Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА БИЛЬЯРДИСТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

МЕТОДИКА ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА БИЛЬЯРДИСТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
46
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЛЬЯРДНЫЙ СПОРТ / СПОРТСМЕНЫ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / МЕТОДИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Салмова А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА БИЛЬЯРДИСТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

ТРЕНЕР

соревновательно-социальные навыки у спортсменов из командных и индивидуальных видов спорта различаться в зависимости от продолжительности занятий спортом; какие приемы более эффективны для развития у спортсменов социальных навыков во время сортивной деятельности; как соревновательно-социальные навыки влияют на поведение спортсменов во время тренировок и соревнований.

Вывод. Спортсмены из командных видов спорта более благоприятно оценивают соревновательно-социальные навыки, чем спортсмены из индивидуальных видов спорта. Во время соревнований им лучше получается передавать, получать и обрабатывать информацию от тренера, товарищей по команде, соперников. Также они лучше контролируют и регулируют свое эмоциональное состояние в ответ на действия соперников или товарищей по команде.

References

1. Aghdasi T. M. Evaluating social skills of female athlete students in several sports // Journal of tourism, hospitality and sports, 2014, № 4, C. 134-142.

2. Bailey R. Physical Education and Sport in Schools: A Review of Benefits and Outcomes // Journal of School Health, 2006, № 8, C. 54-65.

3. Edwards D. J., Steyn B. J. M. The establishment of norms for the bull's mental skills questionnaire in South African university students:

An exploratory study // African journal for physical, health education, recreation and dance, 2011, №3, C. 526-534.

4. Elfenbein H. A., Polzer J. T., Ambady N. Can teams have emotional skills? The case of recognizing others' emotions. Research on emotion in organizations: Functionality, intentionality and moralyty. Oxford. -2007. C. 7-120.

5. Gill G. S., Lane A. M., Thelwell R. C., Devenport T. J. Relationships between emotional intelligence and psychological skills // International Journal of Fitness, 2011, № 2, C. 9-15.

6. Lane A. M., Thelwell R. C., Lowther J., Devenport T. J. Emotional intelligence and psychological skills use among athletes // Social behavior and personality, 2009, № 2, C. 195-202.

7. McCarhy P. J., Jones M. V., Harwood Ch. G., Olivier S. What do young athletes implicitly understand about psychological skills? // Journal of clinical sport psychology, 2010, № 4, C. 158-172.

8. Sari I. Effective communication for success in sport // International Sports Science Congress, 2010, № 10, C. 435-437.

9. Shatunova O.V., Merzon E.E. Social and psychological factors of influence on athletic progress of gifted students in non-sporting academic disciplines // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury, 2018, № 3, C. 12-14.

10. Sugiyama Y. The effect of basic social skills and psychological competitive ability on competitive social skills // In the Dawn of the New Millennium. Proceedings of the 10th World Congress of Sport Psychology, 1999, № 3, C. 81-82.

11. Sniras S., Bakanauskas T. (2016). Competition-related social psychological skills of young basketball players participating in Lithuanian students basketball league // Sport Science, 2016, № 1, C. 28-33.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

методика тренировочного процесса бильярдистов с нарушением слуха на этапе начальной подготовки

А.И. Салмова1 2

1Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева - КАИ, Казань 2Поволжская государственная академия физической культуры спорта и туризма, Казань

УДК/UDC 378.14

Ключевые слова: бильярдный спорт, спортсмены с нарушением слуха, тренировочный процесс, методика.

Введение. Проблема успешной социальной интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной в нашей стране. В данном процессе активно используются средства адаптивной физической культуры и адаптивного спорта. Несмотря на внедрение стандартов по адаптивному спорту по всем нозологическим группам, они включают не все спортивные дисциплины. Например, бильярдный спорт не входит ни в один из федеральных стандартов по спорту для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Цель исследования - обосновать эффективность методики спортивной тренировки бильярдистов с нарушением слуха на этапе начальной подготовки.

Методика и организация исследования. В организованном на базе СШОР «Спектр» (г Казань) педагогическом эксперименте (сентябрь 2018 г - май 2020 г) приняло участие 20 спортсменов с нарушением слуха 9-11 лет, обучающихся в отделении бильярда (КГ-10, ЭГ-10 человек).

Результаты исследования и их обсуждение. Разработана методика спортивной тренировки бильярдистов с нарушением слуха на этапе начальной подготовки, включающая: авторские жесты, определяющие систему основных ударов в бильярдном спорте, специальные упражнения для обучения техническим элементам с учетом особенностей восприятия лиц с нарушением слуха, средства оздоровительно-корригирующей направленности, средства ментальной тренировки, аэробные упражнения.

Оценка физического состояния спортсменов показала, что регулярное использование средств разработанной методи-

METHODOLOGY OF TRAINING PROCESS OF HEARING IMPAIRED BILLIARD PLAYERS AT BEGINNER TRAINING STAGE

A.I. Salmova1, 2

1Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev - KAI, Kazan 2Volga Region State Academy of Physical culture, sport and tourism, Kazan

Поступила в редакцию 10.01.2021 г.

ки увеличило показатели ЖЕЛ на 35,7 % у девочек и на 31,3 % у мальчиков, кистевой динамометрии правой руки (у большинства спортсменов ведущей) - на 89,6 % у девочек и на 70 % у мальчиков в ЭГ, в КГ показатели ЖЕЛ увеличились на 17,3 % у девочек и на 14,9 % у мальчиков, показатели кистевой динамометрии - на 44,8 % у девочек и на 30 % у мальчиков. По тестам физической подготовленности прирост в ЭГ был значительно выше, чем в КГ. В тесте «Сгибание-разгибание рук в упоре лежа» (раз) - 109,5 % у девочек (КГ - 80,9 %), 56,2 % - у мальчиков (КГ - 18 %), в тесте «Приседания» (раз в минуту) - у девочек показатели улучшились на 101,4 % (КГ - 81,4 %), у мальчиков -на 79,2 % (КГ - 59 %), в тесте из Федерального стандарта спортивной подготовки по бильярдному спорту «Стойка на одной ноге, вторая нога поднята» (руки скрещены на груди) прирост составил 80,7 % у девочек (50 % - КГ) и 82,7 % у мальчиков (31 % - КГ), по тесту «Метание теннисного мяча в цель» (раз из 10 попыток) показатели улучшились на 123,5 % (64,7 % -КГ) у девочек и на 100 % (55 % КГ) у мальчиков. Во всех тестах, демонстрирующих прирост технической подготовленности («целенаправленность и прямолинейность удара», «меткость удара», «соразмерность удара») прирост у спортсменов ЭГ оказался в 2-3 раза выше, чем в КГ.

Вывод. Эффективность разработанной методики подтверждена экспериментальными данными. Продолжаются работы по разработке методического обеспечения на тренировочном этапе и этапе спортивного совершенствования.

Использованная литература

1. Салмова А.И. Программно-методическое обеспечение тренировочного процесса бильярдистов с нарушением слуха / А.И. Салмова, Л.А. Парфенова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2019. - № 6. - С. 60-63.

Информация для связи с автором: nastia_billiard@inbox.ru

http://www.teoriya.ru

97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.