Научная статья на тему 'Развитие регионального бизнеса: анализ, проблемы, тенденции'

Развитие регионального бизнеса: анализ, проблемы, тенденции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
290
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС / РЕГИОН / ФАКТОР / АНАЛИЗ / ТЕНДЕНЦИЯ / ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Г. Л.

Статья посвящена исследованию проблем, с которыми сталкиваются в процессе своей деятельности коммерческие организации. В работе рассматриваются факторы, оказывающие отрицательное влияние на развитие бизнеса. Исследование проводится на примере Тамбовской области. Полученные выводы базируются на результатах применения графического и регрессионного анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие регионального бизнеса: анализ, проблемы, тенденции»

32 (287) - 2012

Стратегия развития региона

УДК 332.05 (470.326)

РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО БИЗНЕСА: АНАЛИЗ, ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ

Г. Л. ПОПОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и качества E-mail: galina2011.popova@yandex. ru Тамбовский государственный технический университет

Статья посвящена исследованию проблем, с которыми сталкиваются в процессе своей деятельности коммерческие организации. В работе рассматриваются факторы, оказывающие отрицательное влияние на развитие бизнеса. Исследование проводится на примере Тамбовской области. Полученные выводы базируются на результатах применения графического и регрессионного анализа.

Ключевые слова: бизнес, регион, фактор, анализ, тенденция, оценка.

Развитие налогового, бюджетного, финансового, экономического, инвестиционного, инновационного и прочих потенциалов региона тесно связано с развитием регионального бизнеса. Исследователи выделяют целый комплекс факторов, оказывающих негативное воздействие на развитие бизнеса. Среди них следует выделить следующие:

- избыточное налоговое бремя;

- низкий платежеспособный спрос; конкуренцию;

экономическую преступность;

- бюрократические барьеры;

- демографические проблемы;

теневую экономику; препятствия в доступе на рынок;

предпринимательские риски; низкий уровень социально-экономической культуры.

Рассмотрим эти факторы более подробно.

Избыточное налоговое бремя. Под ним подразумевается потеря обществом чистой выгоды, обусловленная введением или увеличением налогов, приводящих к снижению уровня производства и потребления товаров ниже оптимального, рационального [3]. Таким образом, снижение или даже сокращение темпов развития бизнеса является одной из отрицательных сторон избыточного налогового бремени. По официальным данным, в среднем по территории Российской Федерации наблюдается сокращение налоговой нагрузки на предприятия (рис. 1) [10].

За период с 2006 по 2010 г. налоговая нагрузка достигала максимального уровня в 2007 г. и составляла 14,4 %. В последующие годы происходило постепенное снижение налоговой нагрузки, и в 2010 г. она сократилась до уровня 9,4 %.

Распределение налоговой нагрузки по видам экономической деятельности также происходило

14,4

11,6 1

п

9,4

2006 2007 2008 2009 2010

Рис. 1. Динамика налоговой нагрузки в РФ в 2006-2010 гг., %

7

4

неравномерно. Наибольшая налоговая нагрузка приходится на сферы, связанные с добычей полезных ископаемых, предоставлением прочих коммунальных, социальных и персональных услуг, операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, деятельностью гостиниц и ресторанов, строительством (табл. 1).

За период с 2007 по 2010 г. налоговая нагрузка в среднем сократилась на 5 %, но, как представлено, снижение ее происходило неравномерно. Наибольшее снижение налоговой нагрузки приходится на предприятия, связанные с добычей полезных ископаемых или осуществляющие операции с недвижимостью и предоставлением услуг. В организациях, связанных с добычей полезных ископаемых, снижение налоговой нагрузки составило 24,5 %, а у организаций, осуществляющих операции с недвижимостью и предоставлением услуг, - снизилась на 9,8 %.

