Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
344
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психолого-педагогическая компетентность / родительство / кризисы детского развития / подростковый возраст / школьный психолог / мотивация / psychological and pedagogical competence / parenthood / child development crises / adolescence / sc hool psychologist

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ганичева Елена Юрьевна

Актуальность. Среди многих проблем, представляющих научный и практический интерес в психологической науке, отдельное место занимает проблема формирования психолого-педагогической компетентности родителей. Особенно велика ее роль в кризисные периоды онтогенеза психических процессов и свойств личности детей и подростков. В научной литературе немало исследований, посвященных теме развития и формирования родительских компетенций, но вопрос мотивации родителей подростков ко взаимодействию со школьными психологами, на наш взгляд, изучен недостаточно. Цель. Определить причины низкой мотивации родителей подростков к взаимодействию со школьной психологической службой и возможности образовательного учреждения в повышении уровня психолого-педагогической компетентности. Методы. Теоретический анализ, анкетирование, количественный и качественный анализ результатов исследования. Выборка. В исследовании приняли участие 100 человек, из них 50 —школьные психологи со стажем работы свыше 3 лет, работающие в образовательных учреждениях Центрального округа г. Москвы, и 50 родителей подростков 14–15 лет, обучающихся в средних образовательных школах России (Москва, Белгород, Климовск). Результаты. По результатам анкетирования педагогов-психологов установлен факт снижения количества обращений родителей подростков в психологическую службу. По результатам анкетирования родителей подростков выявлена готовность родителей к взаимодействию со специалистами психологической службы при соблюдении особых условий. Разработан методический комплекс, направленный на повышение мотивации родителей подростков к взаимодействию со специалистами психологической службы с целью развития родительских компетентностей. Выводы. Ис следование выявило проблему снижения у родителей подростков мотивации к консультированию у школьного психолога. Анализ результатов позволяет предположить, что причины такого снижения связаны с особенностями протекания подросткового периода и неготовностью родителей к трансформации детско-родительских отношений. Результаты опроса родителей выявили проблему создания условий для эффективного оказания консультативных услуг школьным психологом на базе образовательных учреждений. Созданный методический комплекс позволяет исследовать проблемы и возможности образовательной организации в плане повышения родительской компетентности и предлагает средства их вовлечения во взаимодействие со специалистами школьной психологической службы. Результаты исследования дают основания предполагать, что профилактическая работа с родителями на более ранних этапах обучения их детей в школе будет эффективна в повышении мотивации родителей подростков ко взаимодействию со школьными психологами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE OF ADOLESCENTS’ PARENTS IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Background. Development of psychological and pedagogical competence of parents is placed among the relevant problems of scientifi c and practical interest in the modern psychological science. Its role is especially great in the crisis periods of the ontogenesis of mental processes and personality traits of children and adolescents. Th ere are many studies in the scientifi c literature devoted to the development and formation of parental competencies, but the issue of motivating teenagers’ parents to interact with school psychologists, in our opinion, has been paid insuffi cient attantion. Objective. Th e study was aimed at investigating the reasons for the low motivation of teenagers’ parents to interact with the school psychological service and the possibilities of educational institutions in providing support to adolescents’ parents in developing their psychological and pedagogical competence. Methods. Th e study implemented methods of theoretical analysis, questionnairies, quantitative and qualitative analysis of the research results. Sample. Th e study involved 100 people, including 50 school psychologists with more than 3 years of experience working in educational institutions of Moscow, and 50 parents of adolescents aged 14–15 studying in the secondary education schools in Russia (Moscow, Belgorod, Klimovsk). Results. Survey of educational psychologists has established the fact of a decrease in the number of appeals of teenagers’ parents to the psychological services at schools. Survey of adolescents’ parents revealed their readiness to interact with specialists of a psychological service, subject to special conditions. A methodological complex has been developed aimed at increasing the motivation of teenagers’ parents to interact with educational psychologists in order to develop parental competences. Conclusion. Th e study revealed the problem of a decrease in the motivation of teenagers’ parents to consult with a school psychologist. Th e results analysis suggests that the reasons for this decline are associated with the peculiarities of adolescence period and the parents’ unwillingness for transformation of parent-child relationships. Th e parents survey revealed the problem of creating conditions for the eff ective provision of counseling services by a school psychologist on the basis of educational institutions. Th e resulting methodological complex makes it possible to investigate the problems and opportunities of an educational organization in terms of increasing parental competence and off ers means of involving them in interaction with school psychological service. Th e results of the study suggest that preventive work with parents at the earlier stages of their children’s education in school will be eff ective in increasing the motivation of teenagers’ parents to interact with school psychologists.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ • 2023 • ТОМ 16 • № 1

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Научная статья УДК 159.9

Ъйрэ: //doi.org/10.24412/TEP-23-8

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Е.Ю. Ганичева

Московский городской педагогический университет, Москва, Россия, zhavor@list.ru, https://orcid.org/0000-0002-0205-5422

Актуальность. Среди многих проблем, представляющих научный и практический интерес в психологической науке, отдельное место занимает проблема формирования психолого-педагогической компетентности родителей. Особенно велика ее роль в кризисные периоды онтогенеза психических процессов и свойств личности детей и подростков. В научной литературе немало исследований, посвященных теме развития и формирования родительских компетенций, но вопрос мотивации родителей подростков ко взаимодействию со школьными психологами, на наш взгляд, изучен недостаточно.

