Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ "НАВЫКОВ БУДУЩЕГО" У СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ВОЗМОЖНОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ "НАВЫКОВ БУДУЩЕГО" У СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАВЫКИ БУДУЩЕГО / РАЗВИТИЕ / ВУЗ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохорова Мария Петровна, Петровский Александр Михайлович, Баланова Софья Александровна

Статья посвящена «навыкам будущего», развитие которых необходимо для эффективной трудовой деятельности в условиях Индустрии 4.0. В работе систематизированы подходы к описанию «навыков будущего», приведены подходы к классификации таких навыков. Установлено, что единая модель навыков будущего в настоящее время отсутствует, а важнейшими навыками, которые обеспечат высокую эффективность человека в динамичной среде, являются универсальные когнитивные, коммуникативные, цифровые навыки. В условиях образовательных организаций формирование и развитие навыков будущего возможно как на базе специализированных федеральных платформ и проектов, так и посредством обогащения учебных планов и конкретных учебных дисциплин соответствующими темами. Сделаны выводы о высокой значимости работы по формированию и развитию навыков будущего у студентов в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прохорова Мария Петровна, Петровский Александр Михайлович, Баланова Софья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES AND DIRECTIONS FOR DEVELOPING "SKILLS OF THE FUTURE" AMONG UNIVERSITY STUDENTS

The article is devoted to the "skills of the future", the development of which is necessary for effective labor activity in the conditions of Industry 4.0. The paper systematizes approaches to the description of "skills of the future" and provides approaches to the classification of such skills. It has been established that there is currently no unified model of the skills of the future, and the most important skills that will ensure high human efficiency in a dynamic environment are universal cognitive, communication, and digital skills. In the conditions of educational organizations, the formation and development of skills of the future is possible both on the basis of specialized federal platforms and projects, and by enriching curricula and specific academic disciplines with relevant topics. Conclusions are drawn about the high importance of the work on the formation and development of future skills among students in modern conditions.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ "НАВЫКОВ БУДУЩЕГО" У СТУДЕНТОВ ВУЗА»

решений и создание инноваций, трансформацией традиционных способов вовлечения работников и обучающихся в совместную работу. При этом перспективы проектно-ориентированного управления в образовательных организациях не вызывают сомнений и расцениваются как высокие, прежде всего, за счет более эффективного использования человеческого потенциала.

Литература:

1. Двенадцать решений для нового образования: доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики / под ред. Я.И. Кузьминова, И.Д. Фрумина; Центр стратегических разработок; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», 2018.

2. Доклад центра стратегических разработок и высшей школы экономики НИУ ВШЭ «Двенадцать решений для нового образования» // Высшая школа экономики [сайт], 1993. - URL: https://publications.hse.ru/books/218061780 (Дата обращения 04.10.2022 г.)

3. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 04.06.2020) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» // Консультант-плюс [сайт], 1997. - URL: http://www.consultantш/document/cons_doc_LAW_286474/(Дата обращения 04.10.2022 г.)

4. Прикот, О.Г. Методология проектного управления в образовательной организации / О.Г. Прикот // Казанский педагогический журнал. - 2018. - № 6. - С. 25-30

5. Прикот, О.Г. Обоснование проектного управления в образовании: Триггеры и готовность руководителей / О.Г. Прикот // Человек и образование. - 2019. - № 4 (61) - С. 4-10

6. Проект «Ключевые направления развития российского образования для достижения Целей и задач устойчивого развития в системе образования» до 2035 г. // Федеральный институт развития образования РАНХиГС [сайт], 2022. - URL: http://edu2035.fironir.ru/index.php/stati-opublikovannye-uchastnikami-soobshchestva/86-klyuchevye-napravleniya-2035 (Дата обращения 04.10.2022 г.)

7. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». // Консультант Плюс [сайт], 1997. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/404acceb6b806af7e46939aa23904acdec1df1f5/(Дата обращения 04.10.2022 г.)

8. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года». // Консультант Плюс [сайт], 1997. - URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/43281.Мт^(Дата обращения 04.10.2022 г.)

9. Смирнов, В.П. Внедрение проектно-ориентированного стиля управления в систему профессионального образования / В.П. Смирнов, М.Б. Шифрин // Управленческое консультирование. - 2021. - № 3. - С. 90-97

10. Экосистема науки, образования и инноваций Красноярского края: идея, перспективы, проекты: аналит. докл. / под ред. В.С. Ефимова. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2020. - 130 с.

Педагогика

УДК 377.44

кандидат педагогических наук, доцент Прохорова Мария Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); директор, старший преподаватель Петровский Александр Михайлович Дзержинский политехнический институт (филиал)

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева» (г. Нижний Новгород); магистрант Баланова Софья Александровна

Дзержинский политехнический институт (филиал)

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева» (г. Нижний Новгород)

ВОЗМОЖНОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ «НАВЫКОВ БУДУЩЕГО» У СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. Статья посвящена «навыкам будущего», развитие которых необходимо для эффективной трудовой деятельности в условиях Индустрии 4.0. В работе систематизированы подходы к описанию «навыков будущего», приведены подходы к классификации таких навыков. Установлено, что единая модель навыков будущего в настоящее время отсутствует, а важнейшими навыками, которые обеспечат высокую эффективность человека в динамичной среде, являются универсальные когнитивные, коммуникативные, цифровые навыки. В условиях образовательных организаций формирование и развитие навыков будущего возможно как на базе специализированных федеральных платформ и проектов, так и посредством обогащения учебных планов и конкретных учебных дисциплин соответствующими темами. Сделаны выводы о высокой значимости работы по формированию и развитию навыков будущего у студентов в современных условиях.

Ключевые слова: навыки будущего, развитие, вуз, обучающийся.

Annotation. The article is devoted to the "skills of the future", the development of which is necessary for effective labor activity in the conditions of Industry 4.0. The paper systematizes approaches to the description of "skills of the future" and provides approaches to the classification of such skills. It has been established that there is currently no unified model of the skills of the future, and the most important skills that will ensure high human efficiency in a dynamic environment are universal cognitive, communication, and digital skills. In the conditions of educational organizations, the formation and development of skills of the future is possible both on the basis of specialized federal platforms and projects, and by enriching curricula and specific academic disciplines with relevant topics. Conclusions are drawn about the high importance of the work on the formation and development of future skills among students in modern conditions.

Key words: future skills, development, university, student.

Введение. Диверсификация экономики страны и её переход на инновационный путь развития сопровождается повышением внимания к вопросам развития специфических навыков, востребованных в новых условиях, т.н. навыков будущего. Потребность в универсальных компетенциях, обеспечивающих эффективность человека в условиях Индустрии 4.0, с каждым годом возрастает, а проблематика развития человеческого капитала для новой экономики стала краеугольным камнем для исследований экономистов, педагогов, управленцев, социологов.

Под навыками будущего понимается чаще всего некоторая модель универсальных ключевых компетенций, обладание которыми обеспечивает человеку эффективность в условиях Индустрии 4.0 и способность к высокопроизводительному интеллектуальному труду [10]. Специальные исследования сегодня касаются содержания, направленности, уровня, условий развития навыков и компетенций, позволяющих уверенно осваивать новое и адаптироваться к быстроизменяющимся условиям внешней среды.

Развитие навыков будущего в силу их универсальности и надпредметности происходит в всех уровнях образования, оформление навыков будущего в разрезе будущей профессиональной деятельности происходит в процессе получения профессиональной подготовки. Современные университеты как интеграторы научного знаний и институты воспроизводства интеллектуальных и научных ресурсов используют разнообразные стратегии и механизмы развития навыков будущего своих студентов [5, 12]. Изучение используемых университетами способов совершенствования навыков будущего у студентов представляет теоретический и практический интерес, позволяя переходить от описания и внутренних моделей развития навыков будущего к конкретным программам и мероприятиям поддержки студентов.

