УДК 378
СОЦИАЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
© 2011 Н.В.Пудовкина
Самарская государственная сельскохозяйственная академия
Статья поступила в редакцию 18.02.2011
В статье дается анализ формирования социально-профессиональной установки студентов сельскохозяйственного вуза как педагогической проблемы. Социально-профессиональная установка будущих специалистов рассматривается в качестве начального звена формирования их социально-профессиональной компетентности.
Ключевые слова: компетентность, компетентностно-ориентированный подход, социально-профессиональная компетентность, социально-профессиональная установка, субъект профессиональной деятельности.
Анализ научных литературных источников и существующей практики показывает, что со второй половины XX века началось формирование нового постиндустриального общества, в котором, по мнению ведущих российских ученых, прогрессивный вектор социально-экономических преобразований складывается под влиянием таких направлений, как усиление индивидуальных начал, всемерное развитие прав и свобод личности, имеющих в качестве своей материальной основы частную собственность; социализация общественной жизни, выражающаяся в развитии местного самоуправления и других институтов гражданского общества; возрастающее влияние социокультурных, национальных, религиозных и других факторов1.
Переход от индустриального к постиндустриальному обществу также сопряжен с увеличением уровня неопределенности окружающей среды, с возрастанием динамизма протекания процессов, многократным увеличением информационного потока. Активнее заработали рыночные механизмы в обществе, возросла социальная и профессиональная мобильность, появились новые профессии, произошла демаркация прежних профессий, так как к ним изменились требования - они стали более интегрированными, менее специальными. Динамизм и неопределенность становятся характеристиками всех сторон жизни человека, проявляются на всех ее уровнях, включая социальный и индивидуальный. Все эти изменения диктуют необходимость формирования личности, умеющей жить в условиях неопределенности, личности творческой, ответствен-
Пудовкина Наталья Владимировна, старший преподаватель кафедры педагогики. E-mail: PudovkinaNV@yandex. ru
1 Социальные, экономические и политические проблемы развития Российской Федерации // Социологические исследования. - 1994. - № 6. - С. 58 - 85.
ной, стрессоустойчивой, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности. Следовательно, в новых социально-экономических условиях обществу нужны «современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны»2. Эти принципиально-новые социально-экономические условия выдвигают новые требования к подготовке специалистов на всех уровнях профессионального образования.
Агропромышленный комплекс (АПК) является многоотраслевой производственно-экономической системой и выступает как один из важнейших элементов народнохозяйственного ком-плекса.3 Значение сельского хозяйства, а в дальнейшем всего АПК, во все времена и во всех странах было неоспоримо, поскольку именно здесь решаются насущные, жизненно важные проблемы обеспечения населения продовольствием. Масштабы значения АПК постепенно возрастают, поскольку: 1) за счет его продукции обеспечивается до 90% потребностей населения в продуктах питания; 2) в общем товарообороте большинства стран его продукция занимает также ведущее положение - достигая до 60 - 75%; 3) организации АПК выступают как важнейшие потребители продукции целого ряда других подкомплексов и производств (топливо, энергия,
2 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.: Распоряжение Правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001 г. // Официальные документы в образовании. - 2002. - № 4. - С. 3 - 31.
3 Лазовский В.В. Информационно-консультационная
служба АПК России // Сб. науч. трудов. - М.: 1993.
металл, лес, машины, оборудование и др.); 4) сами организации АПК являются основными поставщиками сырья для предприятий многих отраслей; 5) организации АПК имеют широкие возможности для создания новых рабочих мест, в ряде стран здесь трудятся до 30 - 40% и более трудоспособного населения; 6) организации АПК, особенно важной его подсистемы - сельского хозяйства, выступают не только в качестве производственных, но также и социальных ячеек общества. Сельское население везде формирует особый образ жизни, придающий стабильность (как в политическом, так и в нравственном аспектах) общественным отношениям; 7) производственная деятельность организаций АПК во многом определяет экономическое состояние данной местности региона; 8) сельские населенные пункты для многих стран выступают основным местом отдыха городского населения, местом восстановления их здоровья и улучшения настроения, что во многом способствует росту производительности их труда (то есть косвенно выступает как фактор роста производительности труда в других подкомплексах общественного производства).
