Научная статья на тему 'Развитие речи у детей с ОВЗ раннего возраста в семье'

Развитие речи у детей с ОВЗ раннего возраста в семье Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
648
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛИ / PARENTS / ДЕТИ С ОВЗ / YOUNG DISABLED CHILDREN / РАННИЙ ВОЗРАСТ / РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / SPEECH DEVELOPMENT / ИГРЫ / GAMES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Захарова Ольга Викторовна

Целевой аудиторией данной статьи являются родители детей с ОВЗ раннего возраста, статья может быть также интересна педагогам, работающим с детьми раннего возраста. В статье предлагаются простые игры и упражнения для стимуляции речевого развития ребенка раннего возраста, которые также способствуют коррекции и предупреждению неправильного произношения звуков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие речи у детей с ОВЗ раннего возраста в семье»

• определение критериев оценивания задания: давать оценку рабочему процессу в группе, и оценка работы группы;

• объявить тех, кто будет оценивать: 1) учитель; 2) учащиеся и учитель совместно; 3) учащиеся; 4) специальная группа жюри;

• определение сроков и форм выполнения работы в группе: создана ли группа для выполнения задания на не более чем одно занятие или на долгий срок;

• ознакомить с принципами оценивания:

- обязательное оценивание личного вклада учащегося при работе в группе;

- оценивание работы всей группы по принципу «один за всех, все за одного».

Литература

1. Буркитова А., Дудкина О. «Формативное оценивание, проводимое в начальной школе». Б., 2010.

2. Программы для начальных классов. Б., 2011.

3. Чокошева Б. С. Кыргызский язык. 4 класс. Методическое пособие для учителей. Б., 2015.

Speech development with young disabled children within their family

background Zakharova O.

Развитие речи у детей с ОВЗ раннего возраста в семье Захарова О. В.

Захарова Ольга Викторовна / Zakharova Olga - учитель-дефектолог, Государственное казенное учреждение социального обслуживания Московской области Зарайский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, г. Зарайск

Аннотация: целевой аудиторией данной статьи являются родители детей с ОВЗ раннего возраста, статья может быть также интересна педагогам, работающим с детьми раннего возраста. В статье предлагаются простые игры и упражнения для стимуляции речевого развития ребенка раннего возраста, которые также способствуют коррекции и предупреждению неправильного произношения звуков. Abstract: target audience of this article is parents with young disabled children; this article may also interest teachers working with such children. In our article we suggest simple games and drills to stimulate young children's speech development which also help to correct and prevent improper sound pronunciation.

Ключевые слова: родители, дети с ОВЗ, ранний возраст, речевое развитие, игры. Keywords: parents, young disabled children, speech development, games.

В нашей стране практически отсутствует система ранней коррекционно-педагогической помощи детям с ОВЗ. Исключение составляют частные центры, цена услуг в которых достаточна высока и неприемлема для многих семей, воспитывающих детей с ОВЗ. Государственные же реабилитационные центры принимают детей только с трехлетнего возраста. Таким образом, помощь детям с ОВЗ до трех лет сводится к медицинскому сопровождению семей, но наличие хорошего физического ухода - это далеко не все, что требуется малышу, он нуждается в регулярных коррекционно-развивающих занятиях. И многое, если не все, на данном этапе развития ребенка зависит от самих родителей. Родители - лучшие учителя для своих детей, потому что они знают и любят их гораздо больше, чем кто-то еще. В

данной статье я хочу предложить родителям простые игры и упражнения для стимуляции речевого развития ребенка раннего возраста, т.к. основная проблема, с которой обращаются родители к педагогам реабилитационных центров - это отсутствие экспрессивной речи. Игры также способствуют предупреждению и коррекции причин формирования неправильного произношения звуков, таких как:

- нарушение фонематического восприятия речи,

- нарушение подвижности речевых органов,

- нарушение речевого выдоха1.

В качестве пособия, которые вы можете использовать в ходе игр по развитию речи, я рекомендую Большой альбом по развитию речи для самых маленьких О. Новиковской [3].

1. Игры на развитие фонематического восприятия.

- Жмурки. Постепенно можно эту игру усложнить, например, вы договариваетесь с ребенком, что он ловит папу. Папа звенит в колокольчик, а мама хлопает в ладоши, ребенку нужно идти на звон.

