Научно-практическая статья
УДК 378.14 © Е. О. Евтихов, А. А. Бекк, Л. Н. Антилогова, 2022 doi: 10. 24412/1999-6241-2022-491-387-394
5.8.7 Методология и технология профессионального образования 5.3.5 Социальная психология, политическая и экономическая психология
Профессионально важные качества в структуре профессионально-управленческой компетентности руководителей подразделений органов внутренних дел
Олег Владимирович Евтихов \ кандидат психологических наук, доцент, начальник кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин; [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-9899-6947
Александр Андреевич Бекк \ заместитель начальника отдела морально-психологического обеспечения — начальник отделения (отделение психологической работы); [email protected]; https://orcid.org/0000-0001-6678-191X Лариса Николаевна Антилогова 2, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и педагогической психологии; [email protected]; https://orcid.org/0000-0000-5940-4372
1 Сибирский юридический институт МВД России, 660131, Красноярск, ул. Рокоссовского, 20, Россия
2 Омский государственный педагогический университет, Омск, 644099, наб. Тухачевского, 14, Россия
Реферат
Введение. Проблеме формирования профессионально-управленческой компетентности руководителей подразделений органов внутренних дел в настоящее время уделяется особое внимание. Соответствующая работа осуществляется как в системе переподготовки и повышения квалификации руководителей в образовательных организациях МВД России, так и при проведении занятий по соответствующей тематике в рамках служебной и морально-психологической подготовки с руководящим составом. Однако для эффективной организации данных занятий необходима конкретизация профессионально важных качеств в структуре профессионально-управленческой компетентности руководителей. Целью данного исследования являлось определение основных профессионально важных управленческих качеств руководителей подразделений органов внутренних дел, а также актуальных знаний и способностей, необходимых для результативности выполнения ими управленческих функций. Материалы и методы. Достижение поставленной цели осуществлялось посредством методов анализа документов, научной литературы, а также экспертной оценки руководителей подразделений органов внутренних дел. Результаты и обсуждение. На основе проведенного исследования уточнена структура профессионально-управленческой компетентности руководителя подразделения органов внутренних дел в части конкретизации профессионально важных управленческих качеств, а также актуальных профессиональных знаний и способностей, необходимых руководителю для результативности управленческой деятельности. Полученные результаты исследования могут использоваться в качестве ориентиров при организации занятий по профессионально-управленческой подготовке руководителей подразделений, а также для разработки соответствующих учебно-методических материалов. Выводы. Выявлена динамика развития профессионально важных качеств и востребованности профессиональных знаний и способностей руководителей в зависимости от продолжительности (опыта) их профессионально-управленческой деятельности, которую целесообразно учитывать в процессе профессионально-управленческой подготовки руководителей подразделений органов внутренних дел.
Ключевые слова: образовательная организация; МВД России; органы внутренних дел; профессионально-управленческая
компетентность; руководители подразделений
Для цитирования: Евтихов О. В., Бекк А. А., Антилогова Л. Н. Профессионально важные качества в структуре профессионально-управленческой компетентности руководителей подразделений органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2022. Т. 27, № 4(91). С. 387-394. 1^://(1о1огдЛ0. 24412/19996241-2022-491-387-394
Scientific and Practical Article
UDC 378.14 © О. V. Еvtikhov, А. А. Bekk, L. N. Аntilogova, 2022 doi: 10. 24412/1999-6241-2022-491-387-394 5.8.7 Меthodology and Technology of Professional Education 5.3.5 Social Psychology, Political and Economic Psychology
Professionally Important Qualities in the Structure of Professional and Administrative Competence of Law Enforcement Divisions' Chiefs
Oleg V. Evtikhov \ Candidate of Sciences (in Psychology), Associate-Professor (rank), chief of the chair of Humanities and Socio-Economic disciplines; [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-9899-6947
Alexandr A. Bekk \ deputy-chief of the Department of Moral Psychological Maintenance, chief of the Psychology Division; [email protected]; https://orcid.org/0000-0001-6678-191X
Larisa N. Аntilogova 2, Doctor of Sciences (in Psychology), Professor, head of the chair of General and Pedagogical Psychology; [email protected]; https://orcid.org/0000-0000-5940-4372
1 the Siberian Law Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs, 20, Rokossovsky st., Krasnoyarsk, 660131, Russia
2 Omsk State Pedagogical University, 14, Tukhachevsky embk., Omsk, 644099, Russia
Abstract
