В ПОМОЩЬ РУКОВОДИТЕЛЮ
Applied legal psychology, 2023, iss. 3(64), ISSN 2072-8336 (print), ISSN 2712-7745 (online) 157
Научная статья УДК 159.9:151.74
doi: 10.33463/2072-8336.2023.3(64).157-168
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ (НАЧАЛЬНИКОВ) ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Антон Олегович Бурцев1, Наталья Владимировна Ложкина2, Ольга Игоревна Юрина 3
1 2 Академия управления МВД России, г Москва, Россия
1 burcev [email protected]
3 Академия ФСИН России, г Рязань, Россия, [email protected]
Аннотация. Теоретическое основание реализации данного исследования представляет собой комплексное сочетание научных источников относительно государственного управления, его особенностей в профессиональной деятельности руководителей (начальников) в системе МВД России, а также других силовых структур государства, личный состав которых потенциально должен эффективно действовать в повседневных и особых условиях. В статье исследован психологический аспект профессиональной деятельности руководителей (начальников) органов внутренних дел. Такая деятельность сложна из-за многозадачности, напряжения, ответственности, динамичности и рискованности. Особое внимание было сконцентрировано на теоретико-психологических основаниях функционирования эффективного менеджмента в органах внутренних дел. Научная новизна исследования отражена в расширении и структурировании научной информации о психологических аспектах управления именно в сфере профессиональной деятельности руководителей (начальников) органов внутренних дел с учетом ее эффективности. Установлено, что профессиональная деятельность руководителей (начальников) органов внутренних дел есть разновидность сферы государственного управления. Из-за многозадачности, повышенного напряжения и ответственности данная деятельность является особенно сложной и требует строгого подчинения в условиях служебной субординации, профессиональных компетенций, готовности к принятию правильных управленческих решений, выполнению сложных оперативно-служебных задач в условиях ограничения информации и времени, способности преодолевать последствия внешних и внутренних психологических негативных процессов в служебном коллективе. Практическая значимость заключается в том, что были очерчены те психологические составляющие управленческой деятельности в системе МВД России, которые являются наиболее важными и определяющими эффективность деятельности подразделений полиции. Указанное может быть достаточно целесообразным для того, чтобы учитывать при планировании, организации деятельности и контроля эффектив-
© Бурцев А. О., Ложкина Н. В., Юрина О. И., 2023
/й)®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
ности внедрения как инноваций и психотехнологий, так и традиционных методов данного вида профессиональной деятельности.
Ключевые слова: управление, менеджмент, управленческая деятельность, психологическая компетентность, психолого-управленческий потенциал
Для цитирования
Бурцев А. О., Ложкина Н. В., Юрина О. И. Психологические особенности управленческой деятельности руководителей (начальников) органов внутренних дел в современных условиях // Прикладная юридическая психология. 2023. № 3(64). С. 157-168. DOI: 10.33463/2072-8336.2023.3(64).157-168.
Original article
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF MANAGERIAL ACTIVITY OF HEADS (CHIEFS) OF INTERNAL AFFAIRS BODIES IN MODERN CONDITIONS
Anton Olegovich Burcev1, Natal'ja Vladimirovna Lozhkina2, Ol'ga Igorevna Jurina3
1 2 Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia
1 burcev [email protected]
3 Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russia, [email protected]
Abstract. The theoretical basis for the implementation of this study is a complex combination of scientific sources regarding public administration, its features in the professional activities of managers (chiefs) in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia, as well as other law enforcement agencies of the state, whose personnel potentially must act effectively in everyday and special conditions. The article examines the psychological aspect of the professional activity of the heads (chiefs) of the internal affairs bodies. Such activities are difficult because of multitasking, tension, responsibility, dynamism and riskiness. Special attention was focused on the theoretical and psychological foundations of the functioning of effective management in the internal affairs bodies. The scientific novelty of the study is reflected in the expansion and structuring of scientific information about the psychological aspects of management in the field of professional activity of heads (chiefs) of internal affairs bodies, taking into account its effectiveness. It is established that the professional activity of the heads (chiefs) of the internal affairs bodies is a kind of the sphere of public administration. due to multitasking, increased stress and responsibility, this activity is particularly difficult and requires strict subordination in the conditions of official subordination, professional competencies, readiness to make the right management decisions, solving complex operational and service tasks in conditions of limited information and time, the ability to overcome the consequences of external and internal psychological negative processes in the service team. The practical significance lies in the fact that those psychological components of managerial activity in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia, which are the most important and determining the
В ПОМОЩЬ РУКОВОДИТЕЛЮ
effectiveness of the activities of police units, were outlined. This may be appropriate enough to take into account when planning, organizing activities and monitoring the effectiveness of the introduction of both innovations and psychotechnologies, as well as already traditional methods of this type of professional activity.
