УДК 004.5:[378.1:001.895]
ВИРТУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТНЫЙ ОФИС КАК ЭЛЕМЕНТ ИНФРАСТРУКТУРЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ
А. А. Иптышев, З. А. Колмакова, А. О. Багаев
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье рассматривается проблема создания эффективной инновационной инфраструктуры в региональном вузе на примере Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, территориально удалённого от промышленных центров производства и тиражирования продукции. Предлагается вариант решения данной проблемы с использованием современных информационных технологий.
Ключевые слова: проектный офис, инновационная деятельность, инфраструктура вуза, информационные технологии, организация НИРС, жизненный цикл инновации.
Создание эффективной системы привлечения студентов, аспирантов и молодых учёных к инновационной деятельности можно назвать одним из важнейших элементов создания региональной инновационной системы. Это в свою очередь в соответствии с «Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» (утверждёнными Президентом Российской Федерации В. В. Путиным Приказом № 576 от 30 марта 2002 г.) является составной частью процесса формирования национальной инновационной системы. Несмотря на то что, как отмечают многие, в настоящее время в России наблюдаются попытки создания национальной инновационной среды, соответствующей требованиям современного уровня развития экономики и производства, нельзя говорить о наличии такой среды как на уровне России в целом, так и на уровне регионов в частности, например, Красноярского края и Республики Хакасии [1; 2].
Инновационная среда должна включать в себя разработчиков новаций, инвесторов, товаропроизводителей конкурентоспособной продукции или услуг и соответствующий порядок взаимодействия указанных элементов [3; 4]. При этом разработка новшества становится инновацией только после внедрения, то есть или после реализации, или до стадии выпущенного на рынок и воспринятого потребителем продукта. Таким образом, очевидно, что новшества, не отвечающие коммерческим интересам товаропроизводителей, не являются инновацией вне зависимости от их научно-практической ценности.
Классически выделяются нижеперечисленные этапы жизненного цикла инновации на предприятии [3]. Систематизация поступающих идей, включающая сбор информации:
- о разработках;
- о потенциальных возможностях фирмы в отношении разработки и освоения продукции, определение размеров риска;
- о целевых рынках и долгосрочных тенденциях их развития. Отбор идей:
- оценка возможностей практической реализации идеи;
- оценка степени технологической общности разработки и традиционных процессов;
- соответствие идеи имиджу фирмы и стратегии развития;
- определение патентной чистоты разработки. Анализ экономической эффективности идеи:
- техническая оценка идеи;
- определение расходов на освоение идеи и сроков окупаемости;
- оценка необходимых ресурсов;
- оценка сроков освоения и рентабельности идеи. Реализация новшества:
- разработка конкретной программы реализации с распределением обязанностей по подразделениям;
- проведение технических испытаний;
- запуск и поддержка соответствующих производственных процессов. Тестирование на рынке (относится к продукту):
- тестирование на ограниченном рынке в течение не менее нескольких месяцев по цене и другим коммерческим условиям (предоставление скидок с цены, кредита и т. д.);
- выбор оптимальных каналов реализации;
- выбор средств и методов рекламы;
- организация технического обслуживания. Принятие решения о внедрении идеи в производство:
- коммерческое обоснование нововведения;
- оценка производственных возможностей предприятия;
- оценка финансовых возможностей предприятия;
- оценка соответствия продукта (технологии) нормативным показателям;
- обеспечение патентной зашиты нововведения.
В настоящее время, пользуясь только своими ресурсами, практически ни одно предприятие малого и среднего бизнеса не может осуществить полный инновационный цикл, например, вследствие нехватки финансовых средств. Для решения указанной проблемы создаются различные инновационные инфраструктурные образования региона и подразделения внутри крупных субъектов инновационной деятельности.
Другая проблема - нехватка соответствующего кадрового сопровождения проектов. Данная проблема не будет решена до тех пор, пока не будет создана стройная система привлечения студенческой молодёжи к инновационному бизнесу. Классическая модель организации НИРС студентов в вузе (рис. 1) является лишь отправной точкой для подготовки кадров, способных к инновационному предпринимательству.
Рис. 1. Традиционная модель НИРС
Данная модель позволяет синтезировать разработки неопределённой рыночной значимости, что подтверждается статистически: 0,8 % разработок, созданных по инициативе вузов, имеют коммерческую реализацию. Из них почти 99,2 % рождаемых вузами новаций происходит по заказам предприятий.