Цель. Определить причины низкой мотивации родителей подростков к взаимодействию со школьной психологической службой и возможности образовательного учреждения в повышении уровня психолого-педагогической компетентности.

Методы. Теоретический анализ, анкетирование, количественный и качественный анализ результатов исследования.

Выборка. В исследовании приняли участие 100 человек, из них 50 —школьные психологи со стажем работы свыше 3 лет, работающие в образовательных учреждениях Центрального округа г. Москвы, и 50 родителей подростков 14-15 лет, обучающихся в средних образовательных школах России (Москва, Белгород, Климовск).

Результаты. По результатам анкетирования педагогов-психологов установлен факт снижения количества обращений родителей подростков в психологическую службу. По результатам анкетирования родителей подростков выявлена готовность родителей к взаимодействию со специалистами психологической службы при соблюдении особых условий. Разработан методический комплекс, направленный на повышение мотивации родителей подростков к взаимодействию со специалистами психологической службы с целью развития родительских компетентностей.

Выводы. Исследование выявило проблему снижения у родителей подростков мотивации к консультированию у школьного психолога. Анализ результатов позволяет предположить, что причины такого снижения связаны с особенностями протекания подросткового периода и неготовностью родителей к трансформации детско-родительских отношений. Результаты опроса родителей выявили проблему создания условий для эффективного оказания консультативных услуг школьным психологом на базе образовательных учреждений. Созданный методический © Ганичева Е.Ю., 2023

комплекс позволяет исследовать проблемы и возможности образовательной организации в плане повышения родительской компетентности и предлагает средства их вовлечения во взаимодействие со специалистами школьной психологической службы. Результаты исследования дают основания предполагать, что профилактическая работа с родителями на более ранних этапах обучения их детей в школе будет эффективна в повышении мотивации родителей подростков ко взаимодействию со школьными психологами.

Ключевые слова: психолого-педагогическая компетентность, родительство, кризисы детского развития, подростковый возраст, школьный психолог, мотивация.

Для цитирования: Ганичева Е.Ю. Возможности развития психолого-педагогической компетентности родителей подростков в условиях образовательной организации // Теоретическая и экспериментальная психология. 2023. № 1 (16). С. 122-135. Ьйрэ: //doi.org/10.24412/TEP-23-8

PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY

Scientific Article https: //doi.org/10.24412/TEP-23-8

DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE OF ADOLESCENTS' PARENTS IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Elena Yu. Ganicheva

Moscow City University, Moscow, Russia, zhavor@list.ru, https://orcid.org/0000-0002-0205-5422

Background. Development of psychological and pedagogical competence of parents is placed among the relevant problems of scientific and practical interest in the modern psychological science. Its role is especially great in the crisis periods of the ontogenesis of mental processes and personality traits of children and adolescents. There are many studies in the scientific literature devoted to the development and formation of parental competencies, but the issue of motivating teenagers' parents to interact with school psychologists, in our opinion, has been paid insufficient attantion.

Objective. The study was aimed at investigating the reasons for the low motivation of teenagers' parents to interact with the school psychological service and the possibilities of educational institutions in providing support to adolescents' parents in developing their psychological and pedagogical competence.

Methods. The study implemented methods of theoretical analysis, questionnairies, quantitative and qualitative analysis of the research results.

Sample. The study involved 100 people, including 50 school psychologists with more than 3 years of experience working in educational institutions of Moscow, and 50 parents of adolescents aged 14-15 studying in the secondary education schools in Russia (Moscow, Belgorod, Klimovsk).

Results. Survey of educational psychologists has established the fact of a decrease in the number of appeals of teenagers' parents to the psychological services at schools.

© Ganicheva E.Yu., 2023

Survey of adolescents' parents revealed their readiness to interact with specialists of a psychological service, subject to special conditions. A methodological complex has been developed aimed at increasing the motivation of teenagers' parents to interact with educational psychologists in order to develop parental competences.

