Научная статья на тему 'Развитие профессиональной мобильности будущих специалистов: практический инструментарий «Мягкой силы» государства'

Развитие профессиональной мобильности будущих специалистов: практический инструментарий «Мягкой силы» государства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискурс-Пи
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / PROFESSIONAL MOBILITY / FOREIGN LANGUAGE TEACHING / INFORMATION TECHNOLOGIES / INTERNET RESOURCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жеребцова Е.В.

В данной статье обучение иностранному языку рассматривается как один из ключевых факторов развития профессиональной мобильности будущих специалистов. Интернет-ресурсы становятся со-временным инструментом повышения качества результатов обучения иностранному языку в системе высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жеребцова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing Professional Mobility of University Students: Practical Soft Power Tools

The paper deals with foreign language teaching as a key factor of developing the professional mobility of university students. Internet resources are considered a state-of-the-art tool for greater efciency of foreign language teaching in higher education

Текст научной работы на тему «Развитие профессиональной мобильности будущих специалистов: практический инструментарий «Мягкой силы» государства»

Конференц-зал

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ:

практический инструментарий «мягкой силы» государства

Жеребцова Евгения Валерьевна,

старший преподаватель кафедры русского, иностранных языков и культуры речи,

Уральского государственного юридического университета,

старший преподаватель кафедры иностранных языков Института философии и права УрО РАН,

Екатеринбург, Россия,

E-mail: evgenia.zherebtsova@gmail.com

Аннотация

В данной статье обучение иностранному языку рассматривается как один из ключевых факторов развития профессиональной мобильности будущих специалистов. Интернет-ресурсы становятся современным инструментом повышения качества результатов обучения иностранному языку в системе высшего профессионального образования.

Ключевые слова:

профессиональная мобильность, преподавание иностранного языка, информационные технологии, Интернет-ресурсы.

Понятие soft power («мягкая сила») получило распространение в политических кругах в начале прошлого десятилетия и в широком смысле трактуется как важнейший ресурс внешней политики государства и повышения его статуса в мире. Реализация мягкой силы заключается в способности страны оказывать влияние, опираясь на принципы привлекательности своего образа, симпатии и добровольного участия.

Постепенно стало очевидным, что одним из ключевых инструментов мягкой силы является образование. С одной стороны, именно национальная система образования обязана поставлять государству профессионально подготовленные кадры, способные активно включаться в развитие экономической, политической, социальной и культурной сфер государства и, тем самым, способствовать укреплению государственной мощи. С другой стороны, в условиях интернационализации высшего образования вузы и научно-исследовательские

центры разрабатывают различные программы содействия мобильности студентов, преподавателей и исследователей из разных стран, развивают межвузовское сотрудничество и проведение совместных научных исследований, что не только повышает креативный потенциал страны, но и улучшает её имидж за рубежом.

В связи с этим, одной из приоритетных задач в отечественной системе образования является подготовка такого специалиста, которому необходимо обладать весьма обширными знаниями, быть открытым для обмена опытом, быть способным и готовым достаточно быстро и успешно овладевать новыми технологиями, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность профессиональной деятельности [1, с. 8].

С другой стороны, с учётом динамики мировых общественных преобразований сегодня востребованы профессионалы, способные ориентироваться в так называемом международном измерении и налаживать эффективные

110

Конференц-зал

профессиональные коммуникации с зарубежными партнёрами. Для реализации подобных задач нынешний выпускник должен отличаться соответствующим уровнем владения иностранным языком. Поэтому совершенствование методов и приёмов обучения иностранному языку в системе высшего профессионального образования является необходимым вкладом в развитие профессиональной мобильности будущих специалистов.

Поиск инновационных средств приводит педагогов к пониманию того, что «нужны деятельностные, практико-ориентированные, рефлексивные формы обучения» [2, с. 5], создающие возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая его организацию. В этом случае задача преподавателя состоит в том, чтобы научить студентов ориентироваться в мире иноязычной информации и интегрировать её в содержание своей профессиональной деятельности.

