Научная статья на тему 'ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: СПЕЦИФИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: СПЕЦИФИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРОЕКТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохорова Мария Петровна, Петровский Александр Михайлович, Баланова Софья Александровна

В статье представлено описание проектно-ориентированного управления как важнейшего механизма стратегического развития образовательных организаций. Описаны сущностные характеристики проектно-ориентированного управления, перечислены возможности, которые возникают у образовательных организации при реализации проектной деятельности, В публикации выделены уровни зрелости проектно-ориентированного управления с учетом специфики деятельности образовательных организаций, дана характеристика каждого из этапов. Описаны условия реализации проектно-ориентированного управления в системе образования. Сделаны выводы о большом потенциале проектно-ориентированного управления для развития образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прохорова Мария Петровна, Петровский Александр Михайлович, Баланова Софья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT-ORIENTED MANAGEMENT IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS: SPECIFICS AND PROSPECTS

The article presents a description of project-oriented management as the most important mechanism for the strategic development of educational organizations. The essential characteristics of project-oriented management are described, the opportunities that arise for educational organizations in the implementation of project activities are listed. The publication highlights the levels of maturity of project-oriented management, taking into account the specifics of the activities of educational organizations, and describes each of the stages. The conditions for the implementation of project-oriented management in the education system are described. Conclusions are drawn about the great potential of project-oriented management for the development of educational organizations.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: СПЕЦИФИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ»

16. Х.Д. 0 12 20 6 8 15

17. Х.Б. 3 7 20 10 5 16

1 курс

1 2 3 4 5 6

18. Н.Б. 10 12 14 13 11 11

19. И.М. 14 12 13 11 15 13

20. М.М. 2 12 20 8 8 15

21. М.Д. 14 8 17 11 9 11

22. А.И. 12 12 12 16 14 13

23. М.М. 4 6 20 10 11 9

24. Ф.Х. 4 7 20 10 5 16

25. Х.Ш. 7 10 17 10 8 14

Результаты методики оказались неоднозначными. У слушателей третьего курса все показатели примерно на одном уровне, не свойственен им только этноэгоизм. В группе высокий показатель этнической индифферентности. При этом у 78% опрошенных преобладает норма.

Преобладает позитивная этническая идентичность также у 62,5% слушателей второго курса и 75% первокурсников.

У отдельных слушателей преобладает этнофанатизм либо он соседствует с нормой, у одного слушателя зафиксирован этнонигилизм.

Выводы. Таким образом, данная методика позволила определить типы этнической идентичности и выявить случаи этнической нетерпимости (этноэгоизм, этноизоляционизм и этнофанатизм), означающие проявление дискриминации других народов. У подавляющего большинства слушателей преобладает норма, проявляющаяся в толерантности и готовности к межэтническому взаимодействию. Именно такой тип этнической идентичности способствует эффективной коммуникации, продуктивной совместной деятельности и благоприятному климату и позволяет решать сложные задачи на разных уровнях. Иностранные слушатели СибЮИ МВД России, сохраняя этническую идентичность, с уважением относятся к представителям других этносов, вместе обучаются, дружно участвуют в спортивной, научной, культурной жизни института, в волонтерской деятельности, вместе ходят в походы и на экскурсии, всегда с радостью приходят на выручку друг другу.

Литература:

1. Большой психологический словарь / [Авдеева Н.Н. и др.]; под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - Москва: АСТ; Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2009. - 811 с.

2. Бромлей, Ю.В. Этнос и этнография / Ю.В. Бромлей. - М.: Наука, 1973. - 283 с.

3. Корнилова, О.А. Идентичность личности в структуре самосознания: этнический аспект / О.А. Корнилова, А.П. Артюков, Е.А. Василевская // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2019. - №3.

4. Толковый словарь русского языка: 100000 слов, терминов и выражений / С.И. Ожегов; под общ. ред. Л.И. Скворцова. - Москва: Мир и образование, 2015. - 1375 с.