Conclusion. The study revealed the problem of a decrease in the motivation of teenagers' parents to consult with a school psychologist. The results analysis suggests that the reasons for this decline are associated with the peculiarities of adolescence period and the parents' unwillingness for transformation of parent-child relationships. The parents survey revealed the problem of creating conditions for the effective provision of counseling services by a school psychologist on the basis of educational institutions. The resulting methodological complex makes it possible to investigate the problems and opportunities of an educational organization in terms of increasing parental competence and offers means of involving them in interaction with school psychological service. The results of the study suggest that preventive work with parents at the earlier stages of their children's education in school will be effective in increasing the motivation of teenagers' parents to interact with school psychologists.

Keywords: psychological and pedagogical competence, parenthood, child development crises, adolescence, school psychologist.

For citation: Ganicheva, E.Yu. (2023). Issues of development of psychological and pedagogical competence of adolescents' parents in educational organizations. Teoreticheskaya i eksperimental'naya psikhologiya (Theoretical and experimental psychology), 1 (16), 122-135. https: //doi.org/10.24412/TEP-23-8

Введение

Современное российское общество и государство наделяют родителей полномочиями полноценных субъектов образования и воспитания ребенка. Однако обязанности, связанные с реализацией данного права, требуют от родителей достаточно высокого уровня развития психолого-педагогической компетентности. При этом не все родители готовы к освоению такой компетентности, а для многих из них это представляет трудность. Поэтому проблема своевременного формирования у родителей психолого-педагогической компетентности представляется чрезвычайно актуальной.

На сегодняшний день термины «компетентность» и «компетенция» приобретают все более широкое распространение в образовательном сообществе. Связано это в первую очередь с тем, что в настоящее время одним из приоритетных направлений образовательной политики государства является переход от парадигмы знаний к компетентностному подходу. «Это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем результатом образования становится не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях» (Хуторский, 2013).

Люди не рождаются компетентными родителями, а обучаются этому всю жизнь: с момента ожидания рождения ребенка, с его появлением в семье и по мере взросления. При этом, мотивация к повышению уровня психолого-педагогической компетентности возникает у родителей, как правило, лишь в момент возникновения проблем в межличностных отношениях с ребенком. Это сопряжено

с формированием личности ребенка и в основном совпадает с кризисами детского развития (Божович, 2008).

В документах «Федерального государственного образовательного стандарта общего образования» одним из условий реализации основных образовательных программ является «формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся». Развитие психолого-педагогической компетентности родителей — одна из задач, обозначенная для ФГОС общего образования, соответственно, это задача образовательной организации, которую могут выполнять как учитель, так и психолог в качестве субъектов образования.

Один из основных видов деятельности психолога образования — психологическое консультирование. Практика работы школьного психолога показывает, что запросы родителей чаще всего строятся как описание беспокоящего их вида поведения ребенка и просьба помочь изменить его в более приемлемую для родителя сторону, без саморефлексии, анализа родительского поведения и трансформации детско-родительских отношений (Дубровина, 2018).

Для полноценной и последовательной реализации родителями своих функций (ролей) необходим определенный набор знаний, умений и навыков. Под психолого-педагогической компетентностью родителей мы понимаем актуальное, формируемое личностное качество родителей, представленное в виде подготовленности личности к конструктивному осуществлению родительской роли, складывающееся из адекватного понимания сущности выполняемых родительских задач, их акмео-логической значимости на протяжении всего периода детства и подростничества. Она характеризуется также готовностью родителя к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в вопросах воспитания и развития детей и подростков. Психолого-педагогическая компетентность родителей — это полимодальная структура, составляющими элементами которой являются компетенции — актуальные, формируемые социальные качества личности родителя, а также качества, относящиеся к деятельности родителя. Особенность последних состоит в том, что, в отличие от знаний, умений и навыков, которые всегда «хранятся в готовом виде», деятельностные компетенции имеют место лишь в момент их реализации, т.е. манифестируются в ответ на актуальную ситуацию развития ребенка (Хуторский, 2013).

Изучая компетентность применительно к «родительству», необходимо раскрыть это понятие. Р.В. Овчарова, известный исследователь проблемы родитель-ства, определяет его как «интегральное психологическое образование личности (отца и/или матери), включающее совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля семейного воспитания» (Овчарова, 2005, с. 22). Как мы видим, в определении ярко выделены личностный и поведенческий компоненты компетентности. Автор рассматривает повышение психолого-педагогической компетентности родителей как одну из задач психологической помощи семье. Критерием оценки компетентности родителя Р.В. Овчарова считает отсутствие страха за то, что он «плохой» родитель, отсутствие переноса чувства страха и вины на ребенка. Автор делает вывод, что самоизменение и самообразование компетентного родителя является условием развития успешности ребенка (Овчарова, 2005).

