REFERENCES
1. Zavirokhin, D.S. (2011), "Teaching emotional stability of young sportsmen shooters", Siberian Pedagogical Journal, No. 7, pp. 221-228.
2. Itkis, M.A. (1982), Special training of the shooter, publishing house DOSAAF, Moscow.
3. Mazanko, N.V. (2012), "Pre-start states of shooting athletes", Theory and practice of social development, No. 5, pp. 107-109.
4. Solonitskaya, E.V. and Mitrakova, E.N. (2015), "Psychological aspects of prestart state of a shooter: problems and solutions", Jurist-Pravoved, Vol. 69, No. 2, pp. 34-38.
5. Yuryev, A.A. (1973), Sports shooting, publishing house "Physical culture and sport", Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.05.2020
УДК 796.011.3
СОСТОЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ 11-КЛАССНИКОВ И СТУДЕНТОВ, ПОСТУПИВШИХ НА ПЕРВЫЙ КУРС В ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ
ЗАВЕДЕНИЕ
Евгения Владимировна Гарина, старший преподаватель, Наталья Николаевна Воронова, старший преподаватель, Сергей Васильевич Першиков, старший преподаватель, Александр Михайлович Шульгин, старший преподаватель, Наталия Ивановна Смирнова, старший преподаватель, Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова
Аннотация
На сегодняшний день в образовательных учреждениях педагогам по физической культуре приходится снижать контрольные нормативы или частично от них отказываться в связи с низким функциональным состоянием подрастающего поколения. Снижается заинтересованность молодежи в систематических занятиях физическими упражнениями. За последнее десятилетие у студентов отмечается снижение показателей физической подготовленности. Цель исследования - на основании результатов контрольных нормативов определить состояние физической подготовленности 11-классников и студентов первого курса. Нами проводился сравнительный анализ контрольных нормативов среди выпускников средней школы и студентов, поступивших на первый курс в высшее учебное заведение. Определялась физическая подготовленность учащихся 11-х классов и первокурсников. Анализировались анкеты студентов первого курса, чтобы понять отношение и подготовленность к занятиям физической культуры. Выявлено, что тестовые задания для оценки уровня подготовленности учащихся старших классов и студентов высшего учебного заведения стандартизированы (одинаковы), а нормативы к ним нет. Нормативные требования к уровню физической подготовленности утверждаются образовательной организацией. Результаты, утвержденные высшим учебным заведением, значительно отличаются от нормативных требований муниципального общеобразовательного учреждения для учащихся одного и того же возраста. Анкетирование оценки отношения учащихся к изучению предмета Физическая культура подтвердили, что менее 40% респондентов сдавали контрольные упражнения. Контрольные нормативы по общефизической подготовке у школьников оказались завышены, чем у студентов, пришедших на первый курс в высшее учебное заведение. Также, студенты, поступившие на первый курс, в большинстве были не подготовлены к сдаче контрольных нормативов.
Ключевые слова: студенты, выпускники средней школы, физическая культура, физическая подготовленность, контрольные нормативы.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p84-90
PHYSICAL FITNESS OF 11TH GRADERS AND STUDENTS WHO ENTERED THE FIRST YEAR AT A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION
Evgeniya Vladimirovna Garina, the senior teacher, Natalya Nikolaevna Voronova, the senior teacher, Sergey Vasilyevich Pershikov, the senior teacher, Alexander Mikhailovich Shulgin,
the senior teacher, Nataliya Ivanovna Smirnova, the senior teacher, I.M. Sechenov First Moscow State Medical University
Abstract
To date, in educational institutions, physical education teachers have to lower control standards or partially abandon them due to the low functional state of the younger generation. Young people are less interested in systematic physical exercises. Over the past decade, students have shown a decrease in physical fitness indicators. The aim of the study is to determine the state of physical fitness of 11th graders and first-year students based on the results of control standards. We carried out a comparative analysis of control standards among high school graduates and students who entered the first year at a higher educational institution. The physical fitness of 11th grade students and freshmen were determined. First-year student questionnaires were analyzed to understand the attitude and preparedness for physical education classes. It was revealed that test tasks for assessing the level of preparedness of high school students and university students are standardized (the same), but there are no standards for them. Regulatory requirements for the level of physical fitness are approved by the educational organization. The results approved by the higher educational institution significantly differ from the regulatory requirements of the municipal educational institution for students of the same age. Questionnaires assessing the attitude of students to studying the subject of Physical Education confirmed that less than 40% of respondents passed the control exercises. The control standards for general physical training among schoolchildren were overstated than for students who came to the first year in a higher educational institution. Also, students who entered the first year, for the most part, were not prepared to pass the control standards.
