Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №6, Том 8 / 2020, No 6, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-6-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/96PSMN620.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Буланова О.Е., Воронкова И.В., Костерина Л. А. Связь внимания и самоконтроля третьеклассников с использованием ими информационных компьютерных технологий // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №6, https://mir-nauki.com/PDF/96PSMN620.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Bulanova O.E., Voronkova I.V., Kosterina L.A. (2020). Connection of attention and self-control of third graders with their use of information computer technology. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/96PSMN620.pdf (in Russian)
УДК 159.9 ГРНТИ 15.31.31
Буланова Ольга Евгеньена
ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва, Россия
Университетский психологический центр
Руководитель Кандидат психологических наук E-mail: bulanovaoe@mgppu.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1014-676X
Воронкова Инна Викторовна
ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва, Россия Старший преподаватель кафедры «Педагогической психологии имени профессора В.А. Гуружапова»
Кандидат психологических наук, доцент E-mail: voronkovaiv@mgppu.ru
Костерина Лариса Александровна
ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва, Россия
Магистрант E-mail: kosterina2005@gmail.com ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5540-1800
Связь внимания и самоконтроля третьеклассников с использованием ими информационных компьютерных технологий
Аннотация. В условиях современной школы использование информационных компьютерных технологий (далее - ИКТ) в образовательном процессе уже на первом уровне образования стало явлением обыденным и привычным для всех - обучающихся, учителей и родителей. Актуальность рассматриваемой в статье проблемы усиливается именно сейчас в условиях пандемии, когда исследование эффектов и вариантов применения ИКТ, их связь с самоконтролем, вниманием, самостоятельностью в учебной деятельности обучающихся является остро необходимым и своевременным. В психолого-педагогической литературе описан целый ряд исследований, раскрывающих психологические особенности формирования самоконтроля и внимания у младших школьников в учебной деятельности. Также в рамках психолого-педагогических исследованиях достаточно часто обсуждаются вопросы о воздействии ИКТ на успешность обучающихся. Однако вопрос связи информационных компьютерных технологий, в частности, режима их применения во внеурочной деятельности с
https:// mir-nauki. com
формированием внимания и самоконтроля мало изучен. Целью представленного в статье исследования стало изучение сформированности внимания и самоконтроля у третьеклассников и режима применения ими ИКТ. В содержании статьи использованы результаты, представленные в магистерской диссертации. В статье авторами высказано и доказано предположение о существовании связи между уровнем сформированности внимания и самоконтроля и режимом использования ИКТ третьеклассниками. В исследовании приняли участие 90 младших школьников (обучающихся 3-х классов) и 120 родителей. Методом исследования является констатирующий эксперимент с использованием методик: тест «Проба на внимание» (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая); тест «Корректурная проба» Бурдона и авторских анкет - опросников диагностики использования младшими школьниками информационных компьютерных технологий во внеурочной деятельности» для родителей и обучающихся. Результаты исследования дают возможность констатировать, что уровень сформированности произвольного внимания и самоконтроля третьеклассников связан с режимом использования ими информационных компьютерных технологий во внеурочной деятельности. Соблюдение временного регламента при использовании ИКТ третьеклассниками способствует повышению у них уровня произвольного внимания и самоконтроля. Результаты исследования, представленные в статье, могут быть использованы в практике психолого-педагогического сопровождения обучающихся начальных классов и их родителей.
Ключевые слова: регулятивные универсальные учебные действия; внимание; самоконтроль; информационные компьютерные технологии; режим использования ИКТ
В условиях современной школы использование информационных компьютерных технологий (далее - ИКТ) в образовательном процессе уже на первом уровне образования стало явлением обыденным и привычным для всех - обучающихся, учителей и родителей. Актуальность рассматриваемой проблемы усиливается именно сейчас в условиях пандемии, когда исследование эффектов и вариантов применения ИКТ, их связь с саморегуляцией (самоконтролем), вниманием, самостоятельностью в учебной деятельности обучающихся является остро необходимым и своевременным.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в статье 11 указано, что метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать «.. .активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач»1. Во главу угла здесь встает необходимость к моменту перехода обучающихся на второй уровень образования формирования у них навыков грамотного использования ИКТ [1-7]. Именно сформированность внимания, высокого уровня самоконтроля за своими действиями, как важного регулятивного универсального учебного действия, позволяет младшему школьнику использовать ИКТ наиболее рационально, как у в учебной, так и внеурочной деятельности [8].
