педагогическим контроль и самоконтроль физического состояния молодежи в процессе физической активности
УДК/UDC 796.011.3
Поступила в редакцию 20.01.2020 г.
Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Антипов1 Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Кулишенко1 Кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Шустова1
1 Московский государственный областной университет, Москва
PEDAGOGICAL CONTROL AND SELF-CONTROL OF PHYSICAL FITNESS LEVEL OF YOUNG POPULATION DURING PHYSICAL ACTIVITY
PhD, Associate Professor A.V. Antipov1 PhD, Associate Professor I.V. Kulishenko1 PhD, Associate Professor E.V. Shustova1
1 Moscow State Regional University, Moscow
Информация для связи с автором: [email protected]
Аннотация
Цель исследования - разработать и обосновать систему педагогического контроля и самоконтроля физического состояния молодежи в процессе занятий различными упражнениями и видами спорта. Методика и организация исследования. Исследование проводилось в 20152019 гг. на базе высших учебных заведений г. Москвы и Московской области. В исследовании приняло участие 1284 студента в возрасте от 17 до 22 лет. В процессе занятий физическими упражнениями применялись различные методы контроля за состоянием организма занимающегося: педагогическое наблюдение; опрос обучающихся; дневник самоконтроля текущего состояния организма занимающегося.
Результаты исследования и выводы. Представлены результаты контрольных испытаний, позволившие изучить показатели морфофункциональ-ного развития и физической подготовленности студенческой молодежи. У девушек и юношей отмечается выраженный сдвиг вправо в беговых показателях. В результатах других контрольных нормативов учащихся наблюдается проявление различной степени левосторонней асимметрии в кривых распределения случайных величин. Преимущественное наличие отрицательных значений в функциях плотности эмпирического распределения показателей двигательной подготовленности студентов указывает на относительно пологое их распределение в сравнении с нормальным. Таким образом, констатируется умеренное снижение уровня физического развития и двигательной подготовленности студентов рассматриваемых вузов. Несмотря на это, большинство показателей соответствуют средним значениям для обследованного контингента при незначительной вариативности отдельных данных.
Полученные в ходе работы результаты позволяют оптимизировать процесс физического воспитания и выбор видов спорта и упражнений для укрепления здоровья и повышения двигательной подготовленности молодежи.
Ключевые слова: молодежь, педагогический контроль, самоконтроль, физическое состояние, физическое упражнение, вид спорта.
Annotation
Objective of the study was to develop and substantiate a system of pedagogical control and self-control of the physical fitness level of the young population during physical exercises and sports activities.
Methods and structure of the study. The study was carried out on the basis of higher educational institutions of Moscow and the Moscow region in 2015-2019. Sampled for the study were 1,284 students aged 17-22 years. During physical exercises, various methods were applied to monitor the subjects' body state: pedagogical observation; questionnaire survey of the students; keeping of a diary of self-control of the current body state.
Results of the study and conclusions. The article presents the results of the control tests designed to study the levels of morphofunctional development and physical fitness of student youth. The girls and boys were found to have a pronounced right-sided asymmetry in the run test. The rest of the control tests revealed varying degrees of left-sided asymmetry in the random distribution curves. The prevalence of negative values in the density of distribution curves for the empirical data on the students' motor fitness rates indicated a relatively flattened distribution as compared to the normal one. Therefore, there was a moderate decline in the level of physical development and the motor fitness of the examined university students. Yet, most of the indicators corresponded to the mean values for the surveyed population, with little variation in the individual data.
The results obtained made it possible to optimize the process of physical education and selection of sports and exercises aimed to improve health and motor fitness of the young population.
Keywords: young population, pedagogical control, self-control, physical fitness, physical exercise, sport.
Введение. В теории и методике физической культуры существует большое количество контрольных упражнений (тестов), используемых специалистами для получения объективных данных о физическом состоянии молодежи [1, 6].
