Морщакина Мария Сергеевна,
адъюнкт 3-го факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров), Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8
E-mail: [email protected]
Научная специальность: 5.3.5. Социальная психология
УДК 316.6
Дата поступления: 12 сентября 2023 г.
Дата принятия статьи в печать: 23 октября 2023 г.
Mariya Sergeevna Morshchakina,
Adjunct of the 3rd Faculty (Training of Scientific and Scientific-Pedagogical Personnel), Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: [email protected]
Scientific specialty: 5.3.5. Social psychology
Развитие психологической готовности к негативному информационно-коммуникационному воздействию у сотрудников отделов информации и общественных связей МВД России, впервые поступивших на службу в органы внутренних дел
Development of Psychological Readiness
for Negative Information and Communication Impact among
Employees of the Information and Public Relations
Departments of the Ministry of Internal Affairs
of Russia, Who First Entered the Service of the Internal
Affairs Bodies
Аннотация
Актуальность формирования психологической готовности к негативному информационно-коммуникационному воздействию, особенно у сотрудников, впервые поступивших на службу в органы внутренних дел, обусловлена современными тенденциями, происходящими в обществе.
Постановка проблемы: как показывает практика, молодым сотрудникам полиции приходится сталкиваться с рядом возникающих трудностей при осуществлении оперативно-служебной деятельности. Поэтому с первых дней службы важно научить «молодого» сотрудника не только основам профессиональной деятельности, но и подготовить его к отражению негативного информационно-коммуникационного воздействия.
Abstract
The relevance of the formation of psychological readiness for negative information and communication effects, especially among employees who first joined the internal affairs bodies, is due to current trends in society.
Problem statement: as practice shows, young police officers have to face a number of difficulties in carrying out operational and official activities. Therefore, from the first days of service, it is important to teach a "young" employee not only the basics of professional activity, but also to prepare him to reflect the negative information and communication impact.
The purpose of the study: to develop new approaches to the development of training methods for employees of information and public relations departments who first joined the internal affairs bodies.
Цель исследования: выработка новых подходов к разработке методов обучения сотрудников отделов информации и общественных связей, впервые поступивших на службу в органы внутренних дел.
Методы исследования: контент-анализ научной литературы, классификация; моделирование ситуаций оперативно-служебной деятельности и прогнозирование поведенческих реакций сотрудника полиции; опрос; анализ результатов деятельности.
Результаты и ключевые выводы: в современном мире изменения происходят в непрерывном потоке, увеличивается число инноваций, появляется большое количество безосновательных суждений. Поэтому сотрудник полиции должен обладать критическим мышлением, уметь действовать в нештатных ситуациях, адаптироваться к неблагоприятным изменениям действительности и быть высококвалифицированным сотрудником. Одной из составляющих успешного осуществления оперативно-служебной деятельности является психологическая готовность, но немаловажное влияние на снижение негативного информационно-коммуникационного воздействия оказывает умение управлять эмоциональным состоянием, контроль поведенческих реакций.
Research methods: content analysis of scientific literature, classification; modeling of operational situations and forecasting of behavioral reactions of a police officer; survey; analysis of performance results
Results and key conclusions: in the modern world, changes occur in a continuous stream, the number of innovations increases, and a large number of baseless judgments appear. Therefore, a police officer must have critical thinking, be able to act in emergency situations, adapt to adverse changes in reality and be a highly qualified employee. One of the components of the successful implementation of operational and official activities is psychological readiness, but an important influence on reducing the negative information and communication impact is the ability to manage emotional state, control behavioral reactions.
Ключевые слова: психологическая готовность; готовность к деятельности; сотрудники органов внутренних дел; профессиональная компетентность; саморегуляция.
Keywords: psychological readiness; readiness for activity; employees of internal affairs bodies; professional competence; self-regulation.
Сотрудники отделов информации и общественных связей (далее — ОИиОС) МВД России, впервые поступившие на службу в органы внутренних дел, сталкиваются с тем, что помимо освоения профессиональных знаний, умений и навыков, соблюдения служебной дисциплины, необходимо эффективно выстраивать коммуникацию с различными категориями граждан — журналистами, блогерами, представителями общественности и другими участниками общения. Уже на первоначальном этапе службы оперативно-служебная деятельность может осуществляться в привычных условиях или в нештатных, а порой и экстремальных ситуациях, сопровождающихся факторами, причиняющими психотравму. «Молодой» сотрудник ОИиОС, несмотря на небольшой стаж службы в органах внутренних дел, должен принять решение, как предоставить ту или иную информацию о произошедшем событии, осуществлять управление физиологическим
состоянием организма (снижение мышечного напряжения, нормализация дыхания), контроль психического состояния (важно не потерять контроль сознания над чувствами и волей, а также структурировать процесс мышления) [4].