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Начальное общее образование. [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru.
Страница 2 из 12
Введение
96PSMN620
https:// mir-nauki. com
В психолого-педагогической литературе описан целый ряд исследований, раскрывающих психологические особенности формирования самоконтроля и произвольного внимания у младших школьников в учебной деятельности [9-17]. Также в рамках психолого-педагогических исследованиях достаточно часто обсуждаются вопросы о воздействии ИКТ на учебную успешность обучающихся [3; 4; 7; 17]. Однако вопрос связи информационных компьютерных технологий, в частности, режима их применения во внеурочной деятельности с формированием внимания и самоконтроля мало изучен.
Сложившаяся ситуация определила цель настоящего исследования - выявление связи между сформированностью самоконтроля, произвольного внимания у младших школьников и применением ИКТ во внеурочной деятельности.
Гипотезой исследования выступило предположение о том, что существует связь между уровнем сформированности внимания и самоконтроля и режимом использования ИКТ третьеклассниками.
В исследовании приняли участие 90 обучающихся третьих классов и их родители (120 человек). Исследование проводилось на базе подмосковного образовательного учреждения: МОУ гимназия №16 «Интерес» г.о. Люберцы.
Основным методом исследования явился констатирующий эксперимент с использованием методик, направленных на изучение сформированности учебной самостоятельности у обучающихся 3-их классов: тест «Проба на внимание» (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая); тест «Корректурная проба» Бурдона (буквенный вариант). Для изучения особенностей режима применения информационных технологий младшими школьниками были разработаны: авторская «Анкета-опросник диагностики использования младшими школьниками ИКТ в учебном процессе и во внеурочной деятельности» для родителей; авторская «Анкета-опросник диагностики использования младшими школьниками ИКТ в учебном процессе и во внеурочной деятельности» для младших школьников. Авторская «Анкета-опросник диагностики использования младшими школьниками ИКТ в учебном процессе и во внеурочной деятельности» для родителей состоит из 13 вопросов, цель которых выявить какими именно электронными устройствами пользуются младшие школьники чаще всего, продолжительность их использования в течение дня, устанавливают ли родители ограничения пользования электронными устройствами и как часто ребенок нарушает данные ограничения. Авторская «Анкета-опросник диагностики использования младшими школьниками ИКТ в учебном процессе и во внеурочной деятельности» для младших школьников состоит из 10 утверждений, с которыми младшие школьники должны согласиться или не согласиться, выбрав один из предложенных вариантов: «да», «нет», «затрудняюсь ответить». На основании выбранных младшими школьниками вариантов ответов производилась оценка уровня их увлеченности электронными устройствами. Исследование внимание и самоконтроля проводилось индивидуально с каждым обучающимся педагогом-психологом, неизвестным обучающимся. Анкетирование родителей проводилось педагогом-психологом в формате он-лайн.
После завершения исследования была проведена качественная и количественная обработка полученных результатов с использованием программы IBM SPSS Statistics 23.
Программа и методы исследования
Методы и методики исследования
Результаты исследования
Результаты исследования уровня сформированности внимания и самоконтроля младших школьников
По результатам исследования (методика «Проба на внимание») более трети обследуемых третьеклассников продемонстрировали высокий уровень сформированности внимания и самоконтроля, то есть у данной группы младших школьников сформирован потенциальный рефлексивный контроль за своими действиями. Почти у половины младших школьников был зафиксирован средний уровень сформированности внимания, что говорит о том, что у этой группы третьеклассников контроль сформирован на уровне произвольного внимания. У 20 % обучающихся выявлен низкий уровень умений концентрации внимания и самоконтроля.
Рассмотрим, как распределились результаты младших школьников по уровням сформированности способности мобилизоваться, продуктивности, точности, устойчивости внимания (по методике «Корректурная проба»). Точность в выполнении заданий, устойчивость внимания и способность видеть и устранять свои ошибки (высокий уровень) продемонстрировали более трети младших школьников. Средний уровень устойчивости внимания и способности мобилизоваться показали более половины обследуемых третьеклассников, низкий уровень - 15 % обучающихся. Третьеклассники, показавшие низкий уровень, не могли сосредоточиться на выполнении задания, не видели своих ошибок, и в целом, не выполняли задание до конца, что позволяет сделать вывод о недостаточной сформированности у них внимания и самоконтроля.
