4. Инновационный менеджмент: справ. пособие / П. Н. Завлин, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели; под ред. П. Н. Завлина [и др.]. - СПб.: Наука, 1997. - 559 с.
5. Подлесный, С. А. Формирование внутривузовской системы привлечения студентов к инновационной деятельности в Красноярском крае / С. А. Подлесный, В. И. Темных, А. А. Иптышев, И. М. Полежаева // Инженерное образование. - 2005. - № 3. - С. 82-90.
© Иптышев А. А., Колмакова З. А., Багаев А. О., 2017
УДК 378.147
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА МЕЖДУ ВУЗОМ И ПРЕДПРИЯТИЕМ
Е. Т. Китова
Новосибирский государственный технический университет
В статье рассматривается вопрос о развитии профессионального партнёрства между вузом и предприятием. Обоснована актуальность такого партнёрства. Представлены модели партнёрства в зарубежных странах. На примере Новосибирского государственного технического университета показаны возможные пути реализации профессионального партнёрства с профильными предприятиями. В заключение описаны задачи, которые необходимо решить для эффективного партнёрства вуза с предприятием.
Ключевые слова: профессиональное партнёрство, высшее образование, опорный вуз, профильное предприятие, социальное партнёрство.
В течение последнего десятилетия в России активно идёт процесс сближения профессиональных образовательных учреждений с предприятиями. Однако идея партнёрства не является новшеством ни для зарубежного профессионального образования, ни для отечественного, так как ещё в советские времена профессиональная подготовка кадров предусматривала развитие следующих направлений: соединение теоретического образования с производством, взаимодействие учебных заведений с базовыми предприятиями, распределение учащейся молодёжи на рабочие места в соответствии с выбранной специальностью. Данный подход в образовании, с одной стороны, позволял молодым людям, наряду с аттестатом, получать свидетельство о приобретённой специальности; с другой, советская система образования, построенная на связи обучения с производством, позволяла высшему учебному заведению решать проблему трудоустройства выпускника, а предприятию ежегодно пополнять кадровый состав молодыми специалистами. В постсоветский период наблюдался определённый разрыв этих связей в силу экономических условий. Почти перестала существовать система распределения молодых специалистов после окончания вуза, изменился рынок труда.
Принятый сегодня курс на модернизацию профессионального российского образования, направленный на повышение качества подготовки специалистов всех уровней, невозможен без создания единого образовательного пространства, без кардинальных изменений в отношениях между производителями и потребителями образовательных услуг, без партнёрства в данной области. Опыт показывает, что партнёрство является важнейшим условием обеспечения качественного профессионального образования и обучения. Эта позиция нашла подтверждение и на Саммите G8 в г. Санкт-Петербурге. Правительства ведущих мировых держав заявили о значимости своего участия в области образования и обязались «учитывать мнение предпринимательского сообщества, высших учебных заведений и организаций трудящихся» [1].
Социальное партнёрство как новый термин появился в образовании совсем недавно. Изучение литературы показало, что данная проблема получила освещение в работах учёных Е. В. Ткаченко, И. П. Смирнова и др. [2].
Авторы под термином «партнёрство» подразумевают систему сотрудничества, основанную на открытых соглашениях между различными институтами, подразумевающую понимание, коллективную работу и совместно принятые планы. Поэтому понятие «социальное партнёрство» рассматривается как разнообразные формы сотрудничества, в которых предпринимательская деятельность, рабочая сила, правительство и сфера образования создают общими силами форму и содержание профессиональной подготовки и обучения» [2].
Взаимодействие между партнёрами в профессиональной сфере представляет собой профессиональное партнёрство. Понятие «взаимодействие» выражает процесс, при котором субъекты (органы власти, работодатели, образовательные учреждения) взаимодействуют в процессе деятельности, достигают общественного согласия и обоюдной ответственности за её результаты.
Большой интерес представляет международный опыт партнёрства профессиональных учебных заведений и предприятий в Германии, Швеции, Франции.
Профессиональное партнёрство в Германии является одним из важнейших элементов дуальной системы обучения, которое предполагает прямое участие предприятий в профессиональном образовании. На предприятиях, где проводится обучение, выборные представители работников участвуют в планировании и реализации программ профессионального образования и назначении инструкторов производственного обучения.
Шведскую модель организации профессионального партнёрства отличает высокий уровень государственного регулирования. Из представителей населения, руководителей предприятий, профсоюзов, учебных заведений, органов власти создают комитеты, которые оказывают помощь местным организациям-посредникам на рынке труда, предлагая помощь в проведении массового переобучения специалистов.
