Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ'

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
готовность / формирование готовности / курсанты военного вуза / профессиональная коммуникация / профессиональная межкультурная коммуникация / readiness / forming of readiness / cadets of military university / professional communication / professional intercultural communication

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.А. Асташова

В данной статье рассматривается проблема формирования у курсантов, обучающихся в военном вузе, готовности к осуществлению профессиональной межкультурной коммуникации. Целью статьи является разработка комплекса мероприятий по формированию готовности к профессиональной межкультурной коммуникации, применяемого на всех уровнях работы военных училищ: во время учебных занятий, воспитательной работы, военно-политической подготовки и внеурочной деятельности. В статье анализируются направления формирования готовности к профессиональной межкультурной коммуникации, а также дается детальное описание каждого направления и способов его реализации в процессе обучения курсантов. Статья посвящена важной на сегодняшний день проблеме межкультурной коммуникации, а уклон в профессиональную военную деятельность делает ее еще более актуальной с точки зрения подготовки грамотных специалистов для представления интересов России на мировой арене. Такой взгляд будет интересен специалистам в области педагогики, психологии, а также военным специалистам. В заключение автор подводит итоги исследования, дает рекомендации по внедрению различных мероприятий по формированию готовности к профессиональной межкультурной коммуникации на разных этапах подготовки курсантов в военном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.А. Асташова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON FORMING READINESS FOR PROFESSIONAL INTERCULTURAL COMMUNICATION IN CADETS OF A MILITARY UNIVERSITY

The article discusses a problem of forming in cadets who study at a military university such feature as readiness for the implementation of professional intercultural communication. The purpose of the article is the development of a set of measures to form readiness for professional intercultural communication, which is used at all levels of military schools: during training sessions, educational work, military-political training and extracurricular activities. The article analyzes directions of forming readiness for professional intercultural communication, and gives a detailed description of each direction and the ways of its implementation in the process of teaching cadets. The article reveals an important problem of intercultural communication today, and the bias in professional military activity makes it even more relevant from the point of view of training competent specialists to represent the interests of Russia on the world stage. This opinion will be of interest to specialists in the field of pedagogy, psychology, as well as military specialists. In conclusion, the author sums up the results of the study, gives recommendations on the implementation of various measures to form readiness for professional intercultural communication at different stages of training cadets at a military university.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ»

лено как цель и результат дополнительного профессионального образования сотрудников ОВД. Полученные данные могут стать основанием для разработки и обоснования принципов и педагогических условий эффективного развития профессиональной культуры сотрудников ОВД в системе дополнительного профессионального образования.

Специфика осуществления профессиональной деятельности в сфере охраны прав и свобод граждан, защиты их жизни и интересов все в большей степени связывается с выполнением различного рода гуманистических задач. Современный сотрудник ОВД сегодня определяется как сознательный специалист, глубоко придерживающийся моральных принципов и профессиональной этики, умеющий учитывать различные интересы граждан, способный обеспечивать их взаимодействие. Указанные признаки, наряду с профессиональными знаниями и умениями в области нормативной, огневой и физической подготовки, подходят под описание профессиональной культуры сотрудников ОВД. Представления о профессиональной культуре сотрудников ОВД поддержива-

Библиографический список

ются положениями культурологического и компетентностного подходов. Профессиональная культура сотрудников ОВД является следствием проявления их общей культуры при осуществлении служебных полномочий, которая органическим образом объединяет профессиональные и личностные качества, в структуре которых выделяется устойчивая система ценностных отношений, положительная мотивация к осуществлению своих служебных полномочий, а также комплекс профессиональных знаний и умений, которые имеют непосредственное отношение к правовым основаниям и способам эффективного осуществления служебных полномочий в области уголовно-процессуальной, оперативно-розыскной и административной деятельности. Возможность развития профессиональной культуры связывается с обогащением содержания дополнительного профессионального образования сотрудников ОВД, в частности усилением в нем социально-психологических и психолого-педагогических аспектов, а также совершенствованием форм и методов повышения квалификации сотрудников ОВД.

1. Бенин В.Л. Культурологический подход как сущность методологии гуманистической педагогики. Человек в мире культуры. 2015; № 3: 85 - 94.

