Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ'

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБЩЕНИЕ / НАВЫКИ / УМЕНИЯ / ПЕДАГОГ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ВОСПИТАННИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рамазанова Эльмира Асановна

В статье, на основании анализа данных полученных эмпирическим путем, представляются виды, структура уровни развития профессиональной компетенции педагога в сфере общения с родителями воспитанников. Теоретический анализ понятия «компетентность» позволил определить структуру профессиональной компетентности. Описаны методы и формы, применяемых в работе с педагогами по проблемам роста уровня развития профессиональной компетентности. Охарактеризованы компоненты и уровни развития профессиональной компетентности педагога в сфере общения с родителями воспитанников. Получен актуальный уровень развития профессиональной компетентности педагога в сфере общения с родителями воспитанников. На основе представленных данных сделаны соответствующие выводы, которые можно использовать в образовательной практике высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рамазанова Эльмира Асановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE TEACHER IN THE FIELD OF COMMUNICATION WITH PARENTS OF PUPILS

In the article, based on the analysis of data obtained empirically, the types, structure and levels of development of professional competence of a teacher in the field of communication with the parents of pupils are presented. Theoretical analysis of the concept of "competence" allowed to determine the structure of professional competence. The methods and forms used in working with teachers on the problems of increasing the level of development of professional competence are described. The components and levels of development of professional competence of a teacher in the field of communication with the parents of pupils are characterized. The current level of development of the professional competence of the teacher in the field of communication with the parents of pupils has been obtained. On the basis of the presented data, relevant conclusions are drawn that can be used in the educational practice of higher education.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ»

5. Ермаков, Д.С. Персонализированная модель образования: развитие гибких навыков / Д.С. Ермаков // Образовательная политика. - 2020. - №1. - С. 104-112

6. Навыки будущего для 2020-х: новая надежда (Электронный ресурс). - URL: https://rda.worldskills.rU/storage/app/media/Reports/2020%20Future%20SkiHs%202.0/Future%20SkiHs%20for%20the%202020s_A %20New%20Hope_RU.pdf (дата обращения: 10.10.2022)

7. Опорный образовательный центр и Единый учебно-методологический центр (Электронный ресурс) // Университет Иннополис [сайт]. - URL: https://innopolis.university/ooc/ (дата обращения: 10.10.2022).

8. Прохорова, М.П. Навыки будущего: значимость и условия развития в российских компаниях / М.П. Прохорова, Т.Е. Лебедева, С.А. Виноградова // Московский экономический журнал. - 2020. - № 2. - DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10104

9. Россия - страна возможностей (Электронный ресурс) // Россия - страна возможностей [сайт]. - URL: https://rsv.ru/about-us/ (дата обращения: 10.10.2022).

10. Россия 2025: от кадров к талантам. (Электронный ресурс). - URL: https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/11/Skills_Outline_web_tcm26-175469.pdf (дата обращения: 10.10.2022).

11. Университет Future Skills. Компетенции. (Электронный ресурс) // Университет Future Skills [сайт]. - URL: https://fs.worldskills.ru/competencies/ (дата обращения: 10.10.2022).

12. Яркова, Т.А. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога / Т.А. Яркова, И.И. Черкасова // Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. - Humanitates. - 2016. - №2(4). - С. 222-234

13. HR клуб СКОЛКОВО. Новая реальность: предположения и факты. (Электронный ресурс) // Фонд Сколково [сайт]. -URL: https://trends.skolkovo.ru/2016/09/hr-klub-skolkovo-novaya-realnost-pred polozheniya-i-faktyi/ (дата обращения: 10.10.2022).

14. The New Foundational Skills of the Digital Economy. Developing the Professionals of the Future. (Электронный ресурс). - URL: https://www.burning-glass.com/wp-content/uploads/New_Foundational_Skills.pdf (дата обращения: 10.10.2022).

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Рамазанова Эльмира Асановна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ

С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Аннотация. В статье, на основании анализа данных полученных эмпирическим путем, представляются виды, структура уровни развития профессиональной компетенции педагога в сфере общения с родителями воспитанников. Теоретический анализ понятия «компетентность» позволил определить структуру профессиональной компетентности. Описаны методы и формы, применяемых в работе с педагогами по проблемам роста уровня развития профессиональной компетентности. Охарактеризованы компоненты и уровни развития профессиональной компетентности педагога в сфере общения с родителями воспитанников. Получен актуальный уровень развития профессиональной компетентности педагога в сфере общения с родителями воспитанников. На основе представленных данных сделаны соответствующие выводы, которые можно использовать в образовательной практике высшей школы.

Ключевые слова: родители, профессиональная компетентность, общение, навыки, умения, педагог дошкольной образовательной организации, воспитанники.

