Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ КАК ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЗАДАЧ ШКОЛЫ'

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ КАК ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЗАДАЧ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЬ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПРАКТИЧЕСКОЕ УСВОЕНИЕ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / ЯЗЫКОВАЯ ОСНОВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева Айшат Тайгибовна, Джаватова Гигили Абдулжаватовна, Гасанова Сапият Хайбуллаевна, Шахбанова Джума Нагбаровна

Цель статьи - раскрыть методику обучения младших школьников связной речи на уроках чтения. При написании статьи были использованы следующие методы исследования: анализ научной и научно-методической литературы, апробация образовательной концепции, анализ, обобщение опыта. Вывод. Реализация системного подхода в процессе обучения младших школьников связной речи осуществляется путем установления связей данной системы с другими системами обучения русскому языку (внешних связей), а также связей между компонентами системы - знаниями, речевыми умениями, методами и средствами обучения (внутренних связей).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алиева Айшат Тайгибовна, Джаватова Гигили Абдулжаватовна, Гасанова Сапият Хайбуллаевна, Шахбанова Джума Нагбаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF STUDENTS’ COHERENT SPEECH AS ONE OF THE MOST IMPORTANT SCHOOL TASK

The aim of the article is to reveal the methodology for teaching coherent speech to younger students in reading lessons. When writing the article, the following research methods were used: analysis of scientific and scientific-methodical literature, approbation of the educational concept, analysis, generalization of experience. Conclusion. The implementation of a systematic approach in the process of teaching coherent speech to junior schoolchildren is carried out by establishing links between this system and other systems of teaching the Russian language (external links), as well as links between the components of the system - knowledge, speech skills, methods and means of teaching (internal links).

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ КАК ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЗАДАЧ ШКОЛЫ»

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 372.4

DOI: 10.31161/1995-0675-2022-16-3-5-9

Развитие связной речи учащихся как одна из важнейших задач школы

© 2022 Алиева А. Т. 1 Джаватова Г. А. 2, Гасанова С. Х. 2, Шахбанова Д. Н. 2

1 Дагестанский государственный медицинский университет, Махачкала, Россия; e-mail: ayshat_alieva_00@mail.ru 2 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: Anna.Georg22@mail.ru, sapiyat@bk.ru, Djumanagbarovna@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель статьи - раскрыть методику обучения младших школьников связной речи на уроках чтения. При написании статьи были использованы следующие методы исследования: анализ научной и научно-методической литературы, апробация образовательной концепции, анализ, обобщение опыта. Вывод. Реализация системного подхода в процессе обучения младших школьников связной речи осуществляется путем установления связей данной системы с другими системами обучения русскому языку (внешних связей), а также связей между компонентами системы - знаниями, речевыми умениями, методами и средствами обучения (внутренних связей).

Ключевые слова: речь, младшие школьники, практическое усвоение, развитие речи, методические основы, языковая основа.

Формат цитирования: Алиева А. Т., Джаватова Г. А., Гасанова С. Х., Шахбанова Д. Н. Развитие связной речи учащихся как одна из важнейших задач школы // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2022. Т. 16. № 3. С. 5-9. 001: 10.31161/1995-0675-2022-16-3-5-9

The Development of Students' Coherent Speech as one of the Most Important School Task

© 2022 Ayshat T. Alieva 1, Gigili A. Dzhavatova 2, Sapiyat Kh. Gasanova 2, Dzhuma N. Shakhbanova 2

1 Dagestan State Medical University, Makhachkala, Russia; e-mail: ayshat_alieva_00@mail.ru 2 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: Anna.Georg22@mail.ru, sapiyat@bk.ru, Djumanagbarovna@mail.ru

ABSTRACT. The aim of the article is to reveal the methodology for teaching coherent speech to younger students in reading lessons. When writing the article, the following research methods were used: analysis of scientific and scientific-methodical literature, approbation of the educational concept, analysis, generalization of experience. Conclusion. The implementation of a systematic approach in the process of teaching coherent speech to junior schoolchildren is carried out by establishing links between this system and other

••• Известия ДГПУ. Т. 16. № 3. 2022

••• DSPU JOURNAL. Vol. 16. No. 3. 2022

systems of teaching the Russian language (external links), as well as links between the components of the system - knowledge, speech skills, methods and means of teaching (internal links).

Keywords: speech, younger schoolchildren, practical assimilation, speech development, methodological foundations, language foundation.

For citation: Alieva A. T., Dzhavatova G. A., Gasanova S. Kh., Shakhbanova Dzh. N. The Development of Students' Coherent Speech as one of the Most Important School Task. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2022. Vol. 16. No. 3. Pp. 5-9. DOI: 10.31161/19950675-2022-16-3-5-9 (in Russian)

Введение

Методика преподавания уроков чтения изучает уровни знаний, умений и навыков учащихся на разных ступенях обучения, выясняет причины успехов или неудач в обучении, исследует типичные ошибки -речевые, орфографические и другие, учит находить способы их устранения и предупреждения.

