АНАЛИЗ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
М.А. Петешов, студент
Т.Н. Субботина, канд. пед. наук, доцент
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
DOI:10.24412/2411-0450-2022-4-2-72-77
Аннотация. В статье проведён анализ регулирования рынка труда Калужской области. На основе данных Росстата и региональной службы статистики рассмотрена ситуация поиска работы соискателями в 2020-2021 гг., выявлены вакансии, пользующиеся наибольшим спросом на региональном рынке труда. Проанализированы результаты выполнения государственной программы «Развитие рынка труда в Калужской области». Сделан вывод о том, что для недопущения роста напряжённости на рынке труда Калужской области в 2022 г. дополнительно реализуются мероприятия по организации временной занятости работников, находящихся под риском увольнения, организации общественных работ для граждан, зарегистрированных в качестве безработных.
Ключевые слова: рынок труда, уровень безработицы, занятость, государственное управление рынком труда.
Рынок труда выступает одним из значимых элементов, обеспечивающих развитие отдельного региона. Региональный рынок труда характеризуется наличием на нём таких субъектов как предприниматели, хозяйствующие субъекты, население, представляющее собой источник рабочей силы, региональные органы государственного управления. Рынок труда региона характеризуют показатели спроса и предложения на рабочую силу на территории региона. Он выступает социально-экономической категорией, функционирование которой обеспечивается влиянием разнообразных факторов, начиная от специфического общественного механизма, ответственного за реализацию социально-трудовых отношений, и заканчивая политикой социальной поддержки людей, утративших работу. Именно анализ показателей регионального рынка труда позволяет сделать выводы относительно устойчивости, благополучия и результативности экономических и социальных реформ в рамках региона.
Исследование проводилось в Калужской области, которая является одним из самых бурно развивающихся регионов Центрального Федерального округа [1]. На рисунке 1 приведена текущая ситуация с числом резюме и вакансий, находящихся
на порталах, предусматривающих выполнение поиска новой работы.
На рисунке 1 видим, что с апреля 2020 г. предложение превышает спрос. С апреля 2020 г. выявлен некоторый «провал» в размещении вакансий, затем началось постепенное выравнивание ситуации. Таким образом, главные негативные события на рынке труда приходились на стартовые месяцы развития пандемии.
Среди произошедших изменений также наблюдалось увеличение потребности в специалистах для государственной службы, некоммерческих предприятий, медицинских организаций (рис. 2). Недостаточность обеспечения рабочей силой способна оказать значительное влияние на стабильность экономического роста в регионе и на её финансовую стабильность. Главный спрос на трудовые ресурсы наблюдается со стороны организаций, относящихся к обрабатывающему производству и строительной сфере. В результате для предприятий и организаций региона необходимы, в первую очередь, специалисты, имеющие начальное профессиональное образование. Это рабочие для различных промышленных отраслей, аграрного сектора и строительного сегмента. Ещё для экономики региона необходимы механики и инженеры, технологи и техники,
медсестры и врачи, воспитатели и преподаватели, работники сельскохозяйственной сферы [2]. Повышенный спрос наблюдается на слесарей, станочников, сварщиков, электромонтёров, машинистов, трак-
тористов, каменщиков, водителей. В то же время в области избыточное количество менеджеров, экономистов и юристов.
Рис. 1. Число резюме и вакансий, находящихся на порталах для поиска новой работы на
территории Калужской области [2]
Юристы
Искусство, развлечения, масс-медиа Страхование Банит инвестиции, лизинг Спортивные клу бы, фптнес, салон красоты Туризм, гостиницы, рестораны бухгалтерия, управленческий учет, финансы предприятия
Продажи Закупки Наука, образование Маркетинг, реклама, РК. Консультирование Производство
Информационные технологии, интернет, телеком Добыча сырья Высший менеджмент Пнсталяция п сервис Административный персонал Управление персоналом, тренпнш Стронтельтво, недвижимость Домашний персонал Безопасность Транспорт, логистика Автомобильный бизнес Начало карьеры, студенты Рабочий персонал Медицина, фармацевтика Государственная служба, некоммерческие организации
-50
50
100
150
200
250
300
Рис. 2. Спрос в профессиональных областях
Сформировавшаяся ситуация в региональной экономике приводит к выводу об особом значении рабочей силы для общественного производства. Трудовые ресурсы активно влияют на экономику отдель-
ной организации, области и всего государства.