Наименьшее сокращение приходится на предприятия, относящиеся к оптовой и розничной торговле, ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования и обрабатывающим производствам, где сокращение налоговой нагрузки составило 3,3 и 0,3 %, соответственно. За анализируемый период также наблюдается увеличение налоговой нагрузки на организации, осуществляющие предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных

Таблица 1

Сравнительный анализ распределения налоговой нагрузки по видам экономической

деятельности в 2007 и 2010 гг., % [10]

Вид экономической деятельности 2007 2010

Оптовая и розничная торговля, ремонт 2,7 2,4

автотранспортных средств, мотоциклов,

бытовых изделий и предметов личного

пользования

Сельское хозяйство, охота и лесное 8,7 4,2

хозяйство

Производство и распределение электро- 9,0 5,3

энергии, газа и воды

Обрабатывающие производства 10,5 7,2

Транспорт и связь 15,0 9,8

Строительство 15,9 11,3

Гостиницы и рестораны 16,3 12,9

Операции с недвижимым имуществом, 29,5 19,7

аренда и предоставление услуг

Предоставление прочих коммунальных, 18,2 22,3

социальных и персональных услуг

Добыча полезных ископаемых 54,8 30,3

В среднем 14,4 9,4

услуг. Рост налоговой нагрузки на эту сферу бизнеса составил 4,1 %.

Министерство финансов Российской Федерации планирует дальнейшее снижение налоговой нагрузки на бизнес. На прошедшей в феврале 2012 г. налоговой конференции «Фискальная нагрузка: повышение, перераспределение или снижение» заместитель министерства финансов С. Д. Шаталов высказал мнение о необходимости снижения налоговой нагрузки на предприятия при одновременном снижении объемов бюджетных расходов [9].

Одним из факторов, оказывающих негативное воздействие на развитие бизнеса, является теневая экономика. Теневая экономика - это экономические взаимоотношения граждан, развивающиеся стихийно, в обход существующих государственных законов и общественных правил [18]. В 2010 г. теневая экономика в России (без учета незаконных видов деятельности), по оценкам Федеральной службы государственной статистики, составляла около 16 % ВВП, что соответствовало 7 трлн руб. в год. Занято в теневом бизнесе было около 13 млн чел. [21] Доходы от бизнеса, находящегося в теневой экономике, не облагаются налогами, так как объекты, имеющие налогооблагаемые базы, официально не декларируются. Таким образом, предприятия, занимающиеся теневым бизнесом, получают конкурентные преимущества за счет более низкой себестоимости продукции. То есть они имеют конкурентные преимущества по сравнению с предприятиями, что оказывает негативное влияние на развитие бизнеса.

Существуют различные оценки объемов теневой экономики в России. В 2007 г. специалистами оценивались ее размеры в пределах от 20-25 % от ВВП (по расчетам Федеральной службы государственной статистики) до 40-50 % от ВВП (по оценкам Всемирного банка) [17]. В 2010 г. объемы теневой экономики, по данным Росстата, составили 16 % от ВВП [6].

Влияние конкуренции на развитие бизнеса сложно оценить однозначно. Ее положительной стороной является оказание воздействия, направленного на совершенствование бизнес-процессов. Но есть и отрицательная сторона. В силу ограниченности объемов рынков товаров или услуг не все фирмы могут захватить свою долю рынка. Выживают сильнейшие и наиболее конкурентоспособные. Дальнейшее поведение тех, кто не сумел вовремя принять верное управленческое решение, направленное на

а

б

Рис. 2. Динамика коэффициентов официальной рождаемости и коэффициентов ликвидации организаций

на 1 000 организаций в 2006-2011 гг.: а - Российская Федерация; б - Тамбовская область

эффективное развитие бизнеса, может развиваться по одному из возможных сценариев: либо смена вида деятельности для ведения бизнеса, либо запуск процедуры банкротства. Вне зависимости от выбранного варианта любое решение будет сопровождаться для фирмы убытками (финансовыми потерями). Таким образом, конкуренция является фактором, регулирующим численность организаций в различных сферах бизнеса.

Мировой финансовый кризис способствовал усилению конкуренции между организациями, что привело к снижению значений коэффициента рождаемости организаций и росту значений коэффициента ликвидации организаций (рис. 2, а) [25]. Коэффициент ликвидации организаций в Российской Федерации достигал минимального уровня в 2008 г и составлял 36 ликвидированных организаций на 1 000 организаций. В последующие годы он начал свой рост и в 2010 г. составил 81,3. За период с 2006 по 2011 г. наблюдалось сокращение разрыва между анализируемыми коэффициентами.

Тенденции распределения анализируемых коэффициентов рождаемости и ликвидации организаций на территории Тамбовской области существенно отличаются от общероссийских значений. Начиняя с 2009 г. наблюдается одновременное снижение коэффициента рождаемости и коэффициента ликвидации организаций. В 2010 г. наблюдается одновременный рост анализируемых показателей. Рост коэффициента ликвидации организаций опережает рост коэффициента рождаемости и составляет 117,3 организации на 1 000

организаций. Сопоставляя достигнутый уровень анализируемых региональных показателей со средним по России, следует отметить, что уровень коэффициента рождаемости организаций в Тамбовской области в 2010 г. ниже, чем в среднем по России, а коэффициент ликвидации выше (рис. 2, б).

