СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Прозорова А. С.
Вятский государственный университет,
г. Киров
Аннотация. Дети и школьники овладевают родным языком посредством речевой деятельности, через восприятие услышанной речи и говорение. Учитывая данные факты важно создавать соответствующие условия для развития связной речевой деятельности детей и школьников и возможности выражения своих мыслей. В этой связи одним из ключевых направлений в обучении и воспитании детей и школьников является развитие их связной речи.
На фоне общего снижения качества педагогической работы по развитию речевой культуры возникает объективная необходимость во введении интенсивной работы по формированию речевых компетенций. Задача развития и совершенствования речевой культуры учащихся обусловливает необходимость формирования у младших школьников набора умений и практических навыков грамотного построения самостоятельного связного письменного и устного высказывания на определенную тему.
Центральным императивом в совокупности педагогических задач в работе по развитию речи является формирование у учащихся умений содержательно, грамматически и стилистически грамотно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.
В данной статье проведен анализ теоретической базы предпринятого исследования. Выявлены причины, которые могут препятствовать высокому уровню развития речи младших школьников, проанализированы направления педагогической работы по развитию речи у младших школьников, охарактеризованы способы и типовые задания по развитию речи младших школьников.
Ключевые слова: младший школьник; развитие речи; педагогическая работа; учебная деятельность; малые формы фольклора; тестовые задания; открытые изложения; школьные сочинения; словарный запас.
«Иначе расставленные слова обретают другой смысл, иначе расставленные мысли производят другое впечатление»
Б. Паскаль
Речь является неотъемлемой частью жизни человека, так как она выполняет ряд функций, например, коммуникативную, сигнификативную, биологическую и т.д. Без речи человек не смог бы получать достаточное количество информации, а также удовлетворять потребность в общении.
В русском языке существует множество определений понятия «речь». Ожегов С. И. в своем словаре предлагает следующие: "Речь - 1. Способность говорить, говорение. 2. Разновидность или стиль языка. 3. Звучащий звук. 4. Разговор, беседа. 5. Публичное выступление» [1].
Коробова Н.Н. отмечает, что «речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности. По речи можно сразу определить уровень мышления говорящего, а также уровень его развития. Развивать речь -значит формировать определенные речевые умения: ориентироваться в ситуации общения; умение планировать высказывание; умение реализовать свой замысел (говорить или писать строго на тему, обеспечивая развитие мысли, используя различные средства выразительности)» [2].
В педагогической методике речь понимается как «деятельность человека, применение языка для общения, для передачи своих мыслей, своих знаний, намерений, чувств», - указывает в своих работах ученый Львов М.Р. [3].
Над развитием речи ребенка педагогам необходимо начинать работать еще с детского сада. Поэтому при поступлении в школу педагог, как правило, проводит небольшую диагностику, в которую входят задания на проверку развития речи. Например, ребенку предлагается составить рассказ по картинке.
Здесь педагог смотрит в первую очередь, на самостоятельность, то есть, может ли ребенок самостоятельно составить рассказ или ему требуются наводящие вопросы, также педагог смотрит на состав предложений: простые или сложные, распространенные или не распространенные. Отталкиваясь от полученных результатов, педагог планирует учебную деятельность по развитию речи школьников.
Зимняя И.А. дает следующую трактовку речевой деятельности: «Речевая деятельность представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обусловливаемого ситуацией общения приема или выдачи речевого сообщения во взаимодействии людей между собой (друг с другом)» [4].
Понятие речевых умений по-разному рассматривается в методической литературе по педагогике. Например, Капарник Б.В. с статье «Речевые умения младших школьников» выделяет множество подходов и определяет умение как «способность школьника осуществлять речевую деятельность на высоком уровне сознательно, которая будет связана с созданием нового (текстообразование)». Теоретическая база педагогической методики наполнена разными терминами: «речевые умения», «языковые умения», «языковые коммуникативные умения» и т.д. остановимся на определении Б.В. Капарника, который пишет, что «речевые умения - это способность учащихся использовать материал родного языка, основой которого является их знания о языке» [5].
Научно-практическое исследование фактографических данных по уровню развития речи младших школьников позволило констатировать, что данная категория учащихся не владеет навыками устной и письменной речи на должном уровне. Среди главных причин отсутствие в методике преподавания и воспитания специализированных упражнений по развитию речи в обучении ребенка.