Annotation. In the article, based on the analysis of data obtained empirically, the types, structure and levels of development of professional competence of a teacher in the field of communication with the parents of pupils are presented. Theoretical analysis of the concept of "competence" allowed to determine the structure of professional competence. The methods and forms used in working with teachers on the problems of increasing the level of development of professional competence are described. The components and levels of development of professional competence of a teacher in the field of communication with the parents of pupils are characterized. The current level of development of the professional competence of the teacher in the field of communication with the parents of pupils has been obtained. On the basis of the presented data, relevant conclusions are drawn that can be used in the educational practice of higher education.

Key words: parents, professional competence, communication, skills, abilities, teacher of a preschool educational organization, pupils.

Введение. На сегодняшний день, одной из задач педагога в профессиональной сфере является создание условий для гармоничного развития дошкольников. Для этого педагогу необходимо быть профессионально компетентным. Основные требования, которыми должен обладать педагог дошкольного образования, описаны многими исследователями. Т. Алиева [1], М.А. Брутова [3], И.Г. Волик [4], А.А. Майер [6], Р.Ш. Хабибуллина [7], Р.И. Элоян [8].

Условием оказания педагогической помощи родителям воспитанников является, прежде всего, пропаганда культуры педагогического воспитания в семье, распространение педагогических знаний среди родителей и оказание им поддержки в правильном воспитании детей.

В то же время это, направление остается самым сложным для современного педагога в силу ряда обстоятельств.

Одним из важнейших условий является технология педагогического взаимодействия с родителями как средство формирования компетенций педагогов, а значит и коммуникации педагогов и семей учащихся, еще одно условие построения социального партнерства педагогов и родителей учащихся, в развитии профессиональных компетенций педагогов мы видим возможность обеспечения эффективности сотрудничества образовательной организации и семей обучающихся.

Изложение основного материала статьи Взаимодействие с семьями дошкольников представляет собой целенаправленный процесс, включающий следующие компоненты: деятельностный, познавательный, профессиональный и личностный, в основе которого лежит оптимизация имеющейся у педагога профессиональной компетентности.

Л.Н. Атмахова отметила что комплекс умений, которыми должен обладать профессионально компетентный педагог: информационных (подбор и последующее изложение информации для детей); метода проекта (проектирование профессиональной деятельности); деятельность (самоорганизация профессиональной деятельности в сфере

взаимодействиям с родителями); социально-коммуникативные (построение социального партнерства в общении детей, а также проектирование образовательной среды в сфере общения с родителями учащихся); диагностика (контроль за развитием профессиональных навыков педагога) [2].

Из ряда существующих методов и форм, применяемых в работе с педагогами по проблемам роста уровня развития профессиональной компетентности моем отметить наиболее востребованные и продуктивные: cеминар-практикум представляет собой творческое задание, которые обращены на развитие творческих способностей у педагогов, и на создание проектной деятельности; деловые игры которые моделируют создание реального процесса, во время чего принимаются профессионально правильные решения на основе анализа педагогических задач в педагогической деятельности во взаимодействие с родителями воспитанников.

В работу подобного научно-методического совета включают творческую группу педагогов, научного руководителя экспериментальной площадки, а также заведующего дошкольного учреждения и старшего воспитателя.

Таким образом, общение педагога с родителями воспитанников является неотъемлемой частью образовательно-воспитательного процесса. Ведущая роль в организации общения принадлежит педагогам, однако для создания наиболее эффективного общения педагогу необходимо быть профессионально компетентным в данной сфере.

М.Н. Корешкова, отметила что профессиональные личностные качества педагога, это доброжелательность, приветливость, сдержанность, уравновешенность, уважительность включает в себя профессиональную деятельность которая требует от педагога сформированности профессиональной компетентности [5].

Посредством активных форм обучения в процессе методической работы: сформирована готовность педагога к непрерывному профессиональному совершенствованию знаний в сфере общения с родителями воспитанников; у педагогов сформированы умения применять полученные знания на практике; развиты профессионально значимые качества, необходимые для осуществления взаимодействия с родителями [5].

Для выявления актуального уровня развития профессиональной компетентности были определены компоненты: (личностный, содержательный и профессионально-деятельностный). Личностный компонент направлен на реализацию развития профессионально значимых качеств, которые необходимы для осуществления взаимодействия с родителями воспитанников. Для развития данного компонента использовались практические упражнения. Проводились следующие упражнения: «Мои слабые и сильные стороны в общении», «Рюкзачок», «Я-профессионал», «Мои ресурсы», «Я и родители моих воспитанников».

Следующим являлось содержательный компонент. При развитии данного компонента использовались теоретические семинары. Основной целью данного компонента является повышение уровня теоретических знаний педагогов. Содержание данного компонента было направлено на формирование у педагогов готовности к непрерывному профессиональному совершенствованию знаний в сфере общения.

