Научная статья на тему 'Развитие речемыслительной деятельности детей от года до трех лет (антропологический метод)'

Развитие речемыслительной деятельности детей от года до трех лет (антропологический метод) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗВУКОВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / ЭГОЦЕНТРИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / SOUND DIFFERENTIATION / EGOCENTRIC SPEECH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Т. Н.

Статья посвящена проблеме обучения детей от года до трех лет речемыслительной деятельности на основе антропологического метода. В статье рассматривается поэтапный алгоритм развития речемыслительной деятельности детей до трех лет на основе звуковой дифференциации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие речемыслительной деятельности детей от года до трех лет (антропологический метод)»

Макарова Т.Н. ©

Воспитатель, муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Забузанская СОШ имени Турченко Э.П.»

РАЗВИТИЕ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ОТ ГОДА ДО ТРЕХ

ЛЕТ

(антропологический метод)

Аннотация

Статья посвящена проблеме обучения детей от года до трех лет речемыслительной деятельности на основе антропологического метода. В статье рассматривается поэтапный алгоритм развития речемыслительной деятельности детей до трех лет на основе звуковой дифференциации.

Ключевые слова: звуковая дифференциация, эгоцентрическая речь. Keywords: sound differentiation, egocentric speech.

Термин антропологический метод развития речемыслительной деятельности детей был впервые введен в педагогику итальянским педагогом Марией Монтессори, которая писала: «Если бы я, предпринимая мои эксперименты с детьми, захотела дать название новому способу обучения, я назвала бы его антропологическим методом» [5,23]. Вся система Монтессори покоиться на основах антропологии и глубоком и детальном изучении свободных проявлений ребенка. Свой метод обучения она основывает на наблюдении за ребенком, на анализе актов, которые совершает ребенок в процессе деятельности. Таким образом, изучается не объект - речь или мыслительная деятельность, как это обычно принято в психологии, а субъект - говорящий читающий, пишущий, мыслящий человек. Монтессори задается вопросом: «Чем должен обладать человек, умеющий говорить???» Во-первых, у ребенка должен быть развит речевой аппарат, он должен уметь дифференцировать звуки (иметь развитый достаточно для речевой деятельности фонематический слух), воспроизводить звуки и соотносить их с конкретными предметами или действиями. Исходя из анализа актов речемыслительной деятельности, и строится процесс обучения детей речемыслительной деятельности. Нами в процессе практической деятельности был выработан следующий алгоритм развития речемыслительной деятельности у детей в возрасте от года до трех лет:

1 этап - это развитие речевого аппарата, так называемые упражнения для языка: вытягивание язычка, сворачивание его в трубочку, мячик, часики. Эти упражнения нравятся детям и даже очень маленькие дети (1-1,5 года) с удовольствием их делают.

2 этап -упражнения на развитие фонематического слуха и развития навыков звуковой дифференциации. Дети учатся различать звуки живой и неживой природы, технические звуки. Для этого используются аудио записи, звуковые плакаты с изображениями животных, музыкальные игрушки, игрушечные музыкальные инструменты, складушки, распевки, прибаутки. Данная работа ведется в несколько этапов:

1. Изучение звуков живой природы по разделам: звуки домашних животных, звуки диких животных с локализацией по регионам(Животные России, животные Африки, Животные Австралии). На данном этапе важно научить ребенка соотносить звуки и изображение.Научить находить источник звука, воспроизводить звуки. Различать низкие и высокие звуки.

2. Изучение звуков неживой природы: стуки камня, шуршание бумаги, шин на асфальте. Шум дождя, порывы ветра, звуки вьюги, шум моря. Соотносить их с объектами природы.

©© Макарова Т.Н., 2013 г.

3. Изучение технических звуков: пожарная сирена, скорая помощь, работа фена и других бытовых приборов. Здесь важно не только умение ребенка различать данные звуки, но и понимать, какие из них опасны. Поэтому каждый звук соотноситься не только с картинкой, но и с сигнальной карточкой на данной картинке, обозначающий сигнал опасности или безопасности.

4. Звуки человеческой речи. Звучание русской речи в форме устной речи, песни, в стихотворной форме. При научении детей различению данных видов речи, можно добавить иностранную речь. На данном этапе, хорошо подходят упражнения с вопроизводящими речь различными записывающими устройствами.