Keywords: management, management, managerial activity, psychological competence, psychological and managerial potential
For citation
Burcev A. O., Lozhkina N. V. & Jurina O. I. 2023, 'Psychological features of managerial activity of heads (chiefs) of internal affairs bodies in modern conditions', Applied legal psychology, iss. 3(64), pp. 157-168, doi: 10.33463/2072-8336.2023.3(64). 157-168.
XXI век характеризуется динамикой изменений и реформ в социально-профессиональной сфере в целом, а один из наиболее важных факторов эффективного функционирования государственного управления заключается в том, чтобы обеспечить достойный профессиональный уровень подготовки руководителей (начальников). Особенно это касается правоохранительных органов, которые в силу специфики профессиональной служебной деятельности не подвержены гибкости и являются более консервативными по сравнению с другими государственными органами [1, 2]. Эта важная сфера общества должна успевать реагировать на изменения в стране и не потерять способности быть достаточно эквивалентной требованиям цивилизационного прогресса.
Общественно-экономические и политические трансформации в обществе требуют от государства основательных и эффективных реформ на всех уровнях управления. Особенно значимым является реформирование правоохранительных органов государства, где крайне важное место занимает решение задач максимально возможного повышения эффективности управленческой деятельности. Такие трансформации требуют новых подходов к реализации главных компонентов управленческой деятельности руководителей (начальников) всех уровней в системе МВД России. Кроме учета главных
аспектов полицейского менеджмента, необходимо развитие психологической компетентности руководителей (начальников) и их психолого-управленческого потенциала [3, 4].
Управление в системе МВД России является сложным и многогранным, а его эффективность зависит от ряда факторов. Содержание управления сопровождается также комплексным сочетанием внешних и внутренних факторов в их взаимодействии, а также особенностями профессиональной служебной деятельности в органах внутренних дел с учетом выполнения оперативно-служебных задач, в том числе в особых условиях.
В настоящее время существует значительное количество психологических исследований, которые ориентированы на практические аспекты эффективного управления деятельностью организаций. При этом отмечается отставание и остается много актуальных вопросов, которые касаются повышения эффективности управления в правоохранительных органах, готовности руководителей (начальников) к эффективной управленческой деятельности, перспектив наиболее оптимального развития полиции как системы, способной к самосовершенствованию.
Выделяют такие функции управленческой деятельности руководителей (начальников) органов внутренних дел, как гностическая, прогностическая, проекти-
рующая, конструктивная, коммуникативная, оперативно-организационная и организационно-психологическая [1, 2].
Необходимо также отметить, что деятельность полиции является отдельной разновидностью интеллектуальной деятельности, предусматривающей повышенный уровень активности и ответственности за проявленную активность.
Обзор и анализ нормативных правовых актов в сфере деятельности органов внутренних дел Российской Федерации позволил установить следующие аспекты выполнения сотрудниками полиции оперативно-служебных задач:
- абсолютное большинство ситуаций связано с доминированием человеческого фактора (индивидуально-психологические особенности сотрудников и социального окружения служат доминантным фактором профессиональной служебной деятельности, который обязательно присутствует, и это требует его идентификации, а также управления им). Такая деятельность часто сопровождается негативными эмоциями, которые необходимо уметь контролировать [5];
- психологической спецификой является то, что деятельность имеет многоэкстремальных факторов (потенциально повышенные опасность и динамичность возможных событий; дефицит времени и важной информации; неопределенность в отношении вариантов реагирования; потребность в немедленном получении разносторонней информации; важность применения нестандартного, творческого подхода к каждой ситуации, с включением в деятельность определенного алгоритма; повышенная ответственность за принятые решения) [6];
- вся совокупность служебных обязанностей предусматривается и регулируется нормативными правовыми актами и определяет права и обязанности, а также особенности ответственности за их наруше-
ние, превышение или хотя бы частичное несоблюдение.
