Научная статья на тему 'Развитие процессов кооперации и интеграции в птицеводстве Оренбургской области'

Развитие процессов кооперации и интеграции в птицеводстве Оренбургской области Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
149
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Карагодин Д. А.

Дан анализ рентабельности производства основных продуктов птицеводства в интегрированных птицеводческих предприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of cooperation and integration pro-cesses in poultry farming of the Orenburg region

An analysis of production profitability of the main poultry products at integrated poultry keeping plants is given.

Текст научной работы на тему «Развитие процессов кооперации и интеграции в птицеводстве Оренбургской области»

Развитие процессов кооперации и интеграции в птицеводстве Оренбургской области

Д.А. Карагодин, аспирант, ОренбургскийГАУ

Негативные последствия экономических преобразований аграрного сектора страны нашли свое отражение в птицеводстве Оренбургской области. Уровень рентабельности производства яиц на сельскохозяйственных предприятиях снизился с 56,4% в 1990 г. до 24,1% в 2002 г. Если в 1990 г. производство мяса птицы было рентабельным -18,1%, то в 2002 г. уровень убыточности по данному виду продукции составил 20,9%.

Для повышения экономической эффективности производства такие птицеводческие предприятия Оренбургской области, как СПК "Гайское", ЗАО "Птицефабрика "Оренбургская", ОАО "Спутник", ЗАО "Птицесовхоз "Родина", стали развивать процессы кооперации и интеграции. Из всего многообразия видов интеграции они выбрали внутрихозяйственную вертикальную интеграцию. Она облегчила решение ряда общеэкономических и организационно-хозяйственных проблем. В их числе такие наиболее значимые, как заготовка кормов и сбыт готовой продукции.

Для решения вопроса обеспечения кормами каждая птицефабрика, во-первых, стала расширять посевные площади путем присоединения разорившихся близлежайших хозяйств или приобретения земли в аренду. В 2002 г. по сравнению с 1990 г. посевные площади анализируемых предприятий увеличились в 2,1 раза (с 11675 га до 24094 га). С увеличением размеров посевных площадей произошли изменения в объемах производства продукции растениеводства. В 2002 г. по сравнению с 1990 г. производство зерна в четырех исследуемых предприятиях выросло в 2,3 раза.

С расширением объемов производства зерна, основного компонента в рационах кормления птицы (65-75%), возникла необходимость развития собственного полнорационного кормопроизводства. В связи с этим за 1990-2002 гг. на ин-

тегрируемых птицеводческих предприятиях произошли изменения в структуре прихода комбикормов.

В исследуемых хозяйствах за 1990-2002 гг. доля комбикормов собственного производства выросла с 5,6% до 96,6%.

Создав собственное кормопроизводство, птицефабрики получают большую экономию в затратах по кормам. В 2002 г. интегрированные хозяйства приобрели 21871 центнер комбикормов в среднем по цене 384 рубля за один центнер на сумму 8398 тыс. руб. В собственных кормоцехах произведено 614829 центнеров на сумму 166819 тыс. руб. Себестоимость единицы составила 271 рубль. Всего поступило 636700 центнеров на сумму 175217 тыс. руб. Если предположить, что в 2002 г. существовала структура поступления комбикормов 1990 г., то есть 94,4% -покупные корма и 5,6% - собственные, то необходимо было купить 601045 центнеров корма (636700 ц • 94,4%). Для их приобретения птицефабрикам пришлось бы затратить 230801 тыс. руб. (601045 ц • 384 руб.). Собственными силами потребовалось бы произвести всего 35655 центнеров комбикорма (636700 ц - 601045 ц) на сумму 9663 тыс. руб. (35655 ц • 271 руб.). В итоге затраты на заготовку комбикормов могли составить 240464 тыс. руб. (230801 тыс. руб. + 9663 тыс. руб.). Приведенный расчет показывает, что только за 2002 г. благодаря собственному кормопроизводству интегрированные предприятия сэкономили 65247 тыс. руб. (240464 тыс. руб. - 175217 тыс. руб.).

Экономическая эффективность продукции птицеводства зависит не только от затрат на ее производство, но и от организации процесса реализации. Для того чтобы добиться большего эффекта от реализации продукции, необходимо стремиться самому производителю доводить ее до конечного потребителя, минуя посредников. Для соблюдения этого принципа СПК "Гайское", ЗАО "Птицефабрика "Оренбургская", ОАО

1. Структура поступления комбикормов в интегрированных птицеводческих предприятиях

Годы Собственное производство, ц Куплено, ц Всего поступило, ц Доля комбикормов в общем объеме поступления, %

собств. производства купленных

1990 49132 826405 875537 5,6 94,4

1998 509545 28082 537627 94,8 5,2

1999 525337 17240 542577 96,8 3,2

2000 497017 36580 533597 93,1 6,9

2001 565223 30403 595626 94,9 5,1

2002 614829 21871 636700 96,6 3,4

Источник: данные экономических анализов ассоциации "Оренбургптицепром"

2. Структура реализации продукции птицеводства в интегрированных птицеводческих предприятиях