Целью данной публикации является описание направлений и возможных путей развития навыков будущего в условиях университета.

Задачами публикации выступают:

- проанализировать источники, раскрывающие специфику и состав навыков будущего;

- систематизировать и описать основные направления формирования навыков будущего у студентов вузов;

- сформулировать выводы о перспективах развития навыков будущего в образовательном пространстве университетов.

Изложение основного материала статьи. Несмотря на большое внимание к универсальным навыкам, которые

необходимы специалистам в будущем, сегодня отсутствует единый подход к определению структуры и состава таких навыков. Исследования и публикации, раскрывающие перечень навыков будущего, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Подходы к определению состава навыков будущего

Источник Состав навыков будущего

Целевая модель компетенций 2025 (Бостонская консалтинговая группа) [10]. Когнитивные навыки (способность к саморазвитию, самоорганизованность, управленческие навыки, навыки достижения результатов, навыки решения нестандартных задач и способность к адаптации). Социально-поведенческие навыки (навыки коммуникации, навыки взаимодействия в команде, навыки межкультурного взаимодействия). Цифровые навыки (навыки создания систем и управления информацией).

Модель ключевых навыков HR клуба СКОЛКОВО [13]. Универсальные навыки, общие для большинства профессий: мультидисциплинарность, взаимодействие в мультикультурных многоязыковых средах, владение навыками программирования и работы в распределенных ИТ-насыщенных средах. Надпредметные навыки: проблемноориентированное мышление, способность принимать решения в условиях неопределённости и принимать на себя ответственность, способность к сотрудничеству, владение эмпатией и развитый эмоциональный интеллект. Мета-компетенции: способность концентрироваться и управлять вниманием, проявление гибкости, адаптивности, внутренней устойчивости, «настрой на развитие», высокая способность к обучению.

Модель фундаментальных навыков цифровой экономики (по версии компании Burning Glass) [14]. Личностные навыки: критическое мышление, творческий подход, аналитические рассуждения, коммуникации и сотрудничество. Базовые знания по сферам деятельности: стратегия, экономика, маркетинг, коммуникации/связи с общественностью, развитие талантов/управление человеческими ресурсами, исследования и разработки/разработка продукта. Цифровые навыки: анализ данных, Big Data и управление данными, разработка программного обеспечения, обеспечение информационной безопасности. Навыки реализации бизнеса: управление проектом, принятие решений, визуализация и передача данных.

Модель навыков проекта Атлас новых профессий Сколково [1]. Совокупность надпрофессиональных навыков: системное мышление, способность к межотраслевой коммуникации, способность управлять проектами и процессами, владение навыками программирования ИТ-решений/управления сложными автоматизированными комплексами/работы с искусственным интеллектом, ориентированность на клиента, умение работать с запросами потребителя, мультиязычность и мультикультурность, взаимодействие с коллективами, группами и отдельными людьми, ориентация в условиях высокой неопределенности и многозадачности, навыки художественного творчества, развитый эстетический вкус, бережливое производство.

Модель навыков будущего международного движения WorldSkills [6]. Когнитивные и фундаментальные: гибкость и открытость, критическое и творческое мышление, системное мышление и понимание сложности. Социально-экономические и культурные: мультикультурное сотрудничество в онлайн- и оффлайн условиях, командное взаимодействие на основе доверия, эмпатия, высокая обучаемость. Технические и цифровые: развитое логико-математическое мышление, дополненное навыками работы с искусственным интеллектом (создание контента, сбор и интеллектуальный анализ данных). «Зеленые» и обеспечивающие всеобщее благополучие: осознание последствий изменений климата и экологических вмешательств, навыки управления окружающей средой и адаптивными технологиями достижения благополучия на ментальном, физическом и цифровом уровнях.

