Научная статья на тему 'Развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием'

Развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНКУРЕНЦИЯ / СПЕЦИАЛИСТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ВУЗОВСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / VOCATIONAL TRAINING / A COMPETITION / THE EXPERT / PROFESSIONAL COMPETENCE / STRUCTURAL COMPONENTS OF PROFESSIONAL COMPETENCE / HIGH SCHOOL EDUCATIONAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демиденко О. П.

Раскрыты основы профессионально-личностного становления и развития педагога-психолога; представлены ряд сложных субъективных противоречий, стоящих перед будущим специалистом, структурные компоненты профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демиденко О. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE EXPERT WITH HIGHER EDUCATION

In article bases of is professional-personal formation and development of the teacher the psychologist are opened, a number of difficult subjective contradictions facing to the future expert, structural components of professional competence of the expert with higher education is presented.

Текст научной работы на тему «Развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием»

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ

О.П. ДЕМИДЕНКО, кандидат педагогических наук, доцент Ставропольского государственного университета 13.00.08 - теория и методики профессионального образования

demidenko @yandex.ru

Аннотация. Раскрыты основы профессионально-личностного становления и развития педагога-психолога; представлены ряд сложных субъективных противоречий, стоящих перед будущим специалистом, структурные компоненты профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием.

Ключевые слова: профессиональное образование, конкуренция, специалист, профессиональная компетентность, структурные компоненты профессиональной компетентности, вузовская образовательная система.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE EXPERT WITH

HIGHER EDUCATION

O.P. DEMIDENKO, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer of the Stavropol state university

Annotation. In article bases of is professional-personal formation and development of the teacher — the psychologist are opened, a number of difficult subjective contradictions facing to the future expert, structural components of professional competence of the expert with higher education is presented.

Key words: vocational training, a competition, the expert, professional competence, structural components of professional competence, high school educational system.

Динамизм современных общественных преобразований вызывает к жизни потребность в специалистах, умеющих анализировать постоянно меняющиеся социально-экономические тенденции, принимать и реализовать нестандартные решения в ситуации рыночной конкуренции, устранять стереотипизацию из углубляющей свою гуманистическую направленность производственной и личностной сфер взаимодействия. В этих условиях важнейшей задачей высшей школы становится выпуск профессионально компетентного специалиста.

В настоящее время заложены продуктивные подходы к созданию теоретической и технологической базы педагогического образования (С.И. Архангельский, Е.П. Бело-зерцев, Б.М. Бим-Бад, А.А. Вербицкий, С.Г. Вершловский, В.И. Заг-вязинский, И.Ф. Исаев, В.В. Кра-евский, Ю.Н. Кулюткин, М.М. Левина, А.В. Мудрик, В.В. Ситаров, В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков), интенсифицирован поиск конструктивного компромисса между

академической и практической парадигмами психологического образования (Г.С. Абрамова, И.Д. Бад-маев, Б.С. Братусь, И.В. Дубровина, Е.А. Климов, В.Я. Ляудис, Р.С. Немов, Р.В. Овчарова, А.В. Петровский, Б.А. Сосновский), активизировано изучение профессиональной компетентности специалиста на вузовском этапе ее становления (В.А. Адольф, Ю.В. Койнова, С.В. Мелешина, Л.А. Петровская, Г.М. Храмова).

Усиление научного интереса детерминировано целым рядом объективных противоречий. Изменение профессионально-образовательных потребностей стимулирует создание новых вузов, однако все острее проявляется рассогласованность между практикой открытия в них новых специальностей (специализаций) и недостаточной разработанностью теоретических основ профессиональной подготовки специалиста с высшим образованием, готового и умеющего компетентно решать профессиональные задачи и квалифицированно осуществлять профессиональную деятельность.

