Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ'

РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие речи / устная речь / письменная речь / детская речь / школьники / ра-бочие программы / методика преподавания литературы / методика литературы в школе / уроки лите-ратуры / речевое развитие / speech development / oral speech / written language / children’s speech / pupils / work programs / methods of teaching literature / methods of literature in school / literature lessons / speech development

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Харлова Надежда Михайловна

В статье поставлена проблема организации работы по развитию речи на уроках лите-ратуры в средней школе. Необходимость регулярного проведения такой работы обусловлена большим числом ошибок, которые наблюдаются в устных высказываниях учащихся, в классных и выпускных сочинениях и изложениях. Цель исследования – проанализировать теоретические основы развития речи на уроках литературы в средней школе, представить конкретные методы и приемы организации работы по развитию речи учащихся. Используя метод анализа методических работ, а также анализ материалов программ по литературе, автор приходит к выводу о необходимости использования инно-вационных технологий в работе по развитию речи учащихся. Среди важных результатов можно назвать следующие: в статье описывается система работы по развитию речи, которую необходимо ор-ганизовать с учащимися. Рассматриваются наиболее эффективные методические приемы и упражне-ния по развитию устной и письменной речи учащихся 5–11 классов. Научная новизна исследования заключается в обосновании необходимости использования инновационных технологий в работе над развитием речи учащихся. Теоретическая значимость работы определяется новизной и содержанием исследования, в котором предложен научно обоснованный выбор заданий по развитию речи учащих-ся. Практическая значимость исследования заключается в разработке системы заданий и упражнений по развитию речи учащихся. Результаты данной работы могут быть использованы учителями при подготовке методических материалов к урокам литературы в средней школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Харлова Надежда Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPEECH DEVELOPMENT IN LITERATURE LESSONS IN HIGH SCHOOL

The article raises the problem of the organization of work on the development of speech in litera-ture lessons in secondary school. The need for such work to be carried out regularly is due to the large number of errors that are observed in the oral statements of students, in class and graduation essays and presentations. The purpose of the study is to analyze the theoretical foundations of speech development in literature lessons in secondary school, to present specific methods and techniques for organizing work on the development of students’ speech. Using the method of analysis of methodological works, as well as the analysis of materials of literature programs, the author comes to the conclusion that it is necessary to use innovative technologies in the work on the development of students’ speech. Among the important results are the following: the article describes a system of work on speech development that needs to be organized with students. The most effective methodological techniques and exercises for the development of oral and written speech of students of grades 5–11 are considered. The scientific novelty of the research lies in the justification of the need to use innovative technologies in the work on the development of students' speech. The theoretical significance of the work is determined by the novelty and content of the study, which offers a scientifically based choice of tasks for the development of students’ speech. The practical significance of the research lies in the development of a system of tasks and exercises for the development of students’ speech. The results of this work can be used by teachers in the preparation of methodological materials for literature lessons in secondary school.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»

УДК 372.882:371.321

ББК Ч426.83-270 ГРНТИ 14.25.09 Код ВАК 5.8.2

Харлова Надежда Михайловна,

SPIN-код: 6207-8603

кандидат филологических наук, доцент, Шадринский государственный педагогический университет, 641800, Россия, г. Шадринск, ул. Карла Либкнехта, 3, e-mail: nkharlova@bk.ru

РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: развитие речи; устная речь; письменная речь; детская речь; школьники; рабочие программы; методика преподавания литературы; методика литературы в школе; уроки литературы; речевое развитие

АННОТАЦИЯ. В статье поставлена проблема организации работы по развитию речи на уроках литературы в средней школе. Необходимость регулярного проведения такой работы обусловлена большим числом ошибок, которые наблюдаются в устных высказываниях учащихся, в классных и выпускных сочинениях и изложениях. Цель исследования - проанализировать теоретические основы развития речи на уроках литературы в средней школе, представить конкретные методы и приемы организации работы по развитию речи учащихся. Используя метод анализа методических работ, а также анализ материалов программ по литературе, автор приходит к выводу о необходимости использования инновационных технологий в работе по развитию речи учащихся. Среди важных результатов можно назвать следующие: в статье описывается система работы по развитию речи, которую необходимо организовать с учащимися. Рассматриваются наиболее эффективные методические приемы и упражнения по развитию устной и письменной речи учащихся 5-11 классов. Научная новизна исследования заключается в обосновании необходимости использования инновационных технологий в работе над развитием речи учащихся. Теоретическая значимость работы определяется новизной и содержанием исследования, в котором предложен научно обоснованный выбор заданий по развитию речи учащихся. Практическая значимость исследования заключается в разработке системы заданий и упражнений по развитию речи учащихся. Результаты данной работы могут быть использованы учителями при подготовке методических материалов к урокам литературы в средней школе.

БЛАГОДАРНОСТИ: статья подготовлена в рамках реализации государственного задания Министерства просвещения РФ на выполнение прикладной НИР по теме «Система целостности литературного образования в образовательных организациях общего и среднего (полного) образования» № 073-00022-23-03 от 07 ноября 2023 года (регистрационный номер ЕГИСУ НИОКТР 123110800165-2).

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Харлова, Н. М. Развитие речи на уроках литературы в средней школе / Н. М. Харлова. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2023. -№ 6. - С. 121-134.

Kharlova Nadezhda Mikhailovna,

Candidate of Philology, Associate Professor, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia

SPEECH DEVELOPMENT IN LITERATURE LESSONS IN HIGH SCHOOL

KEYWORDS: speech development; oral speech; written language; children's speech; pupils; work programs; methods of teaching literature; methods of literature in school; literature lessons; speech development

ABSTRACT. The article raises the problem of the organization of work on the development of speech in literature lessons in secondary school. The need for such work to be carried out regularly is due to the large number of errors that are observed in the oral statements of students, in class and graduation essays and presentations. The purpose of the study is to analyze the theoretical foundations of speech development in literature lessons in secondary school, to present specific methods and techniques for organizing work on the development of students' speech. Using the method of analysis of methodological works, as well as the analysis of materials of literature programs, the author comes to the conclusion that it is necessary to use innovative technologies in the work on the development of students' speech. Among the important results are the following: the article describes a system of work on speech development that needs to be organized with students. The most effective methodological techniques and exercises for the development of oral and written speech of students of grades 5-11 are considered. The scientific novelty of the research lies in the justification of the need to use innovative technologies in the work on the development of students' speech. The theoretical significance of the work is determined by the novelty and content of the study, which offers a scientifically based choice of tasks for the development of students' speech. The practical significance of the research lies in the development of a system of tasks and exercises for the development of students' speech. The results of this work can be used by teachers in the preparation of methodological materials for literature lessons in secondary school.

ACKNOWLEDGMENTS: the article was prepared as part of the implementation of the state task of the Ministry of Education of the Russian Federation to carry out applied research on the topic "The system of integrity of literary education in educational organizations of general and secondary (complete) education" No. 073-00022-23-03 dated 07 November 2023 (registration number EGISU NIOKTR 123110800165-2).

© Харлова Н. М., 2023

FOR CITATION: Kharlova, N. M. (2023). Speech Development in Literature Lessons in High School. In Pedagogical Education in Russia. No. 6, pp. 121-134.

Введение. Развитие речи учащихся - одна из основных проблем школьного образования. Учителя, методисты отмечают, что школьники испытывают затруднения в построении связных высказываний, в подборе нужных слов для выражения мысли, не умеют доказательно обосновать свою точку зрения. Сложности возникают при речевом общении с учителями, родителями, сверстниками. О таких затруднениях и сложностях свидетельствуют ошибки в устных высказываниях учащихся, в классных и выпускных сочинениях и изложениях. Например: В двухтысячно двадцать втором году. В принципе, Базаров оказался прав. Фейс Собакевича похож на медведя. Все литературные произведения и романы... Черты характера характеризуют его. Главный герой полюбил собачку, которая бегает по двору, который он подметал. Чичиков сказал, что давно я не брал в руки шашек. Более красивее выглядит Татьяна. Это играет большое значение для определения главной идеи рассказа и др.

