интегральная оценка моторного развития студентов в процессе проведения здоровьесберегающих занятий по физической культуре в вузе
УДК/UDC 796.011.3
Поступила в редакцию 28.10.2020 г.
Информация для связи с автором: m.polishkis@mail.ru
Доцент Й. Полишкене1
Кандидат педагогических наук, доцент А.Е. Матвеев1 Доктор педагогических наук, доцент О.Г. Жигарева1 Доцент З.Х. Низаметдинова1
1 Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва
integral analysis of university students' motor development
during health-protecting physical education lessons
Associate Professor J. Polshkenea1 PhD, Associate Professor A.E. Matveev1 Dr. Hab., Associate Professor O.G. Zhigareva1 Associate Professor Z.Kh. Nizametdinova1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow
□ и
Аннотация
Цель исследования - изучить динамику интегральных показателей моторного развития студентов в процессе проведения здоровьесберегающих занятий по физической культуре в вузе.
Методика и организация исследования. Исследование проводилось в период с 2017 по 2020 г. на учебных занятиях с группами студентов Финансового университета при Правительстве РФ (г. Москва). В исследовании приняли участие 648 студентов 1-2-го курсов. Поэтапное тестирование осуществлялось с помощью «мотор-фитнес-теста» по четырем упражнениям: 12-минутный бег, прыжок с места, подтягивание на перекладине - для мужчин (кол-во раз), а для женщин - удержание в висе на время, подтянувшись до плеч (с); поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине за 2 мин (кол-во раз). Результаты испытуемых оценивались по 10-балльной шкале и определялся интегральный показатель по сумме баллов. Результаты исследования и выводы. Улучшение моторного развития студентов находится в прямой зависимости от оптимизации содержания здоровьесберегающих занятий по физической культуре на основе объективно поступающей информации об уровне развития физических качеств. Как показало исследование, информативным тестом в оценке моторного развития студентов является «мотор-фитнес-тест». Получение обобщающего выражения моторного развития студентов путем синтеза значений частных признаков позволяет сравнить несопоставимые между собой разномасштабные результаты контрольных тестов в результате перевода в единый нормированный масштаб. С помощью использования многомерной группировки исследуемых статистических данных можно выделить группы студентов по уровню моторного развития и дать им характеристику в процессе проведения здоровьесберегающих занятий по физической культуре в вузе.
Ключевые слова: студенты, физическая культура, здоровьесберегающие занятия, моторное развитие, тестирование.
Abstract
Objective of the study was to analyze the dynamics of changes in the integrated indices of motor development of university students during the health-protecting physical education lessons.
Methods and structure of the study. The study was carried out on the basis of the Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow) in the period from 2017 through 2020. Sampled for the study were the 1st-2nd-year students (n=648), who were tested step-by-step during the training sessions using four "motor-fitness-tests": 12-min run, standing long jump, pull-ups on a horizontal bar - for the boys (number of times) and for the girls - bent suspension (sec); 2-min sit-ups (number of times). The test results were evaluated on a 10-point scale, and based on the total points, the integrated indices were determined.
Results and conclusions. Students' motor development is in direct relationship with the contents of the health-protecting physical education course: it improves with the optimization of the content based on the objective information on the level of physical development.
The study proved the "motor-fitness-test" to be an informative tool for assessing university students' motor development levels. The generalized formula derived for students' motor development level from the synthesis of particular values allows comparing the incomparable test results of different scales by bringing them to one standard scale. The multidimensional statistical data generalization can be applied to group university students by the level of motor development and characterize them in the process of health-protecting physical education.
Keywords: students, physical education, health protection, motor development, testing.
£ Г.
CL
4—
о
OJ и
CL
' "О С
ra
^
О (U .с H
Введение. Эффективность здоровьесберегающих занятий по физической культуре в вузах определяется выбором адекватных и информативных тестов и контрольно-педагогических испытаний [4, 6].
