pISSN 2079-6714 eISSN 2311-9411
РАЗВИТИЕ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РОССИИ
Эмилия Сергеевна ДРУЖИЛОВСКАЯ
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета Института экономики и предпринимательства, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация
Проблемы учета
История статьи:
Получена 30.08.2018 Одобрена 05.10.2018
Ключевые слова:
федеральные стандарты бухгалтерского учета, организации
государственного сектора, организации
негосударственного сектора, международные стандарты финансовой отчетности
Аннотация
Тема. В статье проведено исследование развития процесса создания отечественных федеральных стандартов бухгалтерского учета организаций государственного и негосударственного секторов.
Цели. Выявление основных направлений и проблем развития процесса разработки указанных стандартов.
Методология. Автором использовались такие методы, как анализ и синтез, сравнение, метод группировки, метод аналогий, системный подход, логический подход.
Результаты. В настоящей работе исследовано и сопоставлено развитие процесса создания российских федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного и негосударственного секторов. Также автором проведен сравнительный анализ формируемой системы отечественных федеральных бухгалтерских стандартов для указанных секторов с существующей системой международных стандартов финансовой отчетности общественного и необщественного секторов (МСФО ОС и МСФО). На основе проведенных исследований в статье обоснованы предложения по дальнейшему развитию процесса разработки российских федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного и негосударственного секторов.
Область применения. Результаты исследования могут быть полезны широкому кругу читателей, интересующихся проблемами реформирования бухгалтерского учета, а также использоваться в практической работе бухгалтерий организаций, в учебном процессе высших учебных заведений и при разработке и совершенствовании соответствующих нормативных документов по бухгалтерскому учету.
Выводы и значимость. В статье обоснованы выводы о необходимости дальнейшего совершенствования системы федеральных стандартов бухгалтерского учета организаций государственного и негосударственного секторов.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2018
Приказом Минфина России № 83н от 18.04.2018 утверждена третья по счету Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций негосударственного сектора. Данная программа [1] рассчитана на период с 2018 по 2020 гг. и значительно меняет предусмотренные предыдущей программой сроки вступления в силу федеральных стандартов.
Аналогично для организаций государственного сектора приказом Минфина России от 28.02.2018 № 36н введена в действие третья по счету программа разработки федеральных
стандартов бухгалтерского учета данного сектора. Указанная программа [2] также нацелена на период с 2018 по 2020 гг. и несколько отличается от соответствующей предыдущей программы.
Исследуем более подробно развитие процесса разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета в России. Анализ названной программы для негосударственного сектора позволяет выделить следующие этапы создания отечественной системы федеральных бухгалтерских стандартов указанного сектора (табл. 1).
Как видно из табл. 1, большая часть запланированных стандартов приходится на 2020 и 2022 гг. Анализируя данные табл. 1, отметим, что, наш взгляд, целесообразно было бы ввести в действие в 2020 г. вместо стандартов «Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты)» и «Документы и документооборот в бухгалтерском учете» стандарты «Доходы» и «Расходы» ввиду большей значимости и востребованности последних для организаций.
Отметим также, что, как доказывалось нами ранее, вполне оправданным является учет незавершенных вложений в основные средства в составе последних. Следовательно, целесообразными представляются установление регламентаций по учету указанных вложений в федеральном стандарте «Основные средства» и отказ от отдельного стандарта «Незавершенные капитальные вложения». Обратим внимание на то, что при этом в качестве пятого стандарта, вступающего в силу с 2020 г., можно было бы утвердить стандарт «Бухгалтерская отчетность».
Обратимся к развитию процесса разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета государственного сектора. Следует отметить, что для данного сектора, в отличие от негосударственного, уже утверждено 15 федеральных стандартов [3-17].
1. Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора.
2. Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
3. Отчет о движении денежных средств.
4. Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
5. Основные средства.
6. Непроизведенные активы.
7. Обесценение активов.
8. Доходы.
9. Учетная политика, оценочные значения и ошибки.
10. Аренда.
11. Информация о связанных сторонах.
12. События после отчетной даты.
