Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
524
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / ЯЗЫКОВОЙ КОМПОНЕНТ / КОММУНИКАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дмитриева Елена Ермолаевна, Белова Екатерина Николаевна

В статье представлены результаты теоретико-экспериментального изучения речевого общения, его языкового и коммуникативного компонентов. Представлена программа диагностического изучения речевого общения, сравнительные, эмпирические данные его развития у старших дошкольников в условиях задержки психического развития и при нормальном психофизическом развитии. Экспериментальные данные свидетельствуют о недостаточном развитии у старших дошкольников с задержкой психического развития как языкового, так и коммуникативного компонентов речевого общения. Авторами обозначены психологические условия оптимизации развития у этих детей речевого общения при решении коммуникативных задач в различных коммуникативных ситуациях общения с партнером - взрослым и партнером - сверстником.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дмитриева Елена Ермолаевна, Белова Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SPEECH COMMUNICATION IN OLDER PRESCHOOLERS WITH MENTAL DEVELOPMENT DELAY

The article presents the results of theoretical and experimental study of speech communication, its linguistic and communicative components. The program of diagnostic study of speech communication, comparative, empirical data of its development in older preschoolers in conditions of mental retardation and normal psychophysical development is presented. Experimental data indicate insufficient development of both linguistic and communicative components of speech communication in older preschoolers with mental retardation. The authors identify the psychological conditions for optimizing the development of speech communication in these children when solving communicative tasks in various communicative situations of communication with an adult partner and a peer partner.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Психология

УДК 159.9.

доктор психологических наук, профессор Дмитриева Елена Ермолаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант факультета психологии и педагогики Белова Екатерина Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье представлены результаты теоретико-экспериментального изучения речевого общения, его языкового и коммуникативного компонентов. Представлена программа диагностического изучения речевого общения, сравнительные, эмпирические данные его развития у старших дошкольников в условиях задержки психического развития и при нормальном психофизическом развитии. Экспериментальные данные свидетельствуют о недостаточном развитии у старших дошкольников с задержкой психического развития как языкового, так и коммуникативного компонентов речевого общения. Авторами обозначены психологические условия оптимизации развития у этих детей речевого общения при решении коммуникативных задач в различных коммуникативных ситуациях общения с партнером - взрослым и партнером - сверстником.

Ключевые слова: задержка психического развития, речевое развитие, языковой компонент, коммуникативный компонент, старшие дошкольники.

Annotation. The article presents the results of theoretical and experimental study of speech communication, its linguistic and communicative components. The program of diagnostic study of speech communication, comparative, empirical data of its development in older preschoolers in conditions of mental retardation and normal psychophysical development is presented. Experimental data indicate insufficient development of both linguistic and communicative components of speech communication in older preschoolers with mental retardation. The authors identify the psychological conditions for optimizing the development of speech communication in these children when solving communicative tasks in various communicative situations of communication with an adult partner and a peer partner.

Keywords: mental retardation, speech development, language component, communicative component, senior preschoolers.

Введение. Реализация социальной и образовательной интеграции детей с задержкой психического развития (ЗПР) предъявляет высокие требования к коммуникативно-речевому развитию детей, которое рассматривается в качестве условия успешной социализации детей и адаптации их в социуме [6, 7, 9]. Обозначенная во ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья [7] инклюзивная модель образования для детей с ЗПР актуализирует проблему развития у них речевой коммуникации уже на этапе дошкольного детства. В рамках ФГОС ДО [8] в области коммуникативно-речевого развития дошкольников предусмотрено овладение речью как важным коммуникативным инструментом, развитие инициативности, самостоятельности, умений и навыков активного взаимодействия с партнером по общению (взрослым и сверстником).

Изложение основного материала статьи. Большинство ученых характеризуют речевое общение как совокупность языковых и коммуникативных составляющих [4]. В отечественной науке нет общего мнения о том, что следует понимать под языковым компонентом речевого общения. Сторонники психологического подхода понимают под ним владение всеми сторонами языка: звуковой, лексической грамматической. В качестве показателей развития языкового компонента рассматривается совокупность речевых умений и навыков ребенка, позволяющих ему понимать и строить высказывания в соответствии с коммуникативной ситуацией и законами родного языка. Под коммуникативным компонентом речевого общения понимается способность налаживать речевое взаимодействие с партнером, устанавливать с ним деловые, личностные отношения в зависимости от ситуации общения [4].

