СОЦИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Л.П. Бугаева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.
- 2020. - № 6 (184). - С. 84-86.
2. Губа, В.П. Мониторинг уровня здоровья студенческой молодежи / В.П. Губа, А.В. Родин, Д.В. Губа // Известия тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 201з. -№ 1. - С. 24-30.
3. Ермакова, Е.Г. Особенности оздоровительной гимнастики на занятиях физической культуры у студентов, имеющих заболевания связанные с опорно-двигательным аппаратом / Е.Г. Ермакова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. -2020. - № 1-1 (40). - С. 68-71.
4. Родин, А.В. Организация свободного времени как условие успешного формирования физической культуры студентов высших учебных заведений / А.В. Родин, М.В. Луганская // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2021. - №7. - С. 39-45.
5. Сайдаков, Е.М. Оздоровительная гимнастика - основа здоровья студентов / Е.М. Сайдаков, С.Д. Ажибаева, М.М. Иралина и др. // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2020.
- № 2-4 (58). - С. 159-163.
6. Шибкова, В.П. Научное обоснование эффективности комплексно-комбинированных занятий оздоровительной гимнастикой / В.П. Шибкова, С.В. Шпагин, С.Н. Симонов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2015. - № 4 (144). - С. 117-123.
References
1. Gorokhova G.G., Bugaeva L.P. Bugayeva Issledovaniye fizicheskogo razvitiya studentov, zanimayushchikhsya ozdorovitelnoy gimnastikoy [Study of the physical development of students involved in recreational
gymnastics]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2020. No. 6 (184). pp. 84-86.
2. Guba V.P., Rodin A.V., Guba D.V. Monitoring urovnya zdorovya studencheskoy molodezhi [Monitoring the level of health of students]. Izvestiya tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kultura. Sport. 2013. No. 1. pp. 24-30.
3. Ermakova E.G. Osobennosti ozdorovitelnoy gimnastiki na zanyatiyakh fizicheskoy kultury u studentov, imeyushchikh zabolevaniye svyazannyye s oporno-dvigatelnym apparatom [Features of health-improving gymnastics in physical education classes for students with diseases associated with the musculoskeletal system]. Mezhdunarodnyy zhurnal gumanitarnykh i yestestvennykh nauk. 2020. No. 1-1 (40). pp. 68-71.
4. Rodin A.V., Luganskaya M.V. Organizatsiya svobodnogo vremeni kak usloviye uspeshnogo formirovaniya fizicheskoy kultury studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy [Organization of free time as a condition for the successful formation of physical culture of students of higher educational institutions]. Izvestiya Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kultura. Sport. 2021. No. 7. pp. 39-45.
5. Saidakov E.M., Azhibaeva S.D., Iralina M.M. et al. Ozdorovitelnaya gimnastika - osnova zdorovya studentov [Improving gymnastics -the basis of students' health]. Aktualnyye nauchnyye issledovaniya v sovremennom mire. 2020. No. 2-4 (58). pp. 159-163.
6. Shibkova V.P., Shpagin S.V., Simonov S.N. Nauchnoye obosnovaniye effektivnosti kompleksno-kombinirovannykh zanyatiy ozdorovitelnoy gimnastikoy [Scientific substantiation of the effectiveness of complex-combined classes in health-improving gymnastics]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye nauki. 2015. No. 4 (144). pp. 117-123.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНОГО КОМПОНЕНТА СПОРТИВНОМ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ САМООРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНОГО СТИЛЯ ЖИЗНИ
Кандидат педагогических наук, доцент В.А. Бурцев1 Кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Бурцева1 Кандидат педагогических наук, доцент В.Ю. Игошин2
1Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань 2Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, Чебоксары
УДК/UDC 796.332.6+378.037.1
Ключевые слова: спортивная культура студентов, рефлексивный компонент, самоорганизация спортивного стиля жизни.
Введение. Особое значение в психологической структуре спортивной культуры приобретают рефлексивные процессы, обеспечивающие смыслообразующую функцию самосознания личности как субъекта спортивной деятельности, в процессе развития которых происходит формирование Я-концепции спортивной культуры личности, способной к эффективной самоорганизации спортивного стиля жизни [1-3].
Цель исследования - теоретически разработать и экспериментально обосновать эффективность методики развития рефлексивного компонента спортивной культуры студентов (далее - РКСКС) в процессе самоорганизации спортивного стиля жизни.
Методика и организация исследования. Методика развития РКСКС включает в свое содержание комплекс проблемно-поисковых заданий различной степени прогностической сложности, направленных на стимулирование личностной и интеллектуальной рефлексии средствами саморегуляции и самоконтроля. Для определения уровня развития РКСКС применялись методики измерения и оценки уровня развития индивидуальной рефлексии, субъективного контроля и способности к самоорганизации и самоуправлению.
Результаты исследования и их обсуждение. В начале эксперимента в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах выявлен низкий (репродуктивный) уровень развития
DEVELOPMENT OF THE REFLEXIVE COMPONENT OF STUDENTS' SPORTS CULTURE IN THE PROCESS OF SELF-ORGANIZATION OF A SPORTS LIFE STYLE
PhD, Associate Professor V.A. Burtsev1 PhD, Associate Professor E.V. Burtseva1 PhD, Associate Professor V.Yu. Igoshin2 1Volga Region State University of Physical Culture,
Sports and Tourism, Kazan 2Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary
Поступила в редакцию 13.04.2022 г.
РКСКС. В середине эксперимента в КГ и ЭГ был установлен средний (оптимизации) уровень развития РКСКС, что позволило субъекту спортивной деятельности осуществлять интеллектуальную рефлексию, преимущественно проспективной направленности. В конце эксперимента в КГ уровень развития РКСКС не изменился. Вместе с тем, в ЭГ уровень развития РКСКС перешел на высокий (творческий) уровень, выраженный в способности субъекта спортивной деятельности эффективно управлять процессами интеллектуальной и личностной рефлексии, как ретроспективной, так и проспективной функциональной направленности в процессе самоорганизации спортивного стиля жизни.
Вывод. Таким образом, результаты исследования свидетельствуют об эффективности методики развития РКСКС в процессе самоорганизации спортивного стиля жизни.
Литература
1. Бурцев, В.А. Развитие аффективного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Д.А. Рукавишников // Теория и практика физической культуры. - 2022. - № 3. - С. 37.
2. Бурцев, В.А. Развитие конативного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, М.Н. Чапурин // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 5. - С. 108.
3. Бурцев, В.А. Развитие коммуникативного компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебного процесса и спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Н.В. Игошина // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 8. - С. 76.
Информация для связи с автором: volder1968@mail.ru
№7 • 2022 Июль | Juli
http://www.teoriya.ru