Научная статья на тему 'МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ БИЛЬЯРДИСТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА'

МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ БИЛЬЯРДИСТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
64
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЛЬЯРДНЫЙ СПОРТ / БИЛЬЯРДИСТЫ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / НАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Салмова А.И., Парфенова Л.А., Глузман Н.А.

Цель исследования - теоретическое и экспериментальное обоснование методики начального этапа спортивной подготовки бильярдистов с нарушением слуха. Методика и организация исследования. Был проведен педагогический эксперимент на базе СШОР «Спектр» (г. Казань), в котором приняли участие 28 бильярдистов с нарушением слуха (возраст 9-11 лет), обучающихся в отделении «бильярдный спорт» (КГ - 14 человек, ЭГ - 14 человек). Разработана методика начального этапа спортивной подготовки бильярдистов с нарушением слуха, которая включает: увеличение количества часов на теоретическую подготовку, адаптацию программного материала с учетом особенностей анализаторов данной категории спортсменов; использование системы авторских жестов, определяющих систему основных ударов в бильярде; применение ряда разработанных технических средств, больший объем средств оздоровительно-корригирующей направленности, использование средств ментальной тренировки и т.д. Результаты исследования и выводы. Эффективность разработанной методики начального этапа спортивной подготовки бильярдистов с нарушением слуха подтверждена более высокой положительной динамикой всех исследуемых показателей в ЭГ, по сравнению с КГ. Экспериментальные данные убедительно свидетельствуют о целесообразности внедрения предложенных средств и методических подходов в тренировочный процесс спортсменов с депривацией слуховой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Салмова А.И., Парфенова Л.А., Глузман Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING METHODOLOGY FOR BEGINNER HEARING-IMPAIRED BILLIARD PLAYERS

Objective of the study was to theoretically and experimentally substantiate the effectiveness of sports training methods for beginner hearing-impaired billiard players. Methods and structure of the study. The educational experiment was carried out at sport school of Olympic Reserve «Spectrum» (Kazan) and involved 28 billiard players with hearing impairments aged 9-11 years (Control Group - 14 people, Experimental Group - 14 people). We developed a training methodology for the hearing-impaired billiard players, which includes: increasing the number of hours of theoretical training; adapting the software material to the specifics of the analyzers of this category of athletes; using a system of creative gestures, determining the system of the main billiard strokes; using a number of developed technical means and a greater amount of remedial means; using mental training means, etc. Results and conclusions. The effectiveness of the developed training methodology was confirmed by higher positive dynamics in all the studied indicators in Experimental Group compared to Control Group. The experimental data clearly show the usefulness of the proposed tools and methodological approaches in training hearing-impaired athletes.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ БИЛЬЯРДИСТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА»

методика начального этапа спортивном Подготовки бильярдистов с нарушением слуха

УДК/UDC 796.382

Поступила в редакцию 20.09.2021 г.

Информация для связи с автором: nastia billiard@inbox.ru

А.И. Салмова1, 2

Кандидат педагогических наук, доцент Л.А. Парфенова1

Доктор педагогических наук, профессор Н.А. Глузман3

поволжский государственный университет физической культуры спорта и туризма, Казань

2Казанский национальный технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ, Казань

3Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Республика Крым

TRAINING METHODOLOGY FOR BEGINNER HEARING-IMPAIRED BILLIARD PLAYERS

A.I. Salmova1, 2

PhD, Associate Professor L.A. Parfenova1 Dr. Hab., Professor N.A. Gluzman3

Volga Region State University of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan 2Kazan National Technical University named after A.N. Tupolev-KAI, Kazan 3Vernadsky Crimean Federal University, Republic of Crimea

Аннотация

Цель исследования - теоретическое и экспериментальное обоснование методики начального этапа спортивной подготовки бильярдистов с нарушением слуха.

Методика и организация исследования. Был проведен педагогический эксперимент на базе СШОР «Спектр» (г. Казань), в котором приняли участие 28 бильярдистов с нарушением слуха (возраст 9-11 лет), обучающихся в отделении «бильярдный спорт» (КГ - 14 человек, ЭГ - 14 человек). Разработана методика начального этапа спортивной подготовки бильярдистов с нарушением слуха, которая включает: увеличение количества часов на теоретическую подготовку, адаптацию программного материала с учетом особенностей анализаторов данной категории спортсменов; использование системы авторских жестов, определяющих систему основных ударов в бильярде; применение ряда разработанных технических средств, больший объем средств оздоровительно-корригирующей направленности, использование средств ментальной тренировки и т.д.

