Научная статья на тему 'Малый бизнес и налоговые доходы Тамбовской области: анализ, оценка и прогноз'

Малый бизнес и налоговые доходы Тамбовской области: анализ, оценка и прогноз Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / НАЛОГИ / АНАЛИЗ / ТЕНДЕНЦИИ / ОЦЕНКА / МОДЕЛЬ / ПРОГНОЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Г.Л.

Основными налогоплательщиками по специальным налоговым режимам являются предприятия малого бизнеса. В статье проводится анализ тенденций формирования этой группы налогов с 2006 по 2012 г. Исследование включает анализ в целом по региону, а также по видам экономической деятельности. На основе построенных регрессионных моделей составлен прогноз налоговых поступлений в консолидированный бюджет Тамбовской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Малый бизнес и налоговые доходы Тамбовской области: анализ, оценка и прогноз»

12 (198) - 2014

Математическое моделирование

УДК 336.221.4 (470.326)

малый бизнес и налоговые доходы

тамбовской ОБЛАСТИ: АНАЛИЗ, ОцЕНКА И ПРОГНОЗ

Основными налогоплательщиками по специальным налоговым режимам являются предприятия малого бизнеса. В статье проводится анализ тенденций формирования этой группы налогов с 2006 по 2012 г. Исследование включает анализ в целом по региону, а также по видам экономической деятельности. На основе построенных регрессионных моделей составлен прогноз налоговых поступлений в консолидированный бюджет Тамбовской области.

Ключевые слова: Тамбовская область, налоги, анализ, тенденции, оценка, модель, прогноз.

Доходы государственного бюджета образуются за счет поступающих безвозмездных и безвозвратных платежей в распоряжение органов государственной власти различных уровней. Часть доходов государственного бюджета формируется за счет поступления денежных средств от физических и юридических лиц, что и является основой финансовых отношений государства и налогоплательщиков. В сложившихся современных условиях вклад государственного сектора экономики составляет незначительную долю, поэтому возникает проблема роста налоговых доходов в формировании доходной части бюджетов различных уровней. В сложившихся условиях налоги становятся одним из ключевых факторов в конкурентной борьбе на международном и региональном уровнях [7].

Г.Л. ПОПОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и качества Е-mail: galina2011.popova@yandex.ru Тамбовский государственный технический университет

По оценкам Министерства финансов РФ, в 2014 г. следует ожидать снижения цен на нефть, так как, несмотря на ожидаемый рост спроса на нефть со стороны США и стран Евросоюза, одновременно ожидается и рост предложения как внутри США, так и со стороны ОПЕК [3]. Эти тенденции могут оказать негативное влияние на формирование цены продажи нефти, что приведет к сокращению этой доходной части бюджета. Таким образом, в настоящее время особенно актуальными становятся вопросы роста налоговых поступлений как одной из важнейших составляющих доходной части бюджета. Целью исследования является анализ формирования налоговых поступлений, относящихся к специальным налоговым режимам на территории Тамбовской области. Значительная часть налогоплательщиков этой группы налогов относится к предприятиям малого бизнеса. Рассматриваемые налоговые платежи формируют доходную часть регионального бюджета.

С 2006 по 2012 г. объем налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, на территории региона возрос на 597,0 млн руб., или на 87,05% (с 685,8 до 1 282,8 млн руб.). За период с 2006 по 2012 г. наблюдалось сокращение налоговых поступлений, предусмотренных специальными налоговыми режимами на 0,5 млн руб., или на 25% в текущих ценах (рис. 1). В базисных ценах 2005 г.

сокращение налоговых поступлений является более существенным и составило 0,09 млн руб., или 50% [6].

Наименьшая налоговая нагрузка на одно малое предприятие приходилась с 2009 по 2010 г. и составляла 0,13 млн руб. С 2010 по 2012 г. наблюдался рост налоговой нагрузки (в пределах налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами) на 0,02 млн руб., или на 15,4%.