Introduction. The problem of the formation of professional and administrative competence of chief law enforcement officers is currently given special consideration. Relevant work is carried out both in the system of retraining and advanced training of chiefs in educational organizations of the Russian Ministry of Internal Affairs and in conducting classes on relevant topics as part of service and moral and psychological training with management staff. However, for the effective organization of these classes, it is necessary to specify professionally important qualities in the structure of professional and managerial competence of the chiefs. The purpose of this study was to determine the main professionally important managerial qualities of the chiefs of law enforcement divisions, as well as the relevant knowledge and abilities necessary for the effectiveness of their management functions. Materials and Methods. The achievement of the goal was carried out through the methods of analysis of documents, scientific literature, as well as an expert assessment of the chiefs of law enforcement divisions. Results and Discussion. On the basis of the study, the structure of the professional and managerial competence of the chief of the law enforcement divisions was clarified in terms of specifying professionally important managerial qualities, as well as relevant professional knowledge and abilities necessary for the chief to be effective in managerial activities. The results obtained can be used as guidelines for organizing professional and managerial training for chiefs of the divisions, as well as for developing appropriate educational and methodological materials. Conclusions. The authors reveal the dynamics of the development of professionally important qualities and the demand for professional knowledge and abilities of chiefs depending on the duration (experience) of their professional and managerial activities, which should be taken into account in the process of professional and managerial training of chief law enforcement officers.
Keywords: educational organization; the Russian Ministry of Internal Affairs; law enforcement agencies; professional
and managerial competence; chiefs of the divisions
Citation: Еvtikhov O. V., Bekk А. А., Аntilogova L. N. Professionally Important Qualities in the Structure of Professional and Administrative Competence of Law Enforcement Divisions' Chiefs. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2022. Vol. 27, No. 4(91). Pp. 387-394. (In Russ.) https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2022-491-387-394
Основные положения
1. В структуре профессионально-управленческой компетентности руководителя подразделения органов внутренних дел нами выделяются две базовые составляющие: а) профессиональные компетенции — требования, которые предъявляются к руководителю в соответствии с содержанием и спецификой профессионально-управленческой деятельности; б) профессионально-психологические характеристики — профессионально важные управленческие качества и управленческий опыт руководителя, обеспечивающие результативность его профессионально-управленческой деятельности.
2. В блоке профессиональных компетенций руководителя нами выделены: а) когнитивный компонент, представляющий собой совокупность знаний, которые исходя из области их применения могут быть условно разделены на знания специфики управленческой деятельности в органах внутренних дел и знания психологических основ управленческой деятельности руководителя; б) функционально-управленческий компонент, подразумевающий способности результативно осуществлять управленческие функции в профессиональной деятельности.
3. Существует динамика развития у руководителей подразделений органов внутренних дел профессионально важных качеств, а также востребованности профессиональных знаний и способностей в зависимости от продолжительности (опыта) их профессионально-управленческой деятельности, ко-
торую необходимо учитывать в процессе организации профессионально-управленческой подготовки руководителей.
Введение
Актуальность, значимость и сущность проблемы. Формированию профессионально-управленческой компетентности руководителей подразделений в органах внутренних дел уделяется особое внимание. Повышение профессионально-управленческой компетентности осуществляется в системе переподготовки и повышения квалификации руководителей, а также проведения занятий по соответствующей тематике в рамках служебной подготовки, учебно-методических сборов руководящего состава и др. При этом практика проведения занятий на курсах повышения квалификации показала, что руководителям нередко недостает фундаментальных знаний в области методологии и психологии управления, а совершенствование профессионализма, основанного только на профессиональной интуиции, обычно малоэффективно [1]. Это обусловливает необходимость разработки учебно-методического обеспечения, направленного на совершенствование профессионально-управленческой подготовки руководителей подразделений органов внутренних дел. Для этого следует уточнить структуру и содержание профессионально-управленческой компетентности руководителя в части определения перечня профессионально важных качеств, а также актуальных профессиональных знаний и способностей, обеспечивающих результативность управленческой деятельности.