Развитие речи учащихся происходит на всех учебных школьных дисциплинах: и на уроках русского языка, и на уроках истории, обществознания, и на уроках технологии и ИЗО. На всех школьных уроках учащиеся учатся строить монологическую речь, точно отвечать на вопросы, приводить доказательства. Но прежде всего развитие речи происходит на уроках литературы, уроках русского языка. Уроки литературы учат школьников рассуждать, обосновывать свое мнение, логически верно строить связную речь.

Значение учебного предмета «Литература» огромно. Как указывается в Примерной рабочей программе основного общего образования: «Учебный предмет "Литература"... способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания» 1. Именно на литературном материале могут быть сформированы навыки чтения, рассказывания, письма, культуры речи вообще. В процессе литературного образования происходит не только «чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями»2 о писателях и поэтах, но и развивается, совершен-

1 Литература. Примерная рабочая программа основного общего образования (для 5-9 классов образовательных организаций). М., 2021. С. 5.

2 Программа литературного образования. 5-11 кл. / под ред. В. Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2007. С. 3.

ствуется речь школьников.

Значение литературы как учебного предмета определяется в учебном пособии О. А. Богдановой следующим образом: «Литература как учебный предмет ... создает особые условия для овладения учащимися приемами творческого труда, исследовательской поисковой работы, связанной с умением самостоятельно решать сложные проблемы, с критическо-оценочной деятельностью на материале изучаемых художественных произведений, подготовкой устных выступлений и письменных работ различных типов и жанров» [3, с. 321].

Развитие речи учащихся - это методическое понятие, которое включает, по определению М. Р. Львова, «процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и механизмами речи - ее восприятия и выражения своих мыслей» [16, с. 169]. В данном определении отражены основные аспекты развития речи учащихся:

1. Лингвистический аспект.

2. Методико-литературный аспект (художественная литература, литературоведение, риторика).

3. Психолингвистический аспект.

Как следует из определения, на первое место в дефиниции понятия ставится лингвистический аспект. Возможно, это объясняется назначением источника [16]. Действительно, достижение плановых результатов по развитию речи на уроках литературы невозможно без привлечения теоретического и практического материала учебной дисциплины «Русский язык». Этот материал дает возможность учащимся грамотно формулировать мысли, оформлять их в устной и письменной форме. Однако не менее важным является методико-литературный аспект, который учитывает возможности художественной литературы, литературоведения.

В связи с этим некоторые исследователи включают в работу по формированию развитой речи учащихся следующие направления:

«1. Словарно-фразеологическая работа с текстом художественного произведения и литературно-критических материалов.

2. Обучение школьников различным видам и жанрам монологических высказываний на литературные темы от пересказов текста до индивидуально-творческих высказываний.

3. Организация речевой деятельности школьников в процессе диалогического общения.

4. Создание речевых ситуаций, стиму-

лирующих развитие речи школьников на деятельностной основе.

5. Активизация межпредметных взаимодействий на уроках литературы в аспекте речевой деятельности» [3, с. 323].

В последнее десятилетие активно рассматриваются вопросы формирования функциональной грамотности школьников. Ключевым понятием функциональной грамотности является читательская грамотность. Вопросы развития речи теснейшим образом связаны с формированием читательской грамотности, которая определяется исследователями как «способность личности к чтению и пониманию любых письменных текстов и учебных материалов, направленная на формирование умения извлекать необходимую информацию из прочитанного, а также размышлять над предложенной тематикой» [2]. Именно на уроках литературы происходит формирование читательской грамотности, обучение работе с информацией.

Необходимо отметить, что развитие речи учащихся - это одновременно и средство, и цель изучения литературы как искусства слова.

На наш взгляд, такое представление о содержании понятия «развитие речи» является наиболее полным.

Актуальность исследования связана с необходимостью разработки разнообразных методов и приемов развития речи на уроках литературы в средней школе, поскольку речь учащихся зачастую характеризуется бедностью словаря, однообразием синтаксических конструкций, неправильным словоупотреблением, нарушением стилевого единства текста.

Цель исследования - проанализировать теоретические основы развития речи на уроках литературы в средней школе, представить конкретные методы и приемы организации работы с учащимися.

Объект исследования - развитие речи школьников в процессе изучения литературы в средней школе.

Предмет исследования - конкретные методы и приемы организации работы по развитию речи учащимися.

Методы исследования: для получения эмпирических и теоретических данных использовался метод анализа теоретических и методических работ (научных статей, диссертаций, методических пособий для учителей, примерных программ третьего поколения, учебных пособий для учащихся), метод анализа школьных сочинений учащихся.

Научная новизна исследования заключается в следующем: обоснована необходимость использования инновационных технологий в работе над развитием речи учащихся.

Теоретическая значимость определяется новизной и содержанием исследования, в котором предложен научно обоснованный выбор заданий по развитию речи учащихся.

Практическая значимость исследования заключается в определении системы заданий и упражнений по развитию речи учащихся.

Анализ исследований и публикаций. Вопросы, связанные с развитием речи учащихся на уроках литературы, обсуждаются в научной и методической литературе довольно продолжительное время. По мнению В. В. Гаврилова, «методика развития речи как самостоятельная наука сложилась лишь в 20-30-е годы прошлого века» (XX века) [5, с. 48].

Следует отметить, что вопросы методики развития речи включаются в методику обучения литературе. Однако эта часть методической науки активно изучалась, и в последнее время ученые стали выделять отдельную методику развития речи. По мнению М. Р. Львова, «методика развития речи опирается на теорию речевой деятельности, психологию речи, на теорию текста, на литературоведение, стилистику, логику; тесно связана с методикой литературы (чтения)» [16, с. 107].

Следовательно, говоря о наиболее значимых исследованиях в этой области, мы должны отметить как выдающихся методистов, так и словесников, педагогов. Большой вклад в разработку проблемы развития связной речи внесли такие исследователи, как: Ф. И. Буслаев, В. Я. Стоюнин, М. А. Рыбникова, Н. В. Колокольцев [11], М. Р. Львов, Т. А. Ладыженская, В. Я. Коровина [13; 19], О. Ю. Богданова [3], Н. А. Демидова, К. В. Мальцева, М. Т. Баранов, В. И. Капи-нос, В. Г. Маранцман и др.

Так, например О. Ю. Богданова отмечает: «Развитие устной и письменной речи школьников - одно из стержневых направлений в методике преподавания литературы. Обогащение словарного запаса учащихся на материале художественных произведений, обучение связной речи и развитие ее выразительности - таковы основные задачи, которые решаются в практической работе словесников и теоретических исканиях методистов» [3, с. 317].

Как показывает анализ, в настоящее время существует достаточное количество научных статей [9; 15; 19], диссертаций [13; 21], посвященных теоретическим вопросам изучения развития речи школьников.

Так, например в 1975 г. в МГПИ им. В. И. Ленина вышел сборник трудов «Вопросы преподавания литературы в школе: развитие речи учащихся» [4], в котором

были рассмотрены как общие вопросы развития речи в процессе изучения литературы [11], так и развитие речи учащихся в процессе изучения конкретных программных произведений. В общей статье Н. В. Колокольцев указывает: «Художественная литература как образное отражение действительности представляет собою неисчерпаемый источник для обогащения (развития!) речи учащихся. Вместе с тем развитая речь является одним из важнейших условий полноценного восприятия художественной литературы» [11, с. 3]. В. А. Глезер отмечает взаимосвязь развития письменной и устной речи учащихся: «Работа учащихся над письменной речью развивает навыки в оформлении собственных мыслей, активизирует мыслительную деятельность. Ученик, выполняя письменное задание, стремится правильно построить предложение, он задумывается над логикой изложения, отбирает подходящие для данной работы слова, продумывает их связь и расположение. Систематическая работа над письменной речью, в свою очередь, способствует развитию устной речи ... Обогатив устную речь в процессе разбора литературных образцов, ученик лучше, логичнее, правильнее будет излагать свои мысли на письме» [6, с. 187].

