Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ'

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1086
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / РЕЧЬ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ / РАБОТА С КАРТИНКАМИ / ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ / YOUNGER STUDENTS / SPEECH / SPEECH DEVELOPMENT / TEACHING AIDS / WORK WITH PICTURES / DIDACTIC MATERIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафарова Нармин Абид Кызы, Мамедова Лариса Викторовна

В данной статье нами была рассмотрена организация работы по развитию речи у первоклассников в период обучения грамоте. Мы сформулировали актуальность данной темы, изучили научно-педагогическую литературу, выделили научных деятелей, которые занимались проблемами речевого развития. Нами были изучены требования, которые должен соблюдать учитель при использовании дидактического материала на занятиях по обучению грамоте. Нами была установлена связь между развитием речи и обучением грамоте. В данной работе мы использовали материал и учебный план по учебнику «Азбука», данное учебное пособие является первым рабочим инструментом ребенка в обучении грамоте. После нами был сделан вывод по метапредметным и предметным результатам, которые может достигнуть педагог вместе с учащимися, по окончанию работы с учебником «Азбука». Нами были предложены инновационные формы и методы, которые можно применять при построении урока обучения грамоте, это: мнемотехника, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, ориентирование на листке бумаги, игровой метод, лого-сказки, ИКТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF WORK ON DEVELOPMENT OF SPEECH OF FIRST GRADES IN THE PERIOD OF LEARNING LITERATURE

This article considers the organization of work on the speech development for first-graders in grammar classes. We have formulated relevance of the issue, studied academic and pedagogical researches on the field, pointed out the scientists which studied the speech development issues. We also consider the requirements that teacher should take into account while using teaching material in grammar classes. We also consider the connection between grammar and speech development. In our research we have applied the textbook “Azbuka” which is considered to be the first tool for child's speech and grammar skill development. After that we analyze metasubstantive and substantive results after finishing the course with the textbook “Azbuka” by students and teacher. We also suggested innovative methods which must be applied to proper build the narrative of grammar class, such as: mnemonic triggers, articulates gymnastics, finger gymnastics, orientation on a piece of paper, game method, logo tales, ICT.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ»

Особенности работы по развитию речи первоклассников в период обучения грамоте

Сафарова Нармин Абид кызы,

студент кафедры педагогики и методики начального образования, ТИ(ф) «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» E-mail: narminag_99@mail.ru

Мамедова Лариса Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования, ТИ(ф) «СевероВосточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» E-mail: larisamamedova@yandex.ru

В данной статье нами была рассмотрена организация работы по развитию речи у первоклассников в период обучения грамоте. Мы сформулировали актуальность данной темы, изучили научно-педагогическую литературу, выделили научных деятелей, которые занимались проблемами речевого развития. Нами были изучены требования, которые должен соблюдать учитель при использовании дидактического материала на занятиях по обучению грамоте. Нами была установлена связь между развитием речи и обучением грамоте. В данной работе мы использовали материал и учебный план по учебнику «Азбука», данное учебное пособие является первым рабочим инструментом ребенка в обучении грамоте. После нами был сделан вывод по метапредметным и предметным результатам, которые может достигнуть педагог вместе с учащимися, по окончанию работы с учебником «Азбука». Нами были предложены инновационные формы и методы, которые можно применять при построении урока обучения грамоте, это: мнемотехника, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, ориентирование на листке бумаги, игровой метод, лого-сказки, ИКТ.

Ключевые слова. Младшие школьники, речь, развитие речи, учебные пособия, работа с картинками, дидактический материал.

В современном мире в школах актуальной темой является развитие речи у младших школьников. В учебно-методической литературе работа по развитию речевых умений и навыков остается основным направлением. В этот раздел мы отнесли регулярное и систематическое обучение русскому языку, посредством специальных упражнений, путем предупреждения и исправления ошибок. Многие психологи в своих исследованиях делают вывод о необходимости формирования учебной деятельность в самом начале обучения.

В требованиях образовательных стандартов и программ начального обучения, отмечается, что педагог должен видеть в учащихся отдельную личность, которая включает в себя индивидуальные качества. Поэтому перед педагогом начальной школы ставится важная задача: организовать работу на уроках русского языка таким образом, чтобы дать возможность каждому субъекту деятельности продемонстрировать свои личностные качества и развить индивидуальные возможности каждого ребенка, а также создать условия для развития его мышления, восприятия, памяти, речи, талантов и способностей.

В литературе указывается, что для того чтобы воспитать целостную гармонично развитую личность, невозможно обойтись без языковой составляющей.