Теоретические предпосылки и состояние проблемы. Анализ результатов научных исследований, проводимых иными образовательными организациями, показал, что вопросы формирования разных видов компетентности и профессиональных качеств сотрудников правоохранительных органов неоднократно становились их объектом. Так, В. Я. Кикоть разрабатывал систему научного обеспечения управленческой подготовки слушателей вузов МВД России [2]; Т. Ю. Коновалова анализировала социально-психологическую компетентность руководителей отделов внутренних дел и методы ее развития [3]; А. В. Кайдаш — психологические особенности профессиональной компетентности сотрудников правоохранительных органов [4]; К. В. Щербаков — развития управленческой деятельности руководителей органов внутренних дел в системе повышения квалификации [5]; Н. Г. Тарасов, В. А. Морозов, Б. А. Федулов — формирования управленческой компетентности сотрудников полиции в процессе профессиональной подготовки [6] и др.
К настоящему времени имеется значительный опыт изучения психологических аспектов управленческой деятельности в органах внутренних дел (В. В. Вах-нина [7], А. Г. Караяни [8], И. О. Котенев [9], В. Л. Ку-бышко [10-12], А. Д. Лазукин [13], М. И. Марьин [14], В. Е. Петров [14], В. И. Реутова [15], Н. В. Сердюк [16], А. Д. Сафронов [14], А. А. Федотов [13] и др.).
Таким образом, накоплен обширный теоретический и эмпирический материал в области профессиональной подготовки и формирования профессиональной компетентности специалистов, в том числе профессионально-управленческой подготовки руководителей. Однако можно констатировать, что структура и компоненты профессионально-управленческой компетентности руководителей подразделений правоохранительных органов, включая профессионально важные качества, а также актуальные профессиональные знания и способности, обеспечивающие результативность управленческой деятельности, исследовались в недостаточной степени и требуют дальнейшего изучения. Под профессионально-управленческой компетентностью понимается обобщенное личностное образование, охватывающее владение руководителем сформированными компетенциями, а также обладание развитыми профессионально важными личностными качествами и профессионально-управленческим опытом, обеспечивающими результативность управленческой деятельности [17].
Материалы и методы
Исследование строилось на основе методов анализа документов и экспертной оценки и состояло из двух этапов.
На первом этапе проанализированы требования, которые предъявляются к руководителю в соответствии с содержанием и спецификой профессионально-управленческой деятельности. В частности, рассмотрены квалификационные требования к профессиональным компетенциям руководителей различного уровня в органах внутренних дел, определенные приказом МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации». Изучены образовательные программы образовательных организаций, находящихся в ведении МВД России, в частности по подготовке руководящего звена органов внутренних дел по программам высшего образования, а именно программы магистратуры, реализуемые в очной и заочной формах Академией управления МВД России, а также образовательные программы подготовки специалистов по направлению 38.04.02 Менеджмент, 38.04.04 Государственное и муниципальное управление.
На втором этапе в рамках дальнейшего изучения содержательного наполнения профессионально-управленческой компетентности руководителя проведено эмпирическое исследование, целью которого явилось уточнение актуальных профессиональных знаний и способностей, а также профессионально важных качеств руководителя подразделения органов внутренних дел, обеспечивающих результативность его управленческой деятельности. Для этого на основе анализа компетенций, определяющих требования к профессиональной подготовке обучающихся по направлению 38.04.02 Менеджмент, квалификационных требований для сотрудников, замещающих должности руководителей (начальников), а также анализа специфики управленческой деятельности руководителей подразделений правоохранительных органов составлены перечни профессионально важных управленческих качеств, а также знаний и способностей. Руководителям подразделений территориальных органов внутренних дел было предложено оценить указанные качества, а также знания и способности по степени их значимости в управленческой деятельности руководителя.
Всего в опросе приняло участие 449 руководителей подразделений органов ГУ МВД России по Красноярскому краю, по Волгоградской, Новосибирской, Свердловской областям, по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, МВД по республикам Тыва, Хакасия, Алтай, Мордовия, Карачаево-Черкесской и Чувашской республикам, УМВД России по Тверской, Сахалинской и Магаданской областям, Забайкальскому, Камчатскому и Приморскому краям *.
Среди респондентов было 305 мужчин (68%) и 144 женщины (32%); 13 человек, или 3%, достиг-
* Социально-психологические основы формирования профессионально-управленческой компетентности руководителя подразделения правоохранительных органов : отчет о НИР / рук. авт. кол. О. В. Евтихов; исп.: А. Г. Калугин, А. В. Жильцов [и др.]. Красноярск, 2021. 41 с.