Стержнем гуманистической парадигмы профессионального образования становятся идеи актуализации и реализации субъектной сущности личности студента, создания условий для перехода управления в самоуправление профессиональным становлением и развитием. В теории и на практике наработаны ценные положения и опыт целевого, организационно -управленческого, мотивационно-стимулирующего, содержательно -технологического, оценочно-результативного и соци ально-психологического обеспечения личностного и профессионального развития специалиста в системе высшего образования. Однако эти идеи и опыт до последнего времени не подвергнуты междисциплинарному синтезу.

Неуклонно растет интерес к изучению профессионально-личностного становления и развития педагога и психолога. В зависимости от используемого научного инструментария можно выделить следующие типы исследования этих проблем: внутридисциплинарные

(педагогические проблемы развития педагога или психологические проблемы развития психолога); трансдисциплинарные (психология педагогического образования или педагогика психологического образования); междисциплинарные (психолого-педагогические проблемы развития педагога или психолога). К сожалению, в этих исследованиях не прослеживаются интегративные тенденции, что порождает разобщенность, дублирование, сужает базу переноса их результатов из одной предметной области в другую.

Перед будущим специалистом также стоит ряд сложных субъективных противоречий между соотношением образа собственных возможностей и реальной профессиональной пригодностью; совместимостью профессиональной значимости и зрелости образовательных потребностей, запросов, ожиданий студента с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования; полнотой совпадения индивидуальной стратегии и тактики профессионального образования с реальными условиями вуза; достаточностью имеющегося и необходимого опыта сочетания управления, соуп-равления и самоуправления процессом овладения профессией; неоднозначностью взаимосвязи и взаимоперехода процесса и результата освоения профессиональной компетентности в фазу ее практического применения.

Профессиональная компетентность специалиста с высшим образованием представляет собой единство теоретической и практической готовности и способности выпускника вуза к осуществлению профессиональной деятельности.

В структуру профессиональной компетентности входят субъектный, объектный и предметный компоненты. Субъектный компонент выражает качественное своеобразие специалиста как целеоб-разовывающего, производящего и развивающего существа, умеюще-

го осуществлять профессиональную самодиагностику, самоизменение, самооценку и самоанализ, а также диагностику, изменение, оценку и анализ профессиональной деятельности и ее результатов. Объектный компонент характеризует процесс создания специалистом системы профессиональной деятельности и обеспечения ее функционирования на всех этапах движения от задачи к воплощенному результату.

Параметры профессиональной компетентности — направленность деятельности специалиста и умения по ее осуществлению, выраженные показателями их содержания, структуры и действенности. Направленность определяет профессиональную значимость деятельности по реализации и восполнению компетентности, а умения — систему последовательно осуществляемых действий по решению профессиональных задач, основанных на синтезе теоретических и практических знаний.

Вузовский этап становления профессиональной компетентности имеет специфику в циклически чередующихся периодах ее освоения и применения. Освоение осуществляется в совместно-распределенной деятельности субъектов вузовского профессионально-образовательного процесса, а применение — в совместно-распределенной деятельности субъектов оказания и получения профессиональной помощи и услуг. Продуктом деятельности студента в этих периодах выступает его профессиональная компетентность.

Вузовская образовательная подсистема становления и развития профессиональной компетентности — составная часть профессионально-образовательной системы. Она включает в себя единую совокупность целей, содержания, технологий и критериев результативности деятельности студентов по овладению профессией в условиях учебно-познавательной, имитационно-моделируемой и

профессионально-практической деятельности. Педагогическая стратегия применения образовательной подсистемы состоит в ориентации потенциала и ресурсов профессионально-образовательной программы на конечный результат — выпуск специалиста, готового теоретически и практически решать профессиональные задачи, умеющего создавать, применять и корректировать систему профессиональной деятельности.

Содержание подсистемы составляют: субъектно-реализационные, содержательно-технологические и предметно-результативные профессиональные задачи, способствующие превращению знаний, способов деятельности и системы отношений в средство освоения и применения профессиональной компетентности; механизмы стабилизации, дополнения и трансформации профессиональной направленности и умений будущего специалиста, обеспечивающие зарождение и развитие его профессиональной образованности при изучении всех учебных дисциплин и в период учебно-производственных практик; цикл профессиоведчес-ких дисциплин, который обусловливает поэтапный синтез теоретической и практической готовности и возможности будущего специалиста решать профессиональные задачи.