2. Базарнов M.A., Козеев PA., Хабарин О.М. Особенности формирования профессиональной культуры сотрудника органов внутренних дел в современных условиях. Вестник экономической безопасности. 2016; № 2: 393 - 397.

3. Власов AE., Жикривецкая Ю.В. Профессионально-нравственное сознание как основа профессиональной культуры сотрудников органов внутренних дел. Мир науки, культуры, образования. 2014; № 2 (45): 98 - 99.

4. Купчигина И.М., Чижакова Г.И. Изучение профессиональной культуры сотрудников ОВД. Психопедагогика в правоохранительных органах. Омск: Издательство Омской академии МВД России, 2007; № 1 (28): 30 - 35.

5. Морозова Н.М. Профессиональная культура сотрудников органов внутренних дел. Полиция и общество: проблемы и перспективы взаимодействия. 2019; № 1: 153-156.

6. Шинкевич В.Е., Маслодудова Н.В., Шинкевич В.Е. Смысложизненные ориентации как критерий направленности развития личности, профессиональной культуры сотрудника органов внутренних дел. Вестник Казанского юридического института МВД России. 2017; № 1 (27): 132 - 136.

7. Коблов Ф.Ч. Совершенствование профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел в системе дополнительного профессионального образования. Современные проблемы науки и образования. 2015; № 5: 435 - 435.

8. Плаксин A.H. Психологическая компетентность как фактор повышения профессионализма сотрудников правоохранительных органов. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2014; № 2: 101 - 103.

9. Сёмик A.A. Психологическая компетентность сотрудников ОВД как научно-практическая проблема. Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2014; № 2: 171 - 178.

10. Aшхотова ЛА Педагогические возможности дополнительного профессионального образования в совершенствовании коммуникативной мобильности сотрудников ОВД. Научное обеспечение системы повышения квалификации работников образования. 2021; № 1 (46): 86 - 95.

11. Бештоев РО. Формирование уверенного поведения у молодых сотрудников полиции с применением активных методов обучения. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020; № 3 (44): 102 - 110.

12. Теппеев A.A. Роль дополнительного профессионального образования сотрудников ОВД Российской Федерации в повышении у них культуры выстраивания доверительных отношений с населением. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020; № 2 (43): 108 - 117.

References

1. Benin V.L. Kul'turologicheskij podhod kak suschnost' metodologii gumanisticheskoj pedagogiki. Chelovek v mire kul'tury. 2015; № 3: 85 - 94.

2. Bazarnov M.A., Kozeev R.A., Habarin O.M. Osobennosti formirovaniya professional'noj kul'tury sotrudnika organov vnutrennih del v sovremennyh usloviyah. Vestnik 'ekonomicheskoj bezopasnosti. 2016; № 2: 393 - 397.

3. Vlasov A.V., Zhikriveckaya Yu.V. Professional'no-nravstvennoe soznanie kak osnova professional'noj kul'tury sotrudnikov organov vnutrennih del. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; № 2 (45): 98 - 99.

4. Kupchigina I.M., Chizhakova G.I. Izuchenie professional'noj kul'tury sotrudnikov OVD. Psihopedagogika vpravoohranitel'nyh organah. Omsk: Izdatel'stvo Omskoj akademii MVD Rossii, 2007; № 1 (28): 30 - 35.

5. Morozova N.M. Professional'naya kul'tura sotrudnikov organov vnutrennih del. Policiya iobschestvo: problemy iperspektivy vzaimodejstviya. 2019; № 1: 153-156.

6. Shinkevich V.E., Maslodudova N.V., Shinkevich V.E. Smyslozhiznennye orientacii kak kriterij napravlennosti razvitiya lichnosti, professional'noj kul'tury sotrudnika organov vnutrennih del. VestnikKazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2017; № 1 (27): 132 - 136.

7. Koblov F.Ch. Sovershenstvovanie professional'noj podgotovki sotrudnikov organov vnutrennih del v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; № 5: 435 - 435.

8. Plaksin A.N. Psihologicheskaya kompetentnost' kak faktor povysheniya professionalizma sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. 2014; № 2: 101 - 103.