В настоящее время АПК переживает один из наиболее сложных периодов своего существования. Неустойчивость развития сельского хозяйства обусловлена различными факторами, в том числе недостатком квалифицированных кадров, подготовленных к работе в новых социально-экономических условиях. Анализ современного состояния и динамики изменения кадрового потенциала сельскохозяйственной отрасли показывает, что происходит неуклонное сокращение численности специалистов, занятых в отрасли. За годы реформ число работников в сельскохозяйственных организациях России уменьшилось с 9,5 млн. человек до 3,6 млн. человек, или более чем в 2,5 раза. Численность руководителей и специалистов сократилась на 25,4% и обеспечивает сейчас лишь 93,5% их штатно-нормативной потребности. При этом снижение численности данной категории работников наблюдается по всем службам сельскохозяйственных организаций: инженерно-технической (39,1%), ветеринарной (34,1%), зоотехнической (31,5%), агрономической (27,5%), экономической (27,5%). Остается низким уровень профессионального образования: его имеют только 61% работников4. В последнее десятилетие отмечается более интенсивный отток из села трудоспособного населения, особенно молодежи, в связи с отсутствием рабочих мест и низким уровнем жизни сель-
4 Петухова М.В. Стратегические направлении развития дополнительного профессионального образования в агропромышленном комплексе: Автореф. дисс. канд. эконом. наук. - М.: 2006.
ского населения. Данная тенденция характерна и для Самарской области, которая занимает 7,2 % сельскохозяйственных угодий в Приволжском Федеральном округе и производит 8% валового продукта сельского хозяйства, в отраслевой структуре занятости населения области сельское хозяйство занимает 11,4%. Численность руководителей и специалистов в АПК Самарской области неуклонно снижается, наиболее ощутимые потери понесли инженерно-техническая служба хозяйств области - насыщенность специалистами уменьшилась в 2,9 раза, ветеринарной службы в
2.7 раза, зоотехнической в 2,3 раза, руководителей среднего звена - в 2,2 раза; насыщенность сельскохозяйственных предприятий дипломированными специалистами уменьшилась в
1.8 раза5.
Снижение численности руководителей и специалистов объясняется несколькими причинами. Во-первых, идет процесс укрупнения хозяйств, причем как объединения хозяйствующих субъектов в интегрированные агропромышленные формирования, так и путем кооперации и интеграции. Во-вторых, протекающий процесс индустриализации сельскохозяйственного производства не только влечет за собой сокращение штатных должностей руководителей и специалистов, но и предъявляет более высокие требования к уровню и качеству их профессиональной подготовки.
В условиях планово-директивной экономики система подготовки кадров для АПК описывалась классической формулой: ресурс (абитуриент) - сельскохозяйственное производство (обучение) - продукт (специалист). Абитуриент, прошедший конкурсный отбор в рамках планового набора, становился студентом (учащимся), проходил бесплатно курс обучения, получая соответствующую квалификацию, после чего направлялся на работу в сельскохозяйственное предприятие. Государство в данной ситуации выступало основным заказчиком продукта, а абитуриент рассматривался в качестве ресурса, используемого для получения полезного продукта. В условиях рыночной экономики система образования претерпела существенные изменения. Если при централизованной экономике рынок образовательных услуг был представлен государством, выступавшим плательщиком услуг профессиональных образовательных учреждений и гарантированным потребителем товара - молодых специалистов, то в процессе реформирования экономики в этом секторе возникли новые рыночные элементы - конкретные люди со своими запросами к качеству, стоимости, срокам, условиям подготовки специалистов. Появилась связь между семьей и вузом в форме опла-
5 Там же.
ты обучения на контрактной основе. Кроме поставщика ресурса семья стала еще и потребителем услуг образовательного учреждения, оплачивая производство товара и получая его по завершении обучения.
Образовательные учреждения в погоне за рейтингом престижности тех или иных профессий продолжают выпуск товара, не обеспеченного запросами экономики. Возникает дисбаланс между количеством подготовленных специалистов той или иной специальности и реальными экономическими потребностями производства. Большинство выпускников вузов не имеют возможности найти место работы по специальности, в результате многие из них, не найдя приложения полученным знаниям, оседают в непрофильных отраслях. Аграрные специальности, являющиеся наиболее востребованными на рынке труда, оказались в самом низу пирамиды престижности. Как следствие, в настоящее время престиж сельскохозяйственного образования сравнительно невысок, а сельскохозяйственный труд - самый не престижный и низкооплачиваемый. Месячная заработная плата работников сельского хозяйства почти в 2 раза меньше, чем в среднем по России6.