Результаты исследования и выводы. Эффективность разработанной методики начального этапа спортивной подготовки бильярдистов с нарушением слуха подтверждена более высокой положительной динамикой всех исследуемых показателей в ЭГ, по сравнению с КГ. Экспериментальные данные убедительно свидетельствуют о целесообразности внедрения предложенных средств и методических подходов в тренировочный процесс спортсменов с депривацией слуховой деятельности.

Ключевые слова: бильярдный спорт, бильярдисты с нарушением слуха, тренировочный процесс, начальная подготовка, методика.

Abstract

Objective of the study was to theoretically and experimentally substantiate the effectiveness of sports training methods for beginner hearing-impaired billiard players.

Methods and structure of the study. The educational experiment was carried out at sport school of Olympic Reserve «Spectrum» (Kazan) and involved 28 billiard players with hearing impairments aged 9-11 years (Control Group - 14 people, Experimental Group - 14 people). We developed a training methodology for the hearing-impaired billiard players, which includes: increasing the number of hours of theoretical training; adapting the software material to the specifics of the analyzers of this category of athletes; using a system of creative gestures, determining the system of the main billiard strokes; using a number of developed technical means and a greater amount of remedial means; using mental training means, etc.

Results and conclusions. The effectiveness of the developed training methodology was confirmed by higher positive dynamics in all the studied indicators in Experimental Group compared to Control Group. The experimental data clearly show the usefulness of the proposed tools and methodological approaches in training hearing-impaired athletes.

Keywords: billiard sport, hearing impaired billiard players, training process, beginner training, methodology.

Введение. В отечественной науке за последние годы появилось немало работ, содержащих продуктивные идеи для разработки теории социально-психологического здоровья. Главное достоинство этих работ заключается в попытках преодоления нарушений социально-психологического здоровья за счет повышения психологической культуры личности и общества. В этом направлении необходимо использовать всевозможные игры, виды спорта с привлечением разных слоев общества [5, 6].

Одним из эффективных видов спортивной деятельности является бильярдный спорт, по которому в России проводит-

ся ряд различных турниров, в частности, для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и нарушениями слуха.

В последнее время бильярд все увереннее занимает позиции как вид спорта для лиц с ограниченными возможностями и инвалидностью. Так, например, в нашей стране периодически проводятся соревнования среди лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата по ПУЛу и Пирамиде и лиц с депривацией слуховой деятельности по Пирамиде.

Цель исследования - теоретическое и экспериментальное обоснование методики начального этапа спортивной подготовки бильярдистов с нарушением слуха.

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

а

с

га

^

О (и .с Н

Методы и организация исследования. Был проведен педагогический эксперимент на базе СШОР «Спектр» (г Казань), в котором приняли участие 28 бильярдистов с нарушением слуха (возраст 9-11 лет), обучающихся в отделении «бильярдный спорт» (контрольная группа - КГ-14 человек, экспериментальная группа - ЭГ-14 человек).

Анализ научно-методической литературы показал нецелесообразность применения методик спортивной подготовки обычных спортсменов в тренировочном процессе бильярдистов с нарушением слуха. Данный вывод обусловлен наличием у спортсменов с нарушением слуха ряда отклонений в физической и психической сфере.

В этой связи разработана методика начального этапа спортивной подготовки бильярдистов с нарушением слуха (рис. 1).

Целевой установкой данной методики является подготовка к спортивным соревнованиям, направленная на достижение максимально возможного для каждого спортсмена уровня подготовленности.

Методика обладает следующими особенностями: увеличение количества часов на теоретическую подготовку (обусловлено тем, что у данной категории детей возникают трудности восприятия из-за низкого словарного запаса); адаптация программного материала с учетом особенностей анализаторов данной категории спортсменов; использование системы авторских жестов, определяющих систему основных ударов в бильярде; применение ряда разработанных технических средств, больший объем средств оздоровительно-корригирующей направленности, использование средств ментальной тренировки; проведение отдельных тренировок и соревнований в формате инклюзии, использование ком-

Рис. 1. Схема методики начального этапа спортивной подготовки бильярдистов с нарушением слуха

Рис. 2. Средства спортивной подготовки, применяемые в тренировочном процессе

плекса аэробных упражнений, включение средств, обеспечивающих межпредметные связи; обучение бильярдному спорту с использованием принципа амбидекстрии, систематическое проведение раздельных тренировок по гендерному признаку, обучение на начальном этапе двум видам бильярда - ПУЛу и Пирамиде (рис. 2).