Психолого-педагогические технологии становления и развития профессиональной компетентности представляют собой совокупность способов и средств проектирования, осуществления и анализа результатов педагогической деятельности вузовского преподавателя и деятельности будущего специалиста по овладению профессией. Они включают: индивидуально-групповую дифференциацию деятельности студента; содержательно-методическое обеспечение самостоятельности его учебно-познавательной деятельности; коллективно-распределенную организацию занятий; обеспечение коммуникатив-

ной компетентности специалиста гуманитарной сферы.

Психолого-педагогическими условиями становления и развития профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием выступают: переориентация профессионально-образовательного процесса с моносубъектной на полисубъектную парадигму; нацеленность на развитие индивидуальности при восхождении личности к профес-

сиональной компетентности; взаимодополнительность и преемственность учебно-познавательной, имитационно-моделирующей и профессионально-практической деятельности будущего специалиста; гуманистически ориентированная диагностика и самодиагностика профессиональной компетентности; использование системы субъектно-реализацион-ных, содержательно-технологических и предметно-результативных

задач как средства становления субъектного, объектного и предметного компонентов профессиональной компетентности; психолого-педагогическое обеспечение стабилизации, дополнения и профессионально-значимой трансформации направленности деятельности по овладению профессией и умений освоения и применения профессиональной компетентности, их ретроспективно -перспективный синтез.

СТРУКТУРИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В.А. КАЛАШНИКОВА, ассистент кафедры коррекционной педагогики и психологии Ставропольского государственного университета

13.00.00 - педагогические науки kalashnikova @yandex.ru

Аннотация. Рассмотрены особенности формирования у детей эстетических чувств, переживаний, отношений, суждений, оценок, практических действий; раскрыты основные методы и приемы эстетического воспитания.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, эстетические навыки и умения, метод, метод убеждения, метод приучения, метод проблемных ситуаций, метод побуждения к сопереживанию.

STRUCTURIZATIONS OF THE MAINTENANCE OF AESTHETIC EDUCATION IN TEACHING AND EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

V.A. KALASHNIKOVA, the assistant to chair of correctional pedagogics and psychology of the Stavropol state university

Annotation. Article is devoted studying of features of formation at children of aesthetic senses, experiences, relations, judgements, estimations, practical actions; the basic methods and receptions of aesthetic education.

Key words: aesthetic education, aesthetic skills and abilities, a method, a belief method; a schooling method; a method of problem situations; a prompting method to empathy.

Содержание эстетического воспитания включает в себя формирование знаний, умений и навыков, воспитание эстетических чувств, вкусов, интересов. В ходе освоения окружающей действительности и искусства у детей формируются знания о прекрасном. Под руководством взрослых дети овладевают основными эстетическими критериями возвышенного и низменного, трагического и комического и т.д. Через произведения искусства, стихи, песни у детей закрепляется знание о прекрасном, формируют-

ся эстетические оценки прекрасного или некрасивого, уродливого, безобразного. Дети осваивают категории смешного, и комического. В комизме отражаются противоречия между старым и новым, должным и реально существующем.

В содержание эстетического воспитания входит и формирование элементарных знаний о художественной литературе: русской и зарубежной. Дети приобретают знания о фольклоре, стихах, рассказах. Наряду с усвоением знаний в содержание эстетического

воспитания входит приобретение эстетических навыков и умений. В музыкальной деятельности дети овладевают навыками слушания музыки; в изобразительной деятельности — умение наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира, замечать свойства индивидуальные и общие. В содержание эстетического воспитания входит также развитие у детей самостоятельности в творчестве, когда ребенок сам что-то создает, проявляя при этом свою инициативу и раскрывая свои интересы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.