9. Semik A.A. Psihologicheskaya kompetentnost' sotrudnikov OVD kak nauchno-prakticheskaya problema. 'Ekonomika. Pravo. Pechat'. Vestnik KS'EI. 2014; № 2: 171 - 178.

10. Ashhotova L.A. Pedagogicheskie vozmozhnosti dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya v sovershenstvovanii kommunikativnoj mobil'nosti sotrudnikov OVD. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii rabotnikov obrazovaniya. 2021; № 1 (46): 86 - 95.

11. Beshtoev R.O. Formirovanie uverennogo povedeniya u molodyh sotrudnikov policii s primeneniem aktivnyh metodov obucheniya. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2020; № 3 (44): 102 - 110.

12. Teppeev A.A. Rol' dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya sotrudnikov OVD Rossijskoj Federacii v povyshenii u nih kul'tury vystraivaniya doveritel'nyh otnoshenij s naseleniem. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2020; № 2 (43): 108 - 117.

Статья поступила в редакцию 01.11.21

УДК 378.6: 343.83

Astashova A.A., postgraduate, ShadrinskState Pedagogical University (Shadrinsk, Russia), E-mail: astashova_89@mail.ru

ON FORMING READINESS FOR PROFESSIONAL INTERCULTURAL COMMUNICATION IN CADETS OF A MILITARY UNIVERSITY. The article discusses a problem of forming in cadets who study at a military university such feature as readiness for the implementation of professional intercultural communication. The purpose of the article is the development of a set of measures to form readiness for professional intercultural communication, which is used at all levels of military schools: during training sessions, educational work, military-political training and extracurricular activities. The article analyzes directions of forming readiness for professional intercultural communication, and gives a detailed description of each direction and the ways of its implementation in the process of teaching cadets. The article reveals an important problem of intercultural communication today, and the bias in professional military activity makes it even more relevant from the point of view of training competent specialists to represent the interests of Russia on the world stage. This opinion will be of interest to specialists in the field of pedagogy, psychology, as well as military specialists. In conclusion, the author sums up the results of the study, gives recommendations on the implementation of various measures to form readiness for professional intercultural communication at different stages of training cadets at a military university.

Key words: readiness, forming of readiness, cadets of military university, professional communication, professional intercultural communication.

А.А. Асташоеа, аспирант, Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск, E-mail: astashova_89@mail.ru

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

В данной статье рассматривается проблема формирования у курсантов, обучающихся в военном вузе, готовности к осуществлению профессиональной межкультурной коммуникации. Целью статьи является разработка комплекса мероприятий по формированию готовности к профессиональной межкультурной коммуникации, применяемого на всех уровнях работы военных училищ: во время учебных занятий, воспитательной работы, военно-политической подготовки и внеурочной деятельности. В статье анализируются направления формирования готовности к профессиональной межкультурной коммуникации, а также дается детальное описание каждого направления и способов его реализации в процессе обучения курсантов. Статья посвящена важной на сегодняшний день проблеме межкультурной коммуникации, а уклон в профессиональную военную деятельность делает ее еще более актуальной с точки зрения подготовки грамотных специалистов для представления интересов России на мировой арене. Такой взгляд будет интересен специалистам в области педагогики, психологии, а также военным специалистам. В заключение автор подводит итоги исследования, дает рекомендации по внедрению различных мероприятий по формированию готовности к профессиональной межкультурной коммуникации на разных этапах подготовки курсантов в военном вузе.

Ключевые слова: готовность, формирование готовности, курсанты военного вуза, профессиональная коммуникация, профессиональная межкультурная коммуникация.

Одной из ведущих задач высшего военного образования является подготовка профессионалов высокого уровня, развитие интеллектуальных качеств курсантов, способности анализировать и синтезировать информацию, формирование готовности варьировать способы осуществления профессиональной деятельности, быстро реагировать на изменения в ней, принимать решения в любых обстоятельствах, а в свете расширения международных контактов - умение налаживать диалог с представителями различных национальностей и культур.