Результаты исследования и их обсуждение. Применение методики позволило добиться улучшения ряда показателей как в физической, так и в технической подготовленности.

Так, в показателях технической подготовленности по Пирамиде (русский бильярд) произошли достоверные изменения в ЭГ: в тесте на целенаправленность и прямолинейность удара: 6,3 балла - у мальчиков, 6,7 балла у девочек; по меткости в центральную лузу: 27, 6 баллов - у мальчиков и 27,9 - у девочек; по меткости в угловую лузу: 27,3 баллов - у мальчиков, 28,0 - у девочек; по силе удара: 6,3 балла - у мальчиков, 6,0 - у девочек; по ударам «первой категории сложности»: накату - 71,0 у мальчиков, 71,4 - у девочек, остановке - 69,7 у мальчиков, 70,3 - у девочек; оттяжке -69,0 у мальчиков, 68,9 - у девочек.

Также были получены положительные изменения по показателям зрительно-моторных реакций. Так, достоверные изменения произошли в ЭГ: по показателям простой зрительно-моторной реакции: у мальчиков - с 432,5 до 311,8, у девочек - с 453,2 до 325,0; по показателям дифферен-цировочной зрительно-моторной реакции: у мальчиков -с 523,2 до 401,3, у девочек - с 542,4 до 435,0.

Кроме того, в ходе спортивной подготовки девяти воспитанников экспериментальной группы, по результатам участия в соревнованиях, выполнили спортивные разряды: 1-й юношеский - шесть спортсменов, 2-й юношеский - три спортсмена.

Выводы. Эффективность разработанной методики начального этапа спортивной подготовки бильярдистов с нарушением слуха подтверждена более высокой положительной динамикой всех исследуемых показателей в ЭГ, по сравнению с КГ. Экспериментальные данные убедительно свидетельствуют о целесообразности внедрения предложенных

66

http://www.teoriya.ru

№!!• 2021 Ноябрь | November

средств и методических подходов в тренировочный процесс

спортсменов с депривацией слуховой деятельности.

Литература

1. Парфенова Л.А. Инклюзивные технологии физкультурно-спор-тивной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями / Л.А. Парфенова, Е.А. Герасимов // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 1. - С. 13.

2. Парфенова Л.А. Эффективные формы физкультурно-спор-тивного взаимодействия молодежи и людей с ограниченными возможностями здоровья / А.Г. Черенщиков Л.А. Парфенова, Е.А. Герасимов // Теория и практика физ. культуры. - 2018. -№ 9. - С. 59.

3. Салмова А.И. Программно-методическое обеспечение тренировочного процесса бильярдистов с нарушением слуха / А.И. Салмова, Л.А. Парфенова // Физическая культура и спорт: воспитание, образование, тренировка. - 2019. - № 6. - С. 60-63.

4. Салмова А.И. Методика тренировочного процесса бильярдистов с нарушением слуха на этапе начальной подготовки / А.И. Салмова. - Текст: непосредственный // Теория и методика физической культуры. - 2020. - № 2. - С. 88.

5. Эльмурзаев М.А. Построение моделей физической рекреации: инновационный вектор развития / И.А. Панченко, Н.В. Пахолкова // Теория и методика физ. культуры. - 2019. - № 3. - С. 47-48.

6. Эльмурзаев М.А. Социальный аспект адаптационно-востано-вительной модели физической рекреации / М.А. Эльмурзаев, С-А.М. Аслаханов, А.И. Коваленко // Теория и методика физ. культуры. - 2018. - № 4. - С. 34-36.

References

1. Parfenova L.A., Gerasimov E.A. Inklyuzivnye tekhnologii fizkulturno-sportivnoy deyatelnosti uchashchikhsya s intellektualnymi narusheni-yami [Inclusive Technologies of Physical Culture and Sports Activity of Students with Intellectual Disabilities]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. No. 1. P. 13.

2. Parfenova L.A., Cherenshchikov A.G., Gerasimov E.A. Effektivnye formy fizkulturno-sportivnogo vzaimodeystviya molodezhi i lyudey s ogranichennyimi vozmozhnostyami zdorovya [Forms of involving children with mental disorders in GTO complex exercises]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018. No. 9. P. 59.

3. Salmova A.I., Parfenova L.A. Programmno-metodicheskoe obe-spechenie trenirovochnogo protsessa bilyardistov s narusheniem slukha [Program-methodical support of training of hearing impaired billiard players]. Fizicheskaya kultura i sport: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2019. No. 6. pp. 60-63.

