Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ФАКУЛЬТАТИВА «ЖИВОЕ СЛОВО»'

РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ФАКУЛЬТАТИВА «ЖИВОЕ СЛОВО» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ РЕЧИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ГРАМОТА / ШКОЛА / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шахмалова Ирина Жаповна, Хлобыстина Дарья Владимировна

В данной статье рассматриваются вопросы развития речи младших школьников в период обучения грамоте. Решение данной вопроса уходит своими корнями в начальную школу, где у детей необходимо формировать и развивать речевые умения младших школьников. Авторами статьи проведено исследование уровня развития речи младших школьников, которое позволило нам выявить и сформулировать проблемы развития речи у первоклассников - это низкий уровень развития устной и письменной речи, проблемы с грамотным выражением своих мыслей, неумение слушать и слышать собеседника и т.д. По результатам исследования нами разработан и внедрен педагогический кружок «Живое слово». Целью кружка является развитие речи младших школьников, развитие духовно-нравственной личности, умеющей слушать и слышать собеседника, грамотно выражать свои мысли, также подготовка первоклассников к формированию ключевых компетенций. По итогам внедрения кружка проведено контрольное исследование, которое показало эффективность кружка: по всем методикам мы получили положительную динамику уровня развития речи респондентов. Надо отметить, что авторами работа в данном направлении будет продолжена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шахмалова Ирина Жаповна, Хлобыстина Дарья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPEECH DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS THROUGH THE ELECTIVE “LIVING WORD”

This article discusses the issues of speech development of younger schoolchildren during literacy training. The solution to this problem has its roots in primary school, where children need to form and develop the speech skills of younger schoolchildren. The authors of the article conducted a study of the level of speech development of younger schoolchildren, which allowed us to identify and formulate problems of speech development in first-graders - this is a low level of oral and written speech development, problems with the competent expression of their thoughts, inability to listen and hear the interlocutor, etc. Based on the results of the research, we have developed and implemented a pedagogical circle “Living Word”. The purpose of the circle is the development of the speech of younger schoolchildren, the development of a spiritual and moral personality who can listen and hear the interlocutor, correctly express their thoughts, as well as the preparation of first-graders for the formation of key competencies. As a result of the implementation of the circle, a control study was conducted, which showed the effectiveness of the circle: according to all methods, we received positive dynamics of the level of speech development of respondents. It should be noted that the authors will continue their work in this direction.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ФАКУЛЬТАТИВА «ЖИВОЕ СЛОВО»»

Развитие речи младших школьников посредством факультатива «живое слово»

Шахмалова Ирина Жаповна,

к.п.н., доцент кафедры педагогики и методики начального обучения, Технический институт (филиал) РС(Я), ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет» E-mail: irinashachmaiova@mail.ru

Хлобыстина Дарья Владимировна,

студент кафедры педагогики и методики начального обучения, Технический институт (филиал), РС(Я), ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет» E-mail: xlobystina@bk.ru

В данной статье рассматриваются вопросы развития речи младших школьников в период обучения грамоте. Решение данной вопроса уходит своими корнями в начальную школу, где у детей необходимо формировать и развивать речевые умения младших школьников. Авторами статьи проведено исследование уровня развития речи младших школьников, которое позволило нам выявить и сформулировать проблемы развития речи у первоклассников - это низкий уровень развития устной и письменной речи, проблемы с грамотным выражением своих мыслей, неумение слушать и слышать собеседника и т.д. По результатам исследования нами разработан и внедрен педагогический кружок «Живое слово». Целью кружка является развитие речи младших школьников, развитие духовно-нравственной личности, умеющей слушать и слышать собеседника, грамотно выражать свои мысли, также подготовка первоклассников к формированию ключевых компетенций. По итогам внедрения кружка проведено контрольное исследование, которое показало эффективность кружка: по всем методикам мы получили положительную динамику уровня развития речи респондентов. Надо отметить, что авторами работа в данном направлении будет продолжена.

Ключевые слова: развитие речи, младший школьник, грамота, школа, обучение.

о с

CJ

см <о

Сформировавшаяся в России в течение многих лет система начального образования в настоящее время заметно изменилась. Это связано, прежде всего, с Федеральным Государственным образовательным стандартом начального образования (ФГОС НОО). Это были необходимо, в связи с тем, что именно в начальном образовании необходимо создание условий успешного развития и обучения ребенка. Требования ФГОСа к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров начального образования. Перед этапом завершения программы младший школьник должен хорошо владеть устной речью, отчетливо выражать свои мысли и желания.

Для исследования данного вопроса нами был выбран психолого-педагогический инструментарий, который включает в себя следующие методики:

1) «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников» Т.А. Фотековой;

2) диагностика речевого развития детей по А.А. Лыковой;

3) диагностика подготовки младших школьников к обучению в школе по Л.П. Татарниковой. Экспериментальной базой являлось МБОУ

«Средняя общеобразовательная школа № 15» г. Нерюнгри, 1 «В» класс.