Нагрузка налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами на одного работника, в 2012 г. сократилась по сравнению с 2006 г.. на 1,30 тыс. руб./чел., или на 6,19% в текущих ценах. В базисных ценах 2005 г. наблюдалось еще более существенное сокращение, которое составило на 7,78 тыс. руб./чел., или на 40,60%. (рис. 2). Наименьшего значения налоговая нагрузка на одного работника малого предприятия достигала в 2009 г. В этот год она снизилась по сравнению с уровнем 2006 г. на 3,45 тыс. руб./ чел., или на 26,59% в те-

0,21

0,19

0,17

0,15

0,13

0,11

0,09

0,07

-0,08-008-—

~ О----о- -

0,05

2006 2007 2008

— о — В ценах 2005 г.

2009

2010 Текущие цены

2011

2012

Источник: расчеты автора по данным Росстата [2], Территориального органа Росстата по Тамбовской области (http://www.tmb.gks.ru:8085), УФНС по Тамбовской области (М1р://%'%глг. nalog.ru/rn68).

Рис. 1. Динамика налоговой нагрузки (налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами) на одно предприятие малого бизнеса в 2006-2012 гг., млн руб.

2321 ■ 19171513 11 9 7 5

20,97 21,09

П197 18,52 19,67

** ^ ^17,34 1662

" N П""" — 15,4

N V . ---

«11,8° 10,16 10,77 10,72 11,39 --Л

- - -о- ----- - - — -о— -

2006 2007 2008 — О - В ценах 2005 г.

2009 2010 — Текущие цены

2011

2012

Источник: расчеты автора по данным Росстата [2], Территориального органа Росстата по Тамбовской области (http://www.tmb.gks.ru:8085) и УФНС по Тамбовской области (http://www. nalog.ru/rn68).

Рис. 2. Динамика налоговой нагрузки (налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами) на одного работника предприятия малого бизнеса, тыс. руб./чел.

кущих ценах. В базисных ценах 2005 г. наблюдалось более существенное сокращение, которое составило 47,0 тыс. руб./чел., или на 6,56%. В последующие годы наблюдался рост налоговой нагрузки в расчете на одного работника предприятия малого бизнеса. В 2012 г. налоговая нагрузка возросла по сравнению с 2009 г. на 4,28 тыс. руб./чел., или на 27,79% в текущих ценах. В базисных ценах 2005 г. наблюдается менее значительный рост налоговой нагрузки на одного работника предприятия малого

бизнеса. В 2012 г. налоговая нагрузка возросла на одного работника по сравнению с 2009 г. на 1,22 тыс. руб./чел., или на 12,05% (в ценах 2005 г.).

График динамики налоговой нагрузки на одно малое предприятие анологичен графику динамики налоговой нагрузки на одного работника (по налогам, предусмотренным специальными налоговыми режимами). Это сходство подтверждается совпадением рядом ключевых точек (см. рис. 1, 2). Например, на обоих графиках налоговая нагрузка

7х"

29

ниже в 2012 г., чем в 2006 г. Минимальная нагрузка приходилась на 2009 г. в текущих ценах на обоих графиках. Значительное сходство подтверждают высокие значения коэффициентов парной корреляции между анализируемыми показателями в текущих и базисных ценах 2005 г.: гу У = 0,83 и г У = 0,98

у8 у10 у9 у11

(рис. 3).

Корреляционный анализ выявил наличие линейной взаимосвязи между временным фактором и налоговой нагрузкой на одно предприятие малого бизнеса в ценах 2005 г., а также между временным фактором и налоговой нагрузкой на одного работника предприятия малого бизнеса в ценах 2005 г. (гщ =-0,87 и Гуо =-0,8). Это стало основанием для построения парных линейных регрессионных моделей.

Линейный коэффициент корреляции между налоговой нагрузкой на одно предприятие малого бизнеса в текущих ценах и временным фактором с 2006 по 2012 г. принимает высокое значение, но является незначимым. Линейный коэффициент корреляции между налоговой нагрузкой на одного работника предприятия малого бизнеса в текущих ценах и временным фактором принимает низкое значение. Таким образом, можно сделать вывод о слабой линейной взаимосвязи между анализируемыми переменными.

