Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ КАК НРАВСТВЕННОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ КАК НРАВСТВЕННОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / СТУДЕНТЫ ВУЗА / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРАНСФОРМАЦИЯ МОТИВОВ / СТРУКТУРА / ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эльбиева Лариса Резвановна, Джабраилова Лаура Хамзатовна, Уруджева Нарима Уруджевна

В статье рассматривается развитие профессиональной мотивации студентов в период обучения как психолого-педагогическая проблема. Авторы отмечают, что мотивация как нравственнопсихологический феномен при выборе профессии играет важное значение, влияя на склонности и смысловые предпочтения человека в той или иной профессии. Описываются компоненты профессиональной мотивации как реализация мотивов выбора профессии. Выделяются несколько этапов профессиональной мотивации студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL MOTIVATION OF STUDENTS DURING THE STUDY PERIOD AS A MORAL AND PSYCHOLOGICAL PROBLEM

The article deals with the development of professional motivation of students during their studies as a psychological and pedagogical problem and talks about motivation as a process of moving towards a goal. The authors noted that motivation as a moral and psychological phenomenon when choosing a profession plays an important role, influencing the inclinations and semantic preferences of a person in a particular profession, the components of professional motivation are described as the realization of motives for choosing a profession. Also, there are several stages of professional motivation of students, which serve as an integral part of students’ activities.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ КАК НРАВСТВЕННОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_6_5_395 УДК 378

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ КАК НРАВСТВЕННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Эльбиева Лариса Резвановна,

кандидат социологических наук, доцент, Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, е-mail: radima1@yandex.ru

Джабраилова Лаура Хамзатовна,

кандидат экономических наук, доцент, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, е-mail: laura-grozny@mail.ru

Уруджева Нарима Уруджевна,

кандидат философских наук, доцент кафедры теории и истории религии и культуры, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, е-mail: narima_u@mail.ru

В статье рассматривается развитие профессиональной мотивации студентов в период обучения как психолого-педагогическая проблема. Авторы отмечают, что мотивация как нравственно-психологический феномен при выборе профессии играет важное значение, влияя на склонности и смысловые предпочтения человека в той или иной профессии. Описываются компоненты профессиональной мотивации как реализация мотивов выбора профессии. Выделяются несколько этапов профессиональной мотивации студентов.

Ключевые слова: мотивация; студенты вуза; учебно-профессиональная деятельность; трансформация мотивов; структура; этапы профессиональной мотивации.

UDC 378

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL MOTIVATION OF STUDENTS DURING THE STUDY PERIOD AS A MORAL AND PSYCHOLOGICAL PROBLEM

Elbieva Larisa Rezvanovna,

Candidate of sociological Sciences, associate Professor of the Department of Philosophy, Chechen State University named after A.A. Kadyrov, Grozny, Russia, e-mail: radima1@yandex.ru

Dzhabrailova Laura Khamzatovna,

Ph.D Associate Professor, Associate Professor of Economics and management in education, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, е-mail: laura-grozny@mail.ru

Urudzheva Narima Urudzhevna,

Ph.D, Associate Professor, Dagestan State University of the Department of Theory and History of Religion and Culture, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, е-mail: narima_u@mail.ru

The article deals with the development of professional motivation of students during their studies as a psychological and pedagogical problem and talks about motivation as a process of moving towards a goal. The authors noted that motivation as a moral and psychological phenomenon when choosing a profession

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

plays an important role, influencing the inclinations and semantic preferences of a person in a particular profession, the components of professional motivation are described as the realization of motives for choosing a profession. Also, there are several stages of professional motivation of students, which serve as an integral part of students' activities.

Keywords: motivation, university students, educational and professional activity, transformation of motives, structure, stages of professional motivation.

Важнейшей причиной низкого уровня обу-ченности студентов служит слабая профессиональная мотивация, которая необходима будущему специалисту для формирования устойчивого интереса к своей профессии. Необходимость исследования проблемы создания психолого-педагогических условий, способствующих формированию у студента удовлетворенности учебой и желания профессионального развития определила актуальность темы исследования: «Формирование профессиональной мотивации студентов в условиях профессионального образовательного учреждения».

Исследованию проблем мотивации посвящены труды многих авторов. Вопросы развития профессиональной мотивации рассматриваются такими отечественными психологами, педагогами, как В.К. Вилюнас, А.Н. Леонтьев, Н.А. Бакшаева и др. Профессиональная мотивация в аспекте интересов изучена в работах таких исследователей, как X. Хекхаузен, Ю.А. Рокицкая, М.Ш. Магомед-Эминов, Т.И. Валеев, Е.А. Климова и др.