Результаты ответов родителей на вопросы анкеты «Анкета-опросник диагностики использования младшими школьниками ИКТ во внеурочной деятельности» для родителей
Первых два вопроса анкеты были направлены на выявление среднего количества времени, затрачиваемого младшими школьниками на компьютерные обучающие игры и игры-развлечения. Среднее время, затрачиваемое младшими школьниками на компьютерные игры ради развлечения и проведения досуга значимо больше, чем количество времени, которое они уделяют для обучающих компьютерных игр (рис. 1).
70
£
« 60 * 50
I 40
* 30 ^
1 20 I 10
о & 0 s
ч
о «
0-10 10-20 30-40 50-60
Количество времени (мин)
I Компьютерные игры обучающие (среднее время) Компьютерные игры развлечения (среднее время)
Рисунок 1. Количество времени, затрачиваемое третьеклассниками на обучающие и развлекающие игры
На основании ответов родителей на следующие вопросы, был проведен анализ среднего времени, затрачиваемого младшими школьниками на общение с друзьями в сетях и на просмотр видео в Интернете (рис. 2).
Рисунок 2. Количество времени, затрачиваемого младшими
школьниками на общение с друзьями в сетях и на просмотр видео в Интернете
Среднее время, затрачиваемое младшими школьниками на общение с друзьями и просмотр видео в Интернете, у половины младших школьников ограничивается 10-20 минутами в день, что соответствует рекомендуемым временным ограничениям для данного возраста. Практически у половины младших школьников, по мнению родителей, на просмотр видео в Интернете уходит от 30 до 40 минут в день, а у 28,9 % общение с друзьями в сетях занимает по часу и более в день.
На основании ответов родителей на вопрос «Какими электронными устройствами пользуется ребенок дома?», можно констатировать то, что наиболее распространенным электронным устройством среди младших школьников является смартфон. Им пользуется дома треть младших школьников, 27 % ноутбуками и смартфонами, 14 % компьютером и смартфоном.
Анализ ответов родителей показал, что большинство из них не контролируют соблюдение детьми санитарно-гигиенических норм здоровьесбережения, рекомендованных для данного возраста. Те родители, которые на общий вопрос об ограничении времени использования младшими школьниками электронных устройств ответили утвердительно, ограничивают время использования гаджетов своими детьми от 15 до 30 минут. По утверждению родителей, 42,2 % исследуемых младших школьников, не соблюдают временные ограничения, установленные родителями. А это значит, что и эти родители не обладают необходимым ресурсом для организации жизни и режима дня ребенка, обеспечивающим регламентацию времени пользования электронными устройствами младшими школьниками.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что 60,1 % третьеклассников соблюдают режим отдыха при использовании электронных устройств (23,3 % - через каждые 15-20 минут каждые 15-20 минут и 37,8 % - через каждые 30-40 минут). В домашних условиях, во время перерыва только в трети семей младшие школьники во время перерывов делают упражнения для глаз. Большая часть младших школьников (78,9 %) используют электронное устройство даже во время приема пищи.
https:// mir-nauki. com
Результаты ответов обучающихся 3 классов на вопросы авторской «Анкеты-опросника диагностики использования младшими школьниками ИКТ в учебном процессе и во внеурочной деятельности»
Рассмотрим варианты ответов младших школьников на вопросы авторской «Анкеты-опросника диагностики использования младшими школьниками ИКТ в учебном процессе и во внеурочной деятельности» (табл. 1).
