Научная статья на тему 'РАБОТА НАД ГЛАГОЛОМ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ'

РАБОТА НАД ГЛАГОЛОМ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
282
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛАГОЛ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ТРЕБОВАНИЯ / ПРАКТИЧЕСКОЕ УСВОЕНИЕ / РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Джаватова Гигили Абдулжаватовна, Алиева Айшат Тайгибовна, Гасанова Сапият Хайбуллаевна, Шахбанова Джума Нагбаровна

Цель работы состоит в раскрытии особенностей методики изучения глагола в начальных классах на основе изучения научно-методической литературы по данному вопросу, обобщения опыта лучших учителей страны, республики. При написании статьи нами были использованы следующие методы исследования: анализ научной и научно-методической литературы, апробация образовательной концепции, анализ, обобщение опыта. Выводы. Обучение русскому языку в начальных классах представляет собой первоначальный этап системы обучения русскому языку в школе. В начальных классах осуществляется не подготовка к изучению языка, а изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 7-10 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Джаватова Гигили Абдулжаватовна, Алиева Айшат Тайгибовна, Гасанова Сапият Хайбуллаевна, Шахбанова Джума Нагбаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKING ON A VERB IN ELEMENTARY GRADES

The aim of the paper is to reveal the features of the methodology of studying the verb in elementary classes based on the study of scientific and methodological literature on this issue, generalizing the experience of the best teachers in the country, the republic. When writing the article, we used the following research methods: analysis of scientific and methodological literature, approbation of the educational concept, analysis, generalization of experience. Conclusions. Russian teaching in elementary grades is the initial stage of the Russian teaching system at school. In elementary classes language learning is not carried out, but language learning at a conceptual level accessible to children 7-10 years old.

Текст научной работы на тему «РАБОТА НАД ГЛАГОЛОМ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»

Психолого-педагогические науки ••• 53

Psychological and Pedagogical Sciences •••

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 37.811.161.1

DOI: 10.31161/1995-0675-2022-16-3-53-57

Работа над глаголом в начальных классах

© 2022 Джаватова Г. А.1, Алиева А. Т.2, Гасанова С. Х.1, Шахбанова Д. Н.1

1 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: Anna.Georg22@mail.ru, sapiyat@bk.ru, Djumanagbarovna@mail.ru 2 Дагестанский государственный медицинский университет, Махачкала, Россия; e-mail: ayshat_alieva_00@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель работы состоит в раскрытии особенностей методики изучения глагола в начальных классах на основе изучения научно-методической литературы по данному вопросу, обобщения опыта лучших учителей страны, республики. При написании статьи нами были использованы следующие методы исследования: анализ научной и научно-методической литературы, апробация образовательной концепции, анализ, обобщение опыта. Выводы. Обучение русскому языку в начальных классах представляет собой первоначальный этап системы обучения русскому языку в школе. В начальных классах осуществляется не подготовка к изучению языка, а изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 7-10 лет.

Ключевые слова: глагол, младшие школьники, требования, практическое усвоение, развитие устной и письменной речи, компетентность учителя, методические основы, формирование грамматических понятий.

Формат цитирования: Джаватова Г. А., Алиева А. Т., Гасанова С. Х., Шахбанова Д. Н. Работа над глаголом в начальных классах // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2022. Т. 16. № 3. С. 53-57. DOI: 10.31161/1995-0675-2022-16-3-53-57

Working on a Verb in Elementary Grades

© 2022 Gigili A. Dzhavatova 1, Aishat T. Alieva 2, Sapiyat Kh. Gasanova 1, Juma N. Shakhbanova 1

1 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: Anna.Georg22@mail.ru, sapiyat@bk.ru,

Shimagomedova14@mail.ru 2 Dagestan State Medical University, Makhachkala, Russia; e-mail: ayshat_alieva_00@mail.ru

ABSTRACT. The aim of the paper is to reveal the features of the methodology of studying the verb in elementary classes based on the study of scientific and methodological literature on this issue, generalizing the experience of the best teachers in the country, the republic. When writing the article, we used the following research methods: analysis of scientific and methodological literature, approbation of the educational concept, analysis, generalization of experience. Conclusions. Russian teaching in elementary grades is the initial stage of the Russian teaching system at school. In elementary classes language learning is not carried out, but language learning at a conceptual level accessible to children 7-10 years old.