ли возраста 25-30 лет; 238 (53%) — 31-40 лет; 198 (44%) —40 лет и более. К категории младшего начальствующего состава относилось 5 испытуемых (1%); среднего начальствующего состава — 112 (25%); старшего начальствующего состава — 198 (44%). Опыт управленческой деятельности имели менее года 23 испытуемых (5%); от 1 до 4 лет — 136 (30%); от 5 до 9 лет — 172 (38%); более 10 лет — 118 (26%).
Результаты и обсуждение
Структура профессионально-управленческой компетентности руководителя. Для решения задачи уточнения структуры профессионально-управленческой компетентности руководителя проанализирована специфика управленческой деятельности руководителей подразделений органов внутренних дел, охарактеризованы общие закономерности процесса управления, особенности социального управления, место управления в правоохранительных органах в общей теории управления, средства (методы) управленческого воздействия руководителя на подчиненных сотрудников и др.
На основе проведенного анализа специфики управленческой деятельности руководителей подразделений органов внутренних дел, а также анализа научных работ, описывающих структуру профессиональной компетентности различных специалистов (В. И. Байденко [18], В. В. Вахнина [7], И. А. Зимняя [19], И. О. Котенев [9], В. Л. Кубышко [12], А. К. Маркова [20], М. И. Марьин [14], Н. Г. Тарасов [6], С. А. Ха-зова [21]), представлена структура профессионально-управленческой компетентности руководителя подразделения правоохранительных органов, в которой выделены две базовые составляющие:
а) профессиональные компетенции — требования, которые предъявляются к руководителю в соответствии с содержанием и спецификой профессионально-управленческой деятельности;
б) профессионально-психологические характеристики — профессионально важные управленческие качества и управленческий опыт руководителя, обеспечивающие результативность его профессионально-управленческой деятельности.
Схематически компоненты структуры профессионально-управленческой компетентности руководителя представлены на рис. 1.
Профессионально важные управленческие знания и способности руководителя. Полученные данные второго этапа исследования были проанализированы раздельно для руководителей с начальным опытом управленческой деятельности (до 5 лет) и руководителей, имеющих значительный опыт управленческой деятельности (более 10 лет).
Результаты исследования показали, что для руководителей с опытом управленческой деятельности до 5 лет более актуальны первоначальные
Рис. 1. Компоненты структуры профессионально-управленческой компетентности руководителя [18] (Fig 1. Components of the structure of professional and managerial competence of a chief [18]) функционально-управленческие знания, непосредственно направленные на управление служебным коллективом: мотивационных теорий; преимуществ и недостатков применения различных стилей руководства; социально-психологических особенностей функционирования служебных коллективов; стилевых особенностей поведения в конфликтных ситуациях, которые заняли первые 4 ранговых места.
Для руководителей со значительным опытом (более 10 лет), кроме функционально-управленческих знаний, также на первые ранговые места по актуальности выходят знания, обеспечивающие взаимодействие во внешних инстанциях: особенностей подготовки и проведения публичного выступления в профессиональной деятельности руководителя; структуры и особенностей профессионального общения и взаимодействия руководителя с различными категориями граждан, что, вероятно, связано с нахождением их на более высоких управленческих должностях [22].
Наблюдаются различия и в выборе наиболее значимых профессионально-управленческих способностей руководителей. В частности, для руководителей с начальным опытом управленческой деятельности более актуальны способности рационально распределять обязанности подчиненных; мотивировать подчиненных; разрешать конфликтные ситуации в подразделении; формировать благоприятный психологический климат в подразделении.
Для руководителей второй группы первые ранговые места заняли способности добиваться от подчиненных решения поставленных задач; разрешать конфликтные ситуации в подразделении; владеть мастерством публичного выступления; рационально распределять обязанности подчиненных.
