Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОВД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОВД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сотрудники органов внутренних дел / профессиональная культура / развитие / дополнительное профессиональное образование / law enforcement official / professional culture / development / additional professional education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.А. Арамисов

Профессиональная культура сотрудников ОВД является проявлением их общей культуры при осуществлении служебных полномочий. В ее содержании органическим образом объединяются профессиональные и личностные качества, воплощающие собой систему ценностных отношений, положительную мотивацию к осуществлению служебных полномочий, профессиональные знания и умения, имеющие непосредственное отношение к правовым основаниям и способам эффективного осуществления служебных полномочий в области уголовно-процессуальной, оперативно-розыскной и административной деятельности. Определение сущности профессиональной культуры и обоснование возможностей дополнительного профессионального образования в ее развитии у сотрудников ОВД осуществляется с позиции культурологического и компетентностного подходов. Раскрываются перспективные стратегии дополнительного профессионального образования МВД РФ в сфере совершенствования содержательных и процессуальных средств повышения квалификации сотрудников ОВД. Представлены варианты включения в содержание дополнительных профессиональных программ элементов, нацеленных на развитие у сотрудников ОВД ценностных ориентаций, коммуникативных умений, способностей выстраивать конструктивное взаимодействие с различными категориями граждан, расширение психолого-педагогических знаний, обеспечивающих результативное решение поставленных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.А. Арамисов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL CULTURE AS THE AIM AND RESULT OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION OF EMPLOYEES OF THE INTERNAL AFFAIRS DIRECTORATE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Professional culture of law enforcement official is a manifestation of their general culture in the exercise of official powers. Its content organically combines professional and personal qualities that embody a system of value relationships, positive motivation to exercise official powers, professional knowledge and skills directly related to the legal grounds and ways of effective exercise of official powers in the field of criminal procedure, investigative and administrative activity. Identification of the essence of professional culture and justification of ways of additional professional education in its development among law enforcement official is carried out from the perspective of culturological and competence-based approaches. Prospective strategies of additional professional education of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in the field of improving the substantive and procedural means of professional development of employees of law enforcement official are disclosed. Presented options for the inclusion in the content of additional professional programs elements aimed at the development of law enforcement official value orientations, communication skills, abilities to build a constructive interaction with different categories of citizens, the expansion of psychological and pedagogical knowledge, providing a productive solution to the tasks assigned.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОВД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

6. Из каких источников я получаю информацию о политических событиях страны и мира?

Список подобных ориентировочных вопросов можно варьировать и продолжать, учитывая возраст студентов, их предпочтения и нравственные установки.

В качестве вывода следует отметить, что основная цель исследования достигнута, состояние отношения студентов к ценностям общества и совершенствованию духовно-нравственных основ формирования личности установлено, что подтвердилось решением поставленных задач с определением содержания духовно-нравственного воспитания и конкретных приёмов его реализации методом обращения к психологическому знанию.

Новизна исследования подтверждается положениями Ю.В. Сенько о необходимости внедрения гуманитаризации образования, в нашей работе в этом от-

Библиографический список

ношении сделан акцент на осуществлении межпредметных связей гуманитарных наук в решении вопроса формирования личности и её духовно-нравственного развития, а также обозначена роль позитивной самооценки личности преподавателя и студента в их педагогическом взаимодействии.

Теоретическая значимость может заключаться в поиске дополнительных ориентиров в преподавании гуманитарных дисциплин с целью реализации духовно-нравственного развития личности, практическая значимость выражается в изучении конкретных предложений и методических приёмов в исследовании проблем личности и её формирования.

В перспективе дальнейших исследований можно отметить содержание значимости гуманистических отношений в вузе (Ю.В. Сенько) с анализом психологической составляющей в изучении этого вопроса.

1. Лукьянова З.Н. О способах развития духовно-нравственных основ современного студенчества. Образовательное пространство в контексте социокультурной среды: материалы XIV Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием). Барнаул: АГИК, 2016: 17 - 19.

2. Лукьянова З.Н. О содержании психологических особенностей духовно-нравственного развития современной молодёжи. Мир науки, культуры, образования. 2016; № 5: 274 - 276.

3. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. Москва: Академия, 2000.

4. Комаристая Л.А. Организация самостоятельной работы студентов по теме «Великая Отечественная война»: из опыта работы (воспитательный аспект). Основные проблемы и направления воспитательной работы в современном вузе: материалы Международной научно-практической конференции по воспитательной работе. Барнаул: АлтГПУ 2020: 66 - 69.