По годовым данным с 2006 по 2012 г. были построены уравнения регрессии.в базисных ценах 2005 г. [1]:

г У8 У9 У10 У11

г 1,00 -0,74 -0,87 -0,29 -0,80

У8 1,00 0,96 0,83 0,98

У9 1,00 0,67 0,98

У10 1,00 0,79

У11 1,00

Примечание. Полужирным курсивом выделены статистически значимые парные коэффициенты корреляции.

Рис. 3. Матрица парных коэффициентов корреляции: I - время; у8 - налоговая нагрузка на одно предприятие малого бизнеса в текущих ценах; у9 - налоговая нагрузка

на одно предприятие малого бизнеса в ценах 2005 г; у10 - налоговая нагрузка на одного работника предприятия малого бизнеса в текущих ценах; у11 - налоговая нагрузка на одного работника предприятия малого бизнеса в ценах 2005 г.

у9 = 0,174- 0,016*, (1)

(9,90) (-3,99)

Д1;5) = 15,92; R2 = 0,7610;

Ун = 18,440-1,345*, (2)

(9,17) (-2,99)

Д1;5) = 8,94; R2 = 0,8099.

В представленных уравнениях регрессии расчетные значения критерия Фишера превышают табличное значение, таким образом, можно сделать вывод о статистической значимости уравнений регрессии. Расчетные значения критерия Стьюдента превышают табличное значение, что позволяет сделать вывод о статистической значимости параметров уравнений регрессии.

Согласно построенным уравнениям регрессии с 2006 по 2012 г. наблюдалась тенденция сокращения анализируемых показателей.

Согласно построенной модели (1) ежегодное сокращение налоговой нагрузки в расчете на одно малое предприятие с 2006 по 2012 г. составляло 0,016 млн руб. Таким образом, согласно прогнозным оценкам, в 2013 г. налоговые выплаты на одно малое предприятие (по налогам, соответствующим специальным налоговым режимам) должны составлять 0,046 млн руб., а в 2014 г. - 0,03 млн руб. При пересчете в текущие цены 2013 г. и прогнозные цены 2014 г. были получены прогнозные значения налоговых выплат на одно малое предприятие, равные 0,092 и 0,064 млн руб. соответственно (рис. 4).

Из построенной модели (2) следует, что ежегодное сокращение налоговой нагрузки на одного работника малого предприятия за период с 2006 по 2012 г. составляло 1,345 млн руб. По прогнозу, в 2013 г. в ценах 2005 г. налоговая нагрузка по налогам, относящимся к специальным налоговым режимам, должна была составлять 7,68 млн руб. на одного работника малого предприятия, а при пересчете в текущие цены 2013 г. - 15,384 млн руб./чел. В 2014 г. анализируемый показатель должен был составлять 6,335 млн руб./чел. в ценах 2005 г., а в прогнозных ценах 2014 г. - 13,456 млн руб./чел. (рис. 5).

Полученные прогнозные оценки анализируемых показателей существенно снижены по сравнению с наблюдаемыми значениями уровней временных рядов. Кроме того, линейные коэффициенты корреляции \ и г^ позволили сделать предположение о наличии нелинейной связи между показателями. Для проверки этого предположения были построены нелинейные модели, имеющие общий вид у = Ь0 + Ь1* + Ь2*2.

0,25

0,15

0,05

30

25

20

15

10

5

2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Линейная модель в ценах 2005 г. Нелинейная модель в ценах 2005 г. Нелинейная модель в текущих ценах

Рис. 4. Прогноз налоговой нагрузки на одно предприятие малого бизнеса в текущих ценах и ценах 2005 г, млн руб.

26,83 Л ♦

22,96. •""

20,01 .

д. **

N ^ . .

14

11,65 9,03

-о—..^ 7,68 ----<>____6,34

2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. —О— Линейная модель в ценах 2005 г.