В последние годы наблюдается высокий процент соотношения вновь открытых и закрытых организаций. Сложившаяся ситуация объясняется условиями ужесточения конкуренции. Например, в декабре 2011 г. на 1 зарегистрированное предприятие приходилось 1,15 ликвидированных, а в январе 2012 г. - на 1 зарегистрированное предприятие уже приходилось 1,37 ликвидированных (рис. 3) [25].

Негативное влияние низкого платежеспособного спроса проявляется через свертывание существующих рынков сбыта. Наиболее чувствительной является группа товаров и услуг, эластичная к ценовому влиянию. Следовательно, сокращение рынков сбыта приведет к усилению конкуренции между

49,5

42,9

36,1

Декабрь 2011. г.

(Зарегистрировано

Январь 2012 г.

Ликвидировано

Рис. 3. Динамика численности зарегистрированных и ликвидированных организаций в Российской Федерации

фирмами, сокращению численности фирм, занимающих определенную долю рынка. Последствием описанных тенденций являются снижение численности рабочих мест и рост уровня безработицы.

В июне 2012 г. исследовательским центром рек-рутингового портала Superjob. ги был проведен опрос 1 000 представителей кадровых служб компаний из всех федеральных округов страны. По результатам проведенного исследования, 21 % от общего числа опрошенных компаний планирует повышать или индексировать заработную плату в ближайшее время. Эта доля компаний в июне 2012 г. сократилась по сравнению с декабрем 2011 г. на 7 %. Значительная доля опрошенных предприятий (49 %) в ближайшее время не намерены ни повышать, ни индексировать зарплату сотрудников. По сравнению с декабрем 2011 г. их доля возросла на 8 % (рис. 4) [2, 5].

Снижение темпов роста заработной платы будет способствовать сокращению расходов населения.

На основе данных по регионам Центрального федерального округа (кроме Москвы и Московской области) за период с 2008 по 2010 г. [14] было получено линейное уравнение регрессии вида

у = 673,8875 + 0,6291 х, где у - потребительские расходы в среднем на душу населения, руб.;

х - среднедушевые денежные доходы населения, руб.

Полученное уравнение регрессии является значимым, критерий Фишера составляет ^(1,46) = = 301,29, что превышает табличное значение. Коэффициент регрессии также является значимым ¿(46) = 17,35 > ¿табл. Коэффициент детерминации составляет 0,8675, т. е. 86,75 % вариации показателя потребительских расходов в среднем на душу

населения будут связаны с изменением показателя среднедушевых денежных доходов населения.

Из рассчитанного уравнения регрессии следует, что при росте среднедушевых денежных доходов населения на 100 руб. потребительские расходы населения возрастут на 62,91 руб.

Еще более тесная взаимосвязь между доходами и расходами населения наблюдается на территории Тамбовской области. На основе годовых данных за период с 2000 по 2011 г. [14, 22] было получено следующее уравнение регрессии:

.р = -157,7 + 0,733 • х.

Данное уравнение регрессии является статистически значимым, так как критерий Фишера составляет ^(1,9) = 4 424,2 и превышает табличное значение. Произведенные расчеты позволили сделать вывод о значимости коэффициента регрессии ¿(9) = 66,51 > ¿табл. Коэффициент детерминации указывает на наличие тесной связи между доходами и расходами населения (Я2 = 0,9980). Следовательно, 99,8 % вариации показателя потребительских расходов в среднем на душу населения будут связаны с изменением показателя среднедушевых денежных доходов населения.

Из уравнения регрессии следует, что при росте среднедушевых денежных доходов населения на 100 руб. потребительские расходы возрастут на 73,3 руб. Таким образом, при снижении реальных доходов населения следует ожидать снижения уровня покупательной способности населения. Причем расходы населения Тамбовской области более зависимы от уровня среднедушевых денежных доходов населения, чем в среднем по Центральному федеральному округу. Это объясняется более высоким значением коэффициента регрессии на территории Тамбовского региона

■ Шанируют^. рост заработной платы

□ Не планируют повышения заработной платы

■ Воздержались от ответа

а о

Рис. 4. Динамика планируемых мероприятий компаний в области заработной платы, %: а - декабрь 2011 г.; б - июнь 2012 г.