5. Лукьянова З.Н. Психологические условия формирования патриотизма и гражданской ответственности у студентов института культуры. Основные проблемы и направления воспитательной работы в современном вузе: материалы Международной научно-практической конференции по воспитательной работе. Барнаул: АлтГПУ 2020: 75 - 77.

6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г Психология. Москва: Академия, 2006.

7. Лукьянова З.Н. Взаимодействие педагогических принципов и основных психологических категорий в процессе преподавания учебного курса «Психология». Мир науки, культуры, образования. 2020; № 1: 154 - 156.

8. Лукьянова З.Н. Психологические особенности духовно-нравственного развития современной молодёжи. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи: теория и практика: методические рекомендации. Барнаул: АГИК, 2015: 14 - 18.

9. Лукьянова З.Н. О содержании психологических особенностей духовно-нравственного развития современной молодёжи. Мир науки, культуры, образования. 2016; № 5 (60): 274 - 276.

References

1. Luk'yanova Z.N. O sposobah razvitiya duhovno-nravstvennyh osnov sovremennogo studenchestva. Obrazovatel'noeprostranstvo v kontekste sociokul'turnojsredy: materialy XIV Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii (s mezhdunarodnym uchastiem). Barnaul: AGIK, 2016: 17 - 19.

2. Luk'yanova Z.N. O soderzhanii psihologicheskih osobennostej duhovno-nravstvennogo razvitiya sovremennoj molodezhi. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; № 5: 274 - 276.

3. Sen'ko Yu.V. Gumanitarnye osnovy pedagogicheskogo obrazovaniya. Moskva: Akademiya, 2000.

4. Komaristaya L.A. Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov po teme «Velikaya Otechestvennaya vojna»: iz opyta raboty (vospitatel'nyj aspekt). Osnovnye problemy i napravleniya vospitatel'nojraboty v sovremennom vuze: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii po vospitatel'noj rabote. Barnaul: AltGPU, 2020: 66 - 69.

5. Luk'yanova Z.N. Psihologicheskie usloviya formirovaniya patriotizma i grazhdanskoj otvetstvennosti u studentov instituta kul'tury. Osnovnye problemy i napravleniya vospitatel'noj raboty v sovremennom vuze: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii po vospitatel'noj rabote. Barnaul: AltGPU, 2020: 75 - 77.

6. Petrovskij A.V., Yaroshevskij M.G. Psihologiya. Moskva: Akademiya, 2006.

7. Luk'yanova Z.N. Vzaimodejstvie pedagogicheskih principov i osnovnyh psihologicheskih kategorij v processe prepodavaniya uchebnogo kursa «Psihologiya». Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 1: 154 - 156.

8. Luk'yanova Z.N. Psihologicheskie osobennosti duhovno-nravstvennogo razvitiya sovremennoj molodezhi. Duhovno-nravstvennoe ipatrioticheskoe vospitanie molodezhi: teoriya iprakíika: metodicheskie rekomendacii. Barnaul: AGIK, 2015: 14 - 18.

9. Luk'yanova Z.N. O soderzhanii psihologicheskih osobennostej duhovno-nravstvennogo razvitiya sovremennoj molodezhi. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; № 5 (60): 274 - 276.

Статья поступила в редакцию 13.10.21

УДК 378.091.398

Aramisov A.A., Platoon Leader, North Caucasus Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Branch of Krasnodar

University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Nalchik, Russia), E-mail: pedagogy_kafedra@mail.ru

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL CULTURE AS THE AIM AND RESULT OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION OF EMPLOYEES OF THE INTERNAL AFFAIRS DIRECTORATE OF THE RUSSIAN FEDERATION. Professional culture of law enforcement official is a manifestation of their general culture in the exercise of official powers. Its content organically combines professional and personal qualities that embody a system of value relationships, positive motivation to exercise official powers, professional knowledge and skills directly related to the legal grounds and ways of effective exercise of official powers in the field of criminal procedure, investigative and administrative activity. Identification of the essence of professional culture and justification of ways of additional professional education in its development among law enforcement official is carried out from the perspective of culturological and competence-based approaches. Prospective strategies of additional professional education of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in the field of improving the substantive and procedural means of professional development of employees of law enforcement official are disclosed. Presented options for the inclusion in the content of additional professional programs elements aimed at the development of law enforcement official value orientations, communication skills, abilities to build a constructive interaction with different categories of citizens, the expansion of psychological and pedagogical knowledge, providing a productive solution to the tasks assigned.

Key words: law enforcement official, professional culture, development, additional professional education.