Изменения, происходящие в современном мире, условия неопределенности, нарушающие процессы планирования, и появление новых форм профессиональной деятельности оказывают существенное влияние на сотрудника полиции. Об этом говорил в одном из выступлений Министр внутренних дел Российской Федерации генерал полиции Российской Федерации Владимир Александрович Колокольцев: «В нынешних условиях весь личный состав работает с высокой нагрузкой. Время непростое. Сама жизнь вносит коррективы в нашу деятельность... С первого дня службы каждый полицейский должен быть готов правильно отреагировать на экстремальную ситуацию...» [2].
В одном из интервью известный российский ученый С. Капица сказал: «...Знания очень легко получить — из Интернета, из разных источников, их слишком много и они слишком подвижны, а понимание — это то, что остается».
Следовательно, с первого дня службы в полиции молодому сотруднику необходимо продемонстрировать алгоритмы действий, способствующие пониманию сущности, целей и задач профессиональной деятельности, определению ее последовательности и способов выполнения поставленных задач, осознанию меры ответственности за свои действия и нацеленности на успех, а также научить приемам саморегуляции и особенностям психологического реагирования на условия экстремальных социальных вызовов [1].
Представленная программа включает в себя теоретические аспекты профессиональной деятельности, а также практические задания, представленные в виде кейсов, чтобы сотрудник, недавно ставший полицейским, смог смоделировать, «проиграть» ситуацию, так как только владея алгоритмом действий, возможно быстро ориентироваться в сложившейся ситуации и эффективно осуществлять оперативно-служебную деятельность. Она рассчитана на 32 академических часа, к ее освоению допускаются сотрудники ОИиОС, как аттестованные, так и работающие на вольнонаемных должностях, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Целью представленной программы является формирование профессиональных компетенций, необходимых для успешного осуществления оперативно-служебной деятельности и снижения негативного информационно-коммуникационного воздействия средовых факторов у сотрудников, ответственных за взаимодействие со СМИ.
Пройдя курс обучения, сотрудники ОИиОС смогут самостоятельно определить вектор оперативно-служебной деятельности и взаимодействия со СМИ, ответственно подходить к выполнению поставленных задач, научатся управлять эмоциональным состоянием; применять инновационные знания; осуществлять самостоятельный поиск и оценку профессионально значимой информации.
В результате освоения программы у слушателей будут сформированы следующие компетенции:
— К1-специальная: способность обладать специальными знаниями и умениями, необходимыми для эффективного решения задач
оперативно-служебной деятельности, т. е. критерии профессионализма сотрудников;
— К2-социальная: способность проявить высокий уровень эффективности, саморегулирования и самооценки при выполнении поставленных задач, умение сотрудника полиции приспособиться к условиям, ситуациям и различным факторам, выполняя свои профессиональные обязанности или достигая поставленной цели;
— КЗ-личностная: способность обладать приемами личностного самовыражения и саморазвития, механизмами защиты от негативного информационно-коммуникационного воздействия и профессиональной деформации [3];
— К4-индивидуальная: готовность к самореализации и развитию индивидуальности, к профессиональному росту, к организации рационального несения службы.
В процессе обучения по представленной программе будут осуществлены следующие действия:
— выявление и анализ ресурсов, способствующих прогнозированию определенных действий;
— выявление приемов эффективного профессионального взаимодействия и научение принятию решений за результаты своего труда;
— разработка последовательности действий при возникновении внештатных, экстремальных ситуаций при осуществлении оперативно-служебной деятельности;
— разработка рекомендаций в организации профессиональной деятельности, связанных с саморегуляцией и управлением эмоциональным состоянием «молодых» сотрудников;
— подготовка методических рекомендаций, содержащих всю необходимую информацию, связанную с деятельностью подразделения;
— организация практикумов (разбор типовых ситуаций профессиональной деятельности и тактических приемов поведения в них; моделирование ситуаций, приближенных к реальным, используя психологические приемы, методы и средства работы полицейского; игра как метод обучения профессионально-психологическим действиям в различных ситуациях; анализ игрового поведения).