4592 444,8 428,8

I I I 1 1

2007 2008 2009 2010 2011

(0,733) по сравнению с коэффициентом регрессии, рассчитанным для всей территории Центрального федерального округа (0,629). Высокий уровень расчетных значений коэффициентов регрессии указывает на наличие существенной зависимости между доходами населения и его покупательной способностью. Таким образом, при снижении доходов населения следует ожидать снижения платежеспособного спроса.

Экономическая преступность всегда оказывала негативное влияние на развитие бизнеса. К многообразию преступлений, совершаемых в отношении бизнеса, можно отнести финансовые махинации, мошенничество, рэкет, рейдерские захваты предприятий и пр. Последствия их воздействия могут негативно отразиться на развитии бизнеса. Организация может понести не только убытки, но и стать банкротом.

По данным Министерства внутренних дел Российской Федерации, в 2011 г. на территории России было выявлено 202,5 тыс. преступлений экономической направленности. Нанесенный материальный ущерб (по оконченным уголовным делам) составил 160,71 млрд руб. (рис. 5) [20].

По информации Управления МВД России, по Тамбовской области в 2011 г. зафиксировало 1 633 преступления экономической направленности (рис. 6). Наибольшая доля приходится на преступления в кредитно-финансовой сфере (39,74 %) и на преступления на потребительском рынке (7,65 %) [24].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инициаторами нарушений могут быть и сами бизнес-организации. У налоговых органов вызывает пристальный интерес деятельность убыточных организаций, особенно тех, которые являются хро-

Связанные с приватизацией Я 3

В сфере незаконного оборота алкогольной продукции

В сфере внешнеэкономической деятельности

В сфере здравоохранения 44

На потребительском рынке 125

Рис. 5. Динамика количества экономических преступлений, совершенных на территории Российской Федерации в 2007-2011 гг., тыс. ед.

нически убыточными в течение ряда лет, при этом не предпринимают никаких попыток к улучшению сложившегося финансово-экономического положения. Одной из вероятных причин официальной убыточности организаций является сознательное искажение финансовых результатов для снижения объемов налоговых платежей. Эта версия была проверена на практике налоговыми органами Тамбовской области в 2007 г. Результаты проводимых мероприятий налогового контроля в отношении организаций и предприятий, которые оказались убыточными на основе предоставленной ими финансовой отчетности, позволили налоговым органам существенно увеличить поступление налоговых платежей. По итогам проводимых мероприятий только от малого бизнеса в бюджет Тамбовской области в 2007 г. дополнительно поступило 70 млн руб. налоговых сборов (всего более 130 млн руб.) [4]. В 2011 г. на территории Тамбовской

области было раскрыто 34 преступления, общий ущерб от которых составил более 96 млн

руб. [11].

Контрольная работа налоговых органов на территории Тамбовской области позволила доначислить налоговые платежи в 2011 г. на общую сумму 1 346 млн руб., что на 82 млн руб. (или на 6,5 %) больше, 649 чем в 2010 г. Выявленные правонарушения в области внешнеэкономической деятельности

Вфинансово-кредитной сфере

Рис. 6. Количество преступлений экономической направленности на территории Тамбовской области в 2011 г

послужили основанием для доначисления 64 млн руб., что в 1,8 раза больше, чем в 2010 г. [15].

Бюрократические барьеры могут создавать трудности в развитии бизнеса. В частности, это проявляется при получении информации, связанной с ведением бизнеса, лицензировании предпринимательской деятельности, значительных временных периодах для принятия решений, связанных с административным решением вопросов и пр. Но за последние годы наблюдаются положительные изменения, направленные на снижение административных барьеров. По оценкам президента Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» С. Р. Борисова, в настоящее время потери бизнеса от административных барьеров составляют около 5 % (по сравнению с 10 % 6-7 лет назад) [23].