А.А. Арамисов, командир взвода Северо-Кавказского института повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал) Краснодарского

университета Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Нальчик, E-mail: pedagogy_kafedra@mail.ru

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОВД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Профессиональная культура сотрудников ОВД является проявлением их общей культуры при осуществлении служебных полномочий. В ее содержании органическим образом объединяются профессиональные и личностные качества, воплощающие собой систему ценностных отношений, положительную мотивацию к осуществлению служебных полномочий, профессиональные знания и умения, имеющие непосредственное отношение к правовым основа-

ниям и способам эффективного осуществления служебных полномочий в области уголовно-процессуальной, оперативно-розыскной и административной деятельности. Определение сущности профессиональной культуры и обоснование возможностей дополнительного профессионального образования в ее развитии у сотрудников ОВД осуществляется с позиции культурологического и компетентностного подходов. Раскрываются перспективные стратегии дополнительного профессионального образования МВД РФ в сфере совершенствования содержательных и процессуальных средств повышения квалификации сотрудников ОВД. Представлены варианты включения в содержание дополнительных профессиональных программ элементов, нацеленных на развитие у сотрудников ОВД ценностных ориентаций, коммуникативных умений, способностей выстраивать конструктивное взаимодействие с различными категориями граждан, расширение психолого-педагогических знаний, обеспечивающих результативное решение поставленных задач.

Клкневые слова: сотрудники органов внутренних дел, профессиональная культура, развитие, дополнительное профессиональное образование.

Дополнительное профессиональное образование в Российской Федерации, независимо от того, специалистов какого ведомства и отрасли обслуживает, осуществляется на единых нормативных основаниях и нацелено на совершенствование обновляемых компетенций. В связи с повышением требований к качеству и результативности применения трудовых функций в практической деятельности организации дополнительного профессионального образования все чаще стали связывать свои целевые установки с удовлетворением профессиональных потребностей и преодолением проявляющихся профессиональных дефицитов действующих специалистов. Это также имеет прямое отношение и к системе дополнительного профессионального образования системы МВД РФ, в особенности, если речь идет о повышении квалификации молодых специалистов.

Проводимая в стране политика по модернизации дополнительного профессионального образования в первую очередь затрагивает его обновление и предполагает оптимизацию и адресное использование форм, методов и средств его реализации в повышении квалификации кадров. Содержательный аспект обновления предполагает выдвижение на передний план деловых и личностно-про-фессиональных качеств сотрудников ОВД, наряду с сохранением ведущей роли и позиции нормативных знаний, а также профессиональных умений в физической и огневой подготовке. Такая методологическая установка обусловливает необходимость ставить акценты на развитии профессиональных качеств и рассмотрении его в качестве цели и результата дополнительного профессионального образования сотрудников ОВД РФ. Таким образом, цель настоящей статьи заключается в определении сущности феномена «профессиональная культура сотрудников ОВД», обосновании возможностей дополнительного профессионального образования МВД РФ в развитии профессиональной культуры. На основе этого можно будет сделать вывод о том, что развитие данного личностно-профессионального качества сотрудников ОВД можно квалифицировать в качестве цели и результата их дополнительного профессионального образования.

Методологическая основа. Исследование вопроса о профессиональной культуре сотрудников ОВД осуществляется с точки зрения культурологического подхода, подчеркивающего ведущую роль человека в профессиональной деятельности как субъекта культуры и носителя ценностей. В культурологическом понимании человек, обладающий профессиональной культурой, не сводится к обычному функционеру в своей профессии. Будучи наделенным культурными ценностями, он обладает способностью влиять на свое профессиональное окружение и в определенной степени его изменять. Однако последнее обстоятельство применительно к рассматриваемой сфере профессиональной деятельности следует трактовать особенно внимательно и учитывать имеющиеся для этого профессиональные полномочия у сотрудников ОВД. С другой же стороны, любая профессиональная деятельность может быть рассмотрена и истолкована с точки зрения взаимодействия ее субъектов с культурными нормами и ценностями. В этой связи в толковании профессиональной культуры сотрудников ОВД акцент может быть сделан на ценности профессиональной деятельности, связанной с защитой прав и интересов граждан, охраной их жизни и здоровья. Соответственно, в этом направлении можно видеть определенные перспективы, касающиеся совершенствования своей профессиональной деятельности и своего окружения. То есть, как видим, инвариантные требования культурологического подхода могут быть также успешно применены при толковании понятия «профессиональная культура сотрудников ОВД».

Анализируя возможности культурологического подхода, В.Л. Бенин подчеркивает его направленность на социальный и профессиональный опыт субъекта деятельности [1, с. 93]. Причем профессиональный опыт в толковании культурологического подхода имеет весьма заметные и перспективные преимущества по сравнению с компетентностным подходом. Если в компетентностной методологии допускается возможность функционирования опыта в стандартных и типовых профессиональных ситуациях, то в рамках культурологического подхода этого уже недостаточно. Важным, по мнению автора, здесь является проявление опыта его носителем в новых, неопределенных и творческих обстоятельствах.