Keywords: students, school high graduates, Physical Education, physical training, control standards.
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в России существует тенденция ослабления здоровья молодежи, связанное с систематическим недосыпанием, малым пребыванием на свежем воздухе, несвоевременным приемом пищи и недостаточной двигательной активностью [1]. Значительно возрос удельный вес информационных перегрузок в процессе обучения [1; 5]. В виду этого преподавание дисциплины Физическая культура затруднено в связи с низким функциональным состоянием подрастающего поколения [6]. В образовательных учреждениях педагогам по физической культуре приходится снижать контрольные нормативы или частично отказываться от них. Также фиксируется тревожная тенденция снижения заинтересованности молодежи в систематических занятиях физическими упражнениями [2]. За последние 5-10 лет у студентов отмечается снижение показателей физической подготовленности [3; 4; 8]. Как известно, по окончании средней школы выпускники должны овладеть контрольными тестами для оценки спортивно-технической подготовленности и уровня овладения жизненно необходимыми навыками. Контрольные нормативы составляются учителями физической культуры на основе Примерной программы общего образования [7]. Для студентов высших учебных заведений контрольные нормативы составляются на основе Примерной программы дисциплины «Физическая культура» высшего профессионального образования в соответствии с государственными стандартами по соответствующим направлениям.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Перед тем как приступить к эксперименту мы провели сравнительный анализ контрольных нормативов среди выпускников средней школы муниципального общеобразо-
вательного учреждения г. Раменское Московской области и студентов, поступивших на первый курс в один из Московских технических высших учебных заведений. Чтобы определить физическую подготовленность выпускников средней школы и студентов мы провели контрольные испытания и анкетирование студентов.
Педагогический эксперимент проводился в два этапа. Сначала тестировались выпускники средней школы, потом первокурсники.
Контрольные испытания проводились весной (апрель-май 2019 г.) в муниципальном общеобразовательном учреждении. Испытания проходили как в спортивном зале, так и на спортивной площадке. В педагогическом эксперименте приняли участие 56 учащихся (35 юношей и 21 девушка) 11 классов, имеющих основную медицинскую группу. На уроках физической культуры все учащиеся освоили технику выполнения контрольных упражнений. Для проведения контрольных испытаний использовались тестовые задания, рекомендованные В.И. Ляхом и А. А. Зданевичем для учащихся 11 классов (таблица 1) [7].
Таблица 1 - Контрольные нормативы для учащихся 11 классов
№ п/п Контрольные испытания Юноши Девушки
5 4 3 5 4 3
1 Бег 100 м (сек.) 13,8 14,2 15,0 16,2 17,0 18,0
2 Бег 2000 м (мин., сек.) - - - 10.00 11.10 12.20
3 Бег 3000 м (мин., сек.) 12.20 13.00 14.00 - - -
4 Прыжок в длину с места (см.) 230 220 200 185 170 155
5 Сгибание и разгибание рук из упора лежа (кол-во раз) - - - 20 15 10
6 Подтягивание на высокой перекладине (кол-во раз) 14 11 8 - - -
7 Подъем туловища из положения лежа за 1 мин. (кол-во раз) 55 49 45 42 36 30
8 Наклон вперед стоя на гимнастической скамейке (см) 15 13 8 24 20 13
Прежде чем приступить к контрольным испытаниям, мы провели анкетирование, чтобы понять отношение и подготовленность к занятиям физической культуры. В анкетировании приняли участие 112 студентов первого курса. Анкета состояла из 20 вопросов.