Анализ научных исследований свидетельствует о специфике развития у детей с ЗПР речевого общения [1; 2, 3; 5 и др.]. У детей снижена потребность в общении, отмечается бедность мотивационных установок на общение, отсутствует инициатива в общении, не сформированы средства коммуникации (монологическая, диалогическая речь), отсутствует эмпатия по отношению к партнеру по коммуникации. Научные факты позволяют констатировать несформированность всех сторон речи детей, недостаточную её коммуникативную насыщенность, содержательно-функциональную бедность средств речевого общения. В силу недостаточности речемыслительной деятельности у детей с ЗПР страдает процесс формирования языковых навыков и умений: не формируются своевременно представления о языковых единицах и их функционировании (фонемах, лексемах, грамматических конструкциях), закономерностях построения высказываний. В различных языковых ситуациях у детей с ЗПР наблюдаются в общении с партнером ситуативные высказывания, обращения-побуждения, редко используются обращения-высказывания, обращения-вопрос. Наблюдается кратковременность речевых контактов, быстрая исчерпаемость побуждений к высказыванию, непонимание партнера и не всегда адекватная речевая реакция, что не способствует продолжению общения.

Ученые отмечают такие психологические личностные особенности детей с ЗПР как замкнутость, робость, нерешительность, которые порождают специфические черты их речевого поведения: незаинтересованность в партнере, замедленное включение в ситуацию общения, неумение поддерживать конструктивный диалог с партнером, эмоциональную поверхностность контактов, импульсивность и конфликтность поведения. Однако недостаточно изученными остаются теоретические основы развития у детей с ЗПР языкового и коммуникативного компонентов речевого общения, факторы их определяющие, возможности коррекции вербального общения у детей с ЗПР на этапе дошкольного детства.

Цель проведенного нами эмпирического исследования - экспериментальное изучение особенностей речевого общения в совокупности языкового и коммуникативного компонентов у старших дошкольников с ЗПР.

Исследование проводилось в группах для детей 6-7 лет в МБДОУ «Детский сад №36». В эксперименте участвовало 20 детей с нормальным психофизическим развитием (НИР) 20 детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Методический аппарат включал в себя стандартизированное наблюдение, анализ документации (речевых карт).

С целью изучения языкового компонента речевого общения на основе результатов логопедического обследования оценивали компоненты устной речи по трехбалльной шкале [4]: общее звучание речи, произношение звуков, особенности

слоговой структуры слова, словарный запас, развитие фонематического слуха, грамматический строй речи. Качественно-балльные оценки данных показателей позволили выделить уровни овладения языковым компонентом речевого общения (высокий, средний, низкий).

С целью оценки коммуникативного компонента речевого общения использовали методику М.Я. Басова «Схема наблюдения уровня развития навыков общения у ребенка». Количественно-качественный анализ степени выраженности критериев развития у ребенка коммуникативных навыков (владение пластикой, чувствительность, степень эмоциональной вовлеченности и включенности в действия партнера, выраженность сопереживания сверстнику, наличие потребности в общении, продолжительность коммуникативного контакта) позволял выявить уровни развития коммуникативного компонента речевого общения старших дошкольников.

Таблица 1

Уровни развития речевого общения (языкового компонента) у старших дошкольников с ЗПР и НПР

Группы испытуемых

Уровни развития Дети с ЗПР Дети с НПР

Кол-во детей % детей Кол-во детей % детей

низкий 9 45,0 0 0,0

средний 11 55,0 10 50,0

высокий 0 0,0 10 50,0

У детей с ЗПР (в 55,0% случаев) и у старших дошкольников с НПР (в 50% случаев) доминирует средний уровень развития языкового компонента. Отмечается ошибочность при отборе лексических схем, непропорциональное использование частей речи, незначительные затруднения в грамматическом оформлении высказываний, несколько снижена разборчивость речи.