Оригинальность позиции В.Л. Бенина заключается в его стремлении объединить возможности культурологического и компетентностного подходов, опираясь на известный принцип дополнительности. Он находит, что компетентностный подход является «гуманистически бесцельным», а культурологический подход, обладая гуманистической целевой направленностью, является в то же время «неоперациональным» [1, с. 93]. В результате интеграции данных подходов появляется возможность не только четко сформулировать цель профессиональной деятельности с точки зрения существующей системы культурных норм и ценностей, но и определить конкретные педагогические средства изменения меры и

качества ее достижения. Опираясь на данную позицию, считаем возможным в качестве методологической основы исследования вопроса о сущности профессиональной культуры сотрудников ОВД наряду с культурологическим подходом выбрать и компетентностный подход.

При определении существенных признаков профессиональной культуры сотрудников ОВД мы опирались на ранее проведенные исследования в смежной с нами области. Наиболее полезными в этом плане оказались работы М.А. Базарнова, Р.А. Козеева и О.М. Хабарина [2], А.В. Власова и Ю.В. Жикривец-кой [3], И.М. Купчигиной и Г.И. Чижаковой [4], Н.М. Морозовой [5], В.Е. Шинкевича и Н.В. Маслодудовой [6].

В частности, профессиональная культура сотрудников ОВД в толковании И.М. Купчигиной и Г.И. Чижаковой связывается с основаниями определения стратегии осуществления правоохранительной деятельности. Соответственно, ее системообразующие элементы находят воплощение в понимании правозащитной функции в качестве ведущей профессиональной ценности; направленности на преобразование окружающей общественной ситуации в соответствии с утвержденными и социально принятыми культурными ценностями и нормами [4]. Определяя структурный план исследуемого понятия, авторы указывают на его когнитивный, эмоциональный, коммуникативный и рефлексивный компоненты. Соглашаясь с содержанием выделенных компонентов, особо все-таки следует подчеркнуть роль эмоционального и когнитивного компонентов. Здесь не только отмечается влияние культурологического подхода на позицию авторов, но глубокое внимание к коммуникативной деятельности субъектов, обладающих профессиональной культурой. Ее коммуникативная составляющая находит выражение в эмпатийных установках сотрудников ОВД, их способности учитывать душевное состояние субъектов взаимодействия.

По мнению М.А. Базарнова, РА. Козеева и О.М. Хабарина, критерием качественной профессиональной подготовки сотрудников ОВД является сформированная у них профессиональная культура. Ее основу образуют такие инвариантные признаки, как общая культура и образованность личности, мастерство и профессиональный опыт, направленность на непрерывное саморазвитие, уверенное применение в служебной деятельности освоенных профессиональных умений и навыков [2]. Вместе с тем авторы называют ряд признаков, которые делают данное личностно-профессиональное качество неповторимым, характерным для представителей профессиональной деятельности, связанной с защитой прав и интересов граждан, охраной их жизни и здоровья. В ряду таких качеств ими называется правовая культура, которая закрепляет знание правовых норм внутренними регуляторами профессионального поведения сотрудников ОВД. Это обстоятельство подчеркивает положение о том, что сотрудники ОВД являются активными субъектами правоприменительной деятельности.

Однако имеется ряд других профессий, где правоприменительная практика также находит отражение в содержании деятельности их носителей. Например, речь может идти о представителях юридических профессий. В этой связи можно указать еще одно качество, которое выделяют М.А. Базарнова, Р.А. Козеева и О.М. Хабарина, а именно - профессиональную этику [2]. Совершенно очевидно, что профессиональная этика также является атрибутивной профессиональной характеристикой представителей многих профессий. В то же время для сотрудников ОВД она обладает деонтологической окраской. Это проявляется в том, что основное требование в структуре профессиональной этики указанной категории специалистов связывается с защитой многих человеческих прав, например, таких как право на жизнь, свободу, имущество. Кроме того, профессиональная этика сотрудников ОВД основывается на ценности человеческой жизни, отношении к другому человека как ценности.

На деонтологический характер профессиональной культуры сотрудников ОВД также указывают Н.М. Морозова. Она считает, что соблюдение сотрудниками данного ведомства принципов профессиональной культуры является показателем успешности их деятельности. Кроме того, ее эффективность в значительной степени определяется формирующимся общественным мнением о полиции и ее сотрудниках. Соответственно, важно понимать, какие ценности разделяют, какими принципами руководствуются сотрудники ОВД. Важное место при определении профессиональной культуры, по мнению автора, следует уделять вопросу о соотношении общих и профессиональных интересов [5].