Среди наиболее острых социальных проблем села следует назвать: снижение уровня и качества жизни сельских жителей; усиление дифференциации сельского населения по уровню дохода; задержка выплаты заработной платы; разрушение социальной инфраструктуры в связи с отсутствием надлежащего финансирования учреждений дошкольного и школьного образования, здравоохранения, культуры, бытового обслуживания (за годы реформ уничтожено 20 тысяч сел и хуторов, 30 тысяч выживших сел не имеют телефонной связи, в селах закрыто 16422 школы, 15,4 тысячи Домов культуры и клубов, 4,7 тысячи библиотек, половина из 4800 участковых больниц, а также 7,9 тысячи фельдшерско-акушерских пунктов); значительная доля ветхого и неблагоустроенного жилья; несоответствие уровня инженерных и транспортных коммуникаций (дорог, электро- и газосетей, телефонной и телекоммуникационной связи) потребностям производства и сельского населения; низкая мотивация проживания в сельской местности и падение престижа сельского образа жизни в общественном мнении7. Поэтому молодежь часто выбирает сельскохозяйственные профессии лишь тогда, когда осознает, что выбор любой другой желаемой профессии связан с множеством трудностей: пройти по конкурсу, иметь соответствующий уровень знаний, умений, навы-
6 Платова Г. «Правительственный час» в Госдуме // Советская Россия. - 2010. - № 18. 20 февраля.
7 Петухова М.В. Стратегические направления ....
ков. Этот факт еще раз подтверждает, что сельскохозяйственную профессию выбирают, в основном, самые «слабые» выпускники школ преимущественно из небольших городов, районных центров, сел и деревень. Их шансы при поступлении в вузы других направлений в сравнении с выпускниками городских школ - в 10 - 12 раз ниже. Сказывается реальный разрыв в качестве довузовской подготовки и формирующийся на этой основе «комплекс провинциальности»8. Среди абитуриентов сельскохозяйственных вузов до сих пор много молодежи, не знающей специфики работы на селе. Если раньше считалось, что основными мотивами выбора сельскохозяйственных профессий были любовь к животным, земле, в целом к природе, социальная престижность профессии, возможность легко устроиться на работу, то сегодня на выбор в большей степени влияют наличие в учебных заведениях престижных профессий (правоведение, экономика и др.), большая практическая ориентированность обучения и т.д.9.
Обращение к материалам исследований, проведенным в Самарской государственной сельскохозяйственной академии, позволяет выявить и проанализировать мотивы молодых людей, связанные с получением высшего сельскохозяйственного образования10. В пятерке приоритетных мотивов - желание получить диплом о высшем образовании; самореализация и самоутверждение; интерес к профессии; семейная традиция, желание родителей; перспектива найти хорошую работу после вуза. Первый мотив объясняется стереотипом о безусловной ценности высшего образования. По мнению большинства студентов, высшее образование дает более широкий выбор видов деятельности, развивает способность приспосабливаться к жизни. В нашем обществе укрепилось мнение, что наличие диплома о высшем образовании автоматически обеспечивает высокое положение в обществе, хорошую должность, а главное - освобождает от тяжелого физического труда. Поэтому многие молодые люди, преимущественно под давлением родителей, не имея четкой профессиональной ориентации и не определив заранее свой жизненный путь, массово нацеливаются на вуз и, при условии прохождения конкурса, тут же приступают к учебе. Данные исследования свидетельствуют о стремлении большей части сту-
8 Осипов П.Н. Облик и ориентации будущих сельских специалистов // Социологические исследования. -2003. - № 10. - С. 47 - 54.
9 Платова Г. «Правительственный час» в Госдуме ....
10 Пудовкина Н.В. Исследование ситуации профессионального самоопределения студентов //Современные технологии, средства механизации и техническое обслуживание в АПК: Сб. научн. тр. Поволжской межвузовской конференции. - Самара: 2003. - С. 173 - 176.