Для оценки физической подготовленности первокурсников в сентябре и октябре 2019г. было проведено тестирование по перечисленным ниже испытаниям. Испытания проходили как в спортивном зале, так и на спортивной площадке. В педагогическом эксперименте приняли участие 66 студентов (40 юношей и 26 девушек) первого курса, имеющих основную медицинскую группу.
Были взяты за основу контрольные нормативы физической подготовленности (таблица 2), которые разработаны преподавателями кафедры физической культуры и утверждены заведующим кафедрой.
Таблица 2 - Контрольные нормативы для студентов первого года обучения
№ п/п Контрольные испытания Юноши Девушки
5 4 3 5 4 3
1 Бег 100 м (сек.) 12,8 14,0 15,0 15,4 17,1 19,6
2 Бег 2000м (мин., сек.) - - - 9.51 11.33 12.25
3 Бег 3000м (мин., сек.) 11.10 12.47 14.14 - - -
4 Прыжок в длину с места (см.) 251 241 221 211 201 176
5 Сгибание и разгибание рук из упора лежа (кол-во раз) - - - 14 10 6
6 Подтягивание на высокой перекладине (кол-во раз) 15 11 6 - - -
7 Подъем туловища из положения лежа за 1 мин. (кол-во раз) 55 47 43 50 35 26
8 Наклон вперед стоя на гимнастической скамейке (см) 13 8 3 16 11 6
Перед каждым контрольным испытанием студентам объяснялась техника выполнения данного физического упражнения.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Из сравнения нормативов, представленных в таблице 1 и таблице 2 следует, что у юношей в беге на 100 м время на «отлично» сократилось на 1 сек. Время в беге на 3000 м уменьшилось на 1 мин. 10 сек. Результат по прыжкам в длину увеличился по всем отметкам на 21 см. Количество раз в подтягивании на высокой перекладине и подъем туловища из положения лежа практически осталось без изменений. Наклон вперед на «отлично» сократился до отметки «хорошо» у школьников. У девушек студенток в беге на 100 м на отметку «удовлетворительно» норматив составляет в среднем 1,6 сек. Результат в беге на 2000 м практически остался без изменений. Прыжок в длину с места, как и у юношей, увеличился на 21 см. Количество раз в подъеме туловища из положения лежа на «отлично» увеличилось на 8 раз, а на отметки «хорошо» и «удовлетворительно» наоборот уменьшилось. Количество раз в упражнении сгибание и разгибание рук в упоре лежа результат существенно увеличился: «отлично» на 6 раз, «хорошо» на 5, «удовлетворитель -но» на 4. Количество раз в подъеме туловища из положения лежа на «отлично» увеличилось на 8. Результат упражнения наклон вперед снизился на «отлично» на 8см, «хорошо» на 9см, «удовлетворительно» на 7см. Результаты физической подготовленности школьников представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Показатели физической подготовленности учащихся 11 классов (процент выполнения нормативов)_
№ п/п Контрольные испытания юноши девушки
5 4 3 Не справились 5 4 3 Не справились
1 Бег 100 м 28,5% 20% 31,5% 20% 4,8% 19% 28,6% 47,6%
2 Бег 2000 м - - - - 4,8% 28,6% 52,3% 14,3%
3 Бег 3000 м 17,2% 40% 34,2% 8,6% - - - -
4 Прыжок в длину с места 14,2% 25,7% 28,6% 31,5% 4,8% 23,8% 42,8% 28,6%
5 Сгибание и разгибание рук из упора лежа - - - - 19% 38% 33,4% 9,6%
6 Подтягивание на высокой перекладине 11,3% 17,2% 31,5% 40% - - - -
7 Подъем туловища из положения лежа за 1 мин. 45,8% 48,6% 2,8% 2,8% 57,2% 28,6% 14,2% 0%
8 Наклон вперед стоя на гимнастической скамейке 14,2% 17,2% 22,8% 45,8% 9,6% 28,6% 42,8% 19%
Из данных, представленных в таблице 3 следует, что не справились с контрольным нормативом девушки в беге на 100м (47,6%). У юношей хуже всего обстояли дела в выполнении упражнений: подтягивание на высокой перекладине (40%), наклон вперед стоя на гимнастической скамейке (45,8%). Прежде чем приступить к контрольным испытаниям, мы провели анкетирование. В анкетировании приняли участие 112 студентов первого курса. Анкета состояла из 20 вопросов. Рассмотрим несколько из них.
