень нотариальных действий не является неисчерпаемым, поскольку существует ряд иных услуг незапрещенных законодательством РФ, которые могут быть предоставлены нотариусом гражданам;
4. Нотариальные действия осуществляются в рамках специальной процедуры нотариального производства, отличающегося жесткой связанностью порядка его осуществления, что гарантирует достижение необходимого правового результата и выполнение целей нотариата, закрепленных в ст. 1 «Основ законодательства РФ о нотариате», по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц;
5. Нотариальное действие должно соответствовать требованиям законодательства не только по процедуре его совершения, с точки зрения правил нота-
риального производства, но и по существу самого действия, определяемого нормами материального права, реализуемыми в данном действии. Ведь акты, удостоверяемые нотариусами, должны соответствовать требованиям как «Основ законодательства РФ о нотариате», так и иного законодательства в зависимости от того, какой сферы касается нотариальное действие, каким образом будет происходить его реализация. Например, любая сделка должна содержать определенные существенные условия, которые должны быть отражены в тексте документа, независимо от ее формы.
Важным признаком нотариального действия является уплата государственной пошлины [3] либо нотариального тарифа в соответствии со ставками, установленными законом. Согласно ст. 22 «Основ законодательства РФ о нотариате», нотариальное действие признается совершенным после уплаты государственной пошлины или суммы согласно тарифу. Поэтому нотариус обязан произвести взимание государственной пошлины или нотариального тарифа, либо на основании имеющихся льгот для лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, освободить от ее уплаты.
Все указанные признаки нотариального действия должны быть в совокупности, при отсутствии одного из них нотариальное действие может быть признано несовершенным.
Так, несоблюдение правил нотариального производства относительно тайны совершения нотариального действия, например, присутствие при составлении завещания постороннего лица, может привести к признанию данного завещания недействительным в судебном порядке.
Выяснив, что представляет собой нотариальное действие, следует обратить внимание на порядок его совершения.
Совершение нотариальных действий - это основа профессиональной деятельности нотариуса.
Законодательством установлен общий порядок совершения нотариальных действий, призванный упорядочить данные процедуры. Он отражен в IX главе «Основ законодательства РФ о нотариате» [1]. Регламентированный порядок включает следующие пункты:
1. Место совершения нотариальных действий.
2. Основания и сроки отложения и приостановления совершения нотариального действия.
3. Установление личности обратившегося за совершением нотариального действия.
4. Проверка дееспособности граждан и правоспособности юридических лиц, участвующих в сделках.
5. Порядок подписи нотариально удостоверяемой сделки, заявления и иных документов. Нотариус обязан зачитать вслух участникам содержание нотариально удостоверяемой сделки и иных документов. Оформляемые в нотариальном порядке документы подписываются в присутствии нотариуса.
6. Требования к документам, представляемым для совершения нотариальных действий. Нотариусы не принимают для совершения нотариальных действий документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные неоговоренные исправления, а также документы, исполненные карандашом.
7. Совершение удостоверительных надписей и выдача свидетельств.
8. Ограничения права совершения нотариальных действий. Нотариусу запрещено совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своих родственников (родителей, детей, внуков).
9. Отказ в совершении нотариального действия. Нотариус должен отказать в совершении нотариального действия, в следующих случаях:
- если оно противоречит закону, либо данное действие подлежит совершению другим нотариусом;
- если с просьбой о совершении нотариального действия обратился недееспособный гражданин либо представитель, не имеющий необходимых полномочий;
- если сделка, совершаемая от имени юридического лица, противоречит целям, указанным в его уставе или положении;
- документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства.
10. Обжалование нотариальных действий или отказ в их совершении.
11. Все нотариальные действия, совершаемые нотариусом, должны регистрироваться в реестре. Каждому нотариальному действию, совершаемому нотариусом, присваивается отдельный порядковый номер. Номер, под которым нотариальное действие зарегистрировано в реестре, указывается в выдаваемых нотариусом документах и в удостоверительных надписях.
Формы указанных реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах устанавливаются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.
Определив понятие нотариальной услуги, рассмотрев порядок совершения нотариальных действий, представляется логичным оценить положение нотариуса и самого нотариата в структуре рыночных отношений.
Защита субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций в Российской Федерации воз-
ложена на различные органы, к которым относится и нотариат.