13. Влияние изменений курсов иностранных валют.
14. Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах.
15. Концессионные соглашения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что по утверждению федеральных стандартов развитие системы нормативного регулирования бухгалтерского учета государственного сектора в значительной степени опережает аналогичный процесс негосударственного сектора.
Исследование Программы создания федеральных стандартов негосударственного сектора на период с 2018 по 2020 гг. позволяет выделить три этапа введения в действие соответствующих стандартов. Данные этапы представлены в табл. 2.
Данные табл. 2 свидетельствуют о том, что большую часть федеральных стандартов предполагается ввести в действие в 2020 и 2021 гг. (а не в 2020 и 2022 гг., как это запланировано для негосударственного сектора). Еще одним отличием от негосударственного сектора является и то, что практически для всех содержащихся в названной программе стандартов госсектора в настоящее время уже представлены их проекты. Таким образом, по степени разработанности проектов федеральных стандартов развитие системы нормативного регулирования бухгалтерского учета госсектора также опережает идентичный процесс негосударственного сектора.
Анализируя планируемую последовательность вступления в силу федеральных стандартов организаций государственного сектора, обратим внимание также на следующее. На наш взгляд, стандарт «Запасы» представляется для большинства указанных организаций более значимым по сравнению со стандартом
«Влияние изменений курсов иностранных валют».
Следовательно, по нашему мнению, целесообразным является некоторое изменение представленной в табл. 2 последовательности вступления в силу федеральных стандартов посредством введения в действие в 2019 г. стандарта «Запасы», а в 2020 г. стандарта «Влияние изменений курсов иностранных валют». Обратим внимание на то, что при этом такой важный стандарт, как «Запасы», для организаций и государственного, и негосударственного секторов будет введен в действие одновременно в 2019 г., что, на наш взгляд, будет способствовать необходимому, созданию единой методологии бухгалтерского учета указанных организаций.
В связи с тем, что российские федеральные стандарты бухгалтерского учета государственного и негосударственного секторов разрабатываются с учетом регламентаций международных стандартов финансовой отчетности соответственно общественного и необщественного секторов (МСФО ОС [29] и МСФО1 [30]), актуальным также является определение современного соотношения создаваемой системы указанных отечественных стандартов с существующей системой названных международных стандартов. Данное соотношение проанализировано в табл. 3.
Как видно из табл. 3, несмотря на значительное сближение разрабатываемой российской и действующей международной систем бухгалтерских стандартов государственного (общественного) и негосударственного (необщественного) секторов, данные системы все еще существенно отличаются. К наиболее значимым несоответствиям указанных систем, на наш взгляд, следует отнести следующие:
1) отсутствие аналогов планируемых российских стандартов негосударственного сектора «Незавершенные капитальные вложения», «Документы и документооборот в бухгалтерском учете», «Некоммерческая деятельность» и «Расходы» не только в составе МСФО, но и в составе
1 Международные стандарты финансовой отчетности.
предполагаемых отечественных и существующих м е ж д у н а р о д н ы х с т а н д а р т о в государственного (общественного) сектора;
2) отсутствие в разрабатываемой системе российских стандартов негосударственного сектора аналогов МСФО:
- «Отчет о движении денежных средств»;
- «Учетная политика, изменения в бухгалтерских расчетах и ошибки»;
- «События после отчетной даты»;
- «Налоги на прибыль»;
- «Вознаграждения работникам»;
- «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи»;
- «Влияние изменений валютных курсов»;
- «Затраты по займам»;
- «Раскрытие информации о связанных сторонах»;
- «Учет и отчетность по пенсионным планам»;
- «Индивидуальная финансовая отчетность»;
- «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции»;
- «Прибыль на акцию»;
- «Промежуточная финансовая отчетность»,
- «Обесценение активов»;
- «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»;
- «Сельское хозяйство»;
- «Первое применение МСФО»;
- «Выплаты на основе долевых инструментов»;
- «Объединения бизнеса»;
- «Договоры страхования»;
- «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность»;
- «Операционные сегменты»;
- «Консолидированная финансовая отчетность»;
- «Совместная деятельность»;
- «Раскрытие информации об участии в других предприятиях»;
- «Счета отложенных тарифных корректировок»;
- отсутствие аналога отечественного стандарта госсектора «Непроизведенные активы» как в составе МСФО ОС, так и в составах предлагаемых российских и действующих международных стандартов негосударственного сектора;
- запланированное создание промежуточного отечественного стандарта негосударственного сектора «Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты)», не предусмотренного ни в составе МСФО, ни в составах российских стандартов госсектора и МСФО ОС;
- отсутствие в разрабатываемой системе отечественных стандартов негосударственного сектора стандарта «Обесценение активов» при его наличии в МСФО, а также в составах российских и международных стандартов госсектора;
- отсутствие в составе планируемых о т е ч е с т в е н н ы х с т а н д а р т о в негосударственного сектора, а также в составах разрабатываемых российских и действующих международных стандартов
государственного (общественного) сектора аналога МСФО «Оценка справедливой стоимости».