Препятствия в доступе на рынок оказывают негативное влияние на развитие бизнеса. Это может проявляться в искусственном создании трудностей при выходе на рынок. Они могут быть связаны с необходимостью несения дополнительных расходов по организации бизнеса, обладанию конкурентоспособной позицией на рынке товаров. В особую категорию выделяются стратегические препятствия в доступе конкурентов. В этом случае фирма предпринимает целый комплекс действий, направленных на отпугивание конкурентов от попыток выхода на ее рынок. Они могут включать крупные капиталовложения в невозвратный капитал (что снижает вероятность вытеснения ее соперниками с рынка) или предложения потребителям долгосрочных контрактов по низким ценам. Подобные меры не максимизируют прибыли, но они окупаются, поскольку препятствуют доступу на рынок конкурентов [26].

Тому существует множество примеров. Заседание конфликтной комиссии при наблюдательном совете НП «Совет рынка», состоявшегося 31.05.2011, подтвердило факт создания ОАО «Варьеганэнерго-нефть» препятствий в доступе на оптовый рынок электроэнергии ООО «Независимое энергосбытовое предприятие» [16]. Другой пример: ОАО «Челябэнергосбыт» создало препятствия доступу ООО «АРСТЭМ-ЭнергоТрейд» на розничный рынок электрической энергии Челябинской области. Факт был определен по результатам заседания Арбитражного суда Челябинской области 31.08.2011 [1]. Комиссия Федеральной антимонопольной службы 12.09.2011 признала группу лиц в составе ОАО «РЖД» и ОАО «Первая нерудная компания»

нарушившими законодательство путем создания препятствий доступу на товарный рынок производителям гранитного щебня [16].

Предпринимательские риски. Ведение бизнеса относится к категории рисковой деятельности, так как предприниматели неизбежно сталкиваются с различными видами рисков: риск возникновения убытков, который может быть связан с простоем, с нарушением обязательств контрагентов предприятия, риск возникновения упущенной выгоды и другие причины [7].

На вероятность получения организацией убытков оказывает влияние формирование дебиторской задолженности, в особенности просроченной дебиторской задолженности, а также ведение в организации непродуманной кредитной политики.

На основе данных Федеральной службы государственной статистики [14] было построено множественное уравнение регрессии по регионам Центрального федерального округа (за исключением Москвы и Московской области) за период с 2009 по 2010 г.

у = 1804,84 + 0,024 х1 + 0,463 х2, где у - расчетное значение суммы убытка организаций, млн руб.;

х1 - задолженность по кредитам, млн руб.; х2 - просроченная дебиторская задолженность, млн руб.

Полученное уравнение является статистически значимым, так как рассчитанное значение критерия Фишера превышает табличное: Д2,29) = 16,250 > 3,33 (с вероятностью 95 %). Коэффициенты регрессии также являются статистически значимыми (с вероятностью 95 %), так как расчетные значения также превышают табличное (¿табл = 2,0452):

- для коэффициента Ь0: ¿расч (29) = 2,4628;

- для коэффициента Ь1: ¿расч (29) = 2,5380;

- для коэффициента Ь2: ¿расч (29) = 4,0192. Коэффициент детерминации равен 0,5284,

таким образом, 52,84 % вариации зависимой переменной у объясняется влиянием независимых переменных: задолженностью по кредитам в рублях и просроченной дебиторской задолженностью.

Из уравнения регрессии следует, что увеличение суммы задолженности по кредитам на 1 млн руб. приведет к росту суммы убытка организации на 0,024 млн руб. Рост просроченной дебиторской задолженности на 1 млн руб. повлияет на рост суммы убытка организаций на 0,463 млн руб.

К этой категории также следует отнести налоговые риски, которые могут быть связаны с изменением налогового законодательства.

Демографические проблемы. Сложившаяся в настоящее время проблема старения населения России является также характерной для США и ряда стран Европы. Она сопровождается сокращением численности экономически активного населения и ростом числа пенсионеров.

Население России по международным критериям считается старым, т. е. доля людей в возрасте 65 лет и старше во всем населении превышает 7 %. В 2011 г. на территории России 12,9 % жителей страны находилось в возрасте 65 лет и более. По состоянию на 01.01.2010 каждый пятый житель России (30,7 млн чел.) находился в пенсионном возрасте [19].

Выходом из сложившейся ситуации является увеличение рождаемости населения, но воспользоваться в полной мере этими положительными процессами будет возможно только через восемнадцать лет (при достижении этой группой населения экономически активного возраста).

На территории Тамбовской области численность умершего населения превышает численность родившегося (табл. 2).