Во-первых, нотариат представляет собой систему органов, на которую возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнения других нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
В систему нотариата входят не только государственные нотариальные конторы и нотариусы, занимающиеся частной практикой. В эту систему входят и должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение нотариальных действий. Должностные лица консульских учреждений Российской Федерации совершают нотариальные действия на территории других государств. Правом совершать отдельные нотариальные действия наделены главные врачи, их заместители по медицинской части, дежурные врачи больниц, других стационарных учреждений, а также директора и главные врачи домов для престарелых и инвалидов, командиры воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений и ряд других лиц. Должностные лица органов исполнительной власти могут совершать нотариальные действия в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса.
Во-вторых, это отрасль законодательства, нормами которой регулируется нотариальная деятельность. И, в первую очередь, деятельность нотариата в нашей стране организована в соответствии с требованиями «Основ законодательства о нотариате». Однако не следует считать, что только названный Закон регулирует деятельность нотариуса. Круг законодательных актов, так или иначе организующих деятельность нотариуса или совершение конкретных нотариальных действий, достаточно широк, и главенствующее место в нем занимают Граждан-
ский кодекс Российской Федерации и Гражданско-процессуальный и Уголовнопроцессуальный кодексы РФ и другие. Определяющим правовую природу нотариата признаком следует считать юрисдикционную, правоохранительную функцию.
Организационная структура государственных нотариальных органов включает подразделение по руководству нотариатом в аппарате Федеральной регистрационной службы и соответствующие подразделения этих органов в субъектах Российской Федерации, которые непосредственно и решают вопросы, связанные с организацией, кадрового, финансового и организационно-
методического обеспечения деятельности государственных нотариальных контор в городах и районах соответствующих территорий.
Организационные структуры частнопрактикующих нотариусов включают Федеральную нотариальную палату и ее органы, а также нотариальные палаты в субъектах Российской Федерации.
Частнопрактикующие нотариусы объединены в нотариальные палаты субъектов Российской Федерации на основании их обязательного членства. Нотариальными палатами руководят, избранные общим собранием нотариусов из числа нотариусов, правление и президент.
Высшим звеном нотариального профессионального объединения является собрание представителей нотариальных палат субъектов Российской федерации, которое также из числа нотариусов формирует, предусмотренную Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, Федеральную нотариальную палату в лице правления и президента.
Таким образом, членами региональной нотариальной палаты являются нотариусы, а членами Федеральной нотариальной палаты - нотариальные палаты субъектов Российской Федерации. Региональные и Федеральная нотариальные
палаты имеют статус некоммерческих организаций, являются юридическими лицами, регистрируются в порядке, предусмотренном для общественных организаций, осуществляют свою деятельность на основе членских взносов в соответствии с основами законодательства Российской Федерации о нотариате, федеральным законом РФ «О некоммерческих организациях», другими нормативными актами и принятыми уставами.
Итак, нотариат - это, прежде всего, система государственных органов, наделенных действующим законодательством правом совершать нотариальные действия, а также это отрасль законодательства, нормами которой регулируется нотариальная деятельность.
Однако, несмотря на то, что нотариат - это система государственных органов, только малая часть нотариусов работает в государственных нотариальных конторах, остальные же являются частнопрактикующими нотариусами и не являются государственными служащими. В результате возникает противоречие закона, частное лицо оказывает услуги от имени государства, и одновременно является участником рыночных отношений. Таким образом, работая в рынке, частнопрактикующий нотариус становится лицом, заинтересованным в получении прибыли для обеспечения нормального функционирования своей конторы и удовлетворения своих личных потребностей. В качестве инструмента конкурентной борьбы нотариусы, работающие в рынке, могут использовать размеры стоимости, взимаемой за ряд услуг, оказываемых гражданам в рамках нотариального производства и не запрещенных законом.
В результате чего нотариальным палатам, как курирующей и координирующей нотариальную деятельность структуре, необходимо самостоятельно формировать стоимость услуг, неподле-
жащих обязательной тарификации со стороны государства.
В связи с тем, что нотариальная услуга имеет свою специфику, для формирования ценовой политики на рыночные услуги Нотариальные палаты опираются на следующие принципы.
Принцип научности обоснования цен состоит в необходимости познания и учета в ценообразовании объективных экономических законов развития рыночной экономики, и, прежде всего, закона стоимости, законов спроса и предложения.
Научное обоснование цен базируется на глубоком анализе конъюнктуры рынка, всех рыночных факторов, а также действующей в экономике системы цен. При этом необходимо выявить тенденции развития производства, спрогнозировать изменение уровня издержек, спроса, качества товаров и др.