Опыт развития профессионального партнёрства во Франции регулируется партнёрами в рамках коллективных договоров и правительством в соответствии с законами и другими правовыми документами. Большую роль
в области образования играет программа «ученичества», направленная на предоставление возможности обучения с выдачей технического или профессионального сертификата.
В России сегодня профессиональное партнёрство реализовано в совместной разработке стандартов профессионального образования. Образовательная система нуждается в дальнейшем расширении и развитии партнёрства в другие сферы профессионального сотрудничества.
Анализ международной и российской практики показал, что партнёрство направлено на поддержание образования, обеспечивающего производственные потребности компаний в компетентных специалистах, и может реализовываться на основе:
- участия в разработке квалификационных требований к специалистам (спецификация сферы труда), национальных стандартов профессий и совершенствования национальной системы квалификаций;
- организации производственной практики и стажировок на предприятии (обучение на рабочем месте);
- содействия в трудоустройстве;
- участия учебных заведений профессионального образования в повышении квалификации работников предприятий - социальных партнёров (модульные программы, основанные на компетенциях);
- проведения профориентационных мероприятий в учебных заведениях, направленных на повышение привлекательности отрасли для потенциальных работников;
- оказания помощи предприятиями в модернизации учебного оборудования, оснащении или ремонте учебных помещений.
Для отечественного образования партнёрство с предприятиями должно стать естественной формой существования в условиях рыночной экономики. Только в тесном контакте с партнёрами возможна реализация основной функции - обеспечение рынка труда конкурентоспособными специалистами, востребованными современной экономикой. Поэтому мы рассматриваем профессиональное партнёрство как продуктивное взаимодействие всех участвующих на рынке образовательных услуг субъектов, заинтересованных в качественной подготовке конкурентоспособных специалистов, способных успешно осуществлять свою профессиональную деятельность в условиях современного производства.
Введение в образовательную систему РФ прикладного бакалавриата сделало развитие профессионального партнёрства ещё более актуальным. Понятие «прикладной бакалавриат» возникло в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года «Стратегия 2020» [3]. Это направление было названо одним из первых среди множества путей по повышению доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики России и современным потребностям общества. Особенную популярность программы прикладного бакалавриата приобрели в технических областях - там, где осуществляется практическое применение технологий. Практикоориентированный характер - главная особенность программ прикладного бакалавриата.
В 2013 году министерство рекомендовало всем вузам вводить образовательные программы прикладного бакалавриата и поставило количественные цели по их внедрению. В частности, к 2018 году по таким программам должно обучаться не менее 30 процентов студентов-бакалавров.
Программы практикоориентированного бакалавриата эффективны, поскольку разрабатываются совместно с представителями работодателей, формулирующих требования к компетенциям и выпускникам. В целом программы подготовки практикоориентированных бакалавров основаны на сотрудничестве между учебными заведениями и предприятиями, а также на результатах обучения; включают обязательный период работы в компании (обычно не менее 12-16 недель); предполагают участие в преподавании сотрудников предприятий/компаний.
Программа прикладного бакалавриата дороже программ академического бакалавриата, что может быть сбалансировано за счёт формирования целевого заказа работодателей. Развитию прикладного бакалавриата обязательно будет способствовать расширение производственно-образовательных кластеров.
Примером развития профессионального партнёрства может быть консорциум «Научно-производственный образовательный кластер авиастроения Новосибирской области», созданный в 2011 году и объединивший в единую концепцию учебные программы Новосибирского авиационного технического колледжа и факультета летательных аппаратов Новосибирского государственного технического университета. В перечисленных учебных заведениях были пересмотрены и приведены в соответствие с нуждами производства учебные программы и введён ряд новых предметов. Лекции студентам читают специалисты и ведущие сотрудники авиационного предприятия. В рамках кластера факультет летательных аппаратов НГТУ является основным поставщиком инженерных кадров для авиационного завода и координатором учебной и научной деятельности.
В области энергетики создан консорциум «Энергоэффективная Сибирь», объединивший энергетические и образовательные учреждения. Создание консорциума позволило интегрировать все уровни образования, выстраивая совместные образовательные программы с учётом требований работодателей. Специалисты консорциума «Энергоэффективная Сибирь» уже готовят новые программы обучения и рассчитывают, что они будут встроены в учебный процесс подготовки как новых кадров, так и переподготовки специалистов промышленных и энергетических предприятий региона.