Результаты ответов обучающихся 3 классов на вопросы авторской «Анкеты-опросника диагностики использования младшими школьниками ИКТ в учебном процессе и во внеурочной деятельности»
№п/п Вопросы анкеты Ответы респондентов
Да Нет Затрудняюсь
1 Не могу день провести без компьютера, смартфона, других технических средств 28,9 20 51,1
2 Когда я не использую гаджет, я начинаю нервничать 13,3 58,9 27,8
3 Не могу ограничивать время занятий, всегда сижу со смартфоном больше, чем планирую 31,1 56,7 12,2
4 Говорю родителям неправду, когда спрашивают, сколько времени провожу со своими гаджетами 20 73,3 6,7
5 Мечтаю остаться наедине со своим смартфоном, постоянно хочу его использовать 41,1 56,7 2,2
6 Откладываю важные дела, уроки, чтобы заняться чем-нибудь на гаджете 17,8 47,8 34,4
7 Откладываю важные дела, уроки, чтобы заняться чем-нибудь на гаджете 27,8 56,7 15,5
8 Мои родные и близкие жалуются, что им я уделяю времени гораздо меньше, чем своему гаджету 34,4 44,4 21,2
9 Мой гаджет поднимает мне настроение, успокаивает и радует 94,4 1,1 4,5
10 Без смартфона мне становится не по себе, возникает тревога, начинаю нервничать и даже злиться 18,9 76,7 4,4
Треть младших школьников признались в том, что не могут обойтись без компьютера или смартфона ни одного дня. Можно предположить, что младшие школьники, согласившиеся с данным утверждением, не знают как, и не умеют найти себе занятие в свободное время. Досуг третьеклассников не наполнен разнообразной деятельностью и поэтому, электронные устройства становятся так значимы в их жизни, а со временем и вытесняют все другие, в том числе продуктивные, творческие виды и формы деятельности, а также источники информации. Треть таких младших школьников начинают нервничать в тех ситуациях, когда у них отсутствует возможность использовать гаджет. Большинство же младших школьников пока не испытывают дискомфорта в тех ситуациях, когда они не используют гаджеты. Около трети из них не смогли точно определить свои ощущения в предложенной ситуации.
Несмотря на то, что в данном возрасте младшим школьникам сложно определить количество времени использования ими электронных устройств, более трети младших школьников признались в том, что не могут ограничивать время занятий с электронными устройствами. Следует отметить, что необходимость сделать уроки или существование каких-либо важных дел радикально меняют отношение детей к гаджетам. Во время таких значимых для детей занятий не вспоминают о гаджетах почти половина младших школьников. 17,8 % младших школьников может оставить несделанным домашнее задание по той причине, что интереснее поиграть в какую-то игру или посмотреть какое-то видео на гаджете. Хотя с данным утверждением согласилось менее 20 % младших школьников, результаты ответов на следующее утверждение опросника дают возможность констатировать, что уделяют времени общению со смартфоном гораздо больше, чем другим занятиям уже 27,8 % младших школьников.
Таблица 1
34,4 % младших школьников согласны с тем, что бывают жалобы родных и близких о том, что школьник уделяет гораздо больше времени гаджету, чем им. Выбор младшими школьниками третьего варианта ответа опосредован, скорее всего, тем, что родители поощряют использование гаджетов младшими школьниками или тем, что родителям «удобно», когда их ребенок занят гаджетом.
Превалирующее большинство младших школьников (94,4 %) выразили свое согласие с тем, что гаджет поднимает им настроение, успокаивает и радует. На данный момент трудно отнестись однозначно к тому факту. Электронные устройства используются родителями с самого раннего возраста детей в качестве «няньки», когда необходимо успокоить ребенка или, когда необходимо его отвлечь от чего-то другого, что вызвало у него интерес, или когда нужно сделать так, чтобы ребенок не мешал. Если ребенок привык общаться с электронным устройством с раннего возраста, то гаджет становится неотъемлемой частью его жизни. При отсутствии положительных эмоций в реальной жизни, ребенок начинает стремиться восполнить их недостаток с помощью «няньки». Положительные эмоции необходимы для ощущения младшим школьником субъективного благополучия. Когда оно не нарушено, ребенок может лучше управлять своими эмоциями, поведением, меньше колеблется его внимание. Особенно такое положение дел наблюдается сегодня в условиях дистанционного обучения во время пандемии.
Результаты исследования связи уровня сформированности внимания и самоконтроля у младших школьников и использования ими ИКТ
Для достижения поставленной цели исследования был проведен анализ на наличие связи сформированности внимания и самоконтроля и использования ИКТ младшими школьниками. Проверка данных на нормальность показала, что распределение данных по всем переменным, представленным в метрических шкалах, значимо отличается от нормального, поэтому в работе использовался непараметрический метод корреляционного анализа - коэффициент ранговой корреляции р Спирмена. Для анализа номинальных данных (результаты анкетного опроса) использовался критерий х2 Пирсона. Данные обработаны в программе IBM SPSS Statistics 23.