— О — Нелинейная модель в ценах 2005 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— ■ ^ ■ Нелинейная модель в текущих ценах

Рис. 5. Прогноз налоговой нагрузки на одного занятого на предприятиях малого бизнеса в текущих ценах и ценах 2005 г., млн руб.

В результате расчетов были получены значения параметров уравнений регрессии:

у8 = 0,25- 0,0468/ + 0,0046/2,

(16,98) (-5,54) (4,5)

Д2;4) = 24,720; R2 = 0,9251; у9 = 0,2343- 0,0557/ + 0,005/2,

(32,58) (-14,76) (10,84)

Д2;4)=252,4; R2 = 0,9921; у10 = 25,25- 3,9836/ + 0,4621/2,

(11,60) (-3,19) (3,03)

Д2;4) = 5,19; R2 = 0,7218; уп = 24,76- 5,5616/ + 0,5270/2,

(14,22) (-5,57) (4,32)

Д2;4) = 29,615; R2 = 0,9367.

Согласно расчетам, все нелинейные уравнения регрессии зна-чимы, так как расчетные значения критерия Фишера превышали табличное значение. Значимыми являются и параметры уравнений регрессии, так как расчетные значения критерия Стьюдента превысили табличные данные. Коэффициенты детерминации, рассчитанные для зависимых переменных у8, у9 и уп, превышают 0,9, а для зависимой переменной у10 = 0,7218. Это позволяет сделать вывод о хорошем качестве построенных моделей. На основе полученных регрессионных моделей были даны прогнозные оценки налоговой нагрузки (по группе налогов, относящихся к специальным налоговым режимам) на одно малое предприятие и на одного работника, занятого на предприятиях малого бизнеса (см. рис. 4, 5).

Прогнозные расчеты позволяют сделать вывод о росте налоговой нагрузки по анализируемой группе налогов в текущих и базисных ценах 2005 г. Таким образом, можно сделать вывод об усилении налоговой нагрузки на предприятия малого бизнеса по группе налогов, относящихся к специальным налоговым режимам.

В Тамбовском регионе поступления налогов, относящихся к специальным налоговым режимам, в консолидированный бюджет области возросли на 87,05% в текущих ценах, или на 9,51% в ценах 2005 г. Следовательно, на рост налоговых поступлений в текущих ценах существенное влияние оказали инфляционные процессы.

7х"

31

За исследуемый период удельный вес налогов, относящихся к специальным налоговым режимам, возрос на 0,68% (с 6,57 до 7,25%) (рис. 6).

Наибольший вклад в формирование налоговых платежей приходится на виды экономической деятельности, относящиеся:

- к оптовой и розничной торговле, ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования;

- к сельскому хозяйству, охоте и лесному хозяйству;

- к обрабатывающему производству;

- к строительству;

- к операциям с недвижимым имуществом, аренде и предоставлению услуг. Совокупный вклад предприятий малого бизнеса (перечисленных лидирующих видов экономической деятельности) в формирование анализируемой группы налогов составляет свыше 80% от их общего количества (рис. 7).

Структурные сдвиги лидирующих видов экономической деятельности, влияющие на формирование налоговых поступлений, относящихся к

7,47,276,86,66,46,265,85,6-

7,18 Т25

6,94

6,86

6,57 6,64

6,17

2006

2007

2008

2009

2010

Источник: расчеты автора по данным Росстата [2], Территориального органа Росстата по Тамбовской области (http://www.tmb.gks.ru:8085) и УФНС по Тамбовской области (http:// www.nalog.ru/rn68).

Рис. 6. Динамика доли налогов, относящихся к специальным налоговым режимам, в составе консолидированного бюджета Тамбовской области в 2006-2012 гг, %

85 84,5 84 83,5 83 82,5 82 81,5 81

84,38

83,83 83,97 84,18

82,96

82,38

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Рис. 7. Динамика совокупного вклада налоговых поступлений, относящихся

к специальным налоговым режимам, предприятий лидирующих в Тамбовской области видов экономической деятельности в 2006-2012 гг., %

специальным налоговым режимам, представлены на рис. 8. Наибольшая доля налоговых поступлений относится к виду экономической деятельности «Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования». За период с 2006 по 2012 г. объем налоговых поступлений возрос на 198,5 млн руб. (с 400,9 до 599,3 млн руб.), или на 49,5%. Доля налоговых поступлений предприятий анализируемого вида деятельности сократилась на 11,74%.