В 1985 г. было опубликовано пособие для учителя «Развитие речи учащихся IV—X классов в процессе изучения литературы в школе» [19]. Составитель пособия В. Я. Коровина отмечает: «Развивать речь учащихся - значит стремиться к тому, чтобы она стала более свободной и связной, более точной и логичной, более выразительной и образной» [19, с. 4]. В пособии рассматриваются различные виды работы по развитию речи учащихся на уроках литературы.

Проблеме развития речи учащихся на уроках литературы было посвящено диссертационное исследование В. Я. Коровиной [13]. Она вела работу по развитию речи в школах Российской Федерации с 1970 по 1994 гг. Эта работа включала процесс проверки учебников по литературе, разработку специальных уроков развития речи и их проведение в средних классах, написание многочисленных статей, наконец, создание методических рекомендаций и пособий для учителей, учебных пособий для учащихся, авторского учебника по литературе. В диссертационном исследовании рассматриваются различные вопросы развития речи: взаимосвязь устной и письменной речи, обогащение речи старшеклассников, взаимосвязь русского языка и литературы, виды работы по развитию речи, работа по развитию речи на уроках разных школьных предметов, взаимосвязь классной и внеклассной работы и пр. Автор отмечает, что

«система работы по развитию, совершенствованию, обогащению речи учащихся, постоянно проводимые речевые упражнения, речевая практика помогут школьникам постепенно поднять уровень их речевой культуры и одновременно углубят работу по постижению и пониманию изучаемых в школе текстов художественной литературы» [13, с. 24].

В диссертации О. Ю. Харитоновой [21] представлены шесть блоков уроков развития речи, органически входящих в состав основного курса литературы 5 класса: 1-й блок - «Презентация любимой книги» (4 часа); 2-й блок - «Загадки, пословицы, поговорки» (3 часа); 3-й блок - «Моя сказка» (з часа); 4-й блок - «Малый эпос» (5 часов); 5-й блок - «Театральный» (2 часа); 6-й блок - «Творческий отчет» (2 часа). К каждому блоку автор представил определенные задания и упражнения.

В методической литературе уделяется внимание практическим рекомендациям по организации данной работы. Так, например, С. Ю. Залуцкая отмечает: «Литература - основной учебный предмет, имеющий богатый потенциал речевого развития школьников» [9, с. 83]. В своей работе она приводит анализ уроков литературы в 5 и 10 классах по использованию широкого спектра методических приемов активизации устной речи обучающихся [9].

На страницах методических журналов приводятся примеры уроков развития речи.

Например, О. А. Мурашова приводит пример урока развития речи в 6 классе на примере описания внешнего вида книги. В г. Королеве Московской области в библиотеке имеется один из 500 экземпляров Остромирова Евангелия, изданного к 1000-летию Крещения Руси. «Учащиеся имеют возможность рассмотреть эту книгу: ее переплет, оформление обложки, оформление страниц. Затем проходит урок развития речи на тему "Описание с элементами повествования памятника древнерусской письменности". С целью развития речи используется подготовленный учащимся «рассказ о судьбе памятника» [17, с. 33]. Учащиеся получают задание на дом: «написать сочинение-описание с элементами повествования "Остромирово Евангелие - образец книжного искусства Древней Руси"» [17, с. 36].

О. А. Дюжева считает, что средством формирования учебной мотивации могут стать тематические уроки. В качестве примера урока по развитию речи автор приводит тематический урок, связанный с охотой: «Тема охоты ... в канве учебного занятия выстраивается в соответствием с естественным течением событий.. : начало охоты, сборы сменяются поиском и выслеживанием добычи, затем следует схватка со зверем,

а завершает охоту рассказ о произошедших событиях, охотничьи байки» [8, с. 57]. Учитель предлагает интересные задания: составить связный текст из перепутанных фрагментов и доказать, что это текст, просмотр пантомимы для установления различий между описанием действий и повествованием, беседа по картине Перова «Охотники на привале», составление рассказа по картине.

Многие исследователи (например, Э. С. Левшина, Т. Ю. Пылаева) считают, что развивать речь учащихся необходимо и на уроках русского языка, и на уроках литературы, поскольку «разделение языка и литературы искусственно» [15, с. 207]. «Обращение на уроках русского языка к литературным текстам и языковой анализ художественных произведений на уроках литературы развивает образность речи учащихся. Например, объяснение работы принципов русской орфографии можно построить на примере отрывка из романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин". На уроке литературы важно не только проводить анализ художественного произведения, но и выписывать примеры языковых особенностей текста (метафоры, гиперболы, сравнения, эпитеты), предлагать детям составить с выписанными словами, словосочетаниями свои миниатюры, а затем самостоятельно, на своем словесном материале, построить связное высказывание подобно анализируемому художественному тексту» [15, с. 208].

Развитие речи связывает два предмета - русский язык и литературу. «Основное содержание и цель предмета "русский язык" - адекватное понимание текста на родном языке, умение грамотно и выразительно создавать этот текст. Умение чувствовать, понимать, переживать литературное произведение - основная цель курса предмета "литература", основная цель литературного образования. Курс "развития речи"... должен стать мостом между русским языком и литературой» [18, с. 48].

Изложение основного материала исследования. Ранее мы определили широкое содержание термина «развитие речи». Работа по формированию развитой речи осуществляется «на любом уроке (литературы, развития речи, внеклассного чтения) и на любом внеклассном мероприятии и занятии, на занятии кружка, в процессе проведения классного часа, вечера, утренника, сбора» [13, с. 38]. К урокам развития речи традиционно относили уроки подготовки к письменным видам работ - сочинениям и изложениям. «Такие письменные работы были, по сути, единственным видом ученической деятельности, оценивавшейся двумя цифрами, тоже через дробь - оценками по русскому языку и литературе» [18, с. 48].

Однако со временем «начала складываться структура специальных уроков развития речи, тесно связанных с уроками литературы, с изучением художественной литературы в школе» [13, с. 24]. Постепенно в школьном курсе по литературе были выделены специальные уроки развития речи. Были определены критерии речевого развития учащихся 5-11 классов.

«Критерии речевого развития:

1. Владение активной лексикой, характеризующей духовный мир писателя и героя литературного произведения.

2. Владение общественно-философской и научной терминологией, использование ее в характеристике эпохи, мировоззрения и творчества писателя.

3. Владение теоретико-литературной и искусствоведческой терминологией.

4. Владение изобразительно-выразительными средствами языка.

5. Понимание особенностей вида и жанра высказывания в соответствии с его целями, ситуацией общения и умение практически владеть им.

6. Содержательность высказывания.

7. Четкость, логичность, стройность композиции высказывания.

8. Владение приемами общения со слушателями во время выступления.

9. Ведение диалога на литературные темы.

10. Самостоятельность в подготовке выступления.

11. Оптимальное сочетание в высказываниях материала, изученного по литературно-критическим, литературоведческим источникам, на основе анализа текста, с собственными рассуждениями.

12. Владение особенностями того или иного речевого стиля в соответствии с определенным жанром высказывания и ситуацией общения» [3, с. 324].

Учет данных критериев осуществляется на всех уроках литературы, в том числе и на специальных уроках развития речи. Для того чтобы уровень речевого развития школьников соответствовал данным критериям, требуется серьезная работа учителя-словесника.

В «Примерной рабочей программе основного общего образования» 2021 г. по литературе 1 на специальные уроки развития речи рекомендовано отводить часы:

в 5 классе - 8 часов (из 102 часов);

в 6 классе - 8 часов (из 102 часов);

в 7 классе - 5 часов (из 68 часов);

в 8 классе - 5 часов (из 68 часов);

в 9 классе - 11 часов (из 102 часов).

Данные часы равномерно распределя-

1 Литература. Примерная рабочая программа основного общего образования (для 5-9 классов образовательных организаций). М., 2021. 104 с.

ются среди часов, отводимых на изучение художественных произведений, в течение всего учебного года. Такие уроки, по нашему мнению, действительно необходимы, хотя в методике по этому поводу существуют различные суждения. По мнению одних методистов, специальные уроки развития речи проводить не следует, поскольку на уроках литературы уделяется должное внимание вопросам речевого развития. По мнению других, такие уроки необходимы.

Какое место отводится развитию речи в настоящее время в программах по литературе для средней школы?