Итак, рассмотрим результаты первичной диагностики первоклассников. По «Тестовой методике диагностики устной речи младших школьников» мы получили следующие результаты: исследования сенсомоторного уровня речи говорят нам о том, что у большинства детей фонематическое восприятие и не сформирована слоговая структур речи. Исследование навыков языкового анализа выявило затруднения у детей в лексико-грамматическом оформлении высказывания. Исследования грамматического строя речи выявили трудности, связанные с повторением предложений, а также с составлением предложений и слов.

Анализ результатов диагностики речевого развития детей по А.А. Лыковой «Классификация понятий», подтверждает наличие проблем развития речи детей, так как высокий уровень составляет всего 17%, средний уровень составляет 57%, а низкий 26%. По результатам диагностики готовности младших школьников к обучению в школе по Л.П. Татарниковой мы видим, что из 26 первоклассников только 1 первоклассник (4%) имеет высокий уровень готовности к обучению; выше среднего уровня - 11 человек (42%), средний уровень - 9 (37,5%) первоклассников, ниже среднего - 4 человек (12,5%) и низкий уровень - 1 человек

Таким образом, полученные данные привели нас к необходимости составления и внедрения программы кружка «Живое слово». «Уроки по школьной программе чаще всего проходят в традиционной форме, и дети могут быстро потерять интерес к ним. Возможно, уроки в нетрадиционной форме, тоже могут не привлечь ребенка к обучению по школьной программе» [2, с. 32]. Поэтому была составлена программа кружка, по предмету, который вызывает у ребенка наименьший интерес и является причиной развития речи у первоклассника.

В рамках кружка «Живое слово» использовались следующие методы и формы: игра, сюжетно-ролевая игра, беседа, работа с карточками, диалог и др.

Так, на занятии «Синонимы», которое посвящено синонимам, младшие школьники учатся находить синонимы в тексте и развивать умение подбирать синонимы к словам. На данном занятии с помощью игры «Подбери слово», мы узнали тему урока. Дальше у нас было путешествие с препятствиями, на каждом препятствии надо было придумать синонимы. В конце занятия проведена рефлексия с целью снятия мышечного и эмоционального напряжения.

На занятии «Многозначные слова», для более эффективного взаимодействия мы применили метод диалога - диалог с «Буратино». Данный диалог был направлен на развитие умения разговаривать между собой работая в парах. Младшие школьники с удовольствием выполняли задание, соревнуясь между другими парами. Данный метод позволил ребятам разговаривать с другими учениками и узнавать много нового. Таким образом, младшие школьники научились работать в парах и разговаривать со сверстниками.

Рассмотрим занятие «Антонимы», где использовалась работа с карточками «Подбор антонимов», где младшие школьники подбирали антонимы к различным словам. С целью воспитания самостоятельности у учащихся мы использовали индивидуальную форму работы.

На другом занятии был использован диалог с «Буратино», где дети смотрели картинки с изображением разных значений и обсуждали. Еще на занятии применялась такая форма работы, как работа в парах. Данная форма работы позволяет оптимизировать учебный процесс и устраняет перегрузку ученика. Также использование данной формы работы в учебном процессе повышает эмоциональный отклик учащихся на процесс познания. В конце занятия традиционно проведена рефлексия.

После проведения цикла занятий была проведена повторная диагностика, рассмотрим полученные результаты подробнее:

По результатам «Тестовой диагностики устной речи можно отметить, что уровень развития речи младших школьников существенно вырос. У детей намного улучшилось фонематическое восприятие и сформированность слоговой структуры,

практически отсутствуют затруднения в лексико-грамматическом оформлении высказывания, не возникают проблемы в составлении предложений.

Динамика результатов исследования по методике «Тестовая диагностика устной речи младших школьников» приведена на рисунке 1.

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

51%

35% 36% 33%

Iuä3! 29% I

nin Iii

Сентябрь Март

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Рис. 1. Динамика результатов исследования по методике «Тестовая диагностика устной речи младших школьников» (март, 2021 г.)

Таким образом, нами выявлено что высокий уровень повысился на 22%, средний уровень снизился на 3%, а низкий уровень развития устной речи также снизился на 19%.

По методике речевого развития детей по А.А. Лыковой практически у всех младших школьников изменился результат, и по изображению животных, и по изображениям одежды.

Динамика результатов исследования по «Диагностики речевого развития» представлена на рисунке 2.

80% 60% 40% 20% 0%

14%

4%

61%

52%

135% 34% I

I I

Октябрь Март

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Рис. 2. Динамика результатов исследования по «Диагностики речевого развития» (март, 2021 г.)

Таким образом, было выявлено что высокий уровень речевого развития повысился на 17%, средний уровень снизился на 10%, а низкий уровень также снизился на 19%.

Показатели по методике готовности младших школьников к обучению в школе по Л.П. Татарни-ковой намного улучшились. Из 26 первоклассников у 5 выявлен высокий уровень готовности к обучению и выходу на качественный образовательный результат, выше среднего уровня - у 16 человек (50%), средний уровень - у 3 (12,5%) школьников, ниже среднего и низкий - по 1 ученику (4%).