По характеру взаимодействия родителя и ребенка определяют шесть этапов родительства, которые совпадают с этапами периодизации детского развития (Выготский, 2016). Каждый этап соответствует определенным задачам, стоящим перед родителями, которые связаны с потребностью в перестройке детско-родительских отношений с учетом развития ребенка и его возрастных особенностей. Согласно этой периодизации, подростковый возраст требует выработки внутрисемейной системы мер, позволяющих ребенку получить свободу и самостоятельность в принятии решений, поскольку отношения родитель-ребенок постепенно теряют характер навязывания норм поведения детям, становятся взаимодействием между равными взрослыми людьми. Параллельно с ребенком родитель переживает кризис развития психолого-педагогической компетентности, и у него так же, помимо зоны актуального развития, есть зона ближайшего развития (Выготский, 2016), которой он, возможно, готов овладеть с помощью извне (посредством ресурсов образовательной организации).

Особенно интересен подход Арнаутовой Е.П., которая разделяет родительскую компетентность на природную и социальную составляющие. Природная компетентность «разворачивается естественным образом как генетическая программа продолжения рода, связана с такими понятиями, как природная чувствительность (способность чувствовать другого как самого себя), эмоциональная отзывчивость, уникальность, целесообразность, целостность» (Арнаутова, 2016, с. 6). Социальная компетентность начинает проявляться по мере роста и развития ребенка и объединяет в себе культуру воспитания в семье, традиции воспитания, стереотипы поведения, духовно-нравственные традиции общества, — то есть это формируемое в процессе взросления ребенка личностное образование родителей.

Базой для формирования родительской компетентности является совокупность различных сторон родительского опыта: эмоционального, духовного, когнитивного, коммуникативного, рефлексивного (Арнаутова, 2016).

Автор выделяет ряд компонентов педагогической компетентности родителей.

Мотивационно-личностный компонент предполагает наличие у родителей

• потребности в самореализации как родителя и саморазвитии в этом качестве;

• позитивного самоотношения;

• личностной готовности к переменам;

• стремления понять мотивы поступков ребенка, поддержать его интересы;

• способности к эмпатии, педагогической рефлексии, самоконтролю.

Гностический компонент включает знания

• особенностей психологического развития в разном возрасте (новообразования, ведущий вид деятельности, кризисные проявления);

• стилей семейного воспитания и особенностей каждого из них;

• методов воспитания.

Коммуникативно-деятельностный компонент предполагает навыки и умения родителей

• развивать положительное отношение и интерес ребенка к разным видам деятельности;

• стимулировать проявление самостоятельности ребенка в деятельности;

• применять эффективные методы воспитания;

• общаться с ребенком, учитывая его возрастные особенности;

• создавать благоприятную и доверительную атмосферу общения.

Анализ существующих классификаций компетентности и ее производных дает основание упорядочить представления о психолого-педагогической компетентности родителей. В работах И.А. Зимней, которые основываются на деятельностном подходе, автор выделяет следующие компетенции (Зимняя, 2004):

• Личностные — внутренние ресурсы индивида, интеллектуальные и творческие возможности, лежащие в основе готовности и способности родителя к выполнению своей роли и саморазвитию как субъекта родительства.

• Социальные — способности родителей устанавливать, сохранять и поддерживать социальные связи, в независимости от своих симпатий и антипатий. Это предполагает наличие развитой системы коммуникаций и включает в себя освоение вариантов взаимодействия с окружающими людьми, в том числе со своими детьми, педагогами, психологами; выстраивание стратегий и способов достижения целей, понимание сути происходящего, предвидение последствий собственных действий.

• Деятельностные — способности конструктивного владения накопленным опытом в семейной сфере и в сфере воспитания детей и подростков и применения этого опыта в деятельности, совершенствования стиля воспитания с опорой на психолого-педагогические достижения в отечественной и мировой культуре в области детско-родительских отношений.

Меркуль И.А., изучая формирование психолого-педагогической компетентности родителей, выделяет три уровня ее развития:

1. Низкий уровень — когда представления о родительской роли очень общие, имеющиеся знания о возрастных и психологических особенностях развития ребенка носят фрагментарный и поверхностный характер, содержание понятия «роди-тельство» не подвергается достаточному осмыслению либо вообще не выступает предметом самостоятельной рефлексивной деятельности. Жизненные планы, ценности, связанные с рождением ребенка, не проявляются либо рассматриваются в отдаленной перспективе. Слабое представление себя в образе родителя.

2. Средний уровень свидетельствует об определенной осознанности целей родительства и воспитания ребенка, достаточно развитой толерантности и эмпа-тийности, позитивном самоотношении, но при этом характеризуется несколько противоречивой установкой на воспитание.