У детей с ЗПР (в 45% случаев) наблюдается низкий уровень развития языковых характеристик речевого общения. Фиксируются: бедность словаря, сложности построения грамматических конструкций, недостаточная четкость произносимых высказываний, нарушение темпа речи и ее интонационного оформления.

Только у детей с НПР (в 50% случаев) мы наблюдали высокий уровень развития языкового компонента вербального общения: адекватный подбор лексического материала, правильное использование грамматических конструкций для создания высказываний, четкость произношения высказываний, интонационное соответствие высказываний ситуации общения.

Таким образом, сравнительный анализ позволил выделить недостаточный уровень овладения старшими дошкольниками с ЗПР языковыми компонентами вербального общения, недостаточность в развитии всех компонентов языковой системы.

Таблица 2

Уровни развития речевого общения (коммуникативного компонента) у старших дошкольников с ЗПР и НПР

Группы испытуемых

Уровни развития Дети с ЗПР Дети с НПР

Кол-во детей % детей Кол-во детей % детей

низкий 0 0,0 7 35,0

средний 8 40,0 13 65,0

высокий 12 60,0 0 0,0

У старших дошкольников с ЗПР преобладает средний уровень развития коммуникативного компонента (65% детей), у дошкольников с НПР он наблюдался в 40% случаев. Дети понимают коммуникативную ситуацию, не проявляют инициативы в общении, эпизодически поддерживают инициативу другого. Проявляя чувствительность к партнеру, дети не стремятся его понять и осознать его особенности. Дети не всегда улавливают смысл информации, адекватно используют языковые средства в коммуникации. Они не проявляют эмпатии, не умеют продолжительное время поддерживать контакт с партнером.

Дошкольники с ЗПР (в 35% случаев) показали низкий уровень развития коммуникативного компонента вербального общения. У них слабо выражена потребность в общении, дети избегают даже кратковременных ситуативных контактов с партнером. Дети не проявляют интереса к партнеру по общению, отсутствует чувствительность к его воздействиям, отмечается эмоциональная поверхностность контактов. Дети не ориентируются в ситуации общения со взрослым и сверстником, отсутствует зрительный контакт, дети не осознают коммуникативные задачи, не могут высказать свое отношение к информации, импульсивные действия приводят их к конфликту с партнером.

У 60% испытуемых с НПР (участников эксперимента) мы наблюдали высокий уровень развития коммуникативного компонента речевого общения. Дети обнаруживали потребность в общении, проявляли инициативу в налаживании коммуникативного контакта. У детей отмечается открытый взгляд, плавный характер движений, естественные выразительные жесты, высокая чувствительность к партнеру. Дети владеют коммуникативной ситуацией, выделяют коммуникативные задачи, легко включаются в общение, способны к сохранению конструктивного диалога. Они выражают сочувствие, сопереживание партнеру, готовность к взаимодействию с ним. Итак, по результатам сравнительного эксперимента мы не обнаружили у старших дошкольников с ЗПР характеристики коммуникативного компонента вербального общения, которые бы позволяли им поддерживать общение и конструктивный диалог с разными партнерами.

По результатам диагностического изучения мы апробировали в работе со старшими дошкольниками с ЗПР программу психологической помощи, основанную на методологии коммуникативного подхода. Реализованная нами коррекционно-развивающая программа предполагала включение детей в педагогически организованные коммуникативные ситуации (практического, теоретического сотрудничества, диалогического взаимодействия и др.), мотивирующие детей на решение

коммуникативных задач в общении с разными партнерами, на овладение вербальными типами коммуникативных высказываний.

По итогам реализации программы мы констатировали позитивные изменения в развитии речевого общения у старших дошкольников с ЗПР: обогатились содержательные характеристики их коммуникации, спектр используемых в общении языковых средств.

Выводы. Таким образом, результаты теоретико-экспериментального исследования свидетельствуют о достаточно низком уровне развития у старших дошкольников с ЗПР речевого общения, его языкового и коммуникативного компонентов, что актуализирует задачу выявления и преодоления недоразвития речевого общения детей с ЗПР уже на этапе дошкольного детства.