Итогом обучения станет овладение необходимыми умениями, такими как:
— оценивание эффективности и результативности применения комплекса объективно необходимых знаний, умений и навыков при выполнении поставленных задач оперативно-служебной деятельности;
— определение оптимального перечня мероприятий, направленных на эффективное выполнение поставленных задач и очередности их выполнения;
— прогнозирование информационных рисков, связанных с размещением информации в СМИ;
— применение эффективных творческих подходов к решению проблемы и достижению положительного результата;
— взаимодействие с представителями СМИ и другими службами по вопросам организации совместной деятельности по формированию положительного имиджа сотрудников полиции;
— применение техники и приемов саморегуляции поведения, позволяющих сотруднику органов внутренних дел использовать те, которые зарекомендовали себя как наиболее эффективные, способствующие мобилизации личностных ресурсов или релаксации.
Программа включает следующие темы:
1. История появления и становления пресс-служб российской полиции.
2. Взаимодействие органов внутренних дел со СМИ на основе нормативно-правового регулирования.
3. Формирование профессиональных компетенций у сотрудников, впервые принятых на службу в органы внутренних дел.
4. Роль психологической готовности сотрудников ОИиОС, впервые принятых на службу, в отражении негативного информационно-коммуникационного воздействия.
Недавно принятому на службу в органы внутренних дел сотруднику ОИиОС МВД России, чтобы успешно осуществлять оперативно-служебную деятельность, требуется не только владение профессиональными знаниями, но и изучение истории подразделения, нормативно-правовой базы Российской Федерации, развитие профессиональных компетенций и формирование психологической готовности к негативному информационно -коммуникационному воздействию.
Учебный процесс организован в виде малой группы представителей полиции, объединенных общей целью и находящихся друг с другом в личных контактах [9]. Чтобы познавательная деятельность была результативной, важно учитывать следующие ее компоненты, такие как: групповая поддержка и обратная связь от каждого участника, использование методов мозгового штурма, деловой игры и анализа практических ситуаций (решение кейсов). Например, слушателям нужно подготовить комментарий для паблика в социальных сетях:
«Анонимно! Сегодня в районе 9 часов утра на улице Доменщиков молодые люди стреляли из пневматического пистолета друг в друга! Что за беспредел вообще творится ?»
Или подготовить официальный комментарий для канала «Россия-24».
«Анонимно. Очень черное! Ищем маршрутчи-ка такси под номером 7 и добрых людей — очевидцев, которые помогли моему отцу. У моего отца сахарный диабет инсулинового типа, утром в 7:40 он поехал на работу, сел в маршрутное такси № 7. В маршрутке ему стало плохо, упал сахар до критической отметки!!! Некомпетентный водитель маршрутного такси, как доехал до конечной остановки, просто выкинул моего отца из маршрутки!!! В прямом смысле выкинул. Когда его нашли прохожие, его ноги лежали на проезжей части, а тело на тротуаре, в связи с чем создавалась огромная опасность его жизни! Добрые люди вызвали скорую, все зафиксировали, в каком состоянии нашли и где нашли, большое Вам спасибо! Если бы не Вы, случилось бы непоправимое. Ищу очевидцев, свяжусь сама с вами для дачи показаний! Если ты, водитель, читаешь это, то знай, что ничего не остается безнаказанным, так просто ты не отделаешься!»
Для тренировки навыков принятия решений в нестандартных, экстремальных ситуациях можно использовать блиц-игру, не требующую предварительной подготовки, а если необходимо сформировать навыки планирования и системного анализа первоначальных данных, то игра потребует время на подготовку [7]. Обучающиеся смогут применить полученные знания, умения и навыки, а также личный опыт [10].
Д ля достижения личностного и профессионального роста сотрудника полиции целесообразно использовать одну из востребованных современных технологий обучения — тренинг. Это универсальный «тренажер», способствующий в состоянии покоя получению новых знаний, оттачиванию умений и навыков. «Важным моментом процесса формирования коммуникативных умений является мысленное проигрывание своего поведения в различных ситуациях... не всегда воображаемое воплощается в реальность, но создаваемые в нем "поведенческие заготовки" могут актуализироваться в других ситуациях» [6]. Лекции и другие традиционные методы расширяют область познаний, но не изменяют стратегию поведения. Для развития профессиональной мотивации, самоактуализации, самопознания личности, развития социально-психологической компетенции, влияющих на личностный и профессиональный рост, можно использовать игровое моделирование [8].
Подводя итог сказанному, отметим, что основная задача обучения и подготовки полицейских — это детальное рассмотрение аспектов, способствующих выработке эмоциональной устойчивости и моделей адаптивного поведения, развитие коммуникативной и профессиональной компетентности, так как предсказать и смоделировать все варианты нестандартных или экстремальных ситуаций не представляется возможным.