1. Программа литературного образования для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / под ред. А. И. Княжицкого. М.: Просвещение, 2000 (и др. гг. изд.). «В программе литературного образования А. И. Княжицкого нет жесткого формального разделения на уроки литературы и развития речи» [18, с. 48]. В программе, в частности, отмечается: «Развитие речи как необходимый компонент школьного образования в равной мере принадлежит курсам русского языка и литературы, обеспечивает их взаимосвязь и взаимодействие»1. На уроках развития речи учащиеся анализируют речевые средства, использующиеся автором художественного произведения, «отвечают на вопросы и выполняют задания в ходе чтения. Читатель приучается находиться в ситуации выбора - почему писатель употребил это слово, почему он сказал именно так, как он еще мог выразить эту мысль, как бы я, его собеседник, перевел это на свой язык» [18, с. 48].

2. В Программе литературного образования. 5-11 кл. / под ред. В. Я. Коровиной2 отмечается: «особое внимание важно обратить на совершенствование речи учащихся, систематически проводя подобную работу со школьниками на уроках литературы и связанных с ними специальных уроках развития речи в средних классах первого концентра и на уроках риторики в старших классах. В учебниках и учебниках-хрестоматиях даны специальные рубрики, обращающие внимание учащихся на работу со словом ("Совершенствуем устную речь", "Будьте внимательны к слову" и т. п.). В программу включен перечень необходимых видов работы по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы (создание сказок, былин, стихотворений, очерков, рассказов и пр.). Слово учителя, кото-

1 Программа литературного образования для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / под ред. А. И. Княжицкого. М.: Просвещение, 2000.

2 Программа литературного образования. 5-11 кл. / под ред. В. Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2007.

рое звучит на любом уроке литературы, является не только информативным, направляющим, вдохновляющим на новую работу, но и образцом для будущего устного высказывания школьника»3.

3. В Программе по литературе для старших классов средней школы / под ред. В. Г. Маранцмана4 предусмотрены специальные уроки развития речи. Они представлены, например, как урок - создание эссе «Над чем не властно время?» (по поэме Пушкина «Медный всадник»); урок-дискуссия по статьям Добролюбова, Писарева; урок-сочинение по роману Гончарова «Обломов»; урок - подготовка к сочинению по роману Тургенева «Отцы и дети»; урок-сочинение по поэме Некрасова «Кому на Руси...»; сочинение по роману Достоевского «Преступление и наказание»; сочинение по роману Толстого «Война и мир», сочинение по пьесе Чехова «Вишневый сад» и др.

4. В Программе по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) под редакцией А. Г. Кутузова5 одной из задач изучения литературы названа следующая: «формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью. ... В Программе не введено понятие "Развитие связной речи учащихся"»6. «На всех уроках идет последовательное речевое развитие, т. е. формирование навыков слушания, говорения, чтения, письма. Работа учителя и учащихся... обозначена в таких разделах, как "Творческая мастерская", "Творческий практикум"7.

5. В Программе общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. / под ред. Г. И. Беленького и Ю. И. Лыссого8 одной из целей обучения литературе называется развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью, а одной из задач является развитие устной и письменной речи обучающихся. Программа предусматривает специальные уроки развития речи в виде классных и домашних сочинений, устных рассказов. В результате учащийся должен уметь выразительно читать произведения, соблюдая нормы литературного произношения; участвовать в диалоге

3 Там же. С. 5-6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Программы общеобразовательных учреждений: Программа литературного образования: 10-11 классы / под ред. В. Г. Маранцмана. URL: https://www. sinykova.ru/biblioteka/marancman_literat_io-ii_program/index.html?ysclid=llowk902mv958978793 (дата обращения: 05.06.2023).

5 Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) под редакцией А. Г. Кутузова. 5-е изд., стер. М.: Дрофа, 2010.

6 Там же. С. 4.

7 Там же. С. 6.

8 Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. / под ред. Г. И. Беленького и Ю. И. Лыссого. 2-е изд., испр. М.: Мнемозина, 2001.

по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою; создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению.

Как показывает анализ, все рассмотренные программы указывают на необходимость развития речи учащихся на уроках литературы и в числе задач и целей освоения литературы как учебного предмета называют совершенствование и развитие речи учащихся. Однако не все программы предусматривают отдельные специальные уроки развития речи.

Методы и приемы оптимизации уроков литературы для развития речи учащихся. По мнению М. Р. Львова, основными условиями успешного развития речи учащихся в школе являются: «развитие физиологических механизмов речи; потребность общения, выражения мысли; наличие речевой среды, питающей развивающуюся речь ребенка, учащегося языковыми средствами; наличие существенного, значимого материала, составляющего содержание речи; овладение теоретическими знаниями о языке, его закономерностях, постоянное корректирование речи, подчинение ее изучаемым правилам, овладение культурой речи» [16, с. 168].

Какова же система работы, которую необходимо организовать с учащимися для более успешного развития речи учащихся? Какие методические приемы наиболее эффективны?

В методике литературы на сегодняшний день разработаны определенные методы и приемы, позволяющие учителю наиболее эффективно организовать работу учащихся по развитию речи учащихся.

Группы методов и приемов организации такой работы с учащимися можно классифицировать на разных основаниях. Например, на основании степени их новизны. Традиционными методами, применяющимися в работе по развитию речи, являются следующие: сочинение, изложение, беседа, анализ художественного произведения, репродуктивный метод, метод творческого чтения и др. К числу нетрадиционных относятся эвристический метод, проектная деятельность учащихся, методы проблемного обучения (метод критического восприятия художественного текста, критической статьи, метод проблемного изложения, исследовательский метод), ситуативно-речевые задания (кейс-метод). Основаниями для классификации методов могут быть учет письменной и устной форм речи учащихся, учет этапа формирования речевой деятельности учащихся (зрительно-слуховой этап, этап непосредственного общения, этап самопознания и са-

моанализа), учет субъектной роли школьника на уроке и др.

Остановимся на методической системе, предусматривающей реализацию коммуникативного подхода (учет активной ре-чемыслительной деятельности учащихся).

Как отмечают исследователи, «в речевой деятельности школьника два коммуникативных процесса:

1) передача мыслей: говорение и писание;

2) прием информации: слушание и чтение.

Школьника надо научить:

1) говорить и писать;

2) слушать и читать» [11, с. 5].

В связи с этим некоторые методисты предлагают разделять виды заданий по развитию устной и письменной речи учащихся. Однако мы согласны со следующим мнением ученых: «На уроках литературы границы между устной и письменной формами речи учащихся несколько стираются, поэтому необходимо учитывать специфические особенности устной и письменной речи, но еще более важно устанавливать между ними связь» [14].

На наш взгляд, в работе по развитию речи следует расставить приоритеты:

Слушание

Процесс развития речи начинается со слушания. Весь процесс обучения носит вербальный характер, поэтому важно научить школьника слушать, адекватно воспринимать информацию, правильно ее расшифровывать. Школьники учатся слушать монологическую речь учителя. Они наблюдают за интонацией, паузированием, анализируют построение фраз. Такие наблюдения проводятся как во время чтения литературного произведения, так и во время его анализа. Внимательный слушатель запоминает новые слова, особенности их употребления. В воображении школьника возникают образы и представления, формируется личное отношение к ним. По сути, идет сложнейшая работа по декодированию звукового потока в конкретные представления, поэтому слушание считают достаточно сложным способом получения информации. Возникающие сложности преодолеваются при помощи специальных упражнений по развитию навыков слушания. Для развития умения слушать в методике существуют определенные методы и приемы глобального, детального, критического восприятия: конспектирование, составление тезисов, составление плана, ответы на вопросы, подготовка к пересказу и т. д. Однако часть школьников более продуктивно воспринимают информацию визуально. В этом случае следует опираться в работе по развитию речи на чтение (чтение с листа, с экрана).

Чтение

Особое значение чтения в развитии речи учащихся подчеркивается всеми исследователями. С одной стороны, в процессе чтения в художественном произведении учащийся может найти решение волнующих его вопросов. С другой стороны, чтение помогает школьнику формировать мировоззрение, позволяет вырабатывать жизненные ориентиры.