Пиковое значение динамики естественной убыли населения приходилось на 2000 г. и составляло 11 умерших на 1 000 чел. населения. В последующие годы наблюдалась положительная тенденция, связанная с сокращением естественной убыли населения. В 2011 г. значение этого показателя составило 7,1 чел., т. е. снизилось на 35,5 %. Несмотря на наблюдающуюся положительную тенденцию, проблема сокращения численности населения Тамбовской области не потеряла своей актуальности в настоящее время. Значения естественной убыли населения на территории Тамбовской области существенно отличаются от среднего уровня по России. В 2005 г. уровень естественной убыли населения на территории Тамбовской области превышал средний уровень по Российской Федерации в 1,84 раза. В

Динамика естественной убыли на 1 000 и Тамбовской области в

последующие четыре года (с 2005 по 2009 г.) разрыв увеличился и составил 4,44 раза.

Традиционно одним из путей решения сложившейся проблемы является привлечение рабочей силы из-за рубежа. Как правило, привлекается неквалифицированный персонал, который согласен работать на нелегальных условиях за низкую заработную плату. Таким образом, у мигрантов возникают преимущества по сравнению с гражданами России. Разрабатываемые законодательные акты направлены на легализацию положения мигрантов, в частности выплата им пенсий за счет отчислений с их заработной платы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

На территории Тамбовской области за период с 1995 по 2010 г. наблюдались значительные колебания численности миграционного населения. Наибольший приток приходился на 1995 г. и составил 66,2 чел. на 1 000 чел. населения. В последующие годы наблюдалось снижение численности мигрирующего населения. Наибольший спад приходился на 2006 г. и составил 20,3 чел. В 2008-2009 гг. миграционный прирост населения достигал положительных значений. А в 2010 г. получил отрицательное значение - 7,8 чел. на 1 000 чел. населения, или 38,42 % от уровня 2006 г.

Результаты сопоставления миграционных потоков в среднем по России с Тамбовской областью сигнализируют о малой привлекательности региона по сравнению с другими территориями России. В период с 2005 по 2007 г. миграционный прирост по территории региона принимал отрицательные значения, в то время как в среднем на территории России он был положительным. Разрыв между уровнем миграционного прироста в Тамбовской области и средним уровнем по РФ составлял 31,3 чел. на 10 000 чел. В последующие годы наблюдалось сокращение разрыва, но его размер был, тем не менее, значительным (табл. 3).

Таблица 2

ел. населения в Российской Федерации 995-2011 гг., чел. [22, 25]

Страна, регион 1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Россия 9,0 11,0 10,9 10,1 8,7 8,6 8,0 8,0 7,1

Тамбовская область 5,7 6,6 5,9 4,8 3,3 2,5 1,8 -

Таблица 3

Динамика миграционного прироста на 10 000 чел. населения в Российской Федерации и Тамбовской области в 1995-2010 гг., чел. [22, 25]

Страна, регион 1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Россия 44 25 9 11 18 18 18 -

Тамбовская область 66,2 -2,9 -18 -20,3 -13,1 2,3 2,7 7,8

Зарубежный опыт показывает, что миграционные потоки необходимо жестко регулировать, иначе можно столкнуться с проблемами развитых стран Запада. В частности, в Европе и США недостаток основного населения восполняется за счет жителей из Азии, Африки и Латинской Америки. Согласно данным Бюро по переписи населения США, если в 1970 г. потомки белых европейских иммигрантов составляли 83,4 % населения страны, то в 2010 г. их доля снизилась до 65 %, а к 2050 г., по расчетам, их останется меньше половины [8]. Мигрирующее население не желает расставаться со своими обычаями и традициями, что создает предпосылки для образования различных диаспор.

Низкий уровень социально-экономической культуры является одним из факторов, оказывающих негативное влияние на развитие бизнеса. Это проявляется в организации взаимоотношений между бизнес-партерами, во взаимоотношениях между работодателями и работниками, в налоговой культуре и прочих сферах общественной жизни. Отличительной особенностью российского бизнеса является обязательность заключения договоров между бизнес-партнерами, в противном случае высока вероятность того, что устная договоренность не будет выполнена (в отличие от опыта зарубежного бизнеса). Во взаимоотношениях между работодателями и работниками существует немало примеров обмана последних нанимающей стороной. Он может состоять в невыплате заработной платы, нарушении условий труда, несоблюдении трудового законодательства. А вопрос о сокрытии

реальных объемов выплачиваемой заработной платы, необходимости своевременной уплаты налогов налогоплательщиками остается актуальным и в настоящее время. Несмотря на активную работу со стороны налоговых органов, продолжают выявляться преднамеренные нарушения налогового законодательства. Эти негативные черты бизнеса затрудняют его ведение, создают дополнительные трудности для эффективной организации предпринимательской деятельности.