- Угадай, чей это голос. Для этой игры нужна книжка с голосами животных. Попросите ребенка закрыть глаза, угадать, чей голос и показать на картинке животное. Эту игру также можно усложнить: попросите ребенка запомнить, в каком порядке говорили животные и повторить, нажимая на соответствующие звучащие картинки. Потом можно подключить к игре всю семью. Попроси ребенка закрыть глаза и угадать, кто из близких сказал А-А (все говорят А-А), потом (Ля-ля и на что хватит фантазии).

- Угадай, что звучит. Нужны колокольчик, металлические и деревянные ложки, свистулька, бубен, погремушка (подойдет все, что издает звуки). Сначала вместе рассмотрите эти предметы, послушайте, как они звучат (глухо, звонко, громко, тихо), а потом попросите ребенка закрыть глаза и угадать, какого предмета звук. Спросите, как догадался?

- Волшебный мешочек. Все то же самое, что и в игре «Угадай, что звучит», только предметы вы сначала достаете из мешочка, а потом ребенок на ощупь находит звучащий предмет в мешочке. Обсудите, какие предметы: гладкие, шершавые, твердые, мягкие.

- Угадай, где звенит. Ребенок стоит или сидит с закрытыми глазами, а вы звените колокольчиком справа от него, слева, снизу, сверху. (Обязательно спросите, где звенело: справа или слева?). Можно вместе колокольчика похлопать в ладоши.

2. Мимическая и артикуляционная гимнастика.

Рассердились, удивились (например, есть такая детская игра «Кто съел мою морковку? Не я! Не я!»), зажмурили глаза, открыли, затем по одному («Спи глазок, спи другой»), наморщили носик («плохо пахнет»), надули щеки, втянули щеки, закусили верхнюю губу, затем нижнюю.

Упражнения артикуляционной гимнастики, доступные для ребенка раннего возраста, хорошо описаны и показаны в альбоме по развитию речи О. Новиковской. Если ребенок не может сам выполнить эти упражнения, помогите ему палочкой от мороженого или ватной палочкой.

3. Дыхательная гимнастика.

Данные упражнения также есть в альбоме у О. Новиковской, а еще дуйте на свечки (есть самовозгорающиеся свечки, вы их задуваете, а они снова загораются, дети их очень любит), одуванчики, мыльную пену, горячий суп и т.п. Развивайте силу, направленность и длительность выдоха. Важно помнить два правила: спина должна быть прямая, лучше делать упражнения стоя, и щеки не надувать. Также поучите ребенка вдыхать носиком, при этом надувать шарик-животик и выдыхать ртом, сдувая шарик-животик.

1 Данные игры и упражнения рассчитаны на детей, у которых нет нарушения слуха.

57

4. Игровые песенки Железновых. Их можно найти на you-tube по ссылке: Музыка с мамой. Песенки-инсценировки Е. Железнова. Я советую, выучить понравившиеся песенки наизусть и не включать видео, т.к. ребенок будет отвлекаться на гаджет. Сначала вы поете песенки сами, потом перед междометьями или звукоподражаниями делаете паузу и ждете, когда ребенок сам произнесет их. Все песенки сопровождаются движениями. Дети их очень любят [4].

5. Пальчиковая гимнастика. Упражнений в литературе огромное множество, выбирайте те, которые вам больше понравятся. Советую к каждому упражнению делать иллюстрации, т.к. все дети визуалисты. Иллюстрации нужны также и для того, чтобы действия ребенок соотносил с соответствующим персонажем. На обратной стороне удобно написать для себя подсказку, т.к. поначалу будет сложно запомнить все стихи и не путаться. Еще я рекомендую использовать шарик Су-Джок (он продается в аптеке), и сопровождать массаж песенкой Е. Железновой «Ежик».

Помните, время - враг детей с ОВЗ и надо ценить и использовать каждую минуту, чтобы помочь ребенку [1, с. 12]. Раннее начало коррекционно-педагогической помощи дает возможность для формирования навыков в сензитивные для их возникновения периоды, помогая тем самым избежать появления вторичных отклонений развития - иными словами, мы говорим не о реабилитации, а об абилитации ребенка с ОВЗ [2, с. 24].

Литература

1. Доман Г. Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга. Медиакит, 2007.

2. Жиянова П. Л.Семейно-центрированная модель ранней помощи детям с синдромом Дауна. М., 2006.

3. Новиковская О. А. Большой альбом по развитию речи для самых маленьких. АСТ, 2016.

4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.youtube.com // Музыка с мамой. Песенки-инсцинировки. Е. Железнова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.