Каждая ступень имеет свои особенности. Так, методика дошкольного воспитания ориентируется в области языка в основном на развитие речи детей.

Проблема обучения детей всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, т. к. грамотность народа - это его оружие в борьбе за политическое сознание, культуру.

Задача предмета «чтения» в начальных классах состоит в первую очередь в вооружении детей навыком достаточного беглого, правильного, сознательного и выразительного чтения, а также в приобщении их к художественной литературе как к искусству слова.

Младшие школьники впервые осмысливают язык, речь как предмет изучения -анализа и синтеза. Они находятся в таких условиях, когда речь нужно обдумывать, планировать, говорить не только о том, что хочется сказать и что интересно и таким образом осваивают речь, которая вызывается не ситуацией, а волевым актом. Одновременно с этим овладевают и письменной речью, которая отличается от устной и своей графической формой, и лексикой, и синтаксисом, и морфологическими формами.

Методика развития речи должна обеспечить дальнейшее обогащение словаря детей, развитие их синтаксиса и связной речи - устной и письменной.

Языковая система реализуется и выполняет свою важнейшую функцию -служить средством общения через речь. Иначе говоря, «если язык - это орудие

(средство) общения, то речь есть производимый этим орудием способ (вид) общения» [7, с. 24].

Цель научной статьи - рассмотреть обучение младших школьников связной речи, а также систему работы над развитием связной речи учащихся на уроках чтения.

Методы исследования

Была проанализирована научно-методическая литература по теме исследования, а также использован метод наблюдения во время педагогической практики студентов факультета начальных классов.

Результаты и их обсуждение

В последнее время у учащихся наблюдается потеря интереса к чтению. Это является одной из самых трудноразрешимых проблем. Учащиеся либо не читают вообще, либо обращаются к книге только для подготовки к итоговому сочинению. Развитие речи должно быть в центре внимания учителя: обучаются ли ученики чтению или письму, изучают ли элементы грамматики, упражняются ли в построении связных рассказов или выполняют задание по правописанию.

Известно, что речь выполняет различные функции, среди них такие, как общение и сообщение, эмоциональное самовыражение и воздействие на других людей. Хорошо развитая речь и большой словарный запас для школьника - это средство результативного обучения в школе и одна из возможностей активной деятельности человека в современном обществе. Речь является одним из способов познавания действительности и окружающего мира. Богатство речи и обширный словарный запас в большей степени зависят от приобретения ребенком новых представлений и понятий - с одной стороны, а с другой -грамотное и свободное владение языком, речью, умение оперировать знаниями в различных областях способствует успешному познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с достаточно

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

развитой, грамотной речью зачастую намного продуктивнее учатся по разным дисциплинам.

Развитие речи учащихся - это процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и механизмами речи -ее восприятия и выражения своих мыслей. Речь, направленная на удовлетворение потребности высказывания, передающая законченную тему и представляющая собой единое целое, организованная по законам логики и грамматики, обладающая самостоятельностью и законченностью и есть связная речь, к которой нужно стремиться.

Работая над развитием речи учащихся, преподаватель придерживается ряда абсолютно ясных и четко определенных характеристик речи, к которым следует стремиться и которые служат критериями и эталоном оценки ученических устных и письменных изречений.

Во-первых, это требование содержательности. Рассказ или сочинение должны быть построены на хорошо известных ученику фактах, на его наблюдениях, жизненном опыте, на сведениях, почерпнутых из книг, из картин, радио- и телепередач. Учащиеся должны обстоятельно готовить материал для рассказов, сочинений: уметь собирать информацию и сведения, обсуждать их, дополнять, отбирать, дифференцировать, выделять главное, располагать в нужной последовательности.

Во-вторых, речь должна отличаться логичностью. Сюда входят такие требования, как соблюдение последовательности, обоснованность изложения без пропусков и повторений, исключение чего-либо лишнего, наличие выводов, вытекающих из содержания.

В-третьих, языковое оформление мысли предполагает точность. Точность речи предполагает умение говорящего или пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели соответствующие языковые средства. Многословие и демагогия - это типичное неумение сформулировать лаконично свою мысль, замена общими фразами точных формулировок. Точность речи призвана не просто помочь адресату понять речь, но помочь понять, как можно более адекватно выраженному смыслу.

В-четвертых, речь должна быть ясной, т. е. такой, чтобы она могла быть понята одинаково всеми и без особых затруднений. Излишняя запутанность, чрезмерная усложненность и избыточная, не оправданная многосложность синтаксиса вредят речи. Не рекомендуется перегружать и обременять речь цитатами, терминами, «украшательствами», речевыми штампами, фразеологическими повторами.