Таким образом, анализ рассмотренного комплекса факторов действительно создает трудности в ведении бизнеса. Они оказывают влияние на рост числа убыточных организаций. Тамбовская область относится к категории депрессивных регионов, развитие бизнеса в которой сталкивается с множеством проблем. Несмотря на ослабление негативного влияния факторов, сдерживающих развитие бизнеса, их комплексное воздействие продолжает оказывать существенное давление на бизнес.

Тенденция изменения удельного веса убыточных организаций (без субъектов малого предпринимательства) за период с 2005 по 2010 г. отображена на рис. 7.

Сложившейся картине изменения удельного веса убыточных организаций сложно дать однозначную оценку, так как явной тенденции не наблюдается. Если с 2005 по 2007 г. происходит сокращение удельного веса убыточных организаций, то в последующие годы - колебание. Мировой финансовый кризис оказал влияние на формирование сложившейся динамики. Итогом его воздействия

50

40

30

20

46,7

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

*

РФ ♦ Тамбовская область

* Предварительные данные.

Рис. 7. Удельный вес убыточных организаций (без субъектов малого предпринимательства) в Российской Федерации и Тамбовской области в 2005-2011 гг [22, 25]

стал рост доли убыточных организаций в 2008 г. на 6,8 % по сравнению с 2007 г.

В 2009 г. происходит улучшение ситуации, и удельный вес убыточных организаций по сравнению с 2008 г. снизился на 2,2 %, но сложившийся уровень все еще превышал на 4,6 % уровень докризисного 2007 г. (рис. 7). В 2010 г. рост доли убыточных предприятий продолжился и составил 30,5 %. Этот показатель превышает на 3,2 % уровень предыдущего года и на 7,8 % уровень докризисного 2007 г.

Сопоставляя сложившиеся тенденции в Тамбовской области и Российской Федерации, следует отметить, что в докризисный период они совпадают, а в последующие годы (2008-2010 гг.) наблюдаются расхождения. Если в 2009 г. удельный вес убыточных организаций в целом по Российской Федерации был выше, чем в Тамбовской области, на 4,7 % и составлял 32 %, то в 2010 г. он снизился. Таким образом, значение анализируемого показателя оказались ниже, чем в Тамбовской области, на 0,6 % и составило 29,9 %. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области, в 2011 г. удельный вес убыточных организаций сократился на 2,7 % и составил 27,8 %. Сложившиеся тенденции в 2010-2011 гг. соответствуют общероссийским. В 2011 г. удельный вес убыточных организаций по России незначительно (на 0,3 %) превышает уровень Тамбовской области.

Аналогичные тенденции наблюдаются при анализе суммы убытка убыточных организаций (без субъектов малого предпринимательства) за период с 2005 по 2010 г. В докризисный период (2005-2007 гг.) наблюдается снижение суммы убытка убыточных организаций. В последующие годы величина анализируемого показателя возрастает, достигая максимального уровня в 2009 г. В этот год общая сумма убытка убыточных организаций (без субъектов малого предпринимательства) возросла по сравнению с 2008 г на 51,3 %, а по сравнению с 2007 г. - на 152,7 %, или в 2,527 раза (рис. 8). В 2010 г. ситуация незначительно улучшилась. В этот год наблюдалось сокращение значения анализируемого показателя на 0,4 млрд руб. по сравнению с 2009 г. и его рост на 1,17 млрд руб. по сравнению с 2007 г. Однозначно оценить сложившиеся тенденции как положительные затруднительно, так как устоявшейся положительной динамики в настоящее время не наблюдается.

В целом число убыточных организаций в экономике региона является очень высоким, что нега-

2,6

Рис. 8. Сумма убытка убыточных организаций (без субъектов малого предпринимательства) по Тамбовской области в 2005-2010 гг., млрд руб. [22]

тивно сказывается на работе контрагентов, объемах налоговых поступлений в бюджеты различных уровней, качестве жизни населения. Убыточные организации - это балласт региональной экономики. С одной стороны, они официально существуют и имеют определенные юридические права, с другой стороны, они создают определенные трудности в процессе деятельности эффективно работающих коммерческих организаций (задержка платежей, сокращение объемов заказов и пр.).

