Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста
Платохина Наталья Алексеевна, Абашина Наталья Алексеевна
ЮФУ, г. Ростов-на-Дону
Ключевые слова:
профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста
Аннотация: в статье раскрывается содержание программы профилактической помощи детям раннего возраста «Я учусь говорить правильно», направленной на развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия), импрессивной и экспрессивной речи детей, педагогической культуры родителей по проблеме речевого развития детей раннего возраста.
Ранний возраст - сензитивный период в развитии психических процессов, всех сторон речи. М.М. Алексеева, Е.М. Мастюкова, А.М. Бородич, Б.И. Яшина и др. в своих исследованиях выделяют следующие этапы в развитии речи ребенка раннего возраста: 1этап - процесс развития звуковой стороны речи (от рождения - первый месяц жизни; 2 этап - появление гуления (второй-третий месяц); 3 этап - переход к лепету (третий-шестой месяц); 4 этап - постепенный переход к активному, многообразному по звуковому составу лепету (шесть-девять месяцев); 5 этап -появление первых лепетных слов (девять-двенадцать месяцев) [1;3].
Для появления у ребенка первых слов необходима полноценная работа артикуляционного аппарата, эмоциональная и слуховая реакция на речь взрослого, элементарное понимание обращенной речи, различение предметов по форме, цвету, размеру, звуку, тактильным ощущениям, определенный уровень развития внимания, восприятия, памяти, мышления, активное подражание речи говорящего.
Анализ исследований в области речевого развития детей раннего возраста показывает, что на начальном этапе усвоения норм родного языка можно наблюдать «застревание» ребенка на стации появления лепетных слов, незначительный прирост слов в пассивном и активном словаре, не желание ребенка использовать новые слова в общении, трудности в овладении вербальной лексикой.
Е.М. Мастюкова в своих исследованиях подчеркивает, что первоначальный лексикон детей включает в себя: произнесение слов из одного-двух слогов; произнесение контурных слов из одного - трех слогов; использование в речи слов-подражаний; слов-фрагментов названия животных и предметов; слов-фрагментов названия действий [4].
М.В. Гордина подчеркивает, что первые слова аномальной детской речи можно классифицировать следующим образом: правильно произносимые: слова - мама, папа, дай, нет и т.п.; слова-фрагменты в которых сохранены только части слова, например, «мако» (молоко), «яба» (яблоко); слова-звукоподражания, которыми ребенок обозначает предметы, действия, ситуацию: «би» (машина), «бух» (упасть); контурные слова, в которых правильно воспроизводятся просодические элементы - ударение в слове, количество слогов: «тититики» (кирпичики), «папата» (лопата); слова, которые совершенно не напоминают слова родного языка или их фрагменты [2].
Важными диагностическими показателями неблагополучного речевого развития детей раннего возраста выступают: отсутствие в речи малыша слов и фраз из двух-трех слов, пассивность в ведении диалога; однословность ответов на вопросы; частое или полное использование в речи высказываний взрослых; длительное «застревание» ребенка на каком-то одном этапе речевого развития; стойкое искажение звуков; трудности произнесения многосложных слов, запинки при
произнесение развернутых фраз и отдельных слов; многократное повторение ребенком отдельных слогов и звуков, сопровождающееся мышечными напряжениями. Необходимо отметить тот факт, что не все из перечисленных диагностических показателей являются равнозначными или проявляются у ребенка одновременно, однако их общей характерной особенностью является то, что тяжесть и частота отклонений речевого развития обычно связаны со сроками появления первой произносительной единицы, морфологической категории или грамматической формы в речи ребенка.
В рамках проводимого нам исследования мы изучили систему оказания профилактической помощи детям раннего возраста. На сегодняшний день существующие единичные структуры, охватывающие диагностическую, профилактическую и коррекционную помощь детям раннего возраста, не в состоянии решать актуальные проблемы в данной области. Кроме того, процессу организации профилактической помощи детям раннего возраста препятствует отсутствие научно-теоретической базы, посвященной разработке механизма ее реализации в общей системе образования. В тоже время имеется позитивный отечественный и зарубежный опыт, представляющий различные действующие модели взаимодействия с семьями детей раннего возраста и конкретные технологии абилитационной и реабилитационной помощи.