Исходя из обоснованных нами в предыдущих работах выводов, представляется целесообразным устранить практически все перечисленные несоответствия.
Предлагаемые нами измененные и новые российские федеральные стандарты государственного и негосударственного секторов и рекомендуемая последовательность их введения в действие обобщены в табл. 4.
Обратим внимание на то, что поскольку развитие процесса разработки федеральных стандартов для госсектора в настоящее время существенно опережает аналогичное явление в сфере негосударственного сектора, то в отличие от последнего к 2024 г. для госсектора уже может быть создана целостная система соответствующих стандартов (как это указано в табл. 4). Для негосударственного сектора формирование такой системы может быть, на наш взгляд, завершено к 2026 г.
Таким образом, мы проанализировали развитие процесса разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета в России. Обратим внимание на то, что исследование вопросов, связанных с содержанием указанных стандартов, проведено в [18-28; др.]. Поводя итоги, отметим, что введение в действие приведенных выше федеральных стандартов организаций государственного и негосударственного секторов при условии их правильного применения на практике будет способствовать повышению достоверности информации в финансовой отчетности указанных организаций.
Таблица 1
Этапы вступления в силу разработанных федеральных стандартов бухгалтерского учета организаций негосударственного сектора
№ Временной Названия планируемых Наличие проекта соответствующего этапа период_федеральных стандартов_стандарта_
1 2019 г. Запасы Представлен на сайте Фонда развития
бухгалтерского учета «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр» _(далее - Фонд «НРБУ «БМЦ»)_
2 2020 г. 1. Нематериальные активы. 2. Основные средства. 3. Незавершенные капитальные вложения. 4. Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты). 5. Документы и документооборот в бухгалтерском учете 1. Приведен на сайте Фонда «НРБУ «БМЦ». 2. Размещен на сайте Фонда «НРБУ «БМЦ». 3. Представлен на сайте Фонда «НРБУ «БМЦ». 4. Приведен на сайте Фонда «НРБУ «БМЦ». 5. Размещен на сайте Минфина РФ
3 2021 г. 1. Некоммерческая деятельность. 2. Бухгалтерская отчетность. 3. Участие в зависимых организациях и совместная деятельность 1. Приведен на сайте Фонда «НРБУ «БМЦ». 2. Отсутствует. 3. Не представлен
4 2022 г. 1. Аренда. 2. Доходы. 3. Расходы. 4. Финансовые инструменты. 5. Добыча полезных ископаемых 1. Размещен на сайте Минфина России. Называется несколько иначе: «Бухгалтерский учет аренды» 2-5 - отсутствуют
Источник: авторская разработка
Таблица 2
Этапы введения в действие разработанных федеральных стандартов бухгалтерского учета организаций государственного сектора
№ Временной Наименования предполагаемых федеральных Наличие проекта соответствующего
этапа период стандартов стандарта или утвержденного стандарта
1 2019 г. Доходы Стандарты утверждены
Непроизведенные активы
Влияние изменений курсов иностранных валют
2 2020 г. Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности Стандарт утвержден
Запасы Проекты размещены на сайте Минфина России
Совместная деятельность
Концессионные соглашения Стандарт утвержден
Долгосрочные договоры Проекты представлены на сайте _Минфина России_
Нематериальные активы_
Выплаты персоналу_
Порядок составления и представления казначейской -
отчетности по операциям
_в системе бюджетных платежей_