Профессиональные задачи и охарактеризованные выше особенности профессиональной среды предъявляют различные требования, среди которых наиболее важны профессионально значимые личностные качества. Прежде всего, развитые познавательные качества, а именно профессиональное мышление, способность напряженно умственно действовать, сообразительность, интуитивность, достаточная скорость реакции, навыки ориентации в сложных ситуациях, морально-психологическая устойчивость, эмоционально-волевые, коммуникативные качества и др. Это свидетельствует о том, что профессиональная служебная деятельность сотрудников сказывается на круге служебных обязанностей, на психологической готовности к профессиональной деятельности. Крайне важным при этом является обладание указанными качествами руководителями (начальниками) всех уровней управления в системе МВД России, ведь именно они выступают образцом и примером для подчиненных, инициаторами и организаторами реализации профессиональных ситуативных задач, экспертами по оценке деятельности подчиненных [7].
В. В. Вахнина, И. Е. Бобкова отмечают, что эффективность управленческой деятельности зависит от техники выполнения задачи психологических особенностей личности профессионала (мотивы, уровень подготовки, способности, уровни притязаний и достижений) [8].
В. И. Реутова в своем исследовании отметила, что успешность профессиональной деятельности руководителей (начальников) органов внутренних дел является зависимой от качества подготовки сотрудников, уровня их психологической компетентности, умений быстро и максимально адекватно ориентироваться в
В ПОМОЩЬ РУКОВОДИТЕЛЮ
меняющихся условиях, быть способным адаптироваться к ситуации, а также принимать наиболее оптимальные решения, особенно в сложных профессиональных ситуациях, быть выдержанным и способным владеть собой [9].
С. С. Ильин выделил важные качества в отношении способности быть успешным руководителем, а именно высокий уровень интеллекта, способность мыслить аналитически, гибко и пластично [10]. Им определены семь качеств личности, которые могут претендовать на статус наиболее важных для специалистов по управлению: способность социально взаимодействовать, быть ориентированным на успех, иметь социальную зрелость, достаточный практический интеллект, способность выполнять сложные профессиональные задачи, иметь навыки по социальной приспособленности, лидерские качества [10].
Вместе с тем ряд других исследователей считают, что нужно уделять больше внимания способностям интеграции эмоциональных оценок и интуитивных представлений в процессах принятия решения; психологической и эмоциональной устойчивости; навыкам и умениям установления эффективного профессионального взаимодействия; способности непосредственно выполнять управленческие задачи; управлению собой, пониманию ценностей и целей подразделения и служебного коллектива, умению эффективно влиять на окружение, легкому и быстрому формированию команды, готовности к инновациям и организационным изменениям, стремлению как к профессиональному, так и к личностному росту [11, 12].
Кроме того, должен иметь место высокий уровень профессиональной компетентности, организационных способностей, интеллекта, эмоционально-волевых черт, авторитетности.
Обобщение отечественных и зарубежных исследований позволило установить,
что личность руководителя (начальника), особенно в государственной сфере, должна иметь следующие три основных блока базовых профессионально важных качеств [2, 4, 13]:
- интеллектуальный (компетентность по профессионально важным знаниям, усиливаемой способностью к аналитичности в мышлении);
- личностный (лидерство, устойчивость к фрустрации, активность, деловая направленность);
- динамический (сила и лабильность нервных процессов).
Психологическая сущность и природа управления заключаются в необходимости управления людьми значительно сложнее, чем управления физическими объектами, потому что психология человека чрезвычайно разнообразна. Из-за этого субъект управления должен четко предвидеть наиболее возможные реакции своего профессионального окружения, своих подчиненных, что и определяет собственное дальнейшее поведение. Однако сугубо рациональный менеджмент не может пользоваться только общей информацией. Опора исключительно на рациональность фактически игнорирует значительное количество психологических и других важных составляющих функционирования человека. В связи с этим успешность управления существенно зависит от способов или каналов получения подчиненными актуальной информации, ее четкости, полноты и доступности. Кроме того, не меньшим по важности фактором является то, насколько правильно сотрудники осознают задачи, требующие решения.