За исследуемый период возрос объем налоговых поступлений предприятий, относящихся к виду экономической деятельности «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» с 63,8 до 230,7 млн руб. (т.е. на 166,8 млн руб., или на 261,3%). С 2006 по 2012 г. доля налоговых поступлений предприятий, связанных с этим видом экономической деятельности, возросла на 8,67% (с 9,31 до 17,98%).

Кроме перечисленных видов экономической деятельности удельный вес налоговых поступлений, относящихся к специальным налоговым режимам, превышает пятипроцентный рубеж предприятий, относящихся к обрабатывающим производствам, строительству, сельскому хозяйству, охоте и лесному хозяйству. Доля налоговых поступлений предприятий, относящихся к обрабатывающим производствам и строительству, в 2012 г. . существенно не изменилась по сравнению с 2006 г.

Доля налоговых поступлений предприятий, связанных с обрабатывающими производствами, осталась на уровне 2006 г. (6,93%), а доля предприятий, связанных со строительством, возросла на 1,01% и составила 6,92%.

С 2006 по 2012 г. наблюдался рост доли налоговых поступлений, связанных со специальными налоговыми режимами предприятий сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства. За эти годы

2011

2012

0 10 20 30 40 50 60 70

2006 г. □ 2009 г. ЩЩ] 2012 г.

Рис. 8. Распределение доли налогов, относящихся к специальным налогам по видам экономической деятельности, %

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

Строительство

Операции с недвижимым имуществом, аренда

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

| 5,63 14,54 Г3,6

6,9

8,93

5,91

Обрабатывающие производства

ГГ5,0:

,98

46 I 47

8,46

2

3

7

доля этой группы предприятий возросла на 2,03% (с 3,60 до 5,63%). Объем налоговых поступлений этой группы предприятий вырос на 47,5 млн руб., или на 192,1% (с 24,7 до 72,2 млн руб.).

Следующим этапом исследования стало построение регрессионных моделей налоговых поступлений, относящихся к специальным налоговым режимам, по видам экономической деятельности. Эти модели значимы по критерию Фишера, а коэффициенты регрессии значимы по критерию Стьюдента.

Введем обозначения налоговых поступлений по видам экономической деятельности:

у1 - оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования;

уп - операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг;

уш - обрабатывающие производства; у1У - строительство;

Уу - сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство;

у - общий объем налоговых поступлений по специальным налоговым режимам.

Модели налоговых поступлений по виду экономической деятельности имеют вид:

у = 337 841,0+ 35 283,1*, (3)

(19,45) (9,09)

^(1;5) = 82,540; R2 = 0,9429;

уп = 36182,0+ 28 000,68*, (4)

(5,84) (20,22)

^(1;5) = 408,65; R2 = 0,9879;

уш = 47154,14+ 5 913,93*, (5)

(9,93) (5,57)

^(1;5) = 31,03; R2 = 0,8612;

у1У = 48 374,14+ 7143,32*, (6)

(5,58) (3,68)

^(1;5) = 13,56; R2 = 0,7307;

уу = 23 796,86+ 6 303,36*, (7)

(3,51) (4,16)

^(1;5) = 17,31; R2 = 0,7759;

уно = 605 281,7+ 95 680,9*, (8)

(18,20) (12,86)

^(1;5) = 165,48; R2 = 0,9707.

Положительный знак коэффициентов регрессии в моделях (3)-(7) указывает на тенденцию роста объема налоговых поступлений по рассматриваемым видам экономической деятельности. Согласно построенным регрессионным моделям, по виду экономической деятельности «Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

личного пользования» ежегодный прирост налоговых поступлений составляет 35 283,1 тыс. руб., по виду экономической деятельности «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» - 28 000,68 тыс. руб., в обрабатывающем производстве - 5 913,93 тыс. руб., в строительстве -7 143,32 тыс. руб., а в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве - 6 303,36 тыс. руб.