Использование малых форм фольклора на уроках русского языка позволяет
работать со всеми уровнями развития речи, выделяемыми методистами: произносительный; лексический (словарная работа); грамматический уровень; уровень текста. Так как фольклорные произведения изобилуют изобразительно-выразительными средствами и представляют собой художественные произведения, содержащие смысл, то их использование продуктивно для формирования «умения понимать значение слов, смысловую нагрузку форм слов, конструкций, интонации; выделять элементы высказывания, а также умения осознавать степень понимания текста, глубину проникновения в его смысл, понимание авторской позиции, отношение к ней» [6].
Основные малые формы фольклора - пословицы, поговорки, загадки, заклички, потешки, кричалки и т.д. Пословицы отличаются от всех этих жанров 20 тем, аккумулируют в малой форме, через яркие образы мудрость народную, то есть имеют идейное содержание. Пословица - это такая форма фольклора, которая обеспечивает возможность научить и воспитать, поэтому она назидательна и обращена к собеседнику: «Век живи, век учись». При этом она и может быть иронична: «Не грози щуке морем», «Поел бы репки, да зубы редки». Этот факт немаловажен в работе по развитию речи детей и младших школьников, которых привлекает, все смешное и интересное.
Исследования показывают, что развитию речи детей способствуют загадки. Илларионова Ю.Г. считает, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи - доказательства и речи - описания. Уметь доказать - это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь -доказательство требует особых, отличных от описания речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции [7].
Роль загадок в речевом развитии детей огромна, недаром они часто используются в качестве дидактического материала в дошкольных учреждениях, на уроках не только, связанных с филологическими дисциплинами, но и в
качестве приема создания проблемной ситуации на математике, физике и т.д. «Загадки помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова», читаем у Карпенко М.Т. [8].
Основное художественное средство, используемое в загадках, при создании образа - метафора, понимание смысла которой позволяет развивать образное воображение, а значит способствует формированию образности речи детей.
Юртаев С.В. считает, что работа с загадкой формирует умение видеть и понимать метафору. Первоначально, советует методист, надо использовать загадки, основанные на сходстве предметов, а не явлений. «Скатерть бела все поле одела. Путем беседы учитель выявляет причину переносного употребления словосочетания белая скатерть. Подведя детей к логическому решению, учитель формулирует вывод о том, что в этой загадке снег назван белой скатертью по сходству внешних признаков» [9], - пишет С.В. Юртаев. Затем методист предлагает вести работу с аналогичными загадками для закрепления материала.
Работа с загадками направлена то, что обучающийся внимательно вдумывается в каждое слово, сравнивает их с другими словами и текстом, стремится найти в них сходство или различия. Загадка может быть использована для того, чтобы сосредоточить внимание школьников на каком-то изученном предмете, слове, букве, и т.д.
Также существует целый ряд игр, которые способствуют прогрессивному развитию речи. Например, задания из серии найди лишнее, составь рассказ по предлагаемой картинке, проведи интервью.
Систематическая работа по развитию навыков речи в форме доказательств в процессе объяснения загадок развивает у них умение эффективно оперировать разноплановыми и интересными доводами для лучшего обоснования и объяснения вариантов отгадки, замечать красоту и своеобразие художественного образа.
Значительную роль играют пословицы и поговорки. Пословицы и
поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними в школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся народной мудростью [10].
Можно предлагать детям перечень пословиц и поговорок с целью объяснения значения. Во время такого задания педагог будет работать и над воспитательной составляющей (привитие любви к родине, труду, ценностей дружбы, любви и т.д.), и над развитием речи.
Если работать с пословицами на уроке регулярно, то результат по формированию речевых умений будет достаточно высокий. Школьники смогут самостоятельно собирать фольклорный материал, выбирая в реципиенты своих друзей, родителей, подбирать пословицы и поговорки к определенной тематике, раскрывать их семантику, понимать их обобщающий характер. Разнообразная работа с пословицами прививает учащимся любовь к устному народному творчеству, учит внимательно относиться к метким образным выражениям 21 интересоваться народной мудростью. Изучение пословиц обогащает речь учащихся, повышает их грамотность, способствует воспитанию эстетического вкуса. Следует помнить, что пословицы воспитывают у учащихся чувство любви к стране, уважения к труду, чувства доброты, милосердия, чувство уважения к русскому народу, создавшему эти пословицы
В современной педагогике относительно недавно стали широко применяться тестовые работы в качестве как текущего, так и итогового видов контроля. В любом виде учебной деятельности есть свои плюсы и минусы. В тестовых заданиях относительно развития речи преобладают отрицательные моменты. Когда ребенку предлагаются вопросы с готовыми вариантами ответа, ему незачем думать, составлять предложения, подбирать правильные слова, ему
просто нужно поставить определенную букву в ответе.
