Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ'

РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
457
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внимание / устойчивость внимания / произвольное внимание / мышление / внеурочная деятельность / проект / метод проектов / художественно-эстетическое направление внеурочной деятельности / attention / stability of attention / voluntary attention / thinking / extracurricular activities / project / project method / artistic and aesthetic direction of extracurricular activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожемякина Елизавета Дмитриевна, Климченко Ирина Владимировна

В статье рассматривается процесс развития произвольного внимания детей младшего школьного возраста посредством проектов во внеурочной деятельности. На основании теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы авторы раскрывают особенности внимания и мышления младших школьников, педагогические условия организации учебной и внеурочной деятельности, способствующие установлению и повышению устойчивости произвольного внимания, описывается конкретный групповой проект художественно-эстетического направления внеурочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кожемякина Елизавета Дмитриевна, Климченко Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF VOLUNTARY ATTENTION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES USING THE PROJECT METHOD

The article discusses the process of developing voluntary attention of children of primary school age through projects in extracurricular activities. Based on a theoretical analysis of psychological, pedagogical and methodological literature, the authors reveal the features of attention and thinking of younger schoolchildren, the pedagogical conditions for organizing educational and extracurricular activities that contribute to the establishment, and increase of the stability of voluntary attention, and describe a specific group project of the artistic and aesthetic direction of extracurricular activities.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ»

УДК 37+159.9

РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ

МЕТОДА ПРОЕКТОВ

Кожемякина Елизавета Дмитриевна

студентка,

ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет»,

г. Коломна E-mail: elizaveta. 17. k. 03@mail. ru

Научный руководитель: Климченко Ирина Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент, ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет»,

г. Коломна

DEVELOPMENT OF VOLUNTARY ATTENTION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES USING THE

PROJECT METHOD

Kozhemyakina Elizaveta Dmitrievna

student,

"State University of Humanities and Social Studies ", Kolomna

E-mail: elizaveta. 17. k. 03@mail. ru

Scientific supervisor: Klimchenko Irina Vladimirovna

candidate of pedagogical sciences, associate professor, "State University of

Humanities and Social Studies", Kolomna

Аннотация. В статье рассматривается процесс развития произвольного внимания детей младшего школьного возраста посредством проектов во внеурочной деятельности. На основании теоретического анализа психолого -педагогической и методической литературы авторы раскрывают особенности внимания и мышления младших школьников, педагогические условия организации учебной и внеурочной деятельности, способствующие установлению и повышению устойчивости произвольного внимания, описывается конкретный групповой проект художественно-эстетического направления внеурочной деятельности.

Abstract. The article discusses the process of developing voluntary attention of children of primary school age through projects in extracurricular activities. Based on a theoretical analysis of psychological, pedagogical and methodological literature, the authors reveal the features of attention and thinking of younger schoolchildren, the pedagogical conditions for organizing educational and extracurricular activities that contribute to the establishment, and increase of the stability of voluntary attention, and describe a specific group project of the artistic and aesthetic direction of extracurricular activities.

Ключевые слова: внимание, устойчивость внимания, произвольное внимание, мышление, внеурочная деятельность, проект, метод проектов, художественно-эстетическое направление внеурочной деятельности.

Keywords: attention, stability of attention, voluntary attention, thinking, extracurricular activities, project, project method, artistic and aesthetic direction of extracurricular activities.

Введение. Младший школьный возраст отличается большим потенциалом развития ребенка. В этом возрасте под влиянием обучения происходит перестройка всех познавательных процессов ребенка - они

начинают обладать продуктивностью, произвольностью и устойчивостью. Учебная деятельность требует от детей усидчивости, сосредоточенности и удерживания внимания на учебных задачах, что в начальных классах многим дается тяжело [6, с. 127-129]. Особую трудность представляют саморегуляция поведения и удержание внимания в ходе учебной деятельности в течение длительного времени (более 5-10 минут).

Для решения последней проблемы необходимо развивать такой психический познавательный процесс как внимание, а именно - произвольное внимание.

Внимание - это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств и игнорирования другой [4, с. 86].