Интересно смещение мотивационного компонента в профессиональной деятельности руководителей. Так, у начинающих руководителей «способность мотивировать подчиненных» занимает 2-е ранговое место по актуальности. У более опытных руководителей она
Таблица 1. Ранговое распределение профессионально важных управленческих знаний и способностей руководителя
подразделения органов внутренних дел (Table 1. Ranking of professionally important managerial knowledge and abilities of the chief of a law enforcement division)
Профессионально важные управленческие знания и способности руководителя подразделения Ранговое место
опыт рук-ля до 5 лет опыт рук-ля более 10 лет
Профессиональные знания
Специфика управленческой деятельности в органах внутренних дел 9 9
Функции управления применительно к профессиональной деятельности руководителя подразделения 5 7
Принципы управленческой деятельности руководителя 8 8
Мотивационные теории и их применяемость в разных ситуациях управленческой деятельности руководителя 1 6
Социально-психологические особенности функционирования служебных коллективов 3 4
Преимущества и недостатки применения различных стилей руководства в разных управленческих ситуациях 2 1
Факторы, влияющие на формирование психологического климата в подразделении 7 5
Структура и особенности профессионального общения и взаимодействия руководителя с различными категориями граждан 5 3
Особенности подготовки и проведения публичного выступления в профессиональной деятельности руководителя 6 2
Стилевые особенности поведения в конфликтных ситуациях, преимущества и ограничения их применения в ситуациях профессионального взаимодействия руководителя 4 10
Профессиональные способности
Определять приоритеты в деятельности подчиненных 5 8
Рационально распределять обязанности подчиненных 1 4
Мотивировать подчиненных 2 5
Контролировать результаты совместной деятельности сотрудников 10 10
Формировать благоприятный психологический климат в подразделении 4 7
Отстаивать интересы коллектива во внешних инстанциях 9 9
Разрешать конфликтные ситуации в подразделении 3 2
Требовательность к подчиненным, способность добиваться решения задач, поставленных перед подчиненными 6 1
Эмоциональная устойчивость руководителя, способность управлять собственными эмоциями 7 6
Мастерство публичного выступления руководителя 8 3
смещается на 5-е ранговое место. В то же время на первое ранговое место выходит «требовательность к подчиненным, способность добиваться решения поставленных перед подчиненными задач». Это указывает на значительное усиление авторитарной составляющей в деятельности руководителей по мере повышения их управленческого стажа.
Данные рангового распределения профессионально важных управленческих знаний и способностей руководителя подразделения органов внутренних дел приведены в таблице 1.
Профессионально важные управленческие качества руководителя. При разработке опросника оценки профессионально важных управленческих качеств руководителя на втором этапе исследования проанализированы научные работы в области исследования управленческих качеств, в том числе лидерских (А. Лоутон и Э. Роуз [23]; B. Bass [24]; W. Bennis [25]; В. Nanus [26]; M. DePree [27]; J. O'Toole [28]).
На основе проведенного анализа составлена обобщенная структура профессионально важных управленческих качеств руководителя подразделения, в которую вошли 22 качества, разделенные по следующим блокам: личностные, когнитивные, социально-поведенческие и организационно-управленческие. Данные рангового распределения профессионально важных управленческих качеств подразделения органов внутренних дел приведены в таблице 2.
Вызывают интерес выявленные различия в блоке организационно-управленческих профессионально важных качеств руководителя. Так, для руководителей с начальным опытом управленческой деятельности такое качество, как «лидерский потенциал (способность организовать группу и "повести за собой")», занимает 3-е ранговое место. Для руководителей с опытом управленческой деятельности более 10 лет это качество смещается на 5-е ранговое место по актуальности. На наш взгляд, это может быть связано как с повышением лидерского потенциала руководителей с опытом управленческой деятельности, так и с замещением лидерского потенциала авторитарной составляющей.
В то же время для руководителей со значительным опытом управленческой деятельности на 1-е ранговое место выходит качество «дальновидность (умение видеть перспективы и определять приоритеты)», которое руководителями с начальным опытом управленческой деятельности определяется только на 4-м ранговом месте по актуальности. Это может объясняться тем, что более опытные руководители чаще занимают и более высокие управленческие должности [22].