Анализ теоретической базы исследования позволил нам разработать содержание программы профилактической помощи детям раннего возраста «Я учусь говорить правильно, включающей в себя следующие разделы:
Раздел 1. «Развиваем наши ручки». Цель: развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей раннего возраста. В рамках данного раздела предполагается проведение: различных видов массажей (общего, лицевой и оральной мускулатуры, кистей и пальцев рук) «Пальчики-удальцы», «Ротик-роток», «По дорожке в сад пойдем»; дыхательных упражнений «Вертушки», «Плывет кораблик», «Снежинки»; пальчикой гимнастики «Этот пальчик -дедушка», «Сидит белка на тележке»; физкультурных упражнений «Наша Катя маленькая», «Птички-синички»; развитие элементарных культурно-гигиенических навыков «Вытираем носик», «Моем ручки», «Кормим куклу Машу» и т.п.
Раздел 2. «Учимся размышлять». Цель: развитие психических процессов детей раннего возраста (памяти, внимания, мышления, восприятия). С малышами проводятся дидактические игры «Большой-маленький», «Покажи у кого длинная шея», «Где поет птичка?», «Где спрятался мишка?», «Кто спит в будке?», «Кто как кричит?», «Красное-зеленое яблоко», «Катится-не катится», «Мой веселый мяч», «Погремушки у ребят очень весело звучат», «Покажи, где носик», «Соберем картинку», проводятся беседы об окружающем мире «Вода льется», «Песок сыплется», «Кормим домашних животных» и т.п.
Раздел 3. «Учимся понимать слова». Цель: развитие импрессивной речи детей раннего возраста. С детьми рассматриваются картинки в детских книгах, предполагается чтение несложных текстов, повторение отдельных слов в стихах, потешках, песенках, проведение игр с дидактической куклой «Кукла Катя заболела», «Оденем куклу Катю на прогулку», диалогов на различные бытовые темы «Идет дождик», «Листочки на дереве пожелтели» и т.п.
Раздел 4. «Учимся говорить». Цель: развитие экспрессивной речи детей раннего возраста (лексики, фразовой речи, звукопроизношения, словаря, общения с окружающими. С детьми проводятся звуковые игры «Угадай, кто идет», логоритмика «Поющие звуки», разучиваются небольшие стихотворения «Мой веселый мяч», «У меня живет козленок», сопровождаемые движением, малышей учат отгадывать описательные загадки «Кот», «Собака», Медведь», «Стол», «Стул», учат отвечать на вопросы и т.п.
Раздел 5. «Обучаем всю семью». Цель: развитие педагогической культуры родителей по проблеме речевого развития детей раннего возраста. В рамках программы предполагается проведение анкетирования «Речь моего ребенка» и тестирования родителей «Этапы развития речи детей раннего возраста», обсуждение индивидуальных программ профилактической помощи «Помогаем говорить»; проведение открытых занятий «Тонет-не тонет», «Разноцветная полянка», консультаций «Игры в развитии речи малышей» практикумов «Пальчиковая гимнастика с детьми раннего возраста», мастер-классов «Профилактика нарушений речи детей раннего возраста», просветительской работы (подготовка буклетов, баннеров, рекламных
листовок) и т.п.
Предполагаемые результаты: у детей раннего возраста активно развивается общая, мелкая и артикуляционная моторика, психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие), импрессивная и экспрессивная речь, сформирована педагогическая культура родителей по проблеме речевого развития детей раннего возраста.
Таким образом, своевременная работа по профилактике нарушений речи детей раннего возраста -одно из условий гармоничного развития малыша, успешной подготовки к обучению в школе. Любая задержка, нарушение в речевом развитии отражается на поведении ребенка, его общении со сверстниками и взрослыми.
Список литературы:
1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Издательский центр «Академия», 2013 - 443с.
2. Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Година М.В. Основы общей фонетики. - С.-Пб: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1991. -154с.
3. Бородич А.М., Методика развития речи детей. - М., Издательство: «Просвещение», 1981 -256с.
4. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 304 с