Известны иные модели взаимодействия вузов и предприятий: например, межвузовские студенческие бизнес-инкубаторы (рис. 2), в которых молодые разработчики получают навыки ведения наукоёмкого бизнеса за счёт внешней финансовой поддержки со стороны администрации региона или вуза и т. д.
Рис. 2. Место студенческого бизнес-инкубатора в системе рыночных взаимоотношений и схема его финансирования
Другой вариант - организация внутри вуза так называемого центра коммерциализации разработок, который позволяет уже имеющиеся разработки довести до полного инновационного цикла (рис. 3).
Рис. 3. Включение центра коммерциализации разработок в структуру вуза
Подобная схема, на наш взгляд, наиболее предпочтительна для крупных технических вузов, имеющих наибольший потенциал прикладных разработок. Например, в Красноярском государственном техническом университете в 2004 году был создан Молодёжный инновационный центр (МИЦ) (рис. 4), в функции которого входит координация деятельности всех участников инновационного процесса внутри вуза, а также отбор коммерциа-лизуемых разработок, зашита интеллектуальной собственности и доведение их через студенческие конструкторские бюро (СКБ) факультетов до технической документации или опытного образца. Кроме того, МИЦ обеспечивает информационную поддержку внешних связей вуза с другими участниками инновационного процесса.
И самое главное, на всех этапах коммерциализации разработок должна вестись подготовка кадров для наукоёмкого бизнеса. Здесь важно учитывать мотивацию участников молодёжной инновационной деятельности.
По нашим данным, полученным в результате мониторинга по всем вузам города за последние три года, структура мотиваций участников молодёжного инновационного процесса следующая (рис. 5) [5].
Инновационная деятельность является неосновной для всех указанных категорий, поэтому её задачи зачастую воспринимаются как второстепенные, а результат - как незначимый по отношению к результату основной деятельности. Основной деятельностью студентов является учебная (так считают ~ 74 % учащихся), однако большинство из этих ~ 74 % выделяют в качестве главной цели учебной деятельности приобретение диплома (~ 92 %).
Рынок
Предприятие
Рис. 4. Включение Молодёжного инновационного центра в систему взаимодействия вуза с окружающей средог'1
70 60 50 40 30 20 10 0
■ Стремление к саморазвитию
■ Стремление к получению материальных благ
□ Стремление к самоутверждению
Студенты
Аспиранты Молодые преподаватели
Рис. 5. Сравнительный анализ мотивации участников молодёжного инновационного процесса, %
Основной деятельностью аспирантов является научно-исследовательская, однако так её воспринимают лишь 48 % обучающихся в очной аспирантуре. Основной деятельностью свыше 20 % аспирантов считают организационную и преподавательскую. Остальные в качестве основных называют виды деятельности, не относящиеся к обучению в аспирантуре.
Основной деятельностью молодого преподавателя является педагогическая. Этой точки зрения придерживаются свыше 50 % молодых преподавателей. В качестве основных видов деятельности ими называются также научно-исследовательская (около 18 %), организационная (около 10 %).
На основании вышеизложенного представляется возможным заключить, что структура организационных подразделений, созданная для обеспечения молодёжной инновационной деятельности в рамках вуза, должна отвечать следующим требованиям:
- должны быть функционально выделены и поддержаны подразделения, организующие работу студентов, аспирантов и молодых учёных;
- в функции молодёжных инновационных подразделений должна входить организация мероприятий по обучению и обмену опытом научно-инновационной деятельности по всем стадиям инновационного цикла;
- организационная структура, обеспечивающая и координирующая молодёжную научно-инновационную деятельность, должна быть включена в цепочку всех инновационных процессов по вузу в целом, а также в цепочку процессов, исполняемых за его пределами;
- необходимо дифференцировать и уровни инновационной деятельности студентов и аспирантов, чтобы предоставить большинству возможность реализовать собственный потенциал в наиболее подходящей форме.
Важно отметить, что разработку и проектирование новой продукции на базе новых изобретений и инженерных решений в современных условиях следует вести на базе новых технологий проектирования, в специализированных внутривузовских и межвузовских проектных подразделениях (в первую очередь молодёжных), под руководством опытных проектировщиков, при совместной работе конструкторов, технологов и материаловедов. Только в таком тесном взаимодействии разнородных специалистов сейчас можно создать новую конкурентоспособную продукцию с перспективами продвижения на рынок.