Средний ежегодный прирост налоговых поступлений, относящихся к специальным налоговым режимам, по всем видам экономической деятельности согласно регрессионной модели (8) составил 95 680,9 тыс. руб. По прогнозам, объем налоговых поступлений в 2013 г. должен составить 1 370 729 тыс. руб., а в 2014 г. - 1 466 410 тыс. руб.

На основе построенных уравнений регрессии были получены прогнозы оценки налоговых поступлений, относящихся к специальным налоговым режимам, по ключевым видам экономической деятельности региона (табл. 1.).

На основе прогнозных значений (см. табл. 1) была определена структура налоговых поступлений, которая может сложиться в регионе при неизменных условиях (табл. 2). По прогнозируемым структурным сдвигам ожидается рост объемов налоговых поступлений по виду экономической деятельности «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» на 1,67%. Доля остальных ключевых видов экономической деятельности должна сократиться, но несущественно.

Наиболее сильное сокращение доли налоговых поступлений ожидается у предприятий, связанных с оптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых

Таблица 1 Прогноз налоговых поступлений по специальным налоговым режимам предприятий Тамбовской области в 2013-2014 гг., тыс. руб.

Вид экономической деятельности 2013 2014

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 620 105,8 655 388,9

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 260 187,4 288 188,1

Обрабатывающие производства 94 465,6 100 379,5

Строительство 105 520,7 112 664

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 74 223,74 80 527,1

Таблица 2

Структура налоговых поступлений по специальным налоговым режимам в Тамбовской области в 2012-2014 гг., %

Вид экономической деятельности 2012 Прогноз

2013 2014

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 46,72 45,24 44,69

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 17,98 18,98 19,65

Обрабатывающие производства 6,93 6,89 6,85

Строительство 6,92 7,70 7,68

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 5,63 5,41 5,49

Прочие 15,82 15,77 15,63

Всего... 100 100 100

изделий и предметов личного пользования. По предварительным оценкам, оно должно составить 2,03%. Снижение объемов налоговых поступлений по анализируемому виду экономической деятельности связано с ростом конкуренции, активным развитием в сфере торговли предприятий среднего и крупного бизнеса. Все эти факторы создают дополнительные трудности для входа предприятий малого бизнеса в анализируемый вид экономической деятельности.

По прогнозам, в 2014 г. ожидается рост доли налоговых поступлений предприятий, осуществляющих свой бизнес в сфере операций с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг. Прогноз роста налоговых поступлений в анализируемом виде экономической деятельности является продолжением тенденции роста, которая наблюдалась в период с 2006 по 2012 г. Эта тенденция связана с активным развитием рынка продажи жилой и нежилой недвижимости в регионе, что было обусловлено активным развитием строительства в Тамбовской области с 2006 по 2012 г. В этот период рост валовой добавленной стоимости (ВДС) строительства в регионе составил 3,5% (с 8,1 до 11,6%).

Общие положительные тенденции развития вида экономической деятельности «Строительство» в регионе оказали влияние на рост налоговых поступлений, относящихся к специальным видам экономической деятельности. Согласно прогнозным оценкам, в последующем с дальнейшим развитием строительства в регионе следует ожидать дальнейшего роста налогов по исследуемому виду экономической деятельности.

Объем налоговых поступлений предприятий, связанных с сельским хозяйством, охотой и лесным хозяйством, ожидается на уровне 2012 г. Существенного увеличения налоговых поступлений, связанных с анализируемым видом экономической деятельности, не ожидается.

Таким образом, согласно прогнозам, выделено пять основных видов экономической деятельности, по которым следует ожидать существенных поступлений налогов, относящихся к специальным налоговым режимам. В 2014 г. ожидается незначительное увеличение доли налоговых поступлений, связанных с рассматриваемыми видами экономической деятельности (0,19%).