Педагог дошкольной образовательной организации готов к профессиональному самосовершенствованию в профессиональной деятельности, которая отражается в общении с семьями. У педагога в профессиональной деятельности отмечается мотивационная готовность к применению современных технологий с сфере работе семьями детей.

Высокий уровень развития в сфере взаимодействия с семьями, педагог владеет в полной мере знаниями о современных формах организации культуры общения, о методах активизации родителей. Педагог реализовывает свои творческие способности, умение анализировать и проектировать свою педагогическую деятельность, в работе использует полученные знания, владеет умениям, использовать проектирование и ход предстоящего взаимодействия с семьями. Коммуникабельный и открытый к взаимодействие с семьями воспитанников.

При среднем уровни респондент затрудняется использовать современные педагогические технологии, а также недостаточно в педагогической деятельности реализовывает свои творческие способности, владеет фрагментарно умением анализировать и проектировать свою профессиональную деятельность, со сложностью использует умения проектировать характер культуры общения и ход предстоящего взаимодействия с семьями воспитанников.

Определено что у респондента на низком уровни, не сформирован творческий потенциал проектировать и анализировать свою работу с семьями дошкольников, не владеет умением использовать знании в педагогической деятельность при взаимодействии с родителями и в работе с детьми. Педагоги с низким уровнем показали не умением проектировать предстоящее взаимодействия с семьями воспитанников. Не владеют теоретическими знаниями о современных формах организации культуры общения, а также о методах активизации родителей. Не коммуникабельны, сложно идут на контакт.

Проведя диагностику уровня сформированности личностного критерия, были полученный следующие результаты, низкий уровень в рамках личностного критерия выявлен у 55% респондентов, у данных педагогов проявляются сложности в социальном партнерстве с семьями дошкольников.

Средний уровень развития личностного критерия выявлен у 30% респондентов. Педагогам свойственны доброжелательность, гуманность, отзывчивость, однако у них наблюдаются сложности в педагогической деятельность в умении использовать активные формы работы в сфере общении с родителями воспитанников. В рамках личностного критерия определен высокий уровень у 15% респондентов.

Как правило педагоги данной группы практически не испытывают трудностей в организации общения, стремятся повышать собственную компетентность и сфере педагогической деятельности.

Далее была проведена диагностика уровня развития содержательного критерия. По результатам диагностики низкий уровень развития содержательного критерия выявлен у 55% респондентов. У 25% респондентов выявлен средний уровень развития содержательного критерия, профессиональные компетенции необходимые для организации общения с семьями развиты на среднем уровне. У 20% респондентов данные компетенции сформированы на достаточном уровне.

Далее была проведена диагностика уровня развития профессионально-деятельностного критерия. В результате полученных данных видно, что низкий уровень развития профессионально-деятельностного критерия выявлен у 60% педагогов.

У 10% респондентом выявлен высокий уровень развития профессионально-деятельностного критерия, они умеют строить контактное взаимодействие с партнерами по общению, для них не является сложным смоделировать ход предстоящего взаимодействия, они как правило настроены положительно на взаимодействие и коммуникации с семьями.

Определен средний уровень развития профессиональной компетентности педагога во взаимодействии с родителями воспитанников, к низкому уровню относятся 45 % респондентов, эти педагоги обладают фрагментарными знаниями о культуре общения, не занимают ведущей позиции в индивидуальном или групповом общении, не умеют строить взаимодействие с родителями с учетом их потребностей и интересов, не владеют современными технологиями и дизайном педагогического взаимодействия с родителями. Педагоги как правило склонны не слышать и понимать родителей как партнеров по общению, данной группе характерна одностороннее общение.

35% респондентов относятся к среднему звену, как правило, эта группа респондентов не интересуется семьей воспитанников и теоретическими знаниями семейного воспитания, не использует на практике современные технологии повышения педагогической компетентности родителей, хотя частично пытаются организовать воспитательную работу и использовать коммуникативные методы новаторов. В чем-то воспитатели этой группы общительны и вполне уверенно чувствуют себя в незнакомой обстановке. Данная категория педагогов может легко наладить взаимодействие с родителями дошкольников в образовательной организации, но не проявляет инициативы к активному общению с трудными родителями, находящимися в конфликте. Педагоги любят давать советы по любой ситуации, высказывать родителям свое мнение о том, как воспитывать дошкольников, инициатива этого педагога обычно раздражает родителей.

Высокий уровень получили (15%) респонденты, показавшие достаточно высокий уровень знаний и методов изучения образовательных потребностей родителей, методов активизации родителей воспитанников.