В процессе чтения расширяется и обогащается словарный запас учащихся, совершенствуются новые связи между словами, устанавливаются контексты, происходит овладение богатствами родного языка, формируется чувство эстетического восприятия слова.

«Чтение художественных произведений развивает речь учащихся: обогащает, уточняет и активизирует их лексикон на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивает умение выражать мысли в устной и письменной форме. ... Развитие навыка чтения как вида речевой деятельности происходит от развернутой речевой формы чтения вслух до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане» [20, с. 77-78], т. е. если слово усваивается в графическом виде, осуществляется чтение «про себя», если в звуковом виде - происходит чтение «вслух».

Особое внимание отводится смысловому чтению. «Смысловое чтение - это вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей» [22]. Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной программы основного общего образования, а также универсальным учебным действием.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. А. П. Частухина называет следующие приемы грамотного чтения: «чтение с остановками, работа с вопросником, читательские дневники, логическая цепочка, тонкие и толстые вопросы» [22]. Важная роль отводится выразительному чтению (выразительное чтение учителя, чтение мастеров художественного слова, чтение сцен из пьес в исполнении актеров, выразительное чтение учащихся).

Говорение

Основой формирования умения говорения являются умения слушать и читать. В программах по литературе предполагает-

ся обучение школьников двум формам речи - монологической и диалогической. О. Ю. Богданова к числу диалогов, которые могут быть применены на уроках литературы для развития речи учащихся, относит «учебно-критические, учебно-литературоведческие, включая комментаторско-текстологические, как разновидности межличностных диалогов, и театрализованно-художественные как диалоги функционально-ролевые» [3, с. 346].

По мнению З. К. Кудашевой, средствами развития «монологической речи учащихся на уроках литературы являются пересказы, рассказывание, выразительное чтение, выступления с докладами. Пересказы бывают различной целенаправленности: подробные, сжатые, выборочные и с творческими заданиями» [12].

К числу основных методов формирования умения говорения относятся беседы, доклады, сообщения учащихся (художественно-биографический рассказ, слово о писателе), отзывы, пересказы текста (аналитический пересказ, художественный пересказ), ответы и т. д.

Во время беседы учитель обращает внимание учащегося на проблематику, особенности композиции, систему образов, изобразительно-выразительные особенности художественного произведения. Рассматривается связь с исторической эпохой, анализируются художественные детали, определяется отношение к прочитанному произведению. Учитель обращает внимание на содержательность, доказательность, логичность ответов учащихся, богатство их словаря, соблюдение стилистических и произносительных норм.

Пересказы. Мы согласны с мнением Т. В. Коваленко, которая считает, что «большое место в развитии речи учащихся занимают пересказы различных текстов. Воспроизведение прочитанного является одной из основных форм работы учащихся над учебным материалом и одним из эффективных приемов развития мышления и речи» [10].

Пересказы не только развивают речь учащихся, но и способствуют лучшему усвоению содержания произведения. О. Ю. Богданова выделяет виды пересказов: «воссоздающие (подробный, сжатый, выборочный) и творческие (с изменением лица рассказчика, осложненные творческими заданиями и т. д.)» [3, с. 330]. Необходимо научить школьников строить пересказ «с учетом аудитории, слушателя, воспитывать у них потребность в том, чтобы их слушали. Очень важно в связи с этим воспитывать у учащихся критическую оценку своей речи, способность учитывать отношение к ней» [3, с. 330].

Доклады и сообщения

Доклады и сообщения учащихся могут иметь информативный характер. К более сложным по характеру выполнения относятся доклады исследовательского и проблемного характера.

Слушание, чтение и говорение учащихся развиваются на уроках литературы, специальных уроках развития речи, во внеурочной деятельности.

Письмо

Перекодирование мысли при помощи графических знаков осуществляется при помощи письма. Письменные работы по развитию речи делятся «на две группы:

вспомогательные виды письменных работ:

- составление планов, работы по цитированию, письменные ответы на вопросы, списывание с разными творческими заданиями, письмо по памяти;

основные виды письменных работ:

- изложения и сочинения разных видов. Изложения подробные, сжатые, выборочные и с творческими заданиями. Сочинения на литературные темы, на свободные темы и сочинения по картине» [3].

Письмо является, по сути, наряду с говорением основным показателем развития речи учащихся. Однако мы уже отмечали, что «овладение письменной речью происходит на базе устной речи. В свою очередь, успехи в письме оказывают благотворное воздействие на устную речь учащихся, закрепляя навыки использования грамматических, лексических и стилистических средств русского языка. Таким образом, устная и письменная речь формируются параллельно» [14].

Считаем, что все виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение и письмо) взаимосвязаны и в процессе развития речи играют важную роль, поэтому методы организации работы по развитию речи учащихся охватывают коммуникативные процессы передачи мысли и приема информации одновременно. Например, при «обучении устному ответу, сообщению, докладу требуется предварительное составление плана, тезисов. В то же время подготовка письменного изложения или сочинения включает в себя устные ответы на вопросы, пересказы художественного текста» [13]. При применении проектного метода, который соединяет исследовательскую и творческую составляющие, учитываются личностные интересы учащихся, так же задействованы все виды речевой деятельности. При подготовке информационных, исследовательских, творческих и практико-ориентированных проектов школьники учатся строить высказывания на заданную

тему в определенном жанре, активизируют лексический запас, совершенствуют грамматический строй, т. е. развивают речь. Например, при разработке литературной экскурсии по пушкинским (тургеневским, лермонтовским) местам учащиеся составляют план, разрабатывают маршрут, подбирают материал, уточняют биографические сведения, готовятся к устному выступлению.

В. А. Глезер отмечает значимость такого метода, как устное словесное рисование. По мнению автора, «устное словесное рисование вырабатывает способность за словом видеть жизненную картину. В памяти вырисовываются мельчайшие подробности, касающиеся данного персонажа, окружающей обстановки, его взаимоотношений с другими действующими лицами. ... Устное словесное рисование играет немаловажную роль в развитии речи учащихся» [6]. В. А. Глезер описывает применение такого метода при изучении биографии А. Н. Радищева и глав из его книги «Путешествие из Петербурга в Москву».

Все рассмотренные методы работы по развитию речи учащихся реализуются как через систему отдельных уроков (например, урок выразительного чтения; урок-исследование, урок, посвященный пересказам, докладам, проектам; урок-путешествие по пушкинским местам; урок-интерпретация и др.), так и через систему отдельных заданий и упражнений.

В методике литературы предлагаются следующие виды упражнений:

«1. Упражнения по реализации ролевого принципа развития речи.

2. Упражнения с элементами развития продуктивного артистизма речи.

3. Развитие умений художественной критики.

4. Развитие умений эстетического анализа текста.

5. Упражнение на приобщение школьников к герменевтической исследовательской процедуре при работе с текстом, например создание режиссерских ремарок, упражнения типа "найди отрезки текста, которые надо читать одинаковым голосом" и др.» [3, с. 320].

В. Я. Коровина к числу упражнений на развитие связной речи относит следующие: «конкурсные пересказы, рассказы, выразительное чтение прозаических и стихотворных текстов, конкурсы, рассматривание и обсуждение иллюстраций, диалоги, рассказы о художниках, суждения об иллюстрациях, отзывы, рецензии учащихся, прослушивание авторского и актерского чтения, обсуждение, беседа, рассказ-рассуждение по поводу услышанного» [13, с. 29].

Большое значение в работе по развитию речи, по мнению автора, имеют игры. В качестве примеров автор называет следующие игры:

«- игра в создание устного портрета героев произведения /один предлагает устный портрет героя, другие отгадывают, чей портрет, аргументируя свою догадку.../;

- выбор слов из набранного списка для того или иного героя, например: подберите слова, которые могли быть произнесены царицей-мачехой и падчерицей-царевной из пушкинской сказки /"доложи", "как тягаться ей со мною", "дурь", "признавайся", "не губи", "пожалую", "как ты смела", "не сержуся".../;

- подготовка вопросов для интервью журналиста, вопросов для проведения викторины по изученной теме и пр.;

- организация конкурса на лучшее чтение стихотворений Пушкина или Лермонтова» [13, с. 38].