Современный период в развитии большинства государства характеризуется масштабностью и остротой возникающих в обществе социальных, культурных и экономических проблем, которые обусловливают актуальность поиска оптимальных способов подготовки образованных офицеров с новым мышлением, профессионально мобильных, готовых к самостоятельному и качественному решению военно-профессиональных задач, налаживанию внешних контактов с иностранными государствами, подготовке и проведению совместных боевых учений, участию в миротворческих миссиях, обмену военными кадрами в целях повышения профессионального мастерства. Эти требования выступают основой при обучении курсантов военного вуза, которые должны быть готовы к осуществлению эффективной коммуникации с иностранными представителями государств. В условиях международного военного сотрудничества актуальной является проблема формирования у курсантов военного вуза готовности к профессиональной межкультурной коммуникации (далее - ПМК).

Высокий спрос на военных специалистов, способных вести ПМК, обусловливает ориентированность высшего военного образования на установление связей между профессиональной и языковой подготовками, на соединение военных и гуманитарных дисциплин. Гуманитарные знания, имеющие значительную культурологическую ценность, входят в сферу профессионально-коммуникативной компетентности современного военного специалиста. В настоящее время складываются условия, когда востребованность военнослужащего, его конкурентоспособность зависят от умения эффективно осуществлять межкультурную коммуникацию, от наличия грамотной устной и письменной речи, от знания методов языкового воздействия.

Военно-профессиональное образование в разных его аспектах анализируется в работах А.В. Барабанщикова, М.П. Стародубцева, Д.В. Суслова, Т.А. Волковой, В.В. Голуб и др. Изучению вопросов межкультурной коммуникации посвящены работы Л.И. Гришаевой, О. Леонтович, А.П. Садохина, О.В. Тимаше-вой, О.С. Дубовой и других.

Для нашего исследования несомненный интерес представляют работы военных ученых (П.Ю. Ровчака, О.А. Еськиной, О.А. Козлова, А.А. Лоскутова и

других), которые считают, что профессиональная готовность помогает будущим офицерам эффективно и продуктивно выполнять профессиональные обязанности, своевременно и правильно организовывать процесс коммуникации в условиях военных подразделений [1].

Однако при безусловной значимости проведенных исследований проблема формирования у будущих офицеров готовности к профессиональной межкультурной коммуникации остается малоизученной. Большинство обозначенных нами работ рассматривают готовность к ПМК с точки зрения преподавания иностранных языков, игнорируя при этом русскоязычную коммуникацию. Но Россия - это многонациональная страна. Говоря о межкультурной коммуникации, мы не имеем в виду только общение между представителями разных стран на иностранном языке. Межкультурная коммуникация может осуществляться и на русском языке между представителями разных культур и национальностей (например, общение между представителями угорских и кавказских народов).

Актуальность настоящего исследования определяется:

- на социально-педагогическом уровне - необходимостью формирования у курсантов готовности к профессиональной межкультурной коммуникации в процессе обучения в военном вузе;

- на научно-теоретическом уровне - потребностью разработки теоретических основ формирования у курсантов военного вуза готовности к ПМК.

Цель исследования: разработать и обосновать комплекс мероприятий по формированию у курсантов военного вуза готовности к профессиональной межкультурной коммуникации.

В соответствии с целью сформулированы следующие задачи исследования:

1. Осуществить историко-педагогический анализ проблемы формирования у курсантов военного вуза готовности к профессиональной межкультурной коммуникации.

2. Определить направления процесса формирования у курсантов готовности к профессиональной межкультурной коммуникации.

3. На основе выявленных направлений разработать комплекс мероприятий по формированию у курсантов военного вуза готовности к профессиональной межкультурной коммуникации.

Научная новизна исследования заключается в разрешении противоречия между возросшей потребностью в формировании у курсантов военного вуза готовности к ПМК и недостаточной теоретико-методологической и методико-техно-логической разработанностью способов его осуществления.

Рис. 1. Направления процесса формирования готовности к профессиональной межкультурной коммуникации

Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении в процесс профессиональной подготовки военных кадров программно-методических материалов по формированию у курсантов готовности к профессиональной межкультурной коммуникации. Предложенный нами комплекс мероприятий может быть использован в качестве программы практической подготовки курсантов к межкультурному взаимодействию, осуществляемой в рамках всех видов учебной и внеучебной деятельности.