Годы Яйцо Мясо птицы

количество, тыс. шт. структура, % количество, тыс. шт. структура, %

Реализовано в государственные фонды

1990 г. 270419 98,7 29817 79,0

1998 г. 9117 4,1 6013 28,6

1999 г. 9314 3,7 4991 27,6

2000 г. 7919 2,8 5116 23,0

2001 г. 8001 2,6 4901 20,9

2002 г. 7332 2,2 4607 19,0

Реализовано организациям и предпринимателям

1990 г. 3064 1,1 7201 19,1

1998 г. 205660 92,3 11197 53,4

1999 г. 231563 91,9 9079 50,2

2000 г. 260773 92,4 11868 53,2

2001 г. 28886 92,1 12489 53,3

2002 г. 316198 92,8 13156 54,2

Фирменная торговля

1990 г. — — 26 0,1

1998 г. 8024 3,6 3569 17,0

1999 г. 11091 4,4 3784 21,0

2000 г. 13552 4,8 5127 23,0

2001 г. 16619 5,3 5864 25,0

2002 г. 17032 5,0 6309 26,0

Общественное питание

1990 г. 633 0,2 695 1,8

1998 г. 91 0,0 205 1,0

1999 г. 97 0,0 214 1,2

2000 г. 84 0,0 181 0,8

2001 г. 68 0,0 199 0,8

2002 г. 72 0,0 196 0,8

Реализовано всего

1990 г. 274116 100,0 37739 100,0

1998г. 222892 100,0 20984 100,0

1999 г. 252065 100,0 18068 100,0

2000 г. 282328 100,0 22292 100,0

2001 г. 313574 100,0 23453 100,0

2002 г. 340634 100,0 24268 100,0

Источник: данные экономических анализов ассоциации "Оренбургптицепром"

"Спутник", ЗАО "Птицесовхоз "Родина" создали собственные убойные, колбасные, консервные цеха и сеть фирменных магазинов.

Значительное влияние на эффективность деятельности птицефабрик оказывают правильно выбранные каналы реализации продукции.

В настоящее время значительно изменилась структура продажи продукции птицеводства по каналам реализации. Реализация яиц и мяса птицы в государственные фонды в 2002 г. по сравнению с 1990 г. снизилась с 98,7 до 2,2% и 79,0 до 19,0% соответственно. Увеличилась доля продаж организациям и предпринимателям для розничной торговли яиц с 1,1 до 92,8%, мяса птицы -с 19,1 до 54,2%. Развивается фирменная торговля, которая осуществляется в специализированных магазинах, торговых точках, с машин на рынках. Интегрированными предприятиями таким образом было продано в 2002 г. 5% яиц и 26% мяса птицы. Данный канал реализации является наиболее эффективным, так как продук-

ция продается производителем конечному потребителю без посредников. Этим объясняется ежегодный рост фирменной торговли в общем объеме реализации. Проведенные интеграционные мероприятия в СПК "Гайское", ЗАО "Птицефабрика " Оренбургская", ОАО " Спутник", ЗАО " Птицесовхоз "Родина" позволили снизить негативное влияние общеэкономических и организационно-хозяйственных проблем и сохранить производство продукции птицеводства. Но они не смогли удержать эффективность производства яйца и мяса птицы на уровне 1990 г.

Рентабельность яиц в 2002 г. по сравнению с 1990 г. снизилась с 56,5 до 26,3%. Снижение произошло на всех анализируемых предприятиях, кроме ОАО " Спутник". Здесь показатель вырос с 39,6 до 52,6%. Мясо птицы, имея рентабельность 32,7% в 1990 г., стало убыточным. Уровень убыточности в 2002 г. составил 20,2%. Наименьшие убытки за последние четыре года по мясу птицы несет ЗАО "Птицефабрика

3. Уровень рентабельности производства основных продуктов птицеводства в интегрированных птицеводческих предприятиях (в %, без учета дотаций)

Наименование хозяйства 1990 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г.

Яйца

СПК "Гайское" 54,6 8,6 34,1 41,5 55,3 20,1

ЗАО "Птицефабрика "Оренбургская" 77,5 36,5 52,2 29,2 53,6 35,8

ОАО "Спутник" 39,6 86,2 95,8 112,8 68,6 52,6

ЗАО "ПС "Родина" 33,1 14,5 26,2 7,8 14,9 12,0

Итого 56,5 26,0 43,3 34,6 46,1 26,3

Мясо птицы

СПК "Гайское" 26,6 -21,3 -21,3 -43,7 -50,7 -27,9

ЗАО "Птицефабрика "Оренбургская" 59,6 -45,9 -1,3 -7,0 -8,1 -7,8

ОАО "Спутник" -19,2 -16,3 -24,0 -34,6 -26,3 -35,6

ЗАО "ПС"Родина". 20,5 -56,9 -33,2 -20,5 -34,6 -42,6

Итого 32,7 -39,9 -11,5 -21,3 -20,5 -20,2

"Оренбургская". В 2002 г. уровень убыточности по данному виду продукции на ней составил 7,8%.

Несмотря на такую динамику, уровень рентабельности яиц в интегрируемых предприятиях

за анализируемый период превышает его в целом по сельскохозяйственным организациям, занимающимся производством продукции птицеводства. Это доказывает эффективность внутрихозяйственной вертикальной интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.