В-пятых, должно соблюдаться и требование выразительности речи. Речь должна быть яркой, красивой, убедительной, чистой (т. е. без тавтологии, лишних слов, «слов-паразитов»: ну, как бы, значит, понимаешь, вот, так сказать, короче, типа, в принципе и т. п., просторечных слов, жаргонизмов, сленга и арго, вульгаризмов).

В-шестых, самое главное требование к речи учащихся - правильность речи. Под правильностью речи подразумевается соответствие ее языковой структуры литературной норме.

Все перечисленные выше требования взаимосвязаны и должны отрабатываться и решаться в процессе обучения младших школьников русскому языку в комплексе.

В соответствии с функциями и механизмами речи различается речь внешняя и внутренняя.

Внутренняя речь (или мысленная) - это языковое оформление мысли без ее высказывания, устного или письменного. Как правило, она монологична и протекает с большей скоростью, чем внешняя, материализованная речь. Это речь для себя, неозвученная или ненаписанная. Она фрагментарна, отрывочна, очень динамична, лишена строгой грамматической оформленности.

В жизни современного человека внутренняя речь играет важную роль как средство теоретической, познавательной деятельности: человек «про себя» обобщает и осмысливает информацию, «про себя» читает и перерабатывает почерпнутые из книг сведения, «про себя» решает задачи, принимает решения и т. д.

Методика обучения речи «по образцам» имеет свой внушительный набор приемов, типов ученических работ: это разнообразные виды пересказа прочитанных текстов (близкий к тексту образца, сжатый, выборочный, с творческими дополнениями и изменениями, с делением текста на части, озаглавливание каждой из

••• Известия ДГПУ. Т. 16. № 3. 2022

••• йБРи JOURNAL. Уо!. 16. N0. 3. 2022

частей текста, составление плана прочитанного рассказа, то же в письменном варианте). К этому типу обучения относятся и письменные изложения различных типов: с изменением жанра, языковым разбором текста, с иллюстрированием текста. В комплекс обучения методом «по образцу» входят и более мелкие, частные упражнения: составление предложений или компонентов текста по типу данного или по модели, которая тоже, возможно, составлена учащимися [6, с. 38-40]. Большого внимания заслуживает отработка произношения, интонаций, пауз, ударений по примеру повторения за преподавателем, и особенно, принимая во внимание замысел автора -писателя. Здесь можно использовать артистическое исполнение (по фонохрестома-тии), разнообразные рассказы и письменные сочинения по аналогии с прочитанным, а в литературно-творческих кружках - переводы, подражания, пародии, этюды, спектакли и инсценировки.

Имея в наличии всякого рода «образцы», школьники работают над типами речи (текста) и над различными жанрами, принятыми в литературе и в общественной жизни. Это описание, повествование, рассуждение. Школьники осваивают и прорабатывают стилистические, композиционные, содержательные особенности рассказа, очерка, газетной заметки, отзыва о прочитанной книге или о спектакле.

Предполагая развивать связную речь учащихся, учитель обеспечивает их практическим материалом, т.е. предусматривает и выбирает упражнения в различных жанрах и организует обучение повествованию, описанию и элементам рассуждения. Повествовательным текстам в начальных классах отводится, естественно, приоритетное место. Однако по мере овладения связной и развитой речью в повествование все интенсивнее вводятся различные конструкции с «зарисовками», т. е. элементами описания, а также причинные обоснования и выводы, т. е. элементы рассуждения.

Зачастую в одном тексте сочетаются различные типы речи, поэтому чистые виды текста (описание, повествование, рассуждение) встречаются не так часто. Поэтому используются такие понятия, как «рассказ-повествование с двумя и более пейзажными зарисовками», «рассуждение

с повествовательными вставками» и тому подобное.

Развивать связную речь школьников -это значит прививать им ряд конкретных умений. В процессе различного рода письменных и устных речевых упражнений - пересказов, сочинений, изложений и других видов у учащихся должны быть выработаны следующие умения:

1) умения, предполагающие соответствие теме сочинения, ее пониманию, определению ее границ, субординации и раскрытию темы;

2) умение подчинить свое сочинение конкретному замыслу, выразить в нем свои эмоции, свои мысли и позицию;

3) умение подбирать, аккумулировать материал, дифференцировать важное, главное и второстепенное в соответствии с темой и замыслом;

4) умение систематизировать и классифицировать материал, располагать его, обдумывать и составлять план, работать над композицией - началом и завершением;

5) умения в области языковой подготовки текста: работа над составлением словаря в соответствии с темой, выбирать слова, сочетания, устойчивые выражения, фразеологию, образы; подготовка фрагментов будущего текста, в устном варианте - обдумывание интонаций, обращений и пр.;

6) умение составлять текст, в устной речи - импровизировать, в письменной -записывать без ошибок, располагать текст на листах, делить его на абзацы;

7) умение совершенствовать написанное, редактировать, проверять орфографию, пунктуацию.