Можно утверждать, что формирование единого подхода к классификации и описанию навыков будущего отсутствует, поскольку ряд источников ориентированы на представление максимально широкого перечня универсальных навыков, обеспечивающих высокую гибкость, адаптивность и эффективность человека в условиях постоянно изменяющейся среды [1, 6], другие работы тяготеют к сближению навыков будущего с цифровыми компетенциями, необходимыми в цифровой экономике [4, 8]. Кроме того, построение единой модели навыков будущего не представляется целесообразным, поскольку набор навыков будущего является динамичным, кроме того, состав таких навыков может быть изменен под конкретные задачи и условия [2].

В настоящее время существующая высокая потребность в формировании и развитии навыков будущего в процессе получения общего и профессионального образования обучающимися обусловлена рядом негативных тенденций, приводящих к дефициту востребованных работодателями навыков. Так, в исследовании отмечено, что отечественная система образования слабо ориентирована на подготовку кадров для экономики знаний, а практика образования «через всю жизнь» в настоящее время не получила должного развития. С другой стороны, со стороны работодателей наблюдается отсутствие критического уровня спроса на знания, что проявляется в низкой разнице оплаты труда между высококвалифицированными и низкоквалифицированными профессиями, и приводит, в свою очередь, к снижению мотивации обучения и развития собственных профессиональных и личных навыков [10].

При этом развитие навыков будущего у обучающихся это не столько результат деятельности образовательных организаций и специальных программ и курсов, сколько итог совместных усилий различных сторон, заинтересованных в высоком качестве человеческого капитала (государства, работодателей, самих обучающихся, их родителей и пр.). Можно говорить, что система формирования навыков будущего у подрастающего поколения реализуется на разных уровнях - от общегосударственного до уровня конкретных образовательных организаций.

На уровне системы высшего и профессионального образования формирование навыков будущего осуществляется в рамках разнообразных образовательных проектов. В последние годы запущено несколько масштабных инициатив, направленных на модернизацию образовательных практик университетов. В качестве примера таких проектов может выступать проект Университет Future Skills [11], созданный по инициативе Министерства науки и высшего образования РФ для развития и распространения передовых практик профессиональной подготовки по перспективным профессиям и навыкам в вузах страны. В рамках данного проекта развитие навыков будущего происходит за счет координации разработки специальных образовательных модулей по программам бакалавриата. Другим примером подобного масштабного проекта, направленного на развитие навыков будущего у преподавателей и методистов вузов, является открытая образовательная программа Опорного образовательного центра Университета Иннополис «Цифровые технологии в преподавании профильных дисциплин» [7]. Данная программа предполагает ассесмент научно-педагогических работников, повышение квалификации по актуальным отраслевым и цифровым технологиям, актуализацию рабочих программ дисциплин под супервизорством представителей университета.

Деятельность по развитию навыков будущего на уровне образовательных организаций происходит в двух направлениях. Во-первых, это введение в учебные планы дисциплин и курсов, направленных на развитие отдельных навыков будущего, например, «Коммуникации и взаимодействие», «Кросс-культурный менеджмент», «Критическое мышление», «Управление проектами», «Эмоциональный интеллект» и пр. Во-вторых, это интеграция в образовательный процесс контента специализированных образовательных платформ, способствующих развитию навыков будущего у обучающихся. Вузы используют инструменты и программы, представленные на подобных платформах, для обогащения содержания образования, индивидуализации обучения, реализации проектного подхода к обучению и воспитания студентов. В качестве примера такой платформы можно привести открытую площадку «Россия - страна возможностей» [9], объединяющую интересы различных заинтересованных сторон и координирующую перспективные общественные и благотворительные инициативы, проекты, конкурсы и образовательные программы. На данной платформе реализуется возможность построения индивидуальной траектории развития навыков будущего и представлен разнообразный контент по развитию навыков управления взаимодействием (эмоциональный интеллект, оказание влияния, клиентоориентированность, лидерство, письменная коммуникация, партнерство, развитие других, устная коммуникация), управление задачами (анализ информации и выработка решений, следование правилам и процедурам, стратегическое мышление, планирование и организация), развития энергичности (стрессоустойчивости, ориентации на результат, саморазвития, инновационности, адаптивности), а также цифровой, правовой, финансовой грамотности и межкультурного общения.