3. Высокий уровень предполагает наличие достаточно осмысленного представления о себе как о родителе; способность к гибким, креативным решениям; отношение к ребенку как субъекту взаимодействия, высокую психологическую готовность к материнству или отцовству. Характеризуется осознанным стремлением к саморазвитию, самореализации в сфере родительства (Меркуль, 2012).

Мы предполагаем, что снижение уровня психолого-педагогической компетентности родителей подростков сопряжено с вступлением их детей в пубертатный период. Детерминантами снижения компетентности являются особенности поведения подростка (процессы сепарации, индивидуализации, оппозиционное поведение, актуализация авторитета сверстников), к которым родитель оказывается не готов, испытывая тревожность в связи с резкими переменами. Вероятно, это временное снижение уровня компетентности, связанное с процессом качественных трансформаций детско-родительских отношений от типа «взрослый-ребенок» к типу «взрослый-взрослый».

Обзор развивающих программ, направленных на формирование психолого-педагогической компетентности, показал, что они отличаются объемностью, сложностью, продолжительностью по времени, что делает их непривлекательными для родителей, со стороны которых, в свою очередь, предполагается заинтересованность — мотивация, как условие реализации компетентностного подхода (Андронникова, Евдокимова, 2018; Варшал, Слободская, 2016; Володько, Суворова, 2017; Кабанченко, 2017; Умняшова, 2017). Поэтому существует необходимость в разработке таких программ в рамках компетентностного подхода, которые учитывали бы фактор мотивирования родителей на взаимодействие со специалистами школьной психологической службы. Критериями эффективности таких программ являются компактность, простота, опора на саморефлексию и привлекательность для родителей, а также адаптация относительно подросткового возраста. На наш взгляд, вопрос привлечения (мотивации) родителей к взаимодействию со специалистами школьной психологической службы изучен недостаточно. В научной и практической литературе приводится целый ряд исследований, посвященных развитию и формированию психолого-педагогической компетентности родителей на всех этапах детского онтогенеза, но они не касаются проблемы мотивирования родителей.

В настоящей статье представлен анализ вопросов мотивации родителей подростков к консультированию у школьных психологов как условия развития психолого-педагогической компетентности у родителей подростков на базе образовательной организации. Анализ литературы и наши предварительные наблюдения показали следующее. Большинство родителей обращаются за помощью только в период обострения деструктивных взаимоотношений с подростком, когда ребенок, вследствие некорректности родительского стиля воспитания, активно демонстрирует отклоняющееся поведение (Дубровина, 2018). При этом запросы родителей направлены большей частью на изменение поведения ребенка. Подходя к подростковому кризису своего ребенка, родители уже имеют опыт проживания предыдущих кризисов детского развития (кризис 1 года, 3 и 7 лет), но подростковый кризис отличается качественной перестройкой детско-родительских отношений. Дистанцирование от проблем подростка, неготовность к трансформации детско-родительских отношений от типа «взрослый-ребенок» к типу «взрослый-взрослый», попытки вернуть привычное поведение ребенка и, как следствие, — повышение тревожности у родителей — характерные паттерны родителей в период подросткового кризиса их детей.

На этой основе были сформулированы гипотезы исследования. 1. Уровень психолого-педагогической компетентности родителей, в том числе ее мотива-ционный компонент, снижается на этапе вступления их детей в подростковый период. 2. Для повышения мотивации родителей подростков к консультированию у школьного психолога необходимо создание определенных условий в образовательной организации.

Для проверки выдвинутых гипотез было проведено эмпирическое исследование, направленное на решение следующих задач:

1) подтвердить наличие проблемы снижения мотивации родителей подростков к взаимодействию со специалистами школьной психологической службы на расширенной выборке; изучить возможные причины снижения мотивации родителей подростков к психологическому консультированию как с точки зрения педагогов-

психологов, работающих в образовательных учреждениях, так и с точки зрения родителей подростков;

2) выявить факторы, которые могли бы повысить мотивацию родителей подростков к взаимодействию со школьным психологом.

Выборка

Выборка включала 100 человек и состояла из двух групп. Первая группа — 50 школьных психологов со стажем работы свыше 3 лет, работающих в образовательных учреждениях Центрального округа г. Москвы. Вторая группа — 50 родителей подростков 14-15 лет, обучающихся в средних образовательных школах России (Москва, Белгород, Климовск). При этом частично опрос был проведен в интернете (20% опрашиваемых).

Методы

В исследовании применялись метод анкетирования, количественный (подсчет процентов от общего количества) и качественный анализ.

Для решения задач исследования были разработаны две авторские анкеты.

Первая анкета предназначена для заполнения школьными психологами (см. Приложение 1) и включает шесть вопросов (открытого типа и с вариантами ответов). Психологам было предложено описать основные направления их работы в школе, указать количество запросов родителей на консультацию, перечислить причины низкой мотивации родителей подростков к взаимодействию со специалистами школьной психологической службы и возможные способы повышения такой мотивации.

