Решетневские чтения. 2017
УДК 378.147.88
МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВИРТУАЛЬНОГО ПРОЕКТНОГО ОФИСА В РЕГИОНАЛЬНОМ ВУЗЕ
А. А. Иптышев1, З. А. Колмакова1, Д. В. Вавилов2, О. Л. Мельникова1
1Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова Российская Федерация, 655017, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Ленина, 90 2Сибирский федеральный университет Российская Федерация, 660041, г. Красноярск, просп. Свободный, 79 E-mail: iaa1976@mail.ru
Рассматривается проблема создания эффективной инновационной инфраструктуры в региональном вузе на примере Хакасского государственного университета имени Н. Ф. Катанова, территориально удаленного от промышленных центров производства и тиражирования продукции. Предлагается вариант решения данной проблемы с использованием современных информационных технологий.
Ключевые слова: проектный офис; инновационная деятельность; инфраструктура вуза; информационные технологии; организация НИРС; жизненный цикл инновации.
A MODEL OF INFORMATION SYSTEM FOR A VIRTUAL PROJECT MANAGEMENT
OFFICE AT A REGIONAL UNIVERSITY
A. A. Iptyshev1, Z. A. Kolmakova1, D. V. Vavilov2, O. L. Melnikova2
:Katanov Khakass State University 90, Lenin Str., Abakan, Republic of Khakassia, 655017, Russian Federation
2Siberian Federal University 79, Svobodny Av., Krasnoyarsk, 660041, Russian Federation E-mail: iaa1976@mail.ru
The article deals with the problem of creating an effective innovation infrastructure in the regional university on the example of Khakass state University named after N. F. Katanov. The university is geographically remote from the industrial centers of the production and replication products. We propose a solution to this problem with the use of modern information technology.
Keywords: project office; innovation; infrastructure of the University; information technology; organizing scientific research; innovation lifecycle.
Создание эффективной системы привлечения студентов аспирантов и молодых ученых к инновационной деятельности является одним из важнейших элементов создания региональной инновационной системы, что, в свою очередь, является составной частью процесса формирования национальной инновационной системы, в соответствии с «Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», утвержденными Президентом Российской Федерации В. В. Путиным (Пр. № 576 от 30 марта 2002 г.). Несмотря на то что, как отмечают многие, в настоящее время в России наблюдаются попытки создания национальной инновационной среды, соответствующей требованиям современного уровня развития экономики и производства, сегодня нельзя говорить о наличии такой среды как на уровне России в целом, так и в Красноярском крае и Хакассии [1; 2].
Инновационная среда должна включать в себя разработчиков новаций, инвесторов, товаропроизводителей конкурентоспособной продукции или (услуг),
соответствующую и порядок взаимодействия указанных элементов [3; 4]. При этом разработка новшества становится инновацией только после внедрения, то есть после реализации до стадии выпушенного на рынок и воспринятого потребителем продукта. В настоящее время практически ни одно предприятие малого и среднего бизнеса, пользуясь только своими ресурсами, не может осуществить полный инновационный цикл, например, вследствие нехватки финансовых средств. Для решения вышеуказанной проблемы создаются различные инновационные инфраструктурные образования региона и подразделения внутри крупных субъектов инновационной деятельности.
Важно отметить, что разработку и проектирование новой продукции на базе новых изобретений и инженерных решений в современных условиях следует вести на базе новых технологий проектирования, в специализированных внутривузовских и межвузовских проектных подразделениях (в первую очередь молодежных), под руководством опытных проектировщиков, при совместной работе конструкторов,
Опорный университет — социальная ответственность и региональное развитие
технологов и материаловедов. Только в таком тесном взаимодействии разнородных специалистов сейчас можно создать новую конкурентоспособную продукцию с перспективами продвижения на рынок [5].
Можно видеть, что развитие современных информационных технологий предоставляет новые возможности для развития инфраструктуры инновационной деятельности в инженерных вузах, территориально удаленных от центров промышленного производства и тиражирования продукции.