дентов не к получению определенной сельскохозяйственной профессии, а о желании продолжить учебу в высшем учебном заведении, которое позволяет получить исходный, необходимый минимум профессиональных знаний, затем переквалифицироваться и работать в другой сфере. Отражением этого является мнение 42% студентов - «как специалист сельского хозяйства я никому не нужен». Существенно влияет на характер ценности получения высшего сельскохозяйственного образования ситуация в стране и в сфере материального производства - в особенности. Трудно увлечь молодых людей работой на земле, когда современное сельское хозяйство находится в плачевном состоянии (низкая экономическая эффективность, изношенность техники, сокращение поголовья скота и т.д.).
Воспитание сельского ребенка начинается в семье, с приобщения его к труду. Человек, привыкший с детства к нелегкому труду земледельца, втянутый в этот труд, может посвятить свою жизнь служению земле. Сегодняшним родителям, чтобы стать первыми воспитателями-наставниками своих детей, развернуть крепкое крестьянское подворье, недостает агроэкономи-ческих, агротехнических знаний, государственной помощи в приобретении сельскохозяйственной техники, сбыте продукции. Социальные условия жизни становятся причиной духовно-нравственной деградации значительной части сельчан, что выражается в пьянстве, воровстве, других асоциальных явлениях. У многих потеряна вера в прежние идеалы, в сегодняшнюю власть, в благополучное будущее. Как следствие, родители решительно настроены на отъезд детей из села11. Другие факторы также ориентируют сельскую молодежь на получение специальностей, не связанных с сельским хозяйством. Школа 90-х растеряла накопленный в 70 - 80-х гг. ценный опыт трудового воспитания, деятельности ученических трудовых бригад, организации сельскохозяйственного образования учащихся. Вследствие исключения из учебных планов предметов сельскохозяйственного профиля выпускники не овладевают даже основами необходимых знаний. Они часто профессионально не ориентированы на образовательные учреждения агропромышленного комплекса.
Действующие ограничения по труду подростков служат препятствием в вовлечении их в производство с применением тракторов, комбайнов и другой сложной сельскохозяйственной техники, существующая практика использования подростков на ручных работах (прополка, уборка картофеля, овощей и т.д.) не создает у них
11 Гурьянова М.П. Подготовка земледельца - проблема социально-педагогическая // Педагогика. - 1998. - №
8. - С. 62 - 74.
стремления к сельскохозяйственному труду и получению сельскохозяйственного образования. Следует отметить, что в дальнейшем, приступая к учебе, молодые люди не заинтересованы в получении глубоких профессиональных знаний и формально относятся к получению диплома о высшем сельскохозяйственном образовании. 25% обучающихся в академии не удовлетворены своим выбором вуза и специальности, работать не по специальности после получения диплома намерены 11% будущих специалистов АПК12. Наиболее важным фактором при трудоустройстве для студентов сельскохозяйственного профиля является интересная работа и приобретение опыта, причем всего лишь 3% будущих специалистов отметили в этом качестве работу по специальности, хотя у 30% опрошенных избранная профессия вызывает интерес. Это объясняется тем, что в сознании молодых людей интерес к профессии расходиться с интересом к работе по избранной профессии.
Среди причин, по которым студенты не собираются трудиться в сельском хозяйстве, отмечаются (по приоритетности): низкий уровень заработной платы; непрестижность работы; плохие условия труда; низкий уровень культуры на селе; отсутствие жилищных условий; плохое транспортное обеспечение; желание продолжить обучение. Следовательно, речь идет о формировании социальной составляющей мотивации получения сельскохозяйственного образования и превалировании ее над профессиональным компонентом. В основе выбора будущей профессии, специальности лежит выбор будущего социального положения, так как для конкретного человека профессия - это социально зафиксированная обществом область его возможных трудовых действий, источник существования и средство личной самореализации. Процесс становления будущего специалиста, то есть профессиональная социализация - ступень общей социализации, предполагающая формирование и осознание человеком себя как профессионала, обогащение профессии за счет личного вклада, развитие собственной личности средствами профессии и самореализацию в социуме.