3 2021 г. Бухгалтерская (финансовая) отчетность Проекты размещены на сайте Минфина
с учетом инфляции_ России
Сведения о показателях бухгалтерской (финансовой)
отчетности по сегментам_
Консолидированная бухгалтерская (финансовая)
отчетность_
Биологические активы_
Метод долевого участия_
Подходы к формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности сектора государственного управления и информации
по статистике государственных финансов_
Финансовые инструменты_
_Затраты по заимствованиям_
Источник: авторская разработка
Таблица 3
Современное соотношение разрабатываемой системы российских федеральных стандартов и действующей системы международных стандартов для государственного (общественного) и негосударственного (необщественного) секторов
Негосударственный / необщественный сектор_Государственный / общественный сектор
Разрабатываемые российские стандарты Система МСФО Разрабатываемые отечественные стандарты Система МСФО ОС
Запасы МСФО (IAS) 2 «Запасы» Запасы МСФО ОС 12 «Запасы»
Нематериальные активы МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы» Нематериальные активы МСФО ОС 31 «Нематериальные активы»
Основные средства МСФО (IAS) 16 «Основные средства», МСФО (IAS) 40 «Инвестиционная недвижимость» Основные средства -стандарт уже утвержден МСФО ОС 17 «Основные средства», МСФО ОС 16 «Инвестиционная недвижимость»
Незавершенные капитальные вложения
Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты) Отдельного стандарта нет. Если дебиторская и кредиторская задолженности являются финансовыми инструментами, то на них распространяется действие МСФО (IAS) 32 «Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации», МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка», МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации», МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» Специального стандарта не предусмотрено. Но если дебиторская и кредиторская задолженности входят в состав финансовых инструментов, то к ним применяется стандарт «Финансовые инструменты» Отдельного стандарта нет. На дебиторскую и кредиторскую задолженности, являющиеся финансовыми инструментами, распространяется действие МСФО ОС 28 «Финансовые инструменты: представление», МСФО ОС 29 «Финансовые инструменты: признание и оценка», МСФО ОС 30 «Финансовые инструменты: раскрытие информации»
Документы и документооборот в бухгалтерском учете
Некоммерческая - - -деятельность
Бухгалтерская отчетность МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности -стандарт уже утвержден МСФО ОС 1 «Представление финансовой отчетности»
Участие в зависимых организациях и совместная деятельность МСФО (IAS) 28 «Учет инвестиций в ассоциированные и совместные компании» Метод долевого участия МСФО ОС 36 «Инвестиции в ассоциированные организации и совместные предприятия»
Аренда МСФО (IAS) 17 «Аренда» (с 1 января 2019 г. в обязательном порядке заменяется на МСФО (IFRS) 16). МСФО (IFRS) 16 «Аренда» (вступает в силу с 1 января 2019 г., разрешается досрочное применение при условии досрочного применения МСФО (IFRS) 15) Аренда - стандарт уже утвержден МСФО ОС 13 «Аренда»
Доходы МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с клиентами» Доходы - стандарт уже утвержден МСФО ОС 9 «Выручка от обменных операций», МСФО ОС 23 «Доходы от необменных операций (налоги и трансферты)»
Долгосрочные договоры МСФО ОС 11 «Строительные контракты»
Расходы - - -
http://buh-izdat.ru/journaLs/accounting-in-budgetary/ 7