Например, на базе института информационных технологий и инженерного образования Хакасского государственного университета имени Н. Ф. Катанова актуальной является задача создания виртуального проектного офиса как инструмента вовлечения студентов, аспирантов и молодых ученых в научно-исследовательские и инновационные проекты.
Концепция организации работы предприятий -свободный или виртуальный офис (freestanding) основана на том, что главным критерием оценки работы сотрудника является не факт присутствия на рабочем месте, а результат. Наиболее востребована эта концепция для консалтинговых и аудиторских компаний специалисты, которых, основную часть своего времени проводят на объекте у клиента, а постоянное место в офисе им нужно лишь один - два раза в неделю, а то и в месяц, на несколько часов.
Авторским коллективом предлагается разработать информационную систему, размещенную в сети интернет объединяющую: банк данных разработчиков, структурированный в виде портфолио с указанием участия в проектах и банк данных реализованных проектов с описанием полученных результатов и контактной информацией руководителя проекта для потенциального заказчика.
В качестве задач проектного офиса можно выделить:
- предоставить разработчикам удобный доступ к данным, чтобы они могли лучше понимать суть возникающих проблем и предпринимать более эффективные действия;
- улучшить способность разработчиков организации предвидеть изменения требований заказчика, управлять ими и предпринимать адекватные действия;
- обеспечить эффективную и гибкую совместную работу проектных групп;
- повысить производительность труда каждого разработчика и позволить большому количеству разработчиков участвовать в выполнении проекта независимо от места нахождения.
Очевидно, что эффективность работы виртуального проектного офиса будет зависеть от количества и качества проектов, поэтому должен объединять разработчиков всех институтов университета, но прежде всего института информационных технологий и ин-
женерного образования, так как заказчика прежде всего интересует описание продукта или технологии предлагаемой университетом для коммерциализации.
Можно видеть, что данный принцип работы достаточно удобен для организации работы НИР и НИРС студентов аспирантов и молодых ученых для реализации проектов по заказу предприятий малого и среднего бизнеса.
Библиографические ссылки
1. Вольф А. К. Стратегия инновационного развития Красноярского края на период до 2020 года // Вестник СибГАУ. 2011. Вып. 7(40). С. 3-8.
2. Моргун В. Н., Иптышев А. А., Быбина Я. Ю. Основные направления политики Красноярского края в области создания и внедрения научно-технических разработок // Вестник СибГАУ. 2011. Вып. 7(40). С. 9-14.
3. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент : учебник для вузов. М. : «Бизнес-школа» Интел-синтез», 1998. С. 532.
4. Инновационный менеджмент : справ. пособие / под ред. П. И. Завлина, А. К. Казанцева, A. З. Мэнде-ли и др. СПб. : Наука, 1997.
5. Формирование внутривузовской системы привлечения студентов к инновационной деятельности в Красноярском крае / С. А. Подлесный, В. И. Темных, А. А. Иптышев и др. // Инженерное образование. Томск, 2005. № 3. С. 82-90.
References
1. Wolf A. K. Strategy of innovative development of the Krasnoyarsk Krai for the period till 2020 // Vestnik SibGAU. 2011. Vol. 7(40). P. 3-8.
2. Morgun V. N., Iptyshev A. A., Bybina Y. Y. The Main directions of policy of the Krasnoyarsk region in the development and implementation of scientific and technical developments // Vestnik SibGAU. 2011. Vol. 7(40). P. 9-14.
3. Fatkhutdinov R. A. Innovation management: Textbook for universities. M. : ZAO "Business school" Intel-synthesis", 1998. Р. 532.
4. Innovation management: Guide, Handbook / ed. by P. I. Zavlin, A. K. Kazantsev, A. Z. Mandali and others. SPb. : Science, 1997.
5. The formation of the University system of attracting students to innovative activity in the Krasnoyarsk territory / S. A. Podlesny, V. I. Dark, A. A. Iptyshev et al. // the Journal of Engineering education. Tomsk, 2005. № 3. Р. 82-90.
© Иптышев А. А., Колмакова З. А., Вавилов Д. В., Мельникова О. Л., 2017