Правильно проведенное тестирование служит залогом верной оценки физического состояния студента. Тестовый контроль относится к числу важных профессиональных навыков, позволяющих специалисту правильно дозировать
физические нагрузки, более точно давать задания с целью повышения уровня физической подготовленности [2, 3]. Использование грамотно подобранной «батареи» тестов, в частности предусмотренной мониторингом, дает возможность отслеживать изменение показателей и результатов в процессе физического воспитания студентов по одним и тем же параметрам [4, 5].
Цель исследования - разработать и обосновать систему педагогического контроля и самоконтроля физического состояния молодежи в процессе занятий различными упражнениями и видами спорта.
Методика и организация исследования. Исследование проводилось в 2015-2019 гг. на базе высших учебных заведений г. Москвы и Московской области. В исследовании приняло участие 1284 студента в возрасте от 17 до 22 лет. В процессе занятий физическими упражнениями применялись различные методы контроля за состоянием организма занимающегося: педагогическое наблюдение; опрос обу-
Таблица 1. Динамика ростовесовых показателей студентов
чающихся; дневник самоконтроля текущего состояния организма занимающегося.
Педагогический контроль физического развития включал изучение показателей длины и массы тела, жизненной емкости легких (ЖЕЛ), окружности грудной клетки и талии, динамометрии кистей рук. Педагогический контроль физической подготовленности молодежи включал изучение показателей в тестовых заданиях: челночный бег 10x10 м; прыжок в длину с места; поднимание туловища из положения лежа за 30 с; вис, согнув руки, на перекладине; наклон туловища вперед из положения сидя; бег на 1000 м.
Результаты исследования и их обсуждение. Уровень физического развития и двигательной подготовленности человека является одним из информативных критериев оценки его здоровья.
В общепринятом понимании физическое развитие рассматривается как комплекс морфофункциональных призна-
Статистические характеристики Девушки (632 чел.) Юноши (652 чел.)
Рост, см Масса тела, кг Рост, см Масса тела, кг
2013 г. 2015 г. 2017 г. 2013 г. 2015 г. 2017 г. 2013 г. 2015 г. 2017 г. 2013 г. 2015 г. 2017 г.
М 164,1 165,2 166,0 55,0 57,4 57,8 176,4 177,7 178,7 67,7 68,4 69,5
± т 0,40 0,42 0,36 0,55 0,51 0,63 0,57 0,46 0,34 0,67 0,69 0,54
Мо 170,0 168,0 170,0 52,0 54,4 53,0 181,0 183,0 181,0 62,0 65,0 65,0
Ме 164,0 165,0 166,0 53,0 55,7 56,0 177,0 178,0 178,0 67,0 67,5 68,5
As -0,32 -0,12 0,19 0,59 0,78 0,99 -0,20 0,13 0,19 0,19 0,46 0,75
Ех -0,40 0,50 -0,02 -0,35 0,43 0,80 -0,22 -0,13 -0,16 -0,78 0,23 0,67
Таблица 2. Динамика двигательной подготовленности студентов
□ и
£ г.
а
ч—
о (и и
2 а
■
с
га
^
О (и .с Н
Статистиче- ЧБ, с Пр, см Пд, кол-во Вс, с Нк, см Б1000, с
ские характеристики 2013 г. 2017 г. 2013 г. 2017 г. 2013 г. 2017 г. 2013 г. 2017 г. 2013 г. 2017 г. 2013 г. 2017 г.