Для того чтобы организовать и стимулировать активную познавательную деятельность студентов в сфере их профессиональных интересов на иностранном языке, преподаватели кафедры иностранных языков используют в своей деятельности широкий диапазон возможностей Интернета, который кардинальным образом изменил способы доступа к информации и знаниям.

Особенностью привлечения web-ресурсов для организации практических занятий является то, что студентам предлагается не просто изучить какой-либо web-документ, а исследовать web-сайт или даже web-портал образовательного учреждения или научноисследовательского центра со сложной навигационной структурой и интерактивными сервисами, объединяющий информацию из различных источников. Для того чтобы студенты не заблудились на просторах портала, преподавателю необходимо разработать «путеводитель» с подробными инструкциями, особенно для тех студентов, которые никогда не обращались к информации, выложенной на иностранных сайтах.

В связи с этим возникает вопрос о надёжности и целесообразности обращения к определённому цифровому контенту, используемому в образовательных целях. Поэтому преподаватели разрабатывают для студентов маршруты по готовым и удобным контентам научно-исследовательских и образовательных порталов, зарекомендовавших себя во времени и обладающих следующими характеристиками:

- доступность: информация всегда открыта для пользователей;

- безвозмездность: за передачу данных не взимается плата;

- актуальность и достоверность: информация соответствует текущему моменту времени и отражает реальную деятельность учреждения;

- непрерывность: информация данных ресурсов предоставляется постоянно и обновляется по мере необходимости.

Следует отметить, что вовлечение студентов в реальное иноязычное пространство с помощью виртуального расширяет не только их социокультурные знания, но и помогает выйти на уровень сопоставительного анализа освоения и реализации определённой научной или профессиональной деятельности в разных странах.

Таким образом, грамотная организация работы с иноязычными Интернет-ресурсами стимулирует повышение уровня владения иностранным языком, позволяет будущему специалисту развивать свой профессиональнотворческий потенциал, создавать условия для самосовершенствования и самостоятельно определять вектор своего профессионального роста. Повышение уровня иноязычной компетентности открывает будущему специалисту новые возможности участия в международной академической мобильности: стажироваться в зарубежных научных и образовательных центрах, публиковать результаты научных исследований в зарубежных журналах. В перспективе это может вывести его на качественно иной профессиональный уровень. Участвуя в экспорте образовательных услуг, такой

111

Конференц-зал

специалист сможет работать в зарубежных вузах или читать лекции, проводить семинары и координировать исследовательскую деятельность иностранных студентов, желающих получить образование в российских университетах. Являясь гражданином России, он будет представлять на международной арене не только себя, но и страну. В связи с чем, от его уровня образования и умения ориентироваться в процессах, происходящих в современном многополярном мире, будет зависеть не только его личный авторитет, но и престиж нашего государства во внешнеполитической сфере.

1. Горюнова, Л.В. Составляющие профессиональной мобильности современного специалиста / Л.В. Горюнова // Естествознание и гуманизм: сборник научных работ. -Томск, 2005. № 5.

2. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АР-КТИ, 2008. - 112 с.

1. Goryunova, L.V Sostavlyayushhie professional’noj mobil’nosti sovremennogo specialista / L.V. Goryunova // Estestvoznanie i gumanizm: sbornik nauchnyx rabot. - Tomsk, 2005. № 5.

2. Paxomova, N.Yu. Metod uchebnogo proekta

v obrazovatel’nom uchrezhdenii: Posobie dlya uchitelej

i studentov pedagogicheskix vuzov. - 3-e izd., ispr. i dop. - M.: ARKTI, 2008. - 112 s.

DEVELOPING PROFESSIONAL MOBILITY OF UNIVERSITY STUDENTS:

PRACTICAL SOFT POWER TOOLS

Zherebtsova Evgenia Valerievna,

Institute of philosophy and law, the Russian Academy of Sciences, Ural branch, The senior teacher of chair of foreign languages, Ekaterinburg, Russia,

E-mail: evgenia.zherebtsova@gmail.com

Annotation

The paper deals with foreign language teaching as a key factor of developing the professional mobility of university students. Internet resources are considered a state-of-the-art tool for greater efficiency of foreign language teaching in higher education.

Key words:

professional mobility, foreign language teaching, information technologies, Internet resources.

112

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.