Раньше, когда тестовые работы были не так распространены, обучающимся предлагались открытые вопросы, ответы на которые можно было взять лишь «из головы». В первую очередь, ребенку было необходимо вспомнить правильный ответ на поставленный вопрос, а в последующем происходила активная мыслительная деятельность в рамках формулировки ответа, то есть, составить предложение, подобрать синонимы (например, для того, чтобы не было повторов), распространить предложение, подумать над его эстетической стороной.
Безусловно, нельзя сказать, что тесты нужно полностью исключить из системы контроля. Такие задания имеют ряд плюсов. Например, быстрота проведения, проверка конкретных знаний, легкость в проверке (как для педагога, так и для детей при использовании парной работы). Но педагогу нужно уметь сочетать на ряду с закрытыми вопросами, открытые, а также другие варианты контроля, которые будут положительно влиять на развитие речи обучающихся.
Нельзя забывать о таких заданиях, как сочинение и изложение. Рекомендуется использовать их не только на уроках русского языка, но и на остальных предметах. Такие формы работы положительно влияют на словарный запас ребенка, умение высказывать свои мысли, идеи, развивать творческие способности, умение точно отвечать на поставленные темы, вопросы.
Значительную роль относительно развития речи выполняет такой вид контроля, как устный ответ у доски. Здесь ребенок учится оформлять свои мысли в устной форме перед аудиторией. Такой вид контроля положительно влияет на способность формулирования ответа «здесь и сейчас», а также на смелость и открытость выступлений перед публикой.
В связи с высоким развитием компьютерных технологий, практически у каждого ребенка есть современный телефон, планшет или любая другая «компьютерная игрушка», которая заменяет реальных людей.
Статистика зависимости от социальных сетей позволяет определить количество времени проведенного онлайн. Ниже представлены результаты опросов учеников 7-11 классов [11]:
Рис. 1 - Количество времени, проведенного «онлайн»
Педагоги не могут ограничить пользование техникой домой, но он может способствовать снижению использования в школе. В среднем звене это труднее сделать, но в младшем школьном возрасте это реально. В первую очередь, можно организовать игры на переменах, в которые будут включены все дети. Например, игра «Земля, вода, огонь, воздух». Данная игра также будет способствовать развитию речи ребенка (так как там необходимо подбирать слова на заданную тему).
Во время совместных игр или любой другой деятельности, школьники будут объединяться, а, самое главное, общаться друг с другом.
Это далеко не все причины, которые препятствуют развитию речи. Педагогу необходимо диагностировать детей и в соответствии с результатом, планировать дальнейшую деятельность. Необходимо включать в ход урока различные игры и
упражнения, загадки, пословицы. Нужно научиться правильно совмещать разные формы контроля знаний, особое внимание обратить на сочинения, изложения, устные ответы у доски, а также на открытые вопросы. Важно организовать совместную деятельность всего класса, способствующую общению детей друг с другом.
Литература
1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
2. Коробова Н.Н. Речевое развитие младшего школьника / Н.Н. Коробова //Начальная школа. - 2008. - №10. - С. 44-46.
3. Львов, М.Р. Виды речи / М.Р. Львов // Начальная школа. - 2000. - №5. -С.76-81.
4. Зимняя И. А. учебник для вузов: - 3 - е издание, пересмотренное. -Москва: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО 'МОДЭК', 2010. - 448 с.
5. Капарник, Б. В. Речевые умения младших школьников [Электронный ресурс] / Б. В. Капарник // Научный аспект -2013. - №4. - Режим доступа: кНр://па-} ournal .га/4- 2013-gumanitarnye-nauki.
6. Вербенко Т. Н., Антонова Л. Г. Современные технологии формирования коммуникативно-речевых умений младших школьников// Ярославский педагогический вестник. - 2011. - № 4. - Том II (Психолого-педагогические науки). - С. 106-111.
7. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. Илларионова Ю.Г. М.: Просвещение, 1976. - 127 с.