При изучении психолого-педагогической литературы, мы выяснили, что основоположником методики обучения грамоте по праву считается Ушинский К.Д., который разработал и ввел звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, создал систему устных и письменных упражнений по развитию речи учащихся начальной школы [5, с. 64]. Также значительный вклад в методику развития речи в период обучения грамоте в последние десятилетия внесли такие ученые, как Го-рецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф.

При создании условий обучения грамоте первоклассников, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся и особенности периодизации процесса усвоения грамматических навыков.

Проблема периодизации процесса обучения грамоте изучалась в контексте педагогической, психологической и лингвистической наук. Понимание специфики данного процесса позволяет более грамотно и оптимизировано подходить к организации обучения, учитывая при этом особенности возрастного развития школьников.

В процессе изучения психолого-педагогической литературы, нами было выявлено, что у младших школьников хорошо развита непроизвольная па-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

и

мять, они хорошо запоминают, то, что вызывают у них интерес. Но из-за того, что у них отсутствует опыт и присутствует недостаточный объем понятий, они не могут составлять суждения о предметах и явлениях. Но можно заметить, что они стараются рассуждать, в рассуждения у них присутствует своя логика, в конце своего рассуждения они пытаются подвести итог, сделать выводы.

Кроме памяти в процессе речи важную роль играет оперативная память. Она действует несколько секунд: отбирает из долговременной памяти синтаксические схемы и включает в нее слова. Сущность оперативной памяти сводится к двум функциям:

1) содержание двух написанных или сказанных слов при построении предложения;

2) опережение двух соседних синтаксически связанных слов.

Следующее что мы рассмотрим, это организацию работы с первоклассниками по развитию речи в период обучения грамоте.

Развитие речи тесно связано с развитием основных видов речевой деятельности, а также усвоением ими простейших грамматико-орфографических правил начального курса по обучению грамоте. А это в свою очередь предполагает решение таких основополагающих вопросов как: формирование нравственных вопросов и эстетических представлений, усвоение общечеловеческих моральных ценностей, творческих способностей, обогащению конкретных представлений детей об окружающей действительности.

Уроки обучения грамоте должны быть построены так, чтобы усвоенные знания, формировали у ребенка умения и навыки, а также они должны сочетаться с выработкой у учащихся положительных качеств, которые будут полезны для общественно активной, критически и конструктивно мыслящей личности субъекта деятельности.

На основе изученного опыта практиков образования нами были определены требования, которые каждый педагог должен придерживаться при использовании дидактического материала на занятиях по обучению грамоте:

1. Осуществить отбор занимательного, наглядного, практического материла, который будет соответствовать задачам обучения, а также педагог должен отобрать этот материал с учетом психофизического развития детей.

2. Отобранный материал должен использоваться на занятиях по по обучению грамоту у первоклассников.

3. Вся работа учащихся должна проводиться под руководством педагог.

4. Для того, чтобы заинтересовать первоклассников, необходимо также, подобрать игры, упражнения и задания, которые будут применены для закрепления материала.

5. Практиковать на занятиях создание положительных эмоций у первоклассников, которые будут способствовать, к легкому восприятию материла.

6. Подобранные наглядные средства необходимо сочетать с использованием речевых методов и приемов.

7. Варьировать практическую деятельность с демонстрационным материалом.

Работу по обучению грамоте первоклассников мы изучили на примере учебника «Азбука» В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, Л.А. Виноград-ской и М.В. Бойкиной.

«Азбука», является первым учебником, с которым знакомится младший школьник, и результаты, которые достигаются учениками по окончанию курса, являются основополагающими для последующего обучения детей в учебном заведении. Приобретенные знания предполагают развитие интеллектуальных, духовно-нравственных, личностных качеств ребенка.

Рассмотрим личностные результаты учащихся, которые должны проявляться по окончанию курса обучения грамоте.

У учащихся должна быть развита любознательность, заинтересованность и активность, сформирована способность к организации самостоятельной деятельности.

Метапредметные результаты, которые должны быть достигнуты учениками по окончанию курса обучения грамоте, следующие:

- у учащихся будет сформирована способность к принятию и сохранению цели и задач учебной деятельности;

- освоен способ решения проблем с помощью творческого и поискового характера;

- сформированы умения планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия;

- у учащихся должны быть сформированы умения понимать причины своего успеха или неуспеха в учебной деятельности;

- учащиеся должны уметь использовать свои речевые навыки, для решения коммуникативных задач.