Можно говорить, что развитие современных информационных технологий предоставляет новые возможности для развития инфраструктуры инновационной деятельности в инженерных вузах, территориально удалённых от центров промышленного производства и тиражирования продукции. Например, на базе Института информационных технологий и инженерного образования Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова актуальной является задача создания виртуального проектного офиса (рис. 6) как инструмента вовлечения студентов, аспирантов и молодых учёных в научно-исследовательские и инновационные проекты.
УНИВЕРСИТЕТ
Институт 1
~7~
X
Институт №
-V
Л"
Институт информационных технологий и инженерного образования
V:
7
ВИРТУАЛЬНЫМ ПРОЕКТ ОФИС
\
\
Банк данных разработчиков
\
Менеджеры проектов
СГ
Банк данных реализованных проектов
/
/
ч
7
\
/
/
xz
Заказчик результатов НИР и НИРС
Рис. 6. Предлагаемая структура проектного офиса ИИТИО ХГУ им. Н. Ф. Катанова
Концепция организации работы предприятий - свободный или виртуальный офис (freestanding) - основана на том, что главным критерием оценки работы сотрудника является не факт присутствия на рабочем месте, а результат. Если нет результата, то какая разница, где работа не сделана: в офисе или в другом месте. Наиболее востребована эта концепция для консалтинговых и аудиторских компаний, специалисты которых основную часть своего времени проводят на объекте у клиента, а постоянное место в офисе им нужно лишь один-два раза в неделю, а то и в месяц, на несколько часов.
Авторским коллективом предлагается разработать информационную систему, размещённую в сети интернет, объединяющую банк данных разработчиков, структурированный в виде портфолио с указанием участия в проектах, и банк данных реализованных проектов с описанием полученных результатов и контактной информацией руководителя проекта для потенциального заказчика.
В качестве задач проектного офиса можно назвать следующие:
- предоставление разработчикам удобный доступ к данным, чтобы они могли лучше понимать суть возникающих проблем и предпринимать более эффективные действия;
- улучшение способности разработчиков организации предвидеть изменения требований заказчика, управлять ими и предпринимать адекватные действия;
- обеспечение эффективной и гибкой совместной работы проектных групп;
- повышение производительности труда каждого разработчика и предоставление возможности большому количеству разработчиков участвовать в выполнении проекта независимо от места нахождения.
Очевидно, что эффективность работы виртуального проектного офиса будет зависеть от количества и качества проектов, поэтому он должен объединять разработчиков всех институтов университета, но прежде всего Института информационных технологий и инженерного образования, так как заказчика прежде всего интересует описание продукта или технологии, предлагаемой университетом для коммерциализации. По нашему мнению, данный принцип работы достаточно удобен для организации работы НИР и НИРС студентов аспирантов и молодых учёных для реализации проектов по заказу предприятий малого и среднего бизнеса.
В качестве типового примера проекта (рис. 7) можно представить проект разработки сайта компании, выполненный на кафедре информационных технологий и систем ИИТИО ХГУ им. Н. Ф. Катанова. Очевидно, что подобные разработки могут носить массовый характер и выполняться небольшими проектными группами, но они могут вовлекать в проектную деятельность и большое количество студентов и аспирантов, колторые получают необходимые практические навыки для дальнейшего трудоустройства по специальности.
Рис. 7. Пример проекта НИРС студента А. О. Багаева по разработке сайта компании, выполненного в 2017 году
Библиографический список
Вольф, А. К. Стратегия инновационного развития Красноярского края на период до 2020 года / А. К. Вольф // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. М. Ф. Решетнева. - 2011. - № 7 (40). - С. 3-8.
Моргун, В. Н. Основные направления политики Красноярского края в области создания и внедрения научно-технических разработок / В. Н. Моргун, А. А. Иптышев, Я. Ю. Быбина // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. М. Ф. Решетнева. - 2011. - № 7 (40). - С. 9-14.
Фатхутдинов, Р. А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / Р. А. Фатхутдинов. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 1998. - 532 с.
1
2
4. Инновационный менеджмент: справ. пособие / П. Н. Завлин, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели; под ред. П. Н. Завлина [и др.]. - СПб.: Наука, 1997. - 559 с.
5. Подлесный, С. А. Формирование внутривузовской системы привлечения студентов к инновационной деятельности в Красноярском крае / С. А. Подлесный, В. И. Темных, А. А. Иптышев, И. М. Полежаева // Инженерное образование. - 2005. - № 3. - С. 82-90.
