РАЗВИТИЕ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ОТ ГОДА ДО ТРЕХ ЛЕТ (АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД)
© Коноплева Н.В.*
Средняя общеобразовательная школа с. Сасыколи им. Г.Г. Коноплева,
Астраханская область, Харабалинский район, с. Сосыколи
В статье рассматриваются проблемы развития речемыслительной деятельности детей от года до трех лет на основе антропологического метода обучения. Выделяются этапы развития речемыслительной деятельности, а так же формы, методы и средства обучения.
Ключевые слова звуковая дифференциация, речемыслительная деятельность, структура речи, виды речи.
Термин антропологический метод развития речемыслительной деятельности детей был впервые введен в педагогику итальянским педагогом Марией Монтессори, которая писала: «Если бы я, предпринимая мои эксперименты с детьми, захотела дать название новому способу обучения, я назвала бы его антропологическим методом» [5, с. 23]. Вся система Монтессори покоиться на основах антропологии и глубоком и детальном изучении свободных проявлений ребенка. Свой метод обучения она основывает на наблюдении за ребенком, на анализе актов, которые совершает ребенок в процессе деятельности. Таким образом, изучается не объект - речь или мыслительная деятельность, как это обычно принято в психологии, а субъект - говорящий читающий, пишущий, мыслящий человек.
Монтессори задается вопросом: «Чем должен обладать человек, умеющий говорить???». Во-первых, у ребенка должен быть развит речевой аппарат, он должен уметь дифференцировать звуки (иметь развитый достаточно для речевой деятельности фонематический слух), воспроизводить звуки и соотносить их с конкретными предметами или действиями. Исходя из анализа актов речемыслительной деятельности, и строится процесс обучения детей речемыслительной деятельности.
1 этап - это развитие речевого аппарата, так называемые упражнения для языка: вытягивание язычка, сворачивание его в трубочку, мячик, часики. Эти упражнения нравятся детям и даже очень маленькие дети (1-1,5 года) с удовольствием их делают.
2 этап - упражнения на развитие фонематического слуха и развития навыков звуковой дифференциации. Дети учатся различать звуки живой и неживой природы, технические звуки. Для этого используются аудио записи,
* Воспитатель.
звуковые плакаты с изображениями животных, музыкальные игрушки, игрушечные музыкальные инструменты, складушки, распевки, прибаутки. Данная работа ведется в несколько этапов:
1. Изучение звуков живой природы по разделам: звуки домашних животных, звуки диких животных с локализацией по регионам (Животные России, животные Африки, Животные Австралии). На данном этапе важно научить ребенка соотносить звуки и изображение. Научить находить источник звука, воспроизводить звуки. Различать низкие и высокие звуки.
2. Изучение звуков неживой природы: стуки камня, шуршание бумаги, шин на асфальте. Шум дождя, порывы ветра, звуки вьюги, шум моря. Соотносить их с объектами природы.
3. Изучение технических звуков: пожарная сирена, скорая помощь, работа фена и других бытовых приборов. Здесь важно не только умение ребенка различать данные звуки, но и понимать, какие из них опасны. Поэтому каждый звук соотноситься не только с картинкой, но и с сигнальной карточкой на данной картинке, обозначающий сигнал опасности или безопасности.
4. Звуки человеческой речи. Звучание русской речи в форме устной речи, песни, в стихотворной форме. При научении детей различению данных видов речи, можно добавить иностранную речь. На данном этапе, хорошо подходят упражнения с вопроизводящими речь различными записывающими устройствами.
Важным условием развития речи является обучение ребенка умению слушать, что способствует развитию концентрации внимания. На втором-третьем году необходимо включать в обучение сказки, короткие рассказы, стихи. Чтение детям сказок и стихов вызывает эмпатийные переживания, актуализируется потребность в активной речи. Если потребности ребенка правильно удовлетворяются, то обогащение его словарного запаса происходит очень быстро. К концу второго года ребенок использует примерно 300 слов, а в конце третьего года - 1200-1500. Одновременно совершенствуется морфологическая структура речи - появляются падежные окончания, глагольные времена, множественное число. Во второй половине 2 года появляются 2-3 сложные предложения. Ребенок способен к третьему году использовать в речи предложения разного типа - повествовательные, восклицательные, вопросительные. Но самое главное, что речь ребенка становится средством воздействия на собственное поведение, организатором собственных действий, в форме, так называемой эгоцентрической речи, то есть разговора ребенка самим с собой.