Главная задача развития речи учащихся на уроках чтения - это формирование умений и навыков у школьников связного изложения своих мыслей в устной и письменной форме.

Вывод

Таким образом, формирование речевых умений младших школьников является важнейшей задачей школы на современном этапе. Овладение речью как средством общения, формирование умений воспринимать текст, воспроизводить его и создавать собственное высказывание - всё это является не только принципом, но и составной частью содержания начального курса русского языка, а, следовательно, и составной (практической) частью уроков чтения.

Психолого-педагогические науки ••• 9

Psychological and Pedagogical Sciences •••

Литература

1. Актуальные проблемы методики обучения 4. Величук А. и др. Методика развития речи

чтению в начальных классах / Под ред. М. С. Васильевой, М. И. Омороковой, Н. Н. Светлов-ской. М., 1987. 125 с.

2. Архипова Е. В. Основные модификации производственного устройства речения. М., 2004. 267 с.

3. Буржунов Г. Г. Методика преподавания русского языка в национальной школе. Махачкала: ДГПУ, 2000. 278 с.

1. M. S. Vasilyeva, M. I. Omorokova, N. N. (eds.) Svetlovskaya Aktual'nye problemy metodiki obucheniya chteniyu v nachal'nyh klassah [Actual issues of methods of teaching reading in primary grades]. Moscow, 1987. 125 p. (In Russian)

2. Arkhipova E. V. Osnovnye modifikacii pro-izvodstvennogo ustrojstva recheniya [The main modifications of the production device of speech]. Moscow, 2004. 267 p. (In Russian)

3. Burzhunov G. G. Metodika prepodavaniya russkogo yazyka v nacional'noj shkole [Methods of teaching the Russian language in the national school]. Makhachkala: DSPU, 2000. 278 p. (In Russian)

4. Velichuk A. Metodika razvitiya rechi v na-chal'noj shkole [Speech development methodol-

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации Алиева Айшат Тайгибовна, кандидат филологических наук, старший преподаватель, кафедра русского языка с курсом подготовительного отделения, Дагестанский государственный медицинский университет, Махачкала, Россия; e-mail: ay-shat_alieva_00@mail.ru

Джаватова Гигили Абдулжаватовна, кандидат филологических наук, старший преподаватель, кафедра начального филологического образования, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: Anna.Georg22@mail.ru

Гасанова Сапият Хайбуллаевна, кандидат филологических наук, доцент, кафедра начального филологического образования, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: sapiyat@bk.ru

Шахбанова Джума Нагбаровна, кандидат филологических наук, доцент, кафедра начального филологического образования, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: Djumanagbarovna@mail.ru

в начальной школе. Л., 1982. 205 с.

5. Иваницкая Г. М. Уроки развития связной речи: Пособие для учителя. М., 1990. 224 с.

6. Колганова Н. Е. Обучение полному чтению детской литературы // Начальная школа. 2005. № 6. С. 38-40.

7. Колесникова О. И. Эстетическо-речевая деятельность ребенка - чтеца стихов // Начальная школа. 2006. № 4. С. 24-41.

ogy in elementary school]. Leningrad, 1982. 205 p. (In Russian)

5. Ivanitskaya G. M. Uroki razvitiya svyaznoj rechi: Posobie dlya uchitelya [Coherent Speech Development Lessons: A Teacher's Guide. Moscow, 1990. 224 p. (In Russian)

6. Kolganova N. E. Nachal'naya shkola [Primary School]. Teaching Complete Reading of Children's Literature. 2005. No. 6. Pp. 38-40. (In Russian)

7. Kolesnikova O. I. Nachal'naya shkola [Primary School]. Aesthetic and speech activity of a child - a reader of poems. 2006. No. 4. Pp. 3941. (In Russian)

INFORMATION ABOUT AUTHORS

Affiliations Aishat T. Alieva, Ph. D. (Filology), senior lecturer, the chair of the Russian with a Course of Preparatory Department, Dagestan State Medical University, Makhachkala, Russia; e-mail: ayshat_alieva_00@mail.ru

Gigili A. Dzhavatova, Ph. D. (Filology), senior lecturer, the chair of Primary Philological Education, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: Anna.Georg22@mail.ru

Sapiyat Kh. Gasanova, Ph. D. (Filology), assistant professor, the chair of Primary Philological Education, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: sapiyat@bk.ru

Dzhuma N. Shakhbanova, Ph. D. (Filol-ogy), assistant professor, the chair of Primary Philological Education, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: Djumanagbarov-na@mail.ru

References

Принята в печать 12.07.2022.

Received 12.07.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.