Человеческое внимание обладает пятью свойствами: устойчивостью, переключаемостью, сосредоточенностью, распределением и объемом. Устойчивость внимания - это способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте или деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание [5, с. 204]. Данное свойство внимания в наибольшей степени связано с таким его видом, как произвольное внимание.

Произвольное внимание управляется сознательной целью и подчинено волевому усилию. В отличие от непроизвольного оно требует усилий, чтобы удерживать и в течение долгого времени сосредоточивать на чем-то внимание. Несмотря на качественное отличие его от непроизвольного, оно тоже связано с чувствами, интересами и опытом человека [1, с. 167].

Материалы и методы. Произвольное внимание тяжело удерживать даже взрослым, если объект, деятельность или ее результат не представляет для них интерес. Однако взрослый человек заставляет себя это сделать, применяя большое волевое усилие. А вот сделать так же детям младшего школьного возраста намного труднее. Именно поэтому учителя начальной школы делают акцент на том, чтобы сделать процесс или цель деятельности интересной для

учащихся. Учет мотивационного аспекта в обучении и активное участие учащихся в процессе позволяют поддерживать устойчивый интерес [3, с. 149].

Также стоит отметить, что удерживать внимание очень сложно, если ребенок утомлен. Опыт показывает, что к концу (а иногда и к середине) урока возрастает утомление и внимание переключается на другие объекты или деятельность, вследствие чего повышается шанс совершить ошибку в учебной работе, на которую было направлено внимание учащегося до этого. Эту проблему большинство педагогов решают сменой видов деятельности.

Если на уроке имеется большое количество раздражителей, отвлекающих внимание детей, то оно также становится неустойчивым [5, с. 204]. Именно поэтому не рекомендуется использовать большое количество наглядности при объяснении материала, если в этом нет необходимости.

Еще одним условием, облегчающим произвольное сосредоточение внимания на умственной деятельности, является включение в нее практических действий. Это условие подчинено одному из направлений комплексного развития детского интеллекта в младшем школьном возрасте - соединению и взаимовлиянию всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического). Если перед младшим школьником ставится учебная задача, требующая умения мыслить образами, оперировать понятиями, и применять практические действия, то интеллектуальное развитие ребенка идет не как односторонний процесс, а как комплексный.

Иногда видоизменить учебную деятельность или подобрать только такую, которая была бы интересна учащимся не представляется возможным в силу учебной программы или даже конкретной темы урока. Поэтому мы считаем, что у учителя начальных классов также имеются большие возможности для эффективного развития произвольного внимания в рамках выполнения младшими школьниками индивидуальных и групповых проектных работ во внеурочной деятельности.

В качестве метода выбран метод проектов в силу своей вариативности форм работы и тем, а также огромных возможностей эффективной организации

учебно-воспитательного процесса. Проектная деятельность в силу минимальной включенности учителя предоставляет младшим школьникам возможность активной самостоятельной работы [2, с. 4]. Наиболее эффективными, на наш взгляд, будут групповые или парные проекты, так как в них работа поделена на нескольких человек и правильность ее выполнения накладывает большую ответственность на каждого из участников группы или пары. Групповая и парная работа, таким образом, могут являться эффективными средствами повышения уровня саморегуляции поведения младших школьников. Следует отметить, что такие формы работы представляют больший интерес для детей младшего школьного возраста и из-за появления внутригрупповой коммуникации и социального аспекта деятельности. В группе или паре у каждого участника появляется своя роль и соответствующие обязанности. Это делает работу намного интереснее и позволяет избежать переутомления учащихся. Можно сказать, что здесь открываются дополнительные возможности для активного использования отношений со сверстниками в учебно-воспитательных целях [6, с. 218].

Наиболее подходящим направлением внеурочной деятельности мы считаем художественно-эстетическое, так как творческая работа вызывает больший интерес у детей младшего школьного возраста. Как уже было сказано, включение практического действия в интеллектуальную деятельность - важное условие удержания внимания. Выполнение любой творческой работы, будь то рисунок или поделка, предполагает набор поэтапных практических действий. Разделение работы на этапы (а этапы - на действия и операции) также позволит распределить работу среди всех участников и сделать это так, чтобы каждый «нашел в работе себя» и никто не остался «без дела».