На вопрос «Занимались ли вы на уроках физической культуры?» ответили: «Да» -88,4%; «Нет» - 11,6%. «Почему?» отвечали, что уроки физической культуры заменяли факультативными предметами; боязнь переодевания; на уроке физической культуры занимался кто хотел; по состоянию здоровья.
«Какая у вас была медицинская группа?»: основная - 57,1%; подготовительная -23,3%; специальная + освобождение - 19,6%.
На вопрос «Перечислите виды спорта, которые изучались на уроках физической культуры в течение всего года по четвертям?» 25% студентов написали, что уроки по физической культуре состояли только из спортивных игр.
«Выполняли вы контрольные нормативы по отдельным видам спорта?»: «Да» -39,3%; «Нет» - 60,7%. В основном контрольные нормативы указывали из легкой атлетики: бег 30 м, 100 м, 1000 м, прыжок в длину, метание. Из общей физической подготовки: сгибание и разгибание рук из упора лежа, подъем туловища из положения лежа. Из гимнастики: прыжки через гимнастическую скакалку, акробатическая связка.
На вопрос «Укажите, как проводилось оценивание вашей подготовленности учителем физической культуры на уроках?» ответили следующее: при наличии спортивной формы + посещаемость -34,8%; в игровой форме - 30,3%; при сдаче контрольных нормативов - 35,8%.
«Объяснял ли вам учитель технику выполнения физических упражнений, которые вы разучивали на уроке?»: «Да» - 87,5%; «Нет» - 12,5%.
Проанализировав анкеты студентов, мы увидели, что учителя физической культуры оценивают учащихся при наличии спортивной формы, либо в игровой форме. Только 35,8% студентов ответили, что оценивали их при сдаче контрольных нормативов. 39,3% респондентов выполняли контрольные нормативы по отдельным видам спорта. 25% студентов написали, что уроки по физической культуре состояли только из спортивных игр. 87,5% написали, что при выполнении упражнений учитель объяснял технику выполнения.
Таким образом, студенты, поступившие на первый курс, в большинстве были не подготовлены к сдаче контрольных нормативов. Исходя из проведенного анкетирования, можно предположить, что лишь 39,3% студентов ознакомлены с контрольными нормативами, которые мы будем у них принимать и, которые они будут сдавать. Результаты физической подготовленности студентов представлены в таблица 4.
Таблица 4 - Показатели физической подготовленности студентов (процент выполнения нормативов)_
№ п/п Контрольные испытания Юноши Девушки
5 4 3 Не справил ись 5 4 3 Не справил ись
1 Бег 100 м 2,5% 30% 32,5% 35% 3,8% 30,8% 42,4% 23%
2 Бег 2000 м - - - - 0% 15,4% 30,8% 53,8%
3 Бег 3000м 0% 10% 22,5% 67,5% - - - -
4 Прыжок в длину с места 5% 5% 40% 50% 0% 3,8% 50% 46,2%
5 Сгибание и разгибание рук из упора лежа - - - - 61,6% 19,2% 15,4% 3,8%
6 Подтягивание на высокой перекладине 20% 27,5% 25% 27,5% - - - -
7 Подъем туловища из положения лежа за 1 мин. 47,5% 25% 22,5% 5% 34,6% 53,8% 11,6% 0%
8 Наклон вперед стоя на гимнастической скамейке 15% 32,5% 32,5% 20% 46,2% 26,9% 19,2% 7,7%
Из данных, представленным в таблице 4 следует, что девушки намного лучше справились с контрольными испытаниями. Хуже всего показали себя девушки и юноши в беге на 2000/3000 м. На «зачет» во времени уложились: юноши - 32,5%, девушки -46,2%. С прыжком в длину с места не справились: юноши - 50%, девушки - 46,2%. Лучше всего у студентов получалось выполнять упражнения в подтягивании на высокой перекладине, сгибании и разгибании рук в упоре лежа, подъеме туловища из положения лежа, а также в упражнении на гибкость.