Практика показывает, что для большинства курсантов межкультурная коммуникация на бытовые темы не вызывает затруднений, однако осуществление профессиональной межкультурной коммуникации является проблемным процессом и не дает желаемых результатов. Наши наблюдения показали, что часто изучение специальной военной лексики не способствует расширению культурной компетентности будущих офицеров в области их профессии, не способствует накоплению профессиональных знаний средствами русского языка и, как результат, блокирует возможность принятия важных решений, когда коммуникация происходит на профессиональную тему. Указанное обстоятельство свидетельствует о необходимости разработки методики профессионально ориентированного обучения, включающего в себе задачи по формированию готовности к осуществлению профессиональной коммуникацииспредставителями других национальностейи культур в целях эффективного выполнения профессионально-должностных обязанностей.

Процесс формирования у курсантов готовности к профессиональной межкультурной коммуникации имеет несклльло направпений(рас.К).

Рассмотрим каждое из направлений более подробно. Формирование специалиста, адекпатио реагируцщегонаизменения в понитическоИ,цоьинлцм ной и культурных сферах, подразумевает под собой развитие системного мышления, которое мометвиянлитьмпийделенпыезаконнленнонти, прагнокильваиь и оказывать влияние на события, связанные с изменениями в различных сферах человеческой жизни[2].Взоеняор деятелиаоиси прмнслодищие инмесения несут за собой особо серьезные последствия, поэтому способность будущих офицеров правильно реагировлььнаэтсиимесннип, вднфасвцтьсяиоднихиом^асте влять дальнейшую коммуникацию является чрезвычайно важным.

На формирование осознания необходимости международной солидарности, по мнению А.О. Баканач, влияет несколько факторов:

1. Внешняя среда, которая включает в себя мировую и государственную экономическую ситуацию, политическую обстановку, которые могут служить для наций как причиной объединения, так и разногласий. Различные этнические группы, не испытывающие друг к другу толерантной позиции, могут объединиться при наличии общего «врага». И наоборот, столкновение политических интересов или сфер влияния может послужить причиной разобщения некогда дружественных народов. Также фактором международной солидарности выступает и экономическая обстановка: спад экономики влечет за собой изменение отношений в этно-гетерогенных районах из-за возрастающей конкуренции между представителями различных этнических групп.

2. Средовые факторы. Формирование международной солидарности начинается, конечно, в семье, когда формируется личное мировоззрение под референтным влиянием родителей. В межнациональных семьях референтная ориентация переходит и на эти национальности. В воспитательных и образовательных учреждениях человек находится в условиях так называемой вынужденной толерантности, так как этнический состав групп или классов не выбирается иелыиеким.Одиакиимеино в эти оесьаеавьеслодынримннга в национальном плане коллектива происходит выстраивание отношений с представителями дру-гнькрыитур на основе взаимного доверия. Именно в это время, по мнению большинства ученых, формируются толерантные установки и социальные качества, нотсрыев буяущеийудет трузнд изьенить.

В высших учебных заведениях зачастую среда бывает неоднородной по налиона™ому cяттaзь.Pзркцытыхцллонияхобучлницв военн ом вузе общение с представителями различных культур происходит и на бытовые, и на профес-нилнаслнын тимы.Фольиицвазиц ослзьаниянслНллуцл ллни международной солидарности для будущего офицера является одним из основных направлений флрци^внниц готлвнллиик ПМК, таи^^н^|^^(цставле^1/^ицк^1^^уре, этике, морали одних народов могут не совпадать, а иногда и противоречить представлениям еpтуиxнсллдлс.вллэнлусжлт стати пpининйз ного конфликта,

а в некоторых случаях даже привести к войне. Личностные факторы, которые

Толерантность = безразличие

Толерантность : снисхождение

Толерантность : расширение собственного опыта и критический диалог.