Е. Н. Дронь использует на уроках развития речи квазитекст («квазитекст - не настоящий текст. ... Он компилируется учителем из нескольких рассыпанных на отдельные предложения текстов» [7, с. 43]). Как отмечает автор, основная задача такой работы - «понимание текста, распознавание авторского стиля. В ходе обсуждения квазитекста учащиеся указывают признаки, по которым они готовы объединить предложения в группы и сформировать из них текст. Фактически учащиеся восстанавливают образ автора каждого отрывка из текстов-оригиналов, анализируют интонацию, особенности лексики, строя речи, стиля, жанра и из этой полифонии выбирают предложения, принадлежащие лишь одному конкретному тексту» [7, с. 44]. Автором приводятся примеры работы с квазитекстом на уроке русского языка (Сложноподчиненное предложение и знаки препинания в нем (Подготовка к созданию мини-сочинений «Осенняя зарисовка»)) и на уроке литературы - урок по «Слову о полку Игореве».

Т. Ю. Пылаева считает, что «существенно расширяет собственно предметные границы развития речи и тем более увеличивает культурный и гражданский потенциал этого курса участие учеников среднего звена в различных проектах, посвященных записи бесед с участниками исторических событий, с записью рассказов об этих событиях» [18, с. 50]. Важное место в развитии речи учащихся автор отводит дневникам (урок развития речи, связанный с чтением повести Л. Толстого «Детство», лучше всего начать с рассказа о дневниках писателя) и обучению написанию писем. «При работе над эпистолярным жанром ... существенным является смена стилей в перепис-

ке с разными адресатами, что работает не только на развитие речи школьников, но и на культуру общения, на общую культуру» [18, с. 50].

З. К. Кудашева и С. М. Магдиева предлагают упражнения, подготавливающие учащихся к диалогу, и упражнения по участию в творческом диалоге. Среди них, например:

«- переработка монологической речи (прочитанного текста или рассказа учителя) в диалог (вопросы-ответы) и ведение его;

- проведение опроса в форме диалога: два ученика ведут беседу по содержанию домашнего задания;

- ведение диалога по данным учителем и записанным на доске вопросам (речевая ситуация предварительно определена);

- составление диалога по аналогии с прочитанным текстом;

- составление плана движения диалога и запись к плану рабочих материалов с целью ведения диалога по содержанию учебных фильмов, иллюстраций к текстам, материала из жизненного опыта учащихся» [14, с. 127].

В диссертации В. Я. Коровиной разработаны «цепочки усложняющихся упражнений, выполняемых учащимися в рамках изучаемых произведений разных жанров, что способствует сближению читательского восприятия и речевой деятельности учеников» [13, с. 8].

Среди других приемов организации работы по развитию речи следует назвать

- обсуждение типовых ошибок (ошибок, связанных с построением синтаксических конструкций, неверным словоупотреблением, стилевым единством текста, нарушением логики);

- проговаривание формулировок способов действий, вызвавших затруднение. Так, например, для работы над затруднениями во внешней речи могут быть использованы следующие приемы: «Шесть шляп», «Зигзаг», «Генераторы-критики», «Публичное выступление», «Перекрестная дискуссия», «Реклама»1 и т. д.;

- импровизация (импровизация может осуществляться при определении как типа урока, его целей, так и методов и приемов организации работы с учащимися);

- интервью с писателем (беседа с писателем, поэтом), заполнение анкеты писателя, поэта (учащиеся должны хорошо знать творчество писателя, поэта, заранее подготовить вопросы и предполагаемые от-

1 Электронный конструктор урока по ФГОС // Уроки рефлексии. URL: http://school410.spb.ru/lessons-constructor-files/page-ref-etap-6-obobshcheniya-i-zatrudnenij-vo-vneshnej-rechi.html (дата обращения: 16.07.2023).

веты на них);

- перенесение героев в другие временные рамки (творческая работа предполагает хорошее знание произведения, характеристики героя);

- размышление на тему «Как бы я поступил на месте героя?»

- сравнительная характеристика литературных образов, например «Кутузов и Наполеон в изображении Л. Толстого» (прием «Диаграмма Венна» позволяет находить сходства и различия в чем-либо на базе приемов и их синтеза» [12, с. 11]). Например, в 5 классе при изучении новеллы Л. Толстого «Кавказский пленник» проводится сравнительная характеристика образов Жилина и Костылина на основе описания внешности, поведения, поступков, речи героев, в 8 классе при изучении повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» -сравнение образов Гринева и Швабрина, в 10 классе - сравнение образов Евгения Базарова («Отцы и дети» И. С. Тургенева) и Марка Волохова («Обрыв» И. А. Гончарова);

- прием «говорящая деталь» (детали портрета, пейзажа, имя или фамилия героя, элемент его гардероба или интерьера и т. д.). Например, в 6 классе при знакомстве с рассказом А. П. Чехова «Толстый и тонкий» обращается внимание не только на говорящее название рассказа, на детали портрета, но и на интонацию (вопросительные, восклицательные предложения говорят о неподдельном интересе героев друг к другу). На материальное положение тонкого указывает его небольшое жалование, а также то, что он сам изготавливает дешевые портсигары;

- литературное лото (работа организуется по правилам игры в лото. Рекомендуется для уроков повторения. Учит школьников обобщать, сравнивать, анализировать изученный материал);

- заучивание слов наизусть;

- продолжение предложения и т. д.

В рамках данной статьи невозможно представить все многообразие существующих на сегодняшний день способов развития речи. Использование рассмотренных методов и приемов обучения позволяет учителю наиболее эффективно организовать работу и способствует достижению соответствующих результатов в развитии устной и письменной речи учащихся средней школы.

Выводы. Таким образом, развитие речи школьника весьма значимо в связи с до-

- пишем книгу. Такой прием развивает воображение и речь учащихся. На пути к созданию «книги» можно предложить школьникам упражнения. Например, можно предложить учащимся подобрать к какому-либо слову как можно больше синонимов («писатель» - литератор, сочинитель, автор, прозаик, творец, романист) и подумать, в каком случае употребляется то или иное слово; можно предложить написать письмо в будущее (причем создать разные варианты такого письма в зависимости от адресата); предложить описать впечатления от прошедшего дня; предложить перевоплотиться в какого-либо писателя или поэта, создать небольшое произведение;

- коллективный рассказ. Так, например, А. Ю. Андреева описывает создание коллективного рассказа при изучении произведения К. Г. Паустовского «Телеграмма» [1]. Автор предлагает поделить класс на группы-четверки. Позже ученики, имеющие одинаковые номера, объединяются в круглые столы и работают над анализом определенной части произведения при помощи карточек-стимуляторов. Ученики возвращаются в четверки и делятся своими наблюдениями. Работа всех групп объединяется психологическим тестом;

- составление карт. Например, при изучении комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» можно предложить учащимся создать карту «Афоризмы Чацкого»1:

1 Электронный конструктор урока по ФГОС // Уроки рефлексии. URL: http://school410.spb.ru/lessons-constructor-files/page-ref-etap-6-obobshcheniya-i-zatrudnenij-vo-vneshnej-rechi.html (дата обращения: 16.07.2023).

статочно большим числом ошибок, которые наблюдаются в устной и письменной речи учащихся. Умения аргументировать свою точку зрения, делать выводы, создавать самостоятельные связные устные и письменные высказывания формируются в процессе обучения литературе.

1. Прежде всего мы подчеркиваем связь работы по развитию речи «с интеллектуальным, нравственным и художественно-эстетическим развитием учащихся, т. е. формированием духовной личности в широком смысле» [3, с. 320]. Как отмечает Э. С. Левшина, «внимательная, вдумчивая работа со словом, востребованность творческих возможностей детей, дух поиска и сотрудничества, рождающийся на уроках словесности, не только пробуждают и развива-

Афоризм Номер действия

«А судьи кто? » 2

«Служить бы рад, прислуживаться тошно» 2

«Блажен, кто верует, тепло ему на свете!» 1

«Свежо предание, а верится с трудом...» 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ют лингвистические и литературоведческие способности детей, их творческое мышление, образность речи, но и формируют умных и добрых людей» [14, с. 206-207].