Keywords: verb, junior schoolchildren, requirements, practical assimilation, development of oral and written speech, teacher competence, methodological foundations, formation of grammatical concepts.

For citation: Dzhavatova G. A., Alieva A. T., Gasanova S. Kh., Shakhbanova J. N. Working on a Verb in Elementary Grades. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2022. Vol. 16. No. 3. Pp. 53-57. DOI: 10.31161/1995-0675-2022-16-3-53-57 (in Russian)

••• Известия ДГПУ. Т. 16. № 3. 2022

••• йБРи JOURNAL. Уо!. 16. N0. 3. 2022

Введение

Важное значение придается изучению глагола в школе, так как глагол - организующий центр предложения, без глагола невозможен процесс коммуникации. Язык является уникальным средством познания окружающего мира, общения людей и взаимовлияния их друг на друга и этим определяется его роль в жизни общества и каждого отдельного человека, что определяет задачи обучения школьников русскому языку. Становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, и речевое развитие происходит именно в процессе общения.

Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие. Одно из условий речевого развития школьников - усвоение лингвистических знаний, в частности, усвоение частей речи. Ведь части речи - это основные, самостоятельные разряды слов, в которых соединяются лексические и грамматические значения.

Задача учителя - научить детей ориентироваться в той массе слов, с которой они постоянно имеют дело в своей речевой практике. Одни слова обозначают предметы, другие - признаки, третьи -действия и т. д.

Одно это упорядочивает представление детей о словах.

Цель работы состоит в раскрытии особенностей методики изучения глагола в начальных классах на основе изучения научно-методической литературы по данному вопросу, обобщения опыта лучших учителей страны, республики.

В процессе изучения частей речи, учащиеся знакомятся с некоторыми их грамматическими формами, например, родом, числом, временем, лицом, падежом и вместе с тем литературными нормами их употребления, что очень важно для повышения уровня речевой культуры младших школьников и особенно актуально в условиях дагестанского билингвизма (двуязычия).

Сознательное и прочное усвоение учащимися частей речи и грамматических форм слов способствует повышению уровня их орфографической грамотности, ведь разнообразные окончания слов, меняющиеся в процессе речи, подчиняются

определенным правилам, опирающимся на понятия частей речи и их грамматические формы.

Особое место в системе изучения частей речи в начальной школе занимает глагол, который изучается в начальных классах в доступном, элементарном виде, причем рассредоточено по всем классам, и все же этот раздел программы требует к себе большого внимания.

Методы исследования: была проанализирована научно-методическая литература по теме исследования, а также использован метод наблюдения во время педагогической практики студентов факультета начальных классов.

Результаты и их обсуждение

В данной статье рассмотрены определение методических основ формирования грамматических понятий и разработка рекомендаций по практическому усвоению глаголов младшими школьниками.

Обучение русскому языку в начальных классах представляет собой первоначальный этап системы обучения русскому языку в школе, осуществляется не подготовка к изучению языка, а изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 7-10 лет.

В системе приобретения лингвистических знаний, от которых во многом зависит практическое усвоение языка, грамматике принадлежит особое место. Где нет грамматических знаний, там не человек владеет языком, а язык владеет человеком. В русском языке глагол является организующим центром всего предложения. Глагол - самая сложная грамматическая и самая емкая семантическая категория современного русского языка, кроме того, глагол по частоте употребления в речи занимает одно из первых мест.

Глагол - разряд слов, который характеризуется прежде всего большим семантическим богатством. Как бы ни был богат словарный состав языка, без грамматики он мертв. Словарный состав языка сам по себе не выполняет коммуникативной функции. Для цели общения слова грамматически организуются, т. е. вступают в определенные отношения друг с другом в структуре целого предложения. Благодаря этому, мысли получают стройную форму выражения [2]. Значимая роль грамматики как организующей части языка была определена еще М. В. Ломоносовым.

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

Части речи и их формоизменение изучаются в курсе морфологии: имена существительные, прилагательные, глаголы; личные местоимения и знакомство с некоторыми другими разрядами местоимений; дается понимание наречий, предлогов, союзов.