М 29,1 30,0 177,0 171,0 24,5 23,9 26,5 20,5 17,1 16,2 295,0 303,8
ш ч ±т 0,2 0,2 2,2 2,3 0,5 0,5 1,8 2,1 1,0 1,1 4,6 4,1
2 со £ Мо 28,1 29,1 190,0 173,0 28,0 24,0 40,0 36,0 15,0 10,0 310,0 322,0
и ^ 3 у Ме 28,8 29,4 178,0 172,0 25,5 24,5 38,5 35,0 16,0 14,5 305,5 316,0
в ш Ч As 0,55 0,41 -0,51 -0,13 -0,31 -0,22 -0,46 -0,42 0,01 -0,13 0,36 0,47
Ех -0,12 -0,28 -0,41 -0,94 0,12 -0,33 -0,88 -0,62 -0,29 -0,24 -0,47 -0,55
М 27,0 27,1 230,3 228,7 27,7 26,5 46,3 44,5 11,0 11,0 225,2 229,8
че ±т 0,2 0,2 2,7 2,8 0,5 0,5 1,9 2,3 0,8 0,9 2,5 2,5
2 ю со Мо 26,8 26,7 231,0 230,0 28,0 25,0 46,0 45,0 10,0 10,0 222,0 225,0
и 3 о Ме 26,9 26,8 230,5 230,0 28,0 26,0 45,5 45,5 11,0 10,5 223,5 226,5
н 22 As 0,26 0,56 -0,20 -0,19 0,13 0,27 -0,18 0,00 0,06 0,10 0,50 0,40
Ех -0,43 -0,20 -0,18 -0,55 -0,28 -0,64 -0,86 -0,57 -0,63 -0,59 0,33 0,89
Примечание. ЧБ - челночный бег 10x10 м; Пр - прыжок в длину с места; Пд - поднимание туловища из положения лежа за 30 с; Вс - вис, согнув руки, на перекладине; Нк - наклон туловища вперед из положения сидя; Б1000 - бег на 1000 м.
62
http://www.teoriya.ru
№ 8 • 2020 Август | August
ков, характеризующих возрастной уровень биологического развития организма.
Обобщенное понимание двигательной (физической) подготовленности сводится к рассмотрению ее как результата физической подготовки, выражающегося в определенном уровне развития физических качеств, а также двигательных навыков и умений, необходимых для успешного выполнения той или иной деятельности (трудовой, спортивной и т. п.).
С позиции практики мониторинга физическое развитие студентов оценивается по антропометрическим показателям, отражающим общий уровень морфологического развития организма человека, - рост, масса тела, процентное содержание жировой ткани, обхватные размеры основных сегментов тела.
Ростовесовые характеристики физического развития студентов вузов г Москвы и Московской области представлены в табл. 1.
Из таблицы видно, что при соответствии уровня характеристик студентов средним должным величинам в их динамике за последние годы просматривается положительная тенденция. У девушек увеличение показателей роста составило 1,9 см, повышение значения массы тела - 2,8 кг У юношей показатели роста увеличились на 2,3 см, значения массы тела - на 2,0 кг
Весьма характерно, что как у девушек, так и у юношей по показателям роста и массы тела произошел, соответственно, умеренный и выраженный сдвиг вправо. Проявление в неодинаковой степени правосторонней асимметрии в кривых распределения косвенно свидетельствовало о стабилизации процесса акселерации и усилении процесса гра-циализации у учащихся вуза.
Анализ показателей, отражающий процент содержания жировой ткани у девушек при норме 24 %, значения компонента тела в среднем находятся в диапазоне от 23,9 0% до 24,6 %. У юношей данный показатель при должных значениях 18 00 не превышает в среднем уровня 15,4 %.
В целом, можно отметить, что обхватные размеры основных сегментов тела соответствуют должным возрастно-половым величинам физического развития студентов. Динамика значений у учащихся при незначительной их вариативности не превышает одного процента и не является статистически достоверной (р>0,05).
Основной особенностью динамики двигательной подготовленности девушек и юношей является регрессирующая тенденция уровня развития практически всех исследуемых физических качеств. В процентном выражении это особенно заметно у девушек в тестовых заданиях с приоритетным проявлением скоростных и скоростно-силовых качеств, а также статической и аэробной выносливости. Снижение в среднем варьировалось в диапазоне от 3,2 % до 9,6 %. В отличие от девушек у юношей наблюдается менее выраженный регресс, за исключением результатов контрольных упражнений на силу мышц брюшного пресса и в беге на 1000 м. Среднестатистическое снижение в рамках данных тестовых заданий находится на уровне 4-5 % (табл. 2).