4. Salmova A.I. Metodika trenirovochnogo protsessa bilyardistov s na-rusheniem slukha na etape nachalnoy podgotovki [Methodology of training process of hearing impaired billiard players at beginner training stage]. Teoriya i metodika fizicheskoy kultury. 2020. No. 2. P. 88.

5. Elmurzaev M.A., Panchenko I.A., Pakholkova N.V. Postroenie mod-eley fizicheskoy rekreatsii: innovatsionny vektor razvitiya [Physical recreation service model design options: innovative development vector]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. No. 3. pp. 47-48.

6. Elmurzaev M.A., Aslakhanov S-A.M., Kovalenko A.I. Sotsialny aspekt adaptatsionno-vosstanovitelnoy modeli fizicheskoy rekreatsii [Physical Adaptation and rehabilitation model: social aspect]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2018. no. 4. pp. 34-36.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

УЧЕТ ТИПА ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ И МЕХАНИЗМОВ РЕГУЛЯЦИИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У СТУДЕНТОК В ПЛАНИРОВАНИИ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК

Доктор биологических наук, профессор С.П. Левушкин1, 2 Кандидат биологических наук, доцент И.А. Мищенко3 М.С. Фесенко4

1Институт возрастной физиологии Российской академии

образования, Москва

2Российский государственный университет физической

культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

3Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, Липецк "Государственный университет «Дубна», Дубна

УДК/UDC 378.172

Ключевые слова: типы телосложения, вариабельность сердечного ритма, планирование физических нагрузок.

Введение. При планировании занятий по физической культуре важное значение имеет учет особенностей телосложения и функционального состояния организмов занимающихся.

Цель исследования - определение особенностей механизмов вегетативной регуляции у девушек 18-20 лет разных типов телосложения по показателям вариабельности сердечного ритма для возможности планирования оптимальных физических нагрузок.

Методика и организация исследования. Эксперимент проводился на базе Государственного университета «Дубна». В исследовании приняли участие 240 студенток 1-Ш курсов в возрасте 18-20 лет. Тип телосложения определялся в соответствии с классификацией соматотипов по Штефко-Остров-скому. Анализ вариабельности сердечного ритма осуществлялся в состоянии покоя по пятиминутной записи в первой половине дня по показателям: RMSSD, SDNN, SI, ТР, Нр LF, VLF, показателю активности регуляторных систем (ПАРС) [1].

Результаты исследования и их обсуждение. Установлено, что среди девушек 1-Ш курсов типы телосложения распределились следующим образом: астеноидный - 31,2 %, торакальный - 43,9 %, мышечный - 15,1%% и дигестивный -9,8 %%. Выявлены высокие показатели SDNN и RMSSD у сту-

MORE ON PHYSICAL ACTIVITY PLANNING WITH REGARD TO BODY BUILD (SOMATOTYPE) TYPE AND MECHANISMS OF PHYSIOLOGICAL FUNCTION REGULATION

Dr. Biol. Professor S.P. Levushkin1, 2 PhD. Associate Professor I.A. Mishchenko3 M.S.Fesenko4

1Institute of Developmental Physiology of the Russian Academy

of Education, Moscow 2Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and

Tourism, Moscow 3Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University, Lipetsk

4Dubna State University, Dubna

Поступила в редакцию 30.09.2021 г.

денток астенического и мышечного типов телосложения. Определено, что среди девушек с мышечным типом телосложения количество студенток с нормативными показателями SI самое низкое, а самое высокое - в группе с дигестивным типом. Преобладающим типом спектра у девушек с асте-ноидным и торакальным соматотипами является спектр HF>LF>VLF>ULF, а у студенток с мышечным и дигестивным типами превалирует спектр LF>HF>VLF>ULF.

Средние значения ПАРС, соответствующие выраженному функциональному напряжению регуляторных систем организма, определены у половины студенток, независимо от типа телосложения. Истощение и срыв механизмов регуляции отмечены только у девушек астеноидного и торакального типов, что составляет около 3 % от общей численности исследуемых.

Вывод. Результаты исследования позволили обосновать методические рекомендации по выбору объема и интенсивности нагрузок, характера физической нагрузки, темпа и амплитуды выполнения упражнений, которые необходимо учитывать при планировании занятий по физической культуре и спорту в вузе для студенток с разными соматотипами и типами вегетативной регуляции.

Литература

1. Баевский Р.М. Введение в донозологическую диагностику / Р.М. Ба-евский, А.П. Берсенева. - М.: Фирма «Слово», 2008. - 217 с.

Информация для связи с автором: levushkinsp@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.