Три крупнейшие темы - существительное, прилагательное, глагол - концентрически представлены при обучении с первого по четвертый классы. В 1 классе преобладают наблюдения и группировка слов по значению: названия предметов, признаков, действий. Во 2 классе вводится понятие «части речи», сообщаются некоторые признаки частей речи. В 3-4 классах -склонение имен существительных, прилагательных, спряжение глаголов, значения форм частей речи вплоть до значения падежей, временных и личных форм [3].

В различении частей речи и в разграничении их школьники руководствуются следующими понятиями:

1) лексическое значение слова - предметность, признак или свойство, действие, количество и т. д.;

2) роль в предложении или синтаксическая функция;

3) наличие тех или иных категориальных признаков: признак времени присущ только глаголу, признак одушевленности-неодушевленности - только имени существительному;

4) изменяемость-неизменяемость: для изменяемых частей речи - характер форм изменения (склонение, спряжение и пр.).

Глубина теоретического подхода в изучении частей речи определяется введением в орбиту овладения таких наиболее гибких выразительных категорий, форм, как виды глагола, отвлеченные существительные, степени сравнения прилагательных (в программах углубленного изучения).

Обучение морфологии должно способствовать привитию учащимся умений и навыков правильного использования различных грамматических категорий и их форм в акте общения, обеспечение на базе сознательного усвоения языковых явлений формирования, развития и совершенствования орфографической грамотности.

Знание морфологии способствует расширению лингвистического кругозора школьников, активизации их словарного запаса, его обогащению на том или ином этапе обучения языку.

Учащиеся начальных классов должны овладеть грамматическим материалом в той степени, в какой это требуется для точного выражения мысли в устной и письменной форме, а также для понимания письменного текста при чтении и на слух.

Обучение морфологии не является самоцелью. Учебный процесс необходимо подчинить формированию умений и навыков во всех видах коммуникативно-речевой деятельности. Поэтому и нужно взаимосвязанное изучение явлений различных уровней языка, особенно морфологии и синтаксиса, морфологии, фонетики и лексики. Но при этом нельзя забывать связь грамматики со стилистикой и культурой речи.

Полезно уделять внимание как лексической, так и грамматической синонимии и омонимии. Сюда можно отнести упражнения по синонимической и омонимической замене, что позволит сделать устную и письменную речь учащихся весьма богатой, выразительной и стилистически полноценной.

Усвоение учащимися морфологических категорий и форм еще не означает конечной цели обучения, так как можно их хорошо знать и не владеть речью. Поэтому предметом пристального внимания учащихся начальной школы следует сделать не только языковые единицы и грамматические правила, но и реализацию их в речевой деятельности.

Для этого грамматический материал целесообразно включать в учебно-речевые действия и тем самым устанавливать тесную связь между грамматической теорией и языковой (речевой) практикой.

При отборе грамматического материала необходимо руководствоваться конкретной целью обучения той или иной морфологической и морфолого-синтаксической категории (не овладение лингвистическими категориями в теоретическом плане, а утилитарное их усвоение в качестве важнейшего средства общения и выражения мысли), обращать внимание на контингент учащихся (городская это школа или сельская), специфические особенности морфологических категорий их родного языка, учитывать частотность употребления различных категорий и их форм.

••• Известия ДГПУ. Т. 16. № 3. 2022

••• DSPU JOURNAL. Vol. 16. No. 3. 2022

Наиболее обобщенное значение глагола как части речи - это значение действия, которое изучается в школьной грамматике. Обобщение проявляется прежде всего в том, что к глаголу принадлежат слова, обозначающие разные действия: трудовую деятельность (рубить дрова, строить дом, писать диктант); передвижение лица или предмета (идти, ползти, мчаться, плыть, ехать); чувства (слышать, видеть, нюхать); мыслительные процессы (знать, думать, рассуждать, мыслить, анализировать); физическое состояние (спать, лежать, сидеть, стоять, бодрствовать) и многие другие [4].

Помимо разнообразия лексических значений, глагол представляет собой синтез разнообразных грамматических категорий и форм. Ученик начальных классов узнает, что глагол изменяется по временам, числам, лицам (в настоящем времени) и по родам (в прошедшем времени в единственном числе), что в состав глагольных форм входит изменяемая и неизменяемая форма (неопределенная форма). В начальных классах не изучаются такие категории, как наклонение, залог, причастие, деепричастие.

