Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД'

РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
466
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Auditorium
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД / ПАМЯТЬ / МНЕМОТЕХНИКИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пешкова Н. А., Симинякина Л. В.

В статье рассматриваются особенности развития произвольного запоминания у младших школьников с задержкой психического развития в рамках коммуникативного подхода. Представлено описание коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие произвольного запоминания у младших школьников с задержкой психического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пешкова Н. А., Симинякина Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД»

УДК 376.42

РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД

© 2020 Н. А. Пешкова1, Л. В. Симинякина2

1канд. психол. наук, доцент кафедры специальной психологии e-mail: [email protected]

2обучающаяся 4 курса, направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, направленность (профиль) Специальная психология

e-mail: mila.siminyakina@,mail.ru

Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого

В статье рассматриваются особенности развития произвольного запоминания у младших школьников с задержкой психического развития в рамках коммуникативного подхода. Представлено описание коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие произвольного запоминания у младших школьников с задержкой психического развития.

Ключевые слова: коммуникативный подход, память, мнемотехники, младшие школьники с задержкой психического развития, произвольное запоминание, коррекционно-развивающая программа.

Исследование познавательной сферы человека в рамках коммуникативного подхода было проведено Б.Ф. Ломовым в середине 70-х годов ХХ столетия. Б.Ф. Ломов считал, что протекание психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, речи) естественным образом связано с межличностным общением, общение и познание не могут существовать друг без друга. Общение играет роль основания познавательных процессов, которые, в свою очередь, направляют и контролируют коммуникативный процесс [Психологические и психоаналитические исследования 2009].

Память - психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала, а также являющийся важнейшей познавательной функцией, которая лежит в основе развития и обучения [Лурия 2005].

Для развития памяти (запоминания и припоминания) используют различные приемы мнемотехники.

Мнемотехника - совокупность приемов и методов, направленных на тренировку памяти и речи, которые помогают быстрее запоминать информацию путем образования ассоциаций на основе визуального, аудиального, а также чувственного представления [Козаренко 2007].

В данной технике проявляется коммуникативный подход, так как мнемотехника на этапе тренировки ее применения требует тесного взаимодействия ребенка и психолога, в ходе которого совершается обмен информацией. Это связано с тем, что возникающие ассоциации у ребенка, как и у любого взрослого, имеют под собой образы восприятия окружающего мира и особенности отношения к нему личности. Сообщая свою ассоциацию психологу, ребенок вкладывает в нее собственное видение мира, свое состояние и получает обратную связь от специалиста. В данном контексте становится понятно, что такое взаимодействие организует и направляет процессы восприятия, памяти, мышления, обеспечивая обмен продуктами познавательных процессов.

Мнемотехника контролирует процессы запоминания, сохранения и припоминания информации за счет создания ассоциативных цепочек.

Целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является наиболее эффективной в младшем школьном возрасте, так как этот возраст является сенситивным для становления высших форм произвольного запоминания [Немов 1997].

Запоминание детей с задержкой психического развития имеет низкий темп, не способно опираться на различные мнемотехники без специальной тренировки.

Низкая скорость развития активного словаря, поздние сроки возникновения фразовой речи, частые ошибки в грамматических категориях у младших школьников с задержкой психического развития затрудняют реализацию коммуникативного подхода в развитии памяти. Тем не менее ранняя коррекционно-развивающая помощь может снизить или полностью нивелировать нарушения речевого и коммуникативного развития и позволить сформировать мнемотехнические приемы запоминания.

Цель коррекционно-развивающей работы - расширение произвольного запоминания детей младшего школьного возраста с использованием приемов мнемотехники.

Задачи коррекционно-развивающей программы направлены на развитие произвольного запоминания у младших школьников с задержкой психического развития:

1) расширение объёма памяти посредством метода Цицерона, «сюжет-ассоциация»;

2) развитие скорости запоминания полученной информации приемом

«классификация»;

3) развитие длительности сохранения информации посредством метода

мнемодорожек, а также мнемотаблиц;

4) развитие точности воспроизведения информации посредством метода «коллаж».