Финансовые МСФО (IAS) 32 «Финансовые Финансовые МСФО ОС 28 «Финансовые
инструменты инструменты: раскрытие инструменты инструменты:
и представление информации» представление»,
МСФО (IAS) 39 «Финансовые МСФО ОС 29 «Финансовые
инструменты: признание инструменты: признание
и оценка» и оценка»,
МСФО (IFRS) 7 «Финансовые МСФО ОС 30 «Финансовые
инструменты: раскрытие инструменты: раскрытие
информации» информации»
МСФО (IFRS) 9 «Финансовые
инструменты»
Добыча полезных МСФО (IFRS) 6 «Геологоразведка - -
ископаемых и оценка минерально-сырьевых
запасов»
Программой МСФО (IAS) 7 «Отчет Отчет о движении МСФО ОС 2 «Отчеты
разработки о движении денежных средств» денежных средств - о движении денежных
федеральных стандарт уже утвержден средств»
стандартов МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, Учетная политика, МСФО ОС 3 «Учетная
бухгалтерского учета изменения в бухгалтерских расчетах оценочные значения политика, изменение
для организаций и ошибки» и ошибки - стандарт уже учетных оценок
негосударственного утвержден и ошибки»
сектора МСФО (IAS) 10 «События после События после отчетной МСФО ОС 14 «События
на 2018-2020 гг. отчетной даты» даты - стандарт уже после отчетной даты»
не предусмотрены утвержден
МСФО (IAS) 12 «Налоги на - -
прибыль»
МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения Выплаты персоналу МСФО ОС 39
работникам» «Вознаграждения
работникам»
МСФО (IAS) 20 «Учет - -
государственных субсидий и
раскрытие информации о
государственной помощи»
МСФО (IAS) 21 «Влияние изменений Влияние изменений МСФО ОС 4 «Влияние
валютных курсов» курсов иностранных изменений курсов
валют - стандарт уже иностранных валют»
утвержден
МСФО (IAS) 23 «Затраты Затраты по МСФО ОС 5 «Затраты
по займам» заимствованиям по займам»
МСФО (IAS) 24 «Раскрытие Информация о связанных МСФО ОС 20 «Раскрытие
информации о связанных сторонах» сторонах - стандарт уже информации о связанных
утвержден сторонах»
МСФО (IAS) 26 «Учет - -
и отчетность по пенсионным планам»
МСФО (IAS) 27 «Индивидуальная - МСФО ОС 34 «Отдельная
финансовая отчетность» финансовая отчетность»
МСФО (IAS) 29 «Финансовая Бухгалтерская МСФО ОС 10 «Финансовая
отчетность в условиях (финансовая) отчетность отчетность в условиях
гиперинфляции» с учетом инфляции гиперин фляции »
МСФО (IAS) 33 «Прибыль - -
на акцию»
МСФО (IAS) 34 «Промежуточная - -
финансовая отчетность»
МСФО (IAS) 36 «Обесценение Обесценение активов - МСФО ОС 21 «Обесценение
активов» стандарт уже утвержден активов,
не генерирующих денежные
средства»,
МСФО ОС 26 «Обесценение
активов, генерирующих
денежные средства»
МСФО (IAS) 37 «Оценочные Резервы. Раскрытие МСФО ОС 19 «Оценочные
обязательства, условные информации обязательства, условные
обязательства и условные активы» об условных обязательства и условные
обязательствах активы»
и условных активах -Программой на 2018-2020 г.
не предусмотрен, но сам стандарт уже утвержден_
МСФО (IAS) 41 «Сельское хозяйство» Биологические активы МСФО ОС 27 «Сельское хозяйство»
МСФО (IFRS) 1 «Первое применение МСФО» МСФО ОС 33 «Первое применение метода начисления в МСФО ОС»
МСФО (IFRS) 2 «Выплаты на основе долевых инструментов» - -
МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнеса» - МСФО ОС 40 «Комбинации государственного сектора»
МСФО (IFRS) 4 «Договоры страхования» (с 1 января 2021 г. заменяется на МСФО (IFRS) 17) МСФО (IFRS) 17 «Договоры страхования» (вступает в силу с 1 января 2021 г.)