Глагол очень своеобразен по своему словообразовательному составу по сравнению с другими частями речи. В нем весьма развита система префиксального словообразования, как ни в какой другой части речи. У глагола сложные и специфические способы суффиксального словообразования.

В связи с указанными особенностями глагола находится и его правописание:

тическое учение о слове. М.,1996. 709 с.

2. Львов М. Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М., 2002.

icheskoe uchenie o slove [Russian: Grammatical teaching about the word]. Moscow, 1996. 709 p. (In Russian)

2. Lvоv M. R. et al. Metodika prepodavaniya russkogo yazyka v nachal'nyh klassah [Russian teaching methods in primary classes]. Moscow, 2002. 348 p. (In Russian)

безударные гласные корня, наличие безударных гласных не только в корне, но и в приставках, в суффиксах и окончаниях.

Богатство значений глагола, как указывает В. В. Виноградов, обусловлено также многообразием его синтаксических возможностей: «В области глагола протекают напряженные процессы конструктивного объединения элементов речи» [1, с. 34].

Напомним, что глагол, прежде всего, в предложении является сказуемым, т. е. главным членом предложения, сообщающим о подлежащем какую-то новую мысль; наряду с подлежащим он один из формирующих центров предложения.

Для построения словосочетаний глагол имеет огромное значение. Как известно, в русском языке широко развито глагольное управление и правильное употребление падежей существительных в значительной степени зависит от понимания учащимися лексического и грамматического значения глагола.

Вывод

Таким образом, необходимо совмещать работу над видами глагола с работой над другими аспектами языка. Начальные классы должны, кроме сообщения сведений о глаголе, научить детей свободно и в то же время сознательно пользоваться изученными глагольными формами, грамотно их писать и правильно строить словосочетания и предложения с этими формами. Эти задачи довольно сложные и ответственные, и учитель должен это учитывать.

Программа для общеобразовательных учреждений. М., 2007. 48 с.

4. Семенова В. Г. Глагол и его лексическое

Programma dlya obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdenij [Russian. Grades 1-4: A program for educational institutions]. Moscow, 2007. 48 p. (In Russian)

4. Semenova V. G. Nachal'naya shkola [Elementary school]. Verb and its lexical meaning. 2017. No. 3. Pp. 20-22. (In Russian)

Литература

1. Виноградов В. В. Русский язык: Грамма- 3. Рамзаева Т. Г. Русский язык. 1-4 классы:

348 с. значение // Начальная школа. 2017. № 3.

С. 20-22.

References

1. Vinogradov V. V. Russkij yazyk: Grammat- 3. Ramzayeva T. G. Russkij yazyk. 1-4 klassy:

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации Джаватова Гигили Абдулжаватовна,

кандидат филологических наук, старший преподаватель, кафедра начального филологического образования, Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия; e-mail: Anna.Georg22@mail.ru

Алиева Айшат Тайгибовна, кандидат филологических наук, старший преподаватель, кафедра русского языка с курсом подготовительного отделения, Дагестанский государственный медицинский университет, Махачкала, Россия; e-mail: ay-shat_alieva_00@mail.ru

Гасанова Сапият Хайбуллаевна, кандидат филологических наук, доцент, кафедра начального филологического образования, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: sapiyat@bk.ru

Шахбанова Джума Нагбаровна, кандидат филологических наук, доцент, кафедра начального филологического образования, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: Djumanagbarovna@mail.ru

INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations Gigili A. Dzhavatova, Ph. D. (Filology), senior lecturer, the chair of Primary Philological Education, Dagestan State Pedagogical University (DSPU), Makhachkala, Russia; e-mail: Anna.Georg22@mail.ru

Aishat T. Alieva, Ph. D. (Filology), senior lecturer, the chair of the Russian Language with a Course of Preparatory Department, Dagestan State Medical University, Makhachkala, Russia; e-mail: ay-shat_alieva_00@mail.ru

Sapiyat Kh. Gasanova, Ph. D. (Filology), assistant professor, the chair of Primary Philological Education, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: sapiyat@bk.ru

Juma N. Shakhbanova, Ph. D. (Filology), assistant professor, the chair of Primary Philological Education, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: Djumanagbarovna@mail.ru

Принята в печать 26.08.2022.

Received 26.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.