Динамика результаты исследования по «Диагностике готовности младших школьников к обучению в школе» представлена на рисунке 3.

Таким образом, нами выявлено что высокий уровень повысился на 17%, средний уровень снизился на 12%, и низкий уровень также снизился на 5%.

А

80% 60% 40% 20% 0%

66%

6%

Низкий уровень

45% 49%Г

>33%

I I

Средний Высокий уровень уровень

Октябрь Март

Рис. 3. Динамика результаты исследования по «Диагностике готовности младших школьников к обучению в школе» (март, 2021 г.)

По данным, полученным в ходе проведенного исследования, можно сделать следующий вывод: уровень развития речи в экспериментальной группе намного улучшилась после повторного исследования. С помощью использованных методик мы выявили, что благодаря внедрению кружка «Живое слово» уровень развития речи младших школьников повысился. Дети стали более заинтересованными в получении новых знаний, стали активнее участвовать в обсуждении темы урока, лучше выполнять задания, читать дополнительные материалы по пройденным темам. Также занятия по программе кружка способствовали развитию у детей внимания, воображения, наблюдательности, выработке умения слушать учителя и одноклассников, анализировать информацию и строить несложные логические конструкции, оказали влияние на формирование у детей собственного мировоззрения.

Литература

1. Баранова Л.Н. Развитие речи младших школьников // Начальное образование. - 2014. -№ 4. - С. 50-52.

2. Богусловская Н.Е. Методики развития речи на уроках русского языка. - Москва: Просвещение, 2010. - 240 с.

3. Бородич А.М. Методика развития речи у детей. - Москва: Просвещение, 2006. - 49 с.

4. Войтик Н.В. Речевая коммуникация 2-е изд., пер. и доп. учебное пособие для вузов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 126 с.

5. Волосовец Т.С. Речевое развитие дошкольников, теоретические основы и новые технологии: сборник статей ФГОС ДО 15 г. - Москва: Русское слово, 2015. - 33 с.

6. Григорьева Т.П. Развитие речи младших школьников // Молодой ученый. - 2014. -№ 14. - С. 289-292.

7. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы. - Москва: ВА-КО, 2004. - 152 с.

8. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка: учеб. пособие. - Москва: Просвещение, 2011. - 364 с.

9. Маврина Л.Е. Развитие речи. - Москва: Стрекоза, 2015. - 16 с.

SPEECH DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS THROUGH THE ELECTIVE "LIVING WORD"

Shakhmalova I. Zh, Khlobystina D.V.

North-Eastern Federal University, Technical Institute(branch) of the RS (Ya) Neryungri

This article discusses the issues of speech development of younger schoolchildren during literacy training. The solution to this problem has its roots in primary school, where children need to form and develop the speech skills of younger schoolchildren. The authors of the article conducted a study of the level of speech development of younger schoolchildren, which allowed us to identify and formulate problems of speech development in first-graders - this is a low level of oral and written speech development, problems with the competent expression of their thoughts, inability to listen and hear the interlocutor, etc. Based on the results of the research, we have developed and implemented a pedagogical circle "Living Word". The purpose of the circle is the development of the speech of younger schoolchildren, the development of a spiritual and moral personality who can listen and hear the interlocutor, correctly express their thoughts, as well as the preparation of first-graders for the formation of key competencies. As a result of the implementation of the circle, a control study was conducted, which showed the effectiveness of the circle: according to all methods, we received positive dynamics of the level of speech development of respondents. It should be noted that the authors will continue their work in this direction.

Keywords: speech development, primary school student, literacy, school, training.

References

1. Baranova L.N. The development of speech of younger schoolchildren / / Primary education. - 2014. - No. 4. - pp. 50-52.

2. Boguslavskaya N.E. Methods of speech development in Russian language lessons. - Moscow: Prosveshchenie, 2010. -240 p.

3. Borodich A.M. Methods of speech development in children. -Moscow: Prosveshchenie, 2006. - 49 p.

4. Votik N.V. Speech communication 2nd ed., trans. and additional textbook for universities. - Lyubertsy: Yurayt, 2016. - 126 p.

5. Volosovets T.S. Speech development of preschoolers, theoretical foundations and new technologies: collection of articles of the Federal State Educational Standard UP to 15 - Moscow: Russian word, 2015. - 33 p.

6. Grigorieva T.P. The development of speech of younger schoolchildren / / Young scientist. - 2014. - No. 14. - pp. 289-292.

7. Derekleeva N.I. Motor games, trainings and health lessons. grades 1-5. - Moscow: WACO, 2004. - 152 p.

8. Ladyzhenskaya T.A. Methods of speech development in the lessons of the Russian language: textbook. stipend. - Moscow: Prosveshchenie, 2011. - 364 p.

9. Mavrina L.E. Speech development. - Moscow: Dragonfly, 2015. - 16 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.