© Иптышев А. А., Колмакова З. А., Багаев А. О., 2017
УДК 378.147
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА МЕЖДУ ВУЗОМ И ПРЕДПРИЯТИЕМ
Е. Т. Китова
Новосибирский государственный технический университет
В статье рассматривается вопрос о развитии профессионального партнёрства между вузом и предприятием. Обоснована актуальность такого партнёрства. Представлены модели партнёрства в зарубежных странах. На примере Новосибирского государственного технического университета показаны возможные пути реализации профессионального партнёрства с профильными предприятиями. В заключение описаны задачи, которые необходимо решить для эффективного партнёрства вуза с предприятием.
Ключевые слова: профессиональное партнёрство, высшее образование, опорный вуз, профильное предприятие, социальное партнёрство.
В течение последнего десятилетия в России активно идёт процесс сближения профессиональных образовательных учреждений с предприятиями. Однако идея партнёрства не является новшеством ни для зарубежного профессионального образования, ни для отечественного, так как ещё в советские времена профессиональная подготовка кадров предусматривала развитие следующих направлений: соединение теоретического образования с производством, взаимодействие учебных заведений с базовыми предприятиями, распределение учащейся молодёжи на рабочие места в соответствии с выбранной специальностью. Данный подход в образовании, с одной стороны, позволял молодым людям, наряду с аттестатом, получать свидетельство о приобретённой специальности; с другой, советская система образования, построенная на связи обучения с производством, позволяла высшему учебному заведению решать проблему трудоустройства выпускника, а предприятию ежегодно пополнять кадровый состав молодыми специалистами. В постсоветский период наблюдался определённый разрыв этих связей в силу экономических условий. Почти перестала существовать система распределения молодых специалистов после окончания вуза, изменился рынок труда.
Принятый сегодня курс на модернизацию профессионального российского образования, направленный на повышение качества подготовки специалистов всех уровней, невозможен без создания единого образовательного пространства, без кардинальных изменений в отношениях между производителями и потребителями образовательных услуг, без партнёрства в данной области. Опыт показывает, что партнёрство является важнейшим условием обеспечения качественного профессионального образования и обучения. Эта позиция нашла подтверждение и на Саммите G8 в г. Санкт-Петербурге. Правительства ведущих мировых держав заявили о значимости своего участия в области образования и обязались «учитывать мнение предпринимательского сообщества, высших учебных заведений и организаций трудящихся» [1].
Социальное партнёрство как новый термин появился в образовании совсем недавно. Изучение литературы показало, что данная проблема получила освещение в работах учёных Е. В. Ткаченко, И. П. Смирнова и др. [2].
Авторы под термином «партнёрство» подразумевают систему сотрудничества, основанную на открытых соглашениях между различными институтами, подразумевающую понимание, коллективную работу и совместно принятые планы. Поэтому понятие «социальное партнёрство» рассматривается как разнообразные формы сотрудничества, в которых предпринимательская деятельность, рабочая сила, правительство и сфера образования создают общими силами форму и содержание профессиональной подготовки и обучения» [2].
Взаимодействие между партнёрами в профессиональной сфере представляет собой профессиональное партнёрство. Понятие «взаимодействие» выражает процесс, при котором субъекты (органы власти, работодатели, образовательные учреждения) взаимодействуют в процессе деятельности, достигают общественного согласия и обоюдной ответственности за её результаты.
Большой интерес представляет международный опыт партнёрства профессиональных учебных заведений и предприятий в Германии, Швеции, Франции.
Профессиональное партнёрство в Германии является одним из важнейших элементов дуальной системы обучения, которое предполагает прямое участие предприятий в профессиональном образовании. На предприятиях, где проводится обучение, выборные представители работников участвуют в планировании и реализации программ профессионального образования и назначении инструкторов производственного обучения.
Шведскую модель организации профессионального партнёрства отличает высокий уровень государственного регулирования. Из представителей населения, руководителей предприятий, профсоюзов, учебных заведений, органов власти создают комитеты, которые оказывают помощь местным организациям-посредникам на рынке труда, предлагая помощь в проведении массового переобучения специалистов.
Опыт развития профессионального партнёрства во Франции регулируется партнёрами в рамках коллективных договоров и правительством в соответствии с законами и другими правовыми документами. Большую роль