Развитие профессионального партнёрства на муниципальном уровне реализовалось в утверждении Новосибирского государственного технического университета в качестве опорного вуза региона. В 2017 году Новосибирский государственный технический университет в числе 22 российских вузов стал победителем второго
этапа конкурса программы Министерства образования и науки Российской Федерации по созданию опорных вузов. Целью проведения конкурса был отбор проектов программ развития, направленных на формирование опорных университетов в целях социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, в том числе за счёт создания университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов [4]. По результатам первого этапа конкурса статус опорных вузов получили 11 университетов.
Статус опорного вуза получают учебные заведения, которые способны решать задачи подготовки специалистов высокого уровня для нужд региона, стать научным центром, создать социально-культурную инфраструктуру.
НГТУ с представленной Программой развития опорного университета вошёл в группу из восьми вузов, которым выделяется федеральное финансирование для реализации Программ.
Министерство образования уделяет большое внимание развитию опорных вузов и их взаимодействию с предприятиями. В сентябре 2017 года планируется круглый стол на площадке 1Т-парка «Точка кипения» Петрозаводского государственного университета «Взаимодействие опорного вуза с работодателями как условие качественной подготовки выпускников». Организаторами мероприятия выступают Национальный фонд подготовки кадров, Благотворительный фонд «Система» и Петрозаводский государственный университет при поддержке Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки Российской Федерации.
Эффективное взаимодействие вузов и работодателей является необходимым условием полноценного развития системы высшего образования и трудовых отношений в России, и особая роль здесь отведена опорным университетам, основная задача которых - подготовка и удержание молодых кадров для развития реальных экономик, выстраивание эффективного взаимодействия с предприятиями, которое подразумевает согласованность действий всех заинтересованных сторон, наличие взаимопонимания между ними и стремления к выработке общего видения ситуации.
Кадровый вопрос занимает устойчивое третье место среди проблем, с которыми сталкиваются предприятия - таково мнение большинства работодателей. По значимости эта проблема уступает лишь двум другим, напрямую определяющим экономическое положение предприятий: инвестициям и сбыту продукции. Актуальность вопроса возрастает в связи с финансовым кризисом, который не только предъявляет новые требования и ставит задачи перед системой образования, но и в корне меняет приоритеты кадровой политики работодателей. Круглый стол направлен на решение следующих задач:
- представить успешные практики взаимодействия опорных вузов и предприятий в целом и в частности при разработке образовательных программ;
- определить отношения работодателя к качеству профессиональной подготовки выпускников технических вузов;
- конкретизировать требования работодателя к компетенциям работника технических направлений подготовки для различных видов деятельности;
- выявить существующие формы взаимодействия вузов и предприятий на примере Республики Карелия;
- дать рекомендации по осуществлению инновационной программы взаимодействия технических вузов и предприятий при разработке и последующей корректировке образовательных программ.
В настоящее время промышленное производство нуждается в высокотехнологичных разработках, реализация которых требует от инженеров коллективного принятия решений, сплочённости, общих усилий для создания и разработки качественного продукта, ответственности за результаты совместной деятельности коллектива и своего труда. Следовательно, назрела необходимость в подготовке специалистов нового поколения, которые, наряду с фундаментальной теоретической подготовкой и высоким уровнем практических умений, владеют основами профессиональной культуры отрасли. Именно такие специалисты будут в будущем приносить своим предприятиям наибольшую прибыль, а потому они наиболее востребованы на рынке труда, что в свою очередь делает будущих специалистов конкурентоспособными.
Библиографический список
1. Образование для инновационных обществ в XXI веке // Образовательная политика. - 2006. - № 8. - С. 13-19.
2. Смирнов, И. П. Социальное партнёрство: Что ждёт работодатель? (итоги пилотного Всероссийского социологического исследования) / И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко. - М.: ООО «Аспект», 2004. - 32 с.
3. Стратегия - 2020: Новая модель роста - новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. Кн. 1; под научн. ред. В. А. Мау, Я. И. Кузьминова. -М.: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2013. - 430 с.
4. О проведении конкурсного отбора образовательных организаций высшего образования на финансовое обеспечение программ развития федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счёт средств федерального бюджета в 2016-2018 годах: приказ Минобрнауки России № 811 от 7 августа 2015 г.
© Китова Е. Т., 2017