Потребность и необходимость учитывать психологические факторы в управлении также могут быть обозначены следующими основными факторами:
1) это целенаправленный процесс проявления активности людей в соответствии
В ПОМОЩЬ РУКОВОДИТЕЛЮ
со сложившимися и насущными потребностями общества;
2) управленческая подсистема занимается тем, чтобы обеспечить совместную деятельность иерархически структурированных и этим связанных руководителей (начальников), вовлеченных в социальные процессы с учетом социокультурных и психологических оснований и особенностей;
3) управление происходит через преобразование отдельных актов деятельности сотрудников в достаточно целую и единую систему деятельности в соответствии со сложившимися правилами и нормами в данной организации (подразделении), с учетом экономических, технологических, правовых, организационных и корпоративных характеристик, условий и потенциальных возможностей. Это свидетельствует о том, что сотрудники, а тем более руководители включаются в свою профессиональную деятельность больше социально и посредством планирования и организации, а также путем достаточной саморегуляции в соответствующей деятельности. Основным механизмом реализации указанного выступает именно управленческая деятельность, которая проявляется в процессах разработки программ запланированной и отрегулированной профессиональной деятельности, выбора самого оптимального варианта действий, налаживания коммуникаций и профессиональных связей, устранения препятствий и лишних отклонений при реализации программ или их коррекции [14]. При таких условиях и может формироваться и закрепляться результативный компонент управления, в котором предусматриваются все или хотя бы главные действия как субъекта, так и объекта.
Анализ источников по психологии управления выявил качества психологической специфики управленческой деятельности и наиболее характерные и определяющие признаки [1, 2, 7]:
1) управленческой деятельностью является сложная и многоэлементная система со многими уровнями, эффективность которой заключается в зависимости от деятельности не только руководителя (начальника), но и всего аппарата управления в системном сочетании, так как это может быть реализовано одновременно и в предметных отношени-ях(конкретные условия), взаимоотношениях между личностями (характерные для организаций и коллективов социально-психологические особенности, управляемые сложными объектами и охватывающие ряд относительно самостоятельных профессиональных процессов);
2) орган управления должен соответствовать таким требованиям, как своевременное и четкое выполнение функций подразделения или организации; экономность аппарата; планомерность, адекватный ритм и надежность рабочих процессов; создание условий для инициативности и применение творческого подхода на всех уровнях и этапах выполнения задачи, адекватная ответственность за выполнение служебных обязанностей; целесообразное и эффективное управление личностно-профессиональным развитием подчиненных, человеческих ресурсов и собственным развитием; оптимизация взаимоотношений с учетом внеорганиза-ционной (служебной) среды; повышение эффективности деятельности путем вовлеченности достаточно способных подчиненных; формирование и интеграция интересов сотрудников в направлении как целей и задач служебного коллектива, так и перспективных планов подразделения или организации;
3) процесс трансформации основных задач подразделения или организации на внутреннюю цель существования и интеграции цели на внешние задачи для подчиненных является важным компонентом по человеческому фактору, средством
В ПОМОЩЬ РУКОВОДИТЕЛЮ
достижения целей и решения оперативно-служебных задач на более высоком уровне;
4) система психологических качеств по мастерству управления все больше определяется интеллектуальными и социально-психологическими качествами. Указанное актуализируется на изучении проблем обнаружения зависимостей особенностей профессионализма и других видов активности вне сферы профессиональной служебной деятельности, а также с процессами самовоспитания и самосовершенствования, развитием коммуникативных умений, способностью оценить собственные процессы и результаты деятельности, быть готовым определять перспективы и возможные поливариантные пути. Указанное свидетельствует о том, что современный управленец должен обладать психологической компетентностью как признаком и составляющей профессионализма;
5) социокультурные и психолого-педагогические особенности профессиональной среды способны формировать управленческую деятельность, предопределяя как направленность личности руководителя (начальника), так и стиль управления. В связи с этим важным является своевременное и эффективное реагирование на изменения в социально-психологическом климате в служебном коллективе, межличностных отношениях, мотивационных аспектах и содержательно-процессуальных особенностях коммуникации, укомплектованности должностей достаточно способными, с соответствующей квалификацией и с учетом перспектив сотрудниками.
Итак, система управления в органах внутренних дел в современных условиях в значительной степени поддается психологизации через поиск путей управления человеческим фактором в организации, потребностью все больше учитывать психологические и социально-психологиче-
ские качества, характеристики личного состава и это становится наиболее важной составляющей возможности выхода на достаточно эффективный уровень управления в системе МВД России.