Целью исследования стало изучение процесса формирования профессиональной мотивации студентов. Профессионализм современного специалиста характеризуется уровнем профессиональной подготовки и личностными качествами выпускника, оказывающими воздействие на его конкурентоспособность на рынке труда. В работах В.В. Столин ключевая роль в становлении и развитии профессиональных качеств будущего специалиста принадлежит ценностно-смысловым жизненным позициям [10]. В процессе профессионального обучения студент подготавливается к непрерывному обучению и самосовершенствованию. То есть он учится самостоятельно получать и обновлять систему знаний, умений и навыков [10].

По мнению В. Франкла, человек, не имеющий возможности заниматься творческой деятельностью, может потерять смысл жизни. Творческий труд помогает человеку осмыслить свою жизнь [11]. Поэтому в период

профессионального развития студента необходимо акцент делать на его способностях к саморазвитию и профессиональном самоопределении. Важно развивать такие качества, которые позволят студенту постоянно стремиться к получению знаний. Для этого огромное значение имеет правильное мотивирование учащихся к учебной и профессиональной деятельности.

Рассматривая мотивацию, ряд авторов ключевым понятием называют поведение [3], другие - мотивы [8]. Мотивацию одни исследователи считают управленческой деятельностью посредством психического воздействия [6], или через побуждение [2]. Мотивация в понимании Х. Хекхаузена есть процесс движения к цели [12]. Мотивацию как психологический феномен рассматривает И.П. Ильин. Автор считает, что в выборе профессии мотивы играют важное значение, то есть могут влиять на склонности и смысловые предпочтения человека в той или иной профессии [5].

Анализ исследований вышеназванных авторов показывает, что профессиональная мотивация служит неотъемлемой частью деятельности студентов. Она должна обусловливать развитие в процессе учебной и профессиональной деятельности. Условия для развития мотивации студентов направлены на вовлечение в учебную и внеучебную самостоятельную деятельность.

В формировании профессиональной мотивации, по мнению Е.П. Ильина, большое значение имеет реализация мотивов выбора профессии, которые следуют из имеющихся склонностей человека в определенной профессии [5].

Назовем компоненты профессиональной мотивации (рис. 1):

Изучением проблемы профессионального самоопределения занимались многие отечественные и зарубежные ученые: К.А. Абульханова-Славская [1], Е.П. Ильин [5], Р.С. Немов [7], А.А. Реан [9], Л.Б. Шнейдер [13] и др.

Труд и профессиональная деятельность (знания об

особенностях профессионального труда, представление о смысле своего труда)

Я сам (знания о личных возможностях и недостатках, отношение к ним, знания о путях их использования/ преодоления)

Рисунок 1 - Структура профессиональной мотивации

Е.П. Ильин, Р.С. Немов, А.А. Реан рассматривают мотивацию боязни неудачи и мотивацию успеха как основные мотивы профессиональной деятельности. В их трудах отмечается, что личность ориентирована на успех, и поэтому она будет желать и стремиться к результату. Однако активность у разных студентов разная, как и потребности в успехе разные [9]. При мотивации боязни неудачи личность прежде всего стремится избежать неприятностей [7].

Удовлетворенность или неудовлетворенность профессией определяется индивидуальными интересами к своей профессии. Именно интерес в данном случае служит важнейшим мотивом формирования устойчивого положительного отношения к профессии. Удовлетворенность профессией студентов в период обучения определяет большую долю успешности учебной деятельности.

Отношение к будущей профессии, мотивы ее выбора определенным образом отражают и успешность дальнейшей профессиональной деятельности. У человека еще в период обучения закладывается желание профессионального развития [9].

Основными показателями сформирован-ности мотивации к профессиональной деятельности являются преобладание мотивации успеха, преобладание мотивационного интереса к профессии.

Как считает Э.Ф. Зеер, в структуре моти-

вов профессиональной деятельности всегда есть мотив с повышенной направленностью. Мотивом выбора профессии служит стойкий интерес к данной профессиональной деятельности, ее содержанию [4].

Профессиональная мотивация студентов связана с готовностью и способностью осуществления выбора в пользу определенной деятельности, с профессиональным самоопределением. На этой основе появляется твердая позиция по отношению к реализации желаний, стратегии [4].