Результаты. Примером может служить проект «Коврик», в котором учащимся предлагается объединиться в группы и изготовить коврик из цветной бумаги [7, с. 64-69]. На каждую группу выдается одна заготовка основы изделия и план его изготовления. На плане в виде таблицы перечислены названия действий и операций, необходимых для изготовления коврика

(разметка, разрезание, вырезание, сгибание, плетение и склеивание), их количество, исполнитель и отметка о выполнении («+» или «-»). Данная таблица поможет распределить работу между участниками группы и письменно закрепить за каждым определенную операцию или действие. Операции и действия, в свою очередь, являются разноплановыми - они предполагают как образное представление и логическое осмысление, так и практическую реализацию. Вдобавок, можно вызвать интерес не только к процессу, но и к результату работы, например, подключить соревновательный момент между группами. К родительскому собранию учитель может подготовить выставку из готовых поделок младших школьников.

В рамках педагогической практики было проведено исследование по выявлению и развитию уровня устойчивости внимания третьеклассников. Экспериментальное исследование было проведено в МОУ «СОШ № 17», г. Воскресенска. В исследовании участвовало 20 учащихся 3 «А» класса в возрасте 9-10 лет.

На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы была проведена первичная диагностика. В качестве диагностической методики была выбрана методика С.Л. Кабыльницкой «Обнаружение ошибок в письме», цель которой - установить уровень устойчивости внимания учащихся. Третьеклассникам было предложено исправить ошибки в специально подготовленном тексте. Исходя из количества неисправленных ошибок, определялся уровень устойчивости внимания - высокий (0-2 ошибки), средний (3-4 ошибки) или низкий (5 и более ошибок).

На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы нами был подобран и апробирован комплекс проектов во внеурочной деятельности. Метод проектов был выбран в качестве предполагаемого эффективного метода развития произвольного внимания младших школьников.

На контрольном этапе опытно-экспериментальной работы была проведена вторичная диагностика и дан анализ эффективности проделанной работы по развитию произвольного внимания. В качестве диагностической

методики выступала та же методика, что и на констатирующем этапе опытно -экспериментальной работы. По результатам вторичной диагностики был сделан вывод об эффективности метода проектов в качестве средства развития произвольного внимания младших школьников (табл.).

Таблица

Результаты первичной и вторичной диагностики уровня устойчивости

внимания третьеклассников

Уровень устойчивости внимания Первичная диагностика Вторичная диагностика

кол-во уч-ся % уч-ся кол-во уч-ся % уч-ся

высокий 3 15 4 20

средний 10 50 13 65

низкий 7 35 3 15

Заключение. Проекты в художественно-эстетической внеурочной деятельности способствуют развитию у младших школьников произвольного внимания. Это осуществляется за счет: 1) увеличения доли самостоятельной работы учащихся; 2) групповой/парной формы работы; 3) учета интересов учащихся при выборе темы и в ходе работы внутри группы/пары; 4) творческого и поэтапного характера работы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Багадина Л.П. Основы общей психологии: учеб. пособие / Л.П. Багадина. - 3-е изд., стер. - М.: Флинта, 2017. - 448 с.

2. Вагнер И.В. Проектный калейдоскоп в программе воспитания и социализации младших школьников: пространство проектных инициатив: методическое пособие по социальному проектированию / И.В. Вагнер. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2015. - 144 с.

3. Ванюхина Н.В. Возрастная психология: учеб. пособие: в 2-х кн. Кн. 1 / Н.В. Ванюхина. - Казань: Познание, 2008. - 208 с.

4. Зарипова И.Р. Психология: учебно -методическое пособие / И.Р. Зарипова, Ф.Ф. Фролова; Минобрнауки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. - Казань: Изд-во КНИТУ, 2019. - 228 с.

5. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. - 5-е изд. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 688 с.

6. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 2: Психология образования: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. - 4-е изд. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 606 с.

7. Пахомова Н.Ю. Проектная деятельность: методическое пособие для учителя начальных классов. 3 класс / Н.Ю. Пахомова, И.В. Суволокина, И.В. Денисова. - 2-е изд. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2017. - 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.