Большинство гуманистически ориентированных теоретиков и практиков считают человекоцентрированный подход куправ-лению таким, который реализует психологический аспект управления через исследование следующих особенностей:
1) каковы и каким образом по потребностям, мотивам и ценностным ориен-тациям управления должны выражаться специфические особенности, что наиболее существенно может повлиять на выполнение профессиональных задач, а также на формы проявления самосознания в процессах управленческой деятельности;
2) находятся ли основные элементы структуры личности в достаточном взаимодействии или же конфликтные с консервативно-традиционными для общества нормы взаимодействия между личностями;
3) насколько существует осознание современным поколением руководителей (начальников) и личным составом масштабов экономических, социально-психологических процессов, а также связанных с этим ответственности, психологической готовности функционировать в обновленной системе управления;
4) насколько является готовой современная система профессионального обучения управленческих кадров к передаче профессиональных знаний и умений в новых условиях функционирования социума;
5) каким образом осуществляется влияние на профессионализм руководителей (начальников) со стороны социокультурной и психологической сред и каким образом действия участников управления будут больше всего способствовать успеху.
В. А. Штроо рассматривает основу для осуществления эпохального перехода, в терминах данного подхода, от «полноценно
функционирующего человека» к «полноценно функционирующей организации» [15].
Все указанное не будет полноценным без учета такого важного фактора в деятельности руководителя (начальника), как профессиональная мотивация, которая является непрерывным процессом, происходящим под постоянным воздействием объективных и субъективных обстоятельств. Мотивы профессиональной деятельности могут выражаться очень разнообразными аспектами жизнедеятельности личности, при этом наиболее распространенными считаются мотивы общественного или просоциального содержания; обладание материальными благами; удовлетворение потребностей в самоактуализации, возможности самовыражения, самореализации, социальном и профессиональном одобрении и признании [16].
Рассмотрим определенные группы стимулов активизации деятельности руководителей (начальников) органов внутренних дел:
- обусловленные особыми характеристиками деятельности (организация работы, персональная ответственность за принятие управленческих решений);
- возникшие в результате управленческой деятельности (признание результатов, общественное признание, поддержка);
- индивидуальные оценки результатов деятельности по ценностям (конструктивные отношения с коллегами; условия для работы, отдыха и отпуска; польза для общества; возможность реализации инициатив; достижение результатов и т. д.).
С учетом предложенных характеристик можно указать, что управленческая мотивация в сфере органов внутренних дел включает в себя следующие основные аспекты:
- внешняя управленческая мотивация (основывается на потребностях реализации управленческих функций);
- мотивация по управленческому самоопределению (развитие психолого-управленческого потенциала);
- мотивация коллективной (совместной) профессиональной деятельности;
- этическая мотивация.
К функционально-формирующим компонентам психологической компетентности руководителя (начальника) в системе МВД России можно отнести:
- мотивационно-целевой (направленность в подготовке руководящих кадров на осознание ее результатов);
- содержательный (структура и ее систематизация по содержанию деятельности в соответствии с функциями управления);
- процессуальный (интеграция в единое целое результатов деятельности через приобретение управленческих навыков);
- контролирующе-коррекционный (сформированная компетентность вследствие подготовки);
- результативный (соотношение результатов профессиональной подготовки и эффективность управленческой деятельности).
Анализ научной литературы и практики психологического сопровождения лич-ностно-профессионального развития руководителей (начальников) органов внутренних дел позволил сформулировать следующие выводы:
1. Деятельность руководителей в сфере управления государственными организациями и подразделениями может классифицироваться как профессиональная сфера общества, которая в качестве основных характеристик имеет сложность и разнородность по объектам управления, направленность на оказание государственных услуг, целостность и упорядоченность.
2. Большинствоисточниковпо управлен-ческойдеятельностивсистемеМВДРоссии свидетельствует о том, что такая сфера деятельности предполагает строгое подчинение и субординацию, специальные зна-
В ПОМОЩЬ РУКОВОДИТЕЛЮ
ния и умения, особую ответственность в сравнении с гражданской государственной сферой деятельности, тесное и непосредственное участие в деятельности и управлении подчиненными в более вероятных относительно опасности для жизни и здоровья условиях, постоянную готовность к принятию управленческих решений, в том числе в особых условиях.
