Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ'

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Субботина Т.Н., Бутрина Ю.В.

В статье рассмотрено развитие профессионального образования в Калужской области. Проанализирована реализуемая Стратегия социально-экономического развития Калужской области, в рамках которой происходит формирование образовательного кластера. Проанализирована реализуемая государственная программа «Развитие профессионального образования и науки Калужской области», рассмотрены полученные результаты эффективности за 2019-2021 гг. Доказано положительное влияние созданных многофункциональных центров прикладных квалификаций и используемого дуального обучения в подготовке профессиональных кадров для отраслей региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF VOCATIONAL EDUCATION IN THE KALUGA REGION

The article considers the development of vocational education in the Kaluga region. The implemented Strategy for the socio-economic development of the Kaluga region, within the framework of which an educational cluster is being formed, is analyzed. The ongoing state program "Development of Vocational Education and Science in the Kaluga Region" is analyzed, the results of efficiency for 2019-2021 are considered. The positive impact of the created multifunctional centers of applied qualifications and the dual training used in the training of professional personnel for the industries of the region has been proven.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ»

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ

ОБЛАСТИ

Т.Н. Субботина, канд. пед. наук, доцент Ю.В. Бутрина, студент

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

Б01:10.24412/2411-0450-2022-5-3-99-103

Аннотация. В статье рассмотрено развитие профессионального образования в Калужской области. Проанализирована реализуемая Стратегия социально-экономического развития Калужской области, в рамках которой происходит формирование образовательного кластера. Проанализирована реализуемая государственная программа «Развитие профессионального образования и науки Калужской области», рассмотрены полученные результаты эффективности за 2019-2021 гг. Доказано положительное влияние созданных многофункциональных центров прикладных квалификаций и используемого дуального обучения в подготовке профессиональных кадров для отраслей региона.

Ключевые слова: профессиональное образование, развитие профессионального образования, образовательный кластер, профессиональные образовательные организации.

Современное развитие экономики характеризуется постиндустриальной стадией, для которой характерно возрастание роли науки, образования, сферы услуг и т.д. Именно человеческий капитал определяет темпы НТП и экономического развития страны. В этой связи возрастает актуальность проблема передачи знаний.

Влияние системы образования на экономические процессы заключается в обеспечении квалификационного воспроизводства различных профессиональных групп и социальных слоев. Образованное население способно вывести свою страну на новый уровень развития экономики, ВВП и ВНП, улучшить качество жизни, межгосударственные отношения. Целью и результатом профессиональной подготовки является квалифицированный профессионал, подготовленный к вхождению в производственную среду, требующую определённых знаний и навыков [1].

Уровень развития образования напрямую зависит от государственной политики и деятельности региональных органов государственной власти, реализующих управление в сфере образования.

К органам государственной власти Калужской области, осуществляющим государственное управление в сфере образования, относятся [2]:

1) Законодательное Собрание Калужской области;

2) Правительство Калужской области;

3) орган исполнительной власти Калужской области, осуществляющий государственное управление в сфере образования;

4) иные органы исполнительной власти Калужской области, имеющие в своем ведении организации, осуществляющие образовательную деятельность.

В Калужской области реализуется Стратегия социально-экономического развития Калужской области до 2030 года «Человек - центр инвестиций» [3]. В рамках данной стратегии происходит формирование образовательного кластера в целях развития инновационного, промышленного, образовательного секторов Калужской области [4; 5]. Развитие образовательного кластера должно осуществляться в двух направлениях:

1) интеграция образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку, а также научных учреждений вокруг регионального университета;

2) формирование Центра прикладного образования на базе МГТУ им. Н.Э. Баумана, интегрирующего деятельность заведений начального и средне-

го профессионального образования с возможностью дальнейшего обучения в вузах.

В формировании образовательного кластера Калужской области участвуют следующие муниципальные образования: г. Калуга, г. Обнинск, Боровский район, Жуковский район, г. Киров и Кировский район, Козельский район, г. Людиново и Людиновский район, Малоярославецкий район, Мосальский район, Тарусский район.

Министерство образования и науки Калужской области в настоящее время реализует государственную программу «Развитие профессионального образования и науки Калужской области» [5]. К 2024 г. должна закончиться модернизация профессионального образования Калужской области и создана эффективная система выявления и поддержки ученых, преподавателей, талантливой молодежи.

годы реализации программы Рис. 1. Объёмы финансирования государственной программы «Развитие профессионального образования и науки Калужской области»

Основными индикаторами данной программы выступают количество выпускников образовательных организаций, реализующих программы СПО, продемонстрировавших уровень подготовки, соответствующий стандартам WorldSkills, и количество участников региональных конкурсов, организованным региональным профильным министерством. На рисунке 2 представлены индикаторы программы по годам реализации.

За прошедшие годы реализации программы индикаторы выполняются на 100%. В 2021 г. индикатор «количество выпускников образовательных организаций, реализующих программы СПО, про-

демонстрировавших уровень подготовки, соответствующий стандартам WorldSkills» был выполнен на 134% что объясняется проведением аттестации в профессиональных образовательных организациях Калужской области в форме демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia. Индикатор «количество участников региональных конкурсов, организованных министерством образования и науки Калужской области» был выполнен на 122,6%, что связано с количества компетенций Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Калужской области.