Полагаем, что психологическое условие оптимизации речевого общения дошкольников с ЗПР - это расширение коммуникативного пространства, включение детей в решение коммуникативных задач и поиска эффективных языковых средств их решения в различных коммуникативных ситуациях (в условиях игровой деятельности, практического и теоретического сотрудничества с партнером), с разными коммуникативными партнерами (взрослым и сверстником).

Литература:

1. Гаврилова В.Ю., Ляшенко А.Н. Уровни развития коммуникативных умений у старших дошкольников с ЗПР // Инновации. Наука. Образование. - 2021. - №31. - С. 1810-1815.

2. Дмитриева Е.Е. Коммуникативное развитие детей с ЗПР: диагностика и коррекция: Учебное пособие. - Н. Новгород, 2004. - 63 с.

3. Дмитриева Е.Е. Социально-личностная готовность детей с задержкой психического развития к обучению в школе // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2017. - №5. - С. 33-38.

4. Дмитриевских Л.С. Изучение языковой и коммуникативной компетентностей как компонентов речевого общения у дошкольников с нарушениями речи // Педагогическое образование в России. - 2013. - №1. - С. 168-174.

5. Заречная А.А. Особенности развития коммуникативной компетентности у детей с задержкой психического развития // Психолого-педагогические исследования. - 2018. - Том. 10. - №1. - С. 32-41.

6. Коробейников И.А. Дифференциация образовательных потребностей как основа дифференциации условий образования детей с ЗПР // Дефектология. - 2017. - №2. - С. 3-13.

7. Кузьмина Т.И. Диагностика Я-социального у младших школьников с интеллектуальными нарушениями // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7. - №4. - [Электронный ресурс] https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-4-13 (дата обращения: 23.11.2021)

8. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». [Электронный ресурс] https://docs.edu.gov.ru/document/a72db92c851c9f9c33d52d482420b477/ (дата обращения: 23.11.2021).

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс] https://docs.edu.gov.ru/document/e2bb03c57325d29c7fef3910a36d9a30/ (дата обращения: 21.11.2021).

10. Фуреева Е.П. Влияние речевого развития детей с ЗПР на их коммуникативные возможности // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2015. - №1 (63). - С. 21-26.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Калинкина Евгения Михайловна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования "Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний" (г. Вологда); кандидат педагогических наук, доцент Поярова Татьяна Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда); кандидат психологических наук Яблокова Аида Вячеславовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда)

УЧЕТ ДИНАМИКИ КОГНИТИВНОЙ СЛОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ ПРИ ПОСТРОЕНИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация. Данная статья посвящена исследованию динамики когнитивной сложности в подростковом возрасте. Результаты эмпирического исследования позволяют придти к выводу, что когнитивная сложность увеличивается на протяжении подросткового возраста; когнитивная сложность связана с уровнем интеллектуального развития и школьной успеваемостью подростка. Авторы дают рекомендации относительно использования полученных данных при построении образовательного процесса.

Ключевые слова: когнитивная сложность, дифференцированность, интегрированность, репертуарные решетки, динамика, подростки, образовательный процесс.

Annotation. This article is devoted to the study of the dynamics of cognitive complexity in adolescence. Empirical research suggests that cognitive complexity increases during adolescence; Cognitive complexity is associated with the level of intellectual development and school performance of the adolescent. The authors give recommendations regarding the use of the obtained data in the construction of the educational process.

Keywords: cognitive complexity, differentiation, integration, repertoire grids, dynamics, adolescents, educational process.

Введение. Одно из требований к современному школьному образованию - способствовать развитию психики детей таким образом, чтобы оно шло гармонично. Это обуславливает необходимость создания таких систем обучения, которые учитывали бы специфические для каждого возрастного периода особенности развития когнитивной сферы, уровень сформированности отдельных интеллектуальных характеристик. В изучении общих закономерностей развития интеллекта психологическая наука сделала большой прорыв, но исследование особенностей формирования отдельных характеристик интеллектуальной сферы остается открытым вопросом. В частности, одним из компонентов когнитивной сферы человека является когнитивная сложность. Эта характеристика позволяет описать, как индивид вопринимает поступающую

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.