В научно-методической литературе [1, 3, 5] имеются данные о динамике результатов тестирования, об изменении показателей физической подготовленности студентов в процессе обучения. Однако недостаточно изучен вопрос с точки зрения повышения эффективности здоровьесберегающих
занятий по физической культуре на основании поэтапных контрольно-педагогических испытаний и тестирования.
Цель исследования - изучить динамику интегральных показателей моторного развития студентов в процессе проведения здоровьесберегающих занятий по физической культуре в вузе.
Методика и организация исследования. Исследование проводилось в период с 2017 по 2020 г на учебных занятиях с группами студентов Финансового университета
38
http://www.teoriya.ru
№4^ 2021 Апрель | April
при Правительстве РФ (г Москва). В исследовании приняли участие 648 студентов 1-2-го курсов. Поэтапное тестирование проводилось с помощью «мотор-фитнес-теста» по четырем упражнениям: 12-минутный бег прыжок с места ^2), подтягивание на перекладине - для мужчин (кол-во раз ^3)), а для женщин - удержание в висе на время, подтянувшись до плеч (с); поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине за 2 мин (кол-во раз ^4)). Результаты испытуемых оценивались по 10-балльной шкале и определялся интегральный показатель по сумме баллов (табл. 1).
Значение интегрального показателя В = 2 S1 + S2 + S3+ +S4 соответствует следующим оценкам: отлично - 36 баллов и выше, хорошо - 29-35 баллов, удовлетворительно -21-28 баллов, плохо - 20 и менее баллов. Анализ средств и методов, которые применялись межу тестированием, и педагогическое обоснование рациональной структуры здоровьесберегающих занятий на основании экспериментов позволили определить эффективность педагогических воздействий.
Результаты исследования и их обсуждение. Данные исследований свидетельствуют, что показатели моторного развития студентов-первокурсников снижаются, особенно у девушек, однако отмечается некоторое улучшение интегрального показателя.
Существует также тенденция роста числа студентов, которые по состоянию здоровья отнесены в спецмедгруппу. В 2017 г таких студентов было 11%, в 2018 г - 17 %, в 2019 г. -20 %о от числа поступающих в вуз. Исследования подтверждают наши наблюдения о том, что моторное развитие многих студентов-первокурсников (30 % и более) не соответствует возрастным нормам. На последующих курсах применение здоровьесберегающих занятий в вузе способствует улучшению моторного развития студентов. Опыт показывает, что это происходит при высокой организации и моторной плотности Таблица 1. Шкала оценок физической подготовленности студентов
занятий. При традиционной методике проведения занятий этого добиться сложно (табл. 2).
Анализ результатов показал, что у юношей средние показатели в подтягивании и поднимании туловища на хорошем уровне: 5-7 баллов по 10-балльной системе. Ниже результаты в беге на выносливость и прыжке в длину с места:
4-5 баллов - удовлетворительная оценка. У девушек уровень показателей еще ниже, особенно в беге на выносливость и в удержании в висе.
Проанализировав индивидуальные значения испытуемых, можно сказать, что средние значения удовлетворительных оценок в каждом из тестов получены за счет более высоких результатов сравнительно небольшой части (7,3 %) испытуемых. В ряде же случаев испытуемые не показывают удовлетворительных оценок (15,6 %).
При сопоставлении динамики моторного развития студентов 2-го курса видно, что после года здоровьесберегающих занятий происходит улучшение показателей в наблюдаемых группах. В период с 2017 по 2020 г. проводимые нами наблюдения показали, что выявлен прирост результатов в беге на выносливость и прыжке в длину с места. В подтягивании туловища у юношей и в удержании в висе у девушек улучшение показателей менее выражено.
В 2017 г. девушки-первокурсницы показали значение
5-20 баллов, а на 2-м курсе их результат улучшился до 26 баллов. В 2020 г. среди первокурсниц этот показатель равнялся 26. Среднее значение 5 второкурсниц за четыре года составило 28,7 балла, а студенток 1 -го курса - 23,7 балла.
На основании результатов исследований составлены среднестатистические показатели моторного развития по «мотор-фитнес-тесту» студентов за 4 года и рассчитаны коэффициенты, характеризующие соотношения и разницу между показателями тестирования (табл. 3).