Для нашей коррекционно-развивающей программы были выбраны следующие приемы (методы), наиболее доступные для младших школьников с задержкой психического развития: мнемодорожки, мнемотаблицы, метод Цицерона, сюжет-ассоциация, коллаж, «классификация» [Шадриков, Черемошкина 1990].

Программа состоит из 12 занятий. Частота проведения занятий 2 раза в неделю, продолжительность каждого занятия - 40 минут.

Также на каждом занятии проводились физкультминутки.

Форма реализации коррекционно-развивающей программы - групповая.

Отбор упражнений для коррекционно-развивающей программы осуществлялся по направлениям, определенным в соответствии с критериями развития произвольного запоминания на развитие объема произвольной памяти, скорости запоминания, точности воспроизведения и длительности сохранения материала.

Коррекционно-развивающая программа строится на трех этапах обучения.

1. Развитие произвольного запоминания при предъявлении упражнений зрительной модальности. На этом этапе упражнения выполняются по показу психолога.

2. Развитие произвольного запоминания при предъявлении упражнений зрительно-слуховой модальности. Упражнения выполняются по образцу.

3. Развитие произвольного запоминания при предъявлении упражнений слуховой модальности. Выполняются по инструкции.

Реализовывалась программа поэтапно.

Начальный этап. На данном этапе мы работали с подробными готовыми цветными мнемодорожками и мнемотаблицами, когда наглядный материал представлен детально, в связи с чем запоминание не требует особых усилий. Дети

Auditorium. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2020. № 3 (27)

Пешкова Н. А., Симинякина Л. В. Развитие произвольного запоминания у младших школьников с задержкой психического развития: коммуникативный подход

учили небольшие стихотворения, в качестве опоры используя мнемотаблицы («Ёлочка», «Веселый снеговик» и пр.), что способствовало развитию умения соотносить знаковые символы с образами и запоминанию стихотворения. Они учились составлять сказки по мнемодорожке («Красная шапочка», «Репка» и пр.), составлять коллаж с последующим воспроизведением порядка картин.

Этап самостоятельного составления мнемотаблиц и мнемодорожек, которые требуют больших усилий для запоминания информации. На этом этапе мы постепенно усложняли используемые мнемотехники. На начальном этапе в моделях иллюстрировались конкретные признаки конкретного предмета, а на этом этапе в моделях признаки обозначались обобщенно. Дети учились самостоятельно определять признак предмета, ориентируясь на обобщенные символы признаков. Мы использовали схематичные мнемотаблицы и мнемодорожки «Путаница», где вместо изображений животных и предметов мы использовали замещающие их геометрические фигуры, силуэты. Переход на данный этап становится возможным благодаря отработке и закреплению навыков работы с мнемотаблицами и мнемодорожками на первом этапе.

Этап использования самостоятельно составленных мнемотаблиц, мнемодорожек, а также зарисовка коллажа. Данный этап является самым сложным в нашей программе и знаменует переход от запоминания информации по готовым картинкам к запоминанию с помощью самостоятельно зарисованных картинок. Мы с детьми заучивали стихотворения («Овощи», «Весна» и пр.), составляли сказки, коллажи с помощью мнемодорожек, мнемотаблиц.

Таким образом, в процессе реализации коррекционно-развивающей программы происходило непосредственное общение между ребенком и психологом, что способствовало развитию запоминания, осмыслению запоминаемого материала и научению использования мнемотехник.

Библиографический список

Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». М., 2007. 85 с.

Лурия А.Р. Внимание и память. М., 2005. 104 c.

Немое Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 2. Психология образования. 3-е изд. М.: ВЛАДОС, 1997. 608 с.

Психологические и психоаналитические исследования / под ред. А.Н. Лебедева. М.: Институт Психоанализа, издатель А.В. Воробьев, 2009. 352 с.

Шадрикое В.Д., Черемошкина Л.В. Мнемические способности: Развитие и диагностика. М.: Педагогика, 1990. 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.