Научность обоснования цен во многом зависит от полноты информационного обеспечения процесса установления цен и требует обширной и разнообразной информации, прежде всего, экономической.
Принцип целевой направленности цен состоит в четком определении приоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться с помощью цен, например проблемы социальной защиты населения или проблемы целевой ориентации цен на освоение новой, прогрессивной продукции, повышение ее качества.
Целевые приоритеты и целевая направленность цен изменяются на каждом этапе развития экономики.
Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен состоит в обязательном контроле со стороны государственных органов. Этот контроль распространяется, прежде всего, на продукцию и услуги тех отраслей, по которым осуществляется государственное регулирование цен.
Формирование тарифов происходит на перспективу, учитывающую прогнозируемый уровень инфляции, платежеспособный спрос населения, экономическую ситуацию в целом по региону, статистические данные демографических процессов, уровень доходов населения, а также динамику затрат населения на оплату нотариальных услуг.
В настоящее время отсутствует единая методика расчета стоимости нотариальных услуг, тариф на которые законодательно не закреплен. В связи с чем, при формировании ценовой политики Нотариальные палаты вынуждены адаптировать уже имеющиеся методы и методики ценообразования для других отраслей экономики под специфику нотариального продукта.
Таким образом, для разрешения возникшего противоречия между социальной и рыночной сторонами деятельности нотариуса государству необходимо четко разграничить все услуги предоставляемые нотариусом гражданам, отделив услуги, за которые взимается государственная пошлина и нотариальный тариф [3] и услуги, стоимость которых будет определяться с учетом рыночного спроса. При этом не нужно забывать о социальной значимости данных услуг. Стоимость рыночных нотариальных услуг должна быть обоснована экономически и подтверждена вышестоящим надзорным органом, что позволит защитить интересы потребителей нотариальных услуг, улучшить контроль за качеством предоставляемых услуг и облегчит работу нотариусов по определению стоимости предоставляемых ими услуг.
ЛИТЕРАТУРА
1. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 (с изменениями от 6 декабря 2011 г.).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая
от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЭ (с изменениями от
8 декабря 2011 г.).
3. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от 29 февраля 2012 г.).
4. Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации" (с изменениями от
9 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 10 ноября 2009 г., 28 декабря 2010 г.).
5. Указ Президента РФ от 22 июля 2002 г. N 767 "Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов".
6. Приказ Минюста РФ от 15.03.2000 N 91 "Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации".
7. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 22.06.2010) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".
8. Боер В.М. Институт нотариальной деятельности: понятие, сущность, содержание // Ученые записки Санкт-Петербургской академии управления и экономики,- 2009. - № 2. - С. 80-94.
9. Книпер Рольф. Экономический анализ нотариата // Нотариальный вестник - 2011. - № 9,10.
Рукопись поступала в редакцию 15.06.12.
ECONOMICAL BASES OF NOTARIAL ACTIVITY ASSESSMENT AS A SPECIAL TYPE OF GOVERNMENTAL SERVICES
D. Volostnova, S. Volostnov
Notarial actions are a type of governmental services rendered to the population by privately practicing notaries. In the conditions of market economy privately practicing persons render services for the purpose of self-profit obtaining. Whereupon the question on governmental regulation of cost of the services having social character becomes actual.
Key words: notarial activity, governmental services, notary public, notariat.
НОВЫЕ КНИГИ
Абрамова Е.А. Самозанятость населения в антикризисном развитии депрессивного региона: монография / Е.А. Абрамова, А.Н. Ильченко; Иван. гос. хим.-технол. ун-т. - Иваново, 2012. - 209с.
В монографии рассматриваются проблемы неравномерности социально-экономического развития регионов России; масштабная безработица как следствие экономического кризиса моноиндустриальных регионов; исследован поведенческий механизм экономически активного населения в разных странах как основа развития индивидуального предпринимательства и посткризисного восстановления экономики; участие государства в поддержке предпринимательской инициативы населения и самозанятости; анализируется динамика самозанятости населения одного из депрессивных регионов в кризисный и посткризисный периоды. По результатам исследований предложены меры государственного воздействия на экономический механизм антикризисного развития депрессивной территории в условиях России.
Для научных работников, преподавателей экономических вузов, специалистов региональных органов управления, а также для студентов и аспирантов.