Данные таблицы еще раз иллюстрируют большой разброс в тесте удержания в висе и поднимания туловища у де-
Тесты, баллы S1 12-минутный бег, м S2 Прыжок в длину с места, см S3 1. Подтягивание (юноши), кол-во раз 2. Удержание в висе (девушки), с S4 Поднимание туловища за 2 мин, кол-во раз Оценка
Юноши
1 2100 190 0 25 Плохо
2 2110-2250 191-200 1 26-32
3 2250-2400 201-210 2-3 33-39
4 2410-2250 211-220 4 40-46 Удовл.
5 2560-2700 221-230 5-6 17-53
6 2710-2850 231-240 7-8 54-60 Хорошо
7 2850-3000 241-250 9 61 -67
8 3010-3150 251-260 10-11 68-74
9 3160-3300 261-270 12- 14 75-81 Отлично
10 3310- 271 - 15- 82-
Девушки
1 1520 140 3 20 Плохо
2 1530-1650 150 4-6 21 -26
3 1670-1800 151-160 7-10 27-32
4 1810-1940 161-170 11-16 33-38 Удовл.
5 1950-2080 171-180 17-24 39-45
6 2090-2220 181-190 25-33 46-52 Хорошо
7 2230-2369 191-200 34-44 53-58
8 2370-2500 201-210 45-55 59-64
9 2510-2640 211-220 56-67 65-71 Отлично
10 2650- 221 - 68- 71-
№4 • 2021 Апрель | Арп!
http://www.teoriya.ru
Таблица 2. Показатели физической подготовленности студентов 1-го и 2-го курсов в 2017-2020 гг. (X ± 8)
Годы 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Тесты ^^^^^^ 1-й курс 2-й курс 1-й курс 2-й курс 1-й курс 2-й курс 1-й курс 2-й курс
Юноши
В - интегральный показатель 27 29 31 33 29 30 31 33
Т1 - 12-минутный бег, м 2510 230 2610 161 2705 265 2750 265 2550 235 2690 212 2740 255 2720 218
Т2 - прыжок в 223 231 229 234 224 229 221 226
длину с места, см 18,2 12,5 24 21 19 8 18,2 17,3 14.3
Т3 - подтягивание, 10,1 10,4 9,2 10,8 9 10,2 10,3 11.2
кол-во раз 0,8 0,7 0,9 0,9 1,0 0,8 1,2 0.8
Т4 - поднимание туловища за 2 мин, 52,4 64 61,5 65 57,5 63 54 62
кол-во раз 4,6 5,4 7,3 5,2 5,2 4,7 3,9 4,3
Девушки
В - интегральный показатель 20 23 26 26 27 29 22 27
Т1 - 12-минутный бег, м 1905 210 1902 216 2005 210 1960 184 2055 190 2100 164 1940 210 2160 196
Т2 - прыжок в длину 167 178 171 177 171 168 177 166
с места, см 17,8 16,8 20 и.: 16,2 15,2 15,2 18,4
Т3 - подтягивание, 7,2 8,3 12,7 10.6 17 19 14 17
кол-во раз 2,4 1,8 3.3 1,2 1,9 16,3 1,6 15,2
Т4 - поднимание туловища за 2 мин, 39 40 41 38 42 44,8 40,2 47,3
кол-во раз 4,2 3,6 5,2 3,4 4,8 4,2 4,8 4,8
Таблица 3. Коэффициенты моторного развития среднестатистического студента
Коэффициенты Юноши Женщины
1-й курс 2-й курс 1-й курс 2-й курс
W соотношение между тестами 0,60 1,2 0,17 0,17
d1 - различие между силовыми тестами 1 1 1 1
d2 - различия между тестом на выносливость и силовыми гестами 1,5 2,5 0,5 0,5
dmax - различия между худшей и лучшей оценками 2 3 1 1
□ и
£ г. CL
ч—
О 0J и
CL ' -о с га
Ii
О (U .с Н
вушек - 66-72 %. У юношей этот показатель в подтягивании 5. и поднимании туловища составляет около 15 %. С одной стороны, частные и общие коэффициенты отражают существую- 6 щую гармоничность моторного развития, но с другой - она наблюдается на фоне сравнительно невысоких оценок интегрального показателя.