5. Cyberpedia: сайт. - 2022. - URL: https://cyberpedia.su/9xc0c0.html (дата обращения: 22.10.2022)

Педагогика

УДК 377.44

кандидат педагогических наук, доцент Прохорова Мария Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); директор, старший преподаватель Петровский Александр Михайлович Дзержинский политехнический институт (филиал)

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева» (г. Нижний Новгород); магистрант Баланова Софья Александровна

Дзержинский политехнический институт (филиал)

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева» (г. Нижний Новгород)

ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ:

СПЕЦИФИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. В статье представлено описание проектно-ориентированного управления как важнейшего механизма стратегического развития образовательных организаций. Описаны сущностные характеристики проектно-ориентированного управления, перечислены возможности, которые возникают у образовательных организации при реализации проектной деятельности, В публикации выделены уровни зрелости проектно-ориентированного управления с учетом специфики деятельности образовательных организаций, дана характеристика каждого из этапов. Описаны условия реализации проектно-ориентированного управления в системе образования. Сделаны выводы о большом потенциале проектно-ориентированного управления для развития образовательных организаций.

Ключевые слова: проектно-ориентированное управление, проект, образовательная организация.

Annotation. The article presents a description of project-oriented management as the most important mechanism for the strategic development of educational organizations. The essential characteristics of project-oriented management are described, the opportunities that arise for educational organizations in the implementation of project activities are listed. The publication highlights the levels of maturity of project-oriented management, taking into account the specifics of the activities of educational organizations, and describes each of the stages. The conditions for the implementation of project-oriented management in the education system are described. Conclusions are drawn about the great potential of project-oriented management for the development of educational organizations.

Key words: project-oriented management, project, educational organization.

Введение. В условиях высокой экономической и социальной неопределенности, стремительной смены технологий возрастает потребность в использовании эффективных механизмов управления деятельностью компаний. Одним из таких механизмов является проектно-ориентированное управление, которое получает широкое распространение в системе образования.

Образовательная политика в современной России все больше ориентируется на внедрение проектных принципов управления, которые позволяют трансформировать саму систему образования, сделать её более гибкой, отвечающей запросам общества и конечного потребителя. Это проявляется, в частности, в документах стратегического характера, раскрывающих контуры образовательной системы будущего. На федеральном уровне действует ряд документов, определяющих стратегическое значение применения проектно-ориентированного управления для стратегического развития образовательных организаций, закрепляющих приоритет инновационных механизмов для повышения качества образования, развития образовательной инфраструктуры, создания базы для технологического и социального развития страны [3, 6, 81.

Так, например, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года прямо указано, что «В основу развития системы образования должны быть положены такие принципы проектной деятельности, ... как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений» [7].

Следовательно, внедрение принципов проектно-ориентированного управления в системе образования направлено на ускорение процессов внедрения инноваций, формирует новые подходы и механизмы к решению проблем обучения и воспитания, обеспечивает развитие образовательной инфраструктуры, а также адаптирует саму систему образования к технологическим, социально-культурным и экономическим изменениям.

Образовательные организации, вставшие на путь внедрения проектно-ориентированного управления, получают значительные конкурентные преимущества, среди которых более эффективное достижение стратегических целей, возрастание эффективности распределения ресурсов, способствование профессиональному развитию работников, опора на более современные управленческие механизмы и средства. Кроме того, проектно-ориентированное управление становится важнейшим условием сотрудничества образовательной организации с другими организациями (научными, социальными, культурными, производственными и пр.) в рамках создания образовательных экосистем [10].

При этом необходимо констатировать, что внедрение проектно-ориентированного управления в деятельность образовательных организаций требует значительной трансформации традиционных организационно-управленческих структур и управленческих механизмов, сталкивается с инертностью традиционных методов управления образовательными организациями. Для образовательных организаций, представляющих традиционную процессно-ориентированную отрасль, характерен ряд противоречий, препятствующих развитию проектно-ориентированного управления, среди которых недостаточной доверие руководителей образовательных организаций к проектно-ориентированному управлению как эффективного средства стратегического развития, попытки реализовать проектно-ориентированное управление административными методами, дефицит проектных инициатив как со стороны педагогического, так и административного персонала образовательных организаций и пр. [5].

Целью статьи выступает описание сущностных особенностей реализации проектно-ориентированного управления образовательными организациями на современном этапе.

Задачами статьи выступают:

- подбор и систематизация публикаций, раскрывающих сущность проектно-ориентированного управления как специфического организационно-управленческого механизма стратегического развития компании;

- описание этапов развития проектно-ориентированного управления в практике образовательных организаций;

- формулировка условий реализации проектно-ориентированного управления в образовательных организациях.