Калужской области

Рис. 2. Индикаторы государственной программы «Развитие профессионального образования и науки Калужской области»

Достижению таких высоких показателей способствовала реализация Регионального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования) национального проекта «Образование» государственной программы РФ «Развитие образования». В 2021 г. Калужская область стала победителем в рамках реализации мероприятия «Государственная поддержка профессиональных образовательных организаций в целях обеспечения соответствия их материально-технической базы современным требованиям» федерального проекта «Молодые профессионалы» (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)».

В 2021 г. в финале IX Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Калужская сборная

была представлена в компетенции «Ресторанный сервис», в итоге был вручён медальон за профессионализм студенту Обнинского колледжа технологий и услуг. В рамках отборочных соревнований выпускники Калужского техникума электронных приборов получили медальон за профессионализм по компетенции «Разработка решений с использованием блокчейн технологий». Выпускницы Калужского колледжа экономики и технологий получили максимальные баллы по компетенции «Туризм».

В 2021 г. по сравнению с показателями предыдущего года в 2 раза увеличилось количество участников отборочных этапов и финалов всероссийских конкурсов профессионального мастерства, в том числе по стандартам WorldSkills (рис. 3).

Рис. 3. Показатели эффективности реализации государственной программы «Развитие профессионального образования и науки Калужской области»

Это обусловлено увеличением количества компетенций Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Калужской области. Причём достигнутый результат оказался на 18,1% выше запланированного. Низкое количество участников в 2020 г. связано с ограничительными мерами в связи с распространением коронавирусной инфекции в стране.

Положительной тенденцией является увеличение доли педагогических работников профессиональных организаций региона, повысивших свою квалификацию. В 2021 г. этот показатель составил 15,8%.

Значимым результатом развития профессионального образования в регионе стало создание к концу 2021 г. 29 мастерских, соответствующих стандартам WorldSkills Russia.

Для обеспечения перспективных отраслей региона необходимыми кадрами осуществляется работа по развитию многофункциональных центров прикладных квалификаций [7]. Они созданы на базе Калужского коммунально-строительного техникума им. И.К. Ципулина, Калужского технического колледжа, Обнинского колледжа технологий и услуг. Оказание образовательных услуг в рамках многофункциональных центров прикладных квалификаций осуществляется как по договорам с

ваген Груп Рус», ООО «Гестамп-Северсталь-Калуга» и др.), так и по индивидуальным договорам с гражданами. В подготовке кадров используется дуальное обучение, сочетающее теоретическую подготовку с практическим обучением непосредственно на предприятии. Данный подход позволяет максимально учесть требования к подготовке кадров со стороны работодателя.

Перечень специальностей по направлениям дуального обучения в Калужской области ежегодно расширяется, включает в себя не только подготовку кадров для промышленных предприятий, но и обучение специалистов в сфере 1Т-технологий на базе 1Т-кластера ОАО «Калуга-Астрал».

Таким образом, можно сделать вывод об эффективности проводимой государственной программы по развитию профессионального образования в регионе. Она обеспечивает подготовку квалифицированных кадров по многим востребованным специальностям, большинство студентов трудоустроены или продолжают обучение в вузах (в 2020 г. это составило 64,3% и 15,9% соответственно). В рамках реализуемой программы происходит совершенствование материально-технической базы обучения, что в дальнейшем даёт возможность повысить качество профессионального образования.

предприятиями (например, ООО «Фолькс-

Библиографический список

1. Субботина Т.Н. Управление качеством подготовки студентов при изучении общепрофессиональных дисциплин: специальность 13.00.08 "Теория и методика профессионального образования": автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Субботина Татьяна Николаевна. - Москва, 2009. - 24 с.

2. Закон Калужской области от 30 сентября 2013 года № 479-ОЗ «Об образовании в Калужской области» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/464901593 (Дата обращения 21.05.2022).

3. Постановление Правительства Калужской области от 29.06.2009 г. № 250 «О стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/972215857 (Дата обращения 21.05.2022).

4. Субботина Т.Н. Инновационное развитие региона как фактор устойчивого развития / Т.Н. Субботина, О.А. Кожина // Вектор экономики. - 2020. - №12 (54). - С. 49. - EDN AENQGA.

5. Медведева О.С. Современная стратегия социально-экономического развития Калужской области / О.С. Медведева, В.Н. Левкина // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2020. - № 7-1. - С. 144-150.

6. Постановление Правительства Калужской области от 12.02.2019 г. № 93 «Об утверждении государственной программы Калужской области «Развитие профессионального образования и науки в Калужской области» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/550354702 (Дата обращения 20.05.2022).

7. Чаусова Л.А. Развитие профессионального образования в регионе / Л.А. Чаусова, Н.Ю. Чаусов // Российский экономический интернет-журнал. - 2018. - № 4. - С. 117.

DEVELOPMENT OF VOCATIONAL EDUCATION IN THE KALUGA REGION

T.N. Subbotina, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Yu.V. Butrina, Student

Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. The article considers the development of vocational education in the Kaluga region. The implemented Strategy for the socio-economic development of the Kaluga region, within the framework of which an educational cluster is being formed, is analyzed. The ongoing state program "Development of Vocational Education and Science in the Kaluga Region" is analyzed, the results of efficiency for 2019-2021 are considered. The positive impact of the created multifunctional centers of applied qualifications and the dual training used in the training of professional personnel for the industries of the region has been proven.

Keywords: vocational education, development of vocational education, educational cluster, professional educational organizations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.