А.В. Власов и Ю.В. Жикривецкая полагают, что движущими силами становления и развития профессиональной культуры сотрудников ОВД являются профессиональная мораль и профессиональная этика, которые, в свою очередь, определяются устанавливающимися в профессиональной деятельности отношениями, самой профессиональной деятельностью и сознанием. На последний фактор они обращают особое внимания, считая, что профессионально-нрав-

ственное сознание сотрудников ОВД обеспечивает своеобразие проявления у них профессиональной культуры [3].

В.Е. Шинкевич и Н.В. Маслодудова указывают на важную роль смысложиз-ненных ориентаций сотрудников ОВД в структуре их профессиональной культуры. По мнению авторов, они являются результатом интериоризации ценностей общества и цивилизации. Свое выражение они находят в выдвигаемых сотрудниками ОВД профессиональных целях, связанных, в частности, с саморазвитием и самореализацией. Смысложизненные ориентации обеспечивают своеобразие и уникальность их профессиональной направленности [6]. Учитывая заметную связь профессиональной деятельности сотрудников ОВД с «человеческим фактором», ее направленность на обеспечение законности и правопорядка, авторы видят в смысложизненных ориентациях основу профессиональной культуры. На наш взгляд, это также выгодно отличает рассматриваемую личностно-професси-ональную характеристику сотрудников ОВД.

На этом основании приходим к выводу о том, что профессиональная культура сотрудников ОВД является следствием проявления их общей культуры при осуществлении служебных полномочий. В ее содержании органическим образом объединяются и переплетаются профессиональные и личностные качества, которые, в конечном счете, и обеспечивают успешность их профессиональной деятельности. В данном случае мы присоединяемся к позиции вышеупомянутой Н.М. Морозовой и полагаем, что сформированная профессиональная культура служит необходимым условием качественного осуществления сотрудниками ОВД профессиональной деятельности, формирования положительного имиджа полиции в глазах населения.

Конкретизируя профессиональные и личностные качества сотрудников ОВД, имеющие непосредственное отношение к их профессиональной культуре, в обязательном порядке мы бы отметили наличие устойчивой системы ценностных ориентаций, объектом которой выступает как сама осуществляемая служебная деятельность, так и совокупность характеризующих ее правовых и этических норм. Наряду с этим ведущее место в системе таких объектов ценностных ориен-таций занимает взаимодействие с населением. Сложность и одновременно уникальность такого объекта ценностных ориентаций сотрудников ОВД заключается в широком разнообразии категорий и групп населения, большой специфичности установления взаимодействия с ними. В качестве важной личностно-професси-ональной характеристики, образующей смысловое начало профессиональной культуры, мы бы также назвали положительную мотивацию к осуществлению своих служебных полномочий. Содержательная специфика такой мотивации поддерживается выраженной направленностью, стремлением соблюдать правовые нормы. Иными словами, характерные для профессиональной деятельности в системе МВД РФ правоприменительные практики у носителей профессиональной культуры непременно умеют устойчивую мотивационную направленность.

Наконец, важно указать на комплекс профессиональных знаний и умений, которые образуют функциональное ядро профессиональной культуры сотрудников ОВД. Мы принимаем во внимание многообразие точек зрения относительно состава и структуры такого рода знаний и умений. Обобщая такие точки зрения, можем говорить о необходимости выделения в структуре профессиональной компетентности сотрудников ОВД системы знаний, которые имеют непосредственное отношение к правовым основаниям и способам эффективного осуществления служебных полномочий в области уголовно-процессуальной, оперативно-розыскной и административной деятельности. Совершенно очевидно, что набор таких знаний может получить более конкретное воплощение при определении того сегмента правоохранительной деятельности, где данные сотрудники ОВД осуществляют свои профессиональные функции. Что касается состава профессиональных умений сотрудников ОВД, то они поддерживаются перечисленными выше профессиональными знаниями и находят свою реализацию в сфере когнитивно-логической, коммуникативной и служебно-профессиональной деятельности. Опять же характер их выраженности в структуре профессиональной культуры сотрудников ОВД определяется конкретным набором полномочий и поставленными перед ними служебными задачами.

Выполненное с позиции культурологического и компетентностного подходов уточнение содержания сущности профессиональной культуры сотрудников ОВД является достаточным основанием для принятия решений о направлениях совершенствования содержательных и процессуальных средств дополнительного профессионального образования системы МВД РФ. Совершенно очевидно, что основу таких решений задают целевые установки, связанные с развитием профессиональной культуры сотрудников ОВД. Более того, отметим, что уточнение таких направлений и их смысловая интерпретация будут подкреплять наши выводы о возможности и целесообразности рассмотрения профессиональной культуры сотрудников ОВД в качестве цели и результата их дополнительного профессионального образования.

