Научная статья на тему 'КОЛИЧЕСТВЕННО-КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ И РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОГО ТАЛАНТА'

КОЛИЧЕСТВЕННО-КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ И РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОГО ТАЛАНТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
54
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛИЧЕСТВЕННО-КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ / СПОРТИВНЫЙ ТАЛАНТ / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОЛИЧЕСТВЕННО-КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ И РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОГО ТАЛАНТА»

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ

бесспорными лидерами и оказывают наилучший оздоровительный эффект.

Студентам недостает самодисциплины и понимания основ физической культуры, в частности значимости регулярности и непрерывности физической активности. И ситуация с пандемией лишь обострила данную проблему.

С точки зрения сохранения и преумножения здоровья, а также популяризации здорового образа жизни и просвещения студентов в этом вопросе, возвращение к очной форме является оптимальным условием по ряду вышеописанных причин.

Литература

1. Вонсович, К.А. Исследование саморегуляции произвольной активности у студентов института физической культуры / К.А. Вонсович, Л.Н Рогалева // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - №2. -С. 89-95.

2. Костов, Ф.Ф. Физическая активность и психолого-педагогическая нагрузка студентов в условиях дистанционного обучения / Ф.Ф. Костов, Н.Л. Волкова, П.В. Родичкин // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 9. - С. 70-71.

3. Рекомендации ВОЗ по вопросам физической активности и малоподвижного образа жизни: краткий обзор / Женева: Всемирная организация здравоохранения, 2020. - 24 с.

4. Столяров, В.И. Влияние пандемии коронавируса на физкультур-но-спортивную активность населения Российской Федерации

/ В.И. Столяров, А.Г. Абалян, Т.Г. Фомиченко, С.А. Воробьев // Теория и практика физической культуры. - 2021. - 9. - С. 32-34.

5. Эльмурзаев, М.А. Социокультупный потенциал физической рекреации / М.А. Эльмурзаев, Г.Н. Пономарев // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 2. - С. 52-54.

References

1. Vonsovich K.A., Rogaleva L.N. Issledovaniye samoregulyatsii proiz-volnoy aktivnosti u studentov instituta fizicheskoy kultury [Study of self-regulation of voluntary activity among students of the Institute of Physical Culture]. Izvestiya Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kultura. Sport. 2014. No. 2. pp. 89-95.

2. Kostov F.F., Volkova N.L., Rodichkin P.V. Fizicheskaya aktivnost i psikhologo-pedagogicheskaya nagruzka studentov v usloviyakh dis-tantsionnogo obucheniya [Physical activity and psychological and pedagogical load of students in conditions of distance learning]. Teo-riya i praktika fizicheskoy kultury. 2021. No. 9. pp. 70-71.

3. Rekomendatsii VOZ po voprosam fizicheskoy aktivnosti i malopod-vizhnogo obraza zhizni: kratkiy obzor [WHO recommendations on physical activity and sedentary lifestyles: a brief overview]. Geneva: World Health Organization, 2020. 24 p.

4. Stolyarov V.I., Abalyan A.G., Fomichenko T.G., Vorobyov S.A. Vli-yaniye pandemii koronavirusa na fizkulturno-sportivnuyu aktivnost naseleniya Rossiyskoy Federatsii [The impact of the coronavirus pandemic on the physical culture and sports activity of the population of the Russian Federation]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2021. No. 9. pp. 32-34.

5. Elmurzaev M.A., Ponomarev G.N. Sotsiokultupnyy potentsial fizicheskoy rekreatsii [Sociocultural potential of physical recreation]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2014. No. 2. pp. 52-54.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ u

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

количественно-качественным анализ двигательном одаренности детей и развития спортивного таланта

Кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Бурцева1 Кандидат педагогических наук, доцент В.А. Бурцев1 Кандидат педагогических наук, доцент Т.В. Антонова2

1Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань 2Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, Чебоксары

УДМ^С 796.012

Ключевые слова: количественно-качественный анализ, двигательная одаренность, спортивный талант, критерии и показатели.

Введение. Ключевой задачей в системе подготовки квалифицированных спортсменов является разрешение объективного противоречия, с одной стороны, между необходимостью ее унификации, с другой - индивидуализации, что предопределило проблему недостаточной научно-методической разработанности вопросов определения критериев и показателей оценки двигательной одаренности детей с целью своевременного выявления наиболее талантливых спортсменов на каждом этапе спортивного отбора с последующей спортивной ориентацией [1].

Цель исследования - определить критерии и показатели оценки двигательной одаренности детей и развития спортивного таланта.

Результаты исследования и их обсуждение. Количественный анализ критериев индивидуальной двигательной одаренности детей позволил выявить, что наиболее информативными показателями являются степень выраженности общих параметров развития в виде свойств и особенностей высшей нервной деятельности, морфофункциональных, психофизиологических и наследственно-генетических особенностей развития природных задатков, определяющих успешность в любом виде спорта.

Качественный анализ критериев двигательной одаренности позволил определить специальные параметры развития

QUANTiTATiVE AND QUALiTATiVE ANALYSiS OF MOTOR TALENTED CHiLDREN AND DEVELOPMENT OF SPORTS TALENT

PhD, Associate Professor E.V. Burtseva1 PhD, Associate Professor V.A. Burtsev1 PhD, Associate Professor T.V. Antonova2 1Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan 2Chuvash I. Yakovlev State Pedagogical University, Cheboksary

Поступила в редакцию 23.06.2022 г.

показателей моторных, функциональных и психологических качеств индивида, интеграция которых обуславливает возможность достижения успеха в избранном виде спорта.

Посредством количественного анализа критериев спортивного таланта выделена общая структура показателей развития (типологические особенности нервной системы, интеллектуальные способности, когнитивные процессы - память, внимание, мышление, перцептивные психомоторные качества) и специальные способности (когнитивные стили, психологическая надежность, индивидуальная направленность личности - мотивы, установки).

Качественный анализ критериев спортивного таланта позволил выявить, с одной стороны, наиболее общие показатели, такие как адаптационные и функциональные возможности, двигательные способности, конституциональные особенности спортсменов, с другой - специальные способности, отвечающие требованиям спортивной специализации.

Вывод. Таким образом, количественно-качественный анализ является эффективным инструментом оценки двигательной одаренности детей и развития спортивного таланта для определения индивидуальной траектории достижения спортивного мастерства.

Литература

1. Бурцева, Е.В. Дифференцированная оценка спортивного таланта легкоатлетов-десятиборцев на заключительном этапе спортивного отбора / Е.В. Бурцева, В.А. Бурцев, М.Н. Чапурин // Теория и практика физической культуры. - 2022. - № 6. - С. 75.

Информация для связи с автором: volder1968@mail.ru

80

http://www.teoriya.ru

№9^ 2022 Сентябрь | Sebtember

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.