8. Карпенко М. Т. Сборник загадок: Пособие для учителя / Сост. М. Т.
Карпенко. - Москва: Просвещение, 1988. - 80 с.
9. Юртаев С.В. Языковое пространство и языковое развитие младших школьников [Электронный ресурс]: учебное пособие / С. В. Юртаев. - Москва: ФЛИНТА, 2013. - 238 с.
10. Нифонтова О.В. Влияние пословиц и поговорок на нравственное воспитание младших школьников на уроке русского языка // Сборник материалов межвузовской weв-конференции «Ребёнок в языковом образовательном пространстве». - Издательство: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина (елец), 2014.
11. Статистика интернет-зависимости у российских подростков [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://security.mosmetod.ru/internet-zavisimosti/127-statistika-internet-zavisimosti-u-rossijskikh-podrostkov.
MODERN TRENDS IN PEDAGOGICAL WORK IN DEVELOPMENT OF
SPEECH OF YOUNGER PUPILS
Prozorova A. S.
Vyatka state University, Kirov
Annotation. Children and schoolchildren master their native language through speech activity, through the perception of heard speech and speaking. Given these facts, it is important to create appropriate conditions for the development of coherent speech activity of children and schoolchildren and the ability to express their thoughts. In this regard, one of the key areas in the training and education of children and schoolchildren is the development of their coherent speech.
Against the background of the General decline in the quality ofpedagogical work
on the development of speech culture there is an objective need for the introduction of
intensive work on the formation of speech competencies. The task of development and
improvement of speech culture of students necessitates the formation of younger
students a set of skills and practical skills of competent construction of an independent
10
coherent written and oral statements on a certain topic.
The Central imperative in the totality of pedagogical tasks in the work on the development of speech is the formation of students ' skills in content, grammatically and stylistically correctly Express their and other people's thoughts orally and in writing.
This article analyzes the theoretical basis of the research. The reasons which can interfere with the high level of development of speech of younger school students are revealed, the directions of pedagogical work on development of speech at younger school students are analyzed, ways and standard tasks on development of speech of younger school students are characterized.
Key words: Junior high school student; language development; teaching; learning activities; minor forms of folklore; test tasks; open presentation; school essays; vocabulary.
References
1. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Explanatory dictionary of the Russian language: 80,000 words and phraseological expressions / Russian Academy of Sciences. Institute of Russian language. V. V. Vinogradova. - 4th ed., supplemented. -M.: Azbukovnik, 1999. - 944 p/
2. Korobova N. N. Speech development of the younger student / N. N. Korobova // Elementary school. - 2008. - №10. - P. 44-46.
3. Lviv, M. R. Types of speech / M. R. Lviv // Elementary school. - 2000. - №25. - P. 76-81.
4. Winter A. I. College textbook: 3rd edition, revised. - Moscow: Moscow psychological and social Institute; Voronezh: NGO 'MODEK', 2010. - 448 p.
5. Kapernick, B. V. Verbal skills of younger schoolchildren [Electronic resource] / B. V. Kapernik // Scientific aspect -2013. - №4. - Mode of access: http://na-journal.ru/4 - 2013-gumanitarnye-nauki.
6. Verbenko T. N., Antonova L. G. Modern technologies of formation of
communicative and speech skills of younger students / / Yaroslavl pedagogical Bulletin. - 2011. - № 4. - Volume II (Psychological and pedagogical Sciences). - Pp. 106-111.
7. Illarionova Yu. G. Teach the children to guess riddles. /Illarionova Yu. G. M.: Education, 1976. - 127 p.
8. Karpenko M. T. Collection of riddles: a Guide for teachers / Comp. M. T. Karpenko. - Moscow: Education, 1988. - 80 p.
9. Yurtaev S. V. Language space and language development of primary school children [Electronic resource]: textbook / S. V. Yurtaev. - Moscow: FLINT, 2013. -238 p.
10. Nifontova O. V. influence of Proverbs and sayings on the moral education of younger students in the Russian language lesson // Proceedings of the interuniversity WEV conference "the Child in the language educational space". - Publisher: Yelets state University. I. A. Bunin Yelets (Elets), 2014.
11. Statistics of Internet addiction in Russian adolescents [Electronic resource]. Mode of access: http://security.mosmetod.ru/internet-zavisimosti/127-statistika-internet-zavisimosti-u-rossijskikh-podrostkov.