Рxыличные ницины црxщиции щиугих НXрOЩOBы кульцуры рxуумxцривxюцуя кик невxжныеы проявляецуя беырxыличие и оцууцуцдие инцереуx к ним. финниа мощель цолерxнцноуци можец илужись бxрьером щла будущею офицеии п ууцxновлении межщунxрощных концxкцов и пещении переговороBы поэсому цребуец коррекцировки

Традиции, этнические взгляды, убеждения тех или иных культур рассматриваются как что-то второстепенное. Действует установка «я уважаю это, но не понимаю, поэтому не хочу взаимодействовать»

Снисхождение к слабостям других народов сочетается с презрением к ним. Такая модель толерантности может помешать военнослужащему заручиться поддержкой иностранных государств, а это, в свою очередь, может вести за собой изменения во всей внешней политике России. Не существует неважных союзников, а чтобы заручиться поддержкой любого государства, необходимо уважать его традиции и обычаи

Уважение к чужой культуре сочетается с установкой на взаимное обогащение знаниями и продуктивное сотрудничество и диалог. Данная модель толерантности является наиболее подходящей для осуществления ПМК

Рис. 2. Модели толерантности

включают в себя уровень образования, социальные установки и национальные стереотипы. Гуманизация образования направлена на развитие общекультурных компонентов в содержании образования. В центр ставится личность обучаемого. Только поняв себя, человек способен понять других людей и выстроить отношения с окружающим миром [3].

Понимание и уважение между людьми, принадлежащими к разным культурам, начинаются с формирования толерантности. Как мы уже отмечали ранее, толерантные установки начинают складываться в раннем возрасте, однако в период обучения в вузе их можно корректировать и развивать. Военные вузы России обладают огромным потенциалом развития личности курсантов, который обеспечивается образовательной средой. За время обучения курсанты проходят период профессионального и личностного становления и самоопределения, у них формируется правильное, уважительное отношение к военному делу, к различным культурам, народам, их традициям и ценностям. Все это служит для каждого человека мерой регуляции действий и поступков, поведения личности в различных ситуациях бытового и профессионального общения. В связи с этим образовательные учреждения Министерства обороны ставят перед собой задачу расширять и углублять знания курсантов о разных народах, культурах и цивилизациях.

Б.Х. Золотова выделяет четыре модели толерантности. Их можно представить в виде следующих моделей: толерантность = безразличие, толерантность = невозможность взаимопонимания, толерантность = снисхождение, толерантность = расширение собственного опыта [4]. Детальное описание данных моделей толерантности в аспекте формирования у курсантов готовности к профессиональной межкультурной коммуникации представлено на рис. 2.

Формирование понимания прав и обязанностей, возложенных на индивида, социальную группу и нацию в отношении друг друга, должно происходить во время всех видов деятельности в высшем военном учебном заведении. Преподаватели, курсовые офицеры, наставники должны объяснять курсантам, что диалог культур может проходить как между странами, так и в пределах одной страны, о чем мы писали выше. Любые культурные проявления имеют право на существование. Задачей преподавателей становится не просто показать различия культур и народов, а наоборот, рассказать, в чем их сходство, что их объединяет. Такой настрой создаст в аудитории атмосферу единства, объединение общечеловеческих ценностей способствует объединению людей. Например, на занятиях по философии и культурологии преподаватель должен делать акцент на общности многий вероучений, находить общее между различными конфессиями, а не выносить в качестве главного приема сравнение, и тем более не принимать решение о том, какая религия лучше, гуманнее или прогрессивнее [5]. У будущих офицеров должно сформироваться понимание того, что межкультурная коммуникация является важным фактором разработки новых стратегий поведения, развития, ведения внешней и внутренней политики и, как следствие, осознание того, что к межкультурной коммуникации на профессиональные цели необходимо быть готовым, тогда результат диалога может быть выгодным для каждого из коммуникантов.

Полиэтничность - одна из главных черт образовательных организаций высшего военного образования России, где всегда учились курсанты разных национальностей. Работа по формированию готовности к ПМК предполагает соединение гуманитарного и военного образования. Она должна вестись во время практических занятий, внеаудиторных практикумов, а также в процессе воспитательной работы и военно-политической подготовки. Для реализации этих задач необходимо направить совместные усилия командования факультетов, руководства вуза, преподавательского состава, психологов, кураторов и наставников учебных отделений. В табл. 1 представлены общие мероприятия по формированию у будущих офицеров готовности к профессиональной межкультурной коммуникации, которые необходимо проводить в рамках учебной, научной и воспитательной работ.