Первое направление мы полагаем нужным связать с совершенствованием содержания дополнительного профессионального образования сотрудников ОВД, в частности с усилением в нем социально-психологических и психолого-педагогических аспектов. Данный вывод подтверждается мнениями многих авторов. Например, Ф.Ч. Коблов полагает, что успешное осуществление сотрудниками ОВД служебно-профессиональных задач напрямую зависит от уровня сформи-рованности у них коммуникативных умений и способностей. Их отсутствие, по мнению автора, заметно влияет на появление конфликтных ситуаций, усилива-

ет напряженность профессиональной деятельности. На этом основании автор связывает повышение эффективности дополнительной профессиональной подготовки сотрудников ОВД с включением в ее содержание профессионально-коммуникативных знаний. Развитие способностей продуктивного взаимодействия, конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, результативного обмена информацией становится возможным в случае соответствующей ориентации содержания дополнительных профессиональных программ. Автор настойчиво проводит мысль о том, что развитие данных коммуникативных умений и навыков является непременным атрибутом таких программ повышения квалификации, наряду со служебной и физической подготовкой [7].

А.Н. Плаксин указывает на то, что существенную роль в правоохранительной деятельности, в частности борьбе с преступностью, играют знания сотрудниками ОВД психологических характеристик и особенностей потенциальных правонарушителей. Оперируя понятием «психологическая компетентность», автор стремится подчеркнуть место, которое занимают в деятельности сотрудников полиции умения осуществлять индивидуальный подход к гражданам и, соответственно, вести борьбу с преступностью с «опорой на научную основу» [8, с. 103]. Это становится возможным при соответствующем повышении квалификации или профессиональной переподготовке сотрудников.

О необходимости уверенного оперирования сотрудниками ОВД психологическими знаниями говорит А.А. Сёмик. Сотрудники ОВД, по утверждению автора, вступают во взаимодействия с различными категориями граждан, среди которых могут быть как потерпевшие, так и преступники или злоумышленники; как граждане, оказывающие содействие правоохранительным органам, так и недобросовестные свидетели. В зависимости от категории граждан и их целевых установок зависит выбор стратегии взаимодействия с ними, что, собственно, и предполагает наличие соответствующих психологических знаний. Особое значение, по мнению А.А. Сёмика, психологические знания имеют в деятельности сотрудников ОВД, занимающих руководящие должности. От этого зависит успешность решения конкретных профессионально-служебных задач и управление деятельностью органов внутренних дел [9].

Можно обратиться и к другим исследованиям. В целом же суть их такова, что в условиях повышения ответственности сотрудников ОВД и требований к качеству осуществляемой ими служебно-профессиональной деятельности система дополнительного профессионального образования МВД РФ демонстрирует высокую мобильность в плане обновления содержания повышения квалификации кадров. Используемые учреждениями дополнительного профессионального образования данного ведомства соответствующие регламенты вполне допускают применение различных стратегий совершенствования содержания повышения квалификации сотрудников ОВД. Речь может идти о включении в действующие программы повышения квалификации новых разделов или модулей, отражающих психолого-педагогические и социально-психологические знания. Вполне допускаются варианты, когда предлагаются новые дополнительные профессиональные программы, полностью сосредоточенные на развитии у сотрудников ОВД ценностных ориентаций, коммуникативных умений, способностей выстраивать конструктивное взаимодействие с различными категориями граждан на процессуальном и эмоциональном уровне, расширении психолого-педагогических знаний, обеспечивающих результативное решение поставленных служебных задач.

Второе направление связано с совершенствованием форм и методов повышения квалификации сотрудников ОВД. Имеются многочисленные исследования [7; 10; 11; 12 и др.], в которых подчеркивается, что доминировавшие продолжительное время формы и методы обучения сотрудников ОВД, основанные на передаче информации или применении регламентированных упражнений, постепенно ослабляют свои позиции перед активными и динамическими средствами дополнительного профессионального образования. Исследователи указывают на то, что в учреждениях дополнительного профессионального образования стали заметно шире применяться такие формы, как проблемная лекция, лекция вдвоем, лекция-дискуссия, тренинг, рефлексивная сессия, фокус-группа. Эффективность в повышении квалификации сотрудников ОВД показывают такие методы обучения, как кейс-метод, деловая игра, мозговой штурм, имитационная деловая игра, коллективное моделирование и т.д.