Полученные данные позволяют уточнить актуальные профессиональные знания и способности, а также профессионально важные управленческие качества, необходимые руководителю для результативной управленческой деятельности и могут исполь-
Таблица 2. Ранговое распределение профессионально важных управленческих качеств руководителя подразделения
органов внутренних дел
(Table 2. Ranking of professionally important managerial qualities of the chief of a law enforcement division)
Профессионально важные управленческие качества руководителя подразделения Ранговое место
опыт рук-ля до 5 лет опыт рук-ля более 10 лет
Личностные качества
Моральная нормативность (установка на соблюдение законности и служебной дисциплины, ответственность, честность, порядочность) 1 1
Уверенность в себе 2 4
Решительность (разумная склонность к риску) 7 7
Инициативность 6 6
Исполнительность 3 2
Способность к саморегуляции психоэмоционального состояния 5 3
Мотивационная готовность к управленческой деятельности 4 5
Когнитивные качества
Гибкость, нестандартность мышления, способность к творческому решению профессиональных задач 5 4
Способности к обобщению, анализу, рефлексии, индукции и дедукции 3 2
Способность к быстрому и точному восприятию зрительной информации (деталей), выявлению сходства и различий 2 3
Прогностичность мышления (умение планировать, прогнозировать развитие ситуации) 1 1
«Канцелярские способности» (способности к длительной и продуктивной работе с документами) 4 5
Социально-поведенческие качества
Адаптационный потенциал (способность адаптироваться к изменяющимся условиям жизнедеятельности и профессионального взаимодействия) 4 3
Коммуникативная компетентность (способность устанавливать психологический контакт, коммуникативная компетентность в профессиональном общении) 2 1
Конфликтная компетентность (способность к конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности) 1 2
Социальная толерантность (терпимость к людям, способность к принятию, правильному пониманию и уважению других культур) 3 4
Эмпатия (способность сопереживать другим людям, понимать их чувства) 5 5
Организационно-управленческие качества
Дальновидность (умение видеть перспективы и определять приоритеты) 4 1
Организаторские способности (способность организовывать деятельность подчиненных, мотивировать сотрудников, контролировать результаты совместной деятельности) 1 3
Требовательность к подчиненным (способность добиваться решения поставленных задач) 2 2
Стойкость, решительность, твердость (способность отстаивать интересы коллектива во внешних инстанциях) 5 4
Лидерский потенциал (способность организовать группу и «повести за собой») 3 5
зоваться при формировании актуальной тематики и разработки соответствующего учебно-методического обеспечения, направленных на совершенствование профессионально-управленческой подготовки руководителей подразделений органов внутренних дел.
Таким образом, процесс формирования профессионально-управленческой компетентности руководителя подразделения органов внутренних дел является непрекращающимся на протяжении всего периода его управленческой деятельности и требует соответствующего профессионального психолого-педагогического сопровождения. При этом в ходе организации профессионально-управленческой подготовки руководителей подразделений органов внутренних дел необходимо учитывать динамику формирования у них профессионально важных качеств, а также востребованности профессиональных знаний и способностей в зависимости от продолжительности (опыта) их профессионально-управленческой деятельности.
Следует отметить также, что результаты эмпирического исследования профессионально важных управленческих качеств, полученных при опросе в разных территориальных органах, выявили различие актуальных знаний и способностей, необходимых руководителям подразделений. Возможно, это связано с различными уровнями развития служебных коллективов, особенностями сложившихся взаимоотношений в подразделениях, с тематикой занятий, проводимых ранее в рамках служебной подготовки с руководителями подразделений, и др. Соответственно, предложенный обобщенный перечень профессионально важных управленческих качеств можно (и нужно) уточнять в подразделениях территориальных органов с использованием методики экспертного опроса, предложенной в данном исследовании.
Выводы
1. Профессионально-управленческая компетентность — обобщенное личностное образование, включающее в себе владение руководителем сформирован-
ными компетенциями, а также обладание развитыми профессионально важными личностными качествами и профессионально-управленческим опытом, обеспечивающими результативность управленческой деятельности.
2. По результатам исследования получены ранговые распределения профессионально важных управленческих качеств, знаний и способностей руководителя подразделения органов внутренних дел в зависимости от опыта их управленческой деятельности.
3. В процессе организации профессионально-управленческой подготовки руководителей подразделений органов внутренних дел необходимо учиты-
вать динамику формирования у них профессионально важных качеств, а также востребованности профессиональных знаний и способностей в зависимости от продолжительности (опыта) их профессионально-управленческой деятельности.
Перспективы. Дальнейшее формирование профессионально-управленческой компетентности руководителей будет связано с разработкой соответствующих учебно-методических материалов, адаптированных к специфике профессионально-управленческой деятельности руководителей различных подразделений органов внутренних дел, а также имеющемуся у них профессионально-управленческому опыту.
Список источников
1. Евтихов О. В. Управление персоналом организации : учеб. пособие. М., 2019. 297 с.
2. Кикоть В. Я. Система научного обеспечения управленческой подготовки слушателей вузов МВД России : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1998. 21 с.