Изучение характерных особенностей уровня двигательной подготовленности у учащихся соотносительно с условными возрастно-половыми значениями показало, что у девушек на протяжении рассматриваемого временного периода показатели в челночном беге, прыжках в длину с места, поднимании туловища из положения лежа и наклоне вперед
находятся в пределах зоны условной нормы. При должных значениях в упражнении на гибкость незначительное отставание в двигательном развитии наблюдается в висе на перекладине и беге на 1000 м. Значения характеристик статической и аэробной выносливости соответствуют показателям зоны умеренных гипоотклонений.
У юношей результаты в 3 двигательных тестах соответствуют должным значениям - в челночном беге, прыжке в длину с места, поднимании туловища из положения лежа и висе на перекладине. Недостаточность двигательного развития проявляется в тестовых заданиях, характеризующих уровень развития гибкости позвоночного столба и аэробной выносливости.
Вывод. Обобщая данные, необходимо отметить, что у девушек и юношей отмечается выраженный сдвиг вправо в беговых показателях. В результатах других контрольных нормативов учащихся наблюдается проявление различной степени левосторонней асимметрии в кривых распределения случайных величин. Преимущественное наличие отрицательных значений в функциях плотности эмпирического распределения показателей двигательной подготовленности студентов указывает на относительно пологое их распределение в сравнении с нормальным. Таким образом, можно констатировать об умеренном снижение уровня физического развития и двигательной подготовленности студентов рассматриваемых вузов. Несмотря на это, большинство показателей соответствуют средним значениям для обследованного контингента при незначительной вариативности отдельных данных. Литература
1. Бальсевич В.К. Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 1995. - № 4. - С. 2-7.
2. Губа В.П. Методы математической обработки результатов спортивно-педагогических исследований: учебно-метод. пособие / В.П. Губа, В.В. Пресняков. - М.: Человек, 2015. - 288 с.
3. Губа В.П. Научно-практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи: учеб. пособие / В.П. Губа, О.С. Морозов, В.В. Парфененков. - М.: Советский спорт, 2008. - 206 с.
4. Губа В.П. Теория и методика современных спортивных исследований / В.П. Губа, В.В. Маринич. - М.: Спорт, 2016. - 230 с.
5. Кузнецов В.С. Физическая культура: учебник / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - М.: КноРус, 2014. - 256 с.
6. Салов В.Ю. Теоретические и методические основы формирования здорового образа жизни, учащейся молодежи средствами физической культуры: автореф. дис. ... докт. пед. наук / В.Ю. Салов. - СПб.: ГАФК, 2001. - 55 с.
References
1. Bal'sevich V.K., Lubysheva L.I. Fizicheskaya kultura: molodezh i sovremennost [Physical culture: youth and modernity]. Teoriya i praktika fiz. Kultury. 1995. No. 4. pp. 2-7.
2. Guba V.P., Presnyakov V.V. Metody matematicheskoy obrabotki re-zultatov sportivno-pedagogicheskikh issledovaniy [Methods of mathematical processing of results of sports and pedagogical research]. M.: Chelovek publ., 2015. 288 p.
3. Guba V.P., Morozov O.S., Parfenenkov V.V. Nauchno-prakticheskie i metodicheskie osnovy fizicheskogo vospitaniya uchascheysya molodezhi [Scientific, practical and methodological foundations of academic physical education]. Study guide. M.: Sovetskiy sport publ., 2008. 206 p.
4. Guba V.P., Marinich V.V. Teoriya i metodika sovremennykh sportivnykh issledovaniy [Theory and methodology of modern sports research]. M.: Sport publ., 2016. 230 p.
5. Kuznetsov V.S., Kolodnitskiy G.A. Fizicheskaya kultura [Physical Education]. Textbook. M.: KnoRus publ., 2014. 256 p.
6. Salov V.Yu. Teoreticheskie i metodicheskie osnovy formirovaniya zdorovogo obraza zhizni, uchashcheysya molodezhi sredstvami fizicheskoy kultury [Theoretical and methodological foundations of healthy lifestyle cultivation among students by means of physical culture]. Doct. Diss. Abstract (Hab.). St. Petersburg: SAPC publ., 2001. 55 p.