Для выявления связи сформированности регулятивных универсальных учебных действий (по данным корректурной пробы и пробы на внимание) с режимом использования ИКТ в учебной и внеурочной деятельности на основании ответов родителей (вопросы 1-4 анкеты для родителей) использовался коэффициент корреляции р Спирмена. Обнаружена значимая связь на уровне тенденции (р < 0,1) между переменными «Пробы на внимание» и «Игры обучающие (среднее время)»: чем больше времени младший школьник тратит на обучающие игры, тем больше ошибок допускает в «Пробе на внимание».
Для выявления связи сформированности внимания и самоконтроля (по данным корректурной пробы и пробы на внимание) с режимом использования ИКТ в учебной и внеурочной деятельности (вопросы 9, 10, 12, 13 анкеты для родителей и анкета для детей) использовались методы анализа таблиц сопряженности - симметричные меры (коэффициенты корреляции ф и V Крамера). Данные тестов на внимание были перекодированы по ключам методик в номинальные шкалы. Далее будут представлены только статистически значимые связи между переменными.
Рассмотрим выявленные достоверные связи между уровнем сформированности внимания (методика «Проба на внимание») и режима использования ИКТ.
На устойчивость внимания в данном возрастном периоде значимо влияют самочувствие младшего школьника и эмоциональное состояние. Эпизодичность ситуаций, когда родителям приходится отбирать насильно электронные устройства, не оказывает негативного влияния на
эмоциональное состояние младших школьников. Младшие школьники, ориентирующиеся на требования родителей относительно времени использования электронных устройств, имеют более уровень высокий уровень сформированности внимания, а родителям не приходится принудительно отбирать у детей гаджеты. Переменные значимо связаны (ф = 0,349; V Крамера = 0,247; р < 0,05).
Выявлена значимая связь между уровнем сформированности внимания и выбором варианта ответа младшими школьниками на утверждение: «Не могу ограничивать время занятий, всегда сижу со смартфоном больше, чем планирую» (табл. 2).
Таблица 2
Распределение ответов на утверждение опросника для младших школьников «Не могу ограничивать время занятий, всегда сижу со смартфоном
больше, чем планирую»
Вопрос Варианты ответа Уровень сформированности внимания (%) Ф (V Крамера) р
низкий средний высокий
Не могу ограничивать время занятий, всегда сижу со смартфоном больше, чем планирую да 51,7 33,3 15 0,378 (0,267) 0,012*
нет 44,8 47,6 72,5
затруд-сь ответить 3,4 19 12,5
Примечание: * - связи значимы на уровне р < 0,05
Обсуждение результатов
Для того, чтобы качественно выполнить задание, младшему школьнику необходимо уметь концентрировать внимание. На основании полученных статистических данных можно говорить о том, что высокий уровень концентрации внимания значимо чаще встречается у тех младших школьников, которые умеют сами ограничивать время занятий за компьютером и никогда не используют гаджеты больше, чем запланировано. У таких детей к окончанию начальной школы уже сформирован на достаточно высоком уровне контроль за своим поведением. Поэтому при выполнении задания по методике «Проба на внимание» их результаты значимо отличаются от результатов младших школьников, которые выбирали другие варианты ответов на данное утверждение. Переменные значимо связаны (ф = 0,378;
V Крамера = 0,267; р < 0,05).
На этапе обучения в младших классах у ребенка происходит активное формирование произвольного внимания, которое постепенно становится ведущим. Так же увеличиваются временные интервалы, когда младшие школьники могут максимально концентрировать свое внимание на выполнении одного действия, не отвлекаясь на другие занятия. На основании найденной связи, можно констатировать, что чем чаще младшие школьники стремятся остаться наедине со своим смартфоном и использовать его без ограничения времени, тем у них ниже уровень сформированности внимания. Переменные значимо связаны (ф = 0,543;
V Крамера = 0,384; р < 0,001).