Предметные результаты по изучению курса обучения грамоте:

- знать звуки и буквы, различать твердые и мягкие согласные звуки;

- знать и понимать, что такое слово и предложение;

- давать краткую характеристику условиям выбора и написания гласного звука после мягких или твердых согласных;

- уметь проводить звуковой анализ слов;

- грамотно писать под диктовку, и уметь самостоятельно писать отдельные слова и простые предложения.

Систематизация в формировании речевых умений и навыков состоит из уточнения и расширения знаний об окружающем мире в ходе работы с тематическими страницами учебных пособий, а также чтения детских книг, участие в экскурсии, творческих играх на основе детской литературы.

Также нами были рассмотрены игровой метод, который можно использовать на уроках по обучению грамоте, для закрепления изученного матери-

ала, и побуждения учеников к активной интеллектуальной, творческой деятельности детей. В пример, мы привели игры, с помощью которых можно завлечь детей при изучении материала.

Игры с применением природных материалов, с помощью них (листьев, камней, песка и т.д.) дети могут строить изученные ранее буквы, позже складывать не только буквы, но и слоги, данный пример игры не только закрепляет изученный материал, а также способствует развитию мелкой моторики пальцев.

Также можно использовать для игр магнитные буквы, с их помощью на доске дети могут тренироваться в построении слов по образцу. Еще педагогу можно выстраивать слова из магнитов на доске, а учащимся необходимо исключать некоторые звуки, и создать новые слова.

В работе по обучение грамоте, педагог может пользовать ролевым проигрыванием проблемных ситуаций, например, сыграть с детьми в ролевую игру «Магазин», где цель игры закрепить знания о буквах, и научиться подбирать слова на одинаковый звук.

Для того чтобы в полной мере использовать дидактический материла в виде познавательных карточек, педагогу необходимо, использовать их в процессе игры, так дети будут визуально запоминать материал с картинки и практиковаться в подборе букв и слов. Например, игра «Помоги художнику, собрать из картинок слово». На доске педагог представляет дидактический материал в виде картинок и букв. Перед учениками ставится задача назвать то, что изображено на картине, и найти букву, с которой начинается это слово.

Следующее, что происходит в период обучение грамоте, это становление речевого слуха у первоклассников. Дети на уроках учатся слушать речь, воспринимать информацию на разных уровнях звучания, у них формируется способность чувствовать ритм с темпом. С помощью учебника «Азбука», ребенок способен вместе с учителем отрабатывать артикуляции через упражнения по типу «разминка», и по плану урока использовать это на начальной стадии урока. В разминке могут использовать упражнения для стимуляции подвижности губ, для расслаблений мышц лица и языка, помимо этого педагог может ввести упражнения «читай-слушай, сравнивай».

Использовать в работе можно лого-сказки, цель таких сказок, сформировать у младших школьников различные компоненты речи, сюда входит фонематический слух, правильное звукопроизноше-ние, правильный лексико-грамматический строй, связную речь.

В период обучения грамоте, большое значение имеет индивидуальный подход. Каждый ребенок индивидуален, и речевой слух, общее речевое развитие, артикуляционные навыки, внимание и память развиты по-разному. Поэтому на раннем этапе необходимо, выявить отклонения, которые могут присутствовать у детей, и индивидуализировать обучение, с помощью определенных ме-

тодов и приемов, а также с помощью взаимодействия с семьей, различных учебных пособий, которые будут позволять варьировать содержание, методы и темп обучения, а в основе этого находится учебник «Азбука». С детьми, которые испытывают трудности в усвоении материала, можно использовать не традиционные пособия, а создать свои. Например, если у ребенка возникают трудности в различии твердых согласных звуков, то учитель может на примере предметов, которые имеют твердую основу (орех, каштан, пуговица), сделать ассоциацию у ребенка с обозначением и выделением твердого звука. С мягким согласным звуком все, наоборот, для ассоциации педагог должен выбрать мягкий материал (вату, пластилин, кинетический песок).

Помимо этого детям, которые испытывают трудности в усвоении материала, необходимо выделять часы для индивидуальной работы или работы в мини-группах с педагогом. При создании такой образовательной среды, появиться возможность в объяснении материала учащимся, не с помощью книги, а с помощью практической работы. Например, можно создать с детьми азбуку при помощи лепки из пластилина, с помощью мелкой крупы создать подделки, на которых будут изображены буквы или слова, использовать шнуровки для запоминания и закрепления образа букв.