Вывод. Как показало исследование, информативным тестом в оценке моторного развития студентов является «мотор-фитнес-тест». Получение обобщающего выражения 1 моторного развития студентов путем синтеза значений частных признаков позволяет сравнить несопоставимые между собой разномасштабные результаты контрольных тестов в результате перевода в единый нормированный масштаб. С помощью использования многомерной группировки исследуемых статистических данных можно выделить группы студентов по уровню моторного развития и дать им характе- 2. ристику в процессе проведения здоровьесберегающих занятий по физической культуре в вузе.
3.
Литература
1. Губа В.П. Валеологические основы «паспорта здоровья» как индивидуальной здоровьесберегающей технологии в системе высше- 4. го педагогического образования учащейся молодежи / В.П. Губа,
A.В. Родин, Г.А. Моисеенков и др. // Известия Смоленского госу- 5. дарственного университета. - 2008. - № 2. - С. 170-178.
2. Губа В.П. Мониторинг уровня здоровья студенческой молодежи / В.П. Губа, А.В. Родин, Д.В. Губа // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2013. - 6. № 1. - С. 24-30.
3. Губа Д.В. Физическое воспитание и спортивная подготовка студентов: учеб. пособие / Д.В. Губа, А.Д. Скрипко. - М.: Спортивная книга, 2015. - 100 с.
4. Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь: учебник /
B.И. Ильинич. - М.: Гардарики, 2008. - 366 с.
Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособие / Б.Х. Ланда. -4-е изд., испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2008. - 242 с. Родин А.В. Оздоровительная программа подготовки студентов в спортивном клубе на основе рекреационно-анимационных занятий игровыми видами спорта / А.В. Родин, С.А. Архипова, Х.М. Ля-шенко и др. // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2017. - № 2. - С. 87-93.
References
Guba V.P., Rodin A.V., Moiseenkov G.A., Bogdanov N.N. Valeo-logicheskie osnovy «pasporta zdorovya» kak individualnoy zdo-rovyesberegayushchey tekhnologii v sisteme vysshego pedagog-icheskogo obrazovaniya uchascheysya molodezhi [Valeological foundations of "health certificate" as individual health-protecting technology in higher pedagogical education system for students]. Izvestiya Smolenskogo gosudarstvennogo universiteta, 2008, vol. 2, pp. 170-178.
Guba V.P., Rodin A.V., Guba D.V. Monitoring urovnya zdorovya stu-dencheskoy molodezhi [Health Monitoring of student youth]. Izvestiya Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kultura. Sport. 2013. No. 1. pp. 24-30.
Guba D.V., Skripko A.D. Fizicheskoe vospitanie i sportivnaya podgo-tovka studentov [Physical education and sports training of students]. Study guide. Moscow: Sportivnaya kniga publ., 2015. 100 p. Ilyinich V.I. Fizicheskaya kultura studenta i zhizn [Student's physical culture and life]. Textbook. Moscow: Gardariki publ., 2008. 366 p. Landa B.F. Metodika kompleksnoy otsenki fizicheskogo razvitiya i fizicheskoy podgotovlennosti [Methods for integrated assessment of physical development and physical fitness]. Study guide. 4th ed., rev., sup.. Moscow: Sovetskiy sport publ., 2008. 242 p. Rodin A.V., Arhkipova S.A., Lyashenko Kh.M. et al. Ozdorovitelnaya programma podgotovki studentov v sportivnom klube na osnove re-kreatsionno-animatsionnykh zanyatiy igrovymi vidami sporta [Health-improving program for training students in sports club based on recreational and animation lessons in team sports]. Izvestiya Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kultura. Sport.2017. No.2. pp. 87-93.
http://www.teoriya.ru
№4^ 2021 Апрель | April