В процессе обучения в вузе будущий специалист проходит самоопределение в ряде областей: жизненное (определение себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни и реализация себя на основе этого самоопределения); личностное (определение себя относительно критериев становления личности и дальнейшая действенная реализация себя на основе этих крите-
12 Пудовкина Н.В. Исследование профессиональных намерений студентов сельскохозяйственного направления в обучении // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия. - 2008. - №№ 4. С. 314 - 320.
риев); социальное (определение себя относительно выбранных в обществе и принятых данным человеком критериев принадлежности к определенной сфере общественных отношений и определенному социальному кругу, ограничение себя некоторым кругом профессий)13. Именно этап вузовского образования связан с принятием будущими специалистами ответственности за собственную субъектность. Процессы самоопределения, самопознания, самопроектирования здесь выступают психологической основой выработки каждым студентом позиции субъекта профессионального образования, будущей профессиональной деятельности и социализации14.
Исследование направлений субъектного включения студентов в учебно-профессиональную деятельность позволило обнаружить отсутствие преемственности между существующей практикой подготовки специалистов агропромышленного комплекса и требованиями к уровню сформированности профессиональной компетенции будущего специалиста, сформулированными в рамках Концепции модернизации образования. Для анализа реализации таких функций субъекта как целеполагание, планирование, отношение, прогнозирование, самопознание и др., актуализировалась ситуация самостоятельного конструирования области, наиболее значимой в текущей подготовке к профессии, для успешной профессиональной и социальной деятельности в будущем. Анализ спектра целей профессиональной подготовки будущих специалистов сельского хозяйства показывает, что по количественным составляющим в структуре целей студентов академии доминируют практическая подготовка и специальность, включающая теоретическую подготовку, по сравнению с другими критериями - качества личности и психологическая подготовка, включающими те свойства личности, которые, во-первых, определяют успех профессиональной подготовки: заинтересованность в получении знаний, сообразительность, самостоятельность и т.д. Во-вторых, те свойства, которые непосредственно относятся к субъекту, его специфическим особенностям, и наличие или отсутствие которых у субъекта может повысить или снизить эффективность деятельности, но не повлиять на нее решающим образом (желание, интерес, предприимчивость, организаторские способности, культура, творческий подход и т.д.)15. Подструктуру целей по-
13 Кустов Ю.А., Козлова О.Е., Стацук С.В. Социальная компетентности журналиста. - Тольятти: 2010. - С. 54.
14 Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе . - М.: 1985.
15 Пудовкина Н.В. Исследование специфики учебно-
профессионального целеполагания студентов - будущих
специалистов агропромышленного комплекса // Теле-
зволяет уточнить оценка студентами трудностей своей будущей профессиональной деятельно-сти16. В целом, студенты всех факультетов академии прогнозируют трудности в своей будущей работе и выводят на первый план трудности, связанные с организационно-практической деятельностью: установление взаимоотношений в производственном коллективе, координация деятельности членов коллектива, соблюдение трудовой и производственной дисциплины, требований безопасности жизнедеятельности и т.д.
Важный фактор включения студентов в систему образования - ощущение непосредственной причастности к обсуждению личных и общих целей образования, корректировке его содержания, решению организационных вопросов и т.д. Исследование функции учебно-профессионального планирования проводилось через выявление планов профессиональной самоподготовки будущих специалистов, категоризация которых включала: специальность, практика, личность и психология. Для будущих специалистов сельского хозяйства наиболее представленным полем самостоятельно инициируемой учебно-профессиональной активности являются развитие тех или иных свойств личности и работа по избранной специальности17. Доминирование установок студентов на совершенствование знаний по специальности обусловлено тем, что категория «специальность» (дисциплины общепрофессионального и специального циклов, дисциплины специализации, факультативы и курсы по выбору по специальности) в наибольшем объеме представлена в учебных планах факультетов академии и, соответственно, в реальном учебном времени. Анализ учебных планов подготовки будущих специалистов сельского хозяйства также показал, что имеются предпосылки для их социально-личностного развития, но этот процесс происходит хаотично и бессистемно. Преподавание дисциплин социально-гуманитарного и психолого-педагогического циклов, в основном, завершается на младших курсах и составляет небольшой объем учебного времени. Между тем, социально-личностная составляющая в структуре целей, планов, прогнозов учебно-
скоп: Научный альманах. Вып. 19. - Самара:. 2007. -С.113 - 126.