Поэтому сформированная психологическая готовность — важный и неотъемлемый
компонент профессиональной деятельности сотрудника отдела информации и общественных связей МВД России. Развитые на высоком уровне мотивационные установки, теоретические знания, практические умения и навыки без данного компонента при условии возникновения нестандартной или экстремальной ситуации с негативным информационно-коммуникационным воздействием не смогут обеспечить сотруднику полиции выбор эффективного и адекватного алгоритма действий [5].
Список литературы:
1. Васильева И. В., Возженикова О. С. Психосемантическое исследование особенностей жизнедеятельности в период лок-дауна у сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. Т. 26. № 3 (86).
2. Васина Т. Решаются сложные и ответственные задачи // Полиция России. 2022. № 12.
3. Возженикова О. С. Актуальные вопросы морально-психологической подготовки личного состава органов внутренних дел МВД России // Надежность и компетентность: актуальные направления психологического обеспечения подразделений полиции : сб. материалов конф. Уральский юридический институт МВД России. 2017.
4. Возженикова О. С. Формирование морально-психологической устойчивости сотрудников органов внутренних дел к идеологии экстремизма и терроризма // Вик-тимология. № 4 (18). 2018.
5. Елисеева Н. В., Иналова Е. А., Кирпичен-ко Е. В. Значение психологической подготовки в формировании готовности к эффективным действиям в экстремальных ситуациях // Концепт. 2014. Спецвыпуск № 18.
6. Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Растян-ников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении : практ. пособие. Киров: ЭННОМ, 1991.
7. Катаева Е.М. Интерактивные методы обучения студентов высшего образовательного учреждения // Инновационная наука. № 12. 2015.
8. Корепанов В. О., Шумов В. В. Моделирование военных, боевых и специальных действий // Военная мысль. № 1. 2023.
9. Олейникова Н.Г. Социально-психологические особенности процесса принятия группового решения: пути оптими-
References:
1. Vasil'eva I. V, Vozzhenikova O.S. Psycho-semantic study of police officers' life performance during lockdown // Psychopedagogy in Law Enforcement. 2021. T. 26. № 3 (86).
2. Vasina T. Reshayutsya slozhnye i otvetstven-nye zadachi // Policiya Rossii. 2022. № 12.
3. Vozzhenikova O.S. Aktual'nye voprosy moral'no-psihologicheskoj podgotovki lich-nogo sostava organov vnutrennih del MVD Rossii // Nadezhnost' i kompetentnost': aktual'nye napravleniya psihologicheskogo obespecheniya podrazdelenij policii : sb. ma-terialov konf. UraTskij yuridicheskij institut MVD Rossii. 2017.
4. Vozzhenikova O. S. The formation of the moral and psychological stability of employees of internal affairs bodies to the ideology of extremism and terrorism // Victimology. №4 (18). 2018.
5. Eliseeva N. V., Inalova E. A., Kirpichenko E. V. Meaning of psychological training in the formation of readiness to act effectively in emergency situations // Koncept. 2014. Specvypusk№ 18.
6. Zhukov Yu. M., Petrovskaya L. A., Rastyanni-kov P. V. Diagnostika i razvitie kompetent-nosti v obshchenii : prakt. posobie. Kirov: ENIOM, 1991.
7. Kashaeva E.M. Interaktivnye metody obu-cheniya studentov vysshego obrazovatel'nogo uchrezhdeniya // Innovacionnaya nauka. № 12. 2015.
8. Korepanov V. O., Shumov V. V. Modeling Military, Combat, and Specializied Actions // Military thought. № 1. 2023.
9. Olejnikova N. G. Socio-psychological features of the group decision-making process: ways to optimize // Scientific notes. Electronic Scientific Journal of Kursk State University. 2020. № 3 (55).
10. Ryzhakova T. S., Chemotalova K.L. Analiz primeneniya innovacionnyh metodov pre-podavaniya obshchetekhnicheskih discip-
зации // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2020. № 3 (55).
10. Рыжакова Т. С., Черноталова К. Л. Анализ применения инновационных методов преподавания общетехнических дисциплин в вузах // Modern European Researches. 2023. № 1.
lin v vuzah // Modem European Researches. 2023. № 1.
Для цитирования:
For citation:
Морщакина Мария Сергеевна. Развитие психологической готовности к негативному информационно-коммуникационному воздействию у сотрудников отделов информации и общественных связей МВД России, впервые поступивших на службу в органы внутренних дел // Педагогика и психология: академический журнал. 2023. № 3 (3). С. 59-64.
Morshchakina Mariya Sergeevna. Development of Psychological Readiness for Negative Information and Communication Impact among Employees of the Information and Public Relations Departments of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Who First Entered the Service of the Internal Affairs Bodies // Pedagogy and Psychology Academic Journal. 2023. № 3 (3). P. 59-64.
64