3. Коновалова Т. Ю. Социально-психологическая компетентность руководителей отделов внутренних дел и методы ее развития : дис. ... канд. психол. наук. М., 2004. 160 с.
4. Кайдаш А. В. Психологические особенности профессиональной компетентности сотрудников правоохранительных органов : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Сочи, 2006. 20 с.
5. Щербаков К. В. Развитие управленческой деятельности руководителей органов внутренних дел в системе повышения квалификации : дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2008. 174 с.
6. Тарасов Н. Г., Морозов В. А., Федулов Б. А. Формирование управленческой компетентности сотрудников полиции в процессе профессиональной подготовки : монография. Барнаул, 2016. 196 с.
7. Вахнина В. В. Требования профессиональной деятельности в современных условиях к профессионально важным качествам следователя // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 7. С. 326-332.
8. Караяни А. Г. Военная психология. М., 2018. 218 с.
9. Котенев И. О. Формирование лидерских компетенций в профессиональной подготовке руководящего состава полиции (зарубежный опыт) // Труды Академии управления МВД России. 2011. № 2(18). С. 86-91.
10. Кубышко В. Л. Ведомственная профессионально-практическая психология в контексте 300-летия российской полиции // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 2(74). С. 8-13.
11. Кубышко В. Л. О практико-ориентированном профессиональном обучении в вузе МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 4(51). С. 72-73.
12. Кубышко В. Л. Совершенствование психологической работы в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел // Национальный психологический журнал. 2017. № 4(28). С. 95-103.
13. Лазукин А. Д., Федотов А. А. Развитие теории и практики воспитания сотрудников органов внутренних дел : монография. М., 2014. 148 с.
14. Марьин М. И., Петров В. Е., Сафронов А. Д. Психологическая подготовка сотрудников полиции к профессиональной деятельности : учеб.-метод. пособие. Домодедово, 2014. 156 с.
15. Реутова В. И. Психологическая диагностика в прогнозировании профессиональной успешности руководителей органов внутренних дел : дис. ... канд. психол. наук. М., 2020. 199 с.
16. Сердюк Н. В. Педагогическая герменевтика как детерминанта профессиональной подготовки руководителей органов внутренних дел // Национальный психологический журнал. 2020. Т. 1, № 1(37). С. 107-114.
17. Евтихов О. В. Развитие лидерского потенциала руководителя : монография. М., 2020. 198 с.
18. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 24-29.
19. Зимняя И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. 2005. № 10. С. 14-20.
20. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. 308 с.
21. Хазова С. А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту. М., 2010. 91 с.
22. Евтихов О. В., Бекк А. А., Поршуков А. С. Профессионально важные управленческие качества, знания и способности руководителей подразделений правоохранительных органов // Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики : XXIV междунар. науч.-практ. конф. Красноярск, 2022. С. 210-217.
23. Лоутон А., Роуз Э. Организация и управление в государственных учреждениях. М., 1993. 218 с.
24. Bass B. Stogdill's Handbook of Leadership. N. Y., 1981. Pp. 43-581.
25. Bennis W. On Becoming a Leader. N. Y., 1994. Pp. 217-220.
26. Nanus В. The Leader's Edge: The Seven Keys to Leadership in a Turbulent World. N. Y., 1989. 215 p.
27. DePree M. Leadership Jazz: The Art of Conducting Business through Leadership, Followship, Teamwork, Touch, Voice. N. Y., 1993. Pp. 222-225.
28. O'Toole J. Leading Change: The Argument for Values-Based Leadership. N. Y., 1996. Pp. 23-28.
Поступила 26.05.2022; одобрена после рецензирования 10.06.2022; принята к публикации 30.06.2022.
Все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
References
1. Evtikhov O. V. Organization personnel management. Textbook. Moscow, 2019. 297 p. (In Russ.)
2. Kikot' V. Ya. The system of scientific support for managerial training of students of universities of the Russian Ministry of Internal Affairs. Extended abstract of Candidate of sciences dissertation (in Pedagogy). St. Petersburg, 1998. 21 p. (In Russ.)
3. Konovalova T. Yu. Social psychological competence of chief law enforcement officers and methods of its development. Candidate of sciences dissertation (in Psychology). Moscow, 2004. 160 p. (In Russ.)
4. Kaydash A. V. Psychological peculiarities of professional competence of law enforcement officers. Extended abstract of Candidate of sciences dissertation (in Psychology). Sochi, 2006. 20 p. (In Russ.)