Текущая стадия экономического развития Калужской области демонстрирует, что обеспечение рабочей силой и благосо-
стояние граждан - условия достижения экономической безопасности и стабильного регионального развития. На взгляд М.З. Алиевой, под экономической безопасностью региона следует понимать состояние, когда минимальны либо ликвидированы внешние и внутренние опасности, негативно влияющие на финансовый и социально-экономический потенциал региона и оставляющие его ниже отметки, обеспечивающей улучшение благосостояния населения [3].
Калужскую область входит в число успешных регионов. Здесь реализуются крупные инвестиционные проекты, развиваются кластеры в автомобилестроении, фармацевтике и логистике [4, 5]. По отдельным макроэкономическим показателям Калужская область оказывается в числе лидеров среди всех российских регионов [6, 7].
В таблице представлены фактические данные реализации программы за 20192020 гг., свидетельствующие о том, что плановые значения выполнены на 100% и выше. В целом, можно констатировать, что ситуация на рынке Калужской области характеризуется как сложная, но заметно снижение напряжённости. Негативно на реализацию государственной программы повлияло распространение коронавирус-ной инфекции и переход многих предприятий региона на дистанционную работу. На основе данных таблицы можно сделать вывод, что к ключевым проблемам в эко-
Полноценности управления рынком рабочей силы не получится добиться без наличия информации о сложившейся на местах ситуации. В ходе осуществления планов для муниципалитетов Калужской области выполнена подготовка паспорта рынка рабочей силы, включающая в себя сведения, относящиеся к внутренней рабочей миграции и к присутствию потенциальной рабочей силы.
С 2019 г. в регионе реализуется государственная программа, направленная на создание условий, способствующих эффективному функционированию и развитию рынка труда Калужской области [8]. В результате планируется предотвратить рост напряжённости труда путём реализации активной политики занятости населения, повысить занятость инвалидов, а также улучшить условия и охрану труда в организациях региона.
номическом развитии Калужской области можно отнести проблему безработицы, воздействующую на большое количество показателей и процессов: на уровень жизни граждан, на уровень квалификации специалистов, на уровень преступности. Экономические результаты области способствуют реализации важных для общества мер, включая относящихся к решению проблемы в области безработицы.
Уровень безработицы, зафиксированный в Калужской области, считается одним из наиболее низких в рамках Центрального федерального округа. В соот-
Таблица. Достижение индикаторов государственной программы «Развитие рынка труда в Калужской области»__
Название индикатора Значение по годам реализации государственной программы
2G19 2G2G 2G21 2G22 2G23 2G24
Уровень общей безработицы (по методологии МОТ) 3,7 4,7 4,G 4,G 4,G 4,G
Уровень регистрируемой безработицы G,44 1,59 G,5 G,5 G,5 G,5
Коэффициент напряженности на рынке труда G,32 G,96 G,5 G,5 G,5 G,5
Уровень профессиональной заболеваемости и производственного травматизма 1,5 1,2 1,4 1,3 1,2 1,2
ветствии со сведениями Калугастата, отношение количества безработных лиц к количеству экономических активных лиц в области равняется 3,6%. Ниже значение показателя лишь в Москве, а также в Липецкой и Московской областях [8].
Количество лиц, решивших посетить центры занятости граждан для получения новой работы в 2021 г., равнялось 26,6 тыс. граждан (89,1% от показателя 2020 г.). За январь-декабрь 2021 г. смогли трудоустроиться 19,1 тыс. граждан, включая безработных лиц - 4,9 тыс. граждан (за 2020 г. - 21,1 тыс. и 5,1 тыс. граждан соответственно).
На протяжении 2021 г. из-за безработицы прошли регистрационный учёт в органах службы занятости граждан в Калужской области 8,4 тыс. граждан (93,2% от уровня 2020 г.). По результатам 2021 г. среднемесячное количество безработных равнялось 3,73 тыс. граждан. Это на 1,9% превышает показатель за 2020 г. (3,66 тыс. граждан).
В соответствии с данными, представленными Федеральной службой государственной статистики за 2021 г., уровень регистрируемой безработицы на территории Калужской области равнялась 0,5%, общий уровень безработицы равнялся 4%, что ниже данных 2020 г.
Коэффициент напряженности на рынке рабочей силы в 2021 г. был 0,5%. В 2020 г. он равнялся 0,96%.
При этом ситуацию внутри региона можно считать неоднородной. В основной части муниципальных районов уровень зарегистрированной безработицы оказался выше среднего по региону показателя. При этом в четырёх районах - больше, чем в 2,5 раза.