Выготским Л.С. были установлены общие закономерности последовательного овладения ребенком значением слова, как языкового знака. Согласно его концепции, усвоение ребенком значения слова идет в направлении
от формирования предметной соотнесенности к формированию собственного значения слова через усвоение его обобщающей функции, т.е. функции выделения и обобщения существенных признаков предмета, затем - категориального значения (усвоение слова как знака, обозначающего целую предметную категорию и относящего обозначаемый предмет к этой категории [4]. «Магистральный путь» усвоения ребенком значения слова предполагает постепенный переход от «синкретического» (определяемого практической деятельностью ребенка), «конкретного» значения слова как знака-обозначения, наименования предмета, к его отвлеченному, «понятийному» значению, включающему отображение многомерной системы связей и отношений обозначаемого предмета с другими предметами окружающей действительности. Предметно-практическая и игровая деятельность ребенка, наряду с практикой речевого общения со взрослым, выступает как важнейший и определяющий фактор развития речемыслительной деятельности.
Список литературы:
1. Артюшков И.В. Аспекты исследования внутренней речи // Филологические науки. - 1997. - N 4. - С. 66-75.
2. Бейтс Э. Интенции, конвенции и символы // Психолингвистика. - М., 1984. - С. 50-103.
3. Брунер Дж. Онтогенез речевых актов // Психолингвистика. - М., 1984. - С. 21-50.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в.6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии. - М.: «Педагогика», 1982. - 504 с.
5. Дмитриева В.Г. Методика раннего развития Марии Монтессори. - М., 2013.
5. Коломинский Я. Беседы о тайнах психики. - Мн.: Юнацтва, 1990. -192 с.
6. Львов М.Р. Язык и речь // Начальная школа. - 2000. - N 1. - С. 83-88.
7. Ушакова Т.Н. Психологическое содержание речи ребенка 3-5 лет // Вопросы психологии. - 2000. - N 2. - С. 56-65.
8. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. Т. 1. - «Педагогика», 1983. - 322 с.
9. Леонтьев А.Н. Речевая деятельность // Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии. Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. - М.: «Просвещение», 1997.
10. Львов М.Р. Речевое развитие человека: [Развитие речи ребенка] // Начальная школа. - 2000. - N 6. - С. 98-105.
11. Мухина В.С. Психологические особенности детей преддошкольного и дошкольного возраста // Возрастная и педагогическая психология / Под редакцией А.В. Петровского. - М., 1973.
12. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. - М., 1969. - 450 с.
13. Ушакова Т.Н. Детская речь - ее истоки и первые шаги в развитии // Психологический журнал. - 1999. - Т. 20, N 3. - С. 59-69.
14. Ушакова Т.Н. Речь: истоки и принципы развития. - М.: ПЕР СЭ, 2004. - 256 с.
15. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. -М., 1998.
16. Чуковский К.И. От двух до пяти. - М., 1966. - 245 с.
17. Ильина С.Ю. Речевое развитие умственно отсталых старшеклассников на основе коммуникативно-ориентировочной модели обучения русскому языку // Дефектология. - 2003. - № 5. - С. 58-63.
18. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. - М.: Тривола, 1994. -217 с.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КОНЦЕРТА КАК ФОРМЫ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В СТУДИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА
© Кузнецов А.Н.*
Московский городской педагогический университет, г. Москва
В данной статье описывается педагогический потенциал, альтернативной спектаклю, формы публичного выступления учащихся в музыкально-театральной студии в системе дополнительного образования -концерт. Раскрывается содержание определенных тематикой работы понятий: дополнительное образование детей, театральная деятельность, педагогический потенциал, детский музыкальный театр, концерт, спектакль. Описаны характерные черты концерта, возможные виды исполнительской деятельности и принципы разработки концерта по содержанию и формам выступлений. Перечислены принципы организации концертных мероприятий. Представлен годовой план концертных мероприятий Музыкального театра-студии «Галёрка».
Ключевые слова: педагогический потенциал, дополнительное образование детей, театральная деятельность, детский музыкальный театр, спектакль, концерт.
Дополнительное образование детей - составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно [1].
* Аспирант кафедры Истории и теории музыки и музыкального образования.