5. Shcherbakov K. V. Development of chief law enforcement officers' management activity in the system of advanced training. Candidate of sciences dissertation (in Pedagogy). Barnaul, 2008. 174 p. (In Russ.)
6. Tarasov N. G., Morozov V. A., Fedulov B. A. Formation of police officers' management competence in the process of professional training. Monograph. Barnaul, 2016. 196 p. (In Russ.)
7. Vakhnina V. V. Requirements of professional activity to professionally important qualities of an investigator under modern conditions. Bulletin of the Moscow University of the Russian Ministry of Internal Affairs. 2019. No. 7. Pp. 326-332. (In Russ.)
8. Karayani A. G. Military psychology. Moscow, 2018. 218 p. (In Russ.)
9. Kotenev I. O. Formation of leadership competencies in professional training of chief police officers (foreign experience). Proceedings of Academy of Management of the Russian Ministry of Internal Affairs. 2011. No. 2(18). Pp. 86-91. (In Russ.)
10. Kubyshko V. L. Departmental professional practical psychology in the context of 300th anniversary of Russian police. Bulletin of the St. Petersburg University of the Russian Ministry of Internal Affairs. 2017. No. 2(74). Pp. 8-13. (In Russ.)
11. Kubyshko V. L. On practice-focused professional learning at university of the Russian Ministry of Internal Affairs. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2012. No. 4(51). Pp. 72-73. (In Russ.)
12. Kubyshko V. L. Improvement of psychological work in the system of moral and psychological support of law enforcement officers' operative activity. National Psychological Journal. 2017. No. 4(28). Pp. 95-103. (In Russ.)
13. Lazukin A. D., Fedotov A. A. Development of theory and practice of law enforcement officers' education. Monograph. Moscow, 2014. 148 p. (In Russ.)
14. Maryin M. I., Petrov V. E., Safronov A. D. Psychological preparation of police officers for professional activity. Domodedovo, 2014. 156 p. (In Russ.)
15. Reutova V. I. Psychological diagnostics in forecasting chief police officers' professional success. Candidate of sciences dissertation (in Psychology). Moscow, 2020. 199 p. (In Russ.)
16. Serdyuk N. V. Pedagogical hermeneutics as the determinant of chief law enforcement officers' professional training. National Psychological Journal. 2020. Vol. 1, No. 1(37). Pp. 107-114. (In Russ.)
17. Evtikhov O. V. Development of chief's leadership potential. Monograph. Moscow, 2020. 198 p. (In Russ.)
18. Baydenko V. I. Competencies in professional education (to the mastering of the competence-based approach). Higher Education in Russia. 2004. No. 11. Pp. 24-29. (In Russ.)
19. Zimnyaya I. A. General culture and social professional competence of a person. Higher Education Today. 2005. No. 10. Pp. 14-20. (In Russ.)
20. Markova A. K. Psychology of professionalism. Moscow, 1996. 308 p. (In Russ.)
21. Khazova S. A. Competence of a competitive specialist in physical culture and sport. Moscow, 2010. 91 p. (In Russ.)
22. Evtikhov O. V., Bekk A. A., Porshukov A. S. Professionally important qualities, knowledge and abilities of the chiefs of law enforcement divisions. Relevant problems of fighting crime: issues of theory and practice. 24th international scientific and practical conference. Krasnoyarsk, 2022. Pp. 210-217. (In Russ.)
23. Lawton A., Rose A. Organization and management in the public sector. Moscow, 1993. 218 p. (In Russ.)
24. Bass B. Stogdill's Handbook of Leadership. N. Y., 1981. Pp. 43-581.
25. Bennis W. On Becoming a Leader. N. Y., 1994. Pp. 217-220.
26. Nanus B. The Leader's Edge: The Seven Keys to Leadership in a Turbulent World. N. Y., 1989. 215 p.
27. DePree M. Leadership Jazz: The Art of Conducting Business through Leadership, Followship, Teamwork, Touch, Voice. N. Y., 1993. Pp. 222-225.
28. O'Toole J. Leading Change: The Argument for Values-Based Leadership. N. Y., 1996. Pp. 23-28.
Submitted 26.05.2022; approved after reviewing: 10.06.2022; accepted for publication: 30.06.2022.
All the authors have made an equal contribution to the publication.
The authors declare that there is no conflict of interest.