На самом «базовом» уровне - уровне учебной дисциплины - развитие навыков будущего также может быть осуществлено двумя путями.

1. Внедрение отдельных дополнительных тем, посвященных развитию конкретного навыка будущего. Например, изучение приемов генерации идей (таких как мозговой штурм, «рыбья кость», морфологический анализ и пр.) в рамках дисциплины «Управление проектами способствует развитию креативности студентов, формирует у них умение искать новые идеи, в т.ч для бизнес-проектов.

2. Обогащение содержания дисциплины практическими заданиями, направленными на развитие навыков будущего. Содержание дисциплины может быть дополнено освоением цифровых инструментов для решения конкретных прикладных задач (развитие цифровых навыков), анализом актуальных публикаций, статистических данных, отчетов (развитие навыка работы с информацией, критического мышления), работой в группах (развитие коммуникативных навыков) и пр. В таком случае развитие навыков будущего реализуется через применение преподавателем активных методов обучения -проектного обучения, использование кейсов, онлайн-симуляторов и т.д.

Выводы. Очевидно, что эффективное развитие навыков будущего на практике предполагает комбинацию направлений и мер, реализуемых на всех уровнях. Задачей образовательной организации становится выбор оптимальной стратегии объединения усилий государства, работодателей, партнеров, преподавателей, общественности по созданию оптимальных условий для развития навыков будущего. В настоящее время ведущим направлением развития навыков будущего становится модернизация образовательных программ и курсов.

Литература:

1. Альманах Цифровая экономика. Сколково, октябрь 2017. (Электронный ресурс) // Фонд Сколково [сайт]. - URL: https://old.sk.ru/news/m/skmedia/20434.aspx (дата обращения: 10.10.2022).

2. Безучко, П. Компетенции неясного будущего / П. Безучко, Ю. Шатров, М. Максимова (Электронный ресурс ) // Большие идеи [сайт]. - URL: https://hbr-russia.ru/karera/professionalnyy-i-lichnostnyy-rost/p26131/ (дата обращения: 10.10.2022).

3. Волков, И.В. Особенности коммуникативного потенциала современных менеджеров среднего звена / И.В. Волков // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7. - №4. - С. 10

4. Гилева, Т.А. Компетенции и навыки цифровой экономики: разработка программы развития персонала / Т.А. Гилева // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. - Серия: Экономика. - 2019. - №2. - С. 22-34

5. Ермаков, Д.С. Персонализированная модель образования: развитие гибких навыков / Д.С. Ермаков // Образовательная политика. - 2020. - №1. - С. 104-112

6. Навыки будущего для 2020-х: новая надежда (Электронный ресурс). - URL: https://rda.worldskills.rU/storage/app/media/Reports/2020%20Future%20SkiHs%202.0/Future%20SkiHs%20for%20the%202020s_A %20New%20Hope_RU.pdf (дата обращения: 10.10.2022)

7. Опорный образовательный центр и Единый учебно-методологический центр (Электронный ресурс) // Университет Иннополис [сайт]. - URL: https://innopolis.university/ooc/ (дата обращения: 10.10.2022).

8. Прохорова, М.П. Навыки будущего: значимость и условия развития в российских компаниях / М.П. Прохорова, Т.Е. Лебедева, С.А. Виноградова // Московский экономический журнал. - 2020. - № 2. - DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10104

9. Россия - страна возможностей (Электронный ресурс) // Россия - страна возможностей [сайт]. - URL: https://rsv.ru/about-us/ (дата обращения: 10.10.2022).

10. Россия 2025: от кадров к талантам. (Электронный ресурс). - URL: https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/11/Skills_Outline_web_tcm26-175469.pdf (дата обращения: 10.10.2022).

11. Университет Future Skills. Компетенции. (Электронный ресурс) // Университет Future Skills [сайт]. - URL: https://fs.worldskills.ru/competencies/ (дата обращения: 10.10.2022).