Изложение основного материала статьи. Современные представления о проектно-ориентированном управлении

позволяют говорить о том, что грамотное использование технологий проектной работы способно перевести образовательное учреждение из состояния функционирования в режим развития [4], а это предполагает создание в образовательных организациях полноценной системы управления проектами. Такая система становится, в свою очередь, базой для системы управления изменениями, а отдельные внутренние проекты выступают механизмами воплощения изменений в образовательную практику.

Согласно Смирнову В.П., Шифрину М.Б., в систему управления проектами образовательной организации входит ряд взаимосвязанных подсистем: организационная, техническая, методологическая и социальная [9].

В рамках организационной подсистемы осуществляется административное обеспечение проектно-ориентированного управления за счет создания специфической структурно-ролевой модели управления проектами и формирования коллегиальных органов проектной деятельности (например, проектного офиса).

Техническая подсистема проектного управления включает совокупность технологических, программных и информационных ресурсов, обеспечивающих поддержание и высокий уровень эффективности базовых проектных процессов (таких как инициация, планирование, регулирование, мониторинг и контроль), чаще всего для этих целей используется специализированное программное обеспечение. Применение такого комплекса позволяет автоматизировать большинство функций проектного управления, связать эти функции с основными процессами образовательной организации, сформировать единую базу документов и ресурсов для совместной работы над проектами. Техническая подсистема, объединяя документационное сопровождение, анализ, коммуникации, документооборот и хранение информации, позволяет осуществлять работу по реализации проектов в образовательной организации на постоянной основе, вовлекать в нее различные заинтересованные лица.

Важное значение для проектно-ориентированного управления играет методологическая подсистема, структурирующая внутренние правила и способы проектной деятельности в формате внутренних регламентов, рекомендаций, шаблонов системы проектного управления проектами. Набор локальных и распорядительных актов, регламентирующих проектно-ориентированное управление в образовательной организации, может включать политику по управлению проектами (содержит концептуальные требования к управлению проектами в русле стратегических ориентиров развития образовательной организации), положение о проектной деятельности (документ, уточняющий требования существующих стандартов для определения порядка проектной работы и взаимодействия в её рамках), инструкции (описывающие детальные требования к типовым процесса проектного управления) и др.

Внутренние шаблоны документов проектно-ориентированного управления предназначены для типовых ситуаций, формирования единой системы отслеживания результатов проекта и отчетности по нему. Для образовательных организаций такие шаблоны могут включать шаблоны паспорта проекта, план проекта по вехам (контрольным мероприятиям), матрица ответственности, смета и бюджет проекта, матрица рисков проекта, отчет по периодам, итоговый отчет и т.п.

Социальная подсистема проектного управления определяется как структурная взаимосвязь сотрудников образовательной организации разных иерархических уровней и функциональных подразделений, вовлеченных в реализацию проектной деятельности на регулярной или временной основе. Социальная подсистема ориентирована на формирование новой гибкой внутренней структуры, которая позволяет оперативно объединить ресурсы организации для решения возникающих проблем. Решающее значение для социальной подсистемы проектно-ориентированного управления

имеет качество человеческого потенциала образовательной организации, которое проявляется в способности и готовности работников принимать мотивированное участие в проектной работе, выдвигать инициативу, принимать на себя дополнительную ответственность.

Система проектно-ориентированного управления, создаваемая в образовательных организациях, становится органичной частью действующей системы управления, тесно связанной с существующими внутренними и внешними условиями и предназначенной для обеспечения развития образовательной организации. Иными словами, ее можно назвать базой для процессов управления изменениями и развитием.

Формирование системы проектно-ориентированного управления в образовательной организации предполагает последовательное прохождение трех основных этапов, характеризующих степень зрелости проектной работы с учетом специфики образования.

Этап 1 - Использование проектной технологии обучения как образовательной технологии. В этом случае понятие «проектно-ориентированное управление» подменяется понятием «проектное обучение», что выражается в реализации проектной работы с обучающимися в рамках образовательного процесса. Главной чертой этого этапа является направленность усилий администрации и педагогического коллектива образовательной организации на получение новых значимых результатов за счет проектной деятельности обучающихся, может наблюдаться попытка обозначения отдельных типовых процессов и мероприятий понятием «проект».

Признаками этого этапа выступают:

- слабая связь проектной работы со стратегией развития образовательной организации;

- отсутствие единого центра координации проектной работы;

- большое количество педагогических проектов разной направленности и масштаба;

- концентрация усилий на проектах мероприятийного характера, практическое отсутствие проектов, направленных на создание новых организационных механизмов, способов, форматов взаимодействия.