Научная новизна результатов, изложенных в статье, заключается в том, что уточнено содержание понятия «профессиональная культура сотрудников ОВД», обоснованы возможности дополнительного профессионального образования системы МВД РФ в развитии профессиональной культуры. Выявлено, что успешное решение задач развития профессиональной культуры сотрудников ОВД возможно на базе совершенствования существующей практики повышения квалификации, дозированного применения новых подходов и оптимального их сочетания с традиционными. Важно обеспечивать единство формы и содержания при реализации учебного материала в процессе курсовой подготовки. Нецелесообразно чрезмерно увлекаться инновационными формами и методами обучения, заметно снижать внимание к классическим и традиционным способам повышения квалификации, в течение длительного времени оправдывавших свою эффективность. Только в этом случае могут быть созданы благоприятные условия для совершенствования содержательных и процессуальных средств развития у сотрудников ОВД профессиональной культуры. Теоретическая значимость состоит в том, что развитие данного личностно-профессионального качества может быть опреде-

лено как цель и результат дополнительного профессионального образования сотрудников ОВД. Полученные данные могут стать основанием для разработки и обоснования принципов и педагогических условий эффективного развития профессиональной культуры сотрудников ОВД в системе дополнительного профессионального образования.

Специфика осуществления профессиональной деятельности в сфере охраны прав и свобод граждан, защиты их жизни и интересов все в большей степени связывается с выполнением различного рода гуманистических задач. Современный сотрудник ОВД сегодня определяется как сознательный специалист, глубоко придерживающийся моральных принципов и профессиональной этики, умеющий учитывать различные интересы граждан, способный обеспечивать их взаимодействие. Указанные признаки, наряду с профессиональными знаниями и умениями в области нормативной, огневой и физической подготовки, подходят под описание профессиональной культуры сотрудников ОВД. Представления о профессиональной культуре сотрудников ОВД поддержива-

Библиографический список

ются положениями культурологического и компетентностного подходов. Профессиональная культура сотрудников ОВД является следствием проявления их общей культуры при осуществлении служебных полномочий, которая органическим образом объединяет профессиональные и личностные качества, в структуре которых выделяется устойчивая система ценностных отношений, положительная мотивация к осуществлению своих служебных полномочий, а также комплекс профессиональных знаний и умений, которые имеют непосредственное отношение к правовым основаниям и способам эффективного осуществления служебных полномочий в области уголовно-процессуальной, оперативно-розыскной и административной деятельности. Возможность развития профессиональной культуры связывается с обогащением содержания дополнительного профессионального образования сотрудников ОВД, в частности усилением в нем социально-психологических и психолого-педагогических аспектов, а также совершенствованием форм и методов повышения квалификации сотрудников ОВД.

1. Бенин В.Л. Культурологический подход как сущность методологии гуманистической педагогики. Человек в мире культуры. 2015; № 3: 85 - 94.

2. Базарнов М.А., Козеев РА., Хабарин О.М. Особенности формирования профессиональной культуры сотрудника органов внутренних дел в современных условиях. Вестник экономической безопасности. 2016; № 2: 393 - 397.

3. Власов А.В., Жикривецкая Ю.В. Профессионально-нравственное сознание как основа профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел. Мир науки, культуры, образования. 2014; № 2 (45): 98 - 99.

4. Купчигина И.М., Чижакова Г.И. Изучение профессиональной культуры сотрудников ОВД. Психопедагогика в правоохранительных органах. Омск: Издательство Омской академии МВД России, 2007; № 1 (28): 30 - 35.

5. Морозова Н.М. Профессиональная культура сотрудников органов внутренних дел. Полиция и общество: проблемы и перспективы взаимодействия. 2019; № 1: 153-156.

6. Шинкевич В.Е., Маслодудова Н.В., Шинкевич В.Е. Смысложизненные ориентации как критерий направленности развития личности, профессиональной культуры сотрудника органов внутренних дел. Вестник Казанского юридического института МВД России. 2017; № 1 (27): 132 - 136.

7. Коблов Ф.Ч. Совершенствование профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел в системе дополнительного профессионального образования. Современные проблемы науки и образования. 2015; № 5: 435 - 435.

8. Плаксин А.Н. Психологическая компетентность как фактор повышения профессионализма сотрудников правоохранительных органов. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2014; № 2: 101 - 103.

9. Сёмик А.А. Психологическая компетентность сотрудников ОВД как научно-практическая проблема. Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2014; № 2: 171 - 178.

10. Ашхотова Л.А. Педагогические возможности дополнительного профессионального образования в совершенствовании коммуникативной мобильности сотрудников ОВД. Научное обеспечение системы повышения квалификации работников образования. 2021; № 1 (46): 86 - 95.