16 Пудовкина Н.В. Трудности будущей работы, прогнозируемые студентами сельскохозяйственного направления в обучении // Феномен развития в науках о человеке: Сб. ст. IV Межд. науч.-практичес. конф. - Пенза: 2008. - С51 - 53.
17 Пудовкина Н.В. Направления субъектного включения студентов, будущих специалистов агропромышленного комплекса, в учебно-профессиональную деятельность // Психология и педагогика современного образования в России: Сб.ст. III Межд. науч.-практичес. конф. - Пенза: 2008. - С.81 - 84.
профессиональной и будущей профессиональной деятельности фиксируется в сознании студентов как актуальная вследствие необходимости последующей социализации через приобретаемую профессию (овладение профессионально-ролевыми функциями, нормами, отношениями; саморазвитие личности, ее творческих сил и самовыражение в деятельности; самореализация в обществе). Как следствие, в поисках путей совершенствования подготовки специалистов агропромышленного комплекса в настоящее время необходимо отдать предпочтение новой парадигме - компетентностно-ориентированному подходу в формировании основной образовательной программы, охватывающей не только предметные, но и личностные аспекты образованности человека. Идея компетентностно-ориентирован-ного подхода при подготовке специалистов сельского хозяйства продиктована временем, современными научными достижениями и является одним из ответов системы образования на социальный заказ.
По мнению И.И.Галимзяновой, именно ком-петентностно-ориентированный подход во всех своих смыслах наиболее глубоко отражает основные аспекты процесса модернизации образования и общества в целом: 1) компетентностно-ориентированный подход дает ответы на запросы производственной сферы; 2) компетентност-но-ориентированный подход проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность; 3) компетентностно-ориентированный подход это обобщенное условие способности человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций; 4) ком-петентностно-ориентированный подход является методом моделирования и проектирования результатов образования. Как видно из данных утверждений, категориальная база компетентно-стно-ориентированного подхода непосредственно связана с идеей целенаправленности и целеза-данности образовательного процесса18. Целью образовательного процесса, согласно концепции И.А.Зимней, является формирование некоторого целостного социально-профессионального качества человека, позволяющего ему успешно выполнять производственные задачи, взаимодействовать с другими людьми. Это качество может быть определено как целостная социально-профессиональная компетентность человека19.
18 Галимзянова И.И. Педагогическая система формирования иноязычной коммуникативной компетентности будущих инженеров: Дис. док. пед. наук. - Казань: 2009.
19 Зимняя И.А. Общая культура и социальная компетентность человека. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.eidos.ru / jonal/2006 /0504.htm (Дата обращения 26.12.2010).
Идея целостности при рассмотрении компетенции / компетентности фиксировалась многими исследователями (В.А.Болотов, В.В.Сериков), разработчиками стратегии модернизации содержания общего образования, однако целостность применительно к социально-профессиональной компетентности как единому целому качеству фиксируется И.А.Зимней впервые. В таком понимании социально-профессиональная компетентность человека есть его личностное, интегративное формируемое качество, проявляющееся в адекватности решения (стандартных и особенно нестандартных, требующих творчества) задач всему разнообразию социальных и профессиональных ситуаций. Социально-профессиональная компетентность проявляется в действиях, деятельности, поведении, поступках человека20.
Согласно теории И.А.Зимней, социально-профессиональная компетентность в ее модельном представлении включает несколько блоков: два базовых - блок интеллектуальных, мыслительных действий как характеризующих человека способностей и блок личностных свойств как развиваемых в процессе обучения бытийных характеристик человека. Эти два блока служат базой, предпосылкой формирования социально-профессиональной компетентности; они должны быть сформированы до профессионального обучения, в котором они только развиваются. Третий блок модели представляет собой взаимопе-рекрывающиеся, взаимосвязанные множества социальных и профессиональных компетентно-стей, где профессиональные последовательно формируются в соответствии с ГОСами, а социальные - с учетом специфики профессиональной деятельности, к которой готовится специалист21.