Осознанный выбор профессии сопровождается эмоциональным настроем студента, когда он настроен на результат в будущей профессиональной деятельности. Это, как правило, отражается и на результатах профессионального обучения. По мнению Л.Б. Шнейдер, психологический феномен обеспечивает человеку важный механизм самоопределения [13].

Выделяют несколько этапов профессиональной мотивации студентов (рис. 2):

Таким образом, можно сделать вывод: про -фессиональная мотивация служит неотъемлемой частью деятельности студентов, она должна обусловливать развитие в процессе учебной и профессиональной деятельности.

Таким образом, профессиональная мотивация связана с направленностью студента. Мотивация определяется профессиональными установками. При этом основными

1 этап

Принятие решения освоить конкретную профессию; эмоциональный настрой; ситуативный интерес; некоторые трудовые привычки; инициатив еще не

проявляется

2 этап

Зафиксированная установка на профессию; устойчивый интерес к профессии; чувство уверенности в себе, ответственность, самостоятельность

3 этап

Твердая установка на профессию; устойчивый интерес к профессии; особая увлеченность практической деятельностью; принятие решения

4 этап

Особое увлечение своей профессией; устойчивая профессиональная направленность; самоутверждение личности через профессиональный труд; твердые убеждения в правильности выбра

Рисунок 2 - Этапы профессиональной мотивации студентов [4]

являются отношение учащегося к будущей профессии и мотивы ее выбора. Мотивация обучающегося к профессиональному успеху обусловливает твердый положительный интерес к профессиональной деятельности. Мотивация профессиональной деятельности предполагает побуждение, которое обусловливает выбор профессии, желание выполнять профессиональные обязанности.

В заключение отметим, что основным показателем профессиональной мотивации

учащихся служит преобладание мотивации успеха и преобладание мотивационного интереса к профессии. Профессиональная мотивация студентов связана с профессиональным самоопределением. Осознанный выбор профессии сопровождается эмоциональным настроем студента на результат от будущей профессиональной деятельности. Это отражается и на результатах профессионального обучения.

Список литературы_

1. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М., 1981. С. 19-45.

2. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. 237 с.

3. Годфруа Ж. Что такое психология. М.: Гостехиздат, 2009. 970 с.

4. 3еер Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование // Педагогика. 2002. № 3. С. 16-21.

5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 502 с.

6. Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы. М., 1987. 25 с.

7. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М.: 2001. С. 461-469.

8. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. 326 с.

9. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2009. 432 с.

10. Столин В.В. Общая психодиагностика. М.: Огни, 2006. 448 с.

11. Франкл В. Человек в поисках смысла: сб. / пер. с англ. и нем. М.: Прогресс. 1990. 368 с.

12. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М.: Просвещение, 1986. 154 с.

13. Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии. М.: МПСИ, МОДЭК, 2015. 928 с.

References _

1. Abulkhanova-Slavskaya K.A. Personality development in the process of life activity. Psychology of personality formation and development. M., 1981. pp. 19-45.

2. Vilyunas V.K. Psychology of emotional phenomena. M.: Moscow Publishing House. un-ta, 2003. 237 p.

3. Godefroy J. What is psychology. M.: Gostekhizdat, 2009. 970 p.

4. 3eer E.F. Personality-oriented professional education. Pedagogy. 2002. No. 3. pp. 16-21.

5. Ilyin E.P. Motivation and motives. St. Petersburg: Peter, 2000. 502 p.

6. Magomed-Eminov M.S. Motivation of achievement: structure and mechanisms. Moscow, 1987. 25 p .

7. Nemov R.S. Psychology: in 3 books. Book 1. General foundations of psychology. M.: 2001. pp. 461-469.

8. Platonov K.K. Structure and development of personality. M., 1986. 326 p.

9. Rean A.A., Bordovskaya N.V., Rozum S.I. Psychology and pedagogy. St. Petersburg: Peter, 2009. 432 p.

10. Stolin V.V. General psychodiagnostics. M.: Lights, 2006. 448 p.

11. Frankl V. Man in search of meaning: collection / trans. from English and German M.: Progress. 1990. 368 p.

12. Heckhausen X. Motivation and activity. M.: Enlightenment, 1986. 154 p.

13. Schneider L.B. Fundamentals of family psychology. M.: MPSI, MODEK, 2015. 928 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.