Также в обучении грамоте, присутствуют «Прописи», с помощью них можно определить подготовку к освоению первоначального письма и формированию графического навыка. Система пособий, помогает обеспечивать фронтальную работу, с помощью нее есть возможность организовать внимание детей и сосредоточить их на учебной работе. Перед обучением детей письму, педагогу необходимо, проводить гимнастику для рук, это очень важная физическая нагрузка, которая помогает, расслабить мышцы кистей и пальцев. Помимо этого педагогу необходимо, научить детей правильно ориентироваться на листке бумаги, учащийся должен легко понимать, где находится центр листа, его правая и левая сторона, верхний и нижний край, угол. Также педагог должен сформировать базовые графические навыки у детей.

Следующим в обучении грамоте, нами были рассмотрены инновационные формы и методы, которые могут использовать в своей работе педагоги при обучении детей младшего школьного возраста грамоте.

В современном мире в работе с детьми, для развития их познавательной деятельности, можно использовать компьютер и информационные технологии, это внесет в жизнь детей в школе элемент новизны, а также это повысит интерес учащихся к приобретению знаний.

Изначально, учащимся можно предложить изучить теоретическую информацию в форме просмотра интересного видеоролика. Такой способ имеет свои преимущества, так как электронные иллюстрации могут расширить спектр способов предъявления информации. Также закрепление

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

и

материала можно осуществить с использованием электронных индивидуальных заданий, подобранных под каждого учащегося.

Каждый педагог может для знакомства, закрепления, повторения использовать презентационный материал, в каждую презентацию педагог может добавлять интерактивные задания с элементами игры, с таким подходом детям становиться, интереснее изучать материал, и они также готовы решат поставленные перед ними цели, но уже с большим интересом.

К инновационной деятельности, мы отнесли и работу с проведением исследования. В начальный период обучения всю исследовательскую деятельность можно сосредоточить на исследовании гласных и согласных букв, мягких и твердых согласных звуков и т.д. В этом могут помочь такие упражнения, как картинный диктант, на котором дети, смотря на картинки должны называть первый звук в словах. При исследовании вместе с учащимся звуков, можно задавать им вопросы как проходит воздух при произношении данного звука, какие звуки могут задержаться на губах и т.д. Заучивание наизусть стихотворений, о гласных и согласных буквах.

После того как ученики познакомятся с основой обучения грамоте, можно создать проектную группу. Метод проектов сплотит коллектив учащихся, а также создаст доверительные отношения с педагогом. Метод проектов должен быть построен так, чтобы половину работы учащиеся выполняли самостоятельно, а другую половину в группе. Темы для проектной деятельности могут быть разные, например, группа учащихся совместно с педагогом, может создать проект под названием «Город гласных и согласных букв». В проектной деятельности по теме, которую мы представили для примера, можно с учениками создать стенд, в котором будут отражаться гласные и согласные буквы. Гласные буквы будут разделены на первый порядок и второй, а согласные буквы твердые и мягкие. При создании проекта, важной составляющей является беседа, педагог постоянно должен общаться с учениками, спрашивать их мнения, задавать им различные вопросы, и творчески подключать их к работе в проекте. Также каждому ученику, который принимает участие в проекте, должны выдаваться индивидуальные задания, с целью того, чтобы по итогу их выполнения можно было найти проблемные ситуации, как в знаниях учеников, так и слабые места в проекте. По окончанию проекта группа участников должна защитить свой проект.

К интерактивным методам обучения можно отнести еще несколько:

- работа в паре, дети могут устраивать друг у друга взаимную проверку заданий, а оценка выполнения будет представлена в виде фишек;

- работа в малой группе, можно давать небольшие задания для детей, например, собрать слова, которые рассыпались, а дальше составить из полученных слов предложения, а из предло-

жений, небольшие рассказы, которые ребята также составляют в группе; - мнемотехнику (мнемотаблицы), будут применяться, и использоваться в дидактическом материале. С помощью такой технологии, дети могут составлять рассказ о букве, об алфавите, прочитанной книге.

Следующая работа, которая должна проводиться с детьми при изучении грамоте, это работа с предложениями и устной речью. Педагог должен следовать некоторым целям:

1. Совершенствовать диалогическую речь детей, учить их задавать вопросы и отвечать на них.

2. Обучать учащихся правильному согласованию слов в предложениях.

3. Обучать детей правильному пересказу небольших сказок и рассказов по картинкам или о предмете.

4. Также дети должны научиться заучивать стихотворения наизусть, воспроизводить их с соблюдением интонации.

5. Учитель должен направить обучающихся к тому, чтобы они внимательно слушали ответы своих одноклассников.