МСФО (IFRS) 5 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность»
МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты» Сведения о показателях бухгалтерской (финансовой) отчетности по сегментам МСФО ОС 18 «Сегментная отчетность»
МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность» Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность МСФО ОС 35 «Консолидированная финансовая отчетность»
МСФО (IFRS) 11 «Совместная деятельность» Совместная деятельность МСФО ОС 37 «Совместная деятельность»
МСФО (IFRS) 12 «Раскрытие информации об участии в других предприятиях» МСФО ОС 38 «Раскрытие участия в капитале других организаций»
МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости» - -
МСФО (IFRS) 14 «Счета отложенных тарифных корректировок» - -
Программой разработки - Непроизведенные активы -стандарт уже утвержден МСФО ОС 17 «Основные средства»
федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности -стандарт уже утвержден МСФО ОС 24 «Представление бюджетной информации в финансовой отчетности»
негосударственного сектора на 2018-2020 г. не предусмотрены Концессионные соглашения - стандарт уже утвержден МСФО ОС 32 «Концессионные договоры на оказание услуг: учет у концедента»
Порядок составления и представления казначейской отчетности по операциям в системе бюджетных платежей
Подходы к формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности сектора государственного управления и информации по статистике государственных финансов МСФО ОС 22 «Раскрытие финансовой информации о секторе государственного управления»
http://buh-izdat.ru/journaLs/accounting-in-budgetary/ 9
Концептуальные основы не являются стандартом
Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора -стандарт
уже утвержден_
Концептуальные основы -не являются стандартом
Источник: авторская разработка
Таблица 4
Предлагаемый состав отечественных федеральных стандартов бухгалтерского учета государственного и негосударственного секторов и рекомендуемые этапы их вступления в силу
Год
вступления в силу2_
Названия рекомендуемых стандартов для негосударственного сектора
Наименования предлагаемых стандартов для государственного сектора
2019 г. Предполагаемый соответствующей
программой стандарт: Запасы
Корректировка запланированного соответствующей программой состава стандартов следующим образом: Запасы.
Инвестиционная недвижимость. Доходы.
Непроизведенные активы_
2020 г. Изменение состава предусмотренных
Программой стандартов следующим образом:
Нематериальные активы.
Основные средства.
Бухгалтерская отчетность.
Отчет о движении денежных средств.
Доходы.
Расходы
Внесение изменений в предполагаемый программой состав стандартов: Влияние изменений курсов иностранных валют.
Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Совместная деятельность. Концессионные соглашения. Нематериальные активы. Выплаты персоналу. Порядок составления и представления казначейской отчетности по операциям в системе бюджетных платежей_
2021 г. Корректировка запланированного программой
состава стандартов следующим образом: Инвестиционная недвижимость. Промежуточная финансовая отчетность. Обесценение активов. Оценка справедливой стоимости. Некоммерческая деятельность
Планируемые программой стандарты:
Бухгалтерская (финансовая) отчетность
с учетом инфляции.
Сведения о показателях бухгалтерской
(финансовой) отчетности по сегментам.
Консолидированная бухгалтерская
(финансовая) отчетность.
Биологические активы.
Метод долевого участия.
Подходы к формированию бухгалтерской
(финансовой) отчетности сектора
государственного управления и информации
по статистике государственных финансов.
Финансовые инструменты.
Затраты по заимствованиям_
2022 г. Изменение состава предусмотренных
Программой стандартов следующим образом: Финансовые инструменты. Участие в зависимых организациях и совместная деятельность. Аренда.
Добыча полезных ископаемых. Документы и документооборот _в бухгалтерском учете_
Новые стандарты, еще не предусмотренные программой:
Оценка справедливой стоимости. Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность
2 Каждый год соответствует новому этапу вступления в силу стандартов.
2023 г. Новые стандарты, пока не предусмотренные
программой:
Учетная политика, изменения в бухгалтерских расчетах и ошибки. Налоги на прибыль. Вознаграждения работникам. Учет и отчетность по пенсионным планам. _Затраты по займам_
2024 г. Новые стандарты, отсутствующие Новый стандарт, не предусмотренный
в программе: программой: Расходы Прибыль на акцию. Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы. Долгосрочные активы, предназначенные для _продажи, и прекращенная деятельность_
2025 г. Новые стандарты, пока не предусмотренные -
программой:
Влияние изменений валютных курсов. Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи. Индивидуальная финансовая отчетность. События после отчетной даты. Раскрытие информации о связанных сторонах.