Этап 2 - Разработка и реализация образовательных и социальных проектов. Данный этап наступает тогда, когда у образовательной организации накоплен некоторый опыт по реализации педагогических проектов, и появляется возможность развития более масштабных, содержательных, инновационных решений.

На данном этапе проектно-ориентированное управление становится более системным и выступает как:

- способ решения значимой для образовательной организации проблемы (отдельные проекты разрабатываются для решения существующих проблем новыми способами либо использования новых возможностей);

- способ стратегического развития образовательной организации (проекты разрабатываются для освоения новых направлений деятельности, привлечения дополнительных ресурсов, в т.ч. финансовых, установление новых контактов);

- способ профессионального и личностного развития участников проекта (когда посредством участия в проекте педагоги и административные работники приобретают новые компетенции, осваивают новые видов активности, расширяют круг профессиональных контактов).

Второй этап развития проектного управления обладает такими важнейшими характеристиками как:

- высокая ориентированность на конкретные конкурсы, региональные и федеральные программы развития;

- ограниченный коллектив исполнителей;

- ограниченный набор направлений для участия, обозначенный, чаще всего стратегией развития организации;

- часто спонтанный характер проектов, нерегулярный характер проектной деятельности.

Переходу образовательных организаций на этот уровень способствует наличие у образовательной организации взаимосвязей с органами муниципального управления, другими образовательными организациями, научными, производственными, общественными компаниями, а также участие в сетевых партнёрствах и программах.

Этап 3 - Использование управления проектами как управленческой технологии для достижения значимых целей развития образовательной организации.

Данный этап характеризуется как высший уровень развития проектно-ориентированного управления, когда последнее приобретает регулярный и системный характер. На данном этапе проекты становятся неотъемлемой частью стратегии, формируются специализированные подразделения, координирующие проектную работу как сотрудников, так и обучающихся (чаще всего это проектные офисы), распространяется инновационный тип мышления, обеспечивающий постоянный поиск идея для проектной реализации.

Для этого этапа характерны такие черты:

- согласованность проектной деятельности со стратегическими целями образовательной организации, «разложимость» стратегии развития образовательной организации на отдельные программы и проекты;

- наличие актуальных локальных документов, регламентирующих проектную деятельность;

- использование информационных средств (специализированного программного обеспечив или сетевых платформ) для реализации проектов;

- наличие временных или постоянных организационных структур для проектной работы;

- разработанность механизмов вовлечения работников образовательной организации и заинтересованных лиц в проектную деятельность, в т.ч. эффективных методов мотивации и стимулирования участников проектов;

- регулярная оценка эффективности проектной деятельности со стороны руководства образовательной организации и заинтересованных лиц.

Переход образовательной организации на последующий этап зрелости проектно-ориентированного управления опосредован соблюдением ряда условий.

Во-первых, применение принципов проектно-ориентированного управления основано на стремлении руководителя образовательной организации достичь гибкости и эффективности её развития в стратегической перспективе.

Во-вторых, проектно-ориентированное управление строится на активном мониторинге проблем, поиске возможностей для их решения имеющимися средствами.

В-третьих, проектно-ориентированное управление основано на делегировании полномочий, и поэтому требует изменения подходов к организации работы, традиционно используемых в образовательных организациях.

В-четвертых, применение принципов проектно-ориентированного управления возможно только при наличии адекватной системы мотивации и стимулирования труда педагогических и административных работников.

В-пятых, проектная деятельность в условиях образовательных организаций основана на изменении приоритетов в распределении ресурсов между текущими процессами (учебно-воспитательным, административным и пр.) и перспективными проектами.

Выводы. Таким образом, можно заключить, что внедрение проектно-ориентированного управления в деятельность образовательных организаций предполагает изменение организационно-управленческих механизмов, связанных с распределением работ и делегированием полномочий, созданием особой внутренней культуры, направленный на поиск

решений и создание инноваций, трансформацией традиционных способов вовлечения работников и обучающихся в совместную работу. При этом перспективы проектно-ориентированного управления в образовательных организациях не вызывают сомнений и расцениваются как высокие, прежде всего, за счет более эффективного использования человеческого потенциала.

Литература:

1. Двенадцать решений для нового образования: доклад Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики / под ред. Я.И. Кузьминова, И.Д. Фрумина; Центр стратегических разработок; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», 2018.