Следующее, что может предложить педагог на занятиях по изучению грамоте - это работа с аппликациями. Занятия аппликацией являются одновременно и занятиями по развитию речи. В процессе создание творческой картинки, необходимо в процессе выполнения вести непрерывный разговор с детьми. Игровая деятельность повышает речевую активность, и может вызывать речевое подражание. Диалог с детьми должен строиться с учетом интересов ребенка. Также в процессе для лучшего социального развития, можно предложить детям поработать над созданием большой аппликации. С помощью этого варианта, дети учатся взаимодействовать друг с другом, ждать своей очереди и радоваться общему результату.

Учителю важно прорабатывать речевые ошибки учащихся, и пытаться устранить их. Первое место, где дети совершают ошибки чаще всего, это словарные слова. В этой группе наиболее часто встречаются следующие группы ошибок: повторение одних и тех же слова; употребление слов в неточном значении в результате непонимания смысла слов; употребление диалектных и просто речевых слов и словосочетаний.

Исправлять эти ошибки необходимо медленно, исправляя ребенка многократно. Ошибки в предложениях у детей встречаются также часто, они могут использовать неправильную постановку слов в предложениях, которые могут искажать его смысл. Также дети чаще всего не умеют обозначать границы в предложениях. Для того, чтобы исправить эти ошибки, необходимо проводить работать над этими предложениями.

Кроме речевых ошибок, также встречаются логические (неречевые ошибки). А именно пропуск слов, для составления предложений. Также в детской речи могут встречаться нелепые суждения, связывание понятий разных уровней. Причина та-

ких ошибок в слабом внимании школьников. Нами были рассмотрены не все ошибки, а только те, которые встречаются чаще.

Представленные нами формы работы по обучению детей грамоте, развивают у детей активность, самостоятельность, самоконтроль, адекватную самооценку, прививают детям умение работать в паре или команде, развивают произвольность и быстроту мыслительных операций.

Методы обучения, которые были рассмотрены нами в статье, способствует становлению личности ребенка. Ребенок с помощью таких технологии становиться заинтересованным в обучении, получает от такого обучения положительные эмоции, у него устанавливается контакт с педагогом и одноклассниками. Интерактивный метод предъявления информации с использованием презентаций несет в себе образный тип информации, понятный младшими школьникам, стимулирует познавательную активность.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Андриянова Е.И. Работа с учебниками по литературе. - М.: Искусство, 2016. - 424 с.

2. Зотина Л.М. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.: НПО «МОДЭК», 2001. - 432 с.

3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 640 с.

4. Ткаченко Л.В. Психолого-педагогические и психолингвистические особенности развития речи младших школьников в период обучения грамоте // Концепт. - 2015. - № 7-6 с.

5. Ушинский К.Д. Развитие речи у детей. - М.: Ар-тик, 2005. - 205 с.

FEATURES OF WORK ON DEVELOPMENT OF SPEECH OF FIRST GRADES IN THE PERIOD OF LEARNING LITERATURE

Safarova N.A., Mamedova L.V.

North -Eastern Federal Institute of MK Ammosova

This article considers the organization of work on the speech development for first-graders in grammar classes. We have formulated relevance of the issue, studied academic and pedagogical researches on the field, pointed out the scientists which studied the speech development issues. We also consider the requirements that teacher should take into account while using teaching material in grammar classes. We also consider the connection between grammar and speech development. In our research we have applied the textbook "Azbuka" which is considered to be the first tool for child's speech and grammar skill development. After that we analyze metasubstantive and substantive results after finishing the course with the textbook "Azbuka" by students and teacher. We also suggested innovative methods which must be applied to proper build the narrative of grammar class, such as: mnemonic triggers, articulates gymnastics, finger gymnastics, orientation on a piece of paper, game method, logo tales, ICT.

Keywords. Younger students, speech, speech development, teaching aids, work with pictures, didactic material.

References

1. Andriyanova E.I. Working with textbooks on literature. - M.: Art, 2016. - 424 p.

2. Zotina L.M. Linguopsychology of speech activity. - M.: NGO "MODEK", 2001. - 432 p.

3. Nemov R.S. Psychology: Textbook. for stud. Higher. Ped. Textbook. institutions: In 3 books. - 4th ed. - M.: VLADOS, 2001. -640 p.

4. Tkachenko L.V. Psychological, pedagogical and psycholinguis-tic peculiarities of speech development in younger schoolchildren during the period of literacy training // Concept. - 2015. -No. 7. - 6 p.

5. Ushinsky K.D. Speech development in children. - M.: Artik, 2005. - 205 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.