В настоящее время на территории области действует постановление администрации Тамбовской области 26.09.2011 № 1298 «О программе развития малого и среднего предпринимательства в Тамбовской области на 2012-2014 годы». В систему программных мероприятий включено совершенствование систем налогообложения малого и среднего предпринимательства. Их выполнение предполагает проведение мониторинга эффективности применения специальных налоговых режимов. В дальнейшем при необходимости будет проведено изменение налогового законодательства (разработка областных нормативных правовых актов) [4, 5].

Действующая программа должна способствовать снижению напряженности на рынке труда, созданию эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей повышение благосостояния населения и

уменьшение бедности. Объем ее финансирования составлял 360 900 тыс. руб., в том числе 74 100 тыс. руб. за счет средств областного бюджета [4].

Список литературы

1. Дубров А.М., Мхитарян В.С., Трошин Л.И. Многомерные статистические методы и основы эконометрики: учеб. пособие. М.: МЭСИ, 2002. 79 с.

2. Малое и среднее предпринимательство в России. 2012: стат. сб. М.: Росстат, 2012.

3. Минфин прогнозирует падение цен на нефть. URL: http://www.aif.ru/money/economy/1083579.

4. О программе развития малого и среднего предпринимательства в Тамбовской области на 2012-2014 годы: постановление администрации Тамбовской области от 26.09.2011 № 1298 (в ред. от 16.09.2013).

5. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

6. Попова Г.Л. Финансово-экономический анализ тенденций развития малого бизнеса в Тамбовской области //Актуальные проблемы и перспективы развития экономики в условиях модернизации: матер. V Международной науч.-практич. конф. / под общ. ред. М.И. Абрамовой. Саратов: Наука, 2012. С.178 - 182.

7 . ТарасоваВ.Ф., ВладыкаМ.В., Сапрыкина Т.В., Семыкина Л.Н. Налоги и налогообложение: учеб. / под общ. ред. В.Ф. Тарасовой. М.: КноРус, 2009. 480 с.

Mathematical modeling

SMALL BUSINESS AND TAX REVENUES IN THE TAMBOV REGION: ANALYSIS, EVALUATION AND FORECAST

Galina L. POPOVA

Abstract

The main taxpayers on special tax modes are small business enterprises . The article analyzes the tendencies of formation of this group of taxes from 2006 to 2012. Research includes the analysis as a whole on the region, and also by types of economic activity The author gives tax revenue forecast of the consolidated budget of the Tambov region on the basis of the regression models .

Keywords: Tambov region, taxes, analysis, tendencies, assessment, model, forecast

References

1. Dubrov A.M., Mkhitarian V.S., Troshin L.I.

Mnogomernye statisticheskie metody i osnovy ekonometriki [Multidimensional statistical methods and fundamentals of econometrics]. Moscow, MESI Publ., 2002, 79 p.

2 . Maloe i srednee predprinimatel'stvo v Rossii, 2012 [Small and average business in Russia, 2012]. Moscow, Rosstat Publ., 2012.

3. Minim prognoziruet padenie tsen na neft' [The Ministry of Finance predicts falling of oil prices]. Available at: http://www.aif.ru/money/economy/1083579.

4 . The Tambov region administration resolution "On the program of development of small and average business in the Tambov region for 2012-2014" of September 26, 2011, № 1298.

5. The Federal Law "On development of small and average business in the Russian Federation" of July 24, 2007, № 209-FZ.

6. Popova G.L. [The financial and economic analysis of tendencies of development of small business in the Tambov region]. Aktual'nye problemy i perspektivy

razvitiia ekonomiki v usloviiakh modernizatsii: materi-aly 5th Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi kon-ferentsii [Actual problems and prospects for economic development in the context of modernization: Mater. V International scientific-practical. conf.]. Saratov, Nauka Pabl., 2012, pp. 178-182.

7. Tarasova V.F., Vladyka M.V., Saprykina T.V., Semykina L.N. Nalogi i nalogooblozhenie [Taxes and taxation]. Moscow, KnoRus Publ., 2009, 480 p.

Galina L. POPOVA

Tambov State Technical University, Tambov, Russian Federation galina2011.popova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.