Исследования, проведенные И.А.Зимней, позволили определить конкретное содержание каждого из блоков социально-профессиональной компетентности: 1) Интеллектуально-обеспечивающий блок (основные мыслительные операции на уровне нормы развития). В соответствии с этим блоком выпускник образовательного учреждения (вуза) должен характеризоваться как минимум нормой развития таких мыслительных действий (умственных операций), как: анализ, синтез; сопоставление, сравнение; систематизация; принятие решения; прогнозирование; соотнесение результата действия с выдвигаемой целью. 2) Личностный блок, в рамках которого человеку должны быть присущи (или он должен характеризоваться ими) такие личностные свойства, как: ответственность; организованность; целеустремленность. 3) Социальный блок, социально-обеспечивающий жизнедеятельность чело-
20 Пудовкина Н.В. Направления субъектного ....
21 Зимняя И.А. Общая культура ....
века и адекватность его взаимодействия с другими людьми, группой, коллективом. В соответствии с этим блоком выпускник должен быть способным: организовать свою жизнь в соответствии с социально значимым представлением о здоровом образе жизни; руководствоваться в общежитии правами и обязанностями гражданина; руководствоваться в своем поведении ценностями бытия (жизни), культуры, социального взаимодействия; выстраивать и реализовывать перспективные линии саморазвития (самосовершенствования); интегрировать знания в процессе приобретения и использовать их в процессе решения социально-профессиональных задач; сотрудничать, руководить людьми и подчиняться; общаться в устной и письменной форме на родном и иностранном языках; находить решения в нестандартных ситуациях; находить творческие решения социальных и профессиональных задач; принимать, сохранять, обрабатывать, распространять и преобразовывать информацию (библиотечные каталоги, информационные системы, интернет, электронная почта и т.д.). 4) Профессиональный блок, обеспечивающий адекватность выполнения профессиональной деятельности. В соответствии с этим блоком выпускник должен уметь решать профессиональные задачи по специальности, предназначению. Таким образом, социально-профессиональная компетентность - это совокупное, формируемое на базе интеллектуальных (в частности мыслительных) способностей и личностных свойств личностное качество человека, позволяющее определить его как компетентного в своей области22.
И.А.Зимняя предлагает также трактовку компонентной структуры компетентности, согласно которой: а) компетентность шире знаний и умений, она включает их в себя; б) компетентность включает эмоционально-волевую регуляцию ее поведенческого проявления; в) содержание компетентности значимо для субъекта ее реализации; и г) являясь активным проявлением человека в его деятельности, поведении, компетентность характеризуется мобилизационной готовностью как возможностью ее реализации в любой, требующей этого ситуации23.
В качестве этой мобилизационной готовности необходимо рассматривать целостную социально-профессиональную установку, складывающуюся на основе прошлого опыта человека и оказывающую влияние на его реакции относительно всех объектов и ситуаций, с которыми он связан в профессиональной и социальной деятельности. Это специфическое состояние личности, которое настраивает ее на профессиональную деятельность, а также определяет механизм саморегуляции, устойчивости и согласованности поведения, необходимого для социализации в профессиональном сообществе и обществе в целом. Целостная социально-профессиональная установка, как внутренняя готовность личности к освоению и выполнению профессиональной деятельности с дальнейшей самореализацией в социуме, является начальным звеном формирования социально-профессиональной компетентности, отражающей оптимальное соотношение профессионального, личностного и социального развития будущих специалистов агропромышленного комплекса.
~и-
Галимзянова И.И. Педагогическая система ....
23 Зимняя И.А. Общая культура ....
SOCIAL AND PEDAGOGICAL PREMISES FOR SHAPING HOLISTIC SOCIAL AND PROFESSIONAL MENTALITY FOR A FUTURE SPECIALIST IN AGRICULTURE
© 2011 N.V.Pudovkina
Samara State Agricultural Academy
In the article the analysis of the social and professional mentality shaping for students of an agricultural high school is given as a pedagogical problem. Social and professional mentality for a future specialist is considered as initial momentum in shaping their social and professional competence.
Keywords: competence, competence-oriented approach, social and professional competence, social and professional mentality, subject of professional activity.
Nataliya Vladimirovna Pudovkina, Senior Lecturer, Department
of Pedagogigs. E-mail: PudovkinaNV@yandex. ru