Региональные власти уделяют пристальное внимание развитию бизнеса. На территории Тамбовской области постоянно действуют целевые программы (различных уровней финансирования), направленные на развитие малого бизнеса. Например, в налоговой политике региона на среднесрочный период выделен ряд приоритетных направлений, связанных с развитием бизнеса [13]. Это создание благоприятного инвестиционного климата, в частности за счет действия на территории области различных программ и проектов, направленные на активизацию развития бизнеса; организация контроля за финансовой деятельностью убыточных организаций с установлением причин убытков и выработкой мер по их ликвидации; закрепление доходов от патентной системы налогообложения за бюджетами муниципальных образований.

Список литературы 1. Арбитражный суд: ОАО «Челябэнергосбыт» препятствовало доступу ООО «АРСТЭМ-Энерго-Трейд» на розничный рынок электрической энергии Челябинской области // URL: http://ipr-ural. ru/articles/24744.

2. Башкатова А. Работодатели подгоняют зарплаты под кризис // Независимая газета. URL: http://www. ng. ru/economics/2012-06-21/1_salary. html.

3. Борисов А. Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2003.

4. Голошумов Е. Искатели налоговых приключений // Тамбовская жизнь. 2008. № 1-2.

5. Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob. ru. URL: http://www. superjob. ru/research/.

6. Корчагин Ю. Прячутся в тени // Российская газета, 2011. 11 апреля.

7. Лукаш Ю. А. Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия. М.: Книжный мир, 2004.

8. Миловзоров А. Россия валится в демографическую яму // Утро. ru. ULR: http://www. utro. ru/articles/2011/10/18/1005172.shtml.

9. Минфин считает, что налоговую нагрузку надо снижать // Национальный налоговый портал Taxbook. URL: http://taxbook. ru/news/924-temoy-ezhegodnoy-nalogovoy-konferencii-stala-fiskalnaya-nagruzka-na-biznes. html.

10. О внесении изменений в приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»: приказ Федеральной налоговой службы от 16.05.2012 № ММВ-7-2/297@.

11. О налоговых преступлениях в Тамбовской области 25.04.2012 // ГТРК «Тамбов». URL: http:// www. vestitambov. ru.

12. О препятствовании ОАО «Варьеганэнерго-нефть» доступу ООО «Независимое энергосбытовое предприятие» на оптовый рынок электроэнергии // Совет рынка. URL: http://www. np-sr. ru/presscenter/ infomessages/SR_0V019494.

13. Об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики Тамбовской области на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 годов: постановление Администрации Тамбовской области от 01.01.2011 № 1141.

14. Регионы России: основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2011: стат. сб. М.: Росстат, 2011.

15. Результаты контрольной работы тамбовских налоговиков за 2011 год // Управление Федеральной налоговой службы по Тамбовской области http:// www. r68.nalog. ru.

16. РЖД и ПНК ограничивали доступ на рынок гранитного щебня промышленникам-производителям - ФАС // Умный логист. URL: http: //www. umniylogist. ru/news/news_logistics/20100127220528-7086/20110916094718-6778.html

17. Росстат оценил масштабы теневой экономики в РФ // Налоги и бизнес. 2009. № 31.

18. Свободная энциклопедия Википедия. URL: http://ru. wikipedia. org.

19. Современная демографическая ситуация в РФ // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www. gks. ru/bgd/regl/b12_01/ IssWWW. exe/Stg/d01/pred-2.htm.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Статистика экономической преступности за 2011 год (по данным МВД РФ) // Экономическая преступность сегодня. URL: http://econcrime. ru/stat/6/.

21. Теневая экономика в России официально оценена в 7 триллионов рублей // News ru. com. URL: http://www. newsru. com/finance/01apr2011/ shadow. html.

22. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области. URL: http://www. tmb. gks. ru:8085.

23. Толстых П. Москва штурмует бюрократические барьеры // Firstnews от 05.08.2011 URL: http://www. gr. ru/main/press/smi/527.

24. УЭБ и ПК - солидный возраст и высокая эффективность // УМВД России по Тамбовской области. URL: http://68.mvd. ru/press/akt_interviu/ uebpk/.

25. Федеральная служба государственной статистики - http://www. gks. ru/.

26. Экономика. Толковый словарь / пер. с англ. М.: ИНФРА-М. 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.