Важным условием развития речи является обучение ребенка умению слушать, что способствует развитию концентрации внимания. На втором -третьем году необходимо включать в обучение сказки, короткие рассказы, стихи. Чтение детям сказок и стихов вызывает эмпатийные переживания, актуализируется потребность в активной речи. Если потребности ребенка правильно удовлетворяются, то обогащение его словарного запаса происходит очень быстро. К концу второго года ребенок использует примерно 300 слов, а в конце третьего года - 1200-1500. Одновременно совершенствуется морфологическая структура речи- появляются падежные окончания, глагольные времена, множественное число. Во второй половине 2 года появляются 2-3 сложные предложения. Ребенок способен к третьему году использовать в речи предложения разного типа - повествовательные, восклицательные, вопросительные. Но самое главное, что речь ребенка становится средством воздействия на собственное поведение, организатором собственных действий, в форме, так называемой эгоцентрической речи, то есть разговора ребенка самим с собой.

Л.С. Выготским были установлены общие закономерности последовательного овладения ребенком значением слова, как языкового знака[4]. Согласно его концепции, «усвоение ребенком значения слова идет в направлении от формирования предметной соотнесенности к формированию» собственного значения слова через усвоение его обобщающей функции, т. е. функции выделения и обобщения существенных признаков предмета, затем — категориального значения (усвоение слова как знака, обозначающего целую предметную категорию и относящего обозначаемый предмет к этой категории)[4,78]. «Магистральный путь» усвоения ребенком значения слова предполагает постепенный переход от «синкретического» (определяемого практической деятельностью ребенка), «конкретного» значения слова как знака-обозначения, наименования предмета, к его отвлеченному, «понятийному» значению, включающему отображение многомерной системы связей и отношений обозначаемого предмета с другими предметами окружающей действительности. Предметно-практическая и игровая деятельность ребенка, наряду с практикой речевого общения со взрослым, выступает как важнейший и определяющий фактор развития речемыслительной деятельности.

Литература

1. Артюшков И.В.Аспекты исследования внутренней речи // Филологические науки. - 1997. - N4.-С.66-75.

2. Бейтс Э. Интенции, конвенции и символы // Психолингвистика. М., 1984. С. 50 - 103.

3. Брунер Дж. Онтогенез речевых актов // Психолингвистика. М., 1984. С. 21 - 50.

4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В.6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии.: М., «Педагогика», 1982. - 504 с.

5. Дмитриева В.Г. Методика раннего развития Марии Монтессори; М. - 2013

5. Коломинский Я. Беседы о тайнах психики: .- Мн.: Юнацтва, 1990. - 192 с.

6. Львов М.Р. Язык и речь // Начальная школа. - 2000. - Ш.-С.83-88

7. Ушакова Т.Н. Психологическое содержание речи ребенка 3-5 лет // Вопросы психологии. - 2000. - Ш.-С.56-65.

8. А.Н. Леонтьев Избранные психологические произведения: В.2-х томах. Т1, «Педагогика», - 1983, - 322 с.

9. А.Н. Леонтьев. Речевая деятельность /Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии. Учеб.пособие для студ. пед. ин-тов; М., «Просвещение», - 1997.

10. Львов М.Р. Речевое развитие человека: [Развитие речи ребенка] // Начальная школа. -2000. - Ш.-С.98-105

11. Мухина В.С. Психологические особенности детей преддошкольного и дошкольного возраста || Возрастная и педагогическая психология (Под редакцией Петровского А.В.) М.1973 г.

12. Д.Н.Узнадзе. Психологические исследования, «Наука», - М., 1969. - 450 с.

13. Ушакова Т.Н. Детская речь - ее истоки и первые шаги в развитии // Психологический журнал. - 1999. - Т.20, Ш.-С.59-69.

14. Ушакова Т.Н Речь: истоки и принципы развития. - М.: ПЕР СЭ, 2004. - 256 с.

15. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.1998 г

16. Чуковский К.И. От двух до пяти. - М., 1966. - 245 с.

17. Ильина С.Ю. Речевое развитие умственно отсталых старшеклассников на основе коммуникативно-ориентировочной модели обучения русскому языку// Дефектология, 2003, - №5, -С.58-63.

18. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994. - 217 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.