Они понимают свою роль во взаимоотношениях с семьями дошкольников, часто осознают личные ошибки в организации взаимодействия и общения с родителями. Педагоги обладают развитыми профессиональными навыками и личностными качествами, важными для общения с родителями (заботливость, человечность, отзывчивость, беглость речи, педагогический такт), умеют слушать и прислушиваться к родителям воспитанников в общении.

Высокий уровень было отмечено только у 2 респондентом (20%) ЭГ и у 3 респондентов (30%) КГ. Также было показано что на среднем уровни 4 респондента ЭГ, что составило 40% от общего количества респондентов и 5 респондента КГ (50%). Низкий уровень отмечено что у 3 респондентов (30%) ЭГ и 4 респондентов КГ.

Выводы. Поэтому, при использовании методов диагностик и анализируя полученные данные, мы определили общий уровень развития профессиональной компетентности педагогов во взаимодействии педагогов и родителей. Итоги диагностик свидетельствуют о недостаточном уровне развития профессиональных компетентностей в коммуникации педагогов с родителями и подчеркивают необходимость проведения целенаправленной работы в сфере повышение квалификации педагогов.

Литература:

1. Алиева, Т. Детский сад и семья. возможности социального партнерства / Т. Алиева // Дошкольное воспитание. -2011. - № 12. - С. 38-41

2. Атмахова, Л.Н. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ: авт. дис. на соиск. учен.степ. канд. пед. наук. / Л.Н. Атмахова. - М., 2006. - 21 с.

3. Брутова, М.А. Подготовка педагога к взаимодействию с родителями воспитанника, находящегося в ситуации жизненного выбора / М.А. Брутова, А.Н. Буторина // Символ науки. - 2015. - № 9-2. - С. 148-151

4. Волик, И.Г. Эффективное взаимодействие с родителями. [семинар-практикум для педагогов с элементами коммуникативного тренинга] / И.Г. Волик // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2011. - № 3. -С. 39-47

5. Корешкова, М.Н. Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования / М.Н. Корешкова, М.А. Рыжевская // Молодой ученый. - 2016. - № 24 (128). - С. 464-466

6. Майер, А.А. Партнерство семьи и детского сада: новые горизонты / А.А. Майер, Л.Л. Тимофеева // Деский сад: теория и практика. - 2013. - №10 (34). - С. 34-43

7. Хабибуллина, Р.Ш. Система работы с родителями воспитанников: оценка деятельности ДОУ родителями воспитанников / Р.Ш. Хабибуллина // Дошкольная педагогика. - 2007. - №7. - С. 44-46

8. Элоян, Р.И. Формирование профессиональной компетенции педагогов дошкольного образовательного учреждения / Р.И. Элоян, Е.В. Бабикова // Наука и Мир. - 2015. - Т. 2. - № 5. - С. 110-112

Педагогика

УДК 371

учитель биологии Римская Гюнель Ровшановна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Симферопольская академическая гимназия» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (г. Симферополь)

STEM-ОБРАЗОВАНИЕ в современной школе как способ овладения обучающимися КЛЮЧЕВЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ И УМЕНИЯМИ

Аннотация. Данная статья посвящена STEM-образованию, которое основано на проектировании инновационного преподавания в рамках современного школьного образовательного процесса. В данной статье эффективность данного подхода к обучению связана с фактической реализацией синергии между различными областями знаний в образовательном процессе. По нашему мнению, педагоги в рамках STEM-образования могут реализовывать планы обучения, основанные на проектах. Технологии в качестве современных учебных материалов способствуют профессиональному самоопределению обучающихся в условиях рынка труда, направляя их на проектирование и исследования научно-технической деятельности.

Ключевые слова: STEM-образование, неформальное и информационное обучение, проектное обучение, обучающиеся.

Annotation. This article is devoted to STEM education, which is based on the design of innovative teaching within the framework of the modern school educational process. In this article, the effectiveness of this approach to learning is associated with the actual realization of synergy between different areas of knowledge in the educational process. In our opinion, teachers within the framework of STEM education can implement training plans based on projects. Technologies as modern educational materials contribute to the professional self-determination of students in the labor market, directing them to design and research scientific and technical activities.

Key words: STEM-education, informal and informational training, project training, students.

Введение. Актуальность темы исследования обусловлена тем фактом, что в современном мире за последние десять лет появилось много инноваций, и эти инновации играют важную роль в образовательных индустриях, связанных с интеллектуальным трудом. Информационно-коммуникационные технологии, креативные индустрии, которые выступают рычагами национального экономического развития во многих странах мира, претерпевают изменения. Естественные тенденции повлияли на развитие системы образования, и необходимы глобальные изменения. Если раньше, в первую очередь, развивалось направление математики и технологии, то теперь необходимо включить в учебный план художественные и творческие дисциплины [8].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.