12. Яркова, Т.А. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога / Т.А. Яркова, И.И. Черкасова // Вестник Тюменского государственного университета. Серия: Гуманитарные исследования. - Humanitates. - 2016. - №2(4). - С. 222-234

13. HR клуб СКОЛКОВО. Новая реальность: предположения и факты. (Электронный ресурс) // Фонд Сколково [сайт]. -URL: https://trends.skolkovo.ru/2016/09/hr-klub-skolkovo-novaya-realnost-pred polozheniya-i-faktyi/ (дата обращения: 10.10.2022).

14. The New Foundational Skills of the Digital Economy. Developing the Professionals of the Future. (Электронный ресурс). - URL: https://www.burning-glass.com/wp-content/uploads/New_Foundational_Skills.pdf (дата обращения: 10.10.2022).

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Рамазанова Эльмира Асановна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ

С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Аннотация. В статье, на основании анализа данных полученных эмпирическим путем, представляются виды, структура уровни развития профессиональной компетенции педагога в сфере общения с родителями воспитанников. Теоретический анализ понятия «компетентность» позволил определить структуру профессиональной компетентности. Описаны методы и формы, применяемых в работе с педагогами по проблемам роста уровня развития профессиональной компетентности. Охарактеризованы компоненты и уровни развития профессиональной компетентности педагога в сфере общения с родителями воспитанников. Получен актуальный уровень развития профессиональной компетентности педагога в сфере общения с родителями воспитанников. На основе представленных данных сделаны соответствующие выводы, которые можно использовать в образовательной практике высшей школы.

Ключевые слова: родители, профессиональная компетентность, общение, навыки, умения, педагог дошкольной образовательной организации, воспитанники.

Annotation. In the article, based on the analysis of data obtained empirically, the types, structure and levels of development of professional competence of a teacher in the field of communication with the parents of pupils are presented. Theoretical analysis of the concept of "competence" allowed to determine the structure of professional competence. The methods and forms used in working with teachers on the problems of increasing the level of development of professional competence are described. The components and levels of development of professional competence of a teacher in the field of communication with the parents of pupils are characterized. The current level of development of the professional competence of the teacher in the field of communication with the parents of pupils has been obtained. On the basis of the presented data, relevant conclusions are drawn that can be used in the educational practice of higher education.

Key words: parents, professional competence, communication, skills, abilities, teacher of a preschool educational organization, pupils.

Введение. На сегодняшний день, одной из задач педагога в профессиональной сфере является создание условий для гармоничного развития дошкольников. Для этого педагогу необходимо быть профессионально компетентным. Основные требования, которыми должен обладать педагог дошкольного образования, описаны многими исследователями. Т. Алиева [1], М.А. Брутова [3], И.Г. Волик [4], А.А. Майер [6], Р.Ш. Хабибуллина [7], Р.И. Элоян [8].

Условием оказания педагогической помощи родителям воспитанников является, прежде всего, пропаганда культуры педагогического воспитания в семье, распространение педагогических знаний среди родителей и оказание им поддержки в правильном воспитании детей.

В то же время это, направление остается самым сложным для современного педагога в силу ряда обстоятельств.

Одним из важнейших условий является технология педагогического взаимодействия с родителями как средство формирования компетенций педагогов, а значит и коммуникации педагогов и семей учащихся, еще одно условие построения социального партнерства педагогов и родителей учащихся, в развитии профессиональных компетенций педагогов мы видим возможность обеспечения эффективности сотрудничества образовательной организации и семей обучающихся.

Изложение основного материала статьи Взаимодействие с семьями дошкольников представляет собой целенаправленный процесс, включающий следующие компоненты: деятельностный, познавательный, профессиональный и личностный, в основе которого лежит оптимизация имеющейся у педагога профессиональной компетентности.

Л.Н. Атмахова отметила что комплекс умений, которыми должен обладать профессионально компетентный педагог: информационных (подбор и последующее изложение информации для детей); метода проекта (проектирование профессиональной деятельности); деятельность (самоорганизация профессиональной деятельности в сфере

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.