11. Бештоев РО. Формирование уверенного поведения у молодых сотрудников полиции с применением активных методов обучения. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020; № 3 (44): 102 - 110.

12. Теппеев А.А. Роль дополнительного профессионального образования сотрудников ОВД Российской Федерации в повышении у них культуры выстраивания доверительных отношений с населением. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020; № 2 (43): 108 - 117.

References

1. Benin V.L. Kul'turologicheskij podhod kak suschnost' metodologii gumanisticheskoj pedagogiki. Chelovek v mire kul'tury. 2015; № 3: 85 - 94.

2. Bazarnov M.A., Kozeev R.A., Habarin O.M. Osobennosti formirovaniya professional'noj kul'tury sotrudnika organov vnutrennih del v sovremennyh usloviyah. Vestnik 'ekonomicheskoj bezopasnosti. 2016; № 2: 393 - 397.

3. Vlasov A.V., Zhikriveckaya Yu.V. Professional'no-nravstvennoe soznanie kak osnova professional'noj kul'tury sotrudnikov organov vnutrennih del. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; № 2 (45): 98 - 99.

4. Kupchigina I.M., Chizhakova G.I. Izuchenie professional'noj kul'tury sotrudnikov OVD. Psihopedagogika vpravoohranitel'nyh organah. Omsk: Izdatel'stvo Omskoj akademii MVD Rossii, 2007; № 1 (28): 30 - 35.

5. Morozova N.M. Professional'naya kul'tura sotrudnikov organov vnutrennih del. Policiya iobschestvo: problemy iperspektivy vzaimodejstviya. 2019; № 1: 153-156.

6. Shinkevich V.E., Maslodudova N.V., Shinkevich V.E. Smyslozhiznennye orientacii kak kriterij napravlennosti razvitiya lichnosti, professional'noj kul'tury sotrudnika organov vnutrennih del. VestnikKazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2017; № 1 (27): 132 - 136.

7. Koblov F.Ch. Sovershenstvovanie professional'noj podgotovki sotrudnikov organov vnutrennih del v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; № 5: 435 - 435.

8. Plaksin A.N. Psihologicheskaya kompetentnost' kak faktor povysheniya professionalizma sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. 2014; № 2: 101 - 103.

9. Semik A.A. Psihologicheskaya kompetentnost' sotrudnikov OVD kak nauchno-prakticheskaya problema. 'Ekonomika. Pravo. Pechat'. Vestnik KS'EI. 2014; № 2: 171 - 178.

10. Ashhotova L.A. Pedagogicheskie vozmozhnosti dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya v sovershenstvovanii kommunikativnoj mobil'nosti sotrudnikov OVD. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii rabotnikov obrazovaniya. 2021; № 1 (46): 86 - 95.

11. Beshtoev R.O. Formirovanie uverennogo povedeniya u molodyh sotrudnikov policii s primeneniem aktivnyh metodov obucheniya. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2020; № 3 (44): 102 - 110.

12. Teppeev A.A. Rol' dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya sotrudnikov OVD Rossijskoj Federacii v povyshenii u nih kul'tury vystraivaniya doveritel'nyh otnoshenij s naseleniem. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2020; № 2 (43): 108 - 117.

Статья поступила в редакцию 01.11.21

УДК 378.6: 343.83

Astashova A.A., postgraduate, ShadrinskState Pedagogical University (Shadrinsk, Russia), E-mail: astashova_89@mail.ru

ON FORMING READINESS FOR PROFESSIONAL INTERCULTURAL COMMUNICATION IN CADETS OF A MILITARY UNIVERSITY. The article discusses a problem of forming in cadets who study at a military university such feature as readiness for the implementation of professional intercultural communication. The purpose of the article is the development of a set of measures to form readiness for professional intercultural communication, which is used at all levels of military schools: during training sessions, educational work, military-political training and extracurricular activities. The article analyzes directions of forming readiness for professional intercultural communication, and gives a detailed description of each direction and the ways of its implementation in the process of teaching cadets. The article reveals an important problem of intercultural communication today, and the bias in professional military activity makes it even more relevant from the point of view of training competent specialists to represent the interests of Russia on the world stage. This opinion will be of interest to specialists in the field of pedagogy, psychology, as well as military specialists. In conclusion, the author sums up the results of the study, gives recommendations on the implementation of various measures to form readiness for professional intercultural communication at different stages of training cadets at a military university.

Key words: readiness, forming of readiness, cadets of military university, professional communication, professional intercultural communication.

А.А. Асташоеа, аспирант, Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск, E-mail: astashova_89@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.