Вторая анкета предназначена для заполнения родителями подростков, содержит 4 вопроса (открытого типа и с вариантами ответов) и направлена на выявление возможных причин и мотивов для обращения за консультацией к школьному психологу (Приложение 2). В анкете родителям было предложено обозначить:

1) весомые аргументы (помимо потребности в анализе ситуации с подростком) для обращения за консультацией к школьному психологу;

2) чья рекомендация станет ключевой для обращения родителей к школьному психологу;

3) какая форма психологической консультации для родителей более комфортна.

Дизайн исследования

Анкетирование проводилось в период с сентября 2019 г. по март 2022 г. и включало два основных этапа в соответствии с задачами исследования.

На первом этапе проводилось анкетирование педагогов-психологов образовательных учреждений, направленное на выявление проблемы снижения мотивации родителей подростков к консультированию у школьного психолога и выяснение трудностей, связанных с формированием родительской компетентности.

На втором этапе проводилось анкетирование родителей подростков с целью выяснения факторов, которые могли бы повысить их мотивацию к взаимодействию со школьным психологом.

До начала исследования родители подростков не посещали школьного психолога с целью консультирования по проблемам детско-родительских отношений, но планировали сделать это в ближайшее время.

Результаты исследования

Анализ ответов, полученных в результате анкетирования школьных педагогов-психологов и родителей подростков, позволил получить значимые в теоретическом и практическом плане данные.

В рейтинге приоритетных направлений работы школьного психолога первое место занимает коррекционная работа с учащимися, далее следуют развивающие занятия, профилактическая работа, профориентация, и лишь последнее место занимает консультирование родителей учащихся. При этом 70% опрошенных психологов образовательных учреждений заявили, что родители подростков обращаются за консультативной помощью крайне редко.

Среди основных причин низкой мотивации родителей подростков на обращение за консультациями педагоги-психологи называют:

- отсутствие достаточного количества времени для консультирования у школьного психолога;

- незнание специфики работы психолога-консультанта, в том числе, боязнь получения психиатрического диагноза;

- дистанцирование от проблем развития подростка, отрицание его проблем;

- стремление переложить свои обязанности по воспитанию на образовательное учреждение;

- отсутствие уверенности в результате взаимодействия со школьным психологом;

- уверенность в некомпетентности специалиста и психологической службы в целом;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- неготовность решать личностные и семейные проблемы совместно со школьным психологом.

Все опрошенные педагоги-психологи считают, что консультативная работа с родителями подростков, в том числе их мотивирование к консультированию у школьного психолога, улучшит эффективность его работы, проводимой специалистом с самими подростками.

Опрос выявил основные средства мотивирования родителей подростков к консультированию у школьного психолога, которые активно используют специалисты школьных психологических служб:

- участие психологов в родительских собраниях;

- знакомство с родителями в холле школы;

- привлечение классного руководителя к посредничеству во взаимодействии психолога с родителями;

- использование интернет-ресурсов для информирования родителей о работе школьной психологической службы;

- мотивирование родителей подростков на консультирование через консультирование самих подростков.

При этом участники опроса указали на значительный рост мотивации у родителей к консультированию после участия психолога в родительских собраниях.

Таким образом, оказалось, что педагоги-психологи сталкиваются в своей практике с фактом снижения мотивации родителей подростков к взаимодействию с ними и заинтересованы в решении этой актуальной для них проблемы.

Анализ данных, полученных в результате анкетирования родителей, позволил выявить ряд условий, мотивирующих родителей подростков к консультированию у школьного психолога.

Оказалось, что для 18% опрошенных родителей подростков очень важно, чтобы они хорошо были знакомы со школьным психологом, и чтобы последний постоянно взаимодействовал с родителями.

42% респондентов отметили, что они хотят знать смысл консультации, ее особенности и результат, который они могут получить в результате встречи.

Большая часть опрощенных (82%) обозначили как весомый аргумент для прихода на консультацию хорошую репутацию психолога (положительные отзывы коллег, родителей и детей).

Следующий вопрос предлагал родителям подростков выбрать человека, который может или должен порекомендовать школьного психолога.

68% опрашиваемых ответили, что, скорее всего, пойдут на консультацию к школьному психологу после рекомендации своего ребенка; 76% родителей выбрали рекомендации от классного руководителя; 28% отметили, что хотели бы получить рекомендацию от родителей одноклассников; 6% родителей подростков посетили бы школьного психолога после рекомендации администрации школы. Некоторые родители (4%) отмечали, что для них необходима рекомендация более близких людей и тех, кто уже пользовался услугами психолога и имеет положительный результат взаимодействия с ним.