ВЫВОДЫ
Необходимо заметить, что у выпускников средней школы по общефизической подготовке контрольные нормативы как оказалось, завышены, чем у студентов, пришедших на первый курс в высшее учебное заведение. Также, студенты, поступившие на первый
курс, в большинстве были не подготовлены к сдаче контрольных нормативов. Можно сделать вывод, что учителям физической культуры надо уделять особое внимание к подготовке к контрольным нормативам. Преподавателям высшего учебного заведения пересмотреть контрольные нормативы и брать за основу какие-либо стандартизированные результаты (например, результаты комплекса «Готов к труду и обороне»).
ЛИТЕРАТУРА
1. Алёшин, Е.В. Физическое воспитание в жизни студентов / Е.В. Алёшин, Ю.П. Спивак, Л.А. Годз // Физическая культура, спорт, наука и образование : материалы I всероссийской научной конференции с международным участием. - Чурапча, 2017. - С. 15-19.
2. Белевский, И.Ю. Отношение учащихся к занятиям легкой атлетике в процессе физического воспитания / И.Ю. Белевский, В.В. Храмов // Физическая культура, спорт, наука и образование : материалы I всероссийской научной конференции с международным участием. - Чурапча, 2017. - С. 69-73.
3. Гарина Е.В. Подготовленность обучающихся 14-15 лет к выполнению нормативов на золотой знак отличия комплекса ГТО / Е.В. Гарина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 3 (157). - С. 87-89.
4. Горелов, А.А. О целесообразности выявления системных механизмов обеспечения студенческой молодежи оптимальными двигательными режимами / А. А. Горелов, В.И. Лях, О.Г. Румба // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. «Народное образование. Педагогика». - 2010. - С. 618-621.
5. Гурьев, С.В. Мониторинг физического состояния студентов в высших учебных организациях / С.В. Гурьев, А.В. Строгалёва // Физическая культура, спорт, наука и образование: Материалы I всероссийской научной конференции с международным участием. - Чурапча, 2017. - С. 178181.
6. Ильченко, М.Н. Диагностика функционального состояния и физической подготовленности студентов в оптимизации физической культуры / М.Н. Ильченко, Т.Н. Шутова // Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Физическая культура, спорт, туризм. Научно-методическое сопровождение - 2017» : материалы конференции, - Пермь, 2017. - С. 2-5.
7. Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / В.И. Лях, А.А. Зданевич. Москва .: Просвещение, 2012. - 127 с.
8. Романов, К.Ю. Уровень физической подготовленности студентов Белорусского государственного медицинского университета / К.Ю. Романов, А.М. Трофименко, В.А. Переверзев // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. - 2017. - № 3 (16). - С. 5-10.
REFERENCES
1. Aleshin, E.V., Spivak, Y.P. and Godz, L.A. (2017), "Physical Education in the life of students", Physical Education, sports, science and education: proceedings of the first All-Russian Scientific Conference with International Participation, Churapcha, pp. 15-19.
2. Belevsky, I.Y. and Khramov, V.V. (2017), "The students' attitude to athletics in the process of Physical Education", Physical Education, sports, science and education: proceedings of the first All-Russian Scientific Conference with International Participation, Churapcha, pp. 69-73.
3. Garina, E.V. (2018), "Preparedness of 1-15-year-old students to implementation of standards of the golden insignia of distinction of RLD complex", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (157), pp. 87-89.