Между выбранными младшими школьниками ответами на утверждение: «Откладываю важные дела, уроки, чтобы заняться чем-нибудь на гаджете» и результатами по методике «Проба на внимание» также выявлена связь. В младшем школьном возрасте одним из самых главных условий для формирования устойчивости внимания является минимизация отвлекающих факторов в те моменты, когда ребенок занимается. Такими факторами могут быть: громкие звуки, эмоциональная речь членов семьи, яркие картинки и игрушки, интересные журналы, движущиеся объекты, находящиеся в поле зрения младшего школьника во время занятий. Как уже описывалось ранее, гаджеты для современных младших школьников
становятся неотъемлемой частью их жизни. Поэтому при выборе варианта ответа на утверждение «Откладываю важные дела, уроки, чтобы заняться чем-нибудь на гаджете», вариант ответа «затрудняюсь ответить» чаще выбирался по той причине, что отсутствовал вариант ответа «иногда». Необходимо отметить, что у младших школьников, которые выбирали данный вариант ответа, уровень сформированности внимания находится на среднем уровне. Концентрация внимания значимо выше у такого же количества младших школьников, не откладывающих важные дела, уроки, чтобы провести время наедине с гаджетом. Следовательно, можно говорить о том, что существование у младшего школьника потребности постоянного использования гаджета, тормозит процесс формирования произвольного внимания, играющего важнейшую роль в познавательной деятельности детей и негативно влияет на успешность ребенка в учебе. Переменные значимо связаны (ф = 0,387;
V Крамера = 0,274; р < 0,01). Кроме этого, наши выводы подтверждает выявленная связь между выбором вариантов ответов на утверждение: «Общению со смартфоном я уделяю времени гораздо больше, чем другим занятиям» и результатами методики «Проба на внимание». Переменные значимо связаны (ф = 0,465; V Крамера = 0,329; р < 0,01).
Необходимо отметить то, что практически у всех младших школьников, которые не начинают нервничать или злиться в тех ситуациях, когда нет возможности использовать гаджет, внимание сформировано на высоком уровне. Переменные значимо связаны (ф = 0,413;
V Крамера = 0,292; р < 0,01).
Поиск связей связи между уровнем устойчивости внимания (методика «Корректурная проба») и режимом использования ИКТ дал возможность констатировать наличие значимой связи с выбранным младшими школьниками вариантом ответа на утверждение: «Не могу день провести без компьютера, смартфона, других технических средств». У тех детей, которые признались в том, что не могут день провести без компьютера, гаджета и других технических средств, показатели концентрации внимания на протяжении длительного времени значимо ниже, чем у младших школьников, выбравших два других варианта ответа.
Выводы
1. Третьеклассники, которые используют ИКТ согласно временному регламенту, установленному родителями, демонстрируют более высокий уровень сформированности внимания, чем школьники, которые данный регламент не соблюдают.
2. Высокий уровень сформированности внимания и самоконтроля демонстрируют те третьеклассники, которые умеют сами ограничивать время занятий за компьютером и никогда не используют гаджеты больше, чем запланировано.
3. Третьеклассники, демонстрирующие более высокий уровень сформированности внимания и самоконтроля, не испытывают негативных эмоций из-за отсутствия возможности использовать гаджет.
Таким образом, сформированность самоконтроля и внимания у третьеклассников, связана с соблюдением временного регламента использования ИКТ во внеурочной деятельности. Соблюдение временного регламента при использовании ИКТ, на основании санитарно-гигиенических требований, повышает уровень сформированности внимания и самоконтроля. В рамках дальнейшего изучения данной темы предполагается разработка и апробация программы по сопровождению младших школьников и их родителей в вопросах грамотного использования ИКТ обучающимися, а также оценка эффектов данной программы в отношении регулятивных универсальных учебных действий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адаскина А.А., Мелюхина Н.А. Влияние режима обучения на показатели работоспособности школьников [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2020. Том 12. № 2. С. 24-37. DOI: 10.17759/psyedu.2020120202.
2. Вачков И.В., Вачкова С.Н., Воропаев М.В. Представления родителей о качестве образования детей в мегаполисе и их установки в отношении родительского контроля [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 3. С. 19-31. DOI: 10.17759/pse.2019240302.
3. Каменев К.В. Информационная компетентность как одна из ключевых компетентностей в современной системе образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6. Ч. 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/06/55093 (дата обращения: 02.06.2019).
4. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: "Школа-Пресс". 1994. 205 с.
5. Самойлова Е.С. 4К как неотъемлемая часть современной информационной культуры младшего школьника LIII Международные научные чтения // Сборник статей Международной научно-практической конференции. М.: "Европейский фонд ООО инновационного развития". 2019. С. 82-84.
6. Сапрыкина Д.И., Волохович А.А. Проблема перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей // Факты образования НИУ «Высшая школа экономики». 2020. №4(29) [Электронный ресурс]. URL: https://ioe.hse.ru/fao_di stant.