2. Работа по развитию речи в процессе школьного образования должна вестись на всех учебных предметах. Однако именно литературе и русскому языку как основным дисциплинам принадлежит важнейшее значение в этой работе. Как на уроках литературы по изучению художественных произведений, так и на специальных уроках по развитию речи обогащается, развивается речь учащихся. Важное значение имеют и внеклассное чтение, и система внеклассных занятий по русскому языку и литературе.

3. Работа по развитию речи должна ве-

стись постоянно. Не следует делить уроки литературы на специальные уроки развития речи, где учитель целенаправленно организует работу на речью учащихся, и обычные уроки, где все внимание обращено на биографию писателя, поэта или композицию произведения. Нельзя игнорировать речевые ошибки учащихся ни в письменных работах, ни в устных ответах.

4. Использование на уроках литературы различных методов и приемов обучения, учебно-исследовательских технологий поможет сделать более продуктивными учебные часы, отведенные на развитие речи, т. е. поможет сделать речь школьников более содержательной, логически стройной, богатой и выразительной.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева, А. Ю. Коллективная форма работы при изучении литературы. Урок в 8 классе по рассказу К. Г. Паустовского «Телеграмма» / А. Ю. Андреева. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ kollektivnaya-forma-raboty-pri-izuchenii-literatury-urok-v-viii-klasse-po-rasskazu-k-g-paustovskogo-telegramma/viewer (дата обращения: 19.06.2023). - Текст : электронный.

2. Балашова, Е. С. Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности / Е. С. Балашова, И. А. Ерофеева. - Текст : электронный // Достижения науки и образования. - 2022. -№ 3 (83). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chitatelskaya-gramotnost-kak-komponent-funktsionalnoy-gramotnosti (дата обращения: 19.05.2023).

3. Богданова, О. Ю. Теория и методика обучения литературе : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / О. Ю. Богданова, С. А. Леонов, В. Ф. Чертов ; под ред. О. Ю. Богдановой. - 5-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 400 с. - Текст : непосредственный.

4. Вопросы преподавания литературы в школе: развитие речи учащихся : сб. тр. / Моск. гос. пед. инт им. В. И. Ленина ; ред. Н. В. Колокольцев. - М. : МГПИ, 1975. - 230 с. - Текст : непосредственный.

5. Гаврилов, В. В. Становление методики развития коммуникативной компетенции учащихся средней школы / В. В. Гаврилов. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-metodiki-razvitiya-kommunikativnoy-kompetentsii-uchaschihsya-sredney-shkoly/viewer (дата обращения: 20.05.2023). - Текст : электронный.

6. Глезер, В. А. Развитие речи учащихся при изучении биографии А. Н. Радищева и глав из его книги «Путешествие из Петербурга в Москву» / В. А. Глезер. - Текст : непосредственный / / Вопросы преподавания литературы в школе: развитие речи учащихся : сб. тр. / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина ; ред. Н. В. Колокольцев. - М. : МГПИ, 1975. - С. 187-198.

7. Дронь, Е. Н. Квазитекст на уроках русского языка и литературы / Е. Н. Дронь, М. А. Стешенко. -Текст : электронный // Калининградский вестник образования. - 2020. - № 1. - С. 43-54. - URL: https://cyberleninka.ra/article/n/kvazitekst-na-urokah-rasskogo-yazyka-i-literatury (дата обращения: 26.06.2023).

8. Дюжева, О. А. Обучение описанию и повествованию на уроках развития речи (5-6 классы) литературы / О. А. Дюжева. - Текст : электронный // Калининградский вестник образования. - 2020. - № 1. -С. 56-60. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kvazitekst-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury (дата обращения: 03.06.2023).

9. Залуцкая, С. Ю. Практика формирования навыков устной коммуникации в процессе литературного образования школьников / С. Ю. Залуцкая, М. Я. Мишлимович. - Текст : электронный // Педагогика. Психология. Философия. - 2017. - № 1 (05). - С. 83-91. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/praktika-formirovaniya-navykov-ustnoy-kommunikatsii-v-protsesse-literaturnogo-obrazovaniya-shkolnikov (дата обращения: 26.06.2023).

10. Коваленко, Т. В. Развитие речи на уроках литературы / Т. В. Коваленко. - URL: https://docs. google.com/viewer?url=https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/04/ 27/razvitie_rechi_na_urokah_literatury.p df&embedded=true (дата обращения: 20.07.2023). - Текст : электронный.

11. Колокольцев, Н. В. Общие вопросы развития речи в процессе изучения литературы / Н. В. Колокольцев. - Текст : непосредственный // Вопросы преподавания литературы в школе: развитие речи учащихся : сб. тр. / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина ; ред. Н. В. Колокольцев. - М. : МГПИ, 1975. - С. 3-10.

12. Коновалова, М. В. Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы. Конструктор урока / М. В. Коновалова. - Текст : электронный // Русский язык и литература. - 2015. -№ 10. - С. 2-13. - URL: https://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_4_58_12961.pdf (дата обращения: 20.12.2022).

13. Коровина, В. Я. Методические основы совершенствования устной речи учащихся в процессе изучения литературы в школе : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / Коровина Вера Яновна. - М., 1994. - 76 с. -URL: http://irbis.gnpbu.ru/Aref_1994/Korovina_V_Ja_1994.pdf (дата обращения: 16.06.2023). - Текст : электронный.

14. Кудашева, З. К. Методика обучения литературе : учебное пособие для учителей и студентов педагогических университетов и институтов / З. К. Кудашева, С. М. Магдиева. - Ташкент : Изд-во «ALOQACHI», 2008. - 264 с. - Текст : непосредственный.

15. Левшина, Э. С. Развитие образного строя речи учащихся 5-7 классов на уроках русского языка и литературы / Э. С. Левшина. - Текст : электронный // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2016. - № 1 (70). - С. 207-208. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-obraznogo-stroya-rechi-uchaschihsya-57-klassov-na-urokah-russkogo-yazyka-i-Hteratury (дата обращения: 21.06.2023).

16. Львов, М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка / М. Р. Львов. - М., 1988. - 240 с. -URL: http: //topuch.com/spravochnik-po-metodike-russkogo-yazika-ucheb-posobie-dlya-stu/index15 .html# pages (дата обращения: 25.07.2023). - Текст : электронный.

17. Мурашова, О. А. «Остромирово Евангелие - образец книжного искусства Древней Руси»: урок развития речи. Сочинение - описание книги: VI класс / О. А. Мурашова. - Текст : непосредственный // Литература в школе. - 2008. - № 6. - С. 33-36.

18. Пылаева, Т. Ю. Речевые компетенции в современной школе / Т. Ю. Пылаева. - Текст : непосредственный // Русская словесность. - 2010. - № 4. - С. 48-52.

19. Развитие речи учащихся 4-10 классов в процессе изучения литературы в школе : пособие для учителя / сост. В. Я. Коровина. - М. : Просвещение, 1985. - 143 с. - Текст : непосредственный.

20. Технологии и методики обучения литературе : учеб. пособие / под ред. В. А. Кохановой. - М. : Флинта, 2016. - 249 с. - URL: https://rep.bstu.by/bitstream/handle/data/6190/ Tehnologii%20i%20metodiki%20obucheniya%20literature.pdf?sequence=1&isAllowed=y&ysclid=lkuxlapta14560 00791 (дата обращения: 28.06.2023). - Текст : электронный.

21. Харитонова, О. Ю. Уроки развития речи в системе литературного образования в 5 классе : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Харитонова Ольга Юрьевна. - М., 2004. - 16 с. - Текст : непосредственный.

22. Частухина, А. П. Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы / А. П. Частухина. - 2022. - URL: https://multiurok.ru/files/formirovanie-chitatelskoi-gramotnosti-na-urokakh-8.html (дата обращения: 26.05.2023). - Текст : электронный.