3. Психологические особенности управленческой деятельности выражаются в следующем: расширенный спектр должностных обязанностей, каждая из которых является специфической, достаточно уникальной и часто непростой вплоть до особо сложного уровня управления; повышенная интенсивность контактов и коммуникации с личным составом, а также другими гражданами, органами, организациями; повышенная моральная ответственность; эмоциональная напряженность и стрессоустойчивость и др.
4. Доминирующим фактором способности выполнять обязанности руководителя (начальника) органов внутренних дел как разновидности государственной службы является психологическая готовность личности как результат сочетания влияния факторов социального стимулирования и внутрипсихического, обусловленного влиянием потребностей субъекта в конкретный мотивированный процесс с ориентацией на результат, к которому добавилось положительное эмоционально-волевое отношение к управленческой деятельности; показатель профессионализма; возможности человека в достижениях вершин профессионального мастерства; реальные, целенаправленные и оптимальные поступки по успешному функционированию и развитию органа, организации и подразделения МВД России.
Список источников
1. Пугачева Е. В., Гайдамашко И. В. Развитие управленческой компетентности руководителей органов внутренних дел : монография. М. : АЭБ МВД России, 2011. 178 с.
2. Психология управления руководителей органов внутренних дел Российской Федерации : учебник / В. В. Вахнина [и др.]. М. : Академия управления МВД России, 2021. 343 с.
3. Возженикова О. С., Петрова А. С. Психологические проблемы развития управленческой компетентности руководителей органов внутренних дел // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2014. № 1(27). С. 140-146.
4. Митракова Е. Н. Психологическая компетентность руководителя полиции как основа профессионализма // Психология и право. 2015. № 2.
5. Пряхина М. В., Кобозев И. Ю. Профессиональный стресс руководителей органов внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2012. № 3(23). С. 80-85.
6. Поршуков А. С. Личностные особенности сотрудников органов внутренних дел, назначаемых на должность руководителя // Национальный психологический журнал. 2020. № 1(37). С. 107-114.
7. Лебедева М. Е. Психологический подход к исследованию профессиональных компетенций руководителей органов внутренних дел // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2021. С. 90-106.
8. Вахнина В. В., Бобкова И. Е. Взаимосвязь индивидуально-личностных качеств руководителей и особенностей реализации ими управленческой деятельности на на-
В ПОМОЩЬ РУКОВОДИТЕЛЮ
чальном этапе развития карьеры // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24. № 1(76). С. 41-47.
9. Реутова В. И. Сущность и содержание профессиональной успешности руководителя ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 2(73). С. 13-18.
10. Ильин С. С. Психологическая готовность к управленческим профессиям и ее диагностика // Прикладная психология. 1999. № 4. С. 1-11.
11. Исследование компонентов управленческого потенциала руководителей территориальных органов МВД России / А. О. Бурцев [и др.] // Психология и право. 2020. Т. 10. № 1. С. 1-17.
12. Тюнис Л. Ю. Психологическое сопровождение профессионально-личностного развития руководителей органов внутренних дел в процессе обучения // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 4(59). С. 166-169.
13. Stevens D. J. 2001, Community policing and managerial techniques: total quality-management techniques. The police journal, 74, рр. 26-41.
14. Душкин А. С., Злоказов К. В. Психологическое консультирование руководителей органов внутренних дел по вопросам эффективного управления служебным коллективом // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2019. № 3(83). С. 204-214.
15. Штроо В. А. Человекоцентрированный подход и практика управления персоналом в российских организациях // Организационная психология. 2016. Т. 6. № 3. С. 91-104.
16. Вахнина В. В. Профессиональная мотивация личности руководителя органов внутренних дел: проблемы и перспективы развития // Социально-психологические и педагогические детерминанты формирования и развития профессиональной мотивации курсантов и слушателей в процессе обучения в образовательных организациях системы МВД России : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Хабаровск, 18 нояб. 201 6 г.) /отв. ред. А. А. Андреев. Хабаровск : Дальневост. юрид. ин-т МВД России, 2017. С. 44-47.
References
1. Pugacheva, E. V., Gajdamashko, I. V. 2011, 'Development of managerial competence of heads of internal affairs bodies' : monograph. Moscow : AEB of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 178 p.