7. Солдатова Г.У. Роль родителей в повышении безопасности ребенка в интернете: классификация и сопоставительный анализ // Вопросы психологии. 2016. № 2. С. 3-14.
8. Богданова В.В., Емельянова М.В. Формирование универсальных учебных действий младших школьников посредством урочной и внеурочной деятельности // Научный вестник Гуманитарно-социального института. 2020. № 10. С. 11.
9. Асмолов А.Г. Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
10. Воронкова И.В., Уляшев К.Д. Взаимосвязь предметных и метапредметных результатов в «профиле учебных результатов» первоклассников [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. №4. С. 44-52. DOI: 10.17759/psyedu.2018100405.
11. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). М.: издатель Рассказов А.И. 2003. 303 с.
12. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Издат. центр "Академия", 2004.
https:// mir-nauki. com
13.
14.
15.
16. 17.
Зак А.З., Сорокова М.Г. Оценка сформированности познавательных и регулятивных метапредметных компетенций выпускников начальной школы (при решении сюжетно-логических задач) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2017. Том 9. № 1. С. 1-14. DOI: 10.17759/psyedu.2017090101.
Зак А.З., Сорокова М.Г. Диагностика сформированности метапредметных компетенций у пятиклассников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2019. Том 11. № 2. С. 11-21. DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2019110202.
Укропова А.В. Влияние развивающих образовательных ситуаций в предметной области «Окружающий мир» на формирование метапредметных компетенций обучающихся вторых классов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2017. Том 9. № 1. С. 15-22. DOI: 10.17759/psyedu.2017090102.
Цукерман Г.А. Контроль и оценка как учебные действия ребенка: комментарии к видеозаписям уроков. М.: АПК и ПРО, 2004. 76 с.
Поздеева С.И. Как учить современного младшего школьника // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2020. №4 (32). С. 55-61.
96PSMN620
https:// mir-nauki. com
Bulanova Olga Evgen'ena
Moscow state university of psychology and education, Moscow, Russia
E-mail: bulanovaoe@mgppu.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1014-676X
Voronkova Inna Viktorovna
Moscow state university of psychology and education, Moscow, Russia
E-mail: voronkovaiv@mgppu.ru
Kosterina Larisa Aleksandrovna
Moscow state university of psychology and education, Moscow, Russia
E-mail: kosterina2005@gmail.com ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5540-1800
Connection of attention and self-control of third graders with their use of information computer technology
Abstract. In the conditions of a modern school, the use of information computer technologies (hereinafter - ICT) in the educational process already at the first level of education has become a common and familiar phenomenon for everyone - students, teachers and parents. The relevance of the problem considered in the article is intensifying right now in a pandemic, when the study of the effects and options for using ICT, their connection with self-control, attention, independence in the educational activities of students is urgently needed and timely. In the psychological and pedagogical literature, a number of studies are described that reveal the psychological characteristics of the formation of self-control and attention in younger schoolchildren in educational activities. Also, within the framework of psychological and pedagogical research, questions about the impact of ICT on the success of students are often discussed. However, the issue of the relationship of information computer technologies, in particular, the mode of their use in extracurricular activities with the formation of attention and self-control has been little studied. The purpose of the research presented in the article was to study the formation of attention and self-control in third-graders and the mode of their use of ICT. In the article, the authors expressed and proved the assumption about the existence of a connection between the level of formation of attention and self-control and the mode of using ICT by third-graders. The study involved 90 junior schoolchildren (students of 3 grades) and 120 parents The research method is an ascertaining experiment using the following methods: test "Test for attention" (P. Galperin, S. Kabylnitskaya); test "Correction test" by Bourdon and the author's questionnaire - a questionnaire for diagnosing the use of information computer technologies by younger students in the educational process and in extracurricular activities" for parents and students. The results of the research make it possible to state that the level of formation of voluntary attention and self-control of third graders is associated with the mode of their use of information computer technologies in extracurricular activities. Compliance with the time regulations in the use of ICT by third-graders contributes to an increase in their level of voluntary attention and self-control. Compliance with the time regulations in the use of ICT by third-graders contributes to an increase in their level of voluntary attention and self-control. The research results presented in the article can be used in the practice of psychological and pedagogical support of primary school students and their parents.
Keywords: regulatory universal educational actions; attention; self-control; information computer technologies; ICT use mode
96PSMN620