REFERENCES

1. Andreeva, A. Yu. Kollektivnaya forma raboty pri izuchenii literatury. Urok v 8 klasse po rasskazu K. G. Paustovskogo «Telegramma» [Collective Form of Work in the Study of Literature. Lesson in 8th Grade Based on K. G. Paustovsky's Story "Telegram"]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kollektivnaya-forma-raboty-pri-izuchenii-literatury-urok-v-viii-klasse-po-rasskazu-k-g-paustovskogo-telegramma/viewer (mode of access: 19.06.2023).

2. Balashova, E. S., Erofeeva, I. A. (2022). Chitatel'skaya gramotnost' kak komponent funktsional'noi gramotnosti [Reading Literacy as a Component of Functional Literacy]. In Dostizheniya nauki i obrazovaniya. No. 3 (83). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chitatelskaya-gramotnost-kak-komponent-funktsionalnoy-gramotnosti (mode of access: 19.05.2023).

3. Bogdanova, O. Yu., Leonov, S. A., Chertov, V. F. (2008). Teoriya i metodika obucheniya literature [Theory and Methodology of Teaching Literature]. 5th edition. Moscow, Izdatel'skii tsentr «Akademiya». 400 p.

4. Kolokoltsev, N. V. (Ed.). (1975). Voprosy prepodavaniya literatury v shkole: razvitie rechi uchash-chikhsya [Issues of Teaching Literature at School: Development of Student Speech]. Moscow, MGPI. 230 p.

5. Gavrilov, V. V. Stanovlenie metodiki razvitiya kommunikativnoi kompetentsii uchashchikhsya srednei shkoly [Formation of Methods for Developing Communicative Competence of Secondary School Students]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-metodiki-razvitiya-kommunikativnoy-kompetentsii-uchaschihsya-sredney-shkoly/viewer (mode of access: 20.05.2023).

6. Glezer, V. A. (1975). Razvitie rechi uchashchikhsya pri izuchenii biografii A. N. Radishcheva i glav iz ego knigi «Puteshestvie iz Peterburga v Moskvu» [Development of Students' Speech While Studying the Biography of A. N. Radishchev and Chapters from His Book "Journey from Saint Petersburg to Moscow"]. In Kolokoltsev, N. V. (Ed.). Voprosy prepodavaniya literatury v shkole: razvitie rechi uchashchikhsya: sb. tr. Moscow, MGPI, pp. 187-198.

7. Dron', E. N., Steshenko, M. A. (2020). Kvazitekst na urokakh russkogo yazyka i literatury [Quasi-text in Russian Language and Literature Lessons]. In Kaliningradskii vestnik obrazovaniya. No. 1, pp. 43-54. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kvazitekst-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury (mode of access: 26.06.2023).

8. Dyuzheva, O. A. (2020). Obuchenie opisaniyu i povestvovaniyu na urokakh razvitiya rechi (5-6 klassy) li-teratury [Teaching Description and Narration in Speech Development Lessons (Grades 5-6) Literature]. In Kali-ningradskii vestnik obrazovaniya. No. 1, pp. 56-60. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kvazitekst-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury (mode of access: 03.06.2023).

9. Zalutskaya, S. Yu., Mishlimovich, M. Ya. (2017). Praktika formirovaniya navykov ustnoi kommunikatsii v protsesse literaturnogo obrazovaniya shkol'nikov [The Practice of Developing Oral Communication Skills in the Process of Literary Education for Schoolchildren]. In Pedagogika. Psikhologiya. Filosofiya. No. 1 (05), pp. 83-91. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/praktika-formirovaniya-navykov-ustnoy-kommunikatsii-v-protsesse-literaturnogo-obrazovaniya-shkolnikov (mode of access: 26.06.2023).

10. Kovalenko, T. V. Razvitie rechi na urokakh literatury [Speech Development in Literature Lessons]. URL: https: //docs.google.com/viewer?url=https://nsportal.ru/ sites/default/files/2016/04/27/razvitie_rechi_na_urok ah_literatury.pdf&embedded=true (mode of access: 20.07.2023).

11. Kolokoltsev, N. V. (1975). Obshchie voprosy razvitiya rechi v protsesse izucheniya literatury [General Issues of Speech Development in the Process of Studying Literature]. In Kolokoltsev, N. V. (Ed.). Voprosy prepo-davaniya literatury v shkole: razvitie rechi uchashchikhsya: sb. tr. Moscow, MGPI, pp. 3-10.

12. Konovalova, M. V. (2015). Sovremennye pedagogicheskie tekhnologii na urokakh russkogo yazyka i litera-tury. Konstruktor uroka [Modern Pedagogical Technologies in Russian Language and Literature Lessons. Lesson Constructor]. In Russkii yazyk i literatura. No. 10, pp. 2-13. URL: https://www.e-osnova.ru/PDF/ osnova_4_58_12961.pdf (mode of access: 20.12.2022).

13. Korovina, V. Ya. (1994). Metodicheskie osnovy sovershenstvovaniya ustnoi rechi uchashchikhsya v protsesse izucheniya literatury v shkole [Methodological Principles for Improving Students' Oral Speech in the Process of Studying Literature at School]. Dis. ... d-ra ped. nauk. Moscow. 76 p. URL: http://irbis. gnpbu.ru/Aref_1994/Korovina_V_Ja_1994.pdf (mode of access: 16.06.2023).

14. Kudasheva, Z. K., Magdieva, S. M. (2008). Metodika obucheniya literature [Methods of Teaching Literature]. Tashkent, Izdatel'stvo «ALOQACHI». 264 p.

15. Levshina, E. S. (2016). Razvitie obraznogo stroya rechi uchashchikhsya 5-7 klassov na urokakh russkogo yazyka i literatury [Development of the Figurative Structure of Speech of Students in Grades 5-7 in Russian Language and Literature Lessons]. In Uchenye zapiski OGU. Seriya: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki. No. 1 (70), pp. 207-208. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-obraznogo-stroya-rechi-uchaschihsya-57-klassov-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury (mode of access: 21.06.2023).

16. Lvov, M. R. (1988). Slovar'-spravochnik po metodike russkogo yazyka [Dictionary-Reference Book on Russian Language Methods]. Moscow. 240 p. URL: http://topuch.com/spravochnik-po-metodike-russkogo-yazika-ucheb-posobie-dlya-stu/index15.html#pages (mode of access: 25.07.2023).

17. Murashova, O. A. (2008). «Ostromirovo Evangelie — obrazets knizhnogo iskusstva Drevnei Rusi»: urok razvitiya rechi. Sochinenie — opisanie knigi: VI klass ["The Ostromir Gospel is a Sample of the Book Art of Ancient Rus'": A Lesson in Speech Development. Essay - Book Description: 6th Grade]. In Literatura v shkole. No. 6, pp. 33-36.

18. Pylaeva, T. Yu. (2010). Rechevye kompetentsii v sovremennoi shkole [Speech Competencies in Modern School]. In Russkaya slovesnost'. No. 4, pp. 48-52.

19. Korovina, V. Ya. (Comp.). (1985). Razvitie rechi uchashchikhsya 4—10 klassov v protsesse izucheniya literatury v shkole [Speech Development of Students in Grades 4-10 in the Process of Studying Literature at School]. Moscow, Prosveshchenie. 143 p.

20. Kokhanova, V. A. (Ed.). (2016). Tekhnologii i metodiki obucheniya literature [Technologies and Methods of Teaching Literature]. Moscow, Flinta. 249 p. URL: https://rep.bstu.by/bitstream/handle/data/6190/ Tehnologii%20i%20metodiki%20obucheniya%20literature.pdf?sequence=1&isAllowed=y&ysclid=lkuxlapta14560 00791 (mode of access: 28.06.2023).

21. Kharitonova, O. Yu. (2004). Uroki razvitiya rechi v sisteme literaturnogo obrazovaniya v 5 klasse [Lessons on Speech Development in the Literary Education System in 5th Grade]. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Moscow. 16 p.

22. Chastukhina, A. P. (2022). Formirovanie chitatel'skoi gramotnosti na urokakh russkogo yazyka i litera-tury [Formation of Reading Literacy in Russian Language and Literature Lessons]. URL: https://multiurok.ru/files/formirovanie-chitatelskoi-gramotnosti-na-urokakh-8.html (mode of access: 26.05.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.