4. Gorelov, A.A., Lyakh, V.I. and Rumba, O.G. (2010), "On the practicability of identifying system mechanisms for providing students with optimal motor conditions ", Lifelong Education: Continuing education for sustainable development. "Public education. Pedagogy", pp. 618-621.
5. Guriev, S.V. and Strohalev, A.V. (2017), "Monitoring the physical condition of students in institutes of higher education", Physical Education, sports, science and education: proceedings of the first All-Russian Scientific Conference with International Participation, Churapcha, pp. 178-181.
6. Ilchenko, M.N. and Shutova, T.N. (2017), "Diagnostics of the functional state and physical preparation of students in the optimization of Physical Education", All-Russian scientific-practical conference with international participation "Physical Education, sports, tourism. Scientific and methodological support - 2017", Perm, pp. 2-5.
7. Lyakh, V.I. and Zdanevich, A.A. (2012), Comprehensive program of Physical Education for students of 1-11 forms, Prosveschenie, Moscow.
8. Romanov, K.Y., Trofimenko, A.M. and Pereverzev, V.A. (2017), "The level of physical preparation of students of the Belarussian State Medical University", "Vestnik of the Smolensk State Medical Academy, Vol. 16, No. 3, pp. 5-10.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.05.2020
УДК 796.92
ВЛИЯНИЕ ВЗРЫВНОЙ СИЛЫ НОГ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЫСТУПЛЕНИЯ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ЛЫЖНИЦ-ГОНЩИЦ В СОРЕВНОВАНИЯХ
НА РАЗЛИЧНЫХ ДИСТАНЦИЯХ
Александр Иванович Головачев, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, заведующий лабораторией, Владимир Игоревич Колыхматов, кандидат педагогических наук, научный сотрудник, Светлана Владимировна Широкова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Федеральный научный центр физической культуры и спорта, Москва
Аннотация
В статье представлены результаты исследования абсолютных значений и динамики корреляционной взаимосвязи показателей взрывной силы ног со спортивными результатами на различных дистанциях лыжных гонок на заключительном этапе подготовки и главном старте 2017-2018 года. В исследовании приняли участие 18 спортсменок, специализирующихся в различных видах соревновательной деятельности, в возрасте от 20 до 27 лет, с квалификацией от КМС до МСМК. Исследования скоростно-силовых качеств ног, характеризующих уровень развития взрывной силы ног, осуществлялись в рамках программы НМО при проведении этапных комплексных обследований в лаборатории циклических олимпийских видов спорта ФГБУ ФНЦ ВНИИФК. Программа обследования включала измерение реакции опоры на тензометрической платформе при выполнении прыжка вверх с взмахом рук из статического положения с максимальной мощностью. Полученные показатели максимальной силы ног, времени ее достижения и градиента силы (абсолютного и относительного показателей) подвергались корреляционному анализу с результатами на целеполагаю-щих стартах спортивного сезона 2017-2018 гг. Результаты исследования позволили установить наиболее информативные показатели и дифференциальную значимость показателей взрывной силы ног в обеспечении эффективности выступления на различных по длительности дистанциях лыжных гонок.
Ключевые слова: лыжные гонки, высококвалифицированные лыжницы-гонщицы, взрывная сила ног, максимальная сила ног, градиент силы, спортивный результат, различные дистанции лыжных гонок, корреляционная взаимосвязь.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p90-96
INFLUENCE OF EXPLOSIVE LEG POWER ON THE SPORTS RESULT OF ELITE CROSS-COUNTRY FEMALE SKIERS IN COMPETITIONS AT VARIOUS
DISTANCES
Alexander Ivanovich Golovachev, the candidate of pedagogical sciences, senior research associate, head of laboratory, Vladimir Igorevich Kolykhmatov, the candidate ofpedagogical sciences, research associate, Svetlana Vladimirovna Shirokova, the candidate of pedagogical sciences, senior research associate, Federal scientific center of physical education and sport,
Moscow
Abstract
The article presents the absolute values and correlation dynamics between the indicators of explosive leg power and sports results of elite cross-country female skiers at various distances of races at the