Раскрытие информации об участии в других _предприятиях_
2026 г. Новые стандарты, отсутствующие -
в программе:
Операционные сегменты.
Совместная деятельность.
Объединения бизнеса.
Выплаты на основе долевых инструментов.
Сельское хозяйство.
_Договоры страхования_
Источник: авторская разработка
Новые стандарты, отсутствующие в программе:
Отдельная финансовая отчетность. Раскрытие участия в капитале других организаций
Список литературы
1. Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2018-2020 гг.: утверждена приказом Минфина России от 18.04.2018 № 83н.
2. Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2018-2020 гг.: утверждена приказом Минфина России
от 28.02.2018 № 36н.
3. Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда»: утверждена приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н.
4. Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности»: утвержден приказом Минфина России от 28.02.2018 № 37н.
5. Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Влияние изменений курсов иностранных валют»: утвержден приказом Минфина России от 30.05.2018 № 122н.
6. Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы»: утвержден приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н.
7. Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Информация о связанных сторонах»: утвержден приказом Минфина России от 30.12.2017 № 277н.
8. Федеральный стандарт бухгалтерского учета организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»: утвержден приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н.
9. Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концессионные соглашения»: утвержден приказом Минфина России от 29.06.2018
№ 146н.
10. Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Непроизведенные активы»: утвержден приказом Минфина России от 28.02.2018 № 34н.
11. Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Обесценение активов»: утвержден приказом Минфина России от 31.12.2016 № 259н.
12. Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства»: утвержден приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н.
13. Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Отчет о движении денежных средств»: утвержден приказом Минфина России от 30.12.2017 № 278н.
14. Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности»: утвержден приказом Минфина России от 31.12.2016 № 260н.
15. Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах»: утвержден приказом Минфина России от 30.05.2018 № 124н.
16. Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «События после отчетной даты»: утвержден приказом Минфина России от 30.12.2017 № 75н
17. Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»: утвержден приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н.
18. Демина И.Д., Домбровская Е.Н. Проблемы применения проекта ПБУ 6 «Учет основных средств» в отечественной практике бухгалтерского учета // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. № 4. С. 163-172.
19. Демина И.Д., Домбровская Е.Н. Экономические выгоды от использования основных средств в бюджетных учреждениях // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2015. № 1-2. С. 22-25.
20. Дружиловская Т.Ю., Дружиловская Э.С. Реформирование российского бухгалтерского учета организаций государственного сектора при переходе на новые учетные стандарты // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2015. № 4.
21. Дружиловская Э.С. Оценка финансовых инструментов в российском и международном бухгалтерском учете // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 47. С. 26-41.
22. Дружиловская Э.С. Современные проблемы бухгалтерского учета с точки зрения аналитиков // Международный бухгалтерский учет. 2015. № 10. С. 54-64.
23. Рожнова О.В. Бухгалтерский учет в условиях бизнес-моделирования // Вестник ИПБ (Вестник профессиональных бухгалтеров). 2016. № 6. С. 28-34.
24. Рожнова О.В. Развитие концепции оценки по справедливой стоимости // Учет. Анализ. Аудит. 2016. № 6. С. 20-27.
25. Туякова З.С. Амортизационная политика как элемент стратегии развития промышленных предприятий // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 1.
С.131-135.
26. Туякова З.С., Черткова А.А. Классификация экологических затрат в современном бухгалтерском учете // Вестник Оренбургского государственного университета. 2009. № 8. С. 111-16.
27. Kulikova L.I., Gubaidullina A.R., Grigoryeva L.L. The interrelation between the professional judgment of the accountant and the quality of financial reporting // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2014. Т. 5. № 24. С. 61-64.
28. Kulikova L.I., Sokolov A.Y., Ivanovskaya A.V., Akhmedzyanova F.N. Lowest value principle implementation in inventory measurement of financial statements of the enterprises // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6. № 1 S3. С. 406-410.
29. International Public Sector Accounting Standards (IPSAS). URL: https://Www.iasplus.com/en/standards/ipsas.
30. List of IFRS Standards. URL: https://www.ifrs.org/issued-standards/list-of-standards/.
С.18-26.