2. 'Psychology of management of heads of internal affairs bodies of the Russian Federation' : textbook. 2021, V. V. Vahnina et al. Мoscow : Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 343 p.
3. Vozzhenikova, O. S., Petrova, A. S. 2014, 'Psychological problems of development of managerial competence of heads of internal affairs bodies'. Legal science and law enforcement practice, iss. 1(27), pp. 140-146.
4. Mitrakova, E. N. 2015, 'Psychological competence of the head of the police as the basis of professionalism'. Psychology and law, iss. 2. 5. Prjahina, M. V., Kobozev, I. Ju. 2012, 'Professional stress of heads of internal affairs bodies'. Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, iss. 3(23). pp. 80-85.
В ПОМОЩЬ РУКОВОДИТЕЛЮ
6. Porshukov, A. S. 2020, 'Personal characteristics of employees of the internal affairs bodies appointed to the position of the head'. National Psychological Journal, iss. 1(37), pp. 107-114.
7. Lebedeva, M. E. 2021, 'Psychological approach to the study of professional competencies of heads of internal affairs bodies'. Bulletin of the Leningrad State University named after A. S. Pushkin, pp. 90- 106.
8. Vahnina, V. V., Bobkova, I. E. 2019, 'The relationship of individual and personal qualities of managers and the specifics of their management activities at the initial stage of career development'. Psychopedagogy in law enforcement agencies, vol. 24, iss. 1(76), pp. 41-47.
9. Reutova, V. I. 2018, 'The essence and content of the professional success of the head of the Department of Internal Affairs'. Psychopedagogy in law enforcement agencies, iss 2(73), pp. 13-18.
10. Il'in, S. S. 1999, 'Psychological readiness for managerial professions and its diagnostics'. Applied Psychology, iss. 4, pp. 1-11.
11. 'Research of components of managerial potential of heads of territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia' ; A. O. Burtsev and others. 2020, Psychology and law, vol. 10, iss. 1, pp. 1-17.
12. Tjunis, L. Ju. 2016, 'Psychological support of professional and personal development of heads of internal affairs bodies in the learning process'. The world of science, culture, education, iss. 4(59), pp. 166-169.
13. Stevens, D. J. 2001, 'Community policing and managerial techniques: total quality-management techniques'. The Police Journal, iss. 74, pp. 26-41.
14. Dushkin, A. S., Zlokazov, K. V. 2019. 'Psychological counseling of heads of internal affairs bodies on issues of effective management of the service team'. Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, iss. 3(83), pp. 204-214.
15. Shtroo, V. A. 2016, 'Human-centered approach and practice of personnel management in Russian organizations'. Organizational psychology, vol. 6, iss.3, pp. 91-104.
16. Vahnina, V. V. 2017, 'Professional motivation of the personality of the head of the internal affairs bodies: problems and prospects of development. Socio-psychological and pedagogical determinants of the formation and development of professional motivation of cadets and trainees in the process of training in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia' : materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference (Khabarovsk, November 18, 2016) ; ed. A. A. Andreev. Khabarovsk : Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, pp. 44-47.
Информация об авторах
А. О. Бурцев - кандидат психологических наук, начальник отдела по исследованию проблем отраслевого управления научно-исследовательского центра;
Н. В. Ложкина - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник отделения по изучению проблем психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности отдела по исследованию проблем отраслевого управления научно-исследовательского центра;
О. И. Юрина - старший преподаватель кафедры психологии профессиональной деятельности в УИС.
Information about the authors
A. O. Burcev - Candidate of Psychological Sciences, Head of the Department for the Study of problems of the branch Management of the Research Center;
N. V. Lozhkina - Candidate of Psychological Sciences, Senior researcher of the Department for the Study of problems of psychological support of operational and service activities of the Department for the Study of problems of branch Management of the Research Center;
O. I. Jurina - senior lecturer of the Department of Psychology of Professional Activity in the UIS.
Примечание
Содержание статьи соответствует научной специальности 5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности.
Статья поступила в редакцию 11.08.2023; одобрена после рецензирования 25.08.2023; принята к публикации 30.08.2023.
The article was submitted 11.08.2023; approved after reviewing 25.08.2023; accepted for publication 30.08.2023.