2. Доклад центра стратегических разработок и высшей школы экономики НИУ ВШЭ «Двенадцать решений для нового образования» // Высшая школа экономики [сайт], 1993. - URL: https://publications.hse.ru/books/218061780 (Дата обращения 04.10.2022 г.)

3. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 04.06.2020) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» // Консультант-плюс [сайт], 1997. - URL: http://www.consultantш/document/cons_doc_LAW_286474/(Дата обращения 04.10.2022 г.)

4. Прикот, О.Г. Методология проектного управления в образовательной организации / О.Г. Прикот // Казанский педагогический журнал. - 2018. - № 6. - С. 25-30

5. Прикот, О.Г. Обоснование проектного управления в образовании: Триггеры и готовность руководителей / О.Г. Прикот // Человек и образование. - 2019. - № 4 (61) - С. 4-10

6. Проект «Ключевые направления развития российского образования для достижения Целей и задач устойчивого развития в системе образования» до 2035 г. // Федеральный институт развития образования РАНХиГС [сайт], 2022. - URL: http://edu2035.fironir.ru/index.php/stati-opublikovannye-uchastnikami-soobshchestva/86-klyuchevye-napravleniya-2035 (Дата обращения 04.10.2022 г.)

7. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». // Консультант Плюс [сайт], 1997. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/404acceb6b806af7e46939aa23904acdec1df1f5/(Дата обращения 04.10.2022 г.)

8. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года». // Консультант Плюс [сайт], 1997. - URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/43281.Мт^(Дата обращения 04.10.2022 г.)

9. Смирнов, В.П. Внедрение проектно-ориентированного стиля управления в систему профессионального образования / В.П. Смирнов, М.Б. Шифрин // Управленческое консультирование. - 2021. - № 3. - С. 90-97

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Экосистема науки, образования и инноваций Красноярского края: идея, перспективы, проекты: аналит. докл. / под ред. В.С. Ефимова. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2020. - 130 с.

Педагогика

УДК 377.44

кандидат педагогических наук, доцент Прохорова Мария Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); директор, старший преподаватель Петровский Александр Михайлович Дзержинский политехнический институт (филиал)

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева» (г. Нижний Новгород); магистрант Баланова Софья Александровна

Дзержинский политехнический институт (филиал)

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева» (г. Нижний Новгород)

ВОЗМОЖНОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ «НАВЫКОВ БУДУЩЕГО» У СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. Статья посвящена «навыкам будущего», развитие которых необходимо для эффективной трудовой деятельности в условиях Индустрии 4.0. В работе систематизированы подходы к описанию «навыков будущего», приведены подходы к классификации таких навыков. Установлено, что единая модель навыков будущего в настоящее время отсутствует, а важнейшими навыками, которые обеспечат высокую эффективность человека в динамичной среде, являются универсальные когнитивные, коммуникативные, цифровые навыки. В условиях образовательных организаций формирование и развитие навыков будущего возможно как на базе специализированных федеральных платформ и проектов, так и посредством обогащения учебных планов и конкретных учебных дисциплин соответствующими темами. Сделаны выводы о высокой значимости работы по формированию и развитию навыков будущего у студентов в современных условиях.

Ключевые слова: навыки будущего, развитие, вуз, обучающийся.

Annotation. The article is devoted to the "skills of the future", the development of which is necessary for effective labor activity in the conditions of Industry 4.0. The paper systematizes approaches to the description of "skills of the future" and provides approaches to the classification of such skills. It has been established that there is currently no unified model of the skills of the future, and the most important skills that will ensure high human efficiency in a dynamic environment are universal cognitive, communication, and digital skills. In the conditions of educational organizations, the formation and development of skills of the future is possible both on the basis of specialized federal platforms and projects, and by enriching curricula and specific academic disciplines with relevant topics. Conclusions are drawn about the high importance of the work on the formation and development of future skills among students in modern conditions.

Key words: future skills, development, university, student.

Введение. Диверсификация экономики страны и её переход на инновационный путь развития сопровождается повышением внимания к вопросам развития специфических навыков, востребованных в новых условиях, т.н. навыков будущего. Потребность в универсальных компетенциях, обеспечивающих эффективность человека в условиях Индустрии 4.0, с каждым годом возрастает, а проблематика развития человеческого капитала для новой экономики стала краеугольным камнем для исследований экономистов, педагогов, управленцев, социологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.