Конечно, деление мероприятий по различным видам работ в военном вузе не может носить строгий характер. Так, проведение экскурсии в национальную

Библиографический список

Таблица 1

Мероприятия по формированию готовности к профессиональной межкультурной коммуникации

В рамках изучения: - гуманитарных дисциплин - подготовка докладов и презентаций о различных народах и культурах; - ролевые игры, имитирующие ситуации профессионального общения; - написание рефератов об известных людях, о национальных праздниках, традициях и обычаях различных народов

- профессиональных циклов - изучение вооружения и техники иностранных государств; - изучение топографических карт; - знакомство с общевоинскими уставами других стран

В рамках военно-политической работы - просмотр и обсуждение новостей в России и мире; - анализ военно-политической обстановки; - еженедельная печать свода событий за прошедшее время; - проведение дней воинской славы

В рамках воспитательной работы - организация и проведение экскурсий; - организация и проведение праздников совместно с иностранными обучающимися; - знакомство с памятными датами

деревню, например, для знакомства с укладом жизни, обычаями и традициями коренных народов, проживающих на какой-то определенной территории, должно обязательно сопровождаться обсуждением во время воспитательной работы, подготовкой презентаций на учебных занятиях, написанием публицистических статей в училищную газету и т.д.

Таким образом, мы определили направления процесса формирования у курсантов готовности к профессиональной межкультурной коммуникации, а также на основе выделенных направлений составили примерный комплекс мероприятий для реализации цели нашего исследования. В ходе изучения данной проблемы мы пришли к следующим выводам:

1. Задача по формированию у военнослужащих готовности к осуществлению эффективной профессиональной межкультурной коммуникации, отвечающей европейским и мировым стандартам, является одной из приоритетных в настоящее время.

2. Сформированная у курсантов готовность к ПМК поможет при осуществлении будущей деятельности оценивать обстановку, квалифицированно судить о меняющихся явлениях. Готовность к ПМК может выступить тем базисом, на который в будущем накладываются новые знания, получаемые в процессе дальнейшего профессионального образования или самообразования.

3. Для формирования готовности к профессиональной межкультурной коммуникации на практических и полевых занятиях, во время воспитательной работы и военно-политической подготовки необходимо создавать такие проблемные ситуации, которые были бы максимально приближены к условиям реального межкультурного общения на профессиональные темы.

Целенаправленное воспитание будущих офицеров в области подготовки к осуществлению профессиональной межкультурной коммуникации должно вестись на всех этапах обучения, на всех предметах, во время практических занятий и самостоятельной подготовки, на занятиях по военно-политической подготовке.

1. Лоскутов А.А. Формирование профессионально-педагогической готовности штурмана-инструктора (ВУС 0619053) в поствузовский период. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 2005.

2. Афанасьева С.Н. К вопросу о формировании межкультурной коммуникативной компетенции иностранных военнослужащих в образовательных организациях Министерства обороны РФ. Власть. 2014; № 11: 128 - 132.

3. Баканач А.О. Факторы формирования межнациональной солидарности. Вестник университета. 2016; № (10): 233 - 235.

4. Золотова Б.Х. Культура межэтнического общения: Региональный аспект. Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Ставрополь, 2004.

5. Клименко Н.А. Ценностная ориентация гуманитарного образования. Международный журнал экспериментального образования. 2016; № 11-2: 275 - 277.

References

1. Loskutov A.A. Formirovanie professional'no-pedagogicheskoj gotovnosti shturmana-instruktora (VUS 0619053) v postvuzovskij period. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 2005.

2. Afanas'eva S.N. K voprosu o formirovanii mezhkul'turnoj kommunikativnoj kompetencii inostrannyh voennosluzhaschih v obrazovatel'nyh organizaciyah Ministerstva oborony RF. Vlast'. 2014; № 11: 128 - 132.

3. Bakanach A.O. Faktory formirovaniya mezhnacional'noj solidarnosti. Vestnik universiteta. 2016; № (10): 233 - 235.

4. Zolotova B.H. Kultura mezh'etnicheskogo obscheniya: Regional'nyjaspeki. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Stavropol', 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Klimenko N.A. Cennostnaya orientaciya gumanitarnogo obrazovaniya. Mezhdunarodnyj zhurnal 'eksperimental'nogo obrazovaniya. 2016; № 11-2: 275 - 277.

Статья поступила в редакцию 14.10.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.