В качестве наиболее предпочтительных форм консультации у школьного психолога родители подростков выбрали:

- индивидуальное консультирование — 80% опрошенных;

- семейное консультирование — 16% опрошенных;

- групповая консультация психолога с родителями подростков — 2%.

Подводя итоги настоящего исследования, необходимо отметить актуальность

проблемы снижения мотивации родителей подростков к взаимодействию со специалистами школьной психологической службы, которое связано со снижением уровня психолого-педагогической компетентности родителей в момент подросткового кризиса. Педагоги-психологи в своей практической работе сталкиваются с обозначенной проблемой и активно ищут пути ее решения, самостоятельно привлекая родителей к взаимодействию. С другой стороны, родители готовы к работе с психологом при соблюдении определенных условий: психологи должны иметь хорошую репутацию и положительные отзывы коллег, других родителей и детей, а также информировать о возможных формах консультирования и его предполагаемых результатах. Наиболее комфортная форма взаимодействия родителей с психологом — индивидуальная консультация.

Выводы

Обобщение теоретического материала показало, что создание возможностей для оказания психологической помощи родителям подростков в образовательном учреждении невозможно без соответствующего уровня мотивации у родителей, что является важным условием развития психолого-педагогической компетент-

ности родителей подростков. Проведенное эмпирическое исследование подтвердило актуальность проблемы снижения мотивации родителей подростков к взаимодействию со специалистами школьной психологической службы. Опрос родителей подростков показал, что реализация их потребности во взаимодействии с психологом на базе образовательного учреждения возможна при соблюдении ряда условий, из которых на первом месте находится авторитет педагога-психолога в образовательном учреждении.

Анализ результатов исследования дает основания рекомендовать специалистам школьных психологических служб проводить мероприятия по развитию психолого-педагогической компетентности родителей в опережающем режиме до наступления кризисных периодов подросткового возраста.

Литература

Андронникова О . О., Евдокимова М.А. Методические основы организации и проведения программы психолого-педагогической поддержки формирования родительской компетентности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. № 2 (74). С. 77-84.

Арнаутова Е.П. Журнал взаимодействия с родителями: психолого-педагогическое сопровождение семей с детьми 3-5 лет. М.: Русское слово — учебник, 2016.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008.

Варшал А.В., Слободская Е.Р. Оценка эффективности тренинга родительской компетентности при проблемах поведения у детей. // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24, № 1. С. 80-96.

Володько Н.В., Суворова И.Г. Развитие психолого-педагогической компетенции родителей младших школьников как показателя их субъектной позиции в системе деятельности центра детского развития // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2017. № 3. С. 73-82.

Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Юрайт, 2016.

Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. М.: Academia, 2018.

Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетент-ностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

Кабанченко Е.А. Родительская компетентность как психологический феномен. Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам III Междунар. науч.-практ. конф. М.: Изд. «МЦНО», 2017.

Меркуль И.А. Формирование психолого-педагогической компетентности родителя у студентов: дисс. ... канд. псих. наук. Москва, 2012.

Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.

Умняшова И.Б., Новикова Г.В. Развитие психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся // Вестник практической психологии образования. 2017. Т. 14, № 1. С. 14-18.

Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. М.: Эйдос; Издательство Института образования человека, 2013.

References

Andronnikova, O.O., Evdokimova, M.A. (2018). Methodical bases of the organization and implementation of the program of psychological and pedagogical support for the formation of parental competence. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta (Bulletin of the Kemerovo State University), 2 (74), 77-84. (In Russ.).

Arnautova, E.P. (2016). Journal of Interaction with Parents: Psychological and Pedagogical Support for Families with Children aged 3-5. M.: Russkoe slovo — uchebnik. (In Russ.).

Bozhovich, L.I. (2008). Personality and its formation in childhood. SPb.: Piter. (In Russ.).

Dubrovina, I.V. (2018). Developmental and pedagogical psychology. Reader. M.: Academia. (In Russ.).

Kabanchenko, E.A. (2017). Parental competence as a psychological phenomenon. Scientific forum: Pedagogy and psychology: Collection of articles based on the materials of the III International scientific-practical conference. M.: Izd. "MTsNO". (In Russ.).

Khutorskoy, A.V. (2013). Competence approach in teaching. Scientific and methodological manual. M.: Eidos; Izdatel'stvo Instituta obrazovaniya cheloveka. (In Russ.).

Merkul', I.A. (2012). Formirovanie psihologo-pedagogicheskoj kompetentnosti roditelya u

studentov: Diss____kand. psikhol. nauk. (Formation of Psychological and Pedagogical Competence

of a Parent in Students: dissertation). Ph.D. (Psychology). Moscow. (In Russ.).