Даже с учётом некоторых положительных изменений в региональной экономике есть некоторая опасность, обусловленная увеличивающейся потребностью экономики региона в квалифицированных специалистах и с ограниченностью возможно-
стей, позволяющих покрыть такую потребность.
В ходе выполнения государственной программы «Развитие рынка труда в Калужской области» реализуются следующие подпрограммы:
1. Оказание содействия занятости жителей Калужской области
2. Обеспечение улучшения условий и охраны труда на предприятиях, распложенных в Калужской области
3. Сопровождение молодых инвалидов во время их трудоустройства в ходе реализации мероприятий по оказанию помощи занятости граждан
4. Выполнение мероприятий для поддержки занятости в ходе выполнения программы по увеличению производительности труда в Калужской области.
На рисунке 3 представлено движение численности безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости Калужской области в 20202021 гг. К концу декабря 2021 г. число незанятых граждан, состоящих на учете в органах службы занятости, составило 3 тыс. 222 человека, статус безработного имели 2 тыс. 615 человек.
К концу 2021 г. заявленная работодателями потребность в работниках составляла 14 тыс. 220 свободных мест (вакантных должностей), 63,9% которых составляли места рабочих профессий.
Нагрузка незанятого населения, состоящего на учете в государственных органах службы занятости, на одну заявленную вакансию на конец декабря 2021 г. в целом по области составляла 0,2 человека.
Для недопущения роста напряжённости на рынке труда Калужской области в 2022 г. дополнительно реализуются мероприятия по организации временной занятости работников, находящихся под риском увольнения, организации общественных работ для граждан, зарегистрированных в качестве безработных.
Рис. 3. Движение численности безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости Калужской области в 2020-2021 гг., человек [2]
Таким образом, обеспечение развития рынка рабочей силы в российских регионах зависит от специализации их экономик, уровня обеспечения сырьём и минералами, изменений в производстве, инвестиционного потенциала региона, степени федеральной поддержки региона. В то же время от результативности использования
рабочей силы в регионе будут зависеть его ключевые социальные и экономические результаты. Главные направления, реализуемые Правительством РФ на рынке рабочей силы - достижение эффективной занятости граждан, рост уровня качества и уровня конкурентоспособности трудовых ресурсов.
Библиографический список
1. Субботина Т.Н. Анализ регионального рынка труда (на примере Калужской области) // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского, Калуга, 15 января 2016 года / Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского. - Калуга: Издательство Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского, 2016. - С. 129-133. - EDN WDYKOB.
2. Федеральная служба государственной статистики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/
3. Алиева М.З. Экономическая безопасность региона: подходы к определению // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2020. - № 3-1. - С. 11-18.
4. Субботина Т.Н. Инновационное развитие региона как фактор устойчивого развития / Т.Н. Субботина, О.А. Кожина // Вектор экономики. - 2020. - №12 (54). - С. 49. - EDN AENQGA.
5. Субботина Т.Н. Актуальные проблемы рынка труда Калужской области // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского, Калуга, 17 февраля 2015 года / Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского. -Калуга: Издательство Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского, 2015. - С. 189-192. - EDN VNBYRD.
6. Медведева О.С. Современная стратегия социально-экономического развития Калужской области / О.С. Медведева, В.Н. Левкина // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2020. - № 7-1. - С. 144-150. - DOI 10.17513/vaael.1219. - EDN TPYWVP.
7. Чаусов Н.Ю. Состояние и проблемы инновационного развития Калужской области / Н.Ю. Чаусов, А.И. Рябцева, М.В. Галченкова // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2019. - №12 (130). - С. 84. - ББК QLDWPT.
8. Постановление Правительства Калужской области от 31 января 2019 года №43 Об утверждении государственной программы Калужской области «Развитие рынка труда в Калужской области». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/550354605 (дата обращения 06.04.2022)
ANALYSIS OF LABOR MARKET REGULATION IN THE KALUGA REGION M.A. Peteshov, Student
T.N. Subbotina, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Tsiolkovsky Kaluga State University (Russia, Kaluga)
Abstract. The article analyzes the regulation of the Kaluga region labor market. Based on the data of Rosstat and the regional statistics service, the situation of job search by job seekers in 2020-2021 is considered, vacancies that are in the greatest demand in the regional labor market are identified. The results of the implementation of the state program "Development of the labor market in the Kaluga region" are analyzed. It is concluded that in order to prevent the growth of tension in the labor market of the Kaluga region in 2022 Additionally, measures are being implemented to organize temporary employment of employees at risk of dismissal, organization of public works for citizens registered as unemployed.
Keywords: labor market, unemployment rate, employment, state management of the labor market.