Ovcharova, R.V. (2006). Parenthood as a psychological phenomenon: A textbook. M.: Mosk-ovskij psihologo-social'nyj institut. (In Russ.).

Umnyashova, I.B., Novikova, G.V. (2017). Development of psychological and pedagogical competence of students' parents. Vestnik prakticheskoj psihologii obrazovaniya (Bulletin of practical psychology of education), 14 (1), 14-18. (In Russ.).

Varshal, A.V., Slobodskaya, E.R. (2016). Evaluation of the Effectiveness of Parental Competence Training in Behavioral Problems in Children. Konsul'tativnayapsikhologiya ipsikhoterapiya (Counseling psychology and psychotherapy), 24 (1), 80-96. (In Russ.).

Volod'ko, N.V., Suvorova, I.G. (2017). Development of the psychological and pedagogical competence of parents of primary school students as an indicator of their subjective position in the system of activities of the center for child development. Vestnik Moskovskogo gosudarstven-nogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psihologicheskie nauki (Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Psychology), 3, 73-82. (In Russ.).

Vygotsky, L.S. (2016). Questions of child psychology. M.: Urait. (In Russ.).

Zimnyaya, I.A. (2004). Key competencies as the result-target basis of the competency-based approach in education. Author's version. M.: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov. (In Russ.).

Статья получена 09.11.2022;

принята 22.11.2022; отредактирована 16.02.2022.

Received 09.11.2022; accepted 22.11.2022; revised 16.02.2022.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT AUTHOR

Ганичева Елена Юрьевна — соискатель Департамента психологии Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, zhavor@list.ru, https://orcid.org/0000-0002-0205-5422

Elena Yu. Ganicheva — Applicant, the Department of Psychology, Institute of Pedagogy and Psychology of Education, Moscow City University, zhavor@list.ru, https://orcid.org/0000-0002-0205-5422

Приложение 1

Уважаемые коллеги!

Просим Вас принять участие в исследовании, которое направлено на выявление трудностей, связанных с мотивированием родителей на консультирование у школьного психолога. Внимательно прочитайте полную формулировку вопроса, затем все варианты ответа. Напишите свое мнение или обведите букву рядом с выбранным Вами вариантом ответа.

1. Опишите направления Вашей работы в школе в порядке приоритета:

2. Какое количество запросов на индивидуальное консультирование составляет запрос от родителей подростков (от общего количества запросов)?

a. Половина всех запросов на консультирование.

b. Около трети запросов.

c. Родители подростков обращаются редко.

а. _

3. Что, на Ваш взгляд, является причиной нежелания родителей подростков прийти на консультацию к школьному психологу?

4. Как родители формулируют и объясняют свое нежелание прийти на консультацию?

5. Какие средства мотивирования родителей на индивидуальное консультирование Вы использовали в своей практике?

a. Посещение родительских собраний.

b. Знакомство с родителями в холле школы.

c. Использование интернет-ресурсов для консультирования.

а. _

6. На Ваш взгляд, есть ли смысл мотивировать родителей на индивидуальное консультирование?

a. Да, это улучшит эффективность работы, проводимой с детьми.

b. Думаю, консультации у психолога не станут популярны среди родителей подростков.

c. Школьный психолог не обязан проводить индивидуальные консультации для родителей.

а. _

Спасибо за сотрудничество!

Приложение 2

Уважаемые родители!

Просим Вас принять участие в исследовании, которое направлено на выявление особенностей консультирования родителей подростков у школьного психолога. Прочитайте, пожалуйста, формулировку вопроса, затем все варианты ответа. Напишите свое мнение или/и обведите букву рядом с выбранным Вами вариантом ответа.

1. Сколько раз Вы посещали школьного психолога?

а) один; б) 1-3; в) 4-10; г) более 10 раз; д) не посещал(а).

2. На сколько баллов по 10-балльной шкале Вы были удовлетворены консультацией (в случае посещения)?

0 — совсем не удовлетворен(а), 10 — удовлетворен(а) полностью.

0123456789 10

Причина неудовлетворенности/удовлетворенности:

3. Что будет способствовать Вашему обращению к школьному психологу?

(можно выбрать несколько вариантов ответа)

a. Мы должны быть хорошо знакомы со школьным психологом, он должен постоянно взаимодействовать с родителями.

b. Психолог должен рассказать мне смысл моего прихода, особенности консультации и ее результат.

c. Психолог должен иметь хорошую репутацию, положительные отзывы учителей, родителей и детей.

а. _

4. Какая форма консультации (в случае необходимости) будет для Вас более комфортной?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

a. Индивидуальная консультация: родитель и психолог.

b. Групповая консультация: родители и психолог